Клод Ле Жен
Клод Ле Жен (1528–1530 – похоронен 26 сентября 1600) был франко-фламандским композитором позднего Возрождения . Он был основным представителем музыкального движения, известного как musique mesurée , и выдающимся композитором «парижского» шансона , преобладающей светской формы во Франции во второй половине 16 века. Его слава была широко распространена в Европе, и он считается одним из самых влиятельных композиторов того времени.
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в Валансьене , где, вероятно, получил раннее музыкальное образование. Когда-то довольно рано он стал протестантом . Первые записи о его музыкальной деятельности относятся к 1552 году, когда четыре приписываемых ему шансона были опубликованы в Левене , в антологиях произведений нескольких композиторов. [ 1 ] В 1564 году он переехал в Париж , где познакомился с гугенотами . [ 2 ] К этому времени он уже приобрел некоторую международную известность, о чем свидетельствует появление его имени в списке «современных выдающихся композиторов» в рукописном экземпляре Покаянных псалмов Орланда де Лассуса , которые, вероятно, были написаны в 1560-х годах. в Мюнхене . Лассус, возможно, встретил Ле Женя в середине 1550-х годов во время поездки во Францию; однако это точно не установлено.
В 1570 году Ле Жен начал свое сотрудничество с Академией музыки и поэзии , возглавляемой Жаном-Антуаном де Баифом , ассоциацией, которая должна была иметь решающее значение как для музыки Ле Женя, так и для направления Академии. Тот факт, что Баиф был католиком и даже написал сонет, в котором восхвалял Варфоломеевскую резню 1572 года (в ходе которой было убито от 5000 до 30 000 протестантов), похоже, не отговорил Ле Жена от сотрудничества с ним, и Ле Жен продолжал поместил свою поэзию и последовал идеалам Академии в 1580-е годы. В 1581 году в сотрудничестве с Баифом, д'Обинье и Ронсаром он написал музыку для свадьбы герцога Жуайеза и сводной сестры королевы Марии де Лотарингии . [ 3 ]
К сожалению, в 1589 году выяснилось, что Ле Жен является автором антикатолического трактата, и в том же году он был вынужден бежать из Парижа во время осады: только вмешательство его друга, композитора Жака Модюи , в городском Сен-Дени. ворота спасли ему жизнь и предотвратили уничтожение рукописей, которые он вез с собой (по словам Марина Мерсенна , который много писал об обоих композиторах в своей «Вселенной гармонии » 1637). Другим композиторам- гугенотам повезло меньше. Клод Гудимель , очень похожий композитор, которого, возможно, знал Ле Жен, был убит католической толпой в Лионе во время резни в День Святого Варфоломея в конце августа 1572 года.
Далее Ле Жен поселился в Ла-Рошели , оплоте гугенотов , но где-то в середине 1590-х годов он, должно быть, вернулся в Париж, поскольку его имя фигурирует в списке музыкантов королевского двора Генриха IV как в 1596, так и в 1600 году. Известны некоторые другие подробности его жизни в конце его жизни, но он, должно быть, много сочинял, судя по огромному количеству музыки, которая осталась в рукописях на момент его смерти, большая часть которых была опубликована в первые два десятилетия 17 века. Он умер в Париже и похоронен на протестантском кладбище Ла-Трините.
Музыка и влияние
[ редактировать ]Ле Жен был самым известным композитором светской музыки во Франции конца 16 века, и его любимой формой был шансон. После 1570 года большинство написанных им шансонов включали в себя идеи musique mesurée , музыкального аналога поэтического движения, известного как vers mesurée , в котором музыка отражала точные акценты французского языка. В musique mesurée ударные и безударные слоги в тексте будут установлены в музыкальном соотношении 2:1, то есть ударный слог может получить четвертную ноту, а безударный слог может получить восьмую ноту. Поскольку размер стиха обычно был гибким, в результате получился музыкальный стиль, который лучше всего транскрибировать без размера и который для современного уха звучит как быстро меняющийся размер , например, с чередованием 2/8, 3/8 и т. д.
В отличие от шансонного стиля нидерландских композиторов, писавших в то же время, «парижские» шансоны Ле Жена в musique mesurée обычно были легкими и гомофонными по текстуре. Их пели а капелла , и обычно было от трех до семи голосов, хотя иногда он писал и для восьми. Вероятно, его самым известным светским произведением является сборник из тридцати трех мелодий и шести шансонов, все на стихи Баифа, под названием Le printemps . Иногда он писал контрапунктическим языком, напоминающим более суровый стиль его нидерландских современников, иногда с сатирическим намерением; и вдобавок он иногда использовал мелодические интервалы, которые были «запрещены» действующими правилами, такие как выразительная уменьшенная кварта; эти ограничения были систематизированы современными теоретиками, такими как Джозеф Зарлино в Венеции, и были хорошо известны Ле Жене.
