Французский республиканский календарь
Французский республиканский календарь ( французский : calendrier républicain français ), также обычно называемый французским революционным календарем ( calendrier révolutionnaire français ), был календарем, созданным и внедренным во время Французской революции и использовавшимся французским правительством около 12 лет с конца 1793 года по 1805 г. и на 18 дней Парижской Коммуной 1871 г., призванные заменить григорианский календарь . [1]
Календарь состоял из двенадцати 30-дневных месяцев, каждый из которых был разделен на три 10-дневных цикла, подобных неделям, плюс пять или шесть вставных дней в конце, чтобы заполнить остаток солнечного года . Частично он был разработан для устранения всех религиозных и роялистских влияний из календаря и был частью более масштабной попытки введения десятичной системы во Франции (которая также включала десятичное время суток, десятичную перевод валюты и метрическую систему мер ). Он использовался в правительственных отчетах во Франции и других регионах, находящихся под французским правлением, включая Бельгию , Люксембург и некоторые части Нидерландов , Германии , Швейцарии , Мальты и Италии .
Начало и конец
[ редактировать ]Национальное Учредительное собрание сначала намеревалось создать новый календарь, отмечающий «эру Свободы», начиная с 14 июля 1789 года, даты штурма Бастилии . Однако 2 января 1792 года его преемник Законодательное собрание постановило, что IV год Свободы начался накануне. Таким образом, мой год начался 1 января 1789 года.
21 сентября 1792 года Первая французская республика была провозглашена , и новое Национальное собрание постановило, что 1792 год будет называться первым годом Французской республики. 2 января 1793 года он постановил, что II год республики начался накануне. Однако новый календарь, принятый Конвентом в октябре 1793 года, сделал 22 сентября 1792 года первым днем первого года.
В конечном итоге календарь стал увековечивать Республику, а не Революцию. Наша эра, отмечающая рождение Иисуса Христа, была отменена и заменена l'ère republicaine , республиканской эрой, обозначающей «эпоху разума», преодолевающую суеверия, в рамках кампании дехристианизации .
Первая республика закончилась коронацией Наполеона I в качестве императора 11 фримера XIII года или 2 декабря 1804 года. Несмотря на это, республиканский календарь продолжал использоваться до 1 января 1806 года, когда Наполеон объявил его отменой. Его снова ненадолго использовали в течение нескольких недель Парижской Коммуны , в мае 1871 года.
Обзор и происхождение
[ редактировать ]Предшественник
[ редактировать ]Выдающийся атеист-эссеист и философ Сильвен Марешаль опубликовал первое издание своего «Альманаха честных людей» (Almanach des Honnêtes-gens ) в 1788 году. [2] Первый месяц в альманахе — «Mars, ou Princeps» (март или первый), последний месяц — «Février, ou Duodécembre» (февраль или двенадцатое). Продолжительность месяцев такая же, как и в григорианском календаре; однако 10-й, 20-й и 30-й дни каждого месяца выделяются как конец декады (группы из десяти дней). Отдельные дни отводились не традиционным святым, а людям, примечательным преимущественно светскими достижениями. Более поздние выпуски альманаха перейдут на республиканский календарь. [3]
История
[ редактировать ]Во времена Французской революции и республики было предпринято множество усилий по устранению различных атрибутов Ancien Régime (старой феодальной монархии); некоторые из них были более успешными, чем другие. Новое республиканское правительство стремилось ввести, среди других реформ, новую социальную и правовую систему, новую систему мер и весов (которая стала метрической системой ) и новый календарь.
На фоне ностальгии по древней Римской республике теории эпохи Просвещения находились на пике своего развития, и создатели новых систем черпали вдохновение в природе. Естественные константы, кратные десяти, а латинские также и древнегреческие производные сформировали фундаментальные блоки, из которых были построены новые системы.
