Венера и Адонис

«Венера и Адонис» — опера ( tragédie en musique ) в прологе и 5 действиях, написанная Анри Демаре на либретто Жана -Батиста Руссо . Основанный на истории Венеры и Адониса Овидия из книги X «Метаморфоз» , он был впервые исполнен Королевской академией музыки в Театре Пале-Рояль в Париже 28 июля 1697 года с Мари Лерошуа и Луи Голардом Дюмени в главных ролях. . Демаре устроил масштабное возрождение произведения с новым прологом при дворе Леопольда, герцога Лотарингского в 1707 году. При жизни композитора оно исполнялось в Германии, Бельгии и Франции, но затем кануло в безвестность. Его первая постановка в наше время состоялась в Опере Нанси 28 апреля 2006 года.
Предыстория и история выступлений
[ редактировать ]
«Венера и Адонис» стала восьмой сценической работой Демаре и третьей, премьера которой состоялась в Королевской академии музыки. Между 1695 и 1697 годами Демаре одновременно работал над «Венерой и Адонисом» , «Галантными праздниками» ( опера-балет ) и еще одной пятиактной музыкальной трагедией « Ифигения в Таврии» . «Венера и Адонис» была первой из трех опер, премьера которой состоялась, и, по словам французского музыковеда Жана Дюрона, это также было любимое произведение Демаре. [ 1 ] Его либреттистом был Жан-Батист Руссо , который был в начале своей карьеры и ему было всего 26 лет, когда состоялась премьера оперы. Овидия, Миф о Венере и Адонисе, изложенный в X книге «Метаморфоз» вызывал особое восхищение поэтов, художников и музыкантов эпохи Возрождения и барокко и послужил источником вдохновения для создания многочисленных произведений. До обработки Демаре и Руссо она была предметом как минимум двух опер: Маццокки « Котенка Адона» (1626) и Блоу « Венера и Адонис» (1683), а также Донно де Визе пьесы «Лес» . Amours de Venus et d'Adonis на музыку Шарпантье (1669). Обращение Руссо отличалось тем, что он добавил образ Сидиппы, кипрской принцессы, чья безответная любовь к Адонису в конечном итоге заканчивается ее самоубийством. [ 2 ]
Пока Демаре завершал «Венуру и Адониса» и готовил актерский состав к премьере, он был втянут в скандал, связанный с его любовным романом с Мари-Маргаритой де Сен-Гобер, восемнадцатилетней дочерью высокопоставленного чиновника из Санлиса . Ее отец был категорически против брака, и пара сбежала в Париж в июне 1697 года. Премьера «Венеры и Адониса» состоялась 28 июля 1697 года с Мари Ле Рошуа в роли Венеры и Луи Голардом Дюмени в роли Адониса. [ 3 ] Шесть месяцев спустя Мари-Маргарита родила сына, а ее отец возбудил против Демаре уголовное преследование за совращение и похищение, которое продлилось более двух лет. Премьера «Галантных праздников» состоялась в 1698 году, но Демаре оставил «Ифигению в Таврии» незавершенной, когда он и Мария-Маргарита бежали из Франции в 1699 году. Демаре был заочно приговорен к смертной казни и помилован только примерно 20 лет спустя. [ 4 ]
После нескольких лет изгнания в качестве придворного композитора Филиппа V Испанского Демаре получил должность магистра музыки при дворе Леопольда, герцога Лотарингского в Люневиле . Там он возродил «Венус и Адонис» герцога 15 ноября 1707 года, чтобы отпраздновать именины . Демаре посвятил «Венус и Адонис» своему давнему покровителю Людовику XIV и разместил пролог на равнинах Марли-ле-Руа знаменитой резиденции Людовика XIV, Шато де Марли на фоне . Для люневильских представлений 1707 года Демаре и Руссо создали совершенно новый пролог, действие которого происходит в садах замка герцога Леопольда. [ 1 ] В