Мангеймская школа
Мангеймская школа относится как к оркестровой технике, впервые разработанной придворным оркестром курфюрста Палатина в Мангейме во второй половине XVIII века, так и группой композиторов раннего классического периода, сочинявших для оркестра Мангейма. Отцом школы считается богемский композитор Иоганн Стамиц . [1] Помимо него, сочинения для оркестра писали два поколения композиторов, репутация которого объяснялась прекрасной дисциплиной и индивидуальным мастерством исполнителей; английский путешественник Чарльз Берни назвал ее «армией генералов». [2] Их стиль исполнения включал новые динамичные элементы, крещендо и диминуэндо. Композиторы мангеймской школы сыграли важную роль в развитии жанров классического периода и классической симфонической формы. [3]
История
[ редактировать ]Истоки мангеймской школы восходят ко двору курфюрста Карла III Филиппа , который переехал из Гейдельберга в Мангейм в 1720 году, уже имея оркестр, больший, чем в любом из окружающих дворов. В последующие десятилетия оркестр разросся еще больше и в его состав вошли одни из лучших виртуозов того времени. Под руководством капельмейстера Карло Груа двор в 1741/42 году нанял таких талантов, как Иоганн Стамиц , которого обычно считают основателем мангеймской школы, и он стал ее директором в 1750 году.
Наиболее примечательными из революционных техник Мангеймского оркестра были более независимая обработка духовых инструментов и знаменитое крещендо всего оркестра . Современные музыканты отмечали высокий уровень оркестра, в том числе Леопольд Моцарт в 1763 году и В.А. Моцарт в своих письмах в 1777/78 годах. [4] и английский историк музыки Чарльз Берни . [2]
Таким образом, роль композиторов мангеймской школы в развитии классической симфонии значительна, хотя большинство учёных сейчас согласны с тем, что эти изменения произошли почти одновременно в различных других центрах, например, в Берлине и Вене. [2] Их влияние на развитие периода классической музыки обусловлено, с одной стороны, репутацией ансамбля, а с другой - тем, что сочинения композиторов мангеймской школы издавались в Париже и Лондоне.
Композиторы
[ редактировать ]Среди членов мангеймской школы были Иоганн Стамиц, Франц Ксавер Рихтер , Игнац Хольцбауэр , Карл Стамиц , Франц Игнац Бек , Игнац Френцль и Кристиан Каннабих , и она оказала очень прямое влияние на многих крупных симфонистов того времени, включая Йозефа Гайдна и Леопольда. Хофманн . (Каннабих, один из директоров оркестра после смерти И. Стамица, был также хорошим другом Вольфганга Амадея Моцарта со времени его визита в Мангейм в 1777 году.)
Иоганн Стамиц посетил Париж, и Мангеймская школа оказала влияние на Concert Spirituel Sacred Concert с 1754 года. Когда Жозеф Легро взял на себя парижскую серию концертов Concert Spirituel, отношения с Мангеймской школой процветали, и музыка Гайдна стала чрезвычайно популярной в Париже. . Выдающимися концертами в Париже в 1770-х годах были Concert de la Loge Olympique (Концерт Олимпийской ложи) и Concert des Любительское (Концерт для болельщиков), которые, возможно, были частью Concert Spirituel. [5]
Клод-Франсуа-Мари Риголи (граф д'Оньи) заказал шесть « Парижских симфоний » Йозефа Гайдна, Nr. 82–87, для исполнения Concert de la Loge Olympique. Шевалье де Сен-Жорж провел мировую премьеру. В этих симфониях очевидно влияние мангеймской школы.
Музыкальные инновации
[ редактировать ]
Композиторы мангеймской школы внесли в оркестровую музыку того времени ряд новых идей: внезапные крещендо - мангеймское крещендо (крещендо, развиваемое всем оркестром) - и диминуэндо ; крещендо с фортепианными релизами; Mannheim Rocket (быстро восходящий пассаж, обычно имеющий восходящую мелодическую линию арпеджио вместе с крещендо); [2] Mannheim Roller (расширенный отрывок крещендо, обычно имеющий восходящую мелодическую линию над басовой партией остинато ); « Мангеймский вздох» (мангеймная трактовка барочной практики придания большего веса первой из двух нот в нисходящих парах невнятных нот); [6] « Мангеймские птицы» (имитация щебетания птиц в сольных отрывках); Мангеймская кульминация (энергичная часть музыки, в которой выпадают все инструменты, за исключением струнных, которой обычно предшествует Мангеймское крещендо ); и большая пауза , когда игра на мгновение останавливается, что приводит к полной тишине, а затем энергично возобновляется. Mannheim Rocket может представлять собой быстро восходящий ломаный аккорд от самого нижнего диапазона басовой линии до самой верхней части линии сопрано . Его влияние можно найти в начале четвертой части Симфонии № 40 Моцарта и начале Eine kleine Nachtmusik , а также в самом начале Бетховена Сонаты для фортепиано № 1 фа минор , соч. 2, № 1 .
