Благотворительность

В греческой мифологии Хариты . / ˈ k ær ɪ t iː z / ( Χάριτες [kʰárites] ), единственное число Харис , или Грации , были тремя или более богинями очарования, красоты, природы, человеческого творчества, доброй воли и плодородия [1] Гесиод называет троих — Аглею («Сияющая»), Евфросину («Радость») и Талию («Цветущую»). [2] [1] – и называет Аглею младшей и женой Гефеста . [3] В римской мифологии они были известны как Gratiae , «Грации». Некоторые источники используют имя « Харис » как имя одной из Харит и приравнивают ее к Аглае, поскольку она тоже упоминается как жена Гефеста. [4]
Хариты обычно считались дочерьми Зевса и Океаниды Эвриномы . [2] Согласно Орфическим гимнам , они были дочерьми Зевса и Евномии . [5] в то время как Корнут записывает другие возможные имена их матери от Зевса как Эвридому , Эвримедузу или Эванту. [6] Редко их называли дочерьми Диониса и Корониды. [7] или о Гелиосе и наяде Эгле [8] [9] или Геры от неназванного отца. [10] Гомер их как часть свиты Афродиты идентифицировал . Хариты также были связаны с греческим преступным миром и Элевсинскими мистериями .
В римском и более позднем искусстве три Хариты обычно изображаются обнаженными в переплетенной группе, но в архаический и классический периоды Греции они обычно изображались полностью одетыми. [1] и в линию, в танцевальных позах.
Греческие божества ряд |
---|
Персонификации |
Список |
Мифология
[ редактировать ]
Члены благотворительной организации
[ редактировать ]Имена и количество богинь, связанных с Харитами, различались, хотя обычно их было три. В » Гесиода « Теогонии Хариты указаны как Аглея , Евфросина и Талия . [11] Альтернативные имена, данные Гесиодом, включают: Дамиа («Мать-Земля»), Ауксесия («Весенний рост»), Клета («Знаменитый»), Евфема («доброе предзнаменование»), Фенна («Яркая»), Гегемона («Светлая») . Лидер»), Пейто («Убеждение»), Парегорос («Утешение»), Пасифея («Расслабление»), Харис («Благодать») и Кале («Красота»). Альтернативно, древняя роспись на вазе свидетельствует о следующих именах: Антея («Цветение»), Евдемония («Счастье»), Евфимия («Хорошее настроение»), Евтихия («Удача»), Паидия («Игра»), Пандаисия. («Банкет») и Панничис («Ночные праздники») называют Харитов покровительницами развлечений и праздников.
Павсаний прерывает свое «Описание Греции» (Книга 9.35.1–7), чтобы подробно остановиться на различных концепциях харитов, которые развивались в разных частях материковой Греции и Ионии :
Беотийцы Этеокл говорят, что был первым человеком, принесшим жертву грациям. Более того, они знают, что он установил три как число Граций, но у них нет традиции об именах, которые он им дал. Лакедемоняне («Здоровый» или , однако, говорят, что граций две, и что они были учреждены Лакедемоном , сыном Тайгета , который дал им имена Клета «Прославленный») и Фенна («Светлый» или «Яркий»). ). Это подходящие имена для граций, как и те, которые дали афиняне, которые издревле поклонялись двум грациям: Ауксо («Рост» или «Рост») и Гегемоне («Вождь» или «Царица»), пока Гермесианакс не добавил Пейфона. («Убеждение») в качестве третьего. [12] Именно от Этеокла Орхоменуса мы узнали об обычае молиться трем грациям. образ Аполлона И Ангелион и Тектат, сыновья Диониса, сделавшие для делосцев , положили в его руку три Грации. Опять же, в Афинах, перед входом в Акрополь , число Граций три; рядом с ними находятся знаменитые тайны, которые нельзя разглашать многим. Памфос (Πάμφως или Πάμφος) был первым известным нам человеком, который пел о Грациях, но его поэзия не содержит никакой информации ни об их количестве, ни об их именах. Гомер (он тоже ссылается на Грации) делает одну из них женой Гефеста , дав ей имя Харис («Благодать» ) . Спи, там такой стих:
Воистину, он подарил бы мне одну из младших граций.
