Jump to content

Жак Эбер

Жак Эбер
Личные данные
Рожденный
Жак Рене Эбер

( 1757-11-15 ) 15 ноября 1757 г.
Алансон , Королевство Франция
Умер 24 марта 1794 г. ) ( 1794-03-24 ) ( 36 лет
Париж , Первая французская республика
Причина смерти Казнь на гильотине
Место отдыха Кладбище Эррансис
Политическая партия Гора (1792–1794)
Другие политические
принадлежность
Якобинский клуб (1789–1792)
Клуб кордельеров (1792–1794)
Супруг
Дети Виржини-Сципион Эбер (1793–1830)
Родители) Жак Эбер (?–1766) и Маргарита Ла Бониш де Удре (1727–1787)
Резиденция(а) Париж, Франция
Занятие Журналист, писатель, издатель, политик
Подпись

Жак Рене Эбер (англ. Французский: [ʒak ʁəne ebɛʁ] ; 15 ноября 1757 — 24 марта 1794) — французский журналист и лидер Французской революции . Как основатель и редактор радикальной газеты Le Père Duchesne , [ 1 ] у него были тысячи последователей, известных как ( эбертисты франц. Hébertistes ). Будучи сторонником режима террора , он в конце концов был казнен на гильотине .

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Молодой Жак Эбер
Эбер прибыл в Париж в 1780 году в возрасте 23 лет.

Жак Рене Эбер родился 15 ноября 1757 года в Алансоне в семье ювелира, бывшего судьи первой инстанции и заместителя консула Жака Эбера (умер в 1766 году) и Маргариты Бониш де Удри (1727–1787).

Эбер изучал право в колледже Алансона и начал практику в качестве клерка в адвокатской конторе Алансона, и на этой должности он был разорен судебным иском против доктора Клуэ. Эбер бежал сначала в Руан , а затем в Париж в 1780 году, чтобы избежать значительного штрафа в тысячу ливров, наложенного по обвинению в клевете. [ 2 ] Некоторое время он пережил тяжелые финансовые времена и жил за счет поддержки парикмахера на улице Нуайе. Там он нашел работу в театре La République , где в свободное время писал пьесы, но они так и не были поставлены. В конце концов Эбер был уволен за кражу и поступил на службу врачом. Говорят, что он жил выгодой и мошенничеством.

В 1789 году он начал свою работу с брошюры La Lanterne magique ou le Fléau des Aristocrates («Волшебный фонарь, или Бич аристократов»). Он опубликовал несколько буклетов. В 1790 году он привлек внимание благодаря опубликованной им брошюре и в 1791 году стал видным членом политического клуба кордельеров . [ 3 ]

Отец Дюшен

[ редактировать ]

С 1790 года и до своей смерти в 1794 году Эбер стал голосом рабочего класса Парижа через свой очень успешный и влиятельный журнал Le Père Duchesne . В своем дневнике Эбер использовал голос патриотического санкюлота по имени Пер Дюшен и писал рассказы от первого лица, в которых отец Дюшен часто передавал вымышленные разговоры, которые он вел с французскими монархами или правительственными чиновниками. [ 4 ] Эбер и эбертисты часто выражали мнение, что гораздо больше аристократов должны быть допрошены, осуждены и казнены, поскольку они утверждали, что революционная Франция может полностью возродиться только через устранение ее древней и, предположительно, в настоящее время злокачественной знати. [ 5 ] В номере 65 «Отца Дюшена» , где он пишет о своем пробуждении в 1790 году, он определяет аристократов как «врагов конституции», которые «сговариваются против нации», показывая свою враждебность по отношению к ним. [ 6 ] Большая часть известности Эбера пришла благодаря его осуждению короля Людовика XVI в его газете, а не какой-либо должности, которую он мог занимать, или его роли в любом из парижских клубов, в которых он был связан. [ 7 ]

