Jump to content

Клод Ле Жен

Клод Ле Жень; гравюра в его Додекакорде (1598, Ла-Рошель)

Клод Ле Жен (1528–1530 – похоронен 26 сентября 1600) был франко-фламандским композитором позднего Возрождения . Он был основным представителем музыкального движения, известного как musique mesurée , и выдающимся композитором «парижского» шансона , преобладающей светской формы во Франции во второй половине 16 века. Его слава была широко распространена в Европе, и он считается одним из самых влиятельных композиторов того времени.

Он родился в Валансьене , где, вероятно, получил раннее музыкальное образование. Когда-то довольно рано он стал протестантом . Первые записи о его музыкальной деятельности относятся к 1552 году, когда четыре приписываемых ему шансона были опубликованы в Левене , в антологиях произведений нескольких композиторов. [ 1 ] В 1564 году он переехал в Париж , где познакомился с гугенотами . [ 2 ] К этому времени он уже приобрел некоторую международную известность, о чем свидетельствует появление его имени в списке «современных выдающихся композиторов» в рукописном экземпляре Покаянных псалмов Орланда де Лассуса , которые, вероятно, были написаны в 1560-х годах. в Мюнхене . Лассус, возможно, встретил Ле Женя в середине 1550-х годов во время поездки во Францию; однако это точно не установлено.

В 1570 году Ле Жен начал свое сотрудничество с Академией музыки и поэзии , возглавляемой Жаном-Антуаном де Баифом , ассоциацией, которая должна была иметь решающее значение как для музыки Ле Женя, так и для направления Академии. Тот факт, что Баиф был католиком и даже написал сонет, в котором восхвалял Варфоломеевскую резню 1572 года (в ходе которой было убито от 5000 до 30 000 протестантов), похоже, не отговорил Ле Жена от сотрудничества с ним, и Ле Жен продолжал поместил свою поэзию и последовал идеалам Академии в 1580-е годы. В 1581 году в сотрудничестве с Баифом, д'Обинье и Ронсаром он написал музыку для свадьбы герцога Жуайеза и сводной сестры королевы Марии де Лотарингии . [ 3 ]

К сожалению, в 1589 году выяснилось, что Ле Жен является автором антикатолического трактата, и в том же году он был вынужден бежать из Парижа во время осады: только вмешательство его друга, композитора Жака Модюи , в городском Сен-Дени. ворота спасли ему жизнь и предотвратили уничтожение рукописей, которые он вез с собой (по словам Марина Мерсенна , который много писал об обоих композиторах в своей «Вселенной гармонии » 1637). Другим композиторам- гугенотам повезло меньше. Клод Гудимель , очень похожий композитор, которого, возможно, знал Ле Жен, был убит католической толпой в Лионе во время резни в День Святого Варфоломея в конце августа 1572 года.

Далее Ле Жен поселился в Ла-Рошели , оплоте гугенотов , но где-то в середине 1590-х годов он, должно быть, вернулся в Париж, поскольку его имя фигурирует в списке музыкантов королевского двора Генриха IV как в 1596, так и в 1600 году. Известны некоторые другие подробности его жизни в конце его жизни, но он, должно быть, много сочинял, судя по огромному количеству музыки, которая осталась в рукописях на момент его смерти, большая часть которых была опубликована в первые два десятилетия 17 века. Он умер в Париже и похоронен на протестантском кладбище Ла-Трините.

Музыка и влияние

[ редактировать ]

Ле Жен был самым известным композитором светской музыки во Франции конца 16 века, и его любимой формой был шансон. После 1570 года большинство написанных им шансонов включали в себя идеи musique mesurée , музыкального аналога поэтического движения, известного как vers mesurée , в котором музыка отражала точные акценты французского языка. В musique mesurée ударные и безударные слоги в тексте будут установлены в музыкальном соотношении 2:1, то есть ударный слог может получить четвертную ноту, а безударный слог может получить восьмую ноту. Поскольку размер стиха обычно был гибким, в результате получился музыкальный стиль, который лучше всего транскрибировать без размера и который для современного уха звучит как быстро меняющийся размер , например, с чередованием 2/8, 3/8 и т. д.

В отличие от шансонного стиля нидерландских композиторов, писавших в то же время, «парижские» шансоны Ле Жена в musique mesurée обычно были легкими и гомофонными по текстуре. Их пели а капелла , и обычно было от трех до семи голосов, хотя иногда он писал и для восьми. Вероятно, его самым известным светским произведением является сборник из тридцати трех мелодий и шести шансонов, все на стихи Баифа, под названием Le printemps . Иногда он писал контрапунктическим языком, напоминающим более суровый стиль его нидерландских современников, иногда с сатирическим намерением; и вдобавок он иногда использовал мелодические интервалы, которые были «запрещены» действующими правилами, такие как выразительная уменьшенная кварта; эти ограничения были систематизированы современными теоретиками, такими как Джозеф Зарлино в Венеции, и были хорошо известны Ле Жене.

