Мадам Роланд
Мари-Жанна «Манон» Ролан де ла Платьер ( Париж , 17 марта 1754 – Париж, 8 ноября 1793), урожденная Мари-Жанна Флипон , наиболее известная под именем мадам Роланд. [примечание 1] был французским революционером, салоньером и писателем. Ее письма и мемуары прославились тем, что запечатлели душевное состояние, обусловившее события, приведшие к революции.
С юных лет Роланд интересовался философией и политической теорией и изучал широкий круг писателей и мыслителей. В то же время она осознавала, что как женщине ей суждено играть в обществе иную роль, чем мужчине. [1] [2] Выйдя замуж за экономиста Жана-Мари Ролана де ла Платьера , она действительно создала с ним команду мужа и жены , благодаря которой можно было использовать ее блестящий ум для публичной политики, которая была мужским делом.
Она переехала из Парижа в Лион, где поначалу вела со своим мужем тихую и ничем не примечательную жизнь провинциальной интеллигентки. Она стала активно участвовать в политике, когда в 1789 году разразилась Французская революция. Первые годы революции она провела в Лионе , где ее муж был избран в городской совет. За этот период она развила сеть контактов с политиками и журналистами. Ее отчеты о событиях в Лионе в письмах людям из ее сети были опубликованы в национальных революционных газетах.
В 1791 году пара поселилась в Париже, где мадам Ролан вскоре зарекомендовала себя как ведущая фигура в политической группе жирондистов , одной из наиболее умеренных революционных фракций. Она была известна своим умом, проницательным политическим анализом и упорством, а также была хорошим лоббистом и переговорщиком. Салон , который она устраивала у себя дома несколько раз в неделю, был важным местом встреч политиков. Однако она также была убеждена в своем интеллектуальном и моральном превосходстве и оттолкнула таких важных политических лидеров, как Робеспьер и Дантон .
В отличие от революционерок-феминисток Олимпии де Гуж и Этты Пальм , мадам Роланд не была защитницей политических прав женщин. Она согласилась с тем, что женщины должны играть очень скромную роль в общественной и политической жизни. Даже при ее жизни многим было трудно совместить эту позицию с ее активным участием в политике и ее важной ролью среди жирондистов.
Когда в 1792 году ее муж неожиданно стал министром внутренних дел, ее политическое влияние выросло. Она контролировала содержание министерских писем, меморандумов и речей, участвовала в принятии решений о политических назначениях и возглавляла бюро, созданное для влияния на общественное мнение во Франции. Ей одновременно восхищались, ругали и особенно ненавидели санкюлоты парижские . Публицисты Марат и Эбер вели клеветническую кампанию против мадам Ролан в рамках борьбы за власть между жирондистами и более радикальными якобинцами и монтаньярами . В июне 1793 года она была первой жирондисткой, арестованной во время террора и была казнена на гильотине через несколько месяцев .
Мадам Ролан написала свои мемуары, находясь в заключении, за несколько месяцев до казни. Они, как и ее письма, являются ценным источником информации о первых годах Французской революции.
Ранние годы
[ редактировать ]Детство
[ редактировать ]
Мари-Жанна Флипон, известная как Манон. [примечание 2] была дочерью Пьера Гатьена Флипона, гравера , и Маргариты Бимон, дочери галантерейщика . У ее отца был успешный бизнес, и семья жила в комфортных условиях на набережной часов в Париже. [3] .Она была единственным выжившим ребенком пары; шесть братьев и сестер умерли, когда были молоды. Первые два года своей жизни она жила с кормилицей в Арпажоне , небольшом городке к юго-востоку от Парижа. [4]
Манон научилась читать в пятилетнем возрасте, и во время уроков катехизиса местные священники заметили, что она очень умна. Поэтому, а также поскольку она была единственным ребенком, она получила больше образования, чем было принято для девушки ее социального происхождения в то время; однако оно по-прежнему не соответствовало уровню образования, которое мог бы получить мальчик. Учителя приезжали в семейный дом для изучения таких предметов, как каллиграфия , история, география и музыка. Отец преподавал ей рисование и историю искусств, дядя, который был священником, давал ей несколько уроков латыни, а бабушка, бывшая гувернанткой, занималась орфографией и грамматикой. Кроме того, она научилась у матери вести домашнее хозяйство. [5]
В детстве она была очень религиозной. По собственному желанию она год жила в монастыре, чтобы подготовиться к первому причастию , когда ей было одиннадцать лет. Лишь несколько лет спустя она начала подвергать сомнению доктрины Римско-католической церкви . Хотя в конце концов она и отвернулась от церкви, она всю жизнь продолжала верить в существование Бога, бессмертие души и нравственную обязанность творить добро. Ее идеи очень близки деизму . [6]
Мастерская ее отца была пристроена к семейному дому, и его ученики-подростки были частью домашнего хозяйства. В детстве она подверглась сексуальным домогательствам со стороны одного из учеников, который пытался заставить ее ласкать его, что ее очень напугало. Она рассказала матери об инциденте, и с этого момента за взаимодействием между Манон и учениками стали наблюдать более внимательно. [7]
Учусь и пишу
[ редактировать ]Вернувшись домой из монастыря, она не получила никакого дополнительного формального образования, но продолжала читать и учиться; она была в основном самоучкой . Она читала книги по всем предметам: истории, математике, сельскому хозяйству и праву. У нее появилась страсть к классике; как и многие ее современницы, она была вдохновлена биографиями знаменитых греков и римлян в Плутарха «Vitae Parallelae » ( «Параллельные жизни ») . [8]
Представления Манон Флипон об общественных отношениях во Франции сформировались, среди прочего, во время посещения знакомых ее бабушки при Версальском дворе . Ее не впечатляло корыстное поведение аристократов, с которыми она встречалась. Она нашла примечательным, что людям предоставлялись привилегии в силу их происхождения, а не по заслугам. Она погрузилась в философию, особенно в произведения Жан-Жака Руссо ; его демократические идеи сильно повлияли на ее взгляды на политику и социальную справедливость. Руссо был для нее очень важен и в других областях. Позже она сказала, что его книги показали ей, как вести счастливую и полноценную жизнь. На протяжении всей своей жизни она регулярно перечитывала «Жюли, или Новая Элоиза» Руссо и использовала их как источник вдохновения. [9]
Она была недовольна возможностями, доступными ей как женщине, и писала друзьям, что предпочла бы жить во времена Римской империи. Какое-то время она всерьез подумывала о том, чтобы взять на себя дело отца. Она переписывалась с рядом эрудированных мужчин старшего возраста — в основном клиентов ее отца, — которые выступали в качестве интеллектуальных наставников. Она сама начала писать философские эссе, которые распространяла в рукописном виде среди своих друзей под названием Oeuvre des loisirs («работа для отдыха»). В 1777 году она приняла участие в конкурсе сочинений на тему «Как образование женщин может помочь сделать мужчин лучше». Ее эссе не получило премии. [10]
