Jump to content

Венера и Адонис

Титульный лист либретто оперы «Венера и Адонис» , изданного Кристофом Балларом, Париж, 1697 г.

«Венера и Адонис» — опера ( tragédie en musique ) в прологе и 5 действиях, написанная Анри Демаре на либретто Жана -Батиста Руссо . Основанный на истории Венеры и Адониса Овидия из книги X «Метаморфоз» , он был впервые исполнен Королевской академией музыки в Театре Пале-Рояль в Париже 28 июля 1697 года с Мари Лерошуа и Луи Голардом Дюмени в главных ролях. . Демаре устроил масштабное возрождение произведения с новым прологом при дворе Леопольда, герцога Лотарингского в 1707 году. При жизни композитора оно исполнялось в Германии, Бельгии и Франции, но затем кануло в безвестность. Его первая постановка в наше время состоялась в Опере Нанси 28 апреля 2006 года.

Предыстория и история выступлений

[ редактировать ]
Венера и Адонис , одно из . многих изображений мифа Тициана

«Венера и Адонис» стала восьмой сценической работой Демаре и третьей, премьера которой состоялась в Королевской академии музыки. Между 1695 и 1697 годами Демаре одновременно работал над «Венерой и Адонисом» , «Галантными праздниками» ( опера-балет ) и еще одной пятиактной музыкальной трагедией « Ифигения в Таврии» . «Венера и Адонис» была первой из трех опер, премьера которой состоялась, и, по словам французского музыковеда Жана Дюрона, это также было любимое произведение Демаре. [ 1 ] Его либреттистом был Жан-Батист Руссо , который был в начале своей карьеры и ему было всего 26 лет, когда состоялась премьера оперы. Овидия, Миф о Венере и Адонисе, изложенный в X книге «Метаморфоз» вызывал особое восхищение поэтов, художников и музыкантов эпохи Возрождения и барокко и послужил источником вдохновения для создания многочисленных произведений. До обработки Демаре и Руссо она была предметом как минимум двух опер: Маццокки « Котенка Адона» (1626) и Блоу « Венера и Адонис» (1683), а также Донно де Визе пьесы «Лес» . Amours de Venus et d'Adonis на музыку Шарпантье (1669). Обращение Руссо отличалось тем, что он добавил образ Сидиппы, кипрской принцессы, чья безответная любовь к Адонису в конечном итоге заканчивается ее самоубийством. [ 2 ]

Пока Демаре завершал «Венуру и Адониса» и готовил актерский состав к премьере, он был втянут в скандал, связанный с его любовным романом с Мари-Маргаритой де Сен-Гобер, восемнадцатилетней дочерью высокопоставленного чиновника из Санлиса . Ее отец был категорически против брака, и пара сбежала в Париж в июне 1697 года. Премьера «Венеры и Адониса» состоялась 28 июля 1697 года с Мари Ле Рошуа в роли Венеры и Луи Голардом Дюмени в роли Адониса. [ 3 ] Шесть месяцев спустя Мари-Маргарита родила сына, а ее отец возбудил против Демаре уголовное преследование за совращение и похищение, которое продлилось более двух лет. Премьера «Галантных праздников» состоялась в 1698 году, но Демаре оставил «Ифигению в Таврии» незавершенной, когда он и Мария-Маргарита бежали из Франции в 1699 году. Демаре был заочно приговорен к смертной казни и помилован только примерно 20 лет спустя. [ 4 ]

После нескольких лет изгнания в качестве придворного композитора Филиппа V Испанского Демаре получил должность магистра музыки при дворе Леопольда, герцога Лотарингского в Люневиле . Там он возродил «Венус и Адонис» герцога 15 ноября 1707 года, чтобы отпраздновать именины . Демаре посвятил «Венус и Адонис» своему давнему покровителю Людовику XIV и разместил пролог на равнинах Марли-ле-Руа знаменитой резиденции Людовика XIV, Шато де Марли на фоне . Для люневильских представлений 1707 года Демаре и Руссо создали совершенно новый пролог, действие которого происходит в садах замка герцога Леопольда. [ 1 ] В последующие годы «Венера и Адонис» исполнялась при дворе Карла III в Баден-Дюрлахе (1713 г.), в Ла Монне в Брюсселе (1714 г.), в Королевской академии музыки с участием герцогини Беррийской (1717 г.), в Гамбурге исполнялись на французском языке, но с комическим прологом на немецком (1725 г.) и в Лионе (1739 г.). Между 1714 и 1739 годами отрывки из оперы звучали также при королевском дворе Швеции и в Лондоне. [ 5 ] За этим последовало более 250 лет безвестности до 28 апреля 2006 года, когда опера впервые была поставлена ​​в наше время в Опере Нанси под руководством и дирижером Кристофа Руссе . Выступления барочного оркестра Les Talens Lyriques в Нэнси с Карин Деше в роли Венеры и Себастьяном Дрой в роли Адониса были записаны вживую и выпущены на компакт-диске в 2007 году. [ 6 ]

Мари Ле Рошуа , Венера в премьере оперы 1697 года.

Пролог (оригинальная парижская версия)

Опера

Краткое содержание

[ редактировать ]
Вид с террасы замка Марли, картина Юбера Робера

Равнина на рассвете и замок Марли вдалеке.

