Генрих Исаак

Генрих Исаак (ок. 1450 – 26 марта 1517) был нидерландским композитором южноголландского происхождения в эпоху Возрождения . Он писал мессы, мотеты, песни (на французском, немецком и итальянском языках) и инструментальную музыку. Значительный современник Жоскена де Пре , Исаак оказал влияние на развитие музыки в Германии. Существует несколько вариантов его имени: Исаак , Исаак , Хенрикус , Арриго д'Уго и Арриго иль Тедеско . ( Тедеско в переводе с итальянского означает «фламандский» или «немецкий».)
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мало что известно о ранней жизни Исаака (или о том, как он себя называл), но вполне вероятно, что он родился в Брабанте . В конце 15 века стандарты музыкального образования в этом регионе были превосходными, и он, вероятно, получил образование на своей родине, хотя ее местонахождение неизвестно. [1] [2] Швейцарский теоретик музыки и писатель шестнадцатого века Генрих Глареан заявил, что Исаак принадлежит Германии, назвав его «Хенрикус Исаак Германус», но в своем завещании Исаак назвал себя отчеством « Угонис де Фландрия», « Гюго [сын] из Фландрии». Автор миланской газеты Revista Crita della Letteratura Italiana в июне 1886 года предположил, что это отчество может быть связано с «Гюйгенсом», и обнаружил имя «Исаак» в городских архивах Брюгге .
Карьера
[ редактировать ]Карьера Генриха Исаака длилась более тридцати лет и позволила ему путешествовать далеко от своей родины Фландрии в Германию, Италию и Австрию, а также в другие части Центральной Европы. Хотя отсутствие многочисленных первоисточников затрудняет нам представление о жизни Исаака, объединение имеющихся у нас источников с произведениями, которые он написал, дает нам хорошее представление о том, насколько популярен был этот франко-фламандский композитор в свое время. Исаак, вероятно, писал музыку к 1470-м годам, а первый документ, в котором упоминается его имя, датируется 15 сентября 1484 года, что указывает на то, что он находился в Инсбруке в качестве певца герцога Сигизмунда Австрийского из Дома Габсбургов . В следующем году Исаак эмигрировал во Флоренцию , поскольку документы показывают, что к июлю 1485 года Исаак стал работать певцом в церкви Санта-Мария-дель-Фьоре. К середине 1491 года он был назначен певцом в Сантиссима Аннунциата и занимал эту должность до 1493 года.
Несколько документов иллюстрируют длительное пребывание Исаака во Флоренции в качестве певца у Санта-Мария-дель-Фьоре и Сантиссимы Аннунциаты, а также предполагают, что у него, возможно, сложились тесные рабочие отношения с Лоренцо Медичи . Предполагается, что именно Медичи вызвал Исаака во Флоренцию из Инсбрука в 1484 году. [3] Раньше Исаак был известен как органист Лоренцо, но теперь известно, что Исааком, служившим на этом посту, был Исаак Аргиропулос. [4] Во время своего пребывания во Флоренции с 1484 по конец 1496 года Исаак, вероятно, сочинил несколько месс, мотетов и светских песен, в том числе миссу «J'ay pris amours» и карнавальную песню «Hora è di Maggio». В 1487 году Исаак написал пьесу «А ля битва», посвященную битве между Генуей и Флоренцией за замок Сарзанелло, хотя по поводу точной даты и цели пьесы ведется много споров. [5] Отношения Исаака с Лоренцо Медичи, должно быть, были довольно близкими, поскольку якобы между 1488 и 1489 годами он сочинил музыку к пьесе под названием «Сан-Джованни и Сан-Паоло», написанной самим Медичи. Более того, когда Лоренцо умер в апреле 1492 года, Исаак сочинил в его память два мотета. Сын Лоренцо Пьеро унаследовал все, что у него было, включая его музыкальные группы. В сентябре 1492 года Пьеро привез свои музыкальные группы в Рим, чтобы выступить на коронации папы Александра VI . [4] Записи показывают, что Исаак был одним из трех певцов, для которых была куплена одежда для поездки, а это означает, что он, вероятно, выступал для Папы. [6]
Во время своего первого пребывания во Флоренции Исаак также имел дела с флорентийцем по имени Пьеро Белло, чья дочь Бартоломея была женой Исаака. Хотя фактическая дата свадьбы неизвестна, записи предполагают, что ее мог организовать для Исаака Лоренцо Медичи, когда он вызвал Исаака из Фландрии. [3] Есть запись о том, как Пьеро Белло дал Исааку приданое для своей дочери в январе 1495 года. [6]