До революции
[ редактировать ]Свадьба
[ редактировать ]В социальной среде филипонов браки обычно заключались по договоренности; для такой молодой женщины, как Манон Флипон, единственного ребенка довольно обеспеченных родителей, было необычно не выйти замуж к двадцати годам. Она получила как минимум десять предложений руки и сердца, но все их отвергла. У нее был краткий роман с писателем Пэном де ла Бланшери , закончившийся для нее болезненным разочарованием. Друг ее отца, вдовец 56 лет, с которым она переписывалась по философским вопросам, попросил ее переехать к нему и пожить в его поместье, чтобы они могли вместе изучать философию. Она намекнула ему, что могла бы подумать о платоническом браке, но ничего подобного не произошло. [11]

В 1776 году Манон Флипон познакомилась с Жаном-Мари Роланом де ла Платьером , который был на двадцать лет старше ее. [примечание 3] Он был инспектором мануфактур в Пикардии и в качестве такового отвечал за контроль качества продукции местных производителей и мастеров. Он был специалистом в области производства, торгово-экономической политики, особенно текстильной промышленности . Он был умен, начитан и много путешествовал, но также был известен как трудный человек: неохотно принимал во внимание любое мнение, кроме своего собственного, и легко раздражался. Из-за этого ему часто не удавалось провести экономические реформы, которые он выступал, и его карьера не была такой успешной, как он считал, что заслуживал. [12]
Семья Роландов когда-то принадлежала к низшему дворянству, но к концу 18 века уже не имела титула. Существовала явная разница в социальном статусе по сравнению с семьей ремесленников и лавочников Манон Флипон. Это была причина, по которой она отказалась от первого предложения руки и сердца Роланда в 1778 году. Год спустя она все же согласилась. Планы свадьбы изначально держались в секрете, поскольку Роланд ожидал возражений со стороны своей семьи. По меркам того времени это был мезальянс : брак считался нецелесообразным из-за большой разницы в социальном статусе супругов. [13]
Они поженились в феврале 1780 года и сначала жили в Париже, где Роланд работал в Министерстве внутренних дел. С самого начала мадам Ролан помогала мужу в работе, выступая более или менее в роли его секретаря. В свободное время она посещала лекции по естествознанию в Ботаническом саду Парижа . Здесь она познакомилась с Луи-Огюстеном Боском д'Антиком , естествоиспытателем , который оставался ее близким другом до самой смерти. [14] К этому же времени относится и ее дружба с Франсуа Ксавье Лантенасом, впоследствии парламентарием. [15]
Амьен и Лион
[ редактировать ]
После года проживания в Париже пара переехала в Амьен . Их единственный ребенок Юдора родился там в 1781 году. Необычно для того времени — но вполне соответствовало теориям Руссо — мадам Ролан кормила дочь грудью сама, вместо того, чтобы нанять кормилицу. Она написала особенно подробный и откровенный отчет о родах и проблемах с грудным вскармливанием и является одной из первых женщин того времени, открыто написавших о таких вопросах. Отчет был опубликован после ее смерти. [16]
Пара жила в Амьене очень тихой жизнью и имела мало социальных контактов. В Париже мадам Ролан уже поддерживала мужа в его работе, и теперь их сотрудничество получило дальнейшее развитие. Поначалу она в основном занималась копированием текстов и помощью в его исследованиях; ее роль была явно подчиненной. В своих мемуарах она вспоминает эту ситуацию с некоторой обидой, но из ее писем того периода не видно, что она тогда возражала. Ее участие постепенно увеличивалось; она начала редактировать и изменять текст и в конечном итоге сама написала основные разделы. Ее муж, видимо, изначально не осознавал, что некоторые тексты принадлежат ей, а не ему. За несколько лет она стала лучшим писателем, что также признал Жан-Мари Ролан. В конце концов он полностью принял ее как свою интеллектуальную равную, и между ними возникло равноправное партнерство. [17] [18]
В 1784 году мадам Ролан посетила Париж на несколько недель, чтобы получить звание пэра для своего мужа. Финансовые привилегии, связанные со званием, позволили бы ему бросить работу инспектора и полностью сосредоточиться на писательстве и исследованиях. Она обнаружила, что у нее есть талант лоббировать и вести переговоры. Звание пэра не было реализовано: за свою профессиональную жизнь ее муж слишком часто вызывал недовольство своего начальства. Ей удалось добиться для него места в Лионе , которое было менее требовательным, чем его должность в Амьене, и лучше оплачивалось. [19] Перед переездом в Лион пара посетила Англию, где мадам Роланд присутствовала на дебатах в Палате общин между легендарными политическими оппонентами Уильямом Питтом Младшим и Чарльзом Джеймсом Фоксом .
Хотя официальным местом работы Роланда был Лион, семья обычно жила в Вильфранш-сюр-Сон , примерно в тридцати километрах к северу от Лиона. Мадам Ролан сосредоточилась на образовании своей дочери Юдоры, которая, к ее большому разочарованию, оказалась менее заинтересованной в книгах и приобретении знаний, чем она сама в этом возрасте. В последующие годы она время от времени в письмах друзьям (и в своих мемуарах) продолжала называть дочь «медлительной» и сетовать на то, что у ее ребенка такой дурной вкус. [20] Вместе со своим мужем она работала над энциклопедией — Dictionnaire des Arts et Métiers , продолжением энциклопедии Дидро методической и Даламбера , посвященной торговле и промышленности. [21] В 1787 году супруги совершили путешествие в Швейцарию, где по просьбе мадам Ролан посетили также места, сыгравшие роль в жизни Руссо. [22]
Революция
[ редактировать ]Издалека: 1789–1791 гг.
[ редактировать ]По всей Франции, и особенно в Париже, нарастали протесты против социальных, экономических и политических условий. Роланды во многих отношениях были представителями растущей революционной элиты. Они получили свое социальное положение благодаря труду, а не благодаря рождению, и возмущались версальским двором с его коррупцией и привилегиями. Они сознательно выбрали достаточно трезвый, пуританский образ жизни. Они выступали за либеральную экономику и отмену старых правил, а также выступали за помощь бедным. [23] Франции Когда в 1789 году были созваны Генеральные штаты , мадам Ролан и ее муж участвовали в составлении местного Cahier de Doléances — документа, в котором граждане Лиона могли выразить свое недовольство политической и экономической системой. [24] Политика не играла большой роли в переписке мадам Ролан до 1789 года, но в течение этого года она все больше и больше увлекалась политическими событиями.
