Косме Тура
Косме Тура | |
---|---|
Рожденный | в. 14:30 |
Умер | 1495 |
Национальность | итальянский |
Известный | Рисование |
Движение | Кватроченто или раннее Возрождение. |
Косме Тура ( ок. 1430–1495 ), также известный как Иль Косме или Козимо Тура ( Итальянское произношение: [koˈzmɛ tˈtuːra] ), итальянский художник раннего Возрождения (или кватроченто ), считающийся одним из основателей Феррарской школы . Он внес большой вклад в эпоху Возрождения в Ферраре .
Биография
[ редактировать ]Формирование
[ редактировать ]Он родился в Ферраре , в скромной семье, в семье сапожника по имени Доменико. Нет никаких записей об ученичестве Косме, которое Вазари связывал с загадочным художником Галассо Галасси из Феррары, неуловимой и плохо задокументированной фигурой, связанной дружбой с Пьеро делла Франческа . [1]
Первые исторические документы, касающиеся его, датируются 1451–1452 годами, когда он украсил некоторые предметы для двора правящей семьи Эсте , герцогов Феррары, такие как флаги с гербами семьи, предназначенные для показа в замке, или шлем, который будет вручен в качестве приза турнира. Такие работы, подобные этим, были основным продуктом заказов, получаемых мастерской художника в то время, и представляли собой основной источник дохода. Возможно также, что Туре удалось найти работу среди придворных иллюминаторов.
С середины 1452 года по апрель 1456 года никакие другие документы не подтверждают присутствие Туры в Ферраре, что привело к предположению, что он, возможно, предпринял путешествие, возможно, проведя время в Венеции или в Падуе . Фактически, многочисленные элементы в его работах, похоже, предполагают местное стилистическое влияние, в частности, Падуи. Возможно, Эсте сами спонсировали его ученичество, учитывая его не по годам развитые художественные способности. Примечательной особенностью сцены в Падуе была процветающая мастерская Франческо Сварчоне , важный рассадник талантов в северной Италии, из которого вышли многие мастера, такие как Карло Кривелли , Михаэль Пахер и, прежде всего, Андреа Мантенья , все они внесли свой вклад в Распространение стиля Возрождения.
Возможно, именно из такого опыта в Падуе Тура почерпнул свой вкус к ясным и резким знакам, а также к декоративному изобилию с цитатами из античности, которые он затем довел до крайности. Более того, Скарчоне способствовал внедрению и распространению некоторых тосканских новшеств, привезенных в Падую Донателло , таких как использование линейной перспективы, четкие квадратные линии форм и умелая передача выражения человеческих фигур.
Другим фундаментальным мастером Туры был Пьеро делла Франческа , с которым он, возможно, лично познакомился в Ферраре в 1458–1459 годах. У Пьеро он позаимствовал чувство геометрической пространственной конструкции, монументальный дух и использование резкого и ясного освещения, которое он использовал прежде всего в своих фонах. Третьим фундаментальным элементом вклада были работы фламандских художников, также представленные в Ферраре среди коллекций, которые хранил маркиз. Благодаря им Тура приобрела вкус к тщательному наблюдению за деталями и к использованию масляной краски для передачи различных текстур изображенных материалов: от блеска драгоценных камней до мягких отражений бархата. [2]
Под Борсо д'Эсте
[ редактировать ]Поэтому в 1456 году Тура вернулся в Феррару, где стал художником в полном смысле этого слова, фигурируя в придворных ведомостях, даже имея место жительства в замке. Это свидетельствует о том, что он занимал пост придворного художника, заменив [Анджело ди Пьетро да Сиена]] (также называемого Анджело Макканьино или Анджело Паррасио), который умер 5 августа того же года. В Ферраре Тура всю оставшуюся активную жизнь работал в компаниях Borso d'Este и Ercole I d'Este . Обладая живой личностью и разнообразными способностями, он присутствовал во всех художественных проявлениях двора Эсте. На протяжении пятидесяти лет творческой жизни Туры разные герцоги использовали его таланты в самых разных произведениях: это было нормой для придворных художников того времени, не испытавших жесткого разделения задач. Помимо занятий искусством искусного художника, Тура также был художником-постановщиком вечеринок и турниров, декоратором и дизайнером мебели, одежды, одеял, керамики и рисовальщиком гобеленов-мультфильмов.
Среди его ранних работ мы знаем об утраченном люнете двери собора. Работы, обычно приписываемые этому периоду, включают «Мадонну с младенцем и святыми» ( Музей Феша в Аяччо ) и «Мадонну с младенцем» ( Национальная галерея искусств в Вашингтоне, округ Колумбия ).
