Линус (работает)

«Линус» — опера Жана-Филиппа Рамо на либретто Шарля -Антуана Леклерка де Лабрюэра . По непонятным причинам он так и не был поставлен, а музыка почти полностью утеряна. Сохранились только две рукописные копии либретто и две рукописные копии партии скрипки. [ 1 ] Произведение представляет собой музыкальную трагедию в пяти действиях. Линус был на репетиции в 1751 году, но партитура, очевидно, была украдена при запутанных обстоятельствах.
Фон
[ редактировать ]По словам Грэма Сэдлера, Ла Брюэр завершил большую часть либретто к октябрю 1749 года. Сначала он предложил его Мондонвилю, а затем передал Рамо в апреле 1750 года. Рамо закончил партитуру к ноябрю, а Линус отправился на репетицию в доме маркизы де Виллеруа. [ 2 ] 10 мая 1751 г. [ 3 ] По мнению Сильви Буиссу, Рамо задумывал Линуса как преемника своей трагедии в музыке «Зороастр» (1749). Изменения в партитуре для скрипки предполагают, что опера претерпела несколько репетиций. Сложные сценические эффекты означают, что пьеса, вероятно, предназначалась для выступления в Парижской опере. [ 4 ] По словам аббата де Ла Порта, на репетициях выявились некоторые проблемы со словами и музыкой пятого акта. Пересмотр оказался трудным, поскольку Ла Брюэр уехал в Рим; писатель Шарль Колле позже утверждал, что хотел взять на себя эту задачу. Спустя годы поклонник Рамо Жак-Жозеф-Мари Декруа написал, что рукописная партитура была «потеряна или украдена» из дома маркизы де Виллеруа во время неразберихи, вызванной «болезнью», и осталась только партия для скрипки. Болезнь, о которой говорит Декруа, вероятно, принадлежала Рамо, а не мадам де Виллеруа, поскольку известно, что в начале 1751 года композитор серьезно заболел. [ 5 ] [ 6 ] Декруа предложил альтернативную теорию, согласно которой Рамо сознательно отказался ставить Линуса, вместо того, чтобы поставить под угрозу его художественную целостность: «Кто знает, не были ли эти предполагаемые недостатки [в пятом акте] необычными красотами, которые любил Рамо, и что назойливые люди [ importuns ] кто хотел заставить его изменить их, не заставил его решить запретить всю оперу. Он был именно тем человеком, который пошел на такие жертвы». [ 7 ]
Более поздние попытки установить либретто
[ редактировать ]Около 1770 года Антуан Довернь планировал поставить либретто Ла Брюэра в сотрудничестве с Жан-Клодом Триалем и Пьером Монтаном Бертоном . Все три композитора были поклонниками Рамо. Бертон написал большую часть партитуры. Линус должен был присутствовать на праздновании в Версале, но оно было отменено. Спектакль был перенесен на следующий год, репетиция состоялась 4 апреля 1771 года, но так и не была поставлена из-за проблем с пятым актом и была заменена Монсиньи « Алиной, королевой де Голконд» . В 1790-х годах сын Бертона Анри Монтан Бертон предпринял еще одну попытку написать либретто, но эта версия так и не увидела свет. [ 8 ] В 2018 году немецкий композитор и музыковед Клаус Милинг заново сочинил оперу в стиле Рамо, используя сохранившуюся партию скрипки.
Роли
[ редактировать ]Роль |
---|
Линус, сын Аполлона |
Клеоника, королева Фив |
Геланор, принц Фракии |
Теано, его сестра, чародейка |
Аргенис, доверенное лицо Клеоники |
Аполлон |
Удовольствие (гений удовольствия) |
Пастух |
Пастушка |
Нереида |
Краткое содержание
[ редактировать ]Акт 1
[ редактировать ]У храма Аполлона царица Фив Клеоника признается в любви к Линусу своему наперснику. Линус, сын Аполлона, тоже тайно влюблен в царицу. Линус должен провести фестиваль, на котором королева назовет человека, за которого собирается выйти замуж. Геланор, принц Фракии, прибывает со своими воинами. Он надеется завоевать руку Клеоники, но она дает ему отпор, и он клянется отомстить. Клеонис и Линус признаются друг другу в любви.
Акт 2
[ редактировать ]Геланор жалуется на отказ своей сестре, чародейке Теано. Она влюблена в Линуса и охотно соглашается присоединиться к своему брату в его мести Клеонике. Она вызывает сильный шторм, прерывающий церемонию, на которой Клеоника должна объявить имя своего будущего мужа. Линуса похищают четыре демона, а Геланор и его воины пользуются замешательством, чтобы победить фиванцев и взять Клеонику в плен.
Акт 3
[ редактировать ]Грозовая туча переносит Линуса в дикий лес, который волшебным образом превращается в прекрасный сад. Теано прибывает на колеснице, запряженной драконами, и умоляет Линуса отказаться от любви к Клеонике. Она использует свои силы, чтобы показать ему Геланора на троне Фив и Клеонику, заключенную в башне. Линус отвергает любовь Теано и клянется спасти Клеонику. В гневе Теано заставляет сад загореться, но Линус молится Аполлону, и бог тушит огонь.
Акт 4
[ редактировать ]Группе последователей королевы удалось освободить Клеонику, и она воссоединяется с Линусом. Линус строит укрытие в лесу, пока местные пастухи празднуют влюбленных. Венера посылает кузнецов защитить Клеонику, предлагая свое оружие против Геланора.
Акт 5
[ редактировать ]Геланор победил Линуса и его армию. Клеоника отговаривает своего возлюбленного от самоубийства, и они вдвоем отправляются на остров Делос. Теано вызывает бурю, чтобы уничтожить их корабль, но шторм вызывает огромную волну, которая уносит Теано и Геланора насмерть. Сцена меняется на дворец Фетиды , которая приветствует Клеонику и Линуса, которых она спасла от кораблекрушения. Появляется Аполлон и объединяет влюбленных в брак, и опера заканчивается торжеством. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сэдлер, с. 118
- ^ Родившаяся Жанна Луиза Констанс д'Омон, дочь герцога д'Омона, она вышла замуж за Габриэля де Неввиля, маркиза де Виллеруа, в 1747 году. Она была покровительницей поэтов и другом семьи Рамо. (Буиссу, стр. 809–810)
- ^ Сэдлер, с. 118
- ^ Буиссу, стр. 808–809.
- ^ Буиссу, стр. 809–810.
- ^ Сэдлер, стр. 118–119.
- ^ Буиссу, с. 809
- ^ Буиссу, стр. 811–812.
- ↑ На основе синопсиса на французском языке Патрика Флорентена.
Источники
[ редактировать ]- Буиссу, Сильви Жан-Филипп Рамо: Музыкант огней (Фаярд, 2014)
- Гердлстоун, Катберт , Жан-Филипп Рамо: Его жизнь и творчество , Нью-Йорк: Дувр, 1969 (издание в мягкой обложке)
- Сэдлер, Грэм Компендиум Рамо (Boydell Press, 2014)