В ноябре 1496 года, проведя некоторое время в Пизе, Исаак и его жена переехали в Вену и поступили на работу к императору Максимилиану I. К зиме 1496 года Исаак и Бартоломея уехали из Пизы в Вену и в Инсбрук, а 3 апреля 1497 года Исаак был назначен придворным композитором Максимилиана I. Он оставался под началом Максимилиана с 1496 года до своей смерти, хотя и не оставался на месте в течение всего времени. тот период. Фактически, Исаак много путешествовал по Европе к северу от Италии. Платежные документы двора Максимилиана предполагают, что Исаак путешествовал с двором в Торгау, Аугсбург, Нюрнберг, Вельс и обратно в Инсбрук между 1497 и 1501 годами. [3]
В 1502 году Исаак вернулся в Италию, отправившись во Флоренцию, чтобы договориться с госпиталем Санта-Мария-Нуова; Больнице были произведены выплаты в обмен на медицинские услуги и питание. Недавно обнаруженные документы свидетельствуют о том, что Исаак начал ежегодно платить братству Санта-Барбары за взаимопомощь. [7] 15 августа 1502 года Исаак написал свое первое завещание, в котором были указаны имена его владельцев, намекая на тот факт, что он хорошо заботится о своей жене и имуществе, если с ним что-нибудь случится. Затем он отправился в Феррару ко двору Эсте , где всего за два дня написал мотет «La mi la sol la sol la mi» и соревновался с Жоскеном за трудоустройство: в знаменитом письме агента семьи Эсте сравнивались два композитора: говоря, что «[Исаак] имеет лучшее расположение среди своих товарищей, и он будет чаще сочинять новые произведения. Это правда, что Жоскен сочиняет лучше, но он сочиняет, когда хочет, а не тогда, когда кто-то этого хочет». [8]
Между 1505 и 1512 годами есть записи о том, что Исаак вел дела в Аугсбурге, Флоренции и Констанции (см. Констанц ), в последней он составил свой самый большой набор работ: Choralis Constantinus . Эта монументальная коллекция массового имущества была заказана Констанцским собором 14 апреля 1508 года и завершена Исааком и его учеником Людвигом Зенфлем к зиме 1509 года. Исаак и Бартоломея к этому времени почти наверняка вернулись во Флоренцию, поскольку завершенный Хоралис Константинус должен был быть отправить по почте в собор.
4 января 1512 года Исаак обменял свой дом во Флоренции на дом поменьше, что означало его осесть. Он и его жена, вероятно, оставались там, за исключением нескольких коротких поездок, до его смерти. Исаак также поставил перед собой задачу пересмотреть свое завещание 24 ноября 1512 года, в котором он просил, чтобы месса служилась каждый год навсегда в Сантиссима Аннунциата или другой церкви, если Аннунциата не сможет. Бартоломея сможет оплатить эти мессы провизией. По рекомендации Папы Льва X и его брата Джулиано Медичи. [9] 30 мая 1514 года ему была присвоена почетная должность начальника Капеллы полифонической музыки в Санта-Мария-дель-Фьоре, которая служила пенсией. Исаак также продолжал получать выплаты от двора Максимилиана I, несмотря на то, что жил во Флоренции. [6] В декабре 1515 года папа Лев X посетил Флоренцию, где почти наверняка услышал бы исполнение музыки Исаака. Незадолго до своей смерти Исаак написал третье и последнее завещание, которое сократило его предыдущую просьбу о том, чтобы вместо этого каждый год в течение десяти лет служили поминальную мессу. Исаак умер 26 марта 1517 года. На следующий день Сантиссима Аннунциата получила оплату за его похороны. Последнее посмертное пожертвование было сделано братству Санта-Барбары в размере пяти флоринов, что равнялось четверти стоимости дома Исаака. [7] Бартоломея пережила своего мужа чуть более чем на семнадцать лет и умерла 30 мая 1534 года. [6]
Композиции
[ редактировать ]Исаак был одним из самых плодовитых композиторов того времени, создав необычайно разнообразные произведения, включавшие почти все формы и стили, распространенные в то время; только Лассус в конце 16 века имел более широкий ареал. [10] Музыка, сочиненная Исааком, включала мессы , мотеты , песни на французском, немецком и итальянском языках, а также инструментальную музыку. Его самой известной работой является песня « Innsbruck, ich muss dich lassen », для которой он сделал как минимум две версии. Возможно, однако, что сама мелодия не Исаака, а оригинальна только постановка. [11] Эта же мелодия позже была использована в качестве темы лютеранского гимна « O Welt, ich muss dich lassen », который лег в основу произведений Иоганна Себастьяна Баха , в том числе его «Страстей по Матфею». [12] [13] и Иоганнес Брамс .