В 1458 году записи указывают на то, что Тура работал в Студии дворца Бельфиоре , где он продолжил работу Макканьино, вероятно, также перерисовав некоторые из начатых им работ ( Терпсихора из музея Польди Пеццоли в Милане и Каллиопа из Национальной галереи в Лондоне ).
К 1460 году Тура получил от двора стипендию. Среди его известных учеников Франческо дель Косса и Франческо Бьянки .
В последующие годы он работал над фресками, например, в часовне Франческо Сакрати в Сан-Доменико (1467 г.) и «Сказания Богородицы » в так называемом «Восторге» Белригуардо (в 1469–1472 гг.) для Борсо д'Эсте. , циклы теперь оба утеряны, но известны из источников.
Хотя это были годы кипучей деятельности, сейчас остались только грандиозные двери органа Феррарского собора , оплаченного 2 июня 1469 года. Здесь Тура написал с одной стороны Благовещение , а с другой - Святого Георгия и княгиню. Он участвовал в написании серии «муз» для «студии» Бельфиоре Леонелло д'Эсте в Ферраре, включая уже упомянутую аллегорическую фигуру Каллиопы , которая сейчас находится в лондонской Национальной галерее. Хотя отдельные авторы часто обсуждаются, среди художников, которые, как полагают, внесли свой вклад в серию, были Анджело ди Пьетро да Сиена и Микеле Паннонио .
Один из домов, которые Тура занимал во время работы художником в Ферраре, наверняка располагался на улице Виа делле Веккье, которая по этой причине долгое время называлась в его честь «Страда дель Тура». Возможно, это знак того, что он тоже умер там.
При Эрколе I
[ редактировать ]С приходом к власти Эрколе I д'Эсте (1471 г.) Тура был назначен придворным портретистом, и этой роли он посвятил себя до 1486 года, когда его сменил младший Эрколе де' Роберти .
Алтарь Ровереллы или Полиптих Ровереллы был заказан кардиналом Бартоломео Ровереллой для Сан-Джорджо фуори ле мура (Святой Георгий за стенами в Ферраре в память о его брате, епископе Феррары Лоренцо Роверелле , он был выполнен Турой в 1470–1474 гг.). Использование масла и яичной темперы на панно из тополя. Оригинал, написанный Турой, был позже расчленен, и панели были разделены между несколькими музеями. Центральная часть находится в Национальной галерее в Лондоне и изображает Мадонну с Младенцем, сидящую на изысканном троне. и окружен ангелами-музыкантами.
Тура также работал над декорированием комнат, кабинетов и библиотеки Джованни Пико делла Мирандола . В Ферраре он хорошо представлен фресками Палаццо Скифанойя (1469–71). [3] Этот дворец для удовольствий с фасадом и примечательной архитектурой принадлежал семье д'Эсте и расположен недалеко от средневековых городских стен. Вместе с Франческо дель Косса и Эрколе де Роберти Тура помог создать сложную аллегорическую серию о месяцах года и символах зодиака. Серия содержит современные портреты музыкантов, рабочих и карнавальных платформ на идиллических парадах. Как и в мире Пьеро делла Франческа, неэмоциональные фигуры слоняются в классической безмятежности. Это считается величайшим коллективным эссе феррарской школы, а также одним из самых необычных живописных циклов европейского Возрождения.
Несмотря на свою привязанность к семье Эсте, которой он отдал практически всю свою жизнь, и несмотря на то, что он был лидером группы эмилианских художников, Косме Тура умер в бедности и утомлении. Об этом свидетельствует письмо, которое он написал в 1490 году герцогу Эрколе, с просьбой оплатить одну из его работ, возможно, чудесное изображение францисканца Святого Антония Падуанского , которое в настоящее время находится в Galleria Estense в Модене , в котором говорится: «Я не знаю как жить и выживать таким образом, не находя ни работы, ни возможности прокормить свою семью и себя».
События истории Феррары с разрушительной траекторией упадка герцогов в конце XVI века привели к уничтожению большинства произведений Туры.
Стиль
[ редактировать ]Живопись Туры наделена большой оригинальностью в итальянской панораме того времени, отличаясь богато украшенными композициями и почти скульптурной пластикой фигур, в кажущемся реализме, принадлежащем скорее фантазии, чем действительности. Цвета яркие и нереальные, из-за чего предметы часто кажутся металлическими или каменными, погруженными в напряженную и сюрреалистическую атмосферу, создающую ощущение сна. Опыт, полученный из куртуазного искусства международной готики, направленного на празднование, смешивается и трансформируется под влиянием Падуанского Возрождения, Пьеро делла Франческа и фламандской живописи. Тщательный поиск деталей и невозможных пейзажей вновь встречается позднее у живописцев дунайской школы .
