Бореады

Les Boréades — это лирическая мизансцена в музыке , или лирическая трагедия, облеченная в музыку, разновидность оперы в пяти действиях Жана-Филиппа Рамо (1683-1764). Это последняя из пяти его подобных работ. Либретто ; , приписываемое Луи де Каюзаку (1706–1759), во многом основано на греческой легенде об Абарисе Гиперборейце и включает масонские элементы Бореады — потомки Борея .
Фон
[ редактировать ]При жизни Рамо не было известных постановок этой оперы. Работа репетировалась в 1763 году в Парижской опере , вероятно, для частного выступления при дворе Шуази . Неизвестно, почему спектакль был отменен, хотя было выдвинуто множество теорий, в том числе о том, что из-за него боролись придворные группировки, музыка была слишком сложной, присутствовали подрывные элементы сюжета и что Опера была сожжена в месяц репетиции. Первое известное исполнение произведения состоялось в 1770 году на концертном исполнении в Лилле . Ж. Ж. М. Декруа собрал произведения Рамо после смерти композитора и тем самым обеспечил сохранение этой партитуры. В Национальной библиотеке хранилось собрание сочинений, в том числе различные рукописи, связанные с этой оперой. [ 1 ]
Современная история выступлений
[ редактировать ]Первое современное исполнение произведения было осуществлено ОРТФ в 1964 году, 16 сентября 1964 года (в честь 200-летия со дня смерти Рамо) в Maison de la Radio в Париже, записано для трансляции в следующем месяце; в актерский состав вошли Кристиан Эда-Пьер и Андре Маллабрера . [ 2 ] Своим современным возрождением он обязан дирижеру Джону Элиоту Гардинеру , который дал концертную версию пьесы (в которой Тревор Пиннок играл на клавесине континуо ) в Куин Элизабет Холл в Лондоне 14 апреля 1975 года, для которой он подготовил оркестровый материал. из оригинальных рукописей за предыдущий год. В июле 1982 года Гардинер дал первое полностью поставленное представление с Катрин Туроци хореографом и ее нью-йоркской танцевальной труппой в стиле барокко на фестивале в Экс-ан-Провансе . [ 3 ] С тех пор репутация и популярность оперы значительно выросли. В 2020 году чешский барочный оркестр «Коллегиум 1704» под руководством дирижера Вацлава Лукса гастролировал по Европе с концертной постановкой оперы (Вена, Москва, Версаль); полная запись с участием Кэролайн Вейнант, Деборах Каше, Бенедикта Кристьянссона , Матиаса Видаля и Бенуа Арну была выпущена в том же году лейблом Château de Versailles Spectacles. [ 4 ] Запись получила французскую премию Trophées как лучшая оперная запись года. [ 5 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьерный состав (не исполнен при жизни Рамо) |
---|---|---|
Альфиса | сопрано | |
В Семиру | сопрано | |
Борилея | баритон | |
работа | высокий против | |
Абарис | высокий против | |
Адам | баритон | |
Нимфа | сопрано | |
Л'Амур ( Купидон ) | сопрано | |
Полимния ( Полигимния ) | сопрано | |
Борей | бас | |
Аполлон | баритон | |
Удовольствия, Милости , Жрецы Аполлона, Бактрийцы , Времена года , Зефиры , Подземные ветры (хор) |
Краткое содержание
[ редактировать ]Альфиса, царица Бактрии , влюблена в Абариса, происхождение которого неизвестно. По традициям своей страны Альфиса должна выйти замуж за Бореада, одного из потомков Борея , бога северного ветра . Будучи преисполнена решимости выйти замуж за Абариса, Альфиса отрекается от престола, разозлив Борея, который врывается на свадьбу и похищает Альфису в свое королевство. С помощью Аполлона и музы Полигимнии Абарис отправляется ее спасать. Он бросает вызов Борею и его сыновьям волшебной золотой стрелой. Аполлон спускается как deus ex machina и показывает, что Абарис на самом деле его сын от нимфы Бореады. Поэтому больше нет никаких препятствий для бракосочетания Абариса и Альфисы.
Записи
[ редактировать ]Об опере нет записи во Клафа и Дж. Дж. Каминга Фрэнсиса Всемирной энциклопедии записанной музыки . [ когда? ] который документирует наиболее важные классические записи эпохи электрических 78 об/мин , но первая запись отрывка, вероятно, была одним из относительно немногих таких дисков, не включенных в эту публикацию: пианисткой Мари Новелло исполнение «Gavottes pour les Heures from Акт IV», записано 1 марта 1927 г. [ 6 ] и выпущен как одна сторона пластинки HMV 10 дюймов, 78 об / мин, номер B 2592, с надписью просто «Gavotte».
Полные записи современной эпохи включают:
- Эрато (запись 1982 года): Оркестр и хор Монтеверди ; Джон Элиот Гардинер , дирижер.
- DVD Opus Arte (запись 2004 г.); Les Arts Florissants / Парижская национальная опера , Уильям Кристи , дирижер.
- Château de Versailles Spectacles (запись 2020 г.), Collegium 1704 , Вацлав Лукс , дирижер.
- Концерт Астре , Эммануэль Хаим (DVD, 2021)
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Сэдлер, Грэм, «Последняя опера Рамо: Абарис, или Les Boréades (апрель 1975 г.). The Musical Times , 116 (1586): стр. 327–329.
- ^ Письма читателей - «Les Boréades» во Франции. Опера , февраль 1983 г., Том 34 № 2, стр. 148–149.
- ↑ Информация о современном исполнении: примечания к записи Гардинера Les Boréades .
- ^ «Жан-Филипп Рамо Ле Бореад» . Коллегия 1704 г. (на чешском языке) . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ «Трофеи 2020: список наград | Forum Opéra» . www.forumopera.com (на французском языке) . Проверено 17 марта 2021 г.
- ↑ Биографический очерк на веб-сайте Naxos Records , по состоянию на 6 ноября 2008 г.
- Источники
- Сэдлер, Грэм, « Les Boréades », Grove Music Online , изд. Л. Мэйси (по состоянию на 20 мая 2006 г.), grovemusic.com (доступ по подписке).
- Филиппо Аннунциата, «Лирическая трагедия в эпоху Просвещения». «Абарис или Бореады», Жан-Филипп Рамо, https://www.academia.edu/6100318 .