Из его рядовых масс сохранилось 36; другие считаются потерянными. Сохранились и многочисленные отдельные движения масс. Но наибольшую известность ему принесло сочинение музыки для собственно мессы – той части литургии, которая менялась в разные дни, в отличие от обычной, которая оставалась постоянной. Огромный цикл мотетов, который он написал для собственно мессы, «Хоралис Константин» и который после своей смерти оставил незавершенным, мог бы служить музыкой для 100 отдельных дней в году. [4]
Исаак пользуется большим уважением за его «Хоралис Константин» . Это огромная антология, состоящая из более чем 450 полифонических песнопений для собственно мессы. Она возникла в результате заказа, который Исаак получил от собора в Констанце, Германия, в апреле 1508 года, чтобы установить многие из них, уникальные для местного населения. литургия. Исаак был в Констанце, потому что Максимилиан созвал там заседание Рейхстага ( немецкого дворянского парламента), и Исаак был готов обеспечить музыку для хора императорской придворной капеллы. После смерти Максимилиана и Исаака Людвиг Зенфль , который был учеником Исаака в качестве члена императорского придворного хора, собрал все Исаакиевские оставы Собственного и привел их в литургический порядок на церковный год. Но антология не была опубликована до 1555 года, после смерти Сенфла, когда реформы Тридентского собора сделали многие тексты устаревшими. Мотеты остаются одними из лучших существующих примеров полифонии эпохи Возрождения, основанной на пении.
Исаак сочинил шестиголосный мотет «Ангелы Архангелы» к празднику Дня всех святых, в честь ангелов, архангелов и всех других святых. [14] Другой известный мотет Исаака — «Оптимский пастор» ( Optime divino ), написанный для вступления на престол Медичи папы Льва X. [15] В этом мотете Папа сравнивается с пастырем, способным успокоить всю свою паству и объединить ее.
Находясь на службе у Медичи во Флоренции, Исаак написал плач о смерти Лоренцо Медичи , Quis dabit capiti meo aquam (1492), в котором были изложены слова любимого поэта Лоренцо Анджело Полициано . [4]
Влияние
[ редактировать ]Влияние Исаака было особенно выражено в Германии, благодаря связям, которые он поддерживал с двором Габсбургов . Он был первым значительным мастером франко-фламандского полифонического стиля, который жил в немецкоязычных регионах и чья музыка была там широко распространена. Именно благодаря ему полифонический стиль Нидерландов получил широкое распространение в Германии, что сделало возможным дальнейшее развитие там контрапунктической музыки.Австрийский композитор-сериалист Антон Веберн (1883–1945) получил докторскую степень по «Хоралису Константину» Исаака у профессора Гвидо Адлера , старейшины музыковедения в Австрии и Германии.
См. также
[ редактировать ]СМИ
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Словарь музыки и музыкантов New Grove. Декабрь 2001 года. Стэнли Сэди.