Поэтому некоторые подозревали, что Гомер знал и о старших грациях. Гесиод в «Теогонии» (правда, авторство сомнительно, но это стихотворение является хорошим тому подтверждением) говорит, что три Грации — дочери Зевса и Эвриномы, давая им имена Аглая, Евфросиния и прекрасная Талия. Поэма Ономакрита согласуется с этим мнением. Антимах , не называя ни числа граций, ни их имен, говорит, что они дочери Эгла и Солнца. Элегический поэт Гермесианакс не согласен со своими предшественниками в том, что он считает Убеждение также одной из граций. [9]
Нонн называет их три имени: Пасифея, Пейфон и Аглая. [13] Сострат дает имена Пасифея, Кале («Красавица») и Евфросиния; [14] [15] Пасифея для Талии и Кейл для Аглаи, Евфросиния без изменений. [16] В Спарте учитывались только Клета и Фенна. [17]
Роль в мифологии
[ редактировать ]
Основная мифологическая роль Харитов заключалась в том, чтобы сопровождать других олимпийцев, особенно во время пиров и танцев. [18] Они посещали Афродиту, купая и умащая ее в Пафосе до того, как она соблазнила Анхисеса , и после того, как она покинула Олимп, когда выяснилось ее роман с Аресом. [19] Кроме того, говорят, что они ткут или красят ее пеплос . [20] Вместе с Пейто они подарили Пандоре ожерелья, чтобы сделать ее более соблазнительной. [21] Пиндар заявил, что Хариты устраивали пиры и танцы для олимпийцев. [22] Они также танцевали на праздновании рождения Аполлона с Афродитой, Гебой и Гармонией . [23] Их часто упоминали как танцующих и поющих вместе с Аполлоном и музами . [24] Пиндар также называл их хранительницами древних миньян и цариц Орхомена, чьи троны находятся рядом с троном Аполлона . [22]
Хариты, по-видимому, связаны с Герой , и некоторые древние авторы называют ее своей кормилицей. [25] В «Илиаде» в рамках своего плана соблазнить Зевса, чтобы отвлечь его от Троянской войны , она предлагает устроить брак Гипноса с Паситеей, которая упоминается как одна из младших Харит. [26]
Одна из Харит была женой бога-кузнеца Гефеста. Гесиод называет жену Гефеста Аглеей. [3] В « Илиаде » ее зовут Харис, и она приветствует Фетиду в их общем доме на Олимпе, чтобы последняя могла попросить Гефеста выковать доспехи для ее сына Ахилла . [27] Некоторые ученые интерпретируют этот брак как произошедший после развода Гефеста с Афродитой из-за разоблачения ее романа с Аресом. Примечательно, однако, что некоторые ученые, такие как Уолтер Буркерт , поддерживают, что брак Гефеста и Афродиты является изобретением « Одиссеи» , поскольку он не представлен в другой литературе или искусстве архаической или классической эпохи и, по-видимому, не имеет связь с культом. [28]
Культ
[ редактировать ]
Культ Харитов очень древний, и их название, по-видимому, имеет пеласгическое или догреческое происхождение, а не было принесено в Грецию протоиндоевропейцами . [29] Цель их культа, по-видимому, аналогична цели нимф, в первую очередь основанной на плодородии и природе с особой связью с источниками и реками. [29] Одним из первых центров поклонения харитам были Кикладские острова, включая Парос , с эпиграфическими свидетельствами культа харитов, датируемого шестым веком до нашей эры на острове Тера . [1] [29] Ученые интерпретировали их как хтонических божеств, связанных с плодородием, из-за отсутствия венков и флейт на церемониях. Этиологическое объяснение отсутствия музыки и гирлянд было взято из мифа о Миносе . Говорят, что он приносил жертву Харитам на острове Парос, когда узнал о смерти своего сына в Афинах, остановил музыку и в горе сорвал свои гирлянды. [1] Однако танец, по-видимому, тесно связан с их культом, сходным с культами Диониса и Артемиды . [29]
