Jump to content

Шарлотта Корде

Шарлотта Корде
Шарлотта Корде, написанная по ее просьбе Жаном-Жаком Хауэром , за несколько часов до казни
Рожденный
Мария-Анна Шарлотта де Корде д’Армон

27 июля 1768 г.
Умер 17 июля 1793 г. ) ( 1793-07-17 ) ( 24 года
Причина смерти Казнь на гильотине
Известный Убийство Жан-Поля Марата
Родители
  • Жак Франсуа де Корде, лорд Армон
  • Шарлотта Мари Жаклин Готье де Месниваль
Подпись

Мария-Анна Шарлотта де Корде д'Армон (27 июля 1768 - 17 июля 1793), известная просто как Шарлотта Корде ( Французский: [kɔʁdɛ] ) — деятель Французской революции революционера , убивший и якобинцев лидера Жан-Поля Марата 13 июля 1793 года.

Родившийся в Нормандии в мелкой аристократической семье, Корде был жителем Кана и симпатизировал жирондистам , умеренной фракции французских революционеров, выступавших в оппозиции к якобинцам. Она считала Жан-Поля Марата ответственным за сентябрьскую резню 1792 года и, полагая, что революция находится под угрозой из-за более радикального курса якобинцев, решила убить Марата. [2]

13 июля 1793 года, приехав в Париж и получив аудиенцию у Марата, Корде смертельно ударил его ножом, когда он принимал лечебную ванну. Убийство Марата было увековечено в картине Смерть Марата» « Жака-Луи Давида . Корде был немедленно арестован, признан Революционным трибуналом виновным и 17 июля 1793 года, через четыре дня после смерти Марата, казнен на гильотине на Гревской площади . В 1847 году писатель Альфонс де Ламартин дал Корде посмертное прозвище l'ange de l'assassinat (Ангел убийства).

Биография

[ редактировать ]
Дом в Нормандии , где родился Корде.

в Сен-Сатюрнен-де-Линьри, деревушке в коммуне Экорш Родился ( Орн ), в Нормандии . [3] Шарлотта Корде была членом мелкой аристократической семьи. Она была потомком драматурга Пьера Корнеля в пятом поколении . Ее родители были двоюродными братьями. [4]

Когда Корде была маленькой девочкой, умерли ее старшая сестра и их мать Шарлотта Мари Жаклин Готье де Месниваль. Ее отец, Жак Франсуа де Корде, сеньор д'Армон (1737–1798), не в силах справиться с горем из-за их смерти, отправил Корде и ее младшую сестру в монастырь Abbaye aux Dames в Кане , где первый имел доступ к библиотеке аббатства и впервые столкнулся с сочинениями Плутарха , Руссо и Вольтера . [5] : 154–55  После 1791 года она жила в Кане со своей кузиной мадам Ле Кутелье де Бретвиль-Гувиль. У них сложились близкие отношения, и Корде была единственной наследницей поместья своего кузена. [5] : 157 

Внешность Корде описана в ее паспорте как «пять футов и один дюйм   … волосы и брови каштановые, глаза серые, лоб высокий, рот среднего размера, подбородок с ямочками и овальное лицо». [6]

Политическое влияние

[ редактировать ]
Шарлотта Корде в Кане в 1793 году, автор Тони Робер-Флёри.

После того, как революция еще больше радикализировалась и направилась к террору, Шарлотта Корде начала симпатизировать жирондистам . Она восхищалась их речами и полюбила многие группы жирондистов, с которыми познакомилась, живя в Кане. Она уважала политические принципы жирондистов и присоединилась к их мышлению. Она считала их движением, которое в конечном итоге спасет Францию. [7] Жирондисты представляли более умеренный подход к революции и, как и Корде, скептически относились к направлению революции. Они выступали против монтаньяров , которые выступали за более радикальный подход к революции, который включал крайнюю идею о том, что единственный способ, которым революция переживет вторжение и гражданскую войну, — это терроризировать и казнить тех, кто выступает против нее. [8] [ нужна страница ] Противодействие этому радикальному мышлению в сочетании с влиянием жирондистов в конечном итоге привело Корде к осуществлению своего плана по убийству одного из самых откровенных и популярных монтаньяровских радикалов, Жана-Поля Марата .

