Jump to content

Бургундская школа

(Перенаправлено из Бургундской школы )
Композитор Гийом Дюфе (слева) и Жиль Беншуа (справа), Мартен ле Франк , «Чемпион дам»

Бургундская школа была группой композиторов, действовавших в 15 веке на территории нынешней северной и восточной Франции , Бельгии и Нидерландов , сосредоточенной при дворе герцогов Бургундских . В школе открылась музыка Бургундии .

Основные имена, связанные с этой школой, — Гийом Дюфе , Жиль Биншуа , Антуан Бюснуа и (как влияние) английский композитор Джон Данстейпл . Бургундская школа была первой фазой деятельности франко-фламандской школы , центральной музыкальной практики эпохи Возрождения в Европе.

В Европе позднего средневековья и раннего Возрождения культурные центры имели тенденцию перемещаться из одного места в другое из-за изменения политической стабильности и присутствия духовной или светской власти, например, Папы , Антипапы или императора Священной Римской империи . В 14 веке основными центрами музыкальной деятельности были северная Франция , Авиньон и Италия , представленные Гийомом де Машо и ars nova , ars subtilior и Ландини соответственно; здесь находилось папство В Авиньоне произошел краткий, но важный культурный расцвет, поскольку во время Западного раскола . Когда Франция была разорена Столетней войной (1337–1453), культурный центр мигрировал дальше на восток, в города Бургундии и Нидерландов , известные тогда под общим названием Нидерланды . [ 1 ]

Во время правления Дома Валуа Бургундия была самой мощной и стабильной политической единицей в Западной Европе, к которой постепенно добавлялись Фландрия , Брабант , Голландия , Люксембург , Эльзас и Лотарингия . особенно во времена правления Филиппа Доброго (1419–1467) и Карла Смелого Вся эта территория, широко известная как Бургундия, была центром музыкального творчества, (1467–1477). Большая часть музыкальной деятельности происходила не на территории современной Бургундии, столица которой находится в Дижоне (хотя герцоги Бургундские сохранили там административный центр). Основными центрами музыкального творчества были Брюссель , Брюгге , Лилль и Аррас , а также небольшие города на той же территории. [ 1 ]

Музыканты из этого региона приезжали в Бургундию, чтобы учиться и развивать свою карьеру по мере роста репутации этого региона. Бургундские правители были не просто покровителями искусств, но принимали активное участие: сам Карл Смелый играл на арфе , сочинял шансоны и песнопения (хотя ни один из них не сохранился с достоверной атрибуцией). Светские герцоги также поощряли сочинение светской музыки в такой степени, которую раньше редко можно было увидеть в истории европейской музыки, - характеристика, которая сама по себе определяет бургундскую эпоху как феномен Возрождения. [ 2 ]

Эта миграция музыкальной культуры на восток из Парижа в Бургундию также соответствует традиционному (и ни в коем случае не общепринятому) разделению истории музыки на Средневековье и Возрождение ; в то время как Гийома де Машо часто считают одним из последних средневековых композиторов, Дюфе часто считают первым значительным композитором эпохи Возрождения.

Карл Смелый был убит в 1477 году в битве при Нанси , во время одной из попыток увеличить территорию своей империи. После его смерти музыка продолжала процветать, как и прежде, но регион был расколот политически: герцогство Бургундское было поглощено Францией, а большая часть Нидерландов стала частью владений испанских Габсбургов . И французский двор, и Габсбурги были покровителями музыки; однако французский стиль начал расходиться со стилем Нидерландов, особенно в светской музыке, а также в период после 1500 года.

Композиторы

[ редактировать ]

История бургундской музыки началась с устройства капеллы в 1384 году; двадцать лет спустя он по великолепию мог соперничать со знаменитым заведением в Авиньоне. Имена, связанные с этим ранним этапом бургундской музыки, включают Йоханнеса Таписсье и Николя Гренона , которые перенесли традицию на следующий этап строительства часовни, когда она была реорганизована в 1415 году. Другими ранними композиторами были Гюго и Арнольд де Лантенс , оба из которых Позже Дюфай встретился в Италии.