После штурма Бастилии 14 июля 1789 года ее мышление быстро радикализировалось, а тон и содержание ее писем полностью изменились. [25] Она больше не была заинтересована в социальных реформах, но выступала за революцию. Институты старого режима больше не были для нее приемлемы; теперь, когда народ взял на себя суверенитет, необходимо было разработать совершенно новую форму правления. В отличие от многих других революционеров, она быстро выступила за установление республики . В своем политическом мышлении мадам Ролан в тот момент была непримиримо радикальной. Она не была склонна идти на компромисс ни в чем; для достижения своих революционных идеалов она сочла приемлемым применение силы и даже гражданскую войну. [26]
В течение первых восемнадцати месяцев Французской революции Роланды базировались в Лионе, хотя часть времени они все еще жили в Вильфранше. Мадам Ролан вскоре убедилась, что готовится контрреволюция. Своими письмами она пыталась мобилизовать друзей, не стесняясь распространять необоснованные слухи о событиях и о людях, с которыми она не согласна. [27] Тем временем в Лионе стало общеизвестно, что Роланы симпатизировали революционерам и поддерживали создание радикальных политических клубов. За это их ненавидели представители старой элиты. Она была счастлива, когда 7 февраля 1790 года в Лионе вспыхнуло восстание, приведшее к свержению городского совета и увеличению числа мужчин, имеющих право голоса. [ нужна ссылка ]
Мадам Ролан публично не принимала участия в политических дискуссиях, но все же сумела в этот период обрести политическое влияние. Она переписывалась с сетью публицистов и политиков, включая парижского журналиста Жака Пьера Бриссо , будущего лидера жирондистов , и адвоката Жана-Анри Банкаля д'Иссара . В своих письмах она описывала и анализировала события в Лионе. По крайней мере пять раз Бриссо публиковал отрывки из ее писем в виде статей в своей газете Le Patriote Francaise , так что ее мнение обсуждалось за пределами Лиона. Люк-Антуан де Шампанье сделал то же самое в своей газете Le Courier de Lyon . Она была одной из немногих женщин-корреспондентов революционной прессы. Поскольку ее статьи были опубликованы не под ее собственным именем, а анонимно или как «женщина с юга», невозможно с уверенностью определить, сколько статей, написанных мадам Роланд, появилось в прессе. [28]
Активист и салоньер
[ редактировать ]В 1790 году Жан-Мари Ролан был избран в городской совет Лиона, где выступал за умеренное революционное управление. Роланы теперь поселились в Лионе, но, чтобы получить деньги на революционные реформы, в 1791 году они уехали в Париж, где должно было остаться ненадолго.

Госпожа Ролан вскоре стала известной фигурой в политических кругах Парижа, особенно благодаря Бриссо, который везде ее представлял. Как всегда, она работала вместе со своим мужем, хотя рутинную работу по копированию и редактированию теперь выполняла ассистентка Софи Граншан. Мадам Ролан написала большую часть официальных писем мужа и сожалела, что не может сама пойти в новое Национальное собрание, чтобы отстаивать позицию Лиона: женщин допускали только на публичную галерею. Когда она наблюдала за дебатами из галереи, ее раздражало то, что консерваторы были намного лучше и красноречивее в дебатах, чем революционеры, которых она считала идеологически превосходящими. Вне собрания она активно выступала в качестве лоббиста. Вместе с Роландом она была постоянной посетительницей якобинского клуба (здесь женщинам тоже был разрешен доступ только к публичной галерее). [29] [30]
С апреля 1791 года она салон несколько раз в неделю устраивала у себя дома , который посещали республиканцы из буржуазных кругов. Среди посетителей были Максимилиан де Робеспьер и американский революционер Томас Пейн . [31] По словам мадам Ролан: «Он мало говорил, много хихикал, высказывал несколько сарказмов и никогда не высказывал своего мнения». Наконец она порвала с ним. [32]
Во время этих мероприятий мадам Ролан всегда сидела за столом у окна, читала, писала письма или занималась рукоделием . Она никогда не вмешивалась в разговоры, происходящие вокруг нее, но внимательно слушала. Ее значительное политическое влияние оказывалось не путем участия в публичных дебатах (что она считала неприличным для женщины), а через письма и личные беседы. Она была известна своим острым политическим анализом и идеологической стойкостью и была широко признана одним из самых важных людей в группе вокруг Бриссо. К ней всегда обращались за советом по политической стратегии, и она вносила свой вклад в содержание писем, парламентских законопроектов и речей. Современники описывали ее как обаятельную женщину и блестящую собеседницу. [33]
Салон мадам Ролан — одна из главных причин, почему ее помнят, но, возможно, это не был салон в обычном смысле этого слова. Собрания, которые она устраивала, носили строго политический, а не социальный характер; почти не подавали еду и напитки. Они произошли за несколько часов между окончанием дебатов в ассамблее и началом заседаний Якобинского клуба. Кроме того, кроме самой мадам Ролан, на мероприятии не было ни одной женщины. Это отличало их от мероприятий, организованных Луизой де Кералио , Софи де Кондорсе и мадам де Сталь ; хотя на их собраниях также присутствовали революционеры, их собрания больше напоминали аристократические салоны старого режима - впечатление, которого мадам Ролан хотела избежать любой ценой. [34] [35]
Политические идеи
[ редактировать ]Имя мадам Ролан неразрывно связано с жирондистами . И она, и ее муж считались членами руководства этой политической фракции, также называемой Бриссотенами в честь их лидера Жака Пьера Бриссо. Первоначально жирондисты, а также Роланды были частью более широкого якобинского движения. По мере развития революции они начали дистанцироваться от якобинцев, в которых доминировали радикальные парижские лидеры, такие как Жорж Дантон и Жан-Поль Марат . Жирондисты выступали против влияния Парижа на национальную политику, отдавая предпочтение федерализму; многие политики-жирондисты приехали из-за пределов столицы. [36] Они принадлежали к буржуазии и позиционировали себя как блюстители законности против беззакония масс. И в этом аспекте они фундаментально отличались от якобинцев, которые считали себя представителями санкюлотов , рабочих и лавочников. [37]
