Заговор равных
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2017 г. ) |
Гравюра 1796 года, очерняющая заговор (1796 г.) | |
Родное имя | Заклинание равных |
---|---|
Дата | Май 1796 г. |
Расположение | Франция |
Тип | Политический заговор |
Причина | Недовольство Директорией |
Организатор: | Франсуа-Ноэль Бабеф Филипп Буонарроти Сильвен Марешаль |
Исход | Заговор раскрыт и подавлен |
Аресты | 245 предполагаемых заговорщиков |
Предложение | Смертная казнь |
Заговор равных ( французский : Conjuration des Égaux ) мая 1796 года был неудавшимся государственным переворотом во время Французской революции . Ее возглавил Франсуа-Ноэль Бабеф , который хотел свергнуть Директорию и заменить ее эгалитарной и протосоциалистической республикой, вдохновленной якобинскими идеалами.
Фон
[ редактировать ]Именно попытки Директории справиться с экономическим кризисом придали Бабефу его историческое значение. Новое правительство обязалось отменить систему, согласно которой Париж кормился за счет всей Франции, а прекращение раздачи хлеба и мяса по номинальным ценам было назначено на 20 февраля 1796 года. Это объявление вызвало самый массовый ужас. не только рабочих и большой класс пролетариев Система привлекла в Париж , но и рантье и правительственных чиновников, чьи доходы выплачивались ассигнациями в произвольно установленной правительством шкале, оказались под угрозой голодной смерти. Правительство уступило протесту; но средства, с помощью которых оно стремилось смягчить зло, в частности разделение на классы тех, кто имел право на льготы, только усилили тревогу и недовольство.
Всеобщая нищета дала повод для яростных нападок Бабефа на существующий порядок и добилась того, что он был услышан. Он собрал вокруг себя небольшой круг последователей, известный как Societé des égaux , вскоре слившийся с остатками Якобинского клуба , которые собирались в Пантеоне ; а в ноябре 1795 года полиция сообщила, что он открыто проповедовал « восстание , бунт и конституцию 1793 года ».
Семь человек присоединились к Бабефу, чтобы руководить заговором: Филипп Буонарроти , Огюстен Александр Дарте , Сильвен Марешаль , который отвечал за написание манифеста, Феликс Лепелетье , Пьер-Антуан Антонель , Дебон и Жорж Гризель . Сеть военной агентуры была создана Жаном Антуаном Россиньолем , который разместил революционных агентов в каждом районе Парижа.
Филиппа Буонарроти Работы «Анализ доктрины Бабуфа» и «Ответ на клип» демонстрируют, почему его можно считать «главным теоретиком и идеологом движения «Равные». [1] Буонарроти считал, что любая политическая позиция предполагает даже действие. Он был одним из главных представителей левых взглядов в конце XVIII века во Франции . Бабеф и он оба находились в тюрьме Плесси в 1797 году. Буонарроти разделял принципы Бабефа в отношении частной собственности и выступал за равнораспределенную и совместную социальную схему во Франции. Он также считал, что Италия еще не готова к такой социальной реформе.
Идеи заговора
[ редактировать ]Конечной целью Франсуа-Ноэля Бабефа и его товарищей было абсолютное равенство. [2] Целью заговора было продолжить революцию и привести ее к коллективизации земель и средств производства, чтобы «положить конец гражданским раздорам и общественной бедности». [3] Кроме того, они потребовали применения Конституции первого года (1793 года, первой конституции республики, которая так и не применялась).
Идеи Заговора были особенно изложены в Манифесте равных 1796 года, который был написан главным помощником Бабефа Сильвеном Марешалем . Манифест защищал радикальную реформу Франции, которая пошла дальше, чем Французской революции, и Декларация прав человека и гражданина обеспечила соблюдение практики абсолютного равенства во всех аспектах жизни общества. Марешаль отверг идею о том, что равенства перед законом самого по себе достаточно, чтобы определить социальное равенство, и поэтому сделал сильный акцент на отмене частной собственности и равном доступе к пище. Манифест далее осуждал привилегированную буржуазию , которая получила выгоду от революции, например, богатых землевладельцев, которые продолжали получать прибыль от «общего блага» земли. [3] Хотя Заговор признал, что «эгоистичные» будут противостоять их целям по сохранению своих несправедливых привилегий, их жертва властью была сочтена необходимой для установления реального равенства.
В Манифесте дополнительно говорится: «Мы стремимся жить и умереть равными, такими, какими мы родились: мы хотим настоящего равенства или смерти; это то, что нам нужно. И мы добьемся настоящего равенства любой ценой». [3] Однако Заговору не удалось включить колониальных рабов в свой манифест, а лишь отстаивать равенство тех, кого они считали «Народом Франции».
Манифест не встретил единодушной поддержки со стороны руководителей восстания. [4] Точка зрения Марешаля: «Пусть искусство погибнет, если это необходимо, пока сохраняется реальное равенство» [3] было особенно спорным.