Новый календарь был создан комиссией под руководством политика Жильбера Ромма, которого поддержали Клод Жозеф Ферри и Шарль-Франсуа Дюпюи . Они связали со своей работой химика Луи-Бернара Гитона де Морво , математика и астронома Жозефа-Луи Лагранжа , астронома Жерома Лаланда , математика Гаспара Монжа , астронома и военно-морского географа Александра Ги Пенгре , а также поэта, актера и драматурга Фабра. д'Эглантин , который придумал названия месяцев, с помощью Андре Туэна , садовника Сада растений Национального музея естественной истории в Париже. В качестве докладчика комиссии Шарль-Жильбер Ромм представил новый календарь контролируемому Национальному якобинцами конвенту 23 сентября 1793 года, который принял его 24 октября 1793 года, а также пролептически продлил его до эпохи 22 сентября 1792 года. Это потому, что его должности докладчика комиссии, что создание республиканского календаря приписывается Ромму. [4]
Календарь часто называют «Французским революционным календарем», поскольку он был создан во время революции, но это небольшое неправильное название. Во Франции он известен как « республиканский календарь», а также «календарь революционный» . Первоначально возник спор о том, следует ли в календаре отмечать Великую революцию, начавшуюся в июле 1789 года, или Республику, основанную в 1792 году. [5] Сразу после 14 июля 1789 года в газетах и брошюрах 1789 год стал называться I годом Свободы, а последующие годы II и III. Именно в 1792 году, решая практическую проблему датировки финансовых операций, Законодательное собрание столкнулось с проблемой календаря. Первоначально эпоха была выбрана либо 1 января 1789 года, либо 14 июля 1789 года. После некоторых колебаний собрание решило 2 января 1792 года, что во всех официальных документах будет использоваться «эра Свободы» и что IV год Свободы начался 1 января 1792 года. Это использование было изменено 22 сентября 1792 года, когда была провозглашена Республика и Конвент постановил, что все официальные документы будут датироваться первым годом Французской Республики. Указом от 2 января 1793 г. предусматривалось, что II год Республики начался 1 января 1793 г.; это было отменено с введением нового календаря, который установил 22 сентября 1793 года началом II года. Основание республики использовалось как эпохальная дата в календаре; следовательно, календарь отмечает Республику, а не Революцию.
Французские монеты того периода, естественно, использовали этот календарь. Многие показывают год ( французский : an ) арабскими цифрами, хотя в некоторых выпусках использовались римские цифры. На монетах 11 года обычно указана дата XI, чтобы не путать с римскими монетами II.
Французскую революцию обычно считают закончившейся переворотом 18 брюмера VIII года (9 ноября 1799 года), государственным переворотом Наполеона Бонапарта против установленного конституционного режима Директории .
Конкордат 1801 года восстановил Римско-католическую церковь в качестве официального учреждения во Франции, хотя и не в качестве государственной религии Франции. Конкордат вступил в силу с пасхального воскресенья, 28 жерминаля XI года (8 апреля 1802 г.); он восстановил названия дней недели по григорианскому календарю и установил воскресенье как официальный день отдыха и религиозных праздников. [6] Однако остальные атрибуты республиканского календаря — месяцы и годы — остались прежними.
Французская республика закончилась коронацией Наполеона как Empereur des Français (Император Франции) 11 фримера XIII года (2 декабря 1804 г.), но республиканский календарь останется в силе еще на год. Наполеон окончательно отменил республиканский календарь, вступив в силу 1 января 1806 года (на следующий день после 10 нивоза XIV года), спустя немногим более двенадцати лет после его введения. Однако он снова кратко использовался в Journal officiel в течение некоторых дат в течение короткого периода Парижской Коммуны , 6–23 мая 1871 года (16 Флореаль – 3 прериаля LXXIX года). [7]
Дизайн календаря
[ редактировать ]Годы указываются в письменном виде римскими цифрами (обычно) с эпохой 22 сентября 1792 года, началом «республиканской эры» (день провозглашения Первой французской республики , через день после того, как Конвент отменил монархию). В результате римская цифра I указывает на первый год республики, то есть год до того, как календарь фактически вступил в употребление. По закону начало каждого года было установлено в полночь, начиная со дня явного осеннего равноденствия в Парижской обсерватории.
Всего было двенадцать месяцев, каждый из которых был разделен на три десятидневные недели, называемые декадами . Десятый день, декади , заменил воскресенье как день отдыха и веселья. Пять или шесть дополнительных дней, необходимых для приближения к солнечному или тропическому году, помещались после последнего месяца каждого года и назывались дополнительными днями . Такое расположение было почти точной копией календаря , использовавшегося древними египтянами , хотя в их случае год начинался и заканчивался не в день осеннего равноденствия.