Члены мангеймской школы быстро отказались от практики бассо континуо в своих композициях, которая была почти универсальной в эпоху барокко, и использовали минимум контрапунктических разработок. Одним из их главных нововведений является четырехчастная симфоническая форма, в которой менуэт является третьей частью, которая изначально была одной из частей сюиты в стиле барокко . Мангеймская школа сыграла важную роль в развитии сонатной формы , которая обычно является формой первой части классической симфонии. В их оркестровой практике кларнет выступает и как часть группы деревянных духовых инструментов, и как сольный инструмент. [3]
Записи
[ редактировать ]- Концерты для кларнета Мангеймской школы [7] Семь концертов Карла Стамица ; работы Франца Данци , Франца Антона Диммлера , Йозефа Фиалы , Фредерика Блазиуса , Себастьяна Демара , Георга Фридриха Фукса , Франца Тауша , Питера Винтера ; Карл Шлехта, кларнет и бассетгорн; Kurpfälzisches Kammerorchester , Иржи Малат, дирижер. Арте Нова 74321 37327 2, 5 дисков
- Многие симфонисты Мангейма теперь записаны на лейблах Chandos и Naxos в разном количестве томов на каждого композитора. Дж. Стамиц, 2 тома, FX Richter, 2 тома, Карл Стамиц, Каннабих, 2 тома и т. д.
- Дирижер Саймон Мерфи сделал несколько записей самых первых симфоний Мангеймской школы для пентатона , в том числе ранние четырехчастные струнные симфонии Дж. Стамица и Ф. К. Рихтера.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Иоганн Стамиц» . Британская энциклопедия . Проверено 23 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Мангеймская школа» . Британская энциклопедия . Проверено 22 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Энциклопедия музыки , William Collins Sons & Company, стр. 340. 1976 г. ISBN 000434331X
- ^ Бенце Сабольчи - Аладар Тот: Музыкальный лексикон , Музыкальное издательство, III. кп 535 (на венгерском языке), 1965 г.
- ^ Бернард Харрисон "Гайдн Парижские симфонии" Издательство Кембриджского университета, 1998 г. ISBN 0-521-47164-8
- ^ Бузакотт, Мартин (24 сентября 2019 г.). «Классически любопытно: ракеты и вздохи в Мангейме» . АВС Классик . Проверено 19 июля 2020 г.
- ^ «Концерты для кларнета Мангеймской школы» , обзор компакт-диска Рэймонда Таттла на classic.net.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пол Корнейлсон, Опера в Мангейме , Анн-Арбор, Университет Северной Каролины, 1992, докторская дисс. (УМИ DA9309859)
- Ромен Файст, Мангеймская школа , Женева, издания Papillon, 2001 г., ISBN 2-940310-12-2 (на французском языке)
- Людвиг Финшер , Мангеймский придворный оркестр в эпоху Карла Теодора , Мангейм, Palatinum Verlag, 1992, ISBN 3-920671-02-3 (на немецком языке)
- Юджин К. Вольф, «Мангеймский суд» в «Классической эпохе » , изд. Нил Заслав , Houndmills, McMillan, 1989, стр. 213–239. ISBN 978-1-349-20628-5
- Роланд Вюрц, каталог и иконография придворных музыкантов Избирательного Пфальца в Мангейме вместе с артистами театра 1723–1803 гг ., Вильгельмсхафен, Генрихсхоффен, 1975 г., ISBN 3-7959-0167-7 (на немецком языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История мангеймской школы
- Джеральд Дребес, «Мангеймская школа — центр доклассической музыки и Моцарта» , 1992 (на немецком языке)