Избранные работы
[ редактировать ]- Святой Георгий - Художественный музей Сан-Диего [4]
- Пьета ( ок. 1460 ) – Музей Коррер , Венеция [5]
- Суд святого Маврелия и мученичество святого Маврелия (1470-е гг.) - Национальная пинакотека , Феррара [6]
- Обрезание Христа (1470-е гг.) - Музей Изабеллы Стюарт Гарднер , Бостон [7]
- Мадонна с Младенцем (1455 г.) - Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия [8]
- Портрет Элеоноры д'Арагоны, герцогини Феррарской - Библиотека Пирпонта Моргана , Нью-Йорк [9]
- Весна или муза «Каллиопа» (1460 г.) – Национальная галерея, Лондон. [10]
- Принцесса (1470 г.) - Соборный музей, Феррара [11]
- Святой Иоанн Богослов на Патмосе (ок. 1470–1475) — Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид [12]
- Святой Георгий и Дракон (1469 г.) - Соборный музей, Феррара [13]
- Мадонна на троне (1474 г.) - Национальная галерея, Лондон [14]
- Святой Себастьян - Gemäldegalerie, Дрезден , Германия [15]
- Святой Доминик - Уффици , Флоренция [16]
- Пьета (Лувр) [17]
- Боковые панели переносного триптиха с изображением Святых Петра и Иоанна Крестителя ( ок. 1473 г. ) - Художественный музей Филадельфии [18]
- Святой Антоний Падуанский читает – Лувр , Париж [19]
- Святой Николай - Музей изящных искусств Нанта
- Святой Антоний Падуанский (ок.1484-1490) – Galleria Estense , Модена
- Буква А, миниатюра из хорового сборника (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) [20]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Косме Тура в Британской энциклопедии
- ^ Пьеро Бьянкони, Все картины Косме Туры , Милан, Риццоли, 1963 (итальянский)
- ↑ Архив суда Эсте. Архивировано 9 декабря 2014 г. в Wayback Machine , запись о проекте во дворце Скифанойя.
- ^ [1] Архивировано 11 апреля 2005 г. в Wayback Machine.
- ^ [2] Архивировано 11 апреля 2005 г., в Wayback Machine.
- ^ [3] Архивировано 11 апреля 2005 г., в Wayback Machine.
- ↑ Обрезание. Архивировано 7 октября 2014 г. в музее Wayback Machine Gardner.
- ^ [4] Архивировано 11 апреля 2005 г., в Wayback Machine.
- ^ [5] Архивировано 11 апреля 2005 г., в Wayback Machine.
- ^ "Косме Тура. Весна - Галерея Ольги" . Abcgallery.com . Проверено 7 октября 2014 г.
- ^ «Косме Тура. Принцесса - Галерея Ольги» . Abcgallery.com . Проверено 7 октября 2014 г.
- ^ «Святой Иоанн Богослов на Патмосе» . Национальный музей Тиссена-Борнемисы . Проверено 23 мая 2020 г.
- ^ "Косме Тура. Святой Георгий и Дракон - Галерея Ольги" . Abcgallery.com . Проверено 7 октября 2014 г.
- ^ «Косме Тура. Мадонна на троне - Галерея Ольги» . Abcgallery.com . Проверено 7 октября 2014 г.
- ^ "Косме Тура. Святой Себастьян - Галерея Ольги" . Abcgallery.com . Проверено 7 октября 2014 г.
- ^ "Косме Тура. Святой Доминик - Галерея Ольги" . Abcgallery.com . Проверено 7 октября 2014 г.
- ^ "Косме Тура. Пьета - Галерея Ольги" . Abcgallery.com . Проверено 7 октября 2014 г.
- ^ Стрелке, Карл Брэндон. «Панели небольшого алтаря с изображением святых Петра и Иоанна Крестителя (слева направо) работы Косме Туры (кат. 241a,b)» . Коллекция Джона Дж. Джонсона: история и избранные произведения . Бесплатное цифровое издание Художественного музея Филадельфии. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ "Косме Тура. Святой Антоний Падуанский читает - Галерея Ольги" . Abcgallery.com . Проверено 7 октября 2014 г.
- ^ [6] Архивировано 30 сентября 2007 г., в Wayback Machine.
Библиография
[ редактировать ]- Холдейн Макфолл, История живописи: Возрождение в Венеции, часть вторая , стр. 34, ISBN 1-4179-4507-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- trionfi.com
- Манн, К. Гриффит (1998). «Косме Тура из Феррары: стиль, политика и город эпохи Возрождения, 1450–1495». МЛН . 113 (5): 1209–1212. дои : 10.1353/млн.1998.0067 . S2CID 153393365 .
- Косме Тура в виртуальной художественной галерее Паноптикум
- Итальянская живопись: Северо-итальянская школа , каталог коллекции, содержащий информацию о Туре и его работах (см. страницы: 61–67).
- Косме Тура в Национальной галерее искусств