Зороастр
Зороастр ( Зороастр ) — опера Жана -Филиппа Рамо , впервые исполненная 5 декабря 1749 года в Оперном театре в первом зале Пале-Рояль в Париже. Либретто . Луи де Каюзака «Зороастр» был четвертой музыкальной трагедией Рамо , поставленной на сцене, и последней, появившейся при жизни композитора. Зрители приняли оригинальную версию вяло, поэтому Рамо и его либреттист тщательно переработали оперу для возрождения, которое состоялось в Опере 19 января 1756 года. На этот раз произведение имело большой успех, и именно эту версию обычно слушают сегодня. [ 1 ] [ 2 ]
История выступлений
[ редактировать ]Премьера Зороастра в 1749 году не имела успеха; несмотря на великолепие постановки, он не смог конкурировать с Мондонвиля новым оперным балетом «Карнавал на Парнасе» . Рамо и Каюзак решили полностью переработать оперу, прежде чем снова предложить ее публике в 1756 году. Акты 2, 3 и 5 были сильно переписаны, а в сюжет было внесено несколько изменений. На этот раз опера понравилась публике, хотя критик Мельхиор Гримм резко критиковал либретто Каузака: «У Зороастра попеременно день и ночь; но так как поэт... не умеет считать до пяти, то он настолько запутался в своих счетах, что ему приходилось два или три раза в каждом действии делать день и ночь, чтобы в конце пьесы наступил день». Зороастр был выбран для открытия нового парижского оперного театра 26 января 1770 года, старый сгорел в 1763 году. Он также был переведен на итальянский язык Казановой для выступления в Дрездене в 1752 году, хотя часть музыки Рамо была заменена на эту. балетмейстера Адама. Его первое современное возрождение произошло в концертной версии в Школа певцов , Париж, 1903 год. [ 3 ] Премьера оперы в США была поставлена труппой « Бостон Барокко» (тогда известной как Banchetto Musicale) в Театре Сандерса Гарвардского университета под управлением Мартина Перлмана в 1983 году с Жан-Клодом Орлиаком в главной роли и Джеймсом Маддаленой в роли Абрамана. [ 4 ]
Либретто и музыка
[ редактировать ]«Зороастр» включает в себя несколько важных нововведений: это была первая крупная французская опера, в которой не было аллегорического пролога, а ее сюжет взят не из классической мифологии Греции и Рима, как обычно, а из персидской религии. Для этого была веская причина. Как пишет Грэм Сэдлер, опера представляет собой «тонко замаскированное изображение масонства ». Каюзак, либреттист, был ведущим французским масоном, и многие из его произведений прославляют идеалы Просвещения , включая Зороастра . Исторический Зороастр пользовался большим уважением в масонских кругах, и очевидны параллели между оперой Рамо и еще более известной масонской аллегорией, Моцарта » «Волшебной флейтой (1791), с ее обрядами инициации, проводимыми под покровительством мудрого «Зарастро». [ 5 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 5 декабря 1749 г. [ 6 ] [ 7 ] Дирижер: Андре Шерон |
Пересмотренная версия 19 января 1756 г. [ 8 ] [ 9 ] |
---|---|---|---|
Зороастр | высокий против | Пьер Желиотт | Франсуа Пуарье |
Абрамане | бас-баритон ( бас-баритон ) | Клод-Луи-Доминик Шассе де Чинайс | Клод-Луи-Доминик Шассе де Чинайс |
Амелит | сопрано | Мари Фелл | Мари Фелл |
Эринис | сопрано | Мари-Жанна Феш, « Мастер шевалье» | Мари-Жанна Феш, « Мастер шевалье» |
Зопир | малоэтажный | Мистер Персон | Мистер Персон |
Сефи | сопрано | Мисс Дюпере | Мисс Даво |
Зелиз | сопрано | Мисс Жаке | Нет роли |
Абенис | высокий против | Франсуа Пуарье | Нет роли |
Голос из облака | высокий против | Жан-Поль Спесоллер называл (де)Латуром (или Латуром) | Нет роли |
Саламандра | малоэтажный | Франсуа Ле Паж | Нет роли |
Сильфида | сопрано | Мари-Анжелика Купе | Нет роли |
Месть | низкий вырез ( в перетаскивании ) | Франсуа Ле Паж | Анри Ларриви |
Голос из подполья | малоэтажный | г-н Ле Февр | г-н Дебель |
ревность | сопрано | Мисс Дальер | Нет роли |
Злость | сопрано | Мисс Ролле | Нет роли |
Первая ярость | высокий против (в перетаскивании) | Франсуа Пуаре | Нет роли |
Вторая ярость | размер (в перетаскивании) | Луи-Антуан Кювилье, отец | Нет роли |
Третья ярость | высокий против (в перетаскивании) | Мсье Ла Тур | Нет роли |
Фурии | Нет ролей | Мадемуазель Дальер, Дюбуа и Дюваль, миссис Леруа и Лоран | |
Оромасес | малоэтажный | Нет роли | г-н Гелин |
Нарбанор | малоэтажный | Нет роли | Господин Кювилье, сын |
Краткое содержание
[ редактировать ]Краткое содержание основано на версии 1756 года.