последующие годы «Венера и Адонис» исполнялась при дворе Карла III в Баден-Дюрлахе (1713 г.), в Ла Монне в Брюсселе (1714 г.), в Королевской академии музыки с участием герцогини Беррийской (1717 г.), в Гамбурге исполнялись на французском языке, но с комическим прологом на немецком (1725 г.) и в Лионе (1739 г.). Между 1714 и 1739 годами отрывки из оперы звучали также при королевском дворе Швеции и в Лондоне. [ 5 ] За этим последовало более 250 лет безвестности до 28 апреля 2006 года, когда опера впервые была поставлена в наше время в Опере Нанси под руководством и дирижером Кристофа Руссе . Выступления барочного оркестра Les Talens Lyriques в Нэнси с Карин Деше в роли Венеры и Себастьяном Дрой в роли Адониса были записаны вживую и выпущены на компакт-диске в 2007 году. [ 6 ]
Роли
[ редактировать ]Пролог (оригинальная парижская версия)
Опера
- Адонис ( haute-contre ) – автор Луи Голар Дюмени. [ 7 ]
- Венера ( сопрано ) – автор Мари Ле Рошуа
- Сидиппа, принцесса Кипра (сопрано) – автор Мари-Луиза Дематен
- Марс ( бас ) – автор Шарль Ардуэн
- Беллона
- ревность
- Последователь Марса
- Житель Кипра
Краткое содержание
[ редактировать ]Пролог
[ редактировать ]
Равнина на рассвете и замок Марли вдалеке.
Нимфы Мелисерта и Партенопа, а также пастух Палемон воспевают любовь и простые удовольствия, которыми теперь можно наслаждаться благодаря миру, обеспеченному «величайшим королем в мире» ( Людовиком XIV ). Танец пастухов прерывается, когда Диана приезжает на своей колеснице, чтобы рассказать историю об Адонисе , в которой любовь закончилась трагедией.
Акт 1
[ редактировать ]Остров Кипр
Идут празднования в честь прибытия Венеры , которая должна провозгласить нового короля Кипра. Приходит Венера и объявляет, что выбрала Адониса королем, зовя его в королевский дворец. Венера признается в любви к Адонису принцессе Сидиппе, которая тоже тайно любит его. Сидиппе предупреждает Венеру, что ее любовь к Адонису рискует разозлить ее возлюбленного Марса .
Акт 2
[ редактировать ]Внутри королевского дворца
Адонис и Венера признаются друг другу в любви, и Венера предлагает объявить об этом всем публичным празднованием. Позже она встречает Сидиппе и радостно рассказывает ей, что произошло. Одинокая, охваченная разочарованной любовью, Сидиппа призывает Ревность и ее последователей положить конец любовному роману.
Акт 3
[ редактировать ]Сад, подготовленный к празднованию Венеры и Адониса.
Марс с подозрением относится к подготовке к торжеству и сообщает своим последователям, что спуск Венеры на Землю вызвал у него ревность. Он скрывается, чтобы узнать, кем может быть ее новый любовник. Венера и Адонис прибывают в сопровождении своих спутников и воспевают свою любовь. Грации . и молодые люди Кипра приходят засвидетельствовать почтение паре, но бегут, когда появляется Марс Марс гневно противостоит Венере, но она симулирует невиновность и объявляет, что уезжает в Пафос . Марс успокаивается, пока Сидипп не говорит ему, что его обманули. Вместе они планируют отомстить Венере и Адонису.
Акт 4
[ редактировать ]Город Аматус
Венера, полагая, что ей удалось обмануть Марса, успокаивает Адониса и говорит ему, что она должна отправиться в Пафос, где устраиваются празднества в ее честь. Марс и Сидиппа противостоят Адонису. Марс готовится убить его, но Сидипп останавливает его руку и предлагает принести жертву. Марс призывает Беллону , богиню войны. Она и ее последователи сеют хаос в городе Амантус и его людях, в то время как Марс призывает саму Диану наказать Адониса.
