Якобинцы
Якобинский клуб | |
![]() Печать Якобинского клуба (1792–1794) | |
Преемник | Пантеон Клуб |
---|---|
Формирование | 1789 |
Основатель | Различные депутаты Национального собрания |
Основан в | Версальский дворец , Франция |
Растворенный | 12 ноября 1794 г |
Тип | Парламентская группа |
Юридический статус | Неактивный |
Цель | Основание якобинского общества
|
Штаб-квартира | Доминиканский монастырь , улица Сент-Оноре , Париж. |
Область | Франция |
Методы | От демократических инициатив к публичным актам политического насилия |
Членство (1793) | Около 500 000 [1] |
Официальный язык | Французский |
Президент | Антуан Барнав (первый) Максимилиан Робеспьер (последний) |
Ключевые люди | Бриссо , Робеспьер , Дюпор , Марат , Демулен , Мирабо , Дантон , Бийо-Варенн , Баррас , Колло д'Эрбуа , Сен-Жюст |
Дочерние компании | Газеты
|
Принадлежности | Все группы Национального собрания |
Часть серии о |
Радикализм |
---|
Эта статья является частью серии, посвященной |
Либерализм во Франции |
---|
![]() |
Общество друзей конституции ( фр . Société des amis de la Конституции ), переименованное в Общество якобинцев, друзей свободы и равенства ( Société des Jacobins, amis de la liberté et de l'égalité ) после 1792 года и обычно известный как Якобинский клуб ( Club des Jacobins ) или просто якобинцы ( / ˈ dʒ æ k ə b ɪ n / ; Французский: [ʒakɔbɛ̃] ), был самым влиятельным политическим клубом во время Французской революции 1789 года. Период его политического господства включает в себя период правления террора , во время которого более 10 000 человек были преданы суду и казнены во Франции, многие из которых были за политические преступления.
Первоначально основанный в 1789 году депутатами -антироялистами из Бретани , клуб превратился в общенациональное республиканское движение с числом членов, оцениваемым в полмиллиона и более человек. [1] Якобинский клуб был неоднороден и включал в себя обе видные парламентские фракции начала 1790-х годов: «Гору» и « жирондистов» . [3] В 1792–1793 годах жирондисты сыграли более заметную роль в руководстве Францией, когда они войну Австрии объявили и Пруссии , свергли короля Людовика XVI и основали Первую французскую республику . В мае 1793 года лидерам горной фракции во главе с Максимилианом Робеспьером удалось оттеснить фракцию жирондистов и контролировать правительство до июля 1794 года. Их время в правительстве характеризовалось высоким уровнем политического насилия, и по этой причине период якобинцев /Горное правительство идентифицируется как Царство Террора. В октябре 1793 года 21 видный жирондист был казнен на гильотине . Правительство, в котором доминируют горцы, казнило 17 000 противников по всей стране, чтобы подавить восстание в Вандее и восстания федералистов , а также предотвратить повторение подобных событий. В июле 1794 года Национальное собрание отстранило администрацию Робеспьера и его союзников от власти и казнило Робеспьера и 21 соратника . В ноябре 1794 года Якобинский клуб закрылся.
В Британской империи якобинец был связан в первую очередь с «Горой» французских революционных правительств и был популярен среди устоявшихся и предпринимательских классов как уничижительный инструмент для высмеивания радикальной левой революционной политики, особенно когда она демонстрирует догматизм и жестокие репрессии. [4] В Британии этот термин слегка перекликался с негативным подтекстом якобитизма , прокатолического, монархического, редко повстанческого политического движения, которое исчезло десятилетиями ранее из-за свергнутого короля Англии Якова II и его потомков. Якобинство устарело и вытеснило его перед русской революцией термины (радикальный) марксизм , анархизм , социализм и коммунизм , когда его одолели .
Во Франции якобинцы сейчас в целом склоняются к умеренному авторитаризму , более равным формальным правам и централизации. [5] Точно так же оно может обозначать сторонников масштабного государственного вмешательства с целью преобразования общества. [6] Его беззастенчиво используют сторонники государственной системы образования, которая решительно продвигает и прививает гражданские ценности. Оно более спорно и менее прямо используется сторонниками сильного национального государства, способного противостоять нежелательному иностранному вмешательству. [7]
История
[ редактировать ]Фундамент
[ редактировать ]Когда Генеральные штаты 1789 года во Франции собрались в мае-июне 1789 года в Версальском дворце , якобинский клуб, возникший как Бретонский клуб , состоял исключительно из группы бретонских представителей, посещавших эти Генеральные штаты. [8] Вскоре к ним присоединились депутаты из других регионов Франции. Среди первых членов были доминирующий граф де Мирабо , парижский депутат аббат Сийес , Дофине депутат Антуан Барнав , Жером Петион , аббат Грегуар , Шарль Ламет , Александр Ламет , Артуа депутат Робеспьер , герцог д'Эгийон и Ла Ревельер-Лепо . В то время встречи происходили тайно, и осталось мало следов о том, что происходило и где они проводились. [8]
Трансфер в Париж
[ редактировать ]К маршу на Версаль в октябре 1789 года клуб, все еще полностью состоящий из депутатов, снова превратился в провинциальное собрание депутатов Национального Учредительного собрания из Бретани. Клуб был повторно основан в ноябре 1789 года как Société de la Revolution , отчасти вдохновленный письмом, отправленным Лондонским революционным обществом Ассамблее, с поздравлениями французов с восстановлением свободы. [9] [10] [11]
Чтобы разместить растущее число членов, группа арендовала для своих собраний трапезную доминиканского монастыря «якобинцев» на улице Сент-Оноре , рядом с резиденцией Ассамблеи. [10] [11] В конце января они изменили свое название на Société des amis de la Конституции , хотя к этому времени их оппоненты уже лаконично окрестили их «якобинцами» — прозвище, первоначально данное французским доминиканцам, потому что их первый дом в Париже находился на улице Сен- Жак . [8] [11]
Рост
[ редактировать ]
Оказавшись в Париже, клуб вскоре расширил свое членство не только депутатами. Всем гражданам был разрешен вход, и даже иностранцы приветствовались: английский писатель Артур Янг таким образом присоединился к клубу 18 января 1790 года . избирательное право , отделение церкви от государства и другие реформы. [12]
8 февраля 1790 года общество было официально создано на этой более широкой основе путем принятия правил, составленных Барнавом и подписанных президентом герцогом д'Эгийоном. [8] Цели клуба были определены так:
- Предварительно обсуждать вопросы, подлежащие решению Национальным Собранием .
