Висенте Лузитано
Висенте Лузитано ( ок. 1520 – ок. 1561 ) [ 1 ] [ 2 ] португальский теоретик композитор и музыки эпохи позднего Возрождения . Сохранились некоторые из его работ по теории музыки и небольшое количество сочинений. Лузитано какое-то время был католическим священником и преподавал в нескольких итальянских городах, но позже обратился в протестантизм .
Считается, что он принадлежал к смешанной расе . [ 3 ] [ 4 ] С 1980-х годов его называют первым опубликованным чернокожим композитором. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Лузитано, португальский термин, обозначающий «португальский», по-видимому, является описательным прозвищем, а не фамилией. О его жизни мало что известно. Он родился в Оливенсе , вероятно, около 1520 года. Лузитано описывается как пардо , португальский термин, указывающий на то, что он имел смешанное европейское и неевропейское происхождение. [ 7 ] [ а ] Было высказано предположение, что его мать могла иметь африканское происхождение. [ 3 ] [ 4 ] Согласно рукописи португальского критика 17-го века Жоао Франко Баррето , Лузитано происходил из Оливенсы, стал католическим священником и работал учителем в Падуе , Витербо и Риме . [ 5 ] [ б ] Его книги и рукописи музыкальных произведений сохранились и датированы. [ 5 ] Лузитано был в Риме к 1551 году. [ 7 ] Из посвящения одной из его первых работ было высказано предположение, что Лузитано был наставником португальской семьи Ленкастров , которая также прибыла в Рим в 1551 году в качестве посла при папском дворе. [ 7 ] [ 5 ] К 1561 году он женился, обратился в кальвинистский протестантизм и отправился в Германию. После 1561 года о нем нет никаких упоминаний. [ 7 ]
В XVI веке композиторы обычно работали на церковь, но нет никаких свидетельств того, что он занимал такую оплачиваемую должность. [ 5 ] [ 7 ]
Когда он в последний раз появляется в исторических записях, он жил в герцогстве Вюртемберг . [ нужна ссылка ]
Музыка
[ редактировать ]Как композитор Лузитано известен своими вокальными произведениями, в том числе латинскими мотетами и мадригалом . В нескольких работах он ссылается на Жоскена де Пре , умершего 30 лет назад. Например, он переработал мотет де Пре « Inviolata, integra» для большего количества голосов.
(или около него). Его композиции, написанные в контрапункте [ 7 ] Стиль ренессанса своего времени и места включает: [ 7 ]
- «Heu me domine», мотет, включенный в «Трактат об органном пении» (ок. 1551 г.; см. ниже).
- Первая книга эпиграмм, обычно называемых мотетами , содержащая 23 мотета на 5, 6 или 8 голосов (Рим: Валерио и Луиджи Дорико, 1551 г.).
- «All'hor ch'ignuda d'herb'et fior la terra», мадригал, опубликованный в антологии «Первая книга муз» (Венеция: Скотто, 1562 г.).
- Beati omnes qui timement Dominum — мотет в коллективной рукописи мотетов и других священных песен, составленной для герцогского двора Штутгарта в 1562 году.