Акт 5
[ редактировать ]Руины Аматуса и окрестности
Диана выпустила на волю ужасного зверя, который убивает жителей Амантуса, к большому удовольствию Марса. Сидиппе умоляет его вмешаться, но он отказывается и восходит на гору Олимп . Адонис встречает Сидиппе, намеревающегося убить монстра. Оставшись одна, Кидип в ужасе ждет, пока не услышит новость о победе Адониса. Народ Аматуса благодарит своего нового короля за храбрость. Стремясь найти Адониса, Венера возвращается из Пафоса и спускается со своей колесницы под танцы и аплодисменты. Сидиппа признается Венере, что она тоже любит Адониса и именно она подстегнула Марса к гневу и мести. Затем они узнают, что Диана вернула зверя к жизни и убила Адониса. Сидиппе кончает жизнь самоубийством, когда Венера и хор оплакивают трагическую судьбу Адониса.
Запись
[ редактировать ]- Венера и Адонис , Лирические таланты , дирижёр Кристоф Руссе . Карин Деше (Венера), Себастьен Друа (Адонис), Хенк Невен (Марс), Анна Мария Панцарелла (Сидиппе). Записано вживую в Опере Нанси , апрель – май 2006 г. (2 компакт-диска, Naïve Records , 2007 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дюрон и Ферратон (2006) , с. 166
- ^ Подробную информацию о художественных и литературных предшественниках Венеры и Адониса см. в «Метаморфозах любви Венеры и Адониса или зарождении мифа в опере» Селин Бонерт в Duron & Ferraton (2006) , стр. . 9–30
- ^ Дюрон и Ферратон (2006) , с. 7. Обратите внимание, что некоторые более старые ссылки, например, Casaglia (2005) и Girdlestone (1972) , p. 340 указывают дату премьеры 17 марта.
- ^ Вуд (2001) .
- ^ История выступлений XVIII века взята из Duron & Ferraton (2006) , стр. 47–48.
- ^ Бренесаль, Барри (2007). Обзор: Desmarest: Venus & Adonis (Rousset, Les Talens Lyriques) . Фанфары (перепечатано на arkivmusic.com)
- ^ Премьерный состав и типы голоса из фильма Duron & Ferraton (2006) , стр. 48 и Касалья (2005)
Источники
[ редактировать ]- Казалья, Герардо (2005). « Венера и Адонис , 17 марта 1697 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- Дюрон, Жан; Ферратон, Ив (2006). Венера и Адонис (1697): Трагедия в музыке Анри Десмареста: либретто, этюды и комментарии (на французском языке). Версальский музыкальный центр барокко/Editions Mardaga. ISBN 2-87009-920-7 .
- Гердлстоун, Катберт (1972). Трагедия в музыке считается литературным жанром . Женева: Дроз. OCLC 772775 .
- Вуд, Кэролайн (2001). «Десмаре [Десмарест, Демарец, Демарэ], Анри». Гроув Музыка онлайн .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дюрон, Жан и Ферратон, Ив (2005). Анри Демарест (1661–1741): Ссыльный музыкант в Европе великого века . Версальский музыкальный центр барокко/Editions Mardaga. ISBN 2-87009-886-3 (на французском языке)
- Махдави, Меди (28 апреля 2006 г.). Рецензия: «Неудавшаяся любовь Венеры и Адониса » . Альтамузыка. По состоянию на 28 марта 2011 г. (на французском языке) .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Венера и Адонис (Десмаре) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Либретто на Operabaroque.fr (на французском языке)
- Сводка на Operabaroque.fr (на французском языке)
- Оперы
- Мировые оперные премьеры в Парижской опере
- Французскоязычные оперы
- 1697 опер
- Оперы Анри Демаре
- Оперы по мотивам «Метаморфоз»
- Греческие и римские божества в художественной литературе
- Венера (мифология)
- Диана (мифология)
- Беллона (добро)
- Марс (мифология)
- Культурные изображения Людовика XIV
- Оперы, действие которых происходит на Кипре
- Адонис