Ле Жен также был хорошо осведомлен о текущих гуманистических исследованиях теории древнегреческой музыки. Греческое использование ладов и трех родов заинтриговало его, и в своей музыке он использовал как диатонический род ( тетрахорд, состоящий из полутона, тона и тона), так и хроматический род (тетрахорд, состоящий из полутона, полутона и тона). увеличенная секунда). ( Род энгармоник , состоящий из четверти тона, четверти тона и мажорной трети, редко использовался в 16 веке, хотя итальянский теоретик и композитор Никола Вичентино сконструировал инструмент, позволяющий использовать его в исполнении.) Его шансоны с использованием хроматического рода относятся к числу наиболее хроматических композиций, предшествовавших мадригалам Джезуальдо .

Вероятно, самым известным священным произведением Ле Женя является его « Додекакорд» , серия из двенадцати псалмов , которые он опубликовал в Ла-Рошели в 1598 году. Каждый из псалмов установлен в одном из двенадцати ладов , данных Зарлино . Некоторые из его настроек псалмов предназначены для больших сил: например, он использует шестнадцать голосов в своей настройке Псалма 52. Посмертно был опубликован сборник всех 150 псалмов, Les 150 pseaumes , для четырех и пяти голосов; некоторые из них были чрезвычайно популярны и переиздавались в нескольких европейских странах на протяжении 17 века.

Его последняя завершенная работа, опубликованная в 1606 году, представляла собой сборник из тридцати шести песен, основанных на восьмистрочных стихотворениях, разделенных на двенадцать групп, каждая из которых содержала по три сеттинга в каждом из двенадцати ладов. Произведение Octonaires de la vanité et inconstances du monde ( «Восьмистрочные стихотворения о тщеславии и непостоянстве мира» ), основанное на стихах кальвинистского проповедника Антуана де Шандье , предназначалось для групп из трех или четырех голосов. По словам сестры Ле Женя Сесиль, написавшей предисловие к публикации, он намеревался завершить еще один набор для большего количества голосов, но умер, не закончив его. Это был один из последних сборников шансона эпохи Возрождения; после публикации air de cour стал преобладающим жанром светских песенных композиций во Франции.

в общей сложности 347 псалмов, тридцать восемь священных шансонов, одиннадцать мотетов и месса Из духовной музыки Ле Жена сохранилось . Его светское творчество включало 146 арий, большинство из которых были в стиле mesurée, а также шестьдесят шесть шансонов и сорок три итальянских мадригала . Кроме того, в 1612 году посмертно были опубликованы три инструментальные фантазии , а также некоторые произведения для лютни . Ему повезло, что его многочисленные рукописи были опубликованы после его смерти: его другу, столь же одарённому и плодовитому композитору Жаку Модюи, было суждено потерять большую часть своей музыки.

Современные критики обвинили Ле Жена в нарушении некоторых правил хорошего мелодического письма и контрапункта , например, в использовании мелодического интервала мажорной шестой части (чего Палестрина никогда бы не сделала) и частом пересечении голосов ; некоторые из этих композиционных приемов должны были стать чертами стиля барокко , предчувствия которого начали проявляться даже во Франции к концу XVI века.

Избранные записи

[ редактировать ]

Псалмы

  • Десять псалмов Давида (1564 г.) 10 из 10 псалмов. Людус модалис, изд. Бруно Ботерф . Раме 2011 г.
  • Додекакорд (1598 г.) – 7 из 12 псалмов. Ансамбль «Вокал Стрелец», реж. Мишель Лапление . соглашение 2003 года
  • Псалмы – Muze давайте почтим память прославленного и великого Генри Инк. Боже, мы славим Тебя (фр. Te Deum из оперы «Pseaumes en versemeasurez ») Les Pages & Les Chantres, реж. Шнебели (Альфа) 2002 г.
  • Арии и псалмы измерялись древним способом. Клодин Ансерме сопрано, Паоло Черичи, лютня (Симфония)
  • «Псалмы Реформации» Клемана Маро и Теодора де Беза «Трио Viva Lux», реж. Уэтт (СМ)

Светские произведения

  • Весна – 12 из 39 песен Huelgas Ensemble Пола Ван Невеля (Sony)
  • Весна – 39 из 39 песен (2CD), Leaf (Arion)
  • Смеси и фантазии для скрипки Ensemble Clément Janequin & Ensemble Les Éléments 1995 (HMC)
  • Октонеры суеты мира 2CD Ансамбль Жак Фей 1973 (Арион)
  • Времена года. 6 октонариев. Битва. (о непостоянстве и тщеславии 1601) Энн Квентин (Астри)
  • Песни – Ансамбль Gone with the Wind Clément Janequin (HM)
  1. ^ Фрэнк Доббинс и Изабель Хис, «Клод Ле Жен», Словарь музыки и музыкантов New Grove, второе издание 14 (Нью-Йорк: Macmillan Publishers Limited, 2001), 531.
  2. ^ Риз, с. 383
  3. ^ Доббинс/Его, Гроув онлайн

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Поль-Андре Гайяр, Фрэнк Доббинс: «Клод Ле Жен», в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN   1-56159-174-2
  • Доббинс, Фрэнк; Его, Изабель. Л. Мэйси (ред.). Клод Ле Жен . Гроув Музыка онлайн . Проверено 29 октября 2010 г. (требуется подписка)
  • Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN   0-393-09530-4
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 67b5c95fb55df4da3e2c3472f13e36a3__1715602560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/67/a3/67b5c95fb55df4da3e2c3472f13e36a3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Claude Le Jeune - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)