Идеи мадам Ролан о женщинах и их правах близко следовали идеалам, сформулированным Жан-Жаком Руссо , и отличались от более обширных ранних феминистских аргументов в пользу равных политических прав таких людей, как Олимпия де Гуж . В 1783 году ее представления о женских ролях оставались относительно традиционными, но вскоре начали меняться. [38] Как и многие другие члены клуба жирондистов, она верила в существование «естественного» разделения полов. [39] Однако она также развивала свое мышление в духе Руссо, чтобы подчеркнуть важность женщин как морального центра дома, тем самым влияя на мужчин и детей, расширяя дом и моральный центр нации. Прославление Руссо личных достоинств женщин как основы нового социального порядка повлияло на многих, несмотря на его акцент на ограниченных домашних и общественных гендерных ролях. [40] Она считала женскую чувствительность – их чувствительность – их величайшей формой влияния и власти. Таким образом, она чувствовала, что чрезвычайно важно, чтобы женщины не только определяли домашний очаг, но и через него оказывали решающее интеллектуальное и моральное влияние на мужчин. [40]
Мадам Ролан нашла в модели женственности Руссо путь к достижению домашнего счастья. [41] Тем не менее, она также чувствовала его ограничения, заявляя, что ее раздражало то, что она родилась женщиной в своем веке, не в последнюю очередь потому, что она не чувствовала себя подходящей для гендерных норм того времени, думая, что ей было бы лучше, если бы она была женщиной в Римской или Римской империи. Спартанские империи. [42]
У власти: Министерство внутренних дел
[ редактировать ]Революция набирает скорость
[ редактировать ]
В первые месяцы после прибытия в Париж мадам Ролан не была удовлетворена ходом социальных и политических перемен во Франции, которые, по ее мнению, были недостаточно быстрыми и далеко идущими. Когда король Людовик XVI попытался бежать из страны вместе со своей семьей в июне 1791 года, революция набрала обороты. Сама мадам Ролан вышла на улицы, чтобы лоббировать введение республики; она также впервые стала членом политического клуба под своим именем, несмотря на свое убеждение, что женщины не должны играть роль в общественной жизни. [примечание 4] Она чувствовала, что в тот момент на карту было поставлено так много, что каждый – мужчина или женщина – должен был приложить все усилия, чтобы добиться перемен. В июле того же года демонстрация на Марсовом поле привела к резне : Национальная гвардия открыла огонь по демонстрантам, убив, возможно, до 50 человек. Многие видные революционеры, опасаясь за свою жизнь, бежали; Роланы предоставили временное убежище Луизе де Кералио и ее мужу Франсуа Роберу . [44]
Вскоре среди революционеров в законодательном собрании начали возникать разногласия, особенно по поводу того, следует ли Франции начинать войну против Пруссии и Австрии . Бриссо и большинство жирондистов были за (они опасались военной поддержки монархии со стороны Пруссии и Австрии), а Робеспьер сначала хотел навести порядок во внутренних делах. Политическая ситуация была настолько разделена, что сформировать стабильное правительство было практически невозможно: не было кандидатов на посты министров, приемлемых для всех партий (включая короля и двор). Жиродинцам была предоставлена возможность реализовать свои идеи на практике: король Людовик XVI попросил их назначить трех министров. В марте 1792 года Роланд был назначен министром внутренних дел. Это назначение произошло настолько неожиданно, что Роланы сначала подумали, что Бриссо шутит. Нет никаких признаков того, что они активно добивались правительственного поста для Роланда. [примечание 5] Пара переехала в отель Pontchartran, официальную резиденцию министра, но на всякий случай сохранила свою небольшую квартиру в городе. [45]
Первый срок полномочий
[ редактировать ]Должность министра внутренних дел была сложной, а нагрузка чрезвычайно тяжелой. Министерство отвечало за выборы, образование, сельское хозяйство, промышленность, торговлю, дороги, общественный порядок, помощь бедным и работу правительства. Мадам Ролан оставалась движущей силой творчества своего мужа. Она комментировала все документы, писала письма и меморандумы и имела большое значение при назначениях, например, Жозефа Сервана де Гербе на пост военного министра. Она была, как всегда, очень тверда в своих взглядах и убеждена в собственной непогрешимости.
В апреле 1792 года война разразилась столь горячо желанная жирондистами . Мадам Ролан написала Робеспьеру укоризненное письмо, поскольку он все еще был против этой идеи. Это привело к прекращению дружеских отношений между Робеспьером и Роланами; со временем он стал заклятым врагом жирондистов и мадам Роланд. [46]
Мадам Роланд смогла убедить своего мужа и других министров, что король замышляет восстановить старый режим . Это была ее идея создать армейский лагерь недалеко от Парижа с 20 000 солдат со всей Франции; они должны вмешаться в случае возможной контрреволюции в столице. Когда Людовик XVI не решился подписать этот закон, Роланд отправил ему неуважительное письмо протеста и опубликовал его до того, как король смог ответить. Мадам Ролан в своих мемуарах довольно туманно описывает, занималась ли она просто редактированием письма или написала весь текст. Последнее считают ее биографы наиболее вероятным. В любом случае, это была ее идея опубликовать письмо, чтобы получить большую поддержку в собрании и среди населения. [47] [48]
10 июня 1792 года Людовик XVI уволил Жана-Мари Ролана и двух других министров-жирондистов. После этого радикальные якобинцы и монтаньяры взяли на себя политическую инициативу, что в конечном итоге привело к концу монархии 10 августа. Затем Роланд был повторно назначен министром.
Второй срок полномочий
[ редактировать ]Падение короля ознаменовало начало террора — периода, когда радикальные группировки с большим кровопролитием избавлялись от своих противников. В радикальных кругах позиция Роландов была неоднозначной. Якобинцы, монтаньяры и Парижская Коммуна относились к ним с подозрением: то, что Роланд служил министром при Людовике XVI, рассматривалось как сотрудничество со старым режимом . Его увольнение королем привело лишь к временному восстановлению их репутации.