Четырехлетний период, заканчивающийся високосным днем, должен был называться «Франсиада». название « Олимпик ». Первоначально было предложено [8] но изменено на Франсиаду в ознаменование того факта, что революции потребовалось четыре года, чтобы установить республиканское правительство во Франции. [9]
Високосный год назывался секстилем , намеком на « биссекстильные » високосные годы юлианского и григорианского календарей, поскольку он содержал шестой дополнительный день.
Десятичное время
[ редактировать ]Каждый день в республиканском календаре был разделен на десять часов, каждый час на 100 десятичных минут и каждая десятичная минута на 100 десятичных секунд. Таким образом, час составлял 144 условных минуты (в 2,4 раза длиннее обычного часа), минута составляла 86,4 условных секунды (на 44% длиннее обычной минуты), а секунда составляла 0,864 условных секунды (на 13,6% короче условной секунды). .
Часы были изготовлены для отображения этого десятичного времени , но оно не прижилось. Обязательное использование десятичного времени было официально приостановлено 7 апреля 1795 года, хотя некоторые города продолжали использовать десятичное время даже в 1801 году. [10]
Нумерация лет в республиканском календаре римскими цифрами противоречила этой общей тенденции к десятичной системе.
Месяцы
[ редактировать ]Республиканский календарный год начинался в день осеннего равноденствия в Париже и состоял из двенадцати месяцев по 30 дней каждый, которым были даны новые названия, основанные на природе, в основном связанные с преобладающей погодой в Париже и его окрестностях, а иногда напоминающие средневековые подвиги. месяцев . Дополнительные пять или шесть дней в году не обозначались как месяцы, а считались санкюлотидами или дополнительными днями .
- Осень:
- Vendémiaire (от французского vendange , что означает сбор винограда, происходит от латинского vindemia «винтаж»), начиная с 22, 23 или 24 сентября.
- Брюмер (от французского brume «туман», от латинского brūma «зимнее солнцестояние; зима; зимняя стужа»), начало 22, 23 или 24 октября.
- Frimaire (от французского frimas «мороз»), начало 21, 22 или 23 ноября.
- Зима:
- Нивоз (от латинского nivosus «снежный»), начало 21, 22 или 23 декабря.
- Pluviôse (от французского pluvieux , производного от латинского pluvius «дождливый»), начиная с 20, 21 или 22 января.
- Ventôse (от французского venteux , происходящего от латинского ventosus «ветренный»), начиная с 19, 20 или 21 февраля.
- Весна:
- Лето:
- Мессидор (от латинского Messis «урожай»), начало 19 или 20 июня.
- Термидор (от греческого thermon «летняя жара») — с 19 или 20 июля; во многих печатных календарях II года (1793–1794) месяц Термидора назывался Фервидор (от латинскогоfervidus , «раскаленный»)
- Фруктидор (от латинского fructus «фрукт»), начиная с 18 или 19 августа.
Большинство названий месяцев были новыми словами, придуманными из французского, латинского или греческого языков . Окончания названий сгруппированы по временам года. Дор в переводе с греческого означает «дающий». [11]
В Британии современный остроумный человек высмеял республиканский календарь, назвав месяцы: «Уизи» , «Чихик» и «Фризи» ; Слиппи , Дриппи и Ниппи ; Душевой , Цветочный и Бауэри ; Хоппи , Кроппи и Поппи . [12] [13] Историк Томас Карлейль предложил несколько более серьезные английские имена в своей работе 1837 года «Французская революция: история» . [11] а именно: Винтажный, Туманный, Морозный, Снежный, Дождливый, Ветреный, Буддальный, Цветочный, Луговой, Реапидор, Хитидор и Фрутидор. Как и французские оригиналы, это неологизмы, предполагающие значение, связанное с временем года.