Эти истории поощряли агрессивное поведение и использовали нецензурную и сексуальную лексику. Рассказы отца Дюшена также были остроумными, задумчивыми и нашли глубокий отклик в беднейших парижских кварталах. Уличные торговцы кричали: « Il est bougrement en colère aujourd'hui le père Duchesne! » («Отец Дюшен сегодня очень зол!»). [ нужна ссылка ]

Хотя Эбер не создавал образ отца Дюшена, использование им этого персонажа помогло превратить символический образ отца Дюшена из комического торговца печами в патриотический образец для подражания для санкюлотов . [ 8 ] Частично использование Эбером отца Дюшена в качестве революционного символа можно увидеть по его внешнему виду как щетинистого старика, который изображался курящим трубку и одетым во фригийский колпак .

Поскольку он отражал как речь своей аудитории, так и стиль одежды, его читатели слушали его послание и следовали ему. Французский лингвист и историк Фердинанд Брюно назвал Эбера « Гомером грязи» из-за его способности использовать общий язык, чтобы обратиться к широкой аудитории. [ 9 ] Вдобавок внешний вид отца Дюшена усилил напряженность революции за счет резкого контраста его одежды и изображения чернорабочего с короной и формальной одеждой аристократии. [ 10 ] Эбер был не единственным писателем во время Французской революции, использовавшим образ отца Дюшена, и не единственным автором того периода, который использовал нецензурную лексику как способ обращения к рабочему классу. Другой писатель того времени, Лемэр ( фр .) , с сентября 1790 по май 1792 года также писал газету под названием «Пер Дюшен» (хотя он писал ее иначе, чем Эбер) с сентября 1790 года по май 1792 года, в которой он взял на себя голос «умеренного патриота», который хотел сохранить взаимоотношения короля и народа. Персонаж Лемэра также использовал множество ненормативной лексики и обращался к французским военным. Однако «Le Père Duchesne» стал гораздо более популярным, поскольку стоил дешевле, чем газета Жана-Поля Марата « L'Ami du Peuple» . Это облегчило доступ таким людям, как санкюлоты. [ 11 ] Популярность также была частично связана с тем, что Парижская Коммуна решила купить его бумаги и передать их французским военным для распространения среди солдат, проходящих обучение. Например, начиная с 1792 года Парижская Коммуна и военные министры Жан-Николя Паш , а позже Жан-Батист Ноэль Бушот купили несколько тысяч экземпляров «Отца Дюшена» , которые бесплатно распространялись среди населения и войск. Это произошло снова в мае и июне 1793 года, когда военный министр купил экземпляры газет, чтобы «просвещать и оживлять их патриотизм». Подсчитано, что Эбер получил 205 000 ливров . от этой покупки [ 9 ] Убийство Жан-Поля Марата 13 июля 1793 года, написавшего пользующуюся спросом газету «Дружба народа» , позволило «Отцу Дюшену» стать бесспорным бестселлером в Париже, что также сыграло свою роль в количестве экземпляров, купленных во время те месяцы. [ 12 ]

«Негодование отца Дюшена» (1790)