Со своей стороны, мадам Ролан не питала симпатий к «хулиганам» вроде якобинцев и монтаньяров. Хотя в письмах, написанных в первые дни революции, она находила применение насилия приемлемым, она испытывала сильное отвращение к жестокому и нецивилизованному поведению. Она также возмущалась неотесанным якобинским бригадиром Жоржем Дантоном и не реагировала на его предложения сотрудничать с ней. Некоторые историки утверждают, что ее отказ вступить в союз с Дантоном в конечном итоге способствовал падению жирондистов. [49]
Когда 6 и 7 сентября в парижских тюрьмах были убиты сотни заключенных по подозрению в антиреволюционных симпатиях, мадам Ролан написала подруге, что ей начинает стыдно за революцию. Определение того, кто несет ответственность за эту бойню, стало еще одним предметом разногласий между различными фракциями. Мадам Ролан — и большинство других жирондистов — указали на Марата, Дантона и Робеспьера как на зачинщиков насилия. Политические оппоненты Роландов отметили, что «их» Министерство внутренних дел несет ответственность за тюрьмы и предприняло очень мало действий для предотвращения или прекращения насилия. [50]
Во время второго срока полномочий Роланда мадам Роланд снова заняла важную должность. Общеизвестно, что она написала большую часть политических текстов своего мужа и что он полностью полагался на ее суждения и идеи; и Дантон, и Марат публично высмеивали его за это. Она имела свой кабинет в министерстве и руководила работой Bureau d'esprit public («бюро общественного мнения»), целью которого было распространение революционных идеалов среди населения. Противники Роландов обвинили их в использовании Управления для ведения государственной пропаганды в поддержку дела жирондистов. Хотя нет никаких доказательств того, что Роланды присваивали государственные деньги, несомненно, что они были причастны к попыткам очернить своих политических оппонентов. По крайней мере, один из секретных агентов министерства подчинялся непосредственно мадам Роланд. [51]
Личная жизнь мадам Ролан в этот период была бурной. страстный, но, по ее собственным словам, платонический завязался Между ней и жирондистским депутатом Франсуа Бюзо , с которым она впервые познакомилась, будучи посетителем ее салона, роман. Это повлияло на ее отношения с мужем, которому было трудно вынести мысль о том, что его жена любит другого мужчину. [52] Роман с Бузо, возможно, также стал одним из факторов, способствовавших разрыву с политическим союзником; ее старый друг Лантенас, теперь парламентарий, сам уже много лет был влюблен в нее и теперь дистанцировался от круга г-жи Ролан — и от жирондистов. [53]
Падение
[ редактировать ]Падение жирондистов
[ редактировать ]Радикальные газеты и брошюры стали распространять все новые и новые слухи об антиреволюционных заговорах, которые якобы были сфабрикованы в доме Роландов. Довольно трезвые обеды, которые мадам Ролан давала два раза в неделю (преемники салона , который она устраивала до того, как Жан-Мари Ролан стал министром), изображались как декадентские мероприятия, на которых политиков соблазняли присоединиться к «клике Роланда». Жан-Поль Марат, Жак-Рене Эбер и Камиль Демулен изобразили мадам Ролан манипулирующей куртизанкой, обманувшей добродетельного Ролана; в своих статьях и брошюрах они сравнивали ее с мадам Дюбарри и Марией-Антуанеттой . Хотя Дантон и Робеспьер также нападали на нее в своих произведениях, они представляли ее опасным политическим оппонентом, а не злой женщиной. [54]
- Политические оппоненты мадам Ролан
В декабре 1792 года мадам Роланд должна была предстать перед Национальным конвентом (новым Законодательным собранием) по обвинению в переписке с аристократами, бежавшими в Англию. Она так хорошо защищалась, что депутаты аплодировали — общественная галерея хранила молчание. Ее репутация среди жителей Парижа была плохой, и существовали опасения покушения; ради собственной безопасности она больше не выходила на улицу. Она спала с заряженным пистолетом в пределах досягаемости; в случае нападения она хотела иметь возможность покончить с собой, чтобы не попасть в руки санкюлотов живой . [55]
Политические отношения еще больше обострились из-за суда над королем и разногласий по поводу наказания, которое должно быть ему назначено. Большинство депутатов-жирондистов проголосовали против смертной казни или, по крайней мере, против немедленной казни короля. Письма мадам Ролан свидетельствуют о том, что она тоже была против смертного приговора. После казни Людовика XVI 21 января 1793 года Жан-Мари Ролан подал в отставку с поста министра. Причины не совсем ясны — возможно, он подал в отставку в знак протеста против расстрела, а возможно, и потому, что рабочая нагрузка, продолжающиеся личные и политические нападки со стороны радикалов, а также семейные проблемы стали для него непосильными. Практически сразу у него были конфискованы бумаги и начато расследование его действий на посту министра. Роландам также запретили покидать Париж. [примечание 6] [56]
В апреле того же года Робеспьер открыто обвинил жирондистов в предательстве революции. Несколько недель спустя, 31 мая, «революционный комитет» (возможно, созданный Парижской Коммуной) предпринял попытку арестовать Роланда. Ему удалось сбежать. Укрывшись у друга Роландов, натуралиста Боска д'Антика в бывшем монастыре в лесу Монморанси , он бежал в Амьен , а оттуда в Руан . Мадам Роланд отказалась бежать или скрываться; она даже поехала в Конвент, чтобы лично протестовать против попытки ареста ее мужа. В своих мемуарах она не до конца объясняет, почему поступила именно так. Возможно, она была убеждена, что для ее ареста нет никаких законных оснований, но ранним утром 1 июня 1793 года ее арестовали у себя дома и перевели в тюрьму аббатства Сен-Жермен-де-Пре . Радикальная антифеминистская газета Le Père Duchesne ложно утверждала, что она призналась в контрреволюционной деятельности. В своих произведениях она описывает карикатурное изображение своего женского тела, типичное для Стиль письма Пера Дюшена : «Я превратился не только в контрреволюционера, но и в беззубую старую ведьму, и в итоге заставили меня плакать о своих грехах, ожидая, что я искуплю их на гильотине ». [57]
Она была первой выдающейся жирондисткой, попавшей в тюрьму. Последовала волна арестов. Ряду политиков-жирондистов, в том числе Бюзо, удалось бежать из Парижа. [58]
Тюремное заключение
[ редактировать ]В тюрьме мадам Ролан разрешили принимать посетителей. Ее помощница Софи Граншан приходила через день; Боск д'Антик во время своих регулярных визитов привозил ей цветы из ботанического сада. Они тайно переправили ее письма Бюзо и, предположительно, ее мужу (все письма Роланду утеряны). Она изучала английский язык, и какое-то время в ее камере даже было пианино. [59]

24 июня она была неожиданно освобождена, поскольку правовая основа для ее ареста была несовершенной, но была повторно арестована по новому обвинению в тот самый момент, когда она захотела войти в свой дом. Остаток своего заключения она провела в более суровой тюрьме Сент-Пелажи . Она была очень обеспокоена судьбой Бюзо больше, чем Жан-Мари Роландом. Ее обидело и разозлило то, что в своих мемуарах ее муж планировал возложить на Бузот ответственность за кризис в их браке. С некоторым трудом ей удалось убедить его уничтожить рукопись. Она была убеждена, что в конечном итоге ее казнят, но отказалась сотрудничать с планом побега, организованным Роландом, который включал обмен одеждой с посетителем; она подумала, что это слишком рискованно для посетителя. [60]
За пределами Парижа летом 1793 года выросло сопротивление событиям в столице. В Лионе вспыхнуло восстание, очаги сопротивления возникли в Бретани и Нормандии . В провинциях некоторые жирондисты выступали за федеративную республику или даже за отделение от «Парижа». [61] Мадам Ролан умоляла своих друзей не подвергать себя риску, но Бюзо, который, как сообщается, всегда носил с собой миниатюру мадам Ролан и прядь ее волос, был замешан в попытках организовать восстание в Кане . Судьба заключенных жирондистов была решена, когда Шарлотта Корде , сочувствующая жирондистам из Кана, убила популярного Марата в Париже. [62]