- Работать над созданием и укреплением конституции в соответствии с духом преамбулы (то есть уважения к законно установленной власти и Декларации прав человека и гражданина ).
- Чтобы соответствовать другим обществам того же типа, которые должны быть сформированы в королевстве. [8]
В то же время были установлены правила порядка выборов и определен состав клуба. Должен был быть президент, избираемый каждый месяц, четыре секретаря, казначей и комитеты, избранные для наблюдения за выборами и презентациями, перепиской и управлением клубом. Любой член, который словом или действием доказывал, что его принципы противоречат конституции и правам человека, подлежал исключению. [8]
7-й статьей клуб постановил признать в качестве своих партнеров аналогичные общества в других частях Франции и поддерживать с ними регулярную переписку. К 10 августа 1790 г. насчитывалось уже сто пятьдесят два дочерних клуба; попытки контрреволюции привели к значительному увеличению их числа весной 1791 года, и к концу года якобинцы имели сеть филиалов по всей Франции. На пике популярности по всей Франции существовало не менее 7000 отделений, а число членов оценивалось в полмиллиона и более. Именно эта широко распространенная, но высокоцентрализованная организация дала Якобинскому клубу огромную власть. [1] [8]
Характер
[ редактировать ]
К началу 1791 года такие клубы, как «Якобинцы», « Клуб кордельеров» и «Серкль Социальный», все больше доминировали в политической жизни Франции. Многие мужчины были членами двух или более таких клубов. Женщин не принимали в члены Якобинского клуба (как и большинства других клубов), но им разрешалось следить за дискуссиями с балконов. Довольно высокая подписка Якобинского клуба ограничивала его членство только состоятельными мужчинами. Якобинцы утверждали, что говорят от имени народа, но сами не были «народом»: современники видели в якобинцах клуб буржуазии . [13]
Что касается центрального общества Парижа, то оно почти полностью состояло из профессиональных людей (таких как адвокат Робеспьер ) и зажиточной буржуазии (например, пивовар Сантер ). Однако с самого начала присутствовали и другие элементы. Помимо сына-подростка герцога Орлеанского аристократы , Луи-Филиппа такие как герцог д'Эгийон, принц де Бройль и виконт де Ноай , будущего короля Франции, массу членов составляли , а также буржуазия. В клуб также входили такие люди, как «отец» Мишель Жерар, крестьянин-владелец из Тюэль-ан-Монжермона в Бретани, чей грубый здравый смысл почитался как оракул народной мудрости и чей деревенский жилет и заплетенные в косы волосы впоследствии стали модель якобинской моды. [8]
Якобинский клуб поддерживал монархию вплоть до самого кануна республики (20 сентября 1792 г.) . Они не поддержали петицию от 17 июля 1791 года о свержении короля , а вместо этого опубликовали собственную петицию с призывом к замене короля Людовика XVI . [14]
Уход консервативных членов Якобинского клуба в июле 1791 года для создания собственного Фельянского клуба в некоторой степени радикализировал Якобинский клуб. [8]
Поляризация между робеспьеристами и жирондистами
[ редактировать ]В конце 1791 года группа якобинцев в Законодательном собрании выступала за войну с Пруссией и Австрией. Наиболее видным среди них был Бриссо , другими членами были Пьер Верньо , Фоше , Максимен Иснар , Жан-Мари Ролан . [14]
Максимилиан Робеспьер , также якобинец, решительно выступал против войны с Пруссией и Австрией – но в Якобинском клубе, а не в Ассамблее, где он не заседал. Робеспьер с пренебрежением называл этих якобинских сторонников войны «фракцией Жиронды»; некоторые, но не все, действительно были из департамента Жиронда . Якобинцы наконец избавились от фельянов в своей среде; количество клубов значительно увеличилось, их созывание стало общенациональной модой. [15] В марте 1792 года в отместку за сопротивление войне с Австрией министры Фейянов были изгнаны жирондистами. Ассамблея в апреле 1792 года наконец приняла решение о войне, следуя, таким образом, линии « жирондистов », но место Робеспьера среди якобинцев теперь стало гораздо более заметным. [14]
С этого момента начался процесс поляризации среди членов Якобинского клуба, между группой вокруг Робеспьера – после сентября 1792 года называвшейся « Монтаньяры » или «Гора», по-английски «Гора» – и жирондистами. Эти группы никогда не имели ни официального статуса, ни официального членства. Гора не была даже очень однородной в своих политических взглядах: их объединяло отвращение к жирондистам. [16]
В Законодательном собрании , управлявшем Францией с октября 1791 по сентябрь 1792 года, доминировали такие люди, как Бриссо, Иснар и Ролан: жирондисты. Но после июня 1792 года жирондисты все реже посещали Якобинский клуб, где Робеспьер, их яростный противник, становился все более доминирующим. [17]
Противостояние монтаньяров и жирондистов в Национальном конвенте
[ редактировать ]21 сентября 1792 года, после падения монархии, название, принятое Якобинским клубом после обнародования конституции 1791 года (Общество друзей конституции Séants aux Jacobins à Paris ), было изменено на Société des Jacobins, amis de la liberté. и равенство [8] (Общество якобинцев, друзей свободы и равенства). На вновь избранном Национальном съезде , управлявшем Францией с 21 сентября 1792 года, Максимилиан Робеспьер вернулся в центр французской власти. [17] Вместе со своим 25-летним протеже Луи-Антуаном де Сен-Жюстом , Маратом , Дантоном и другими сподвижниками они заняли места с левой стороны на самых высоких местах зала заседаний: поэтому та группа вокруг и во главе с Робеспьером называлась Горой. (Французский: la Montagne , les Montagnards ).