Десять дней недели
[ редактировать ]Месяц разделен на три декады или «недели» по десять дней каждая, названные просто:
- примиди (первый день)
- дуоди (второй день)
- триди (третий день)
- квартиди (четвертый день)
- квинтиди (пятый день)
- секстиди (шестой день)
- септиди (седьмой день)
- октиди (восьмой день)
- нониди (девятый день)
- декади (десятый день)
Декадис стал официальными днями отдыха вместо воскресенья, чтобы уменьшить влияние Римско-католической церкви. Они использовались для праздников ряда новых религий, призванных заменить католицизм: Культ Разума , Культ Высшего Существа , Десятилетний Культ и Теофилантропия . Христианские праздники были официально отменены в пользу революционных праздников.
Закон 13 Фруктидора VI года (30 августа 1798 г.) требовал, чтобы браки заключались только в декадис. Этот закон применялся с 1-го Вандемайера VII года (22 сентября 1798 г.) по 28 Плювиоза VIII года (17 февраля 1800 г.).
Десятилетия были прекращены при переходе от Жерминаля к Флореалю X (20–21 апреля 1802 г.) после Конкордата Наполеона с Папой. [14]
Сельский календарь
[ редактировать ]Римско -католическая церковь использовала календарь святых , в котором каждый день года назывался в честь соответствующего святого . Чтобы уменьшить влияние церкви, Фабр д'Эглантин ввел сельский календарь, в котором каждый день года имел уникальное название, связанное с сельской экономикой , которое, как утверждается, соответствовало времени года. Каждый декади (оканчивающийся на 0) был назван в честь сельскохозяйственного орудия. Каждый квинтиди (оканчивающийся на 5) был назван в честь обычного животного. Остальные дни были названы в честь «зерна, пастбищ, деревьев, корней, цветов, фруктов» и других растений, за исключением первого месяца зимы, Нивозе, во время которого остальные дни были названы в честь минералов. [15] [16]
Нашей отправной точкой была идея прославить посредством календаря сельскохозяйственную систему и вернуть нацию к ней, отмечая времена и части года понятными или видимыми знаками, взятыми из сельского хозяйства и сельской экономики. (...)
Поскольку календарь – это то, чем мы пользуемся очень часто, мы должны воспользоваться этой частотой использования, чтобы донести до людей элементарные понятия о сельском хозяйстве – показать богатство природы, заставить их полюбить поля и методично показать им порядок влияний небес и произведений земли.
Священники назначили поминовение так называемого святого каждому дню года: этот каталог не отличался ни полезностью, ни методом; это был сборник лжи, обмана или шарлатанства.
Мы думали, что нация, выкинув эту канонизированную толпу из своего календаря, должна заменить ее предметами, составляющими истинное богатство нации, достойными предметами не культа, а земледелия – полезными продуктами почвы, инструменты, которые мы используем для его выращивания, и домашние животные, наши верные слуги в этой работе; животные, без сомнения, гораздо более ценные для разума, чем блаженные скелеты, извлеченные из катакомб Рима.
Вот мы и расположили в графе каждого месяца названия настоящих сокровищ сельского хозяйства. Зерна, пастбища, деревья, корни, цветы, плоды, растения расположены в календаре таким образом, что место и день месяца, которые занимает каждый продукт, соответствуют точно времени года и дню. что Природа преподносит нам это.
- Фабр д'Эглантин, «Отчет, сделанный Национальному собранию от имени комиссии, ответственной за составление календаря», [17] Национальная типография, 1793 г.
Следующие изображения, показывающие двенадцать аллегорий месяцев, были проиллюстрированы французским художником Луи Лафитом (1779–1828) и гравированы Сальваторе Треской (1750–1815). [18]
Осень
[ редактировать ]
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зима
[ редактировать ]
|
|
|
Весна
[ редактировать ]
|
|
|
Лето
[ редактировать ]
|
|
|
Дополнительные дни
[ редактировать ]Пять дополнительных дней (шесть в високосные годы ) были национальными праздниками в конце каждого года. Первоначально они были известны как les sans-culottides (в честь санкюлотов ), но после III года (1795 г.) как les jours complémentaires :
- 1-й дополнительный день: La Fête de la Vertu , «Праздник добродетели», 17 или 18 сентября.
- 2-й дополнительный день: La Fête du Génie , «Праздник талантов», 18 или 19 сентября.
- Третий дополнительный день: La Fête du Travail , «Праздник труда», 19 или 20 сентября.
- Четвертый дополнительный день: La Fête de l'Opinion , «Праздник убеждений», 20 или 21 сентября.