Рост
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2021 г. ) |
На какое-то время правительство, хотя и было в курсе его деятельности, оставило его в покое. Директорию устраивало то, что социалистическая агитация продолжалась, чтобы удержать народ от присоединения к какому-либо роялистскому движению за свержение существующего режима. Более того, массу людей , даже придерживавшихся крайних взглядов, оттолкнула кровожадность Бабефа; и полицейские агенты сообщили, что его агитация привлекла многих сторонников правительства. Якобинский клуб отказался принять Бабефа и Рене-Франсуа Лебуа на том основании, что они были « egorgeurs » («перерезавшими горло»).
Однако с развитием экономического кризиса влияние Бабефа возросло. клуба «Пантеон» После закрытия Наполеоном Бонапартом 27 февраля 1796 года его агрессивная активность возросла вдвое. В Вентозе и Жерминале (примерно в конце зимы и начале весны) он опубликовал под псевдонимом Лаланд «Солдат отечества » новую газету « Eclaireur du Peuple, ou le Défenseur de Vingt-Cinq Millions d'Opprimés» , которая была тайно продавался от группы к группе на улицах Парижа.
В то же время 40-й номер « Трибуна» произвел огромную сенсацию. В этом Бабеф похвалил авторов сентябрьской резни как «заслуживших хорошо свою страну» и заявил, что более полное «2 сентября» необходимо для уничтожения фактического правительства, которое состояло из «голодателей, кровососов, тиранов , палачей, негодяев». и шарлатаны».
Бедствие среди всех классов продолжалось; а в марте попытка Директории заменить ассигнации новым выпуском мандатов вызвала новое недовольство после крушения первоначально возникших надежд. Раздался крик о том, что национальное банкротство объявлено , и тысячи рабочих низшего класса начали объединяться под флагом Бабефа. 4 апреля 1796 года правительство получило сообщение о том, что 500 000 человек в Париже нуждаются в помощи. С 11 апреля Париж был увешан плакатами, озаглавленными «Анализ доктрины Бабёфа» [ так в оригинале ] , «Трибун дю Народ» , вступительная фраза которых гласила: « Природа дала каждому человеку право на пользование равной долей во всей собственности». ", и который завершился призывом восстановить конституцию 1793 года.
были Парижские округа сильно взволнованы пропагандой «Равных». [5] и товарищи Бабефа уже не скрывали свою «крамольную деятельность» в глазах полиции. Песня Бабефа Mourant de faim, mourant de froid («Умирать от голода, умирать от холода»), положенная на популярную мелодию, начала петь в кафе под бурные аплодисменты; и распространились сообщения о том, что недовольные войска Французской революционной армии в лагере Гренель готовы присоединиться к восстанию против правительства.
Филипп Буонарроти публично зачитал проект декрета о провозглашении эгалитарной республики. Первые написанные слова гласили: «Народ продвинулся вперед, тирании больше нет. Вы свободны». Этот проект предсказывал, что «в республике будет создана большая национальная община». « Завещание и наследование будут отменены: вся собственность, принадлежащая в настоящее время частным лицам, после их смерти перейдет к национальному сообществу. «Благодарства национального сообщества будут эксплуатироваться коллективно всеми его действительными членами. Национальное сообщество обеспечит каждого из своих членов достойным жильем, одеждой, достаточным питанием и «помощью в искусстве врачевания». Наконец, «республика больше не будет зарабатывать деньги».
Падение заговора
[ редактировать ]О заговоре за определенную плату сообщил полиции один из его лидеров: Жорж Гризель. Столкнувшись с репрессиями, обрушившимися тогда на демократические круги Парижа, некоторые попытались спровоцировать восстание, сначала внутри полицейского легиона. Директория сочла, что пропаганда Бабувисте опасно взволновала общественное мнение, и 2 мая 1796 года приказала распустить и разоружение полицейского легиона, потому что: «соблазненные фракцией Бабувисте, они с каждым днем становились все более недисциплинированными». После своего роспуска Бабувисты обратились к солдатам 21-го Драконьего полка , стоявшего лагерем в Гренеле.

Директория подумала, что пришло время отреагировать; накопило Центральное бюро через своих агентов, в частности бывшего капитана Жоржа Гризеля, посвященного в общество Бабефа, полные доказательства заговора с целью вооруженного восстания, назначенного на 22 Флореаля IV года (11 мая 1796 г.), в котором якобинцы и социалисты объединились. 10 мая Бабеф, взявший псевдоним Тиссо , был арестован; многие из его соратников были собраны полицией по приказу Лазара Карно : среди них были Огюстен Александр Дарте и Филипп Буонарроти , экс-члены Национального конвента , Робер Линде , Жан-Пьер-Андре Амар , Марк-Гийом Алексис Вадье и Жан-Батист Друэ , известный как почтмейстер Сент -Менеула , арестовавший Людовика XVI во время его бегства в Варенн Директории , а ныне член Совета пятисот . Карно выдал 245 ордеров на арест, намереваясь остановить требования равенства.
Репрессии правительства были чрезвычайно успешными. Последний номер «Трибуна » вышел 24 апреля, хотя Рене-Франсуа Лебуа в « Дружбе народа» пытался подстрекать солдат к восстанию. Некоторое время ходили слухи о военном восстании.