Нимфы Мелисерта и Партенопа, а также пастух Палемон воспевают любовь и простые удовольствия, которыми теперь можно наслаждаться благодаря миру, обеспеченному «величайшим королем в мире» ( Людовиком XIV ). Танец пастухов прерывается, когда Диана приезжает на своей колеснице, чтобы рассказать историю об Адонисе , в которой любовь закончилась трагедией.

Остров Кипр

Идут празднования в честь прибытия Венеры , которая должна провозгласить нового короля Кипра. Приходит Венера и объявляет, что выбрала Адониса королем, зовя его в королевский дворец. Венера признается в любви к Адонису принцессе Сидиппе, которая тоже тайно любит его. Сидиппе предупреждает Венеру, что ее любовь к Адонису рискует разозлить ее возлюбленного Марса .

Внутри королевского дворца

Адонис и Венера признаются друг другу в любви, и Венера предлагает объявить об этом всем публичным празднованием. Позже она встречает Сидиппе и радостно рассказывает ей, что произошло. Одинокая, охваченная разочарованной любовью, Сидиппа призывает Ревность и ее последователей положить конец любовному роману.

Сад, подготовленный к празднованию Венеры и Адониса.

Марс с подозрением относится к подготовке к торжеству и сообщает своим последователям, что спуск Венеры на Землю вызвал у него ревность. Он скрывается, чтобы узнать, кем может быть ее новый любовник. Венера и Адонис прибывают в сопровождении своих спутников и воспевают свою любовь. Грации . и молодые люди Кипра приходят засвидетельствовать почтение паре, но бегут, когда появляется Марс Марс гневно противостоит Венере, но она симулирует невиновность и объявляет, что уезжает в Пафос . Марс успокаивается, пока Сидипп не говорит ему, что его обманули. Вместе они планируют отомстить Венере и Адонису.

Город Аматус

Венера, полагая, что ей удалось обмануть Марса, успокаивает Адониса и говорит ему, что она должна отправиться в Пафос, где устраиваются празднества в ее честь. Марс и Сидиппа противостоят Адонису. Марс готовится убить его, но Сидипп останавливает его руку и предлагает принести жертву. Марс призывает Беллону , богиню войны. Она и ее последователи сеют хаос в городе Амантус и его людях, в то время как Марс призывает саму Диану наказать Адониса.

Руины Аматуса и окрестности

Диана выпустила на волю ужасного зверя, который убивает жителей Амантуса, к большому удовольствию Марса. Сидиппе умоляет его вмешаться, но он отказывается и восходит на гору Олимп . Адонис встречает Сидиппе, намеревающегося убить монстра. Оставшись одна, Кидип в ужасе ждет, пока не услышит новость о победе Адониса. Народ Аматуса благодарит своего нового короля за храбрость. Стремясь найти Адониса, Венера возвращается из Пафоса и спускается со своей колесницы под танцы и аплодисменты. Сидиппа признается Венере, что она тоже любит Адониса и именно она подстегнула Марса к гневу и мести. Затем они узнают, что Диана вернула зверя к жизни и убила Адониса. Сидиппе кончает жизнь самоубийством, когда Венера и хор оплакивают трагическую судьбу Адониса.

  1. ^ Jump up to: а б Дюрон и Ферратон (2006) , с. 166
  2. ^ Подробную информацию о художественных и литературных предшественниках Венеры и Адониса см. в «Метаморфозах любви Венеры и Адониса или зарождении мифа в опере» Селин Бонерт в Duron & Ferraton (2006) , стр. . 9–30
  3. ^ Дюрон и Ферратон (2006) , с. 7. Обратите внимание, что некоторые более старые ссылки, например, Casaglia (2005) и Girdlestone (1972) , p. 340 указывают дату премьеры 17 марта.
  4. ^ Вуд (2001) .
  5. ^ История выступлений XVIII века взята из Duron & Ferraton (2006) , стр. 47–48.
  6. ^ Бренесаль, Барри (2007). Обзор: Desmarest: Venus & Adonis (Rousset, Les Talens Lyriques) . Фанфары (перепечатано на arkivmusic.com)
  7. ^ Премьерный состав и типы голоса из фильма Duron & Ferraton (2006) , стр. 48 и Касалья (2005)

Источники

[ редактировать ]
  • Казалья, Герардо (2005). « Венера и Адонис ,   17 марта 1697 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
  • Дюрон, Жан; Ферратон, Ив (2006). Венера и Адонис (1697): Трагедия в музыке Анри Десмареста: либретто, этюды и комментарии (на французском языке). Версальский музыкальный центр барокко/Editions Mardaga. ISBN  2-87009-920-7 .
  • Гердлстоун, Катберт (1972). Трагедия в музыке считается литературным жанром . Женева: Дроз. OCLC   772775 .
  • Вуд, Кэролайн (2001). «Десмаре [Десмарест, Демарец, Демарэ], Анри». Гроув Музыка онлайн .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dce7f3679fe462c89a4bb99fcd9e4be0__1715879220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dc/e0/dce7f3679fe462c89a4bb99fcd9e4be0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vénus et Adonis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)