Действия Корде помогли реструктурировать частную и общественную роль женщины в обществе того времени. Идея о женщинах как о людях второго сорта или ниже была оспорена, и Корде считалась героем среди тех, кто был против учения Марата. Были предположения, что ее поступок спровоцировал запрет женских политических клубов и казни женщин-активисток, таких как жирондистка мадам Роланд . [9]

Влияние жирондистских идей на Корде очевидно в ее словах на суде: «Я убила одного человека, чтобы спасти сто тысяч». [10] По мере развития революции жирондисты становились все более противниками радикальных и жестоких предложений монтаньяров, таких как Марат и Робеспьер . Представление Корде о том, что она спасла сто тысяч жизней, перекликается с настроениями жирондистов, пытавшихся замедлить революцию и обратить вспять насилие, которое усилилось после сентябрьской резни 1792 года. [ нужна ссылка ]

Убийство Марата

[ редактировать ]

Жан-Поль Марат был членом радикальной якобинской фракции, игравшей ведущую роль во время правления террора . Как журналист, он пользовался властью и влиянием через свою газету L'Ami du peuple («Друг народа»). [11] Решение Корде убить Марата было вызвано не только ее отвращением к сентябрьской резне , за которую она считала Марата ответственным, но и ее страхом перед полномасштабной гражданской войной. [5] : 161  Она считала, что Марат угрожает республике и что его смерть положит конец насилию во всей стране. Она также считала, что короля Людовика XVI не следовало казнить. [5] : 160 

Смерть Марата Жака -Луи Давида (1793)

9 июля 1793 года Корде оставила свою кузину, взяв с собой копию « , » Плутарха Параллельных жизнеописаний и отправилась в Париж, где сняла комнату в отеле «Провиденс». [12] Она купила кухонный нож с лезвием длиной 5 дюймов (13 см). В течение следующих нескольких дней она написала свое Adresse aux Français amis des lois et de la paix («Обращение к французам, друзьям закона и мира»), чтобы объяснить свои мотивы убийства Марата. [13] [14]

Шарлотта Корде работы Поля-Жака-Эме Бодри ( ок. 1860 г. )

Первоначально Корде планировал убить Марата на глазах у всего Национального собрания . Она намеревалась ставить с него пример, но по приезде в Париж обнаружила, что Марат больше не посещает собрания, поскольку его здоровье ухудшается из-за кожного заболевания (возможно, герпетиформного дерматита ). Затем она была вынуждена изменить свой план. Она пошла в дом Марата перед полуднем 13 июля, заявив, что знает о запланированном восстании жирондистов в Кане ; ее отвергла Катрин Эврар, сестра Симонны, невесты Марата. [15]

Когда она вернулась в тот вечер, Марат принял ее. В то время большую часть своих дел он проводил в ванне из-за состояния кожи. Марат записал имена жирондистов, которые она ему дала; Затем она вытащила нож и вонзила его ему в грудь. Он крикнул: Aidez-moi, ma chère amie! («Помоги мне, мой дорогой друг!»), а затем умер. [16]

Этот момент увековечен Жака-Луи Давида картиной «Смерть Марата» . Другой ракурс культовой позы мертвого Марата в ванне представлен на картине Поля-Жака-Эме Бодри 1860 года «Шарлотта Корде» .

В ответ на предсмертный крик Марата в комнату ворвалась Симонна Эврар. К ней присоединился распространитель газеты Марата, захвативший Корде. Два соседа, военный хирург и дантист, пытались реанимировать Марата. Республиканские чиновники прибыли, чтобы допросить Корде и успокоить истеричную толпу, которая, казалось, была готова линчевать ее. [17]

Карикатура Джеймса Гилрея на суд над Корде , 1793 год.