Политические комментарии Эбера между 1790 и 1793 годами были сосредоточены на расточительных крайностях монархии. Первоначально, с 1790 по 1792 год, отец Дюшен поддерживал конституционную монархию и даже благосклонно относился к королю Людовику XVI и мнению маркиза де Ла Файета . Его яростные нападки того периода были направлены против Жана-Сифрена Мори , великого защитника папской власти и главного противника Гражданской конституции духовенства . Хотя персонаж отца Дюшена поддерживал конституционную монархию, он всегда резко критиковал Марию-Антуанетту . [ 13 ] Зная, что королева стала легкой мишенью для насмешек после дела с бриллиантовым ожерельем , она стала постоянной мишенью в газетах как козёл отпущения за многие политические проблемы Франции. Определив расточительные излишества Марии-Антуанетты и предполагаемую сексуальность как основу проблем монархии, статьи Эбера предполагали, что, если Мария-Антуанетта изменит свой образ жизни и откажется от аристократических излишеств, тогда монархия может быть спасена, а королева сможет вернуться к доброй воле люди. Несмотря на свое мнение о возможности восстановления монархии, Эбер скептически относился к готовности королевы сделать это и часто характеризовал ее как злого врага народа, называя королеву «мадам вето» и даже обращаясь к королю Людовику XVI: « пьяная и ленивая свинья ». [ 14 ] Первоначально Эбер пытался не только рассказать своим читателям о королеве, но и познакомить ее с тем, как на нее смотрела французская публика. Это дало Марии-Антуанетте ключевую роль в политической риторике Эбера; По мере развития революции она появляется в четырнадцати процентах его газетных статей в период с января 1791 года по март 1794 года. [ 15 ] Многие из разговоров, которые отец Дюшен ведет с ней в газете, представляют собой попытки либо продемонстрировать ее предполагаемую нимфоманию , либо попытки умолять ее покаяться и изменить свои злые пути. [ 16 ] После неудачного бегства короля в Варенн его тон значительно ужесточился.

В то время на многих писателей и журналистов большое влияние оказало объявление военного положения 21 октября 1789 года. Оно вызвало различные вопросы и модели революционного мышления и вдохновило на создание различных форм письма, таких как Le Père Duchesne . Закон вызвал множество интерпретаций, каждая из которых привела к тому, что стало важнейшими революционными идеалами. [ 17 ]

В своей газете Эбер не называл себя ярким примером революции. Он использовал мифического персонажа по имени Отец Дюшен, чтобы передать свое послание более тонким способом. Он уже был хорошо известен жителям Парижа и хотел, чтобы его послание было воспринято непосредственно и ясно его последователями, а не врагами. Отец Дюшен был очень сильным, откровенным персонажем с чрезвычайно сильными эмоциями. Он постоянно чувствовал сильный гнев, но также испытывал огромное счастье. Он никогда не боялся полностью показать, что именно он чувствует. Он постоянно использовал нецензурную лексику и другие резкие слова, чтобы выразить себя. [ 18 ] [ требуется редактирование копии ]

«Великий гнев отца Дюшена» (1792).

Революционная роль

[ редактировать ]

Людовика После неудачного полета в Варенн в июне 1791 года Эбер начал нападать как на Людовика, так и на Папу Пия VI . 17 июля Эбер был на Марсовом поле , чтобы подписать петицию с требованием смещения короля Людовика XVI, и был вовлечен в последующую резню на Марсовом поле, устроенную войсками маркиза де Лафайета . Это привело его к революционному мышлению, и «Отец Дюшен» принял популистский стиль, сознательно противостоящий возвышенной серьезности и призыву к разуму, выраженным другими революционерами, чтобы лучше обратиться к парижским санкюлотам. Его журналистский голос выражал отделение от культурной элиты и яростную оппозицию ей в пользу политической приверженности населения радикальным патриотическим решениям по контролю над экономикой и победе в войне. [ 19 ] Le Père Duchesne начал нападать на видных политических деятелей, таких как Лафайет, глава Национальной гвардии ; покойный граф де Мирабо , выдающийся оратор и государственный деятель; и Жан Сильвен Байи , мэр Парижа. В обращении к публике в 1793 году Эбер изложил свои взгляды на Лафайета. Он отметил, что было два отца Дюшена, которые глубоко противостояли друг другу. Отец Дюшен, с которым, по его словам, он идентифицировал себя, был «честным и преданным отцом Дюшеном, который преследовал предателей», в то время как отец Дюшен, к которому он не имел никакого отношения, «восхвалял Лафайета до небес». [ 20 ]

Как член клуба Кордельеров , он имел место в революционной Парижской Коммуне , а во время восстания 10 августа 1792 года был отправлен в район Бонн-Нувель в Париже. Как общественный журналист он поддержал сентябрьскую резню в следующем месяце. Он согласился с большинством идеалов радикальной фракции Монтаньяров , хотя и не был ее членом. 22 декабря 1792 года он был назначен вторым заместителем прокурора коммуны и до августа 1793 года поддерживал атаки на фракцию жирондистов .

