Йоханнес Брассар
Иоганн Брассар (также Жан Брасар) ( ок. 1400 — до 22 октября 1455) — композитор раннего Возрождения бургундской школы . Из его произведений сохранилась только духовная вокальная музыка, типичная для практики начала XV века.
Жизнь
[ редактировать ]Скорее всего, он родился в деревне Лау недалеко от Тонгерена в княжестве-епископстве Льеж (ныне провинция Лимбург , Бельгия ), хотя дата известна лишь приблизительно. С 1422 по 1431 год работал в коллегиальной церкви св. Иоанна Богослова в Льеже , где был наставником . В середине 1420-х годов он посетил Рим , переехав туда в 1431 году, где работал в папской капелле певцом и, вероятно, также композитором; он был в хоре одновременно с композиторами Арнольдом де Лантеном и Гийомом Дюфе . В этот период Брассар, скорее всего, сочинил мотет O flos fragrans , который был достаточно популярен, чтобы появиться в нескольких рукописях того времени, а также Te dignitas presularis .
В 1432 году Брассар отправился в Базель , где он был певцом в капелле совета, а два года спустя император Сигизмунд назначил его настоятелем капеллы, и эту должность он сохранял до 1443 года. В 1445 году он переехал в Льеж, где у него был пост при коллегиальной церкви св. Павла . Уведомление от 22 октября 1455 г. о просьбе о его бенефиции указывает на то, что он недавно умер.
Музыка и влияние
[ редактировать ]Сохранение музыки этого периода неоднородно, и многие источники музыки из Льежа были уничтожены, когда Карл Смелый разграбил город в 1468 году. Тем не менее, часть музыки Брассара сохранилась, в том числе 11 мотетов , 8 интроитов и множество отдельных массовых движений.
Его музыка типична для раннего бургундского стиля, с использованием техники псевдобурдона (частый параллелизм 6-3 в двух голосах, поющих над основной мелодической партией тенора), изоритма и бургундской каденции ниже трети . Вся его сохранившаяся музыка священна и включает в себя массовые движения, интроиты и многочисленные мотеты ; одно из его произведений основано на немецком тексте и почти наверняка было написано во время его работы в Императорской капелле. Часто он использовал технику cantus Firmus и часто писал мелодическую партию верхним голосом.
Вступления являются одними из самых ранних известных полифонических настроек этого раздела собственно мессы .
Массовые движения, все для трех голосов, чаще всего используют стиль псевдобурдона , тогда как мотеты обычно изоритмичны. Многие мотеты рассчитаны на четыре голоса. Одной из отличительных особенностей его стиля мотета является частое использование вступительного дуэта для двух высоких голосов, после которого присоединяются остальные голоса; это должно было стать визитной карточкой бургундского стиля. Его самый известный мотет «O flos fragrans » создан по образцу аналогичного произведения Дюфе, и оба композитора, возможно, хорошо знали друг друга.
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кейт Э. Микстер: «Иоганнес Брассар», в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 томов. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Питер Райт, «Брассар, Йоханнес», Grove Music Online , изд. Л. Мэйси. По состоянию на 28 октября 2010 г. (Эта статья полностью переписана из статьи Гроува 1980 года, но каждая содержит полезную информацию, которой нет в другой)