Шарлотта Корде отправила своему отцу следующее прощальное письмо, которое было перехвачено и прочитано во время суда. Оно помогло установить, что убийство Марата было преднамеренным:

Прости меня, дорогой папа, за то, что я распорядился своим существованием без твоего разрешения. Я отомстил за многие невинные жертвы, я предотвратил множество других бедствий. Народ, однажды разочаровавшись, будет радоваться избавлению от тирана. Если я и пытался убедить вас, что проезжаю через Англию, то только потому, что надеялся сохранить это инкогнито, но я осознавал невозможность. Надеюсь, вы не будете мучиться. В любом случае, я считаю, что в Кане у вас будут защитники. В защитника я взял Гюстава Дульсе: такая атака не позволяет защититься, это для формы. Прощай, милый папаша, пожалуйста, забудь меня или, вернее, порадуйся судьбе моей, дело хорошее. Целую свою сестру, которую люблю всем сердцем, а также всех своих родителей. Не забудьте этот стих Корнеля:

Преступление – это позор, а не эшафот!
Завтра в восемь часов меня будут судить. Это 16 июля. [18]

Корде подвергся трем отдельным перекрестным допросам со стороны старших должностных лиц революционного правосудия, включая председателя Революционного трибунала и главного прокурора. Она подчеркнула, что является республиканкой и была таковой еще до революции, назвав идеалом ценности Древнего Рима. [19]

Целью допроса было установить, была ли она частью более широкого заговора жирондистов. Корде продолжал настаивать на том, что «я один придумал план и осуществил его». Она называла Марата «накопительем» и «монстром», которого уважали только в Париже. Свой смертельный удар по Марату она объяснила не заранее подготовленными тренировками, а удачей. [20]

Шарлотта Корде попросила Гюстава ле Дульсе , старого знакомого, защитить ее, но он не получил письмо, которое она написала ему вовремя, поэтому вместо него был назначен Клод Франсуа Шово-Лагард, чтобы помочь ей во время суда. [21] [22] Считается, что Антуан Кантен Фукье-Тенвиль добровольно задержал письмо. [2] однако говорят, что Корде подумал, что Ле Дульсе отказался защищать ее, и отправил ему последнее письмо с упреком непосредственно перед тем, как отправиться на эшафот. [23]

Исполнение

[ редактировать ]
Шарлотту Корде ведут на казнь, автор Артуро Микелена (1889). Надзиратель несет красную блузку Корде, а художник Хауэр стоит справа.

После вынесения приговора Корде спросила суд, можно ли нарисовать ее портрет, якобы чтобы запечатлеть ее истинную сущность. Она обратилась с просьбой: «Поскольку мне осталось жить еще несколько минут, могу ли я надеяться, граждане, что вы позволите мне нарисовать себя». [24] : 75  Получив разрешение, она выбрала в качестве художника офицера Национальной гвардии Жан-Жака Хауэра , который уже начал зарисовывать ее с галереи зала суда. Изображение Хауэра (см. выше) было завершено незадолго до того, как Корде вызвали к барабану, после того как она осмотрела его и предложила несколько изменений. [25]

После ее казни многие авторы описывали Корде как натуральную блондинку, в первую очередь благодаря этому портрету Хауэра. Возможно, чтобы создать впечатление, что она нашла время, чтобы привести себя в презентабельный вид и припудрить волосы перед убийством Марата, Хауэр покрасил волосы Корде в очень светлый оттенок. Несмотря на известность этого портрета, на многих других картинах (написанных как при жизни, так и посмертно) Корде изображена в ее истинной форме брюнетки, а в ее паспорте ее волосы описаны как « каштановые » ( châtains ), опровергая представление о том, что у Корде были светлые волосы. [26]

17 июля 1793 года, через четыре дня после убийства Марата, Корде был казнен на гильотине на Гревской площади в красной блузке, обозначающей осужденного предателя, убившего представителя народа. Стоя одна в корзине среди большой и любопытной толпы, она сохраняла спокойствие, хотя и промокла от внезапного летнего дождя. [27] Ее тело было похоронено на кладбище Мадлен . [ нужна ссылка ] Говорят, что ее череп был извлечен из могилы и в последующие годы передавался от человека к человеку. [28]