Из всех имен, связанных с бургундской школой, самым известным был Гийом Дюфе , который был, вероятно, самым известным композитором Европы XV века. Он писал музыку во многих популярных формах, музыку мелодичную, певческую и запоминающуюся ( более половины его духовной музыки состоит из простых гармонизаций равнинной песни например, ). Современниками Дюфе были такие композиторы, как Жиль Биншуа , который находился при бургундском дворе примерно между 1430 и 1460 годами, и Хейн ван Гизегем , композитор, певец и солдат, который, возможно, был убит в последней военной кампании Карла Смелого.

После смерти Дюфе в 1474 году самым выдающимся бургундским музыкантом был Антуан Бюснуа , который также был плодовитым композитором шансона и, возможно, написал знаменитую мелодию L'homme Armé .

Музыкальный стиль и формы

[ редактировать ]
Бургундская каденция на D; обратите внимание на параллельные четверти между верхними голосами. [ 3 ] Играть

Бургундские композиторы отдавали предпочтение светским формам, по крайней мере, пока они работали на бургундских землях; сохранилось много духовной музыки, особенно тех композиторов, которые жили в Италии, например, в папском хоре. Наиболее известными светскими формами, используемыми бургундцами, были четыре фиксированные формы ( рондо , баллада , вирелаи и бергерет ), все они широко известны как шансон . Из этих четырех рондо было самым популярным; во всяком случае, сохранилось больше рондо, чем любой другой формы. Большинство рондо было трехголосным и на французском языке, хотя есть и на других языках. В большинстве рондо самый верхний голос («супериус») был текстовым сообщением, а остальные голоса, скорее всего, играли на инструментах. Бержеретту придумали сами бургундцы; это было похоже на вирелай, но короче, в нем была только одна строфа.

Большинство композиторов также писали духовную музыку на латыни; это должно было оставаться верным для следующих нескольких поколений. Они писали как мессы и мотеты , так и циклы Магнификатов . В течение этого периода месса трансформировалась из группы отдельных разделов, написанных разными композиторами, часто с использованием техники мотива головы , в единые циклы, основанные на cantus Firmus . Дюфе, Беншуа, Бюснуа, Режинальд Либерт и другие писали циклические мессы. Одной из любимых мелодий, использовавшихся в качестве cantus Firmus, был знаменитый l’homme Armé , который ставили не только бургундцы, но и композиторы последующих столетий; действительно, это была самая распространенная мелодия, использовавшаяся в качестве основы для массовых композиций за всю историю музыки: до наших дней дошло более сорока месс с этой мелодией. Дэвид Фэллоуз пишет об этом в « Нью-Гроув» : «Трудно придумать какую-либо другую мелодию в истории музыки, которая породила бы столько музыки высочайшего качества». [ 4 ]

В этот период мотет трансформировался из изоритмической модели XIV века в плавно полифоническую секционную композицию, наблюдаемую в творчестве более поздних бургундцев, таких как Буснуа. В мотетах, а также в мессах и другой духовной музыке распространенной музыкальной техникой был fauxbourdon , гармонизация существующего пения в параллельных 6-3 аккордах, иногда украшенная, чтобы предотвратить монотонность. Композиция с использованием искусственного бурдона позволяла четко понимать исполняемый текст, но при этом избегала простоты простого пения. Бургундские мотеты, как правило, писались на латыни и писались для трех голосов, причем верхний голос был самым важным. Примером бургундского мотета является Quam pulchra es , написанный Данстейплом в начале 15 века.

