Эрколе И д'Эсте
Эрколе И д'Эсте | |
---|---|
![]() | |
Герцог Феррары Герцог Модены и Реджо | |
Царствование | 20 августа 1471 г. - 25 января 1505 г. |
Предшественник | Борсо д'Эсте |
Преемник | Альфонсо I д'Эсте |
Рожденный | Феррара , герцогство Феррара | 26 октября 1431 г.
Умер | 25 января 1505 г. Феррара , герцогство Феррара | (73 года)
Супруг | Элеонора Арагонская |
Проблема | Изабелла Беатрис Альфонсо Ферранте Ипполито Сигизмунд (нелег.) Лукреция (нелег.) Джулио |
Дом | Дом Эсте |
Отец | Николай III Востока |
Мать | Риккарда из Салуццо |
Эрколе I д'Эсте К.Г. (англ. Hercules I ; 26 октября 1431 — 25 января 1505) был герцогом Феррары с 1471 по 1505 год. Он был членом Дома Эсте . Его прозвали Северный Ветер и Алмаз . [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Эрколе родился в 1431 году в Ферраре в семье Николо III и Риккарды да Салуццо. [ 2 ] Его бабушкой и дедушкой по материнской линии были Томас III Салуццо и Маргарита Русси .
Он получил образование при неаполитанском дворе Альфонсо, короля Арагона и Неаполя , с 1445 по 1460 год; там он изучал военное искусство, рыцарство и полюбил всю античную архитектуру и изобразительное искусство, в результате чего он стал одним из самых значительных покровителей искусства эпохи Возрождения . [ 3 ]
В 1471 году при поддержке Венецианской республики он стал герцогом после смерти своего сводного брата Борсо, воспользовавшись отсутствием сына последнего Никколо, находившегося в Мантуе. [ 4 ] Во время отсутствия Эрколе в Ферраре Никколо предпринял попытку государственного переворота, который, однако, был подавлен; Никколо и его двоюродный брат Аццо были обезглавлены 4 сентября 1476 года. Эрколе женился на Элеоноре д'Арагон , дочери Фердинанда I Неаполитанского , в 1473 году. Союз Эсте с Неаполем оказался могущественным.
В 1482–1484 годах он вел Феррарскую войну с Венецианской республикой , которая была в союзе с заклятым врагом Эрколе, Папой Делла Ровере Сикстом IV , вызванную спорами по поводу контроля над соляной монополией. Эрколе смог положить конец войне, уступив Полезину по Баньолоскому миру , и Феррара избежала участи разрушения или поглощения папскими владениями, но война стала унижением для Эрколе, который лежал больной и обездвиженный, пока осаждающая армия уничтожала Недвижимость Эсте в близлежащих районах.
После этого он сохранял нейтралитет в Итальянской войне 1494—1498 годов и до конца своего правления пытался улучшить отношения с Папской областью . Он неохотно согласился на женитьбу своего сына Альфонсо на Лукреции Борджиа , дочери Папы Александра VI , брак, который принес заметные территориальные пожертвования.
Его последующую карьеру в качестве покровителя можно в некоторой степени рассматривать как компенсацию за раннюю военную неудачу: примечательно, что Эрколе был единственным итальянским правителем, который на своих монетах описывал себя как божество , как римский император. [ 5 ]
Масштаб и последовательность покровительства Эрколе искусству были отчасти политическим и культурным заявлением. Он устраивал театральные представления со сложными декорациями и музыкальными интермецци, что было одним из первых чисто светских театров в Европе со времен античности. [ 6 ] и ему удалось основать музыкальное заведение, которое в течение нескольких лет было лучшим в Европе, затмевая саму капеллу Ватикана. [ 7 ] В течение следующего столетия Феррара сохраняла характер центра авангардной музыки с явно светским акцентом. В истории музыки Эрколе был одним из итальянских дворян, наиболее ответственных за привлечение талантливых франко-фламандских музыкантов в Италию. Самые известные композиторы Европы либо работали на него, либо были заказаны им, либо посвящали ему музыку, в том числе Александр Агрикола , Якоб Обрехт , Генрих Исаак , Адриан Виллаерт и Жоскен де Пре , чья Missa Hercules dux Ferrariae не только посвящена его, но основан на теме, взятой из слогов имени герцога.

Эрколе в равной степени известен как покровитель искусств, что является выражением его сознательного величия и его культивируемой отстраненности, серьезности и суровости, как и подобает новому герцогскому рангу Феррары (Manca 1989: 524ff). Он сделал своим министром поэта Боярдо молодого Людовико Ариосто , а также привел в свой дом .