Последствия

[ редактировать ]

После обезглавливания Корде мужчина по имени Легро поднял ее голову из корзины и ударил ее по щеке. Шарль-Анри Сансон , палач, с негодованием отверг опубликованные сообщения о том, что Легро был одним из его помощников. Сансон заявил в своем дневнике, что Легро на самом деле был плотником, которого наняли для ремонта гильотины. [29] Свидетели сообщают о выражении «недвусмысленного негодования» на ее лице, когда ее ударили по щеке. Часто повторяемый анекдот позволил предположить, что жертвы гильотины на самом деле могут сохранять сознание на короткое время, в том числе Альбер Камю в его «Размышлениях о гильотине» («Говорят, отрубленная голова Шарлотты Корде покраснела под пощечиной палача "."). [30]

Это преступление против женщины, казненной несколькими минутами ранее, было сочтено неприемлемым, и Легро был заключен в тюрьму на три месяца из-за своей вспышки гнева. [31] [ нужна страница ]

ли она Лидеры якобинцев приказали провести вскрытие ее тела сразу после ее смерти, чтобы проверить, девственница . Они считали, что с ее постелью делил мужчина и что у нее были планы убийства. К их ужасу, ненаучный тест на девственность убедил их, что она девственница. [32]

Прямые последствия ее преступления оказались противоположными тем, которых она ожидала: убийство не остановило ни якобинцев, ни усилившийся после убийства террор. [2] Также Марат стал мучеником, его бюст заменил религиозную статую на улице Оур , а в честь Марата был изменен ряд топонимов. [33]

Поступок Корде изменил представление о том, на что способна женщина, и для тех, кто не избегал ее за ее поступок, она была героиней. Андре Шенье , например, написал стихотворение в честь Корде. Это подчеркнуло «мужественность», которой обладала Корде во время революции. [24] : 75–76 

Французский (Оригинал) Английский (Перевод)
Только добродетель свободна. Честь нашей истории,

Наш бессмертный стыд живет там с твоей славой,

Только ты был человеком и мстил за людей.

А мы, подлые скопцы, трусливое бездушное стадо,

Мы умеем повторять некоторые женские жалобы,

Но железо будет тяжелым бременем для наших слабых рук.

Только добродетель свободна. Честь нашей истории,

Наш бессмертный позор живет там с твоей славой,

Только ты был человеком и отомстил за людей.

А мы, подлые евнухи, трусливое стадо без души,

Мы знаем, как повторить несколько жалоб женщины,

Но железо будет тяжелым в наших слабых руках.

Революция и женщины

[ редактировать ]

Убийство Корде Марата считалось гнусным, «типично мужским заявлением», и эта реакция показала, что независимо от того, одобрял ли кто-то то, что она сделала, ясно, что убийство Марата изменило политическую роль и положение женщин во время французской революции. Революция. [34] Корде была удивлена ​​реакцией женщин-революционеров, заявив: «Поскольку я была по-настоящему спокойна, я пострадала от криков нескольких женщин. Но спасти свою страну — значит не замечать, чего это стоит». [35]

После того, как Корде убила Марата, большинство женщин дистанцировались от нее, поскольку считали, что то, что она сделала, вызовет реакцию против развивающегося феминистского движения, которое уже подвергалось критике. Кроме того, многие из этих женщин были привязаны к Марату, поскольку поддерживали его революционные усилия и симпатизировали ему как граждане Франции. [ нужна ссылка ]