- 5-й дополнительный день: La Fête des Récompenses , «Празднование почестей (наград)», 21 или 22 сентября.
- 6-й дополнительный день: La Fête de la Révolution , «Празднование революции», 22 или 23 сентября (только в високосные годы).
Переход из григорианского календаря
[ редактировать ]Во времена Республики
[ редактировать ]Ниже приведены даты по григорианскому календарю, когда каждый год республиканской эры ( Ère Républicaine на французском языке) начинался, пока действовал календарь.
ЯВЛЯЕТСЯ | н. э./CE |
---|---|
я (1) | 22 сентября 1792 г. |
II (2) | 22 сентября 1793 г. |
III (3) | 22 сентября 1794 г. |
IV (4) | 23 сентября 1795 г.* |
V (5) | 22 сентября 1796 г. |
ВИ (6) | 22 сентября 1797 г. |
VII (7) | 22 сентября 1798 г. |
VIII (8) | 23 сентября 1799 г. * |
IX (9) | 23 сентября 1800 г. |
Х (10) | 23 сентября 1801 г. |
XI (11) | 23 сентября 1802 г. |
XII (12) | 24 сентября 1803 г. * |
XIII (13) | 23 сентября 1804 г. |
XIV (14) | 23 сентября 1805 г. |
79 (79) | 23 сентября 1870 г. |
Високосные годы выделены
- Дополнительный день (секстиль) вставлен перед датой из-за предыдущего високосного года. [19]
После Республики
[ редактировать ]Республиканский календарь был отменен в XIV году (1805 г.). После этого года существуют два исторически подтвержденных календаря, которые можно использовать для определения дат. В обоих календарях указаны одни и те же даты для лет с 17 по 52 (1808–1844), всегда начиная с 23 сентября, и предлагалось, но так и не было принято, чтобы реформированный календарь был введен в действие в этот период до отмены республиканского календаря.
- Республиканский календарь: Единственный законный календарь в Республике. Первый день года, 1 Вандемьера, всегда приходится на день осеннего равноденствия в Париже. Примерно каждые 30 лет високосные годы разделяются на 5 лет вместо 4, как это было между високосными 15 и 20 годами. [20] Продолжительность первых 524 лет была рассчитана Деламбром.
- Реформированный республиканский календарь: в соответствии с предложением Деламбра сделать високосные годы регулярными и предсказуемыми, при этом високосные годы должны делиться каждый год на 4, за исключением лет, делящихся на 100, а не на 400. Годы, делящиеся на 4000, также будут обычными годами. От реформированного календаря, который планировалось внедрить в третьем году, отказались после смерти главы календарного комитета Жильбера Ромма. Этот календарь также имеет то преимущество, что каждый год третьего столетия республиканской эпохи (1992–2091 гг.) начинается 22 сентября. [21]
ЯВЛЯЕТСЯ | н. э./CE | республиканец | реформатский |
---|---|---|---|
ХV (15) | 1806 | 23 сентября | 23 сентября |
XVI (16) | 1807 | 24 сентября* | 23 сентября |
XVII (17) | 1808 | 23 сентября | 23 сентября* |
XVIII (18) | 1809 | 23 сентября | 23 сентября |
XIX (19) | 1810 | 23 сентября | 23 сентября |
ХХ (20) | 1811 | 23 сентября | 23 сентября |
CCXXIX (229) | 2020 | 22 сентября | 22 сентября* |
230 (230) | 2021 | 22 сентября | 22 сентября |
CCXXXI (231) | 2022 | 23 сентября* | 22 сентября |
232 (232) | 2023 | 23 сентября | 22 сентября |
233 (233) | 2024 | 22 сентября | 22 сентября* |
CCXXXIV (234) | 2025 | 22 сентября | 22 сентября |
CCXXXV (235) | 2026 | 23 сентября* | 22 сентября |
CCXXXVI (236) | 2027 | 23 сентября | 22 сентября |
CCXXXVII (237) | 2028 | 22 сентября | 22 сентября* |
CCXXXVIII (238) | 2029 | 22 сентября | 22 сентября |
CCXXXIX (239) | 2030 | 22 сентября | 22 сентября |
240 (240) | 2031 | 23 сентября* | 22 сентября |
ККСЛИ (241) | 2032 | 22 сентября | 22 сентября* |
Високосные годы выделены
- Дополнительный день (секстиль) вставлен перед датой из-за предыдущего високосного года.