Некоторые историки предпочитают отождествлять парламентскую группу вокруг Робеспьера с якобинцами. [4] [18] что может сбивать с толку, поскольку не все монтаньяры были якобинцами, а их главные враги, жирондисты, изначально тоже были якобинцами. К сентябрю 1792 года Робеспьер действительно стал доминирующим голосом в Якобинском клубе. [16]
С конца 1791 года жирондисты стали противниками Робеспьера, заняв их место в правой части зала заседаний конвента. К этому времени они перестали посещать Якобинский клуб. [16]
Эти парламентские группы — монтаньяры и жирондисты — никогда не имели официального статуса, но историки оценивают численность жирондистов в Конвенте в 150 человек, а монтаньяров — в 120. Остальные 480 из 750 депутатов Конвента назывались « Равнинными » (франц. : la Plaine) и сумел сохранить некоторую скорость в дебатах, в то время как жирондисты и монтаньяры были заняты в основном придирками к противоположной стороне. [16]
Большинство министерств состояло из друзей или союзников жирондистов, но хотя жирондисты были сильнее, чем монтаньяры за пределами Парижа, внутри Парижа монтаньяры были гораздо более популярны, а это означает, что публичные галереи съезда всегда громко приветствовали монтаньяров, одновременно насмехаясь над ними. при выступлении жирондистов. [16]
6 апреля 1793 года съезд учредил Комитет общественного процветания (Комитет общественного процветания, также переводится как Комитет общественной безопасности) как своего рода исполнительное правительство из девяти, а затем и двенадцати членов, всегда подотчетных Национальному съезду. Первоначально в нем не было жирондистов, а только один или два монтаньяра, но постепенно влияние монтаньяров в Комитете росло. [16]
Жирондисты исключены из Национального собрания
[ редактировать ]В начале апреля 1793 года военный министр Паче заявил Национальному конвенту , что 22 лидера жирондистов должны быть запрещены. Позже в том же месяце Жирондистский Гуаде обвинил монтаньяра Марата в «проповедях грабежа и убийства» и попытке «разрушить суверенитет народа». Большинство членов Конвента согласились предать Марата суду, но суд быстро оправдал Марата. Эта очевидная победа монтаньяров усилила их антипатию к жирондистам, и появилось больше предложений избавиться от жирондистов. [16]
И 18, и 25 мая 1793 года исполняющий обязанности председателя съезда Иснар, жирондист, предупредил, что волнения и беспорядки на галереях и вокруг съезда в конечном итоге приведут страну к анархии и гражданской войне, и 25 мая он пригрозил, что : «Если что-нибудь случится с представителями нации, я заявляю от имени Франции, что весь Париж будет уничтожен». На следующий день Робеспьер заявил в Якобинском клубе, что народ должен «восстать против коррумпированных депутатов» на съезде. 27 мая и жирондисты, и монтаньяры обвинили другую партию в пропаганде гражданской войны. [16]
2 июня 1793 года Конвент был осажден во дворце Тюильри толпой численностью около 80 000 вооруженных солдат, шумно действовавшей под предводительством монтаньяров. В тот день на хаотичном заседании съезда был принят декрет, исключающий из съезда 22 ведущих жирондиста, в том числе Ланжуэне , Иснара и Фоше. [16] [19]
Правление Монтаньяров и гражданская война
[ редактировать ]Примерно в июне 1793 года Максимилиан Робеспьер и некоторые его соратники (монтаньяры) получили большую власть во Франции. [20] Многие из них, как и сам Робеспьер, были якобинцами: Фуше , [21] Колло д’Эрбуа , [20] Бийо-Варенн , [22] Марат , [20] Дантон , [23] Сен-Жюст . [24] Три других могущественных монтаньяра [20] не были известны как якобинцы: Барер , [25] Эбер [26] и Кутон . [27] Однако в «культурных войнах» и исторических трудах после 1793 года группу вокруг Робеспьера, доминировавшую во французской политике в июне 1793 – июле 1794 года, часто называли «якобинцами». [4] [18]
Многие из этих монтаньяров (и якобинцев) вошли или уже были в составе де-факто исполнительного правительства Франции, Комитета общественного процветания (или общественной безопасности) : Барер был в нем с апреля 1793 года. [28] по крайней мере до октября 1793 г., [20] Дантон служил там с апреля по июль 1793 года. [23] Кутон [29] и Сен-Жюст [30] вошел в Комитет в мае, Робеспьер вошел в него в июле, [20] Колло д’Эрбуа [31] в сентябре и Бийо-Варенн [22] также около сентября 1793 г.Робеспьер за стойкую приверженность и защиту своих взглядов получил прозвище и репутацию Неподкупного (Неподкупный или Неприступный). [32]
Несколько свергнутых депутатов жирондистско-якобинского Конвента, в том числе Жан-Мари Ролан , Бриссо , Петион, Луве , Бюзо и Гуаде , покинули Париж, чтобы помочь организовать восстания в более чем 60 из 83 департаментов против политиков и парижан, в основном монтаньяров, которые захватил власть над республикой. Правительство в Париже назвало такие восстания «федералистскими», что было неточно: большинство из них стремилось не к региональной автономии, а к другому центральному правительству. [20]
В октябре 1793 года 21 бывший депутат жирондистского конвента был приговорен к смертной казни за поддержку восстания в Кане . [20] В марте 1794 года монтаньяр Эбер и некоторые его последователи были приговорены к смертной казни; в апреле монтаньяр Дантон и 13 его последователей были приговорены к смертной казни; в обоих случаях после инсинуации Робеспьера в Конвенте о том, что эти «внутренние враги» содействуют «триумфу тирании». [28] Тем временем правительство, в котором доминировали монтаньяры, прибегло также к жестким мерам по подавлению того, что они считали контрреволюцией, заговором. [28] [20] и « враги свободы » в провинциях за пределами Парижа, в результате чего с сентября 1793 года по июль 1794 года по всей Франции было вынесено 17 000 смертных приговоров. [33] [34]