Культурные ссылки

[ редактировать ]
  • Ее имя носят несколько улиц во Франции, в том числе улица Шарлотты Корде в городах Аржантан , Версон и Вимутье ; Авеню Шарлотты Корде в Кане ; и площадь Шарлотты Корде в Эмеренвилле , восточном пригороде Парижа.
  • Американский драматург Сара Погсон Смит увековечила память Корде в своей стихотворной драме 1807 года «Женщина-энтузиастка: трагедия в пяти действиях» . [36]
  • Перси Биши Шелли написал о ней в своих «Посмертных фрагментах Маргарет Николсон» (1810). [37]
  • Альфонс де Ламартин посвятил ей книгу из серии «История жирондистов» (1847), в которой дал ей теперь известное прозвище: « l'ange de l'assassinat » (ангел убийства). [38]
  • Французский драматург Франсуа Понсар написал пьесу « Шарлотта Корде» , премьера которой состоялась в Театре Франсэ в марте 1850 года. [39]
  • В романе 1862 года «Отверженные » Комбефер сравнивает казнь Анжольраса Ле Кабюка с убийством Корде Марата, называя это «освободительным убийством». [40]
  • Harper's Weekly упомянул Корде в своем выпуске от 29 апреля 1865 года в серии статей, анализирующих убийство Авраама Линкольна , как «одного убийцу, которого история упоминает с терпимостью и даже аплодисментами», но далее приходит к выводу, что ее убийство Марата было ошибка в том, что она стала жертвой Марата, вместо того, чтобы спасти или помочь его жертвам. [41]
  • В конце третьего акта, перед тем как отправиться убивать царя, героиня одноименной Оскара Уайльда пьесы Вера; или «Нигилисты» (1880) восклицают: «Дух Шарлотты Корде теперь вошел в мою душу». [42]
  • В 1894 году Кирл Беллью написал пьесу в четырех действиях, подробно описывающую убийство, под названием « Шарлотта Корде» , взяв на себя роль Марата, а его действующая партнерша Кора Уркарт Браун-Поттер сыграла Шарлотту Корде. [43]
  • В романе 1903 года «Ребекка с фермы Саннибрук » юная Ребекка воспроизводит сцену Шарлотты Корде в тюрьме, где ее друзья играют роль мафии. [44]
  • В немецком немом фильме 1919 года «Шарлотта Корде» сыграла Лия Мара главную роль. [ нужна ссылка ]
  • Дриё Ла-Рошель написал пьесу в трёх действиях под названием «Шарлотта Корде» в 1939 году. Её ставили на юге Франции во время Второй мировой войны . Корде изображен как пылкий республиканец, который надеется, что устранение Марата спасет революцию и предотвратит ее перерождение в тиранию. [45]
  • В произведении Питера Вайса 1963 года «Марат/Сад» убийство Марата представлено как пьеса, написанная маркизом де Садом и предназначенная для публики обитателями приюта в Шарантоне . [ нужна ссылка ]
  • Итальянский композитор Лоренцо Ферреро написал оперу в трех действиях «Шарлотта Корде » к 200-летию Французской революции , отмечавшейся в 1989 году. [ нужна ссылка ]
  • Корде — персонаж романа Кэтрин Невилл 1988 года «Восемь» . В романе Марата убивает не Корде, а бывшая монахиня по имени Мирей. Корде принимает на себя вину и казнена за преступление, чтобы Мирей могла продолжить поиски загадочной и могущественной шахматной службы Монглан. [ нужна ссылка ]
  • В романе актера Герберта Лома 1993 года «Доктор Гильотина» Корде изображен как главный герой истории, действие которой происходит во времена правления террора. [46]
  • Британский певец и автор песен Эл Стюарт включил песню о Корде, написанную в соавторстве с Тори Амос, в свой альбом «Famous Last Words» (1993). [47]
  • Шарлотта ненадолго, но значимо появляется в Кане в фильме Сюзанны Аллейн «Отдых намного лучше» (2010), переосмыслении « Повести о двух городах» . [48]
  • В серию графических романов L'Ordre Du Chaos входит целая книга, посвященная Шарлотте Корде и Марату (2014). [49]
  • Корде — центральный персонаж пьесы Лорен Гандерсон 2017 года «Революционисты» , комедийного квартета о четырёх француженках во времена правления террора. [50]
  • Кордей появляется в мобильной видеоигре Fate/Grand Order как игровой слуга классов «Убийца» и «Кастер», которого должен вызвать игрок. [51]
