Томас Таллис
Томас Таллис | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | в. 1505 Вероятно, Кент , Англия. |
Умер | 23 ноября 1585 г. (79–80 лет) Гринвич , Англия |
Работает | Список композиций |
Подпись | |
![]() |
Часть серии о |
музыка эпохи Возрождения |
---|
Обзор |
Томас Таллис ( ок. 1505 – 23 ноября 1585; [n 1] также Tallys или Talles ) — английский композитор музыки Высокого Возрождения . Его сочинения преимущественно вокальные, и в антологиях английской хоровой музыки он занимает первоочередное место . Таллис считается одним из величайших композиторов Англии и удостоен чести за свой оригинальный голос в английской музыкальности. [2]
Жизнь
[ редактировать ]Молодость
[ редактировать ]Поскольку никаких записей о рождении, семье или детстве Томаса Таллиса не существует, почти ничего не известно о его молодости или происхождении. Историки подсчитали, что он родился в начале 16 века, ближе к концу правления Генриха VII в Англии , а год его рождения колеблется от 1500 до 1520. [3] Его единственным известным родственником был двоюродный брат по имени Джон Сэйер. Поскольку фамилии Сэйер и Таллис имеют прочную связь с Кентом , обычно считается, что Томас Таллис родился где-то в графстве. [4]
Есть предположения, что Таллис в детстве пел часовне в Королевской капеллы , того же певческого заведения, к которому он присоединился, будучи взрослым. [5] [6] Вероятно, он был певчим в бенедиктинском монастыре Св. Марии Богородицы и Св. Мартина Новой Работы в Дувре, где работал в раннем возрасте, но невозможно узнать, получил ли он там образование. Возможно, он пел в Кентерберийском соборе . [7]
Карьера
[ редактировать ]Таллис служил при дворе композитором и исполнителем Генриха VIII . [8] Эдуард VI , Мария I и Елизавета I. [9] Впервые он был назначен органистом часовни после 1570 года, хотя на протяжении всей своей карьеры он работал органистом. [10]
Он избегал религиозных споров, которые бушевали вокруг него на протяжении всей его службы сменявшим друг друга монархам, хотя оставался, по словам историка Питера Экройда , «нереформированным католиком». [11] Таллис был способен менять стиль своих композиций в соответствии с различными требованиями каждого монарха. [12] Он выделялся среди других важных композиторов того времени, включая Кристофера Тай и Роберта Уайта . Автор и композитор Эрнест Уокер писал, что «у него было больше универсальности стиля», чем у Тай и Уайта, и «его общее обращение с материалом было более простым и уверенным». [13] Таллис преподавал композитору Уильяму Берду , позже связанному с Линкольнским собором ; а также Элвей Бевин, органист Бристольского собора и джентльмен Королевской капеллы. [14]
1530-е и 1540-е годы
[ редактировать ]Никаких записей о Таллисе не существует до 1531 года, когда он упоминается в отчетах кентского бенедиктинского дома Дуврского монастыря . [7] Он работал там органистом . [15] отвечает за управление песнопениями органа [16] называли « органорумом-шутником », и он получал ежегодную выплату в размере 2 фунтов стерлингов. Некоего «Томаса Тейлза» в монастыре [10] Монастырь был распущен в 1535 году, но записей об отъезде Таллиса не сохранилось. [17] [10]
Местонахождение Таллиса не известно в течение нескольких месяцев после этого, пока не упоминается, что он работал в больнице Сент-Мэри-эт-Хилл в лондонском районе Биллингсгейт . [17] Записи показывают, что ему платили четыре полугодовых платежа с 1536 по 1538 год, причем последний платеж был указан за услуги - певца или органиста - за год до 25 марта 1538 года. [10] [18]

К концу 1538 года Таллис переехал в большой монастырь августинцев , Уолтемское аббатство в Эссексе . [19] после того, как он вступил в контакт с аббатом, чей лондонский дом находился недалеко от Сент-Мэри-эт-Хилл. [20] В Уолтеме Таллис стал старшим членом. [19] и аббатство Когда в марте 1540 года было распущено , Таллис уехал, не получив пенсии (поскольку он только недавно работал там), а вместо этого получил единовременную выплату в размере 40 шиллингов . Он забрал том музыкальных трактатов, переписанных Джоном Уайлдом, когда-то наставником в Уолтеме. Среди его содержания был трактат Леонеля Пауэра , который запрещал последовательные унисоны , квинты и октавы ; на последней странице написано его имя. [10] [5]
К лету 1540 года Таллис переехал в бывший монашеский, но недавно секуляризованный Кентерберийский собор , где его имя возглавляет список певцов недавно расширенного хора, состоящего из 10 мальчиков и 12 мужчин. Он оставался там два года. [19] [10]
Работа в Королевской часовне
[ редактировать ]Работа Таллиса в Королевской часовне, вероятно, началась в 1543 году. Его имя появляется в списке субсидий 1544 года и указано в более позднем документе. Вполне возможно, что он был связан со двором, когда находился в Сент-Мэри-эт-Хилл, поскольку в 1577 году Таллис утверждал, что «все эти сорок лет служил вашему величество и вашим предкам Рояллу». . Возможно, он отвечал за обучение мальчиков хора игре на клавиатуре и композиции. [10]
Около 1552 года Таллис женился, вероятно, впервые, на Джоан, вдове джентльмена из Королевской капеллы. Как и многие другие члены королевского домашнего хора, Таллис и его жена жили в Гринвиче . [20] хотя неизвестно, владел ли он когда-либо там своим домом. Вероятно, он по традиции снял дом на Стоквелл-стрит. [10] Детей в этом браке вроде бы не было. [10]
Королева Мария I предоставила Таллису аренду поместья в Кенте, что обеспечивало комфортный годовой доход. [21] Он присутствовал на ее похоронах 13 декабря 1558 года и на коронации Елизаветы I в следующем месяце. [20]

Таллис был выдающейся фигурой в домашней часовне Елизаветы, но с возрастом он постепенно становился менее заметным. [20] В 1575 году Елизавета предоставила Таллису и Берду 21-летнюю монополию на полифоническую музыку. [22] и патент на печать и публикацию «set songe or songes in parts», одной из первых аранжировок такого рода в Англии. [23] Таллис сочинил на английском , латинском , французском , итальянском и других языках. [22] У него были эксклюзивные права на печать любой музыки на любом языке, и он и Берд единолично пользовались бумагой, используемой при печати нот. Среди коллекции произведений, которые они создали, используя свою монополию, была Cantiones quae ab Argumento Sacrae Vocantur 1575 года , но она не продавалась хорошо, и они были вынуждены обратиться к Елизавете за поддержкой. [22] Люди с опаской относились к новым публикациям, продаже которых не способствовало то, что оба мужчины были католиками . [23] Как католикам, Берду и Таллису было запрещено продавать импортированную музыку, им было отказано в каких-либо правах на музыкальные шрифты или патенты на печать, не находящиеся под их контролем. У них не было собственной типографии. [24] Второе прошение 1577 года привело к предоставлению совместной аренды королевских земель . двум композиторам [10] Считается, что после публикации 1575 года Таллис прекратил активную сочинительную деятельность, поскольку не сохранилось ни одного произведения этих последних лет. [3]
Последние годы
[ редактировать ]В конце своей жизни Таллис жил в Гринвиче , возможно, недалеко от королевского дворца Плаценции ; традиция гласит, что он жил на Стоквелл-стрит. [10] Он был записан как член семьи Елизаветы I в июне 1585 года и написал свое завещание в августе того же года. [25] Он умер в своем доме в Гринвиче 20 или 23 ноября; разные даты взяты из реестра и Королевской часовни. [26] [27]
Он был похоронен в алтаре церкви Святого Альфеджа в Гринвиче . [26] Латунная мемориальная доска, установленная там после смерти жены (но до смерти Елизаветы (ОНДБ)) [ нужны разъяснения ] теперь потерян. [26] Его останки, возможно, были выброшены рабочими в 1710-х годах, когда церковь была перестроена. [28]
Его эпитафия на латунной доске , утерянной при последующей перестройке церкви, была записана английским священнослужителем Джоном Страйпом в его издании 1720 года « Джона Стоу . » Обзора Лондона [10] [29]
Сюда вошел достойный дух,
Кто долго в музыке нес колокол:
Его имя, чтобы показать, было ТОМАС ТАЛЛИС Хайт,
В честной и добродетельной жизни он отличился.
Он долгое время служил в часовне с Гретой Прайз.
Fower sovereygnes reygnes (вещь, которую нечасто можно увидеть);
Я имею в виду дни короля Генри и принца Эдварда,
Королева Мэри, а Элизабет — наша королева.
Он был Мэри, хотя детей у него не было,
И был влюблен целых тридцать три года.
С верным супругом, чье имя Иклипт было ДЖОН,
Кто здесь похоронил его, теперь несет компанию.
Как жил, так и умер,
В моем тихом и спокойном виде (О счастливый человек!)
К Богу, полному милости, взывал он:
А потому он жив, пусть смерть делает все, что может.
Уильям Берд написал музыкальную элегию « Священные музы» на смерть Таллиса. Его вдова Джоан, завещание которой датировано 12 июня 1587 года, пережила его почти на четыре года. [10] [20]
Работает
[ редактировать ]Ранние работы
[ редактировать ]Самые ранние сохранившиеся произведения Таллиса — «Ave Dei patris filia» , «Magnificat для четырёх голосов» , [30] и два религиозных антифона Деве Марии, Salve intemperata virgo и Ave rosa sine spinis , которые пелись вечером после последней дневной службы; их выращивали в Англии по крайней мере до начала 1540-х годов. Отход Генриха VIII от Римско-католической церкви в 1534 году и возвышение Томаса Кранмера заметно повлияли на стиль написанной музыки. Кранмер рекомендовал слоговой стиль музыки, при котором каждый слог поется на одну высоту, поскольку его инструкции ясно объясняют обстановку английской литании 1544 года . [31] В результате сочинения Таллиса и его современников стали менее витиеватыми. Таллиса Месса для четырех голосов отличается слоговым и аккордовым стилем, подчеркивающим аккорды, и уменьшенным использованием мелизмы . Он обеспечивает ритмическое разнообразие и дифференциацию настроений в зависимости от смысла своих текстов. [32] Ранние работы Таллиса также предполагают влияние Джона Тавернера и Роберта Фэйрфакса . [33] Тавернера, в частности, цитируют в «Salve untamed virgo» и его более поздней работе «Dum transisset sabbatum» . [33]
Реформированная англиканская литургия была открыта во время недолгого правления Эдуарда VI (1547–1553 гг.). [34] а Таллис был одним из первых церковных музыкантов, написавших гимны на английском языке, хотя латынь продолжала использоваться наряду с разговорным языком. [35] Королева Мария приступила к отмене некоторых религиозных реформ предыдущих десятилетий после своего вступления на престол в 1553 году. Она восстановила обряд Сарум , и композиционный стиль вернулся к сложному письму, преобладавшему в начале века. [36] Двумя главными работами Таллиса были Gaude gloriosa Dei Mater. [37] и рождественская месса Puer natus est nobis , и обе, как полагают, относятся к этому периоду. Puer natus est nobis, основанный на вступлении к третьей мессе Рождества, возможно, исполнялся на Рождество 1554 года, когда Мария считала, что беременна наследником мужского пола. [20] Эти произведения были призваны возвысить образ королевы, а также прославить Деву Марию. [36]
Некоторые из работ Таллиса были собраны Томасом Муллинером в рукописной тетради под названием «Книга Муллинера» до правления королевы Елизаветы и, возможно, использовались самой королевой, когда она была моложе. Елизавета сменила свою сводную сестру в 1558 году, и Акт о единообразии отменил римскую литургию. [2] и прочно утвердил Книгу общей молитвы . [38] Композиторы возобновили написание английских гимнов, хотя продолжалась практика установки латинских текстов среди композиторов, работающих в Королевской капелле Елизаветы.
Религиозные власти в начале правления Елизаветы, будучи протестантами, были склонны не поощрять полифонию в церкви, если только слова не были четко слышны или, как говорилось в Постановлениях 1559 года , «понятно, как если бы их читали без пения». [39] Таллис написал девять мелодий псалмов для четырех голосов для Псалтири архиепископа Мэтью Паркера , опубликованной в 1567 году. [40] Одной из девяти мелодий была «Мелодия третьего лада», которая вдохновила Ральфа Воана Уильямса на композицию « Фантазия на тему Томаса Таллиса» Ральфа Воана Уильямса в 1910 году. [41] Его постановка 67-го псалма стала известна как «Канон Таллиса», а постановка Томаса Равенскрофта представляет собой адаптацию гимна Томаса Кена «Вся хвала Тебе, Боже мой, в эту ночь» (1709 г.) . [42] и это стало его самым известным произведением. Однако судебные запреты также позволяли петь в церкви в определенное время дня более сложные музыкальные произведения. [39] и многие из более сложных елизаветинских гимнов Таллиса, возможно, исполнялись в этом контексте или, альтернативно, многими семьями, которые пели священную полифонию дома. [43] Среди наиболее известных работ Таллиса елизаветинских лет можно назвать постановку « Плача» (Пророка Иеремии). [21] за службы Страстной недели и уникальный мотет Spem in alium, написанный для восьми пятиголосных хоров, которым его больше всего помнят. Он также писал композиции для других монархов, и некоторые из его гимнов, написанных во время правления Эдуарда, оцениваются как находящиеся на том же уровне, что и его произведения елизаветинской эпохи, такие как « If Ye Love Me ». [44] Записи о его произведениях предыдущих периодов неполны; 11 из 18 его произведений времен правления Елизаветы с латинским текстом были опубликованы, «что обеспечило их выживание в способе, недоступном более ранним материалам». [45]
Более поздние работы
[ редактировать ]Ближе к концу своей жизни Таллис сопротивлялся музыкальному развитию, наблюдаемому у его младших современников, таких как Берд, которые приняли композиционную сложность и переняли тексты из разрозненных библейских отрывков. [46] Таллис был доволен тем, что черпал свои тексты из Литургии. [2] и писал для богослужений в Королевской часовне. [2] Он сочинял во время конфликта между католицизмом и протестантизмом, и его музыка часто отражает черты беспорядков. [47]
Наследие
[ редактировать ]Таллиса помнят прежде всего как композитора духовной вокальной музыки, отчасти из-за отсутствия у него сохранившейся инструментальной или светской вокальной музыки. [48]
Ни одного современного портрета Таллиса не сохранилось; картина, написанная Жераром Вандергухтом, датируется 150 годами позже смерти композитора, и нет никаких оснований предполагать, что это справедливое сходство. В редкой существующей копии своей черной подписи он написал свое имя «Таллис». [49]
В 1971 году открылась школа Томаса Таллиса в Кидбруке. Смешанная общеобразовательная школа имени композитора.
Вымышленная версия Томаса Таллиса была изображена Джо Ван Мойландом в Showtime телесериале 2007 года «Тюдоры» . [50]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ 3 декабря 1585 г. по григорианскому календарю.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Коул 2008a , стр. 212–226.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Фаррелл 2001 , с. 125.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Харлей 2015 , с. 1.
- ^ Харли 2015 , стр. 1–2.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уокер 1907 , с. 34.
- ^ Лорд 2003 , с. 80.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Харлей 2015 , с. 2.
- ^ Холман 1999 , с. 201.
- ^ Томас 1998 , с. 136.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Доу и Аллинсон 2009 .
- ^ Акройд 2004 , с. 176.
- ^ Филлипс 2005 , с. 8.
- ^ Уокер 1907 , с. 44.
- ^ Уокер 1907 , с. 56.
- ^ Лорд 2003 , с. 197.
- ^ Харлей 2015 , с. 4.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Харлей 2015 , с. 5.
- ^ Харли 2015 , стр. 5–6.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Харлей 2015 , с. 7.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Мне понравился 2008 год .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Коул 2008b , с. 93.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Холман 1999 , с. 1.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лорд 2003 , с. 69.
- ^ Лорд 2003 , с. 70.
- ^ Харли 2015 , стр. 211–212.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Харлей 2015 , с. 212.
- ^ Рембо 1872 , с. 192.
- ^ Даунс 1987 , стр. 110–111.
- ^ Рембо 1872 , стр. 192–193.
- ^ Харлей 2015 , с. 224.
- ^ Уиллис 2016 , с. 52.
- ^ Мандерсон 2000 , с. 86.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Харлей 2015 , с. 222.
- ^ Лорд 2003 , с. 75.
- ^ Лорд 2003 , с. 200.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шрок 2009 , с. 148.
- ^ «Gaude gloriosa Dei Mater (Томас Таллис)» . ХоральнаяВики . Проверено 25 февраля 2017 г. .
- ^ Томас 1998 , с. 89.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уиллис 2016 , с. 57.
- ^ Лорд 2003 , с. 86.
- ^ Стейнберг 2008 , с. 291.
- ^ «Канон Таллиса» . Гимнари.орг .
- ^ Милсом 2003 , с. 163.
- ^ Филлипс 2005 , с. 11.
- ^ Филлипс 2005 , с. 13.
- ^ Филлипс 2005 , с. 9.
- ^ Гейтенс 2005 , с. 181.
- ^ Харлей 2015 , с. 227.
- ^ Коул 2008b , с. 62.
