Игнац Френцль

Игнац Френцль (3 июня 1736 - 6 сентября 1811 (похоронен)) [ 1 ] немецкий и представитель второго скрипач, композитор поколения так называемой мангеймской школы . [ 2 ] Моцарт , слышавший его на концерте в ноябре 1777 года, писал о нем в письме отцу: « Может быть, он и не волшебник, но он действительно очень солидный скрипач. [ 3 ] Френцль продвинул мангеймскую технику игры на скрипке, созданную Иоганном Стамицем , на один шаг вперед к настоящей виртуозности. Моцарт , сам довольно хороший скрипач и досконально знавший этот инструмент, похвалил двойную трель Френцля и сказал, что никогда не слышал лучшей.
Биография
[ редактировать ]
Игнац Френцль родился и умер в Мангейме и поступил в придворный оркестр Мангейма в 1747 году как скрипач, вероятно, как учёный (то есть ученик), подобный Кристиану Каннабиху , другому композитору-скрипачу мангеймской школы. В кадровом списке 1756 года он записан как первый скрипач вместе с Каннабихом и Карло Джузеппе Тоески . Как и многие его коллеги из придворного оркестра Мангейма, Френцль также несколько раз ездил в Париж, где выступал на Concert Spirituel . [ 4 ] В 1774 году его повысили до концертмейстера, и эту должность он сохранял до тех пор, пока в 1778 году большая часть придворного оркестра не была переведена в Мюнхен.
Он также работал преподавателем игры на скрипке. Его наиболее известными учениками были его собственный сын Фердинанд Френцль , Пьер Ноэль Жерве, Пауль Антон Виннбергер и Фридрих Вильгельм Пиксис (II), брат более известного пианиста-виртуоза Иоганна Петера Пиксиса .
В отличие от большинства других членов придворного оркестра, Френцль не переехал в Мюнхен, а предпочел остаться в Мангейме, где стал музыкальным руководителем придворного театра и занимал эту должность до 1804 года.
Френцль глазами Моцарта
[ редактировать ]
Моцарт услышал, как Френцль сыграл скрипичный концерт 22 ноября 1777 года. Концерт, вероятно, проходил в Риттерзале (Рыцарском зале) Мангеймского дворца . Моцарт написал домой отцу : В тот же вечер
- «Сегодня в шесть часов состоялся гала-концерт. Я имел удовольствие слышать, как господин Френцль (который женился на сестре мадам Каннабих ) играл концерт на скрипке; [ 5 ] он меня очень порадовал. Вы знаете, что я не любитель простых трудностей. Он играет сложную музыку, но на первый взгляд это не так; действительно, кажется, что можно легко сделать то же самое, и это действительно так. У него очень тонкий круглый тон, ни одной ноты не упущено, все отчетливо и хорошо подчеркнуто. У него также прекрасное стаккато в смычке, как вверх, так и вниз, и такой двойной трели , как у него, я никогда не слышал. Короче говоря, хотя он, по моему мнению, и не волшебник, но действительно очень сильный скрипач». [ 6 ]
Концерт для скрипки и фортепиано , K. 315f, был написан для него и Моцарта, но так и не был завершен из-за отъезда Моцарта из Мангейма в декабре 1778 года. [ 7 ]
Избранные работы
[ редактировать ]Большинство произведений Френцля были впервые опубликованы в Париже. Вся его работа довольно мала. В него вошли около двух десятков произведений, все инструментальные.
Оркестровый
[ редактировать ]- 2 симфонии
- 6 концертов для скрипки с оркестром.
Камерная музыка
[ редактировать ]- 6 сонат для двух скрипок и виолончели.
- 6 струнных квартетов
- 3 квартета для флейты и струнного трио (скрипка, альт, виолончель), которые также можно играть как струнные квартеты.
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ↑ Он, должно быть, умер 3–5 сентября. До появления холодильников, особенно летом, между смертью и погребением проходил всего день или два.
- ^ См. статью «Игнац Френцль» в: (Блюме 1949–1987).
- ^ (Моцарт 1866), стр. 127–128.
- ^ (Альфред Вичорек и др. 1999), стр. 373.
- ↑ Моцарт не уточняет, какой концерт сыграл Френцль и кто был композитором. Можно предположить, что он исполнил либо концерт Иоганна Стамица , спиритуса-ректора мангеймской школы, либо собственное сочинение.
- ^ (Моцарт 1866), стр. 127–128.
- ^ K315f (Anh 56) Концерт для скрипки и фортепиано. Статья Денниса Пажо. Архивировано 27 мая 2009 г. в Wayback Machine.
Источники
[ редактировать ]- Блюм, Фридрих , изд. Музыка в прошлом и настоящем . Общая энциклопедия музыки. Полное электронное издание первого издания. Кассель: Беренрайтер, 1949–1987.
- Диттерсдорф, Карл Диттерс фон. Автобиография – продиктованная сыну. Лондон: Ричард Бентли и сын, 1896 г. (первое немецкое издание 1801 г.).
- Моцарт, Вольфганг Амадей. Письма Вольфганга Амадея Моцарта. Под редакцией Людвига Ноля. Перевод леди Уоллес (т.е. Грейс Джейн Уоллес ). Том. 1. 2 т. Нью-Йорк: Херд и Хоутон, 1866 г.
- Риман, Гюго. Справочник по истории музыки. Музыка XVIII и XIX веков. Второе издание, рецензия Альфреда Эйнштейна. Том II. V Тома Лейпциг: Брейткопф и Хертель, 1922.
- Слонимский, Николас , изд. Биографический словарь музыкантов Бейкера. Пятое полностью переработанное издание. Нью-Йорк, 1958 год.
- Альфред Вечорек, Хансйорг Пробст, Виланд Кениг, ред. Жажда жизни и благочестие - курфюрст Карл Теодор (1724–1799) между барокко и Просвещением. Том 2. 2 тома Регенсбург, 1999. ISBN 3-7917-1678-6