  • Корде послужила источником вдохновения для создания повторяющегося персонажа Шарлотты Колд, просто Шарлотты из Samurai Shodown серии файтингов . В игре ее персонаж — великолепная блондинка-французская воительница в доспехах, владеющая фехтовальной саблей . [52]
  • Раскрытие убийства Марата — миссия в видеоигре Assassin’s Creed Unity . Корде является одним из подозреваемых и признается в убийстве. [ нужна ссылка ]
  1. ^ «Место рождения Шарлотты Корде, известное как Ferme du Ronceray или Linnerits aux Champeaux — PA00110767» . Monumentum.fr .
  2. ^ Jump up to: а б с «Процесс Шарлотты Корде» . Министерство юстиции Франции . 23 августа 2011 года . Проверено 5 августа 2018 г.
  3. ^ «Документ о крещении Шарлотты Корде» . Архивы и культурное наследие Орна . 1768. с. 36 . Проверено 5 апреля 2022 г.
  4. ^ «Шарлотта Корде», Энциклопедия (на французском языке), FR: Larousse, заархивировано из оригинала 21 июля 2011 г. , получено 8 июня 2010 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д Уизем, Джон Миллс (1968), Мужчины и женщины Французской революции , Фрипорт, Нью-Йорк: Книги для библиотек Press
  6. ^ Кабанес, Огюстен (1898). Любопытные обходные пути истории: медико-исторические исследования и наблюдения . К. Кэррингтон. п. 352 . Паспорт Шарлотты Корде.
  7. ^ Шер, Мари (1929). Шарлотта Корде и некоторые люди революционных мучений . Нью-Йорк: Д. Эпплтон и компания. п. 70. ИСБН  1-4366-8354-8 .
  8. ^ Андресс, Дэвид (2005). Террор . Великобритания: Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN  978-0-374-53073-0 .
  9. ^ Элизабет, Киндлбергер (1994). Шарлотта Корде в тексте и изображении: пример Французской революции и женской истории . Издательство Университета Дьюка. п. 973.
  10. ^ Клиффорд, Джон Герберт (1907). Стандартная история мира . Корпорация университетского общества. п. 3382.
  11. ^ Шама 2005, с. 445.
  12. ^ Отель находился на улице Вье-Огюстен, 19, ныне улица д'Аргу.
  13. ^ Кобб, Ричард (1988) Французская революция. Голоса важной эпохи . Издательство Гильдии. п. 192; ISBN   978-0671699253
  14. ^ Марк, Харрисон В. «Убийство Марата» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 13 июля 2024 г.
  15. ^ Шама 2005, с. 735.
  16. ^ Шама 2005, с. 736.
  17. ^ Шама 2005, с. 737.
  18. ^ Прости меня, дорогой отец, за то, что я распорядился своим существованием без твоего разрешения. Я отомстил за многие невинные жертвы, я предотвратил множество других бедствий. Народ, однажды разочаровавшись, будет радоваться избавлению от тирана. Если я и пытался убедить вас, что еду через Англию, то потому, что надеялся остаться инкогнито, но сознавал невозможность этого. Надеюсь, вы не будете мучиться. В любом случае, я считаю, что в Кане у вас будут защитники. Я взял себе в защитники Гюстава Дульсе: такая атака не допускает никакой защиты, она лишь формальная. Прощай, мой дорогой отец, я прошу тебя забыть меня, вернее, порадоваться судьбе моей, дело прекрасное. Целую свою сестру, которую люблю всем сердцем, а также всех своих родителей. Не забудьте этот стих Корнеля:
    Преступление приносит позор, а не эшафот!
    Завтра в восемь часов меня будут судить. Это 16 июля.
  19. ^ Кобб, Ричард (1988). Французская революция. Голоса знаменательной эпохи: 1789–1795 , Издательство «Гильдия». стр. 192–193. ISBN   978-0671699253
  20. ^ Шама 2005, стр. 736–737.
  21. ^ «13 июля 1793 года: Шарлотта Корде убивает гражданина Марата в его ванне» . Ле Фигаро . 12 июля 2018 г. . Проверено 6 августа 2018 г.
  22. ^ Дюбуа, Луи (1838). Шарлотта де Корде: историческое эссе, наконец предлагающее достоверные подробности о личности и нападении этой героини . Исторический книжный магазин революции. п. 141 . Шарлотта Корде + Лагард.
  23. ^ «Понтекулан, Луи Гюстав ле Дульсе, граф» . Британская энциклопедия . Полет. 22 (11-е изд.). 1911.