Когда в октябре мадам Ролан узнала, что Бюзо тоже грозит арест, она попыталась покончить с собой, отказавшись от еды. Боск д'Антик и Софи Граншан смогли убедить ее, что лучше предстать перед судом, потому что так она сможет ответить своим обвинителям и спасти свою репутацию. [63]
Суд и казнь
[ редактировать ]
31 октября 1793 года после короткого суда был казнен двадцать один политик-жирондист; большинство из них были известны мадам Ролан, и в группу входил ее хороший друг Бриссо. [примечание 7] На следующий день ее перевели в Консьержери , тюрьму, известную как последняя остановка на пути к гильотине ; сразу по прибытии она была допрошена прокурором в течение двух дней. Она защищалась от обвинений в своей обычной самоуверенной, (по данным газеты Le Moniteur Universel ) и даже надменной манере, но также доказывала в свою защиту, что она «всего лишь жена» и поэтому не может нести ответственность за политические события. действия мужа. По словам очевидцев, таких как ее сокамерник и политический противник Жак-Клод Бено, она оставалась спокойной и смелой во время своего пребывания в Консьержери. 8 ноября она предстала перед Революционным трибуналом . Она не сомневалась, что ее приговорят к смертной казни, и в тот день она была одета в туалетную книгу смерти, которую выбрала незадолго до этого: простое платье из бело-желтого муслина с черным поясом. После непродолжительного суда ее признали виновной в заговоре против революции и вынесли смертный приговор; судья не позволил ей прочитать подготовленное ею заявление. [64]
Приговор был приведен в исполнение в тот же день. Софи Граншан и историк Пьер Франсуа Тиссо видели, как она прошла на эшафот, и сообщили, что она выглядела очень спокойной. Есть две версии относительно ее последних слов у подножия гильотины: « О Liberté, que de Crimes on commit en ton nom!» («О, свобода, какие преступления совершаются во имя тебя!») или O Liberté, on t'a jouée («О, свобода, над тобой посмеялись»). Le Moniteur Universel неодобрительно написала, что мадам Ролан пошла на смерть с «иронической веселостью», и заявила, что, как Мария-Антуанетта и феминистка Олимпия де Гуж , она была казнена за то, что перешла «границы женской добродетели». [65]
Когда несколько дней спустя Жан-Мари Ролан услышал в своем укрытии в Руане, что его жена казнена, он покончил жизнь самоубийством. Ее возлюбленный Бюзо несколько месяцев жил в бегах, а затем тоже покончил с собой. После смерти родителей ее дочь Эудора попала под опеку Боска д'Антика и позже вышла замуж за сына журналиста Люка-Антуана де Шампанье. [66]
Наследие
[ редактировать ]Мемуары и письма
[ редактировать ]За пять месяцев заключения мадам Ролан написала мемуары под названием Appel à l'impartiale postérité ( Обращение к беспристрастному потомству ). Они состоят из трех частей:
- Mémoires historiques («Исторические мемуары»), защита ее политических действий в 1791–1793 годах.
- Mémoires particuliers («Личные воспоминания»)», в которых она описывает свое детство и воспитание.
- Мои последние мысли
, эпилог, который она написала, когда в начале октября 1793 года решила покончить с собой голодовкой.

В частности, в «Исторических воспоминаниях» она прилагает большие усилия, чтобы показать, что она была «просто женой» и всегда вела себя так, как считалось подобающим женщине ее времени. Она возмущена тем, что якобинская пресса сравнивала ее с влиятельными дворянками старого режима . В то же время своим описанием событий она показывает — сознательно или бессознательно — насколько велико было ее влияние в кругу жирондистов и насколько принципиально важен был ее вклад в служение Роланда. [67] [68] Она дает достаточно достоверное и точное изложение событий, хотя иногда упускает из виду вещи, которые показывают ее не в самом выгодном свете. Она определенно не была нейтральной в своем описании людей, которые ей не нравились.
В « Особенных воспоминаниях» она рассказывает о своей личной жизни необычно для женщины того времени. Она рассказывает о сексуальном насилии со стороны ученицы своего отца, переживаниях во время брачной ночи и проблемах с грудным вскармливанием. В этом она последовала примеру Руссо , который также упоминает «неуместные» личные подробности в своей «Исповеди» .
Рукопись своих мемуаров она доверила журналисту Люку-Антуану де Шампанье, которого знала по Лиону. Когда ему также грозила опасность ареста, документ сожгли, чтобы он не попал в чужие руки. В последние месяцы заключения она снова написала мемуары. Эта вторая рукопись была тайно вывезена из тюрьмы в небольших пакетах, была спрятана Боском д'Антиком во время террора и сейчас находится в Национальной библиотеке Франции в Париже. [69]
Мадам Роланд хотела, чтобы ее слова были опубликованы после ее смерти. Она сожалела, что не доживет до того, чтобы написать полную историю Французской революции . В 1795 году, через два года после ее смерти, воспоминания впервые появились в печати. Было продано не менее 12 000 копий. [67] Это первое издание было отредактировано Боском д'Антиком; упоминания о ее любви к Бузо и ее деистических идеях были им «подчищены». В 1864 году были заново обнаружены фрагменты текста, удаленные Боском, и пять писем мадам Ролан к Бюзо. Только тогда стало общеизвестно, в кого была влюблена мадам Ролан в последние месяцы своей жизни. В 1905 году впервые был опубликован полный текст без цензуры. [70]
Многие из ее писем к друзьям, родственникам и соратникам сохранились и опубликованы; они также являются богатым источником информации об исторических событиях и людях, а также о повседневной жизни конца XVIII века. Существует около тысячи писем, датированных периодом с 1767 по 1793 год. Основными ее переписчиками были ее подруга детства Софи Канне, ее муж и Боск д'Антик; кроме того, она также часто переписывалась с Лантенасом и Банкалом д'Иссартом, жирондистами, которых считала друзьями. [71]
История
[ редактировать ]В 1837 году шотландский историк Томас Карлейль опубликовал «Французскую революцию: историю» , свое ныне известное исследование Французской революции. Большое внимание он уделил роли мадам Ролан, которую называл храбрейшей из француженок. Альфонс де Ламартин также похвалил ее в своей «Истории жирондистов» (1847). [72]

Во второй половине девятнадцатого века были опубликованы первые биографии мадам Ролан. Они последовали восхищенному примеру Карлейля и Ламартина и были основаны на подвергнутых цензуре версиях ее мемуаров. Вплоть до XX века биографы подчеркивали ее ум, женское обаяние и высокую нравственность и изображали ее прежде всего как трагическую героиню в борьбе за свободу и равенство. [73] Американская писательница Джанетт Итон написала для детей биографию мадам Роланд под названием « Дочь Сены» (1929), получившую премию. [74]
Женские исследования
[ редактировать ]Мемуары и письма мадам Ролан уникальны тем, что они показывают Французскую революцию с точки зрения очень умной женщины, сыгравшей активную роль в центре событий. Когда в конце двадцатого века возрос интерес к роли женщины в истории, резко возросло количество публикаций о жизни и творчестве мадам Ролан. Это помогло создать более тонкий и менее идеализированный образ ее. [73] Также произошла небольшая реабилитация Жана-Мари Ролана, которого традиционно представляли как человека, которого интеллектуально и политически затмевает его жена. Сейчас признано, что хотя он и не обладал харизмой и острым политическим талантом жены, но был умным и добросовестным администратором. [75]
В частности, внимание было обращено на контраст между взглядами мадам Ролан на ограниченную роль женщины в общественной жизни и ее собственным активным и директивным участием в политике. Мадам Роланд никогда не выступала за права женщин. Она заявила, что для женщин еще не время открыто участвовать в публичных дебатах. Роль женщин заключалась в том, чтобы вдохновлять и поддерживать мужчин за кулисами. Только когда все французские мужчины станут политически и социально свободными, женщины смогут претендовать на свое место в общественной жизни. Возможно, что и здесь она последовала за своим кумиром Руссо, который считал, что женщины должны быть главным образом благосклонными и услужливыми.
