Jump to content

Пусть это произойдет

Послушайте эту статью

Laissez-faire ( / ˌ l ɛ s ˈ f ɛər / LESS -ay- FAIR ; или / l ɑː ˌ s ɛ z ˈ f ɛ . j ə r / , от французского: Allez faire [lɛse fɛːʁ] , букв. « Let do » ) — тип экономической системы , в которой сделки между частными группами людей свободны от любой формы экономического интервенционизма (например, субсидий или регулирования ). Как система мышления, принцип невмешательства опирается на следующие аксиомы: «Человек является основной единицей общества, т. е. эталоном измерения в социальном исчислении; человек имеет естественное право на свободу; и физический порядок природы представляет собой гармоничную и саморегулирующуюся систему». [1] Первоначальной фразой было laissez faire, laissez passer , вторая часть означала «пусть (вещи) проходят». Обычно его приписывают Винсенту де Гурне . [2]

Другой базовый принцип невмешательства заключается в том, что рынки должны быть естественно конкурентными – правило, которое первые сторонники невмешательства . всегда подчеркивали [1]

The Physiocrats were early advocates of laissez-faire and advocated for a impôt unique, a tax on land rent to replace the "monstrous and crippling network of taxation that had grown up in 17th century France".[3] Their view was that only land should be taxed because land is not produced but a naturally existing resource, meaning a tax on it wouldn't be taking from the labour of the taxed, unlike most other taxes.[4][clarification needed]

Proponents of laissez-faire argue for a near complete separation of government from the economic sector.[5][verification needed] The phrase laissez-faire is part of a larger French phrase and literally translates to "let [it/them] do", but in this context the phrase usually means to "let it be" and in expression "laid back".[6] Although never practiced with full consistency, laissez-faire capitalism emerged in the mid-18th century and was further popularized by Adam Smith's book The Wealth of Nations.[7][8]

Etymology and usage[edit]

The term laissez-faire likely originated in a meeting that took place around 1681 between powerful French Controller-General of Finances Jean-Baptiste Colbert and a group of French businessmen headed by M. Le Gendre. When the eager mercantilist minister asked how the French state could be of service to the merchants and help promote their commerce, Le Gendre replied simply: "Laissez-nous faire" ("Leave it to us" or "Let us do [it]", the French verb not requiring an object).[9]

The anecdote on the Colbert–Le Gendre meeting appeared in a 1751 article in the Journal économique, written by French minister and champion of free trade René de Voyer, Marquis d'Argenson—also the first known appearance of the term in print.[10] Argenson himself had used the phrase earlier (1736) in his own diaries in a famous outburst:

Laissez faire, telle devrait être la devise de toute puissance publique, depuis que le monde est civilisé [...]. Détestable principe que celui de ne vouloir grandir que par l'abaissement de nos voisins ! Il n'y a que la méchanceté et la malignité du cœur de satisfaites dans ce principe, et l'intérêt y est opposé. Laissez faire, morbleu ! Laissez faire !![11]

Let go, which should be the motto of all public power, since the world was civilized [...]. [It is] a detestable principle of those that want to enlarge [themselves] but by the abasement of our neighbours. There is but the wicked and the malignant heart[s] [who are] satisfied by this principle and [its] interest is opposed. Let go, for God's sake! Let go!![12]

— René Louis de Voyer de Paulmy d'Argenson

Vincent de Gournay, a French Physiocrat and intendant of commerce in the 1750s, popularized the term laissez-faire as he allegedly adopted it from François Quesnay's writings on China.[13] Quesnay coined the phrases laissez-faire and laissez-passer,[14] laissez-faire being a translation of the Chinese term wu wei (無為).[15] Gournay ardently supported the removal of restrictions on trade and the deregulation of industry in France. Delighted with the Colbert–Le Gendre anecdote,[16] he forged it into a larger maxim all his own: "Laissez faire et laissez passer" ("Let do and let pass"). His motto has also been identified as the longer "Laissez faire et laissez passer, le monde va de lui même !" ("Let do and let pass, the world goes on by itself!"). Although Gournay left no written tracts on his economic policy ideas, he had immense personal influence on his contemporaries, notably his fellow Physiocrats, who credit both the laissez-faire slogan and the doctrine to Gournay.[17]