  24. ^ Jump up to: а б Томас, Шанталь (1989). «Героизм в женственности: примеры Шарлотты Корде и мадам Ролан». Восемнадцатый век: теория и интерпретация . 30 (2). Издательство Пенсильванского университета: 67–82. JSTOR   42705725 .
  25. ^ Шама 2005, стр. 740–741.
  26. ^ Гелбарт, Нина Раттнер (2004). «Блондинка Шарлотты Корде». Исследования восемнадцатого века . 38 (1): 201–221. дои : 10.1353/ecs.2004.0058 . JSTOR   30053636 . S2CID   162354712 .
  27. ^ Шама 2005, с. 741.
  28. ^ «Голова Шарлотты Корде и рассказы о том, что произошло» . geriwalton.com . 27 июля 2018 года . Проверено 19 декабря 2020 г.
  29. ^ Французская революция глазами ее палача: Журнал Шарля-Анри Сансона , Документы (на французском языке), Моник Лебайи, предисловие, Le Cherche Midi, 2007, стр. 65, ISBN  978-2-7491-0930-5 {{citation}}: CS1 maint: others (link); то же самое , Griffures, Париж: Éditions de l'Instant, 1988, ISBN  978-2-86929-128-7
  30. ^ Кестлер, Артур и Камю, Альберт (2002) Размышления о смертной казни . Кальманн-Леви, с. 139. ISBN   978-2070418466
  31. ^ Минье, Франсуа (1824). История Французской революции с 1789 по 1814 годы .
  32. ^ Кораццо, Нина; Монфор, Кэтрин Р. (1994), «Шарлотта Корде: женщина-человек», в Монфор, Кэтрин Р. (редактор), Грамотные женщины и Французская революция 1789 года , Бирмингем, Алабама: Summa Publications, стр. 45
  33. ^ Шама 2005, с. 745.
  34. ^ Киндлбергер, Элизабет (1994). Шарлотта Корде в тексте и изображении: пример Французской революции и женской истории . Издательство Университета Дьюка. стр. 969–999.
  35. ^ Господин Шерон де Вилье (1865 г.). «Шарлотта Корде» . Современный обзор . Полет. 79. Париж. п. 618. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  36. ^ Харрис, Шэрон М., изд. (2003). Женские ранние американские исторические рассказы . Издательская группа «Пингвин». п. 136. ИСБН  978-1440626593 . Проверено 11 июля 2018 г.
  37. ^ Шелли, Перси Биши; Хогг, Томас Джефферсон (1810). Посмертные фрагменты Маргарет Николсон; Это стихи, найденные среди бумаг той известной женщины, которая покушалась на жизнь короля в 1786 году . Оксфорд, Великобритания: Дж. Мандей. стр. 11–17 .
  38. ^ Ламартин, Альфонс (1995). История Шарлотты Корде: Книга истории жирондистов на ( французском языке). Издания Champ Vallon. п. 13. ISBN  978-2876732025 . Проверено 11 июля 2018 г.
  39. ^ Понсар, Франсуа (1867). Кассаль, К. (ред.). Шарлотта Корде: Трагедия . Трюбнер и компания. п. 7 . Проверено 11 июля 2018 г.
  40. ^ Хьюго, Виктор (1987). Отверженные . Перевод Ли Фанестока и Нормана Макафи. Печатка Классика. п. 1175. ИСБН  978-0-451-41943-9 .
  41. ^ Harper's Weekly: Том 9 за 1865 год . Журнальная компания Харпера. 1865. с. 278.
  42. ^ Уайльд, Оскар (1907). Сочинения Оскара Уайльда: Саломея; Герцогиня Падуанская; Вера, или Нигилисты . Келлер-Фермер. п. 400 . Проверено 11 июля 2018 г.
  43. ^ Беллью, Кирл (1912). Короткие рассказы . Шекспир Пресс. п. 138 . Проверено 3 марта 2019 г.
  44. ^ Виггинс, Кейт Дуглас (1903). Ребекка с фермы Саннибрук (издание Golden Illustrated). п. 62.
  45. ^ «Шарлотта Корде (1942)» (PDF) . Архивы Дриё Ла-Рошель (на французском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 13 сентября 2016 года . Проверено 11 июля 2018 г.
  46. ^ Лом, Герберт (1993). Доктор Гильотина: эксцентричные подвиги раннего ученого . Трафальгарская площадь. ISBN  978-1856191111 .
  47. ^ Шарлотта Корде в AllMusic
  48. ^ Экфорд, Тереза ​​(август 2000 г.). «Отдых намного лучше», Сюзанна Аллейн . Обзор исторических романов . Проверено 11 июля 2018 г.
  49. ^ Перес, Дамиан; Риком, Софи; Александр, Алексис (2014), Орден Хаоса (на французском языке), том. IV. Шарлотта Корде, Делькур, ISBN  978-2756024820
  50. ^ «Революционеры» . Новая игровая биржа . Проверено 11 июля 2018 г.
  51. ^ «В список вызова друзей добавлено 7 новых слуг!» Официальный сайт Fate/Grand Order (на японском языке) . Проверено 5 ноября 2022 г. .
  52. ^ «Настоящие революционеры, стоящие за Шарлоттой из Samurai Shodown» . Thrillingtalesofoldvideogames.com .