В то же время она заявляет в своих мемуарах, что ограничения, налагаемые обществом на женщин, были ей отвратительны, и, оглядываясь назад, ей было трудно смириться с тем, что какое-то время она играла лишь второстепенную роль в сотрудничестве с мужем. Однако она решила соответствовать социальным нормам своего времени. Ее взгляды ближе к взглядам Луизы де Кералио, чем взгляды революционных феминисток Этты Пальм и Олимпии де Гуж . [67] [68]
В искусстве
[ редактировать ]Жизнь мадам Ролан вдохновляла писателей, кинематографистов и композиторов:
- Камиль де Сент-Круа и Эмиль Бержера (1899). Манон Роланд . Играть. [76]
- Феликс Фурдрен (1913). Мадам Роланд: Лирическая драма в трёх действиях и пяти сценах . Опера [77]
- Энрико Гуаццони (режиссер) (1912). Мадам Роланд . Кино. Мадам Роланд сыграла Джанна Террибили-Гонсалес . [78]
- Эдуард Молинаро (режиссер) (1989). Манон Роланд . Фильм. Сабина Опен сыграла мадам Ролан. [79]
- Хилари Мэнтел . (1992) Место большей безопасности . Мадам Роланд — одна из героинь этого романа.
- Бюзо созерцает миниатюрный портрет мадам Ролан работы Этьена Шарля Леге.
- Бюст мадам Роланд работы Франсуа Массона (1745–1807).
- Жюль-Адольф Гупиль (1839–1883) Последний день мадам Ролан. 1880 г.
- Бюст мадам Роланд в Монпелье работы Жозефа Карлье (1849–1927).
Публикации
[ редактировать ]- Письма мадам Ролан: 1780–1793 гг . (1900–1902). Часть 1 . Часть 2
- Письма мадам Роланд: 1767–1780 гг . (1913–1915). Часть 1 . Часть 2
- Мемуары мадам Роланд . (1905). Часть 1 ; Часть 2 (Полный текст)
- Частные воспоминания мадам Ролан. 1901 г. (английский перевод отредактированного текста)
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Иногда ее называют дамой Роланд. Однако это исключение, а не правило.
- ↑ Согласно некоторым источникам и Национальной библиотеке Франции, ее имя было Жанна-Мари. В написанных о ней биографиях Мари-Жанна получила имя.
- ↑ Первоначально фамилия была только «Роланд». Предок добавил «де ла Платьер» как ссылку на поместье, принадлежавшее семье. Жан-Мари Ролан использовал благородно звучащую версию во времена ancien régime , но отказался от нее, когда дворянские титулы были отменены во время революции. (Рейнольдс, стр.33)
- ↑ Общество, к которому она присоединилась, могло быть либо Братским обществом двух полов, либо Братским обществом друзей де ла истина. (Рейнольдс, стр. 146)
- ↑ В 1790–1792 годах Роланды обдумывали идею создания сообщества друзей, живущего в соответствии с идеалами Революции, в сельской местности во Франции или, возможно, в Америке. Этот план, в котором участвовали Бриссо, Банкал д'Иссар и Лантенас, часто упоминается в их письмах; они не обсуждали политическое назначение.
- ↑ Возможно, это была расправа со стороны его политических оппонентов. Несколькими месяцами ранее Роланд открыл сейф с конфиденциальными документами Людовика XVI. Он передал это Конвенту, заявив, что несколько делегатов (ни один из них не был жирондистом), по-видимому, вступили в сговор с королем. Его обвинили в уничтожении документов, которые могли уличить жирондистов.
- ↑ Неясно, вызывалась ли мадам Ролан в качестве свидетеля во время процесса против жирондистов. Она присутствовала в здании, где проходил суд. Однако в какой-то момент судья постановил, что дело продолжалось достаточно долго, «поскольку обвиняемый уже был признан народом виновным».
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ↑ В письме к Софи Канне (1776) Роланд писал о чтении « Конституции Англетера» Делольма : « J'ai fait un petit extrait de l'ouvrage interessant d'un Женевуа sur la конституция Англетера, памятник Curieux pour des yeux наблюдателей » (я сделал небольшой отрывок из интересного труда женевца о конституции Англии, любопытного памятника для наблюдательных глаз.). В своих воспоминаниях она говорит, что распущенность двора Людовика XV. заставило ее задаться вопросом, могут ли такие вещи продолжаться без революции. Она писала об англичанах: «Je m'attachais a ces voisins; l'ouvrage de Delolme m'avait Familiesee avec leur конституции; je cherchais a connaitre leurs ecrivains, et je'etudiais leur Literature». («Я привязался к этим соседям; работы Делольма познакомили меня с их конституцией; я стремился познакомиться с их писателями и изучал их литературу».). Мемуары мадам Роланд, изд. Клод Перруд, 2 тт. (Париж, 1905 г.), II. п. 131
- ^ Примерно с двадцати лет была ее единственной молитвой: « О ты! поместивший меня на землю, сделай меня исполнить мое предназначение там способом, наиболее созвучным Твоей святой воле и наиболее подходящим для блага братьев моих! » (« О ты, поместивший меня на землю, сделай так, чтобы я исполнил там свое предназначение так, как наиболее сообразно твоей святой воле и наиболее пригодно для блага моих братьев!»). Мемуары мадам Роланд, изд. Клод Перруд, 2 тт. (Париж, 1905 г.), II. п. 118
- ^ Рейнольдс, стр.5
- ^ Тарбелл, стр. 3–7.
- ^ Рейнольдс, стр. 19–21.
- ^ Тарбелл, стр. 29–30.
- ^ Рейнольдс, стр.18
- ^ Рейнольдс, стр. 22–25.
- ^ Тарбелл, стр. 23–26.
- ^ Рейнольдс, с. 27
- ^ Тарбелл, стр. 35–44.
- ^ Рейнольдс, с. 43
- ^ Рейнольдс, стр. 54–56, 58.
- ^ Тарбелл, с. 74
- ^ Рейнольдс, стр. 68–69.
- ^ Рейнольдс 2012 , стр. 72–74.
- ^ Тарбелл 1896 , стр. 76–77.
- ^ Рейнольдс 2012 , стр. 87, 90.
- ^ Рейнольдс 2012 , стр. 93–95.
- ^ Тарбелл 1896 , стр. 102, 166.
- ^ Рейнольдс 2012 , с. 85.
- ^ Шама, с. 174
- ^ Рейнольдс 2012 , с. 111.