В апреле–мае 1793 года он вместе с Маратом и другими жестоко напал на жирондистов . 20 мая 1793 года умеренное большинство Национального собрания сформировало Особую комиссию двенадцати , жирондистскую комиссию, которая была создана для расследования и преследования заговорщиков. По настоянию Двенадцати 24 мая 1793 года он был арестован. Однако Эбер был вовремя предупрежден, и при поддержке санкюлотов Национальное собрание было вынуждено распорядиться о его освобождении через три дня. Всего через четыре дня после этого его антижирондистская риторика способствовала их свержению в ходе восстания 31 мая – 2 июня . 28 августа 1793 года он предложил якобинцам написать обращение, в котором были бы отражены требования ярости , и чтобы якобинцы, 48 секций и народные общества передали его Конвенту. Это предложение вызвало бурные аплодисменты Бийо-Варенна. и другие, игнорирующие предостережение Максимилиана Робеспьера против бунта, «который наполнит аристократов радостью».

Во время всего этого Эбер встретил свою жену Мари Гупиль (род. 1756), 37-летнюю бывшую монахиню, оставившую монастырскую жизнь в монастыре сестер Провидения на улице Сент-Оноре . Паспорт Мари того времени показывает регулярное использование. [ нужна ссылка ] Они поженились 7 февраля 1792 года, у них родилась дочь Виржини-Сципион Эбер (7 февраля 1793 - 13 июля 1830). [ 21 ] В это время Эбер вел роскошную буржуазную жизнь. Он неделями развлекал Жана-Николя Паша , мэра Парижа и военного министра, а также других влиятельных людей, любил элегантно одеваться и окружать себя красивыми предметами, такими как красивые гобелены - отношение, которое можно противопоставить этому. президента Парижской Коммуны Пьера Гаспара Шомета . Откуда он взял финансовые ресурсы для поддержания своего образа жизни, неясно; тем не менее, Жан-Николя Паш заказал печать тысяч номеров Le Père Duchesne и его отношений с Делоне д'Анже, любовницей и женой Андреса Марии де Гузмана. [ ВОЗ? ] проголосовал В феврале 1793 года он вместе с другими буржуазными эбертистами против Закона о максимальной цене, потолка цен на зерно, на том основании, что он вызовет накопление запасов и вызовет недовольство.

дехристианизация

[ редактировать ]

Дехристианизация была движением, которое закрепилось во время Французской революции. Защитники считали, что для построения светского общества им необходимо полностью отказаться от суеверий старого режима и, как его продолжение, от католицизма . Тенденция к секуляризации уже начала распространяться по всей Франции в восемнадцатом веке, но в период с сентября 1793 года по август 1794 года, в основном во время правления террора , французские политики начали обсуждать и принимать идеи «радикальной дехристианизации». [ 22 ] В то время как Робеспьер выступал за право на религию и считал, что агрессивное проведение дехристианизации спровоцирует массовые восстания по всей сельской Франции , Эбер и его последователи, эбертисты , хотели спонтанно и насильственно пересмотреть религию. [ 23 ] Писатель и философ Вольтер вдохновлял Эбера на этом фронте. Как и Вольтер, Эбер считал, что терпимость к различным религиозным убеждениям необходима для того, чтобы человечество могло выйти из эпохи суеверий, и что традиционная религия является препятствием на пути к этой цели. В конце концов, Эбер стал утверждать, что Иисус был не полубогом, а хорошим санкюлотом . Вольтер также предоставил ему основные принципы гражданской религии, которая сможет заменить традиционную религию, что привело к тому, что Эбер принял активное участие в движении. [ 24 ] Программа дехристианизации, направленная против католицизма и, в конечном итоге, против всех форм христианства , включала депортацию духовенства и осуждение многих из них на смерть, закрытие церквей, учреждение революционных и гражданских культов , широкомасштабное уничтожение религиозных культов. памятники, запрет публичных и частных богослужений и религиозного образования, принудительные браки духовенства и принудительное отречение от священства . [ 25 ] 21 октября 1793 года был принят закон, согласно которому все подозреваемые священники и все лица, укрывавшие их, подлежали смертной казни при первом же появлении. [ 25 ]