Текущая дата и время
[ редактировать ]Для этого календаря используется пересмотренный метод Деламбра для расчета високосных лет. Другие методы могут отличаться на один день. Время может быть кэшировано и, следовательно, неточно. Десятичное время соответствует среднему времени по Парижу, которое на 9 минут 21 секунду (6,49 десятичных минуты) опережает среднее время по Гринвичу. ( Этот инструмент калибрует время, если калибровка необходима.)
232 | Термидор | 232 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|
|
|
|
Критика и недостатки
[ редактировать ]Високосные годы в календаре являются предметом серьезных споров из-за противоречивых утверждений в Учредительном указе. [22] заявив:
приходится истинное осеннее равноденствие Каждый год начинается в полночь, в день, когда в Парижской обсерватории .
и:
Четырехлетний период, после которого обычно необходимо добавить еще один день, называется Франсиадой в память о революции, которая после четырех лет усилий привела Францию к республиканскому правлению. Четвертый год Франсиады называется Секстиль .
Эти две спецификации несовместимы, поскольку високосные годы, определяемые осенним равноденствием в Париже, не повторяются по обычному четырехлетнему графику. Ошибочно считалось, что один високосный день будет автоматически пропускаться каждые 129 лет. [23] в среднем, но на самом деле между високосными годами иногда проходит пять лет, примерно три раза за столетие. Таким образом, годы III, VII и XI считались високосными, а годы XV и XX также планировались как таковые, хотя между ними было пять лет.
Фиксированное арифметическое правило для определения високосных лет было предложено Жаном Батистом Жозефом Деламбром и представлено Комитету народного образования Жильбером Роммом 19 Флореаля III (8 мая 1795 г.). Предлагаемое правило заключалось в определении високосных годов путем применения правил григорианского календаря к годам Французской Республики (годы IV, VIII, XII и т. д. должны были быть високосными), за исключением года 4000 (последнего года из десяти 400 лет). -годичные периоды) должен быть невисокосным, а не високосным годом. Вскоре после этого Ромм был приговорен к гильотине и покончил жизнь самоубийством, и это предложение так и не было принято, хотя Жером Лаланд неоднократно предлагал его в течение ряда лет. Предложение было направлено на то, чтобы избежать неопределенности будущих високосных лет, вызванной неточными астрономическими знаниями 1790-х годов (даже сегодня это утверждение остается в силе из-за неопределенности ΔT ). В частности, комитет отметил, что осеннее равноденствие 144 года прогнозировалось в 23:59:40 по местному кажущемуся времени. в Париже, что было ближе к полуночи, чем присущая ему 3-4-минутная неопределенность.
Календарь был отменен актом от 22 фруктидора XIII (9 сентября 1805 г.) и подписанным Наполеоном , в котором упоминался отчет Мишеля-Луи-Этьена Рено де Сен-Жан д'Анжели и Жана Жозефа Мунье , в котором перечислялись два фундаментальных недостатка. .
- Правило для високосных лет зависело от неравномерного хода Солнца, а не от фиксированных интервалов, поэтому нужно консультироваться с астрономами, чтобы определить, когда начинается каждый год, особенно когда равноденствие происходит близко к полуночи, поскольку точный момент не может быть предсказан с помощью уверенность.
- И эра, и начало года были выбраны в ознаменование исторического события, которое произошло в первый день осени во Франции, тогда как другие европейские страны начинали год ближе к началу зимы или весны, что затрудняло принятие календаря. в Европе и Америке и даже в части французской нации, где продолжал использоваться григорианский календарь, так как этого требовали в религиозных целях.
В отчете также отмечается, что 10-дневная декада была непопулярной и уже была отменена тремя годами ранее в пользу семидневной недели, лишив того, что некоторые считали одним из основных преимуществ календаря. [24] 10-дневная декада была непопулярна среди рабочих, потому что они получали только один полный день отдыха из десяти, а не один из семи, хотя они также получали половину выходного дня в пятый день (таким образом, 36 полных дней и 36 половинных дней). в году всего 54 свободных дня по сравнению с обычными 52 или 53 воскресеньями). Это также намеренно противоречило воскресным религиозным обрядам.
