Жан-Жозеф Муре
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2022 г. ) |
Жан-Жозеф Муре (11 апреля 1682, Авиньон — 22 декабря 1738, Шарантон-ле-Пон ) — французский композитор , чьи драматические произведения сделали его одним из ведущих представителей музыки барокко в своей стране. Несмотря на то, что большинство его произведений исполняются редко, имя Муре сохранилось и сегодня благодаря популярности «Фанфары -рондо» из его первой «Сюиты симфоний» , которая была принята в качестве фирменной мелодии PBS программы «Шедевр» и является популярным музыкальным выбором в много современных свадеб. [ нужна ссылка ]
Жизнь
[ редактировать ]Жан-Жозеф был сыном Жана Бертрана Муре, торговца шелком, который дал сыну хорошее образование и, отметив его ранние музыкальные способности, поддерживал его музыкальные занятия. Муре с успехом пел и сочинял музыку и примерно в двадцать пять лет поселился в Париже . Талантливый и приятный, он стал там хорошо известен, и в 1708 году его представили Анне, герцогине Мэн , чей салон в Со был центром придворного общества в последние годы правления Людовика XIV . Ему удалось заручиться покровительством герцогини, и вскоре после этого она сделала его своим сюринтендантом музыки в Со. В Со Муре ставил оперы и руководил шестнадцатью «Grandes nuit», проводившимися раз в две недели в сезоне 1714–1715 годов. В этом качестве он создавал интермеды и аллегорические кантаты в традициях придворных масок , а также другую музыку в компании самых любимых музыкантов для самой избранной публики во Франции.
Муре Опера-балет «Les fêtes, ou Le triomphe de Thalie » («Праздники, или Триумф Талии») на либретто Жозефа де Лафона был представлен в Опере 19 августа 1714 года. В прологе, в сценическом оформлении, изображающем на сцене Оперы Талия , муза комедии, торжествует над Мельпоменой , музой трагедии. Это драматическое тщеславие привело к скандальному успеху , вынудив Лафонта немедленно подготовить исправленное вступление под названием «Критика праздников Тали» (представленное 9 октября 1714 года). В издании 1720 года название было изменено на «Les fêtes de Thalie» , а в 1722 году было добавлено новое начало, «Провансаль», в котором были представлены региональные костюмы, инструменты и известные мелодии, исполненные на провансальском диалекте. Версия 1722 года оказалась очень популярной и продолжала исполняться до 1778 года. [1] [2]
В 1714 году Муре также получил назначение на должность директора оркестра Оперы, и эту должность он занимал до 1718 года. С 1717 по 1737 год он руководил « Новым итальянским театром» , для которого сочинял дивертисменты, сопровождавшие, например, нежные комедии. Мариво . , которые в напечатанном виде занимают шесть томов При дворе Муре занимал пост певца и руководил грандиозными дивертисментами, организованными регентом , герцогом Орлеанским в его замке Виллер-Котре по случаю совершеннолетия Людовика XV в 1722 году. Одновременно он был директором. из серии концертов, созданной оркестром Оперы, Concert Spirituel (1728–1734), позиции, которые обеспечили общественный выход его собственной музыке и позволили ему жить в достатке.
Муре женился на Мадлен Промп де Сен-Марк в Версале 23 октября 1711 года и имел дочь Франсуазу Луизу, родившуюся в Париже 21 октября 1722 года. Однако его последние годы были омрачены финансовыми и социальными разочарованиями. Погрузившись в нищету, Муре 14 апреля 1738 года был помещен в психиатрическую лечебницу в Шарантоне и умер там 10 декабря. [3] Местоположение его могилы неизвестно.
Работает
[ редактировать ]Муре сочинял в основном для сцены. Он способствовал возникновению чисто французских жанров лирической трагедии и оперы-балета, но его ревность к восходящей звезде Жана-Филиппа Рамо привела к горечи и безумию, в которых он закончил свои дни:
- Les Fête de Thalie , опера-балет Жозефа де Лафона для Парижской оперы (1714)
- Брак Рагонды и Колена за Со, (1714 г.) (версия 1742 г.: Les amours de Ragonde )
- Ариана (1717)
- Пиритус Парижской оперы (1723)
- Любовь богов Парижская опера (1727 г.)
- Триумф чувств (1732)
- Героическая грация (1733)
- Храм Гнида Парижской оперы (1741 г.).
Муре также писал арии , дивертисменты , кантатильи, мотеты , инструментальные произведения ( сонаты , фанфары ). Среди других его сочинений особого упоминания заслуживают две Симфонические сюиты (1729) . Первая сюита, известная аранжировкой вступительного рондо, служащего темой театра «Шедевр» , озаглавлена «Фанфары для труб , литавр , скрипок и гобоев » и посвящена сыну герцогини Мэн, принцу Домбеса . » «Духовный концерт под управлением самого Муре дал премьерное исполнение этой сюиты. Вторая сюита, написанная для скрипок, гобоев и валторн , впервые была сыграна в ратуше перед королем Людовиком XV .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Энтони, Джеймс Р. « Fêtes de Thalie, Les » и «La Font, Joseph de» в Сэди, изд. (1992) Оперный словарь New Grove 2 : 174–175, 1080.
- ^ Энтони, Джеймс Р. «Муре, Жан-Жозеф» в Сэди, изд. (1992) Оперный словарь New Grove 3 : 488.
- ^ Рене Виолье, Жан-Жозеф Муре: Le Musicien des Graces (Париж: Floury, 1950), 39.
Источники
[ редактировать ]- Энтони, Джеймс Р. (2001). «Муре, Жан-Жозеф». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Жана-Жозефа Муре в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Любовь богов - либретто
- Любовь богов - предыстория и краткое содержание
- Opera One: Список основных опер и опер-балетов
- Электронный календарь представлений при старом режиме : «Grandes nuits» Со