Хотя Хариты чаще всего изображались в святилищах других богов, в Греции было как минимум четыре храма, посвященных исключительно им. Храм, который они считали, пожалуй, самым важным, находился в Орхомене в Беотии , где, как считалось, зародился их культ. Были также храмы Харитам в Гермионе , Спарте и Элиде . [30] Храм был посвящен Харитам возле реки Тиаса в Амикле , Лакония , который, как сообщается, был основан древним царем Спарты Лакедемоном . [31]

В Орхомене богиням поклонялись на очень древнем месте с тремя камнями, что похоже на другие беотийские культы Эроса и Геракла . [1] Местная река Кефисос и источник Акидалия (или Аргафия) были посвящены трем богиням. Орхоменос был процветающим в сельскохозяйственном отношении городом из-за болотистой равнины Копаик, и харитам предлагалась часть продукции. [1] По поводу основания их культа в Орхомене Страбон писал:
Этеокл, один из тех, кто царствовал в Орхомене и основал храм харитов, был первым, кто продемонстрировал богатство и власть; ибо он почитал этих богинь либо потому, что ему удавалось получать милости, либо даровать их, либо и то, и другое. Ибо по необходимости, когда он по природе стал склонен к добрым делам, он начал воздавать почести этим богиням; и поэтому он уже обладал этой силой. [32]
В культе Хариты были особенно связаны с Аполлоном и, по-видимому, связаны с его культом на Делосе , однако эта связь не присутствует в других культах Аполлона. [29] В классическую эпоху и позже Хариты ассоциировались с Афродитой в гражданских вопросах. [29]
Был праздник в честь Харитов, который назывался Харисия (Χαρίσια). Во время этого фестиваля всю ночь были танцы, а в конце тем, кто не спал все это время, вручался торт. [33]
Визуальное искусство
[ редактировать ]
Древнее искусство
[ редактировать ]Несмотря на то, что в течение последних двух тысячелетий хариты обычно изображались обнаженными, переплетенными в «замкнутую симметричную группу», это было более позднее развитие, поскольку на изображениях архаической и классической Греции они прекрасно одеты, [1] [18] и обычно изображаются в шеренге, как танцоры. Напротив, поэты третьего века до нашей эры Каллимах и Эйфорион описывают трио как обнаженное. [18]
Самое раннее изображение этих богинь было найдено в храме Аполлона в Фермоне, датируемом седьмым-шестым веками до нашей эры. [29] Однако возможно, что Хариты изображены на микенском золотом кольце-печати, на котором изображены две женские фигуры, танцующие в присутствии мужской фигуры, которую интерпретировали как Гермеса или Диониса. [29] Другое раннее изображение Харитов, с рельефа в колонии Парос на Тасосе, датируемое началом пятого века до нашей эры, изображает Харитов с Гермесом и Афродитой или Пейфоном, которые обозначали вход в старый город. [29] На противоположной стороне рельефа изображено коронование Аполлона Артемидой на фоне нимф. У входа в Акрополь находился знаменитый рельеф классической эпохи с изображением Хариты и Гермеса, и широко распространено мнение, что скульптором был Сократ , хотя это очень маловероятно. [1]
Кеннет Кларк описывает «сложную» позу Трех Граций, обращенных внутрь со сплетенными руками, как «одно из последних прекрасных изобретений античного искусства». Основываясь на пропорциях фигур, он думал, что он был изобретен в I веке до нашей эры, и отмечает, что ни один из многих сохранившихся с древности объектов не является «высококачественным». [34] Возможность для художников продемонстрировать свое мастерство в изображении фигур с тремя обнаженными женскими фигурами, видимыми под разными углами, стала фактором непреходящей популярности этой темы.