В конце июня 1794 года трое коллег по Комитету общественного процветания и безопасности – Бийо-Варенн, Колло д'Эрбуа и Карно – назвали Робеспьера диктатором. 10 термидора II года (28 июля 1794 г.), где-то вечером, Луи Лежандр был отправлен с войсками арестовать ведущих членов монтаньяров в ратуше де Виль и в самом якобинском клубе, где члены собирались каждую субботу. вечер. [35] Робеспьер и 21 соратник, включая якобинца Сен-Жюста и монтаньяра Кутона, были приговорены Национальным собранием к смертной казни и казнены на гильотине . [28]
Вероятно, из-за высокого уровня репрессивного насилия, но также и для того, чтобы дискредитировать Робеспьера и его соратников как единоличную ответственность за это. [36] – Историки взяли за привычку грубо называть период с июня 1793 по июль 1794 года « царством террора ». Позже и современные ученые объясняют, что высокий уровень репрессивного насилия произошел в то время, когда Франции угрожала гражданская война и коалиция иностранных враждебных держав, что требовало дисциплины террора, чтобы превратить Францию в единую республику, способную противостоять этой двойной опасности. . [8] [37]
Закрытие
[ редактировать ]
С казнью Робеспьера и других ведущих монтаньяров и якобинцев началась термидорианская реакция . Якобинцы стали мишенью термидорианских и антиякобинских газет. [38] с якобинцами, сокрушающимися по поводу контрреволюционных брошюр, «отравляющих общественное мнение». [39] Якобинцы отреклись от поддержки, которую они оказали Робеспьеру 9 термидора, но поддержали непопулярное возвращение к террору. [40] Тем временем финансы общества пришли в упадок. [41] а число членов упало до 600. [40] Кроме того, они были связаны с продолжающимися судебными процессами над видными членами Террора, причастными к зверствам в Нанте , особенно над Жаном-Батистом Каррье . [42]
Сформировались организованные банды, jeunesse doree или Muscadins , которые преследовали и нападали на членов якобинцев, даже нападая на зал якобинского клуба в Париже. [38] 21 брюмера Конвент отказался поддержать обеспечение защиты клуба. [43] Поздно вечером Комитет общей безопасности решил закрыть зал собраний якобинцев, в результате чего в четыре утра его заперли на висячем замке. [44]
На следующий день заседания, 22 брюмера (12 ноября 1794 г.), без обсуждения Национальное собрание почти единогласно приняло указ о окончательном закрытии Якобинского клуба. [45] [46] [47] [48] В течение года 93% якобинских клубов были закрыты по всей стране. [49] [50]
Воссоединение приверженцев якобинцев
[ редактировать ]Попыткой реорганизации якобинских приверженцев стало основание в июле 1799 года «Réunion d'amis de l'égalité et de la liberté» , штаб-квартира которого располагалась в зале Манеж в Тюильри , и поэтому была известна как Клуб дю Манеж. . Ему покровительствовал Баррас , и около двухсот пятидесяти членов двух советов законодательного собрания были зачислены в качестве членов, включая многих известных бывших якобинцев. Оно издавало газету под названием Journal des Libres , провозглашало апофеоз Робеспьера и Бабефа и критиковало Директорию как royauté pentarchique . Но общественное мнение теперь было преимущественно умеренным или роялистским, и клуб подвергся жестоким нападкам в прессе и на улицах. Подозрения правительства были возбуждены; ему пришлось сменить место своих собраний с Тюильри на церковь якобинцев (Храм Мира) на улице дю Бак, и в августе он был подавлен, просуществовав всего месяц. Ее члены отомстили Директории, поддержав Наполеон Бонапарт. [8] [51]
Влияние
[ редактировать ]Политическое влияние
[ редактировать ]Якобинское движение поощряло среди населения чувства патриотизма и свободы. Современники движения, такие как король Людовик XVI , определяли эффективность революционного движения не «в силе и 1789 году».штыки солдат, ружья, пушки и снаряды, но со знаками политической власти». [52] В конечном итоге якобинцам предстояло контролировать несколько ключевых политических органов, в частности Комитет общественного спасения и через него Национальный конвент, который был не только законодательным органом, но и брал на себя исполнительные и судебные функции. Якобинцы как политическая сила считались «менее эгоистичными, более патриотичными и более симпатизирующими населению Парижа». [53]
Якобинский клуб превратился в бюро французского республиканизма и революции , отвергнув свою первоначальную экономическую политику невмешательства и экономический либеральный подход в пользу экономического интервенционизма . [54] Придя к власти, они завершили отмену феодализма во Франции , которая была формально решена 4 августа 1789 года, но сдерживалась пунктом, требующим компенсации за отмену феодальных привилегий . [55]
Робеспьер вышел на политическую арену в самом начале Революции, будучи избранным представителем Артуа в Генеральных штатах . Робеспьер был просмотрен [ кем? ] как типичная политическая сила якобинского движения, все глубже вонзающая кинжал свободы в деспотизм монархии. Политические взгляды Робеспьера, ученика Руссо, основывались на идее общественного договора Руссо , которая продвигала «права человека». [56] Робеспьер особенно отдавал предпочтение правам широких слоев населения на питание, а не правам отдельных торговцев. «Я обвиняю вас в убийцах людей, и вы отвечаете: «Пусть они действуют, как хотят». В такой системе все против общества, все на стороне торговцев зерном». Робеспьер, как известно, развил эту концепцию в своей речи 2 декабря 1792 года: «Какова первая цель общества? Поддерживать неописуемые права человека. Каково первое из этих прав? Право на существование». [57]