Инструментальная музыка также культивировалась при бургундских дворах, часто для танцев. Особенностью бургундского инструментального стиля является то, что герцоги предпочитали музыку для громких инструментов ( труб , тамбуринов , шаумов , волынок ), и ее сохранилось больше, чем для других нынешних инструментов, таких как лютня или арфа. В современной практике громкие инструменты обычно играют на возвышенности, например, на балконе, в то время как другие инструменты играют ближе к танцорам. [ 1 ]

К инструментальным формам относился бас-данс , или бассаданса , представлявший собой церемониальный танец довольно достойного характера и относительно медленного темпа. Обычно это был двойной размер, разделенный на тройки (в современных обозначениях 6/8), и часто за танцем сразу же следовал быстрый танец, тордион или па де Брабант . [ 5 ]

Бургундская школа была первым поколением того, что иногда называют Нидерландской школой , нескольких поколений композиторов, насчитывающих 150 лет, которые сочиняли в полифоническом стиле, связанном с основной практикой эпохи Возрождения. Более поздние поколения, которые уже не были конкретно связаны ни с двором, ни с регионом Бургундия, но были связаны смежной географией и общей музыкальной практикой, включали такие имена, как Йоханнес Окегем , Якоб Обрехт , Жоскен де Пре , Адриан Виллаерт и Орландус Лассус .

Источники рукописей

[ редактировать ]

Существует около 65 рукописных источников, содержащих музыку бургундских композиторов. К наиболее известным из них относятся:

  • Рукопись Каноничи (содержащая музыку примерно с 1400 по 1440 год). Эта рукопись находится в Бодлианской библиотеке в Оксфорде, Англия ; он назван в честь предыдущего владельца, Маттео Луиджи Каноничи, венецианского иезуита XVIII века. Всего в нем 380 произведений, в том числе произведения 60 композиторов. В этом сборнике широко представлена ​​как духовная, так и светская музыка.
  • Лаборд Шансонье (содержит музыку, написанную в основном во время правления Карла Смелого, 1467–1477). Он назван в честь маркиза де Лаборда и в настоящее время находится в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне, округ Колумбия. Всего в нем 106 музыкальных произведений.
  • Меллон Шансонье (содержит музыку примерно 1440–1477 годов). Он назван в честь Пола Меллона , который передал его Йельскому университету ; в настоящее время он находится в библиотеке Бейнеке. Он содержит 57 композиций, а также включает в себя некоторую небургундскую музыку (например, произведения современных английских и итальянских композиторов).
  • Дижон Шансонье (содержит музыку примерно 1470–1475 годов). Часть музыки написана композиторами, обычно не связанными с бургундской школой, такими как Окегем, Лойсет Компер и Йоханнес Тинкторис . Он находится в публичной библиотеке Дижона и содержит в общей сложности 161 музыкальное произведение.
  • Эль Эскориал Шансонье (содержит музыку примерно 1430–1445 годов). Он находится в Biblioteca del Monasterio, El Escorial , V.III.24, и обычно его называют EscA. Он содержит в общей сложности 62 композиции, из которых только одна приписывается ( Жиль Биншуа ), хотя многие остальные по стилистическим соображениям отнесены к Биншуа, Данстейплу, Дюфе и другим. [ 6 ]

Бургундские композиторы

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Райт, Гроув
  2. ^ Риз, стр. 4–8.
  3. ^ Уайт, Джон Д. (1976). Анализ музыки , стр. 129–130. ISBN   0-13-033233-X .
  4. ^ Дэвид Фэллоуз. «Человек вооруженный». В Grove Music Online. Oxford Music Online, http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/16553 (по состоянию на 22 июля 2010 г.).
  5. ^ Глисон, стр. 101–102. [ нужна полная цитата ]
  6. ^ Глисон, 95–96. [ нужна полная цитата ]
  • Крейг Райт, «Бургундия», в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN   1-56159-174-2
  • Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN   0-393-09530-4
  • Гарольд Глисон и Уоррен Беккер, Музыка в средние века и эпоху Возрождения (Очерки музыкальной литературы, серия I). Блумингтон, Индиана. Франжипани Пресс, 1986. ISBN   0-89917-034-X

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Уолтер Х. Кемп, Бургундская придворная песня во времена Биншуа: анонимные песни Эль-Эскориала, MS V.III.24 . Оксфорд, Кларендон Пресс. 1990.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 53ddd2516a3f1e25fc854db29b163a70__1677528780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/53/70/53ddd2516a3f1e25fc854db29b163a70.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Burgundian School - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)