Суд над Бабефом и его сообщниками должен был состояться в недавно созданном высоком суде в Вандоме . 10 и 11 дней Фруктидора (27 и 28 августа 1796 г.), когда пленников вывезли из Парижа, были предприняты предварительные попытки поднять бунт с целью их спасения, но они были легко подавлены. Попытка пяти или шестисот якобинцев (7 сентября 1796 г.) разбудить солдат у Гренеля не увенчалась успехом. Их встретила перестрелка, в результате которой около 20 человек были убиты, 132 взяты в плен и многие ранены.
Суд над Бабефом и другими, начавшийся в Вандоме 20 февраля 1797 года, длился два месяца. Правительство по своим собственным причинам представило социалиста Бабефа лидером заговора, хотя в заговоре были замешаны люди более важные, чем он сам. Его собственное тщеславие сыграло им на руку. А Дарте, который во время дебатов хранил полнейшее молчание, был обвинен в написании приказа о казни Директоров. 7 прериаля (26 мая 1797 г.) Бабеф и Дарте были приговорены к смертной казни. Услышав смертный приговор, Бабеф нанес себе в зале суда несколько ударов, и на следующий день его умирающего отнесли на эшафот. Дарте, который также пытался покончить жизнь самоубийством, был казнен на гильотине вместе с ним в Вандоме, прериаль 8 (27 мая 1797 г.), без апелляции. Некоторые из заключенных, в том числе Буонарроти и Жермен, были депортированы ; остальные, включая Вадье и его бывших товарищей- монтаньяров , были оправданы. , Друэ сбежал По словам Поля Барраса при попустительстве Директории.
Наследие
[ редактировать ]«Заговор равных», вероятно, исчез бы в потоке великих событий Революции, но публикация в 1828 году книги Буонарроти « Заговор равных » сохранила его в учебниках истории. Фридрих Энгельс и Карл Маркс признали в «Заговоре равных» «первое появление действительно активной коммунистической партии». [6] Лев Троцкий поддержал эти настроения, заявив, что основание Коммунистического Интернационала ознаменовало «продолжение в прямой преемственности героических усилий и мученичества длинной череды революционных поколений, начиная с Бабефа». [7]
«Заговор равных» можно рассматривать как первый пример формы французского левого движения, отличного от формы якобинцев, более сосредоточенного на реальном равенстве, а не на абстрактном равенстве в глазах закона. [8] В то время как французские революционеры активно стремились гарантировать права собственности, гарантии, закрепленные в Декларации прав человека и гражданина , Бабеф и его последователи вместо этого желали полной отмены собственности («Мы склоняемся к чему-то более возвышенному и более справедливому: общее благо или общность собственности! Больше никакой индивидуальной собственности на землю: земля никому не принадлежит. Мы требуем и хотим общего пользования плодами земли: плоды принадлежат всем». [9] [10] Эта критика частной собственности, выдвинутая Бабефом и его товарищами по заговору, отразилась в более поздних течениях французского левого движения: возможно, наиболее уместно в мышлении Пьера-Жозефа Прудона , который знаменито заявил: «Собственность — это кража!». [11]
Хотя слов « анархист » и « коммунист » не существовало во время заговора, они оба использовались для описания его идей более поздними учеными. Английское слово «коммунизм» было придумано Гудвином Бармби в разговоре с теми, кого он назвал «учениками Бабефа». [12]
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Кантимори, Делио (1943). Итальянские утописты и реформаторы 1794-1847: исторические исследования (на итальянском языке). Самсоны.
- ^ Ротбард, Мюррей Н. (25 апреля 2012 г.). «Заговор равных» . Архивировано из оригинала 2 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Марешаль, Сильвен (1796). «Манифест равных» . Архивировано из оригинала 25 апреля 2006 г.
- ^ Абидор, Митчелл. «Манифест равных (перевод)» . Архивировано из оригинала 25 апреля 2006 г.
- ^ Стефани Роза (01 декабря 2011 г.). «Как революция трансформировала утопию: случай Гракха Бабефа» . Исторические анналы Французской революции (на французском языке) (366): 83–103. дои : 10.4000/ahrf.12219 . ISSN 0003-4436 . Проверено 10 мая 2017 г.
- ^ Маркс, Карл (1985). «Морализующая критика и критическая мораль…». О Французской революции . Париж: Социальное издательство. п. 91.
- ^ О'Каллаган, Эйнде (1996). «Двухсотлетие Бабефа: заговор или революционная партия?» . Международный социализм . 2 (72).
- ^ «Манифест равных», ll. 3-11.
- ^ «Манифест равных», ll. 21–23.
- ^ Буонарроти, Филипп (1957). Заговор равенства . Париж: Издания Sociales.
- ^ Прудон, Пьер-Жозеф (1840). Что такое собственность?, или Исследование принципов права и управления: Первые мемуары (на французском языке). Париж: Брокар.
- ^ Харпер, Дуглас. «коммунистический» . Интернет-словарь этимологии .