Фроманталь Галеви
Жак-Франсуа-Фроманталь-Эли Галеви , обычно известный как Фроманталь Галеви (англ. Французский: [fʁɔmɑ̃tal alevi] ; 27 мая 1799 — 17 марта 1862) — французский композитор. Сегодня он известен во многом благодаря своей опере «Иудейка» .
Ранняя карьера
[ редактировать ]Галеви родился в Париже, в семье кантора Эли Халфона Галеви , секретаря еврейской общины Парижа , писателя и преподавателя иврита, а также матери французской еврейки. Имя Фроменталь (означающее «овсяная трава»), под которым он был широко известен, отражает его рождение в день, посвященный этому растению: 7 прериалей в календаре французской революции . [ 1 ] который в то время еще действовал. Он поступил в Парижскую консерваторию в возрасте девяти или десяти лет (сведения расходятся) в 1809 году, став учеником, а затем протеже Керубини . После двух попыток занять второе место он выиграл Римскую премию в 1819 году: предметом его кантаты была Гермини .
Поскольку ему пришлось отложить свой отъезд в Рим из-за смерти матери, он смог принять первый заказ, который привлек к нему внимание общественности: Marche Funèbre et De Profundis en Hébreu для трехголосного хора, тенора и оркестра, который был заказан израильской консисторией департамента Сены для публичной службы в память об убитом герцоге Беррийском , проведенной 24 марта 1820 года. [ 2 ] Позже его брат Леон вспоминал, что «Де Профундис », «пропитанный религиозным пылом, произвел фурор и вызвал интерес к молодому лауреату института».
Галеви был хормейстером в Итальянском театре и изо всех сил пытался добиться исполнения оперы. Несмотря на посредственный прием «Ремесленника» в Комической опере в 1827 году, Галеви стал хормейстером в Опере . В том же году он стал профессором гармонии и аккомпанемента в Парижской консерватории, где он был профессором контрапункта и фуги в 1833 году и композиции в 1840 году. У него было много выдающихся учеников. См.: Список студентов-музыкантов по учителям: от G до J#Fromental Halévy .
Еврейка
[ редактировать ]Своей оперой «Иудейка » в 1835 году Галеви добился не только своего первого крупного триумфа, но и подарил миру произведение, которое должно было стать одним из краеугольных камней французского репертуара на столетие, а роль Элеазара была одной из самых любимых. теноров, таких как Энрико Карузо . Самая известная ария оперы — «Рахиль, когда сеньор» Элеазара. Его оркестровая ритурнель — единственная цитата из Галеви, которую Берлиоз включил в свой «Трактат об инструментах» за необычный дуэт для двух английских рожков . Однако вполне вероятно, что эта ария была вставлена только по просьбе великого тенора Адольфа Нурри , который представил роль и, возможно, предложил текст арии. «Иудейка» — одна из величайших великих опер с крупными хорами, впечатляющим шествием в первом акте и впечатляющими торжествами в третьем акте. Кульминацией этого события является погружение героини в чан с кипящей водой в пятом акте. Малер очень восхищался этим, заявляя: «Я совершенно ошеломлен этим замечательным, величественным произведением. Я считаю его одной из величайших опер, когда-либо созданных». Среди других поклонников были Вагнер , написавший восторженную рецензию на великие оперы Галеви для немецкой прессы в 1841 году (Вагнер никогда не проявлял по отношению к Галеви той антиеврейской неприязни, которая была столь печально известной чертой его сочинений о Мейербере и Мендельсоне ).
Более поздняя карьера
[ редактировать ]Галеви был избран членом Института Франции в 1836 году, но после «Иудейки » его настоящие успехи были относительно невелики, хотя по крайней мере три оперы: «Эклер» , «Королева Шипра» и «Карл VI» получили признание критиков и публики. Гейне отметил, что Галеви был художником, но «без малейшей искры гениальности». Однако он стал ведущим бюрократом искусств, став секретарем Академии изящных искусств и председательствуя в комитетах по определению стандартной высоты оркестровой ля , по присуждению премий за оперетты и т. д. Художник Эжен Делакруа описал упадок Галеви в его дневники (5 февраля 1855 г.):
Я пошел к дому Галеви, где было удушающе жарко от его печи. Его несчастная жена набила его дом безделушками и старой мебелью, и это новое увлечение закончится тем, что он отправится в сумасшедший дом. Он изменился и выглядит намного старше, как человек, которого тянут против его воли. Как он может заниматься серьезной работой в такой неразберихе? Его новая должность в Академии должна отнимать у него много времени и все труднее и труднее находить тишину и покой, необходимые для его работы. Покиньте этот ад как можно быстрее. Дыхание улиц казалось просто восхитительным. [ 3 ]
Премьера кантаты Галеви «Promethée enchaîné» состоялась в 1849 году в Парижской консерватории и обычно считается первой популярной западной оркестровой композицией, в которой используются четверти тона .
Галеви умер на пенсии в Ницце в 1862 году в возрасте 62 лет, оставив свою последнюю оперу «Ноэ» незаконченной. Он был завершен его бывшим учеником Жоржем Бизе , но был исполнен только через десять лет после смерти Бизе.