При Эрколе Феррара стала одним из ведущих городов Европы; под непосредственным руководством Эрколе он претерпел значительный рост в дополнении Эрколе, увеличившись примерно вдвое, создав первый запланированный и реализованный урбанистический проект эпохи Возрождения. Чтобы окружить его, он расширил городские стены, наняв архитектора Бьяджо Россетти . для работы [ 8 ] Многие из самых известных зданий Феррары датируются периодом его правления.
Эрколе был поклонником церковного реформатора Джироламо Савонаролы , который также был родом из Феррары, и обращался к нему за советом как по духовным, так и по политическим вопросам. Примерно дюжина писем между ними сохранилась с 1490-х годов. Эрколе попытался освободить Савонаролу флорентийскими церковными властями, но безуспешно; монах-реформатор был сожжен на костре в 1498 году. [ 9 ]
В 1503 или 1504 году Эрколе попросил своего недавно нанятого композитора Жоскена де Пре написать для него музыкальное завещание, основанное на тюремной медитации Савонаролы Infelix ego . Результатом стала « Мизерере» , вероятно, впервые исполненная на Страстной неделе в 1504 году, с теноровой партией, возможно, исполненной самим герцогом. [ 10 ]
Эрколе умер 25 января 1505 года, и его сын Альфонсо стал герцогом. [ 11 ]
Внешний вид и личность
[ редактировать ]Геркулес был герцогом, искренне любимым своими подданными, которые неоднократно демонстрировали ему это, защищаясь как от Никколо ди Леонелло, так и во время войны с Венецией, когда они стихийно брали в руки оружие, чтобы подавить захватчика, иногда против воли. самого Геркулеса.
Он был великодушен, благодетелен, славился милосердием: предлагал прощение даже таким же сторонникам Никколо, лишь бы они присягали ему в повиновении, и очень часто прощал приговоренных к смерти (даже в случаях lesa maiestatis ), когда они были уже с веревкой на шее, готовой к подвешиванию. Летописец Калефини описывает его как «жалкого джентльмена, которому больно причинять боль каждому человеку». [ 12 ] Он также беспокоился об условиях жизни семьи осужденного и иногда оставлял деньги своим женам и дочерям, чтобы они могли достойно себя содержать. Не по этой причине у него был слабый пульс, он действительно наказывал преступников лично, как, например, когда в декабре 1475 года он избил барабанщика, беспокоившего девушку в церкви, и заключил в тюрьму двух других ответственных оруженосцев. [ 13 ]
Он очень любил танцевать, чем продолжал заниматься, несмотря на травму стопы, помимо уже упомянутой страсти к музыке и пению, которую он затем передал своим детям. Несколько раз он умирал на протяжении многих лет, то из-за так и не зажившей раны, то от болезни, то от подозрения на отравление, и всегда выздоравливал, иногда лечась в загородных резиденциях или на курорте.
Как отец он очень любил свою старшую дочь Изабеллу, которой он уделял большое внимание, причем настолько, что в 1479 году, оказавшись воевать в Тоскане и узнав, что ребенок, несмотря на то, что ему было всего четыре года, уже взял на себя ее учебе он радовался вместе с женой, но прямо рекомендовал не «давать боте» даже ее матери, если она случайно не научится. [ 14 ]
В юности он обладал очень порывистым характером, который проявлялся особенно на войне, в скачках и дуэлях, который затем передался большинству своих детей. Даже в более зрелом возрасте он продолжал всегда находиться на передовой линии боев, в которых принимал участие, подвергая себя опасности для жизни и иногда получая ранения.
Он любил шутки и шуты, и мы знаем единственный эпизод, в котором, будучи карнавалом 1478 года и имея в качестве гостя в Ферраре сеньора Болоньи Джованни Бентивольо , он вышел переодетым на улицы города в компании своего гостя, братья Сигизмондо, Ринальдо и другие придворные бросали дамам яйца, а в итоге избили на площади некоторых других в масках. [ 15 ]
Тем не менее, за его часто ледяной и авторитарный характер, нацеленный на выгоду, а не на родство или чувство, Геркулеса называли «гораздо более холодным, чем трамонтана», и отсюда произошло его другое прозвище. [ 16 ] [ 17 ] Он был очень набожным человеком, слушал мессу каждый день или даже несколько раз в день, а в Великий Четверг каждый год кормил сотни бедняков, подавая себе еду в большом зале замка вместе со своими братьями, а затем мыть ноги гостям и давать им одежду и деньги. Вместе со своей очень религиозной женой он был покровителем монахинь и основателем монастырей. [ 18 ]
Что касается его внешности, Алипрандо Каприоли описывает его как «правильного, квадратного роста и очень сильного человека. У него было красочное лицо, ясные голубые глаза и черные волосы». [ 19 ] Однако, хотя голубые глаза были частым явлением в семье д'Эсте, по крайней мере, судя по сохранившимся от него портретам, казалось, что у них были темные глаза.