Другая критика календаря заключалась в том, что, несмотря на поэтические названия его месяцев, они были привязаны к климату и сельскому хозяйству метрополии Франции и, следовательно, не применимы к заморским территориям Франции . [25]
Знаменитые даты и другие культурные ссылки
[ редактировать ]Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( Октябрь 2017 г. ) |
« Переворот 18 брюмера » или «Брюмер» — государственный переворот Наполеона Бонапарта 18 брюмера VIII (9 ноября 1799 г.), который многие историки считают концом Французской революции. В эссе Карла Маркса 1852 года « Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» сравнивается государственный переворот 1851 года Луи Наполеона в неблагоприятную сторону с более ранним переворотом его дяди, с утверждением: «История повторяется ... сначала как трагедия, затем как фарс».
Другая известная революционная дата — 9 термидора II (27 июля 1794 г.), дата, когда Конвент обратился против Максимилиана Робеспьера , который вместе с другими людьми, связанными с Горой , был гильотинирован на следующий день словарь вошел термин «термидорианец», . В связи с этим событием в марксистский обозначающий революционеров, разрушающих революцию изнутри и выступающих против ее истинных целей. Например, Лев Троцкий и его последователи использовали этот термин в отношении Иосифа Сталина .
Эмиля Золя Роман «Жерминаль» получил свое название от календарного месяца Жерминаль.
Блюдо из морепродуктов «Лобстер Термидор» было названо в честь пьесы 1891 года «Термидор» , действие которой происходило во время революции. [26] [27]
Все французские фрегаты Floréal класса носят названия республиканских месяцев.
Декретом Национального собрания от 9 брюмера Ан III, 30 октября 1794 года, была учреждена Высшая нормальная школа . Дата появляется на видном месте над главной дверью школы.
Французский композитор Фроманталь Галеви родился 7 прериаля VIII (27 мая 1799 года), в день фроманталя ( овсянки ).
Нила Геймана включен В серию «Песочный человек» рассказ под названием «Термидор», действие которого происходит в тот месяц, во время Французской революции. [28]
См. также
[ редактировать ]- Сельскохозяйственный цикл
- Реформа календаря
- Дехристианизация Франции
- Десятичное время
- Советский календарь
- Солнечный календарь хиджры , календарь астрономического равноденствия, используемый в Иране.
- Всемирный календарь
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «12 месяцев французского республиканского календаря | Британника» . www.britanica.com . Архивировано из оригинала 19 мая 2023 года . Проверено 24 мая 2023 г.
- ^ Сильвен, Марешаль (1836). Альманах Honnêtes-gens . Галлика. стр. 14–15. Архивировано из оригинала 3 сентября 2015 года . Проверено 3 июня 2014 г. - через Gallica.bnf.fr.
- ^ Сильвен, Марешаль (1799). «Альманах Honnêtes gens pour l’an VIII» . Gallica.bnf.fr . Галлика. Архивировано из оригинала 25 мая 2020 года . Проверено 19 ноября 2019 г.
- ^ Джеймс Гийом , Протокол Комитета народного просвещения Национального собрания , t. я, стр. 227–228 и т. д. II, стр. 440–448; Мишель Фрошле, «Соответствовал ли республиканский календарь научной необходимости?», Национальный конгресс научных обществ: ученые и общества, Париж, 1989, стр. 453–465.
- ^ Республиканский календарь: от создания до исчезновения . Бюро долгот. 1994. с. 19. ISBN 978-2-910015-09-1 .
- ^ «Конкордат 1801 года. Религия Наполеона Бонапарта во Франции. Конкордат 1801 года» . Рой-президент.com. 21 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 10 сентября 2012 г. Проверено 30 января 2009 г.
- ^ Перепечатка Официального журнала Французской Республики при Коммуне с 19 марта по 24 мая 1871 года . В. Бунель. 1871.стр. 477–. Архивировано из оригинала 27 мая 2024 года . Проверено 26 декабря 2018 г.
- ^ Республиканский календарь: от создания до исчезновения . Бюро долгот. 1994. с. 26. ISBN 978-2-910015-09-1 .