10 ноября 1793 года дехристианизация достигла того, что многие историки считают кульминацией движения, когда эбертисты перенесли первый Фестиваль Разума (« Fête de la Raison »), гражданский фестиваль, прославляющий Богиню Разума , из цирка Пале-Рояль. в собор Нотр-Дам и объявил собор «Храмом разума». [ 23 ] 7 июня Робеспьер, ранее осуждавший Культ Разума , выступил в защиту новой государственной религии и рекомендовал Конвенту признать существование единого Бога . На следующий день поклонение деистическому Высшему Существу было объявлено официальным аспектом Революции. По сравнению с довольно популярными фестивалями Эбера, эта строгая новая религия Добродетели была встречена парижской публикой с признаками враждебности. [ нужна ссылка ]

Столкновение с Робеспьером, арест, осуждение и казнь.

[ редактировать ]

После успешного нападения на жирондистов , Эбер осенью 1793 года продолжал атаковать тех, кого он считал слишком умеренными, в том числе Жоржа Дантона , Пьера Филиппо и Максимилиана Робеспьера , среди других. Когда Эбер во время суда обвинил Марию-Антуанетту в инцесте с ее сыном, Робеспьер назвал его дураком (« имбецилем ») за его возмутительные и необоснованные намеки и ложь. [ 26 ]

Правительство было раздражено и при поддержке якобинцев наконец решило нанести удар по эбертистам в ночь на 13 марта 1794 года, несмотря на сопротивление Барера де Вьезака , Колло д'Эрбуа и Бийо-Варенна . Приказ заключался в аресте лидеров эбертистов; в их число входили люди из военного министерства и другие.

В Революционном трибунале к Эберу относились совсем иначе, чем к Дантону: он был скорее вором, чем заговорщиком; его предыдущие мошенничества были раскрыты и подвергнуты критике. Он был приговорен к смертной казни вместе со своими сообвиняемыми на третий день заседаний. Их казнь на гильотине состоялась 24 марта 1794 года. [ 27 ] Эбер несколько раз терял сознание по пути к гильотине и истерически кричал, когда его помещали под лезвие. Палачи Эбера позабавили толпу, настроив гильотину так, что ее лезвие остановилось в нескольких дюймах над его шеей. [ 28 ] и только после того, как рычаг ( déclic ) был нажат в четвертый раз, он был фактически обезглавлен. Его труп был захоронен на кладбище Мадлен . Его вдова была казнена двадцать дней спустя, 13 апреля 1794 года, а ее труп был захоронен на кладбище Эррансис .

Важность казни Эбера была известна всем, кто участвовал в революции, включая якобинцев. Луи Антуан де Сен-Жюст , видный лидер якобинцев, отметил, что после его казни «революция заморожена». [ 29 ] демонстрируя, насколько важную роль Эбер и его последователи, значительная часть санкюлотов , сыграли в долголетии и успехе революции.

Трудно полностью установить, в какой степени публикация Эбера « Отец Дюшен» повлияла на исход политических событий между 1790 и 1794 годами. историю прессы и определил, что, хотя газеты и журналы, которые читали во время революции, могли влиять на их политические взгляды, они не обязательно создавали их политические взгляды. Класс человека, например, может быть важным фактором, определяющим направление и влияние на политические решения. Таким образом, произведения Эбера, безусловно, оказывали сильное влияние на его аудиторию, но санкюлоты были лишь одним элементом в сложной политической смеси, а это означает, что трудно определить, каким образом его произведения изменили политические результаты Французской революции. [ 30 ] При этом его широкая читательская аудитория и голос на протяжении всей Революции означали, что он был значительным общественным деятелем, а способность отца Дюшена влиять на население Франции в целом была действительно заметной.