Одним из самых ранних известных римских изображений Граций была настенная живопись в Боскореале, датируемая 40 г. до н.э., на которой также были изображены Афродита с Эросом и Дионис с Ариадной . [18] Группа, возможно, также появлялась на небольшом количестве монет, чтобы символизировать союз Марка Аврелия и Фаустины Младшей , а на других монетах они изображались в руках Юноны или Венеры . [18] Грации были обычным предметом изображения на римских саркофагах, и они были изображены на нескольких зеркалах. [18]

По поводу изображения Граций автор путеводителя второго века нашей эры Павсаний писал:
Кто первым изобразил граций обнаженными, будь то в скульптуре или в живописи, я так и не смог выяснить. В более ранний период, конечно, и скульпторы, и художники изображали их драпированными. В Смирне , например, в святилище Немесесов , над изображениями были посвящены золотые Грации работы Бупала; а в Мюзик-холле того же города находится портрет Грации, написанный Апеллесом . В Пергаме , в палате Аттала , также находятся другие изображения Граций, сделанные Бупалом; а возле того, что называется Пифием, находится портрет Грации, написанный Пифагором Парийцем. И Сократ , сын Софрониска , сделал для афинян изображения Граций, которые находятся перед входом в Акрополь. Кроме того, было известно, что Сократ разрушил свои собственные работы по мере того, как он углублялся в свою философскую жизнь и поиск сознания из-за своего иконоборческого отношения к искусству и тому подобному. Все они одинаково задрапированы; но позднее художники, не знаю почему, изменили способ их изображения. Конечно, сегодня скульпторы и художники изображают Граций обнаженными.
Возрождение и далее
[ редактировать ]Кларк пишет, что «по какой-то причине нагота граций была свободна от морального осуждения, и, как следствие, они послужили предметом, благодаря которому языческая красота впервые позволила проявиться в 15 веке». [35] Действительно, большая мраморная греко-римская группа, которая была ключевой моделью эпохи Возрождения, [36] когда она находилась в библиотеке Пикколомини , сейчас выставлена в Сиенском соборе .


Хариты изображены вместе с рядом других мифологических персонажей на Сандро Боттичелли « картине Примавера » . Рафаэль также изобразил их на небольшой картине, которая сейчас находится в Музее Конде ( Шантийи , Франция). Среди других художественных изображений они являются предметом знаменитых скульптур Антонио Кановы и Бертеля Торвальдсена . Подавляющее большинство использует вариант позы закрытой группы.
Группа из трех деревьев в государственном парке Калаверас «Большие деревья » названа «Три грации» в честь Харитов. [37]
Список известных произведений искусства с изображениями, напоминающими трех Харит.
[ редактировать ]- Анонимный [38]
- Анонимный [39]
- Жан Арп (16 сентября 1886 - 7 июня 1966) Три грации (1961)
- Франческо Бартолоцци [40]
- Жак Бланшар (1631–1633) Человек, удивляющий Спящую Венеру и грацию [41]
- Джулио Антонио Бонасоне [42]
- Сандро Боттичелли (1482 г.); деталь Примаверы ; [43]
- Мари Бракемон (1880) Три женщины с зонтиками. [44]
- Антонио Канова (1799) Три грации [45]
- Агостино Карраччи [46] [47]
- Поль Сезанн
- Антонио да Корреджо (1518 г.); [48]
- Франческо дель Косса , Аллегория апреля , Палаццо Скифанойя , Феррарская школа .
- Морис Рафаэль Друар [49]
- Юэн Фейятр Три грации: Аглея, Евфросиния и Талия (2020)
- Ганс Бальдунг Грин (1540)
- Людвиг фон Хофманн [50]
- Лора Найт [51] [52]
- Жан-Батист ван Лоо (1684–1745) в замке Шенонсо. [53]
- Амброджо Лоренцетти (1348–1350) Аллегория хорошего правительства [54]
- Джейкоб Мэтем [55]
- Артур Фрэнк Мэтьюз [56]
- Реклама Брюса Пиблза и компании (ок. 1900 г.)
- Пабло Пикассо «Три грации » (1925)
- Жермен Пилон [57]
- Якопо Понтормо (1535 г.) [58]
- Джеймс Прадье (1831) Три грации [59]
- Жан-Батист Реньо «Три грации» (1797–1798) [60]
- Питер Пауль Рубенс [61]
- Рафаэль Санцио [62]
- Анна Согомонян , Три грации (2020) [63]
- Козимо Тура (1476–1484 гг.) Деталь Аллегории апреля. [64]
- Неизвестный художник, скульптура «Три грации» в Индианаполисе.
- Кехинде Уайли Три грации [65]
- Джоэл-Питер Уиткин
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ](Все ссылки Imagebase не работают)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Ларсон, Дженнифер (2007). Древнегреческие культы . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. стр. 162-163 . ISBN 978-0415491020 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гесиод , Теогония , 907 и сл .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гесиод, Теогония , 945 и далее .