Ле Жен также был хорошо осведомлен о текущих гуманистических исследованиях теории древнегреческой музыки. Греческое использование ладов и трех родов заинтриговало его, и в своей музыке он использовал как диатонический род ( тетрахорд, состоящий из полутона, тона и тона), так и хроматический род (тетрахорд, состоящий из полутона, полутона и тона). увеличенная секунда). ( Род энгармоник , состоящий из четверти тона, четверти тона и мажорной трети, редко использовался в 16 веке, хотя итальянский теоретик и композитор Никола Вичентино сконструировал инструмент, позволяющий использовать его в исполнении.) Его шансоны с использованием хроматического рода относятся к числу наиболее хроматических композиций, предшествовавших мадригалам Джезуальдо .
Вероятно, самым известным священным произведением Ле Женя является его « Додекакорд» , серия из двенадцати псалмов , которые он опубликовал в Ла-Рошели в 1598 году. Каждый из псалмов установлен в одном из двенадцати ладов , данных Зарлино . Некоторые из его настроек псалмов предназначены для больших сил: например, он использует шестнадцать голосов в своей настройке Псалма 52. Посмертно был опубликован сборник всех 150 псалмов, Les 150 pseaumes , для четырех и пяти голосов; некоторые из них были чрезвычайно популярны и переиздавались в нескольких европейских странах на протяжении 17 века.
Его последняя завершенная работа, опубликованная в 1606 году, представляла собой сборник из тридцати шести песен, основанных на восьмистрочных стихотворениях, разделенных на двенадцать групп, каждая из которых содержала по три сеттинга в каждом из двенадцати ладов. Произведение Octonaires de la vanité et inconstances du monde ( «Восьмистрочные стихотворения о тщеславии и непостоянстве мира» ), основанное на стихах кальвинистского проповедника Антуана де Шандье , предназначалось для групп из трех или четырех голосов. По словам сестры Ле Женя Сесиль, написавшей предисловие к публикации, он намеревался завершить еще один набор для большего количества голосов, но умер, не закончив его. Это был один из последних сборников шансона эпохи Возрождения; после публикации air de cour стал преобладающим жанром светских песенных композиций во Франции.
в общей сложности 347 псалмов, тридцать восемь священных шансонов, одиннадцать мотетов и месса Из духовной музыки Ле Жена сохранилось . Его светское творчество включало 146 арий, большинство из которых были в стиле mesurée, а также шестьдесят шесть шансонов и сорок три итальянских мадригала . Кроме того, в 1612 году посмертно были опубликованы три инструментальные фантазии , а также некоторые произведения для лютни . Ему повезло, что его многочисленные рукописи были опубликованы после его смерти: его другу, столь же одарённому и плодовитому композитору Жаку Модюи, было суждено потерять большую часть своей музыки.
Современные критики обвинили Ле Жена в нарушении некоторых правил хорошего мелодического письма и контрапункта , например, в использовании мелодического интервала мажорной шестой части (чего Палестрина никогда бы не сделала) и частом пересечении голосов ; некоторые из этих композиционных приемов должны были стать чертами стиля барокко , предчувствия которого начали проявляться даже во Франции к концу XVI века.
СМИ
[ редактировать ]Избранные записи
[ редактировать ]- Месса в Молитве. Благослови Господа. Печаль охватила меня. Магнификат Ансамбль Клемана Жанекена , реж. Виссе (HMC 901607)
Псалмы
- Десять псалмов Давида (1564 г.) 10 из 10 псалмов. Людус модалис, изд. Бруно Ботерф . Раме 2011 г.
- Додекакорд (1598 г.) – 7 из 12 псалмов. Ансамбль «Вокал Стрелец», реж. Мишель Лапление . соглашение 2003 года
- Псалмы – Muze давайте почтим память прославленного и великого Генри Инк. Боже, мы славим Тебя (фр. Te Deum из оперы «Pseaumes en versemeasurez ») Les Pages & Les Chantres, реж. Шнебели (Альфа) 2002 г.
- Арии и псалмы измерялись древним способом. Клодин Ансерме сопрано, Паоло Черичи, лютня (Симфония)
- «Псалмы Реформации» Клемана Маро и Теодора де Беза «Трио Viva Lux», реж. Уэтт (СМ)
Светские произведения
- Весна – 12 из 39 песен Huelgas Ensemble Пола Ван Невеля (Sony)
- Весна – 39 из 39 песен (2CD), Leaf (Arion)
- Смеси и фантазии для скрипки Ensemble Clément Janequin & Ensemble Les Éléments 1995 (HMC)
- Октонеры суеты мира 2CD Ансамбль Жак Фей 1973 (Арион)
- Времена года. 6 октонариев. Битва. (о непостоянстве и тщеславии 1601) Энн Квентин (Астри)
- Песни – Ансамбль Gone with the Wind Clément Janequin (HM)
Ссылки
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Поль-Андре Гайяр, Фрэнк Доббинс: «Клод Ле Жен», в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Доббинс, Фрэнк; Его, Изабель. Л. Мэйси (ред.). Клод Ле Жен . Гроув Музыка онлайн . Проверено 29 октября 2010 г. (требуется подписка)
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4