Атрибуция

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Монфор, Кэтрин Р. «В защиту: письма Шарлотты Корде из тюрьмы». Исследования Вольтера и восемнадцатого века 329 (1995): 235–247.
  • Алстайн, фургон РК (2008), Шарлотта Корде , Kellock Robertson Press, ISBN  978-1-4097-9658-9 .
  • Кораццо, Нина и Кэтрин Р. Монфор (1994), «Шарлотта Корде: женщина-человек», в Монфоре, Кэтрин Р. (редактор), Грамотные женщины и Французская революция 1789 года , Бирмингем, Алабама: Umma Publications {{citation}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) .
  • Корде, Шарлотта, L'Addresse aux Français amis des lois et de la paix [ Обращение к французским друзьям Закона и Мира ], заархивировано из оригинала 5 августа 2018 года , получено 5 августа 2018 года .
  • Франклин, Чарльз (1967), Женщина в футляре , Нью-Йорк: Таплингер .
  • Маргарет Л. Голдсмит (1935), Семь женщин против мира , Лондон: Метуэн .
  • Гутвирт, Мэделин (1992), Сумерки богинь; Женщины и представительство в эпоху французской революции , Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса .
  • Киндлбергер, Элизабет Р. (1994), «Шарлотта Корде в тексте и изображении: пример Французской революции и женской истории», French Historical Studies , vol. 18, стр. 969–99 .
  • Стэнли Лумис (1964), Париж в ужасе , Дж. Б. Липпинкотт .
  • Мазо, Гийом (2009), Купальня истории. Шарлотта Корде и нападение на Марата (1793–2009) , Шам Валлон: Сейсель .
  • ———— (2009), Корде против Марата. Два столетия изображений , Версаль: Artlys .
  • ———— (2006), Шарлотта Корде в 30 вопросах , La Crèche, Geste éditions .
  • Аутрам, Доринда (1989), Тело и французская революция: пол, класс и политическая культура , Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета .
  • Саймон Шама ; Джон Ливси (2005), Граждане: Хроники Французской революции , Лондон: Королевский национальный институт слепых, ISBN  0-670-81012-6
  • Сокольникова, Галина (1932), Девять женщин, нарисованных из эпохи Французской революции , пер. ХК Стивенс, Кейп, Нью-Йорк {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) .
  • Уизем, Джон Миллс (1968), Мужчины и женщины Французской революции , Фрипорт, Нью-Йорк: Книги для библиотек Press .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 85de299c5376736697af3ea4024459f9__1722282600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/85/f9/85de299c5376736697af3ea4024459f9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Charlotte Corday - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)