Лузитано также писал трактаты. Это:
- Анонимный манускрипт об искусстве пения (ок. 1551 г.), приписываемый Лузитано по стилистическим соображениям. [ 9 ] [ 10 ] и опубликован как «Трактат об органном пении» (16 век) в 1913 году. [ 11 ]
- Очень простое и новое введение в Canto Fermo, Figvrato, Contrapon to simple и et in concerto. С общими правилами составления различных фраз на основе Canto Fermo, a ii, iii и III. голоса, композиции, пропорции, жанры. С. Диатонический, хромотический, энгармонический (Рим: Антонио Бладо, 1553; Венеция: Франческо Марколини, 1558; Венеция: Франческо Рампацетто, 1561). Все три издания посвящены Марку Антонио Колонне, герцогу Марси . Сообщается, что этот трактат был также переведен на португальский язык Бернардо да Фонсека (Лиссабон, 1603 г.). [ 12 ]
Лузитано при жизни был известен своей работой как теоретик. В дебатах 1551 года в Риме он отдал предпочтение традиционным взглядам на роль трёх родов в музыке ( диатоническому , хроматическому и энгармоническому ), а не более радикальным, выдвинутым Николой Вичентино . Было признано, что Лузитано выиграл дебаты, а Висентино был оштрафован. В 1555 году Вичентино опубликовал отчет о дебатах, который был признан вводящим в заблуждение. Это оказало влияние на более поздних композиторов и может быть фактором отсутствия Лузитано в последующих произведениях о ранних европейских композиторах. [ 2 ]
(Рим, 1553 г. Introduttione facilissima, et novissima, di cantofermo, figurato, contraponto semplice и et inconcerto Лузитано , плюс переиздания), [ 13 ] содержит введение в музыку, его взгляды на три рода музыки и, что уникально, [ 1 ] систематический раздел о создании импровизированного контрапункта путем установки новых частей выше или ниже cantus Firmus ). Музыковед Филипп Кангилем заявил, что «значение произведений Лузитано состоит в том, что они показывают, насколько центральным импровизированным контрапунктом была повседневная музыкальная жизнь в эпоху Возрождения». [ 14 ]
Музыка Лузитано была возрождена в последние годы, например, Австралийским камерным хором в 2019 году. [ 15 ] Мариан-консорт в 2021 году [ 16 ] и Чинеке! Голоса в 2022 году. [ 7 ] его мотет Heu me Domine и мадригал All'hor ch'ignuda 1562 года. Записаны [ 2 ]
Прием
[ редактировать ]Вплоть до конца 19 века Лузитано игнорировался в англоязычных историях музыки: иногда вообще опускался, чаще освещался минимально. [ 1 ] Тем не менее, его изучали португальские музыковеды, такие как Мария Августа Барбоза, которая написала о нем диссертацию в 1977 году, первоначально на немецком языке. [ 17 ] и присутствует по сей день в португальских музыковедческих исследованиях 16 века. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] С лета 2020 года, когда движение Black Lives Matter возобновило дискуссии о расовой принадлежности в Соединенных Штатах, интерес к Лузитано и его работам возрос. [ 1 ]
Его произведения редактировались в современных изданиях несколькими португальскими музыковедами, по крайней мере, с 1952 года, когда Мануэль Жоаким впервые опубликовал мадригал Лузитано All'hor ch'ignuda d'herb et fior в португальском журнале Gazeta Musical . [ 21 ] и продолжается до наших дней с современными публикациями таких мотетов, как Regina coeli. [ 22 ] и Heu me Domine [ 23 ] в 2012 году по версии mpmp. В 2022 году историк музыки Джозеф Макхарди также сделал партитуры Лузитано доступными в современных изданиях в Интернете, что позволило десяткам хоров, не говорящих на португальском языке, исполнять и записывать его музыку. [ 1 ] Предыдущие записи включают антологию Cançoes, Vilancicos, e Motettes Portugals Séculos XVI-XVII , составленную Huelgas Ensemble, Sony Classics, 1994. [ 24 ]
Работает
[ редактировать ]Противоположное
[ редактировать ]- Помимо серии мероприятий [ 25 ]
- Ты неприкосновенна, цела и целомудренна
- Приветствую тебя, Регина!
- Давайте поправимся
- Царица Небесная
- Смотри, Господь
Примечания
[ редактировать ]- ^ Только в 1960-х и 70-х годах была обнаружена рукопись 17-го века, описывающая его как «homem pardo», то есть человека смешанной расы африканского происхождения. [ 1 ]
- ↑ Рукопись Баррето была использована Диого Барбосой Мачадо в его Bibliotheca Luzitana , опубликованной в Лиссабоне Игнасио Родригешем в 1752 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Шуман, Гаррет (5 января 2023 г.). «Наследие черного композитора процветает через 500 лет после его рождения» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Шуман, Гаррет (23 апреля 2020 г.). «Века молчания» . Журнал ВАН . Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Спайсер, Джонатан, изд. (2012). Выявление африканского присутствия в Европе эпохи Возрождения . Балтимор: Художественный музей Уолтерса. п. 24. ISBN 9780911886788 .
- ^ Jump up to: а б Фландро, Сюзанна (1998). «Черная музыка в Академии: Центр исследований черной музыки». Примечания . 55 (1): 26–36. дои : 10.2307/900345 . JSTOR 900345 .
- ^ Jump up to: а б с д и Стивенсон, Роберт (1982). «Первый чернокожий композитор». Межамериканское музыкальное обозрение . 5 (1): 79–103.
- ^ «Висенте Лузитано, первый опубликованный чернокожий композитор» . Радио Три BBC . 28 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Макхарди, Джозеф (16 июня 2022 г.). «Висенте Лузитано: Почему первый композитор, опубликованный Блэком, был всего лишь сноской в истории?» . Хранитель . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ Уильямс, Холли (14 июня 2022 г.). «Великий черный композитор XVI века стерт из истории» . Би-би-си . Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ Стивенсон, Роберт (1962). «Висенте Лузитано: новый свет на его карьеру» . Журнал Американского музыковедческого общества . 15 (1): 76–77. дои : 10.2307/830056 . JSTOR 830056 . Проверено 24 августа 2023 г.
- ^ Браннон, Сэмюэл Дж. (2016). Книги о музыке в печатной культуре эпохи Возрождения: авторы, издатели и читатели . Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл. стр. 297–298 . Проверено 24 августа 2023 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Колле, Анри (1913). Трактат об органном пении (16 век), рукопись в Национальной библиотеке Парижа . Мадрид: Книжный магазин Гутенберга . Проверено 24 августа 2023 г.
- ^ Фетис, Ф.Дж. (1863). Универсальная биография музыкантов и общая музыкальная библиография (2-е изд.). Париж: книжный магазин Firmin Didot Frères. п. 379 . Проверено 24 августа 2023 г.
- ^ Введение . Национальная библиотека Франции
- ^ Брэннон, Сэмюэл Дж. Обзор пения по книге в эпоху Возрождения: Трактаты-контрапункты Висенте Лузитано изд. Филипп Кангилем. Примечания, т. 71 нет. 4, 2015, с. 716-719. Проект MUSE, doi:10.1353/not.2015.0074.
- ^ «Вас перенаправляют...» www.auschoir.org . Проверено 15 января 2023 г.
- ^ «Выпускные вечера в Кадоган-холле» . Би-би-си . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ [1] . Барбоза, Мария Августа Алвес (1977), Висентиус Лузитан: португальский композитор и теоретик музыки 16 лет. Ярхундертс, Лиссабон, Государственный секретариат по культуре. Главное управление культурного наследия.
- ^ [2] . О мотете Висенте Лузитано, Луиса Энрике «Heu me Domine», 2018
- ^ Нери, Руй Виейра (1984), A Música no Ciclo da Bibliotheca Lusitana, Лиссабон, Фонд Калуста Гюльбенкяна.
- ^ [3] . Однодневная конференция, посвященная Висенте Лузитано в 2012 году CESEM/FCSH NOVA
- ^ «Мадригал Висенте Лузитано, опубликованный в «Книге муз», Газета мюзикл, том. II, н.о. 13–14 (1951), 13–14
- ^ [4] . Современная партитура Регины Коэли от mpmp, 2012 г.
- ^ [5] . Современная партитура Heu me Domine от mpmp, 2012 г.
- ^ [6] . Португальские песни, вильянсикос и мотеты 16-17 веков, Sony Classics
- ^ «Композитор в новостях: Висенте Лузитано, опередивший свое время и готовый к новому открытию » Ранняя музыка Америки» . Старинная музыка Америки . 2023-11-26 . Проверено 1 декабря 2023 г.
- Дополнительные источники
- Бонни Блэкберн: «Висенте Лузитано», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 6 января 2006 г.), (доступ по подписке)