- Акт 1
- Действие истории происходит в древнем Бактрийском царстве и касается борьбы сил Добра во главе с Зороастром , «основателем волхвов » , и Зла, возглавляемого волшебником Абраманом. В начале оперы Бактрия находится в хаосе после смерти ее царя, оставившего после себя двух дочерей: Амелиту, предполагаемую наследницу, и Эринику. Оба влюблены в Зороастра, преданного Амелите. Абрамейн воспользовался возможностью отправить Зороастра в изгнание. Колдун также замышляет захватить трон вместе с Эриникой, которая хочет отомстить Зороастру за то, что он отверг ее любовь. Абрамейн вызывает демонов, чтобы они захватили Амелиту.
- Акт 2
- находится в изгнании во дворце короля добрых гениев Оромасеса Зороастр . Оромасес велит Зороастру пойти спасти Амелиту и уничтожить силы зла. Он проводит Зороастра через магический ритуал инициации, чтобы подготовить его к этой задаче. В подземельях бактрийской крепости Абрамане и Эриника пытают Амелиту, чтобы заставить ее отречься от престола, как вдруг появляется Зороастр. Он освобождает Амелиту и разрушает крепость своей магической силой. Амелита представлена царицей своим радостным бактрийским подданным.
- Акт 3
- Ночь. Абрамейн и Эринис ссорятся из-за катастрофы, которая постигла их планы. Абрамейн прячет Эринис в облаке. На рассвете Зороастр, Амелита и бактрийцы собираются, чтобы поклониться Высшему Существу, а затем празднуют свадьбу Зороастра и Амелиты. Во время свадебной церемонии Абрамане прибывает на огненной колеснице и похищает Амелиту. Зороастр готовит своих магических духов к войне.
- Акт 4
- В храме бога Аримана Абрамане получает известие о том, что битва между духами добра и зла складывается для него плохо. Он приносит жертву богу и призывает Ненависть, Месть и Отчаяние.
- Акт 5
- Эринис, теперь раскаивающаяся, предупреждает Зороастра о плане Абрамана относительно новой битвы. Абрамейн снова появляется в огненной колеснице и показывает Амелиту в цепях. Он призывает Зороастра сдаться. Вместо этого Зороастр взывает к богам, которые молниями поражают Абрамана и его злых жрецов. Опера заканчивается радостью, когда Зороастр и Амелита коронуются королем и царицей Бактрии.
Дискография
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Холден 2001 , с. 842.
- ^ Сэдлер 1988 , с. 19.
- ^ Гердлстоун 1969 , стр. 278–279.
- ^ Джон Роквелл (22 мая 1983 г.). «Опера: Зороастр Бостонской группы» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Сэдлер 2001 .
- ^ « Зороастр » , опера в стиле барокко (на французском языке)
- ^ Казалья, Герардо (2005). « Зороастр , 5 декабря 1749 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- ↑ Оригинальное либретто , Галлика , Национальная библиотека Франции.
- ^ Казалья, Герардо (2005). « Зороастр , 19 января 1756 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Записи Зороастра Жана-Филиппа Рамо» . Operadis-opera-discography.org.uk/ . Проверено 24 марта 2021 г.
- ^ «Рамо: Зороастр 1749» . Престо Музыка . Проверено 22 октября 2022 г.
- Источники
- Гердлстоун, Катберт (1969). Жан-Филипп Рамо: Его жизнь и творчество (издание в мягкой обложке). Нью-Йорк: Дувр.
- Холден, Аманда , изд. (2001). Путеводитель по опере «Новый пингвин» . Нью-Йорк: Пингвин Патнэм. ISBN 0-14-029312-4 .
- Сэдлер, Грэм, изд. (1988). Мастера французского барокко Нью-Гроув . Гроув/Макмиллан.
- Сэдлер, Грэм (2001). Зороастр (примечания). Уильям Кристи, Les Arts Florissants.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Зороастр , RCT 62 (Рамо) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур