Бургундская школа

Часть серии о |
музыка эпохи Возрождения |
---|
Обзор |
Бургундская школа была группой композиторов, действовавших в 15 веке на территории нынешней северной и восточной Франции , Бельгии и Нидерландов , сосредоточенной при дворе герцогов Бургундских . В школе открылась музыка Бургундии .
Основные имена, связанные с этой школой, — Гийом Дюфе , Жиль Биншуа , Антуан Бюснуа и (как влияние) английский композитор Джон Данстейпл . Бургундская школа была первой фазой деятельности франко-фламандской школы , центральной музыкальной практики эпохи Возрождения в Европе.
Фон
[ редактировать ]В Европе позднего средневековья и раннего Возрождения культурные центры имели тенденцию перемещаться из одного места в другое из-за изменения политической стабильности и присутствия духовной или светской власти, например, Папы , Антипапы или императора Священной Римской империи . В 14 веке основными центрами музыкальной деятельности были северная Франция , Авиньон и Италия , представленные Гийомом де Машо и ars nova , ars subtilior и Ландини соответственно; здесь находилось папство В Авиньоне произошел краткий, но важный культурный расцвет, поскольку во время Западного раскола . Когда Франция была разорена Столетней войной (1337–1453), культурный центр мигрировал дальше на восток, в города Бургундии и Нидерландов , известные тогда под общим названием Нидерланды . [1]
Во время правления Дома Валуа Бургундия была самой мощной и стабильной политической единицей в Западной Европе, к которой постепенно добавлялись Фландрия , Брабант , Голландия , Люксембург , Эльзас и Лотарингия . особенно во времена правления Филиппа Доброго (1419–1467) и Карла Смелого Вся эта территория, широко известная как Бургундия, была центром музыкального творчества, (1467–1477). Большая часть музыкальной деятельности происходила не на территории современной Бургундии, столица которой находится в Дижоне (хотя герцоги Бургундские сохранили там административный центр). Основными центрами музыкального творчества были Брюссель , Брюгге , Лилль и Аррас , а также небольшие города на той же территории. [1]
Музыканты из этого региона приезжали в Бургундию, чтобы учиться и развивать свою карьеру по мере роста репутации этого региона. Бургундские правители были не просто покровителями искусств, но принимали активное участие: сам Карл Смелый играл на арфе , сочинял шансоны и песнопения (хотя ни один из них не сохранился с достоверной атрибуцией). Светские герцоги также поощряли сочинение светской музыки в такой степени, которую раньше редко можно было увидеть в истории европейской музыки, - характеристика, которая сама по себе определяет бургундскую эпоху как феномен Возрождения. [2]
Эта миграция музыкальной культуры на восток из Парижа в Бургундию также соответствует традиционному (и ни в коем случае не общепринятому) разделению истории музыки на Средневековье и Возрождение ; в то время как Гийома де Машо часто считают одним из последних средневековых композиторов, Дюфе часто считают первым значительным композитором эпохи Возрождения.
Карл Смелый был убит в 1477 году в битве при Нанси , во время одной из попыток увеличить территорию своей империи. После его смерти музыка продолжала процветать, как и прежде, но регион был расколот политически: герцогство Бургундское было поглощено Францией, а большая часть Нидерландов стала частью владений испанских Габсбургов . И французский двор, и Габсбурги были покровителями музыки; однако французский стиль начал расходиться со стилем Нидерландов, особенно в светской музыке, а также в период после 1500 года.
Композиторы
[ редактировать ]История бургундской музыки началась с устройства капеллы в 1384 году; двадцать лет спустя он по великолепию мог соперничать со знаменитым заведением в Авиньоне. Имена, связанные с этим ранним этапом бургундской музыки, включают Йоханнеса Таписье и Николя Гренона , которые перенесли традицию на следующий этап строительства часовни, когда она была реорганизована в 1415 году. Другими ранними композиторами были Гюго и Арнольд де Лантенс , оба из которых Позже Дюфай встретился в Италии.
Из всех имен, связанных с бургундской школой, самым известным был Гийом Дюфе , который был, вероятно, самым известным композитором Европы XV века. Он писал музыку во многих популярных формах, музыку мелодичную, певческую и запоминающуюся ( более половины его духовной музыки состоит из простых гармонизаций равнинной песни например, ). Современниками Дюфе были такие композиторы, как Жиль Биншуа , который находился при бургундском дворе примерно между 1430 и 1460 годами, и Хейн ван Гизегем , композитор, певец и солдат, который, возможно, был убит в последней военной кампании Карла Смелого.
После смерти Дюфе в 1474 году самым выдающимся бургундским музыкантом был Антуан Бюснуа , который также был плодовитым композитором шансона и, возможно, написал знаменитую мелодию L'homme Armé .
Музыкальный стиль и формы
[ редактировать ]
Бургундские композиторы отдавали предпочтение светским формам, по крайней мере, пока они работали на бургундских землях; сохранилось много духовной музыки, особенно композиторов, живших в Италии, например, в папском хоре. Наиболее известными светскими формами, используемыми бургундцами, были четыре фиксированные формы ( рондо , баллада , вирелаи и бергерет ), известные под общим названием шансон . Из этих четырех рондо было самым популярным; во всяком случае, сохранилось больше рондо, чем любой другой формы. Большинство рондо было трехголосным и на французском языке, хотя есть и на других языках. В большинстве рондо самый верхний голос («супериус») был текстовым сообщением, а остальные голоса, скорее всего, играли на инструментах. Бержеретту придумали сами бургундцы; это было похоже на вирелай, но короче, в нем была только одна строфа.
Большинство композиторов также писали духовную музыку на латыни; это должно было оставаться верным для следующих нескольких поколений. Они писали как мессы и мотеты , так и циклы Магнификатов . В течение этого периода месса трансформировалась из группы отдельных разделов, написанных разными композиторами, часто с использованием техники мотива головы , в единые циклы, основанные на cantus Firmus . Дюфе, Беншуа, Бюснуа, Режинальд Либерт и другие писали циклические мессы. Одной из любимых мелодий, использовавшихся в качестве cantus Firmus, был знаменитый l'homme Armé , который ставили не только бургундцы, но и композиторы последующих столетий; действительно, это была самая распространенная мелодия, использовавшаяся в качестве основы для массовых композиций за всю историю музыки: до наших дней дошло более сорока месс с этой мелодией. Дэвид Фэллоуз пишет об этом в « Нью-Гроув» : «Трудно придумать какую-либо другую мелодию в истории музыки, которая породила бы столько музыки высочайшего качества». [4]
В этот период мотет трансформировался из изоритмической модели XIV века в плавно полифоническую секционную композицию, наблюдаемую в творчестве более поздних бургундцев, таких как Буснуа. В мотетах, а также в мессах и другой духовной музыке распространенной музыкальной техникой был fauxbourdon , гармонизация существующего пения в параллельных 6-3 аккордах, иногда украшенная, чтобы предотвратить монотонность. Композиция с использованием искусственного бурдона позволяла четко понимать исполняемый текст, но при этом избегала простоты простого пения. Бургундские мотеты, как правило, писались на латыни и писались для трех голосов, причем верхний голос был самым важным. Примером бургундского мотета является Quam pulchra es , написанный Данстейплом в начале 15 века.
Инструментальная музыка также культивировалась при бургундских дворах, часто для танцев. Особенностью бургундского инструментального стиля является то, что герцоги предпочитали музыку для громких инструментов ( труб , тамбуринов , шаумов , волынок ), и ее сохранилось больше, чем для других нынешних инструментов, таких как лютня или арфа. В современной практике громкие инструменты обычно играют на возвышенности, например, на балконе, в то время как другие инструменты играют ближе к танцорам. [1]
К инструментальным формам относился бас-данс , или бассаданса , представлявший собой церемониальный танец довольно достойного характера и относительно медленного темпа. Обычно это был двойной размер, разделенный на тройки (в современных обозначениях 6/8), и часто за танцем сразу же следовал быстрый танец, тордион или па де Брабант . [5]
Бургундская школа была первым поколением того, что иногда называют Нидерландской школой , нескольких поколений композиторов, насчитывающих 150 лет, которые сочиняли в полифоническом стиле, связанном с основной практикой эпохи Возрождения. Более поздние поколения, которые уже не были конкретно связаны ни с двором, ни с регионом Бургундия, но были связаны смежной географией и общей музыкальной практикой, включали такие имена, как Йоханнес Окегем , Якоб Обрехт , Жоскен де Пре , Адриан Виллаерт и Орландус Лассус .
Источники рукописей
[ редактировать ]Существует около 65 рукописных источников, содержащих музыку бургундских композиторов. К наиболее известным из них относятся:
- Рукопись Каноничи (содержащая музыку примерно с 1400 по 1440 год). Эта рукопись находится в Бодлианской библиотеке в Оксфорде, Англия ; он назван в честь предыдущего владельца, Маттео Луиджи Каноничи, венецианского иезуита XVIII века. Всего в нем 380 произведений, в том числе произведения 60 композиторов. В этом сборнике широко представлена как духовная, так и светская музыка.
- Лаборд Шансонье (содержит музыку, написанную в основном во время правления Карла Смелого, 1467–1477). Он назван в честь маркиза де Лаборда и в настоящее время находится в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне, округ Колумбия. Всего в нем 106 музыкальных произведений.
- Меллон Шансонье (содержит музыку примерно 1440–1477 годов). Он назван в честь Пола Меллона , который передал его Йельскому университету ; в настоящее время он находится в библиотеке Бейнеке. Он содержит 57 композиций, а также включает в себя некоторую небургундскую музыку (например, произведения современных английских и итальянских композиторов).
- Дижон Шансонье (содержит музыку примерно 1470–1475 годов). Часть музыки написана композиторами, обычно не связанными с бургундской школой, такими как Окегем, Лойсет Компер и Йоханнес Тинкторис . Он находится в публичной библиотеке Дижона и содержит в общей сложности 161 музыкальное произведение.
- Эль Эскориал Шансонье (содержит музыку примерно 1430–1445 годов). Он находится в Biblioteca del Monasterio, El Escorial , V.III.24, и обычно его называют EscA. Он содержит в общей сложности 62 композиции, из которых только одна приписывается ( Жиль Биншуа ), хотя многие остальные по стилистическим соображениям отнесены к Биншуа, Данстейплу, Дюфе и другим. [6]
Бургундские композиторы
[ редактировать ]- Йоханнес Таписсье (ок. 1370 – ок. 1410)
- Гийом Дюфе (? 1397–1474)
- Жан Кузен (род. до 1425 г., ум. после 1475 г.)
- Хьюго де Лантинс (ок. 1430 г.)
- Арнольд де Лантинс (ок. 1430 г.)
- Йоханнес Легрант эт. в. 1420–1440 гг.
- Гийом Легрант эт. 1405–1449 гг.
- Реджинальд Либерт (1425–1435 гг.)
- Жиль Беншуа (около 1400–1460)
- Иоганнес Брассар (ок. 1400–1455)
- Хейн ван Гизегем (ок. 1445 – ок. 1480)
- Пьер Фонтен (ок. 1380 – ок. 1450)
- Николя Гренон (ок. 1375 – 1456)
- Жиль Жуа (1424/1425–1483)
- Роберт Мортон (ок. 1430 – ок. 1479)
- Антуан Бюснуа (ок. 1430 – 1492)
- Вильгельм Красный ( эт. 1450–1465)
- Адриан Бэйсин (эт. 1457–1476)
- Якобус Виде (эт. 1405–1433)
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Райт, Гроув
- ^ Риз, стр. 4–8.
- ^ Уайт, Джон Д. (1976). Анализ музыки , стр. 129–130. ISBN 0-13-033233-X .
- ^ Дэвид Фэллоуз. «Человек вооруженный». В Grove Music Online. Oxford Music Online, http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/16553 (по состоянию на 22 июля 2010 г.).
- ^ Глисон, стр. 101–102. [ нужна полная цитата ]
- ^ Глисон, 95–96. [ нужна полная цитата ]
Ссылки
[ редактировать ]- Крейг Райт, «Бургундия», в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Гарольд Глисон и Уоррен Беккер, Музыка в средние века и эпоху Возрождения (Очерки музыкальной литературы, серия I). Блумингтон, Индиана. Франжипани Пресс, 1986. ISBN 0-89917-034-X
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уолтер Х. Кемп, Бургундская придворная песня во времена Биншуа: анонимные песни Эль-Эскориала, MS V.III.24 . Оксфорд, Кларендон Пресс. 1990.