Главной политической движущей силой якобинского движения было Царство Террора, которым руководил Комитет общественной безопасности, которому были даны исполнительные полномочия по очищению и объединению Республики. [58] Комитет ввел реквизицию , нормирование и призыв на военную службу для консолидации новых гражданских армий. Они учредили террор как средство борьбы с теми, кого они считали врагами внутри: Робеспьер заявил: «Первая максима вашей политики должна состоять в том, чтобы вести людей разумом, а врагов народа - террором». [51]
Местом собраний Братского общества патриотов обоего пола была старая библиотека монастыря, где жили якобинцы, и предполагалось, что Братское общество выросло из постоянных обитателей специальной галереи, отведенной для женщин в Якобинском клубе. . [59]
Жорж Валуа , основатель первой неитальянской фашистской партии Файссо , [60] утверждал, что корни фашизма берут начало в якобинском движении. [61] Это оспаривается, поскольку якобинцы были социально и политически либеральными , выступали против консерватизма и выступали за республиканизм . Якобинское движение считается левым . [62]
Левая политика
[ редактировать ]Политическая риторика и популистские идеи, поддерживаемые якобинцами, привели к развитию современных левых движений на протяжении 19 и 20 веков, при этом якобинство было политической основой почти всех левых школ мысли, включая анархизм , коммунизм и социализм . [63] [64] [65] Парижская Коммуна рассматривалась как революционная преемница якобинцев. [66] [67] Подспудное течение радикальных и популистских тенденций, поддерживаемых и проводимых якобинцами, создаст полный культурный и социальный шок внутри традиционных и консервативных правительств Европы, что приведет к появлению новых политических идей общества. Якобинская риторика привела к усилению секуляризации и скептицизма по отношению к правительствам Европы на протяжении 1800-х годов. [68] Эта сложная и полная революция в политической, социальной и культурной структуре, вызванная частично якобинцами, имела длительное влияние на всю Европу, причем такие социальные революции на протяжении 1800-х годов завершились революциями 1848 года . [69] [70]
Якобинский популизм и полное структурное разрушение старого порядка привели к усилению революционного духа во всей Европе, и такие изменения будут способствовать созданию новых политических основ. Левые организации возьмут различные элементы из основного фундамента якобинцев. Анархисты получили влияние от использования якобинцами массовых движений , прямой демократии и левого популизма . Якобинская философия полного демонтажа старой системы с совершенно радикальными и новыми структурами исторически рассматривается как одно из самых революционных и важных движений в современной истории. [64] [68] [70]
Культурное влияние
[ редактировать ]Культурное влияние якобинского движения во время Французской революции вращалось вокруг создания «Гражданина». Как заметил Жан-Жак Руссо 1762 года в книге «Общественный договор» : «Гражданство — это выражение возвышенной взаимности между индивидуальной и общей волей ». [71] Этот взгляд на гражданство и общую волю, будучи однажды обретенным, мог бы одновременно охватить Декларацию прав человека и гражданина и принять французскую конституцию 1793 года , а затем немедленно приостановить действие этой конституции и всей обычной законности и учредить революционные трибуналы , которые не предоставить презумпцию невиновности . [72]
Якобинцы считали себя конституционалистами, приверженными правам человека и, в частности, принципу декларации «сохранения естественных прав на свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению» (статья II Декларации). Конституция гарантировала защиту личной свободы и социального прогресса во французском обществе. Культурное влияние якобинского движения эффективно укрепило эти зачатки, создав среду для революции. Большинство якобинцев восхищались Конституцией как основой зарождающейся республики и роста гражданства. [73]
Якобинцы отвергли и церковь, и атеизм. Они создали новые религиозные культы, Культ Разума , а затем Культ Высшего Существа , чтобы заменить католицизм. [74] Они выступали за преднамеренную организованную государством религию как замену верховенства закона и замены насилия со стороны толпы, будучи наследниками войны , которая во время их прихода к власти угрожала самому существованию Революции. Придя к власти, якобинцы завершили свержение старого режима и успешно защитили революцию от военного поражения. Они укрепили республиканизм во Франции и внесли большой вклад в секуляризм и чувство государственности, которые по сей день характеризуют все французские республиканские режимы. Однако их безжалостные и несудебные методы дискредитировали Революцию в глазах многих. В результате Термидорианская реакция закрыла все якобинские клубы, отстранила всех якобинцев от власти и приговорила многих, далеко за пределами рядов Горы, к смерти или изгнанию. [75]
Список президентов Якобинского клуба
[ редактировать ]Вначале каждые два месяца, затем каждые две недели выбирался новый президент: [35]
- 1789 – Жак-Франсуа Мену , Исаак Рене Ги Шляпник.
- 1790 — Оноре Габриэль Рикети, граф Мирабо , Дюбуа-Крансе ; Максимилиан Робеспьер , конец марта — 3 июня 1790 г. [76]
- 1791 – Пьер-Антуан Антонель ;
- 1792 – Жан-Поль Марат.