  1. ^ Дойл, Уильям (1989); Оксфордская история Французской революции ; Кларендон Пресс; ISBN   0-19-822781-7 . См. стр. 227».
  2. ^ Колвилл, Элизабет. «Просто еще одна гражданка?» Суд над Марией-Антуанеттой, 1790-1793» . Мастерская истории (28): 63–87. JSTOR   4288925 .
  3. ^ Чисхолм 1911 .
  4. ^ Зоненшер, Майкл. «Санкюлоты года II: переосмысление языка труда в революционной Франции». Социальная история Том. 9 № 3 (1984): 326.
  5. ^ Вебер, Кэролайн (2003). «Глава 2: Террор, который говорит: невыразимая политика Робеспьера и Сен-Жюста» (PDF) . Террор и его недовольство: подозрительные слова в революционной Франции . Университет Миннесоты Пресс. п. 78. ИСБН  978-0-8166-9333-7 . JSTOR   10.5749/j.cttts898.6 .
  6. ^ Эбер, Жак-Рене (1790). «Пробуждение отца Дюшена» . Отец Дюшен . Проверено 18 мая 2021 г.
  7. ^ Макнамара, Чарльз Б. (1974). ЭБЕРТИСТЫ: ИЗУЧЕНИЕ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИОННОЙ «ФРАКЦИИ» ВО ВРЕМЯ ТЕРРОРА, 1793-1794 (доктор философии). Фордэмский университет.
  8. ^ Колвилл, Элизабет (1989). «Просто еще одна «гражданка?» Мария-Антуанетта на суде, 1790–1793». Историческая мастерская . 28 (28): 65. дои : 10.1093/hwj/28.1.63 . JSTOR   4288925 .
  9. ^ Jump up to: а б Гилкрист, Джон Томас (1971). Пресса во время Французской революции . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. п. 21.
  10. ^ Ландес, Джоан. «Больше, чем слова: печатный станок и Французская революция». Обзор революции в печати: Пресса во Франции, Роберт Дартон, Дэниел Рош; «Naissance du Journal Revolutionnaire», Клод Лаброс, Пьер Рета; «Революция журнала» Пьера Рета; Революционные новости; Пресса во Франции, Джереми Д. Попкин. Исследования восемнадцатого века Том. 25 № 1 (1991): 85–91.
  11. ^ Колвилл, Элизабет. «Просто еще одна гражданка?» Суд над Марией-Антуанеттой, 1790-1793» . Мастерская истории (28): 63–87. JSTOR   4288925 .
  12. ^ Дойл, Уильям (1989); Оксфордская история Французской революции ; Кларендон Пресс; ISBN   0-19-822781-7 . См. стр. 250: «Когда Марата заставили замолчать, «Отец Дюшен» Эбера, написанный на изобилующем ругательствами народном языке, стал бесспорным бестселлером в Париже».
  13. ^ Колвилл, Элизабет. «Просто еще одна гражданка?» Суд над Марией-Антуанеттой, 1790-1793» . Мастерская истории (28): 63–87. JSTOR   4288925 .
  14. ^ Колвилл, Элизабет (1989). «Просто еще одна гражданка?» Мария-Антуанетта на суде, 1790–1793». Журнал исторической мастерской . 28 (28): 72–73. дои : 10.1093/hwj/28.1.63 .
  15. ^ Колвилл, Элизабет. «Просто еще одна гражданка?» Суд над Марией-Антуанеттой, 1790-1793» . Мастерская истории (28): 63–87. JSTOR   4288925 .
  16. ^ Кайзер, Томас. «Кто боится Марии-Антуанетты? Дипломатия, австрофобия и королева». Французская история, Vol. 14 № 3 (2000): 241–271.
  17. ^ Нейси, Орели (1 апреля 2011 г.). «Мнения и размышления о военном положении в печати и брошюрах (1789-1792)» . Исторические анналы Французской революции (на французском языке). 360 (360): 27–48. дои : 10.4000/ahrf.11639 . ISSN   0003-4436 .
