Жак Модюи

Жак Модюи (16 сентября 1557 — 21 августа 1627) — французский композитор эпохи позднего Возрождения . Он был одним из самых новаторских французских композиторов конца 16 века, по-новому комбинировавшим голоса и инструменты и импортировавшим часть великого полихорального стиля венецианской школы из Италии ; он также сочинил знаменитый Реквием на похороны Пьера де Ронсара .
Жизнь
[ редактировать ]Большая часть биографических сведений о Модюи взята из сочинений Марина Мерсенна . Модюи родился в Париже и, будучи аристократом, получил прекрасное образование в области гуманитарных наук , языков и философии, но, очевидно, был самоучкой в музыке. Модюи был членом Академии поэзии и музыки , секретной группы, основанной Жаном Антуаном де Баифом для продвижения musique mesurée à l'antique , попытки воссоздать риторический и этический эффект древнегреческой музыки, используя современную французскую поэзию и музыку. . После смерти Иоахима Тибо де Курвиля в 1581 году Модюи стал главным музыкантом Академии.
Очевидно, Модюи был человеком личного мужества, поскольку во время осады Парижа в 1589–1590 годах, на завершающем этапе кровавых французских религиозных войн , он помог Клоду Ле Жену бежать из города (если бы его поймали, оба был бы казнен), а также помог спасти большую часть музыки Ле Жена, а также неопубликованные работы Баифа. Он пережил всех других композиторов Академии и умер в Париже в 1627 году.
Музыка и влияние
[ редактировать ]Модюи был плодовитым композитором шансонов в относительно недавнем стиле musique mesurée , в котором ритмические значения, присвоенные нотам, точно соответствовали ударениям французских слов , обычно в соотношении ударных к безударным 2:1. Хотя он так и не достиг славы Клода Ле Жена, отчасти это могло быть связано с тем, что Мерсенн не смог опубликовать полное собрание сочинений - проект, который он обещал, но так и не завершил. Стиль Модюи был простым и ясным: тексты устанавливались без изменений, а разнообразие достигалось преимущественно гармоничными средствами.
В то время как его пятиголосная месса-реквием Пьеру де Ронсару датируется 1585 годом, первой публикацией Модюи был сборник « Мезурных шансонов» Жана-Антуана де Баифа для четырех голосов (1586). Этот сборник стал первым изданием, состоящим исключительно из mesurée musique . Предполагается, что большая часть его музыки конца 16 века утеряна.
Он также был автором арий де кур для сольного голоса и лютни , а также балета «Освобождение Рено» для 92 певцов и 45 инструменталистов, который был исполнен в 1617 году.
Среди утраченных произведений, упомянутых Мерсенном, — более 300 псалмов настроек , вечерни , настройки Тенебры , 104 гимна , месс и мотетов ; действительно, у Модюита, возможно, был один из самых высоких процентов потерянной музыки среди всех крупных композиторов позднего Возрождения.
Модюи продолжал использовать технику mesurée в 17 веке и в контекстах, для которых она изначально не предназначалась, например, в больших декорациях для групп голосов и инструментов, некоторые из которых, возможно, были выполнены в венецианском стиле. Мерсенн также выразил благодарность Модюи за то, что он представил скрипку во Франции; он также утверждал, что именно Модюи предложил добавить к скрипке шестую струну .
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фрэнк Доббинс: «Жак Модюи» в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Джинис Брукс, Куртуазная песня во Франции конца шестнадцатого века . Чикаго, Издательство Чикагского университета, 2000. ISBN 0-226-07587-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Жака Модюи в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- ИМСЛП