- ^ Гомер , Илиада , 18.382 .
- ^ Орфический гимн (60), 2–3 .
- ^ Корнут , Сборник греческого богословия , 15.
- ^ Нонн , Дионисия 48.548
- ^ Нонн , Дионисия , 15.87 и 48.530
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Павсаний , Описание Греции , 9.35.5 .
- ^ Колут , Похищение Елены 173
- ^ Ганц, с. 54; Гесиод , Теогония 906–11 .
- ^ Карр, Томас Суинберн. Руководство по классической мифологии; или «Спутник греческих и латинских поэтов», предназначенный главным образом для объяснения слов, фраз и эпитетов на основе басен и преданий, к которым они относятся. п. 139 ISBN 9781290153911
- ^ Кейтли, с. 192 ; Nonnus , Dionysiaca 24.261–4 с примечанием б, стр. 242, 243 .
- ^ Алан Кэмерон , Греческая мифография в римском мире. п. 150 ISBN 0-19-517121-7
- ^ Чарльз Уилкинс, Красный Дракон: Национальный журнал Уэльса, том 11. стр. 76
- ^ Перри Л. Уэстморленд (2007). Древнегреческие верования, с. 112, ISBN 0-9793248-1-5
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 310.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Миллекер, Элизабет Дж. (1988). «Три грации на римском рельефном зеркале». Журнал Метрополитен-музея . 23 : 69–81. дои : 10.2307/1512847 . JSTOR 1512847 . S2CID 193031954 .
- ^ Гомеровский гимн 5 Афродите , 58 .
- ^ Гомер, Илиада , 5.338.
- ^ Гесиод, Труды и дни , 69.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пиндар , Олимпийская ода 14, 1-20
- ↑ Гомеровский гимн 3 Пифийскому Аполлону , 186 г.
- ↑ Гесиод, Теогония , 63.
- ^ Коллут , Похищение Елены 88 .
- ↑ Гомер, «Илиада» , 265.
- ^ Гомер, Илиада , 18.382-385.
- ^ Буркерт, Уолтер (2009). «Песнь об Аресе и Афродите: о связи Одиссеи и Илиады». В Доэрти, Лилиан Э. (ред.). Одиссея Гомера . Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. стр. 29–43. ISBN 9780199233328 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Брайтенбергер, Барбара (2007). «Богини грации и красоты: Хариты». Афродита и Эрос: развитие греческой эротической мифологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. стр. 105 -116. ISBN 978-0-415-96823-2 .
- ^ Павсаний, Описание Греции , 2.34.10 , 3.14.6 , 6.24.6
- ^ Павсаний , Описание Греции , 3.18.6
- ^ Страбон, География 9.2.40 (перевод Джонса)
- ^ Гарри Терстон Пек, Словарь классических древностей Харпера (1898), Чарисия
- ↑ Все они «либо посредственные коммерческие произведения, либо такие грубые имитации, которые местные каменщики могли бы сделать на предмет, который был популярен, но еще не освящен временем». Кларк, 85 лет
- ^ Кларк, 86 лет.
- ^ Кларк, 86 лет.
- ^ « Три грации», Государственный парк Кальверас «Большое дерево» . Search3.famsf.org:8080. Архивировано из оригинала 24 июля 2009 г. Проверено 16 марта 2010 г.
- ^ «ИмиджБаза» . Search3.famsf.org:8080. Архивировано из оригинала 7 июля 2009 г. Проверено 16 марта 2010 г.
- ^ Мозаика трех граций
- ^ «ИмиджБаза» . Search3.famsf.org:8080. Архивировано из оригинала 7 июля 2009 г. Проверено 16 марта 2010 г.
- ^ «Человек, удивляющий Спящую Венеру и Грацию» . Wga.hu. Проверено 16 марта 2010 г.
- ^ «ИмиджБаза» . Search3.famsf.org:8080. Архивировано из оригинала 7 июля 2009 г. Проверено 16 марта 2010 г.
- ^ "деталь Примавера " . Wga.hu. Проверено 16 марта 2010 г.
- ^ Бульон, Жан-Поль. Кейн, Элизабет (1984–1985). « Мари Бракемон ». Женский художественный журнал . 5(2): 21-27.