- 1793 — Антуан Барнав , 3 июня — 23 июля; Максимилиан Робеспьер , 7–28 августа 1793 г. [77]
- 1794 — Жозеф Фуше , 11 июля; Николя Франсуа Вивье, 27 июля; отменен в ноябре
Результаты выборов
[ редактировать ]Год выборов | Количество общее количество голосов | % из общее голосование | Количество общее количество выигранных мест | +/– | Лидер |
---|---|---|---|---|---|
1791 [78] | 774 000 (3-е место) | 18.3 | 136 / 745 | Новый | |
Национальное собрание | |||||
1792 | 907 200 (2-й) | 26.7 | 200 / 749 | ![]() | |
Законодательный орган | |||||
1795 | Не участвовал | Не участвовал | 64 / 750 | ![]() |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Бринтон, Крейн (2011) [1930]. Якобинцы: Очерк новой истории . Издатели транзакций . п. XIX. ISBN 9781412848107 . Проверено 16 апреля 2015 г.
- ^ «Горный журнал» . Париж: Национальная библиотека Франции. 1 января 2021 г. Проверено 10 мая 2021 г.
- ^ «Монтаньяр | История Франции» . Британская энциклопедия . 2022 . Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Браун, Чарльз Брокден (2009) [1799]. Барнард, Филип; Шапиро, Стивен (ред.). Ормонд; или Тайный свидетель: с текстами по теме . Индианаполис: Издательство Hackett. п. 360 . ISBN 978-1-6038-4126-9 .
- ^ Рей, Ален , изд. (1992). Исторический словарь французского языка (на французском языке). Словари Ле Робера . ISBN 978-2321000679 .
- ^ Фюре, Франсуа ; Озуф, Мона (2007). Критический словарь Французской революции: идеи . Чемпионы (на французском языке). Полет. 267. Париж: Фламмарион. п. 243. ИСБН 978-2081202955 .
- ^ Фюре, Франсуа (1988). «Якобинизм». В Фюре, Франсуа ; Озуф, Мона (ред.). Критический словарь Французской революции [ Dictionnaire Critique de la Révolution française ]. Перевод Голдхаммера, Артура . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета (опубликовано в 1989 г.). п. 710. ИСБН 9780674177284 . Проверено 17 февраля 2019 г.
Семантическая эластичность этого термина во французской политике конца двадцатого века свидетельствует о работе времени. «Якобинизм» или «якобинец» теперь могут относиться к широкому спектру пристрастий: неделимый национальный суверенитет, роль государства в преобразовании общества, централизация правительства и бюрократии, равенство между гражданами, гарантированное единообразием закона, возрождение через образование. в республиканских школах или просто тревожная забота о национальной независимости. Однако в этом расплывчатом диапазоне значений по-прежнему доминирует центральная фигура суверенной и неделимой публичной власти, обладающей властью над гражданским обществом [...].
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л свободном доступе : Филлипс, Уолтер Элисон (1911). « Якобинцы ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 15 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 117–119. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Дютий, Реми (4 октября 2007 г.). «Лондонское революционное общество» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. стр. 239–40. doi : 10.1093/ref:odnb/96833 . ISBN 978-0-19-861412-8 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Перейти обратно: а б Алпо, Мика (2014). «Британское происхождение французских якобинцев: радикальная общительность и развитие сетей политических клубов» . Ежеквартальный журнал европейской истории . 44 . Публикации SAGE: 594. doi : 10.1177/0265691414546456 . S2CID 144331749 .
- ^ Перейти обратно: а б с Кеннеди, Майкл Л. (декабрь 1979 г.). «Основание якобинских клубов и развитие сети якобинских клубов, 1789-1791» . Журнал современной истории . 51 (4). Издательство Чикагского университета: 701–733. дои : 10.1086/241987 . JSTOR 1877163 . S2CID 144831898 .
- ^ «Всемирная история: Современная эпоха» . Worldhistory.abc-clio.com. Архивировано из оригинала 18 мая 2001 года . Проверено 11 августа 2012 г.
- ^ (на голландском языке) Ной Шустерман - De Franse Revolutie (Французская революция). Veen Media, Амстердам, 2015 г. (Перевод: Французская революция. Вера, желание и политика. Routledge, Лондон/Нью-Йорк, 2014 г.) Глава 3 (стр. 95–139): Гражданская конституция духовенства (лето). 1790–весна 1791).
- ^ Перейти обратно: а б с (на голландском языке) Ной Шустерман – De Franse Revolutie (Французская революция). Veen Media, Амстердам, 2015 г. (Перевод: Французская революция. Вера, желание и политика. Routledge, Лондон/Нью-Йорк, 2014 г.) Глава 4 (стр. 141–186): Бегство короля и упадок французской монархии (лето 1791 – лето 1792).
- ^ Кеннеди, Майкл Л. «Лучшие и худшие времена: сеть якобинских клубов с октября 1791 года по 2 июня 1793 года». Журнал современной истории 56, вып. 4 (1984): 640, 644-646, 648. http://www.jstor.org/stable/1880325 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я (на голландском языке) Ной Шустерман – De Franse Revolutie (Французская революция). Veen Media, Амстердам, 2015. (Перевод: Французская революция. Вера, желание и политика. Routledge, Лондон/Нью-Йорк, 2014.) Глава 6 (стр. 223–269): Новая Французская республика и ее враги ( осень 1792 г. – лето 1793 г.).
- ^ Перейти обратно: а б (на голландском языке) Ной Шустерман – De Franse Revolutie (Французская революция). Veen Media, Амстердам, 2015 г. (Перевод: Французская революция. Вера, желание и политика. Рутледж, Лондон/Нью-Йорк, 2014 г.) Глава 5 (стр. 187–221): Конец монархии и сентябрьская революция. Убийства (лето – осень 1792 г.).
