Иоганн Петер Пиксис
Иоганн Петер Пиксис (10 февраля 1788 — 22 декабря 1874) — немецкий пианист и композитор, родившийся в Мангейме . Он жил в Вене с 1808 по 1824 год, затем в Париже до 1840 года, за это время он был одним из самых выдающихся пианистов и композиторов города, хотя сегодня о нем почти полностью забыли.
Биография
[ редактировать ]Он был сыном Фридриха Вильгельма Пиксиса (1755–1805), который в 1790 году последовал за своим отцом и стал наставником и органистом Евангелической реформатской церкви. [1] Старший брат Иоганна Петера, также Фридрих Вильгельм Пиксис (1785–1842), был скрипачом, который позже стал заметным в музыкальной жизни Праги. [2]
Два брата получили раннее музыкальное образование у своего отца, который водил талантливых мальчиков в концертные туры, начиная с 1797 года; они путешествовали через Германию и в Данию, Россию (Санкт-Петербург) и Польшу (Варшава). Во время гастролей старший брат также играл на фортепиано дуэтом с Иоганном Петером, который, в свою очередь, аккомпанировал брату на виолончели и скрипке. Находясь в Гамбурге в 1798 году, Виотти был настолько впечатлен Фридрихом Вильгельмом-младшим, что в течение двух месяцев давал ежедневные уроки, которые посещал и Иоганн Петер, и организовал концерт для двух мальчиков. [3]
Фридрих Вильгельм-старший перевез семью в Вену в 1806 году. В 1807 году братья дали серию весьма успешных концертов в Карловых Варах и Праге, во время которых Иоганн Петер начал исполнять свои собственные сочинения. С 1808 года братья находились с семьей в Вене. Оба изучали композицию у Иоганна Георга Альбрехтсбергера и установили контакты с музыкальными профессионалами города. Фридрих Вильгельм-младший переехал в Прагу в 1810 году, а Иоганн Петер поселился в Вене, где он общался, среди многих других, с Бетховеном и Шубертом . В 1814–1815 годах он познакомился с Джакомо Мейербером , который находился в Вене, чтобы учиться у Антонио Сальери . В своих мемуарах Пиксис пишет о своей дружбе с Мейербером:
Мейербер прибыл в Вену с уже сложившейся репутацией пианиста. Вскоре мы познакомились, и, узнав друг друга лучше, возникла взаимная привязанность, которая впоследствии переросла в настоящую и длительную дружбу. Некоторое время он оставался в Вене, много работал и в конце концов написал одноактную оперу. . . Вскоре после этого он покинул Вену и уехал в Италию, и в следующий раз я видел его в Париже, когда он вернулся из Италии, увенчанный славой. [4]
Пиксис также восторженно пишет о венской премьере « » Карла Марии фон Вебера и Вольного стрелка рассказывает историю о Генриетте Зонтаг , когда она впервые приехала в Вену молодой студенткой: Пиксис говорит, что он разделил расходы на голос и итальянский язык. уроки с ней, чтобы она могла себе их позволить. [5] В конце концов, в последние годы своего пребывания в Вене Пиксис попытался зарекомендовать себя как оперный композитор, но без особого успеха.
Возможно, в результате раннего опыта общения со своим братом Пиксис был отличным пианистом и гастролировал с несколькими скрипачами, включая концерты в Париже, куда он переехал в конце 1824 года. В этот период в Париж наблюдался приток иностранных музыкантов, особенно пианистов из В германоязычных странах этот процесс начался уже в 1790-х годах, вскоре после основания Парижской консерватории. Среди пианистов были Фридрих Калькбреннер (1799 г.), Ян Ладислав Дюссек (1807 г.), Анри Герц (1816 г.), Франц Хюнтен (1819 г.), Ференц Лист (1823 г.), Фредерик Шопен (1831 г.), Сигизмунд Тальберг (1836 г.), а также Стивен Хеллер , Фердинанд Хиллер и другие. [6] Пиксис остался, прожив в Париже двадцать лет и быстро заработав прочную репутацию композитора, концертирующего пианиста и соавтора камерной музыки. На пике своей карьеры, около 1830 года, он считался одним из лучших пианистов своего времени. По словам Шопена, именно Пиксис познакомил его с издателем Шлезингером, чей запрос на композицию на тему «Роберта» Мейербера в конечном итоге привел к созданию Большого концертного дуэта на темы Роберта-ле-дьявола, B.70, опубликованного в 1832 году. [7] Пиксис сам сделал фортепианную редукцию для вокальной партитуры оперы (1831) и написал две оригинальные композиции: Драматический каприс на тему «Роберт-дьявол», соч. 116 и «Вариации на Quatuor de Robert le diable», соч. 117. Все они были также опубликованы Шлезингером.
Находясь в Париже, Пиксис обучал свою приемную дочь Франсиллу Пиксис (1816–1888), которая стала известной певицей; ее сольные выступления сопровождал сам Пиксис. [8]
В 1840 году композиторская и исполнительская карьера Пиксиса во многом осталась позади, он переехал в Баден-Баден . В 1843 году Франсилла вышла замуж и вскоре после этого ушла со сцены. Затем Пиксис обратил свое внимание на музыкальное образование своего племянника Теодора Пиксиса (1831–1856), который впоследствии стал концертмейстером в Кельне и преподавателем Рейнской музыкальной школы, но внезапно умер. [9] Иоганн Петер Пиксис продолжал преподавать игру на фортепиано до своей смерти в 1874 году.
