Ссора шутов
Querelle des Bouffons («Ссора комических актеров»), также известная как Guerre des Bouffons («Война комических актеров»), — название битвы музыкальных философий, происходившей в Париже между 1752 и 1754 годами. Споры касались относительных достоинств французской и итальянской оперы . Она была также известна как Guerre des Coins («Война углов»): те, кто предпочитал французскую оперу, находились в королевском углу, а те, кто предпочитал итальянскую оперу, в королевском углу.
Она была вызвана реакцией литературного Парижа на исполнение Джованни Баттисты Перголези короткого интермеццо «Слуга падроны» в Королевской академии музыки в Париже 1 августа 1752 года. «Служанка падрона» исполнялась странствующей итальянской труппой комических актеров. известный как буффони ( bouffons по-французски, отсюда и название ссоры). В последовавшей за этим полемике такие критики, как Жан-Жак Руссо и Фридрих Мельхиор Гримм , а также другие писатели, связанные с Энциклопедией , хвалили итальянскую оперу-буффа . Они атаковали французскую лирическую трагедию — стиль, зародившийся Жаном-Батистом Люлли и продвигаемый такими французскими композиторами, как Жан-Филипп Рамо .
Начало ссоры
[ редактировать ]Во Франции в середине восемнадцатого века жанр «комического балета» (например, « Плате » Рамо ) начал приобретать комические элементы, в то время как жанр оперы-буффона начал порождать тип оригинальной комедии, более близкой к фарсу. и комедия дель арте . Комедия в Королевской музыкальной академии ( Académie royale de musique , будущая Парижская опера ) обычно ограничивалась лирической трагедией или трагедией в музыке . За чем-то легким зрители шли на «Комеди Франсез» , где трагедии чередовались с комедиями и фарсами Мольера .
В Италии эта эволюция шла более быстрыми темпами, пока опера не разделилась на два отдельных жанра. Одним из жанров была «серьёзная опера» ( opera seria ) с серьёзными темами из либретто Апостоло Зенона и Метастазио . Другая — комическая опера ( opera buffa , от buffo — «смеяться», «гротеск», «фарс») с комическими интермедиями, отмеченными легкостью, невинностью, простотой, иррациональностью и тривиальностью повседневной жизни.
Именно на этом фоне появление в 1752 году «Служанки Падроны» в Королевской музыкальной академии спровоцировало культурную войну среди парижской интеллигенции.
Ссора вспыхнула 1 августа 1752 года, когда в Париж прибыла итальянская гастрольная труппа Эстаккио Бамбини, чтобы дать представления интермецци и оперы-буффа . Они открылись исполнением оперы Перголези Слуга « , ставшая госпожой ». Эта работа уже была дана в Париже ранее (в 1746 году), не привлекая к себе никакого внимания. Но на этот раз его исполняли в Королевской академии Музыка и это вызвало скандал. Люди были шокированы, и сторонники французской трагедии «Лирика» вступили в борьбу со сторонниками итальянской оперы «Буффон» в споре, вевшемся посредством брошюр.
Война брошюр
[ редактировать ]В 1753 году Жан-Жак Руссо опубликовал памфлет ( «Письмо о французской музыке »), пропагандирующий La serva ; а в конце года он опубликовал его в гравированном издании, чтобы распространить неповрежденный текст. Обе версии будут иметь большое значение для восприятия произведения.
- Но, не настаивая на трагических дуэтах, роде музыки, которого мы не знаем в Париже, я могу дать вам комический дуэт, известный там всем, и упоминаю его смело как образец пения, единства мелодии, диалога. и вкус, в котором, я уверен, не будет недостатка ни в чем, когда он будет хорошо исполнен для публики, умеющей слушать: это первый акт La serva Padrona , Lo conosco a quegl'occhietti и т. д. Признаюсь, французские музыканты в состоянии чувства красоты, и я охотно сказал бы о Перголези, как Цицерон сказал о Гомере , что он уже сделал большой художественный прогресс, так что читать его с удовольствием. – Отрывок из о французской музыке . письма Жан-Жака Руссо
Восхвалив итальянскую музыку, он резко осудил французскую.
- Мне кажется, мне дали понять, что во французской музыке нет ни меры, ни мелодии, потому что язык нечувствителен; что французское пение — это лишь непрерывный лай, невыносимый для всех непредвзятых ушей; что гармония жестока, лишена выражения и ощущается исключительно как школьная подушка; что французские арии — это не арии; что французские сольные концерты – это не сольные концерты. Отсюда я делаю вывод, что у французов нет и не может быть музыки; или что, если они когда-либо это сделают, тем хуже для них. – Жан-Жак Руссо, «Полные произведения» , том 10, с. 318
французский математик Луи Бертран Кастель Так ответил .
- Такая нация, как французы, чье единство было столь совершенным в течение по крайней мере 1200 лет, даже в условиях единства великой империи, не желает добровольно терпеть превосходство, слишком заметное, слишком явное, над любой нацией, у которой есть все, ни для этого диапазона, ни для это число, ни это древнее время, ни эта родина.
Это можно утверждать [ нужна ссылка ] что ссора представляла собой защиту французских культурных и поведенческих норм от вторжения иностранных (итальянских) норм. Примерно в сорока брошюрах, опубликованных во время ссоры, неоднократно обнаруживается, что итальянский вкус к страсти и эмоциям отвергается. Французские культурные предпочтения не любили комическую оперу из-за смеха, который она вызывала; смех, который сигнализировал о потере самоконтроля и рациональности. В итальянском оперном языке предпочтение отдавалось музыке и пению, тогда как французы больше отдавали предпочтение устной речи. [ нужна ссылка ]
Исход ссоры
[ редактировать ]Французская общественность постепенно стала более восприимчивой к итальянской комедии, и через два года спор утих.
Уже в октябре 1752 года Руссо представил «Le Devin du Village» ( «Деревенский прорицатель ») в Фонтенбло , а в 1753 году — в Париже. Это было похоже на легкую оперу, которую исполняли буффоны, но никого при дворе это не шокировало, возможно, потому, что мадам де Помпадур роль Колена играла сама .
В 1754 году Жан-Филипп Рамо представил новую версию своей оперы «Кастор и Поллукс» , которая имела большой успех: в 1754 и 1755 годах было представлено 40 представлений. Грэм Сэдлер пишет, что «это был ... Кастор и Поллукс , который считался главным достижением Рамо». , по крайней мере, со времени его первого возрождения (1754 г.) и далее». [ 1 ]
Результатом ссоры стало открытие французской оперы для внешних влияний, которые вызвали обновление формы. В частности, Итальянская комедия и Театр де ла фуар разработали новый тип оперы, сочетающий итальянскую естественную простоту с гармоническим богатством французской трагедии в музыке .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нью-Гроув, мастера французского барокко, стр.259.
Источники
[ редактировать ]- Питу, Шпиль (1985). Парижская опера: энциклопедия опер, балетов, композиторов и исполнителей. Рококо и романтик, 1715–1815 . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 9780313243943 .
- Гердлстоун, Катберт , Жан-Филипп Рамо: Его жизнь и творчество , Нью-Йорк: Dover Publications, 1969. ISBN 0-486-21416-8
- Паркер, Роджер К. (редактор), Оксфордская иллюстрированная история оперы Нью-Йорк: Oxford University Press, 1994 ISBN 0-19-816282-0
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( сентябрь 2017 г. ) |