- ^ Перейти обратно: а б Шариатмадари, Дэвид (27 января 2015 г.). «Не пора ли перестать использовать слово «террорист»?» . Хранитель . Проверено 8 июля 2017 г.
- ^ «Исторические деятели: Максимилиан Робеспьер (1758–1794)» . Би-би-си . Проверено 18 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я (на голландском языке) Ной Шустерман – De Franse Revolutie (Французская революция). Veen Media, Амстердам, 2015. (Перевод: Французская революция. Вера, желание и политика. Routledge, Лондон/Нью-Йорк, 2014.) Глава 7 (стр. 271–312): Восстания федералистов, Вандея и начало террора (лето-осень 1793 г.).
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). » энциклопедия Британская Том. 10 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 734–736.
- ^ Перейти обратно: а б Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 993–994.
- ^ Перейти обратно: а б «Профиль Жоржа Дантона» . Британская энциклопедия . Проверено 30 июня 2017 г.
- ^ Хэмпсон, Норман (1991). Сен-Жюст . Оксфорд: Basil Blackwell, Ltd., страницы 78–79.
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 397–398.
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 13 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 167.
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 7 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 337.
- ^ Перейти обратно: а б с д (на голландском языке) Ной Шустерман – De Franse Revolutie (Французская революция). Veen Media, Амстердам, 2015. (Перевод: Французская революция. Вера, желание и политика. Рутледж, Лондон/Нью-Йорк, 2014.) Глава 8 (стр. 313–356): Террор (осень 1793 г. – лето 1794 г.). ).
- ^ Колин Джонс, Спутник Лонгмана Французской революции (Лондон: Longman Publishing Group, 1990), 90-91
- ^ Хэмпсон, Норман (1991). Сен-Жюст . Оксфорд: Basil Blackwell, Ltd., стр. 111.
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 6 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 694.
- ^ Томпсон 1988 , стр. 174.
- ^ «Царство террора» . Британская энциклопедия . 2015 . Проверено 19 апреля 2017 г.
- ^ «Основные даты и хронология Французской революции» . marxists.org. Проверено 21 апреля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Проект положения Общества друзей конституции: собрание у якобинцев Парижа [ Проект положения Общества друзей конституции: собрание у якобинцев Парижа ] (на французском языке). Париж: Французский патриот. 1791 . Проверено 10 июня 2019 г.
- ^ Шама 1989 , с. 851.
- ^ Хейдон, Колин; Дойл, Уильям , ред. (2006). Робеспьер . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 260–61. ISBN 978-0521026055 . Проверено 19 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гендрон, Франсуа (1993). «1. Пробуждение умеренного мнения: закрытие якобинского клуба». Позолоченный юноша Термидора . Перевод Джеймса Куксона. Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN 0-7735-0902-Х . Первоначально на французском языке.
- ^ Гендрон 1993 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б Гендрон 1993 , с. 23.
- ^ Гендрон 1993 , с. 24.
- ^ Гендрон 1993 , с. 19.
- ^ Гендрон 1993 , с. 26.
- ^ Гендрон 1993 , с. 27-8.
- ^ Мари-Клод Барон; Корин Гомес-Ле Шевантон; Франсуаза Брюнель, ред. (2005). «Парламентские архивы с 1787 по 1860 год – Первая серия (1787–1799)» . Парламентские архивы Французской революции (на французском языке). 101 (1). Лион, Франция: Персей: 167–8.
- ^ Ла Туш, Меэ (13 ноября 1794 г.). «Национальный съезд: сессия 22 брюмера» . Друг граждан: Журнал торговли и искусства (23). Париж: Тальен и общество патриотов: 8.
- ^ Гомес-Ле Шевантон, Коринн; Брюнель, Франсуаза (июль 2015 г.). «Национальный съезд в парламентских архивах» . «Исторические анналы французской революции» . 381 (3). Перевод Джонсона, Джоан. Арманд Колен: 24 . Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ Гендрон 1993 , с. 28.
- ^ Кеннеди, Майкл Л. (2 мая 2000 г.). Якобинские клубы во время Французской революции 1793-1795 гг . Книги Бергана. ISBN 978-1-57181-186-8 – через Google Книги.
- ^ Дюрант, Уилл; Дюрант, Ариэль (1975). «Глава IV. Конвенция». Эпоха Наполеона – история европейской цивилизации 1789-1815 годов . История цивилизации. Часть XI. Нью-Йорк: Саймон и Шустер. п. 83.
- ^ Перейти обратно: а б «Справочник по современной истории: Максимилиан Робеспьер: оправдание применения террора» . Справочник по современной истории в Интернете . Проверено 25 июля 2012 г.
- ^ Шама 1989 , с. 279.
- ^ Бошер, Джон Ф. (1989). Французская революция . WW Нортон. п. 186. ИСБН 978-0393959970 .
- ^ Мартин, Клэр (2 мая 2013 г.). Друг народа, враг дела: Жан Поль Марат, Шарлотта Корде и консолидация якобинской власти в революционной Франции . Конференция молодых историков 2013 . Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ Аджемоглу, Дарон; и др. (апрель 2009 г.). Последствия радикальной реформы: Французская революция (PDF) (Отчет). Серия рабочих документов NBER. Национальное бюро экономических исследований . Проверено 12 марта 2022 г.
- ^ Шама 1989 , с. 475.
- ^ «Робеспьер» Мазорика К. в «Историческом словаре Французской революции», изд. Альберт Собул. Presss Universitaires de France, Париж: 1989.
- ^ Редферн, Ник (14 марта 2017 г.). Тайные общества: Полное руководство по истории, обрядам и ритуалам . Видимый чернильный пресс. ISBN 9781578596461 .
- ^ Алджер, Джон Голдворт (1894). Взгляды на Французскую революцию: мифы, идеалы и реальность . Сэмпсон Лоу, Marston & Company . п. 144 . Проверено 23 апреля 2015 г.