- ^ Республиканский календарь: от создания до исчезновения . Бюро долгот. 1994. с. 36. ISBN 978-2-910015-09-1 .
- ^ Ричард А. Кэрриган-младший «Десятичное время». Американский ученый (май – июнь 1978 г.), 66 (3) : 305–313.
- ^ Jump up to: а б Томас Карлайл (1867). Французская революция: история . Харпер. Архивировано из оригинала 27 мая 2024 года . Проверено 3 ноября 2021 г.
- ^ Спортивный журнал , вып. 15, Роджерсон и Таксфорд, январь 1800 г., с. 210, заархивировано из оригинала 6 апреля 2023 года , получено 23 декабря 2014 года.
- ^ Джон Брэди (1812 г.), Clavis Calendaria: Или краткий анализ календаря; Иллюстрировано церковными, историческими и классическими анекдотами , том. 1, Роджерсон и Таксфорд, с. 38, заархивировано из оригинала 27 мая 2024 г. , получено 10 октября 2018 г.
- ^ Антуан Огюстен Ренуар (1822 г.). Руководство по согласованию республиканского и григорианского календарей (2-е изд.). А. А. Ренуар . Проверено 14 сентября 2009 г.
- ^ Эдвард Тервекорен (1870 г.). Сборник исторических подробностей . Дж. Вандерейдт. п. 31.
- ^ Филипп-Жозеф-Бенджамин Бюше, Проспер Шарль Ру (1837). Парламентская история Французской революции . Полин. п. 415.
- ^ Национальное собрание. Отчет, сделанный Национальному собранию на сессии 3-го числа второго месяца второго года Французской Республики, от имени Комиссии, ответственной за составление Календаря; Фр. На. Фабр-Д'Эглантин... Отпечатано по заказу Национального собрания, имеется в Галлике.
- ^ «Вандемьер» . Парижские музеи. Ле коллекции . Архивировано из оригинала 3 апреля 2023 года . Проверено 3 апреля 2023 г.
- ^ Париз, Фрэнк (2002). Книга календарей . Горгиас Пресс. п. 376. ИСБН 978-1-931956-76-5 .
- ^ Себастьен Луи Розаз (1810). Согласование Директории Французской Республики с григорианским календарем .
- ^ «Брюмер – Республиканский календарь» . Prairial.free.fr. Архивировано из оригинала 18 мая 2011 года . Проверено 30 января 2009 г.
- ^ «Республиканский календарь» . Gefrance.com. 30 мая 2020 года. Архивировано из оригинала 24 июня 2021 года . Проверено 25 июня 2021 г.
- ^ «Инструкция об эпохе Республики по указу 3 брюмера II года» (PDF) . Университет Тулузы . Архивировано (PDF) оригинала 16 декабря 2023 г. Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ Антуан Огюстен Ренуар (1822 г.). Руководство по согласованию республиканского и григорианского календарей: или Полное собрание всех справочников с первого республиканского года (2-е изд.). А. А. Ренуар. п. 217.
- ^ Кейнс, Кермит (2012). Эзотерический кодекс: устаревшие календари . ЛУЛУ Пресс. ISBN 978-1-365-06556-9 .
- ^ Джеймс, Кеннет (15 ноября 2006 г.). Эскофье: король поваров . Международная издательская группа «Континуум». п. 44. ИСБН 978-1-85285-526-0 . Архивировано из оригинала 27 мая 2024 года . Проверено 11 марта 2012 г.
- ^ «Лобстер термидор» . Интернет-словарь . Мерриам-Вебстер . Архивировано из оригинала 20 июня 2016 года . Проверено 11 марта 2012 г.
- ^ Гейман, Нил ( ж ), Воч, Стэн ( п ), Джордано, Ник ( я ), Воззо, Дэниел ( колонна ), Кляйн, Тодд ( позволить ), Бергер, Карен ( ред. ). «Термидор» Песочный человек , т. 29 (август 1991 г.). Комиксы о головокружении .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Озуф, Мона, «Революционный календарь» в Фюре, Франсуа и Мона Озуф, ред., Критический словарь Французской революции (1989)
- Шоу, Мэтью, Время и Французская революция: история французского республиканского календаря, 1789-XIV год (2011)