- ^ Исаак во Фландрии: Ранние произведения Хенрикуса Исаака
- ^ Перейти обратно: а б с Пикер, Хенрикус Исаак
- ^ Перейти обратно: а б с д Стром, Гроув онлайн
- ^ Вильсон, Генрих Исаак среди флорентийцев
- ^ Перейти обратно: а б с д Штелин, Месса Генриха Айзекса
- ^ Перейти обратно: а б Зановелло, Джованни (лето 2008 г.). «Мастер Ариго Исах, наш брат». Журнал музыковедения . 25 (3). Издательство Оксфордского университета: 287–317. дои : 10.1525/jm.2008.25.3.287 . JSTOR jm.2008.25.3.287 .
- ^ Цитируется по Льюису Локвуду , «Жоскен в Ферраре: новые документы и письма» в журнале «Жоскен де Пре», изд. Ловински с «Блэкберном», 103–37, 132–33.
- ↑ Письмо Бальдассаре Турини из Рима Лоренцо Медичи во Флоренцию, 12 мая 1514 г., Государственный архив Флоренции, Mediceo anterior il Principato, файл 107, док. 24.
- ^ Даннинг, «Нидерланды, I.1: Художественная музыка, Нидерланды до 1600 года». Гроув, 1980 год.
- ↑ Штром, «Генрих Исаак», Grove онлайн.
- ^ Дюрр, Альфред (1971). Кантаты Иоганна Себастьяна Баха (на немецком языке). Том 1. Бэренрейтер-Верлаг. OCLC 523584 .
- ^ «Хоральные мелодии, использованные в вокальных произведениях Баха / О мир, я должен позволить тебе» . bach-cantatas.com. 2009 . Проверено 9 января 2012 г.
- ^ Ангелы, архангелы и женщина в беде: значение ангелов-архангелов Исаака. Журнал музыкознания: ежеквартальный обзор истории музыки, критики, анализа и исполнительской практики. Осень 2004 года. Дэвид Ротенберг.
- ↑ Д'Акконе, «Доктора», Grove online
Ссылки
[ редактировать ]- Берн, Дэвид Дж. «Что Исаак написал для Констанции?» Журнал музыковедения: ежеквартальный обзор истории музыки, критики, анализа и практики исполнения. Зима 2003 года. США. Том 20. стр. 45–72.
- Фейшли, Джеймс Д. «Исполнительные издания из «Choralis Constantinus» Генриха Исаака». Диссертация DMA, Университет штата Аризона, 1983 г.
- Пикер, Мартин. Хенрикус Исаак: Путеводитель по исследованиям. Нью-Йорк: Гарленд, 1991.
- Пикер, Мартин. «Исаак во Фландрии: ранние произведения Хенрикуса Исаака». От Циконии до Свелинка: Donum natalicium Виллем Элдерс. 1994. Том 28. стр. 153–165.
- Ротенберг, Дэвид Дж. «Ангелы, архангелы и женщина в беде: значение ангелов-архангелов Исаака». Журнал музыковедения: ежеквартальный обзор истории музыки, критики, анализа и практики исполнения. Осень 2004 года. США. Том 21. с. 514–578.
- Штелин, Мартин . Ярмарки Генриха Исаака: Источниковедческие исследования Генриха Исаака и его ярмарочного творчества. 3 тома, публикации Швейцарского общества музыкальных исследований. Берн – Штутгарт: Хаупт, 1977.
- Штелин, Мартин: «Генрих Исаак», Словарь музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Штелин, Мартин. «Исаакиевские мессы». Музыка и письма 54, вып. 3 (июль 1973 г.): 383–84.
- Штром, Рейнхард: «Генрих Исаак», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (получено 9 декабря 2007 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- Слонимский, Николай. ред. Кассель, Музыкальный словарь Ричарда М. Бейкера. 1997. Prentice Hall International, Лондон, Англия. Том. 31.
- Уилсон, Блейк. «Генрих Исаак среди флорентийцев». Журнал музыковедения 23, вып. 1 (2006): 97–152.
- Зановелло, Джованни. «Мастер Ариго Исах, наш брат: новый свет на Исаака во Флоренции, 1502–1517 гг.». Журнал музыковедения 25 (2008): 287–317.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Генриха Исаака в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Слушайте бесплатно запись песни Академического хора Умео .
- Бесплатные партитуры Генриха Исаака в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- в высоком разрешении. Бесплатный доступ к изображениям рукописей, содержащих произведения Исаака, из Архива цифровых изображений средневековой музыки