Работает
[ редактировать ]Число опусов опубликованных работ Пиксиса достигает около 150. [10] в целом не является чем-то необычным для той эпохи и включает в себя композиции в самых разных жанрах, особенно камерную музыку, а также музыку для фортепиано соло и фортепиано в четыре руки. Самыми сильными из его многочастных концертных произведений являются семь фортепианных трио, изданные между 1825 (Трио № 1, соч. 75) и 1845 годом (Трио № 7, соч. 147).
Еще находясь в Вене, Пиксису предложили присоединиться к совместной работе (с участием 51 композитора 1819–1823 годов) Vaterländischer Künstlerverein , антологии вариаций на тему вальса Антона Диабелли , в которую также вошли Людвига ван Бетховена «Вариации Диабелли» . В Париже в 1837 году Пиксис участвовал в написании « Гексамерона» (внесли вклад шесть композиторов; третья вариация на тему Беллини принадлежит Пиксису). Тот факт, что Лист пригласил его участвовать вместе с Шопеном, Черни , Герцем и Тальбергом , свидетельствует о его статусе в парижских музыкальных кругах. [11]
Фердинанд Хиллер посвятил свои «3 каприса или характерных этюда» , соч. 4 (1829 г.) Пиксису. Фредерик Шопен посвятил Пиксису свою «Фантазию на польские мотивы» для фортепиано с оркестром, соч. 13, после публикации в 1834 году.
Оперы
[ редактировать ]- Алмазинда: Кунжутная пещера (Вена, 1820 г.)
- Волшебное заклинание (Вена, 1822 г.)
- Вивиана: Часовня в лесу (Аахен, 1829 г.; Париж, Прага, 1830 г.)
- Язык сердца (Берлин, 1836 г.)
Камерная музыка (выбрано)
[ редактировать ]- Соната для скрипки, соч. 14
- Соната для флейты или скрипки, соч. 17
- Соната для скрипки, соч. 24
- 7 больших трио для фортепиано, скрипки и виолончели, соч. 75, 86, 95, 118, 129, 139, 147
- Фортепианный квинтет, соч. 99 (1827)
Фортепиано (выбрано)
[ редактировать ]- Большие военные вариации для двух фортепиано и оркестра (или струнного квартета), соч. 66
- Концертино для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор, соч. 68 (1824/25)
- Концерт для фортепиано с оркестром до мажор, соч. 100
- Соната до минор, соч. 10 (1824 г. или ранее)
- Множество фантазий, рондо и вариаций, в том числе Рондино на тему « Ranz des vaches d'Appenzell» Мейербера, соч. «Блестящие вариации», соч. 112 (ок. 1830 г.); Рондо «Три колокола», соч. Драматическая фантазия для фортепиано в четыре руки на мотивы из оперы Мейербера «Гугеноты», соч. 131 (1836?); Фантазия с вариациями на тему дуэта из Эклера « » Галеви , соч. 133 (1837)
Аранжировки Pixis
[ редактировать ]- Луи Шпор , Фауст , фортепианная редукция/вокальная партитура (1830)
- Джакомо Мейербер, Роберт ле дьявол , фортепианная редукция/вокальная партитура (1831)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Австрийский музыкальный лексикон онлайн, «Семья Пиксис». По состоянию на 4 февраля 2018 г.
- ^ Словарь музыки и музыкантов Grove , второе издание, том. 3 (1907), с. 773.
- ^ Роберт Батка, «Из мемуаров Джона Питера Пикси», в книге Кранц: Сборник статей о музыке (Лейпциг, 1903), стр. 87-88.
- ^ Батька, с. 97 (переведено).
- ^ Батька, с. 98 (переведено).
- ^ Леон Плантинга, «Париж после Наполеона: центр европейских пианистов», в Массимилиано Сала, изд., Фортепианная культура в Париже XIX века (2015), стр. 3.
- ^ Фредерик Шопен, Письма Шопена , перевод Э. Л. Войнича, Нью-Йорк, 1931, с. 159.
- ^ Австрийский музыкальный лексикон . «Пиксис, семья» . Проверено 7 февраля 2016 г. (на немецком языке).
- ^ Люциан Шивиц, Иоганн Петер Пиксис , Франкфурт/М., Берлин, Берн, 1994, стр. 331.
- ^ 151 по Францу Паздиреку, Универсальный справочник по музыкальной литературе: Практическое и полное руководство по всем музыкальным публикациям (Вена, 1904?; переиздание в Лондоне и Филадельфии), том. 14, с. 394.
- ^ Словарь музыки и музыкантов Grove , 2-е издание, том. 3 (1907), с. 773.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1788 рождений
- 1874 смерти
- Композиторы Австрийской империи
- Эмигранты во Франции
- Композиторы-классики XVIII века
- Классические пианисты XVIII века
- Немецкие композиторы XVIII века.
- клавишники XVIII века
- Немецкие музыканты-мужчины XVIII века
- Композиторы-классики XIX века
- Классические пианисты XIX века
- Немецкие композиторы XIX века
- клавишники XIX века
- Немецкие музыканты-мужчины XIX века
- Композиторы для фортепиано
- немецкие классические пианисты
- Немецкие композиторы-мужчины-классики
- Немецкие пианисты-мужчины
- Немецкие композиторы-романтики
- Немецкие классические пианисты мужского пола
- Музыканты из Мангейма
- Ученики Иоганна Георга Альбрехтсбергера