- ^ Тарбелл 1896 , стр. 123–24.
- ^ Рейнольдс 2012 , с. 112.
- ^ Тарбелл 1896 , стр. 124–27.
- ^ Тарбелл 1896 , с. 155.
- ^ Рейнольдс 2012 , стр. 113–15.
- ^ Тарбелл 1896 , стр. 142–145.
- ^ Рейнольдс 2012 , с. 159.
- ^ Тарбелл 1896 , с. 171.
- ^ Сиан Рейнольдс, Брак и революция: месье и мадам Роланд. Оксфордский университет, 2012 г.
- ^ Тарбелл 1896 , стр. 146–149, 151.
- ^ Рейнольдс 2012 , стр. 138–140.
- ^ Макфи 2017 , с. 111.
- ^ Фремонт-Барнс, Грегори, изд. (2007). Энциклопедия эпохи политических революций и новых идеологий, 1760–1815 гг . Том. 1. Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Greenwood. п. 307. ИСБН 978-0313334450 .
- ^ Шама 1989 , с. 646.
- ^ Гита Мэй, Мадам Роланд и эпоха революции, (Лондон: издательство Колумбийского университета, 1970) 115-116.
- ^ Джоан Уоллак Скотт, «Французские феминистки и права «человека»: декларации Олимпии де Гуж» в книге « Французская революция», изд. Рональд Шехтер (Массачусетс: Blackwall Publishers) 232.
- ^ Перейти обратно: а б Бриджит Шиманек, «Революционное письмо французских женщин: мадам Роланд или удовольствие от маски», Исследования Талсы в женской литературе, том. 15 нет. 1 (Весна 1996 г.) 103
- ^ Лесли Х. Уокер, «Когда девушки читают Руссо: случай мадам Роланд», Восемнадцатый век , том. 43, нет. 2 (лето 2002 г.) 128.
- ^ Мэри Сисар, «Аскетическое уединение в жизни и произведениях мадам Роланд», биография, том. 12 нет. 1 (зима 1989 г.): 52.
- ^ Тарбелл, с. 152–153
- ^ Рейнольдс, стр. 144–149, 152.
- ^ Рейнольдс, стр. 162–167.
- ^ Рейнольдс 2012 , стр. 168, 174, 179.
- ^ Рейнольдс 2012 , стр. 181–183.
- ^ Тарбелл 1896 , стр. 188–190.
- ^ Тарбелл, стр. 214–219.
- ^ Рейнольдс, с. 198
- ^ Рейнольдс, стр. 241, 255.
- ^ Тарбелл, стр. 225–233, 248.
- ^ Рейнольдс, с. 262
- ^ Рейнольдс, с. 221
- ^ Рейнольдс, стр. 231, 249.
- ^ Рейнольдс, стр. 243–244, 251–252.
- ^ Бекстранд, Лиза. Девиантные женщины Французской революции и подъем феминизма. Соединенное Королевство: Издательство Университета Фэрли Дикинсон, 2009.
- ^ Тарбелл, стр. 259–262.
- ^ Тарбелл, стр. 269–284.
- ^ Рейнольдс, стр. 270–275.
- ^ Макфи, с. 185–186
- ^ Шама, с. 726
- ^ Рейнольдс, с. 280
- ^ Рейнольдс, стр. 284–285.
- ^ Пол Хайланд, Ольга Гомес и Франческа Гринсайдс (редакторы), Просвещение: справочник и читатель , Routledge, Лондон, 2003, 369. ISBN 9780415204491 .
- ^ Тарбелл, с. 302
- ^ Перейти обратно: а б с Кудрез, Энн (01 апреля 2011 г.). «Мемуары мадам Ролан: быть женщиной в суматохе истории» . Маршруты (на французском языке) (2011–1): 29–43. doi : 10.4000/itinaries.1599 . ISSN 2100-1340 .
- ^ Перейти обратно: а б Линтон, Мариса (30 мая 2015 г.). «Женщины как зрители и участницы Французской революции» . Гроник . 45 (197). ISSN 0169-2801 .
- ^ Рейнольдс, с. 279
- ^ Доктор философии, Саньяк (1905). «Воспоминания мадам Ролан. Новое критическое издание Кл. Перруда, 1905 г.» . Revue d'Histoire Moderne & Contemporaine (на французском языке). 7 (7).
- ^ Карл Беккер, Мемуары и письма мадам Роланд. В The American Historical Review, jaargang 33, раздел 4, , 01 июля 2018 г., стр. 784–803.
- ^ Нельсон, Макс (17 ноября 2015 г.). «Невидимая, даже сама по себе» . Парижское обозрение . Проверено 16 октября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Критические эссе Мари-Жанны Ролан - eNotes.com» . электронные заметки . Проверено 16 октября 2018 г.
- ^ «Медаль Ньюбери и почетные книги, с 1922 г. по настоящее время» . Ассоциация библиотечного обслуживания детей (ALSC) . Проверено 16 октября 2018 г.
- ^ Рейнольдс, с. 171
- ^ Бержера, Эмиль (1899). Театр Эмиля Бержера (на французском языке). Париж: Библиотека Пола Оллендорфа. OCLC 226355087 .
- ^ «Мадам Роланд (Фуррен, Феликс) - Музыкальная библиотека IMSLP / Петруччи: бесплатные ноты, являющиеся общественным достоянием» . imslp.org . Проверено 1 декабря 2018 г.
- ^ «Мадам Роланд (Энрико Гуаццони, 1912) — Французская синематека» . www.cinematheque.fr . Проверено 1 декабря 2018 г.
- ^ AlloCine, Кастинг Манон Роланд , получено 1 декабря 2018 г.
Источники
[ редактировать ]- Цитируемые работы
- Макфи, Питер (2017). Свобода или смерть. Французская революция . Нью-Хейвен, Коннектикут. ISBN 978-0-300-22869-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Рейнольдс, Сиан (2012). Брак и революция. Месье и мадам Роланд . Оксфорд, Англия. ISBN 978-0-19-956042-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Шама, Саймон (1989). Граждане: хроника Французской революции . Лондон, Англия. ISBN 978-0-141-90604-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Тарбелл, Ида М. (1896). Мадам Роланд: биографическое исследование . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Ида М. Тарбелл, Мадам Роланд: биографическое исследование . Нью-Йорк: Сыновья К. Скрибнера, 1896.
- Ида Эшворт Тейлор, Жизнь мадам Роланд . Лондон: Хатчинсон и компания, 1911 г.
- 1754 рождения
- 1793 смерти
- Французы казнены на гильотине во время Французской революции.
- Владельцы французских салонов
- Казненные француженки
- Французские писательницы XVIII века.
- Французские писатели XVIII века.
- Французские женщины-мемуаристки
- Французские писатели XVIII века
- Французские мемуаристы XVIII века.
- Женщины во Французской революции
- Жирондисты