  18. ^ Бейк, Пол (1970). «Ноябрь 1793 года: отец Дюшен, его плебейское обращение». Французская революция . стр. 271–276. дои : 10.1007/978-1-349-00526-0_39 . ISBN  978-1-349-00528-4 .
  19. ^ Колвилл, Элизабет. «Просто еще одна гражданка?» Суд над Марией-Антуанеттой, 1790-1793» . Мастерская истории (28): 63–87. JSTOR   4288925 .
  20. ^ Ру, Жак; Клотс, Анахарсис; Эбер, Жак-Рене; Марешаль, Сильвен (2018). «Жак Эбер» . В Абидоре, Митчелл (ред.). Постоянная гильотина: сочинения санкюлотов . Окленд, Калифорния: PM Press. п. 98. ИСБН  978-1-629-63406-7 .
  21. ^ Николь, Пол (октябрь – декабрь 1947 г.). «Дочь Эбера. Ее крестный отец. — Потомки отца Дюшена». Исторические анналы Французской революции . 19 (108): 326–332. JSTOR   41925452 .
  22. ^ Шартье, Роджер (1991). Культурные истоки Французской революции . Издательство Университета Дьюка. стр. 105–106.
  23. ^ Jump up to: а б Майер, Арно Дж. (2000). Фурии: насилие и террор во французской и русской революциях . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 441–442 . ISBN  9780691048970 .
  24. ^ Глиоццо, Чарльз А. (сентябрь 1971 г.). «Философы и религия: интеллектуальные истоки движения дехристианизации во Французской революции» . История Церкви . 40 (3): 273–283. дои : 10.2307/3163003 . JSTOR   3163003 . S2CID   162297115 . Проверено 17 мая 2021 г.
  25. ^ Jump up to: а б Латрейль, А. (2003). «Французская революция». Новая католическая энциклопедия . Том. 5 (Второе изд. 2003 г.). Томсон-Гейл . стр. 972–973. ISBN  978-0-7876-4004-0 .
  26. ^ Иоахим Вилате (1795) Тайные причины революции 9–10 термидора, с. 12-13
  27. ^ Дойл (1989); стр.270. | «Суд состоялся 21–4 марта, его результат был предрешен. Среди тех, кто отправился на эшафот вместе с отцом Дюшеном во второй половине дня двадцать четвертого числа, были Винсент, Ронсен и лидер секции Марата Моморо. "
  28. Страница 27 журнала BBC History, сентябрь 2015 г.
  29. ^ Ру, Жак; Клотс, Анахарсис; Эбер, Жак-Рене; Марешаль, Сильвен (2018). "Введение" . В Абидоре, Митчелл (ред.). Постоянная гильотина: сочинения санкюлотов . Окленд, Калифорния: PM Press. п. 14. ISBN  978-1-629-63406-7 .
  30. ^ Джереми Д., Попкин (1990). «Пресса и Французская революция через двести лет». Французские исторические исследования . 16 (3): 688–670. дои : 10.2307/286493 . JSTOR   286493 .
  • Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Эбер, Жак Рене» . Британская энциклопедия . Том. 13 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 167. 1911 года Британская энциклопедия , в свою очередь, дает следующие ссылки:
    • Луи Дюваль, «Эбер дома», в книге «Французская революция», обзор новой и новейшей истории , т. xii. и т. xiii.
    • Д. Матер, Ж. Р. Хиберт, автор книги «Отец Дюшен» до 10 августа 1792 г. (Бурж, Comm. Hist. du Cher, 1888).
    • Франсуа Виктор Альфонс Олар , Культ разума и Высшего существа (Париж, 1892).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 984fdd456283eea1e5c5371a7690f71e__1724216220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/1e/984fdd456283eea1e5c5371a7690f71e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jacques Hébert - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)