Семья и проблема
[ редактировать ]
У Эрколе и Элеоноры было семеро детей:
- Изабелла (1474—1539) вышла замуж за Франческо II Гонзага, маркиза Мантуи .
- Беатриче (1475—1497) вышла замуж за Людовико Сфорца , будущего герцога Миланского .
- Альфонсо (1476—1534) женился на Анне Марии Сфорца и Лукреции Борджиа .
- Ферранте (1477 – 1540), брошенный в тюрьму своим братом Альфонсо в 1506 году, где и умер 34 года спустя.
- Ипполито (1479–1520), кардинал.
- Сигизмунд (1480 – 1524).
- Альберто (1481 – 1482).
У Эрколе было трое внебрачных детей:
- Лоренцо, старший сын (от неопределенной матери), умер в 1471 году. [ 20 ]
- Лукреция д'Эсте (ок. 1470 — 1516/18) вышла замуж за Аннибале II Бентивольо .
- Юлий (1478 – 1561).
В массовой культуре
[ редактировать ]- В «Принце лис» (1949) Эрколе играет Юп ван Хюльзен.
- В фильме Диего Ронсисвалле «Великая дама дома д'Эсте » (2004), в котором основное внимание уделяется фигуре его жены Элеоноры д'Арагона, Эрколе играет итальянский актер Даниэле Валмаджи.
- В телесериале «Французский Борджиа » (2011—2014) его играет британский актёр Майкл Бирн .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Кьяппини, Лучано (2001). Семья Эсте. Тысяча лет истории . Феррара.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Гарднер, Эдмунд Г. (1904). Герцоги и поэты в Ферраре: исследование поэзии, религии и политики пятнадцатого и шестнадцатого веков . Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Герра, Энрика (2005). Жителям государства Эсте повезло в войнах в Италии пятнадцатого века (на итальянском языке). Ф. Анджели.
- Гундершаймер, Вернер Л. (1973). Феррара, стиль деспотизма эпохи Возрождения . Принстон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Локвуд, Льюис (1984). Музыка в эпоху Возрождения Феррара, 1400-1505: Создание музыкального центра в эпоху итальянского Возрождения . Оксфорд.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Мейси, Патрик (1998). Песни костра: музыкальное наследие Савонаролы . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 0-19-816669-9 .
- Розенберг, Чарльз М. (1997). Памятники Эсте и городское развитие в Ферраре эпохи Возрождения . Кембридж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Туохи, Томас (1996). Геркулесовая Феррара: Эрколе д'Эсте, 1471-1505 гг., и изобретение герцогской столицы . Кембридж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Сноски
[ редактировать ]- ^ Слоан, Джон. «ИЗАБЕЛЛА Д'ЭСТЕ ГОНЗАГА» . xenophon-mil.org. Архивировано из оригинала 23 ноября 2009 г. Проверено 19 февраля 2009 г.
- ^ Война 2005 , с. 31.
- ^ Манка, Джозеф (1989). «Представление лорда эпохи Возрождения: портрет Эрколе I д'Эсте, герцога Феррары (1471-1505)». Журнал истории искусств . 52 (4): 522–538. дои : 10.2307/1482468 . JSTOR 1482468 .
- ^ Бертаццо, Клаудия. «Принц-гуманист». Средний возраст . 11 (142): 78.
- ^ Пропал без вести в 1989 году; стр. 525, 529
- ^ Л. Зорзи, Театр и город: очерки итальянской сцены (Турин), 1977, стр. 10-50.
- ^ Локвуд, Льюис (972). «Музыка в Ферраре в период Эрколе I д'Эсте». Студи Музыкали (1): 101–131.
- ^ Зеви, Бруно (1960). Бьяджо Россетти из Феррары: первый современный европейский градостроитель . Турин.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Мэйси, с. 186
- ^ Мэйси, с. 184 и далее.
- ^ Битенхольц, Питер Г.; Дойчер, Томас Б., ред. (1995). Современники Эразма, А–Е . Том. I. Издательство Университета Торонто. п. 444. ИСБН 0-8020-2507-2 .
- ^ Уго Калефини. Летописи 1471-1494 гг . п. 11.
- ^ Уго Калефини. Летописи: 1471-1494 гг . п. 132.
- ^ Мария Серена Мацци (2004). Как розы зимой . п. 12.
- ^ Джина Налини Монтанари. «Суд Эсте на празднике». Новые карты. п. 42.
- ^ Риккардо Бачелли (1983). Заговор дона Джулио д'Эсте (изд. Арнольдо Мондадори). стр. 273, 313.
- ^ «Пан Тома 4-5». Риццоли. 1935. с. 355.
- ^ «ГЕРКУЛЕС I д'Эсте, герцог Феррары, Модены и Реджо» .
- ^ Алипрандо Каприоли (1635 г.). Портреты и панегирики прославленных капитанов . п. 153.
- ^ Генеалогия принцев Эсте .