Работает
[ редактировать ]Всего Галеви написал около сорока опер, в том числе:
- Мастер (1827)
- Король и лодочник (1827)
- Клари (1828 г.), на итальянском языке; скромный успех, даже с Марией Малибран в главной роли
- Авиньонский дилетант (1829 г.)
- Подожди и беги (1830)
- Музыкальный язык (1830)
- Искушение (1832)
- Воспоминания о Лафлёре (1833)
- Людовик (1833), завершение оперы, незаконченной Герольдом
- La Juive (1835), его первый успех
- L'éclair (1835), также имевший большой успех в том же сезоне.
- Гвидо и Джиневра (1838)
- Тринадцать (1839)
- «Ле шериф» (1839), которую Гектор Берлиоз назвал «восхитительной комической оперой».
- Суконник (1839)
- Гитарреро (1841)
- Королева Кипра (1841 г.), восхваляемая Рихардом Вагнером
- Карл VI (1843 г.), возрожден в Компьене в 2005 г.
- Le lazzarone , или Добро засыпает (1844)
- Королевские мушкетеры (1846)
- Первые шаги (1847)
- Долина Андорры (1848 г.)
- Фея Роз (1849)
- La Tempesta (1850), на итальянском языке, по мотивам Шекспира пьесы «Буря».
- Пиковая дама (1850), а не по Проспера Мериме экранизации Александра Пушкина . повести
- Странствующий еврей (1852) по роману Эжена Сю.
- Набоб (1853)
- Ягуарита Индианка (1855)
- Безутешный (1855)
- Валентин д'Обиньи (1856)
- Волшебник (1858)
- Ноэ (1858–1862), незавершенный после смерти Галеви, завершенный Жоржем Бизе.
Галеви также писал для балета , написал музыку для французской версии Эсхила » « Прометея связанного и написал кантаты.
Семья Галеви
[ редактировать ]Жена Галеви, Леони (сестра Эжени Фоа ), испытавшая во время брака серьезные психические проблемы, после его смерти замечательно выздоровела и стала талантливым скульптором (она была на 20 лет моложе его). В 1869 году их дочь Женевьева вышла замуж за Галеви. композитор Жорж Бизе , один из учеников Галеви в консерватории. После смерти Бизе и союза с Эли-Мириам Делабордом , сыном Шарля-Валентена Алькана , Женевьева вышла замуж за банкира, имевшего связи с Ротшильдами, и стала ведущей парижской салонницей . Среди гостей ее вечеринок был молодой Марсель Пруст , который использовал ее в качестве одной из моделей для герцогини Германтской в своей эпопее « В поисках утраченного времени» .
Братом Галеви был писатель и историк Леон Галеви , который написал раннюю биографию своего брата и был отцом Людовика Галеви , либреттиста многих французских опер, в том числе «Кармен » Бизе и Жака Оффенбаха » «Орфея в подземном мире . Леон также был отцом от своей любовницы Люсинды Парадоль политика Люсьена-Анатоля Прево-Парадоля .
Ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Бюро долгот (ред.): Республиканский календарь (Париж: Бюро долгот, 1989).
- Конвей, Дэвид : Еврейство в музыке: путь к профессии от эпохи Просвещения до Рихарда Вагнера (Кембридж: Cambridge University Press, 2011) ; ISBN 978-1-107-01538-8 .
- Делакруа, Эжен (пер. Люси Нортон): Журнал Эжена Делакруа: Выбор , изд. и представил. Хьюберт Веллингтон (3-е изд., Лондон: Phaidon, 1995).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Галеви, Леон: Ф. Галеви, его жизнь и творчество (Париж, 1863 г.).
- Джордан, Рут: Фроменталь Галеви – Его жизнь и музыка, 1799–1862 (Нью-Йорк: Limelight Editions, 1996; и Лондон: Kahn & Averill, 2006); ISBN 1-871-08251-X .
- Макдональд, Хью : «Халеви, Фроменталь», в: Grove Music Online (доступ по подписке); Oxford Music Online (по состоянию на 15 февраля 2010 г.).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гектор Берлиоз: отношения с Галеви
- Джон Эриксон, «Первое оркестровое использование валторны: La Juive »
- Происхождение и семья Галеви
- Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Галеви, Жак Франсуа Фроманталь Эли» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Полет. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 835.
- Бесплатные партитуры Фроменталя Галеви в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- 1799 рождений
- 1862 смерти
- Композиторы-классики XIX века
- Французские композиторы XIX века.
- Французские музыканты-мужчины XIX века
- Академический состав Парижской консерватории
- Похороны на кладбище Монмартр
- Командоры Почетного легиона
- французские музыкальные преподаватели
- Выпускники Парижской консерватории
- Французские евреи XIX века
- Французские оперные композиторы
- Французские оперные композиторы-мужчины
- Французы немецко-еврейского происхождения
- Французские композиторы-романтики
- Почетные члены Королевского филармонического общества.
- Еврейские оперные композиторы
- Члены Академии Художеств
- Композиторы из Парижа
- Римская премия за композицию