- ^ «Танцующие три грации» Антонио Канова . Wga.hu. Проверено 16 марта 2010 г.
- ^ «ИмиджБаза» . Search3.famsf.org:8080. Архивировано из оригинала 24 июля 2009 г. Проверено 16 марта 2010 г.
- ^ «ИмиджБаза» . Search3.famsf.org:8080. Архивировано из оригинала 7 июля 2009 г. Проверено 16 марта 2010 г.
- ^ Ольга Матаева. «Корреджо. Три грации. — Галерея Ольги» . Abcgallery.com . Проверено 16 марта 2010 г.
- ^ «ИмиджБаза» . Search3.famsf.org:8080. Архивировано из оригинала 7 июля 2009 г. Проверено 16 марта 2010 г.
- ^ «ИмиджБаза» . Search3.famsf.org:8080. Архивировано из оригинала 24 июля 2009 г. Проверено 16 марта 2010 г.
- ^ «ИмиджБаза» . Search3.famsf.org:8080. Архивировано из оригинала 7 июля 2009 г. Проверено 16 марта 2010 г.
- ^ «ИмиджБаза» . Search3.famsf.org:8080. Архивировано из оригинала 7 июля 2009 г. Проверено 16 марта 2010 г.
- ^ Три грации в Шенонсо
- ^ «Аллегория хорошего правительства» . Wga.hu. Проверено 16 марта 2010 г.
- ^ «ИмиджБаза» . Search3.famsf.org:8080. Архивировано из оригинала 7 июля 2009 г. Проверено 16 марта 2010 г.
- ^ «ИмиджБаза» . Search3.famsf.org:8080. 19 февраля 1945 г. Архивировано из оригинала 7 июля 2009 г. Проверено 16 марта 2010 г.
- ^ Памятник Сердцу Генриха II
- ^ «Три грации Понтормо, Якопо» . Wga.hu. Проверено 16 марта 2010 г.
- ^ «Три грации Джеймса Прадье» . Викисклад .
- ^ « Три грации » . 1793 . Проверено 5 сентября 2011 г.
- ^ «Рубенс: Три грации» . Artchive.com. Архивировано из оригинала 10 октября 2006 г. Проверено 16 марта 2010 г.
- ^ Ольга Матаева. «Рафаэль. Три грации.- Галерея Ольги» . Abcgallery.com . Проверено 16 марта 2010 г.
- ^ Согомонян, Анна. «Три грации - СОВРЕМЕННЫЙ НАТЮРМОРТ – Официальный сайт Аннук» . Проверено 11 января 2022 г.
- ^ « Аллегория апреля » . Wga.hu. Проверено 16 марта 2010 г.
- ^ « Три грации » . Проверено 16 марта 2010 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Атанассакис, Апостолос Н. и Бенджамин М. Волков, Орфические гимны , издательство Университета Джонса Хопкинса, 2013. ISBN 978-1-4214-0882-8 . Интернет-архив . Гугл Книги .
- Кларк, Кеннет , Обнаженная, Этюд в идеальной форме , ориг. 1949 г., различные издания, ссылки на страницы из издания Pelican 1960 г.
- Коллуф , Похищение Елены в Оппиане, Коллутус, Трифиодор , перевод А.В. Мэйра, Классическая библиотека Леба № 219, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 1928. ISBN 978-0-674-99241-2 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Фишер, Ник, «Харис, хариты, фестивали и социальный мир в классическом греческом городе», в книге Ральфа М. Розена и Инеке Слейтер (редакторы), «Ценя других в классической древности» (Лейден, Брилл, 2010) (Mnemosyne Supplements, 323). ).
- Ганц, Тимоти , Ранний греческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам , издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996, два тома: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Том 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Том 2).
- Грималь, Пьер, Словарь классической мифологии , Уайли-Блэквелл, 1996, ISBN 978-0-631-20102-1 . «Шариты» с. 99
- Кейтли, Томас, Мифология Древней Греции и Италии , Уиттакер и компания, 1838. Google Книги .
- Смит, Уильям ; Словарь греческой и римской биографии и мифологии , Лондон (1873 г.). "Чарис"
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Хариты — Суд Париса — художественная статья (испанский)
- Иконографическая база данных Института Варбурга (изображения граций)