- ^ Стернхелл, Зеев (1976). «Анатомия фашистского движения во Франции: связка Жоржа Валуа». Французский журнал политических наук . 26 (1): 5–40. дои : 10.3406/rfsp.1976.393652 .
- ^ Камю, Жан-Ив; Лебур, Николя (20 марта 2017 г.). Ультраправая политика в Европе . Издательство Гарвардского университета. п. 20. ISBN 9780674971530 . Архивировано из оригинала 9 июня 2020 года . Проверено 9 мая 2020 г.
- ^ Леви, Джейкоб Т. (2 января 2004 г.). «Либеральное якобинство» . Этика . 114 (2): 318–336. doi : 10.1086/379357 – через CrossRef.
- ^ Катлер, Роберт М. (2014). «Антиякобинизм Бакунина: «тайные общества» для самоосвободившейся коллективистской социальной революции» (PDF) . Анархистские исследования . 22 (2). ISSN 0967-3393 . Архивировано из оригинала (PDF) 8 августа 2020 года . Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Глюкштейн, Донни (2011). Парижская Коммуна: революция в демократии . Книги Хеймаркет. ISBN 978-1-60846-118-9 .
- ^ Лубер, Лео А. (декабрь 1959 г.). «Интеллектуальные истоки французского якобинского социализма» . Международное обозрение социальной истории . 4 (3): 415–431. дои : 10.1017/S0020859000001437 . ISSN 1469-512X .
- ^ Прайс, Р.Д. (1972). «Идеология и мотивация в Парижской Коммуне 1871 года» . Исторический журнал . 15 (1): 75–86. дои : 10.1017/S0018246X00001850 . JSTOR 2638185 . S2CID 144481414 .
- ^ «Парижская Коммуна и идея государства» . Анархическая библиотека .
- ^ Перейти обратно: а б Киф, Томас М. (1986). «Обзор Якобинской республики 1792–1794 гг.; Термидорианский режим и Директория 1794–1799 гг.» . Учитель истории . 20 (1): 131–133. дои : 10.2307/493198 . ISSN 0018-2745 . JSTOR 493198 .
- ^ Хэнсон, Пол Р. (зима 2011 г.). «От якобинца к либералу» . Исторические размышления . 37 (3): 86–100 . Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Жюльен, Марк-Антуан (4 октября 1993 г.). От якобинца к либералу: Марк-Антуан Жюльен, 1775-1848 . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-2101-3 .
- ^ Шама 1989 , с. 354.
- ^ Питер Макфи, изд. (28 сентября 2012 г.). Спутник Французской революции . Уайли. п. 385. ИСБН 9781118316412 .
- ^ Бринтон, Крейн (2011) [1930]. Якобинцы: Очерк новой истории . Издатели транзакций . стр. 212–213. ISBN 9781412848107 . Проверено 16 апреля 2015 г.
- ^ Готшалк, Луи Р. (1929). Эпоха Французской революции (1715–1815) . Компания Хоутон Миффлин . стр. 258–259 .
- ^ Бошер, Джон Ф. (1988). Французская революция . WW Нортон. стр. 191–208. ISBN 9780393025880 .
- ^ А. Олар (1897) Общество якобинцев с. 714
- ^ А. Олар (1897) Общество якобинцев с. 717
- ^ Кеннеди, Майкл Л. (1984). «Лучшие и худшие времена: сеть якобинских клубов с октября 1791 года по 2 июня 1793 года» . Журнал современной истории . 56 (4): 635–666. дои : 10.1086/242735 . ISSN 0022-2801 . JSTOR 1880325 . S2CID 144683857 .
Библиография
[ редактировать ]- Шама, Саймон (1989). Граждане: хроника Французской революции . Кнопф. ISBN 0-394-55948-7 .
- Шустерман, Ной (2014). Французская революция. Вера, желание и политика . Рутледж: Лондон/Нью-Йорк.
- Томпсон, Дж. М. (1988). Робеспьер . Нью-Йорк: Б. Блэквелл. ISBN 978-0631155041 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бринтон, Крейн (1930). Якобинцы: Очерк новой истории . Издатели транзакций (опубликовано в 2011 г.). ISBN 9781412848107 .
- Десан, Сюзанна . «Конституционные амазонки»: якобинские женские клубы во Французской революции». в «Восстановлении власти в революционной Франции» под ред. Брайант Т. Рэган-младший и Элизабет Уильямс. (Рутгерс UP, 1992).
- Харрисон, Пол Р. Якобинская республика под огнем: восстание федералистов во Французской революции (2012), отрывок и текстовый поиск .
- Игонне, Патрис Л.-Р. Добро за пределами добродетели: якобинцы во время Французской революции (1998) отрывок и текстовый поиск .
- Кеннеди, Майкл А. Якобинские клубы во Французской революции, 1793–1795 (2000).
- Лефевр, Жорж. Французская революция: с 1793 по 1799 год (Том 2. Издательство Колумбийского университета, 1964).
- Мариса Линтон, Выбор террора: добродетель, дружба и подлинность во Французской революции (Oxford University Press, 2013).
- Макфи, Питер. Робеспьер: революционная жизнь (Yale University Press, 2012) отрывок и текстовый поиск
- Палмер, Роберт Розуэлл. Двенадцать правивших: год террора во Французской революции (1941).
- Собул, Альберт. Французская революция: 1787–1799 (1975), стр. 313–416.
Первоисточники
[ редактировать ]- Стюарт, Джон Холл, изд. (1951). Документальный обзор Французской революции . Нью-Йорк: Макмиллан . стр 454–538 . . Проверено 16 апреля 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Якобинцы. Архивировано 27 ноября 2020 года на сайте курса колледжа Wayback Machine Mount Holyoke.