- ^ «BBC Two — Тюдоры, серия 1, серия 1» . Би-би-си . 5 октября 2007 г. Проверено 27 января 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Экройд, Питер (2004). Альбион: Истоки английского воображения . Лондон: Чатто и Виндус . ISBN 978-1-85619-721-2 .
- Коул, Сюзанна (2008a). «Кто отец? Изменение восприятия Таллиса и Берда в Англии конца девятнадцатого века» . Музыка и письма . 89 (2): 212–226. дои : 10.1093/мл/gcm082 . ISSN 0027-4224 . JSTOR 30162967 . S2CID 162209818 .
- Коул, Сюзанна (2008b). Томас Таллис и его музыка в викторианской Англии . Вудбридж: Boydell Press . ISBN 978-1-84383-380-2 .
- Доу, Пол; Аллинсон, Дэвид (2009). «Таллис [Таллис, Таллес], Томас». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.27423 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- Даунс, Керри (1987). Хоксмур . Мир искусства. Лондон: Темза и Гудзон. OCLC 472150026 .
- Фаррелл, Джозеф (2001). Латинский язык и латинская культура: от древности до современности . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-77663-9 .
- Гейтенс (2005). «Таллис: Все работает». Американский гид по рекордам . Том. 86, нет. 3 мая – июнь. Цинциннати, Огайо. ISSN 0003-0716 .
- Харли, Джон (2015). Томас Таллис . Фарнем, Великобритания: Рутледж . ISBN 978-1-317-01036-4 .
- Холман, Питер (1999). Дауленд: Лакрима (1604 г.) . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-58829-4 .
- Лорд, Сюзанна (2003). Музыка эпохи Шекспира: история культуры . Вестпорт, Коннектикут: Гринвуд. ISBN 978-0-313-31713-2 .
- Мандерсон, Десмонд (2000). Песни без музыки: эстетические измерения закона и справедливости . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-92221-1 .
- Милсом, Джон (2003). «Священные песни в палате» . В Джоне Морэне (ред.). Английская хоровая практика, 1400-1650 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-54408-5 .
- Милсом, Джон (2008). «Таллис, Томас (около 1505–1585)» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/26954 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Филлипс, Питер (2005). «Знак противоречия: Таллис на 500». Музыкальные времена . 146 (1891): 7–15. дои : 10.2307/30044086 . ISSN 0027-4666 . JSTOR 30044086 .
- Шрок, Деннис (2009). Хоровой репертуар . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-971662-3 .
- Стейнберг, Майкл (2008). Хоровые шедевры: Путеводитель для слушателя . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-534066-2 .
- Рембо, Эдвард Ф. (1872). Старая чековая книжка: или Книга памяти Королевской часовни, 1561–1744 гг . Камденское общество .
- Томас, Джейн Реш (1998). За маской: Жизнь королевы Елизаветы I. Хоутон Миффлин Харкорт . ISBN 978-0-395-69120-5 .
- Уокер, Эрнест (1907). История музыки в Англии . Оксфорд: Кларендон Пресс . OCLC 869715 .
- Уиллис, Джонатан (2016). Церковная музыка и протестантизм в постреформационной Англии: дискурсы, места и идентичности . Рутледж . ISBN 978-1-317-16624-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- Коллинз, HB (1929). «Томас Таллис» . Музыка и письма . 10 (2): 152–166. дои : 10.1093/мл/X.2.152 . ISSN 0027-4224 . JSTOR 726038 .
- Дэйви, Генри (1898). Ли, Сидни (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 55. Лондон: Смит, Элдер и компания. . В
- Милсом, Джон (1983). Английский полифонический стиль в переходный период: исследование духовной музыки Томаса Таллиса (Диссертация). Оксфордский университет. OCLC 29743412 .
- Пайк, Лайонел (1984). «Таллис: Воан Уильямс: Хауэллс: размышления о третьем режиме» . Темп (149): 2–13. дои : 10.1017/S0040298200058496 . JSTOR 945078 . S2CID 143715625 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Записи церковной музыки Таллиса на латыни и английском языке из Умео Akademiska Kör
- В проекте Mutopia есть композиции Томаса Таллиса.
- Список композиций Томаса Таллиса в Архиве цифровых изображений средневековой музыки ( для просмотра оцифрованных изображений необходима регистрация )
- Бесплатные партитуры Томаса Таллиса в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Бесплатные партитуры Томаса Таллиса в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Изображение подписи Таллиса в книге, сделанной на одном из его первых мест работы, в Уолтемском аббатстве.
- Работы Таллиса внесены в базу данных первичных источников EECM.