Before d'Argenson or Gournay, P. S. de Boisguilbert had enunciated the phrase "On laisse faire la nature" ("Let nature run its course").[18] D'Argenson himself during his life was better known for the similar, but less-celebrated motto "Pas trop gouverner" ("Govern not too much").[19]

The Physiocrats proclaimed laissez-faire in 18th-century France, placing it at the very core of their economic principles and famous economists, beginning with Adam Smith, developed the idea.[20] It is with the Physiocrats and the classical political economy that the term laissez-faire is ordinarily associated.[21] The book Laissez Faire and the General-Welfare State states: "The physiocrats, reacting against the excessive mercantilist regulations of the France of their day, expressed a belief in a 'natural order' or liberty under which individuals in following their selfish interests contributed to the general good. Since, in their view, this natural order functioned successfully without the aid of government, they advised the state to restrict itself to upholding the rights of private property and individual liberty, to removing all artificial barriers to trade, and to abolishing all useless laws."[20]

The French phrase laissez-faire gained currency in English-speaking countries with the spread of Physiocratic literature in the late 18th century. George Whatley's 1774 Principles of Trade (co-authored with Benjamin Franklin) re-told the Colbert-LeGendre anecdote; this may mark the first appearance of the phrase in an English-language publication.[22]

Herbert Spencer was opposed to a slightly different application of laissez faire—to "that miserable laissez-faire" that leads to men's ruin, saying: "Along with that miserable laissez-faire which calmly looks on while men ruin themselves in trying to enforce by law their equitable claims, there goes activity in supplying them, at other men's cost, with gratis novel-reading!"[23]

As a product of the Enlightenment, laissez-faire was "conceived as the way to unleash human potential through the restoration of a natural system, a system unhindered by the restrictions of government".[1] In a similar vein, Adam Smith[when?] viewed the economy as a natural system and the market as an organic part of that system. Smith saw laissez-faire as a moral program and the market its instrument to ensure men the rights of natural law.[1] By extension, free markets become a reflection of the natural system of liberty.[1] For Smith, laissez-faire was "a program for the abolition of laws constraining the market, a program for the restoration of order and for the activation of potential growth".[1]

However, Smith[24] and notable classical economists such as Thomas Malthus and David Ricardo did not use the phrase. Jeremy Bentham used the term, but it was probably[original research?] James Mill's reference to the laissez-faire maxim (together with the "Pas trop gouverner" motto) in an 1824 entry for the Encyclopædia Britannica that really brought the term into wider English usage. With the advent of the Anti-Corn Law League (founded 1838), the term received much of its English meaning.[25][need quotation to verify]

Smith first used the metaphor of an invisible hand in his book The Theory of Moral Sentiments (1759) to describe the unintentional effects of economic self-organization from economic self-interest.[26] Although not the metaphor itself, the idea lying behind the invisible hand belongs to Bernard de Mandeville and his Fable of the Bees (1705). In political economy, that idea and the doctrine of laissez-faire have long been closely related.[27] Some have characterized the invisible-hand metaphor as one for laissez-faire,[28] although Smith never actually used the term himself.[24] In Third Millennium Capitalism (2000), Wyatt M. Rogers Jr. notes a trend whereby recently "conservative politicians and economists have chosen the term 'free-market capitalism' in lieu of laissez-faire".[29]

American individualist anarchists such as Benjamin Tucker saw themselves as economic laissez-faire socialists and political individualists while arguing that their "anarchistic socialism" or "individual anarchism" was "consistent Manchesterism".[30]

History[edit]

Europe[edit]

In Europe, the laissez-faire movement was first widely promoted by the Physiocrats, a movement that included Vincent de Gournay (1712–1759), a successful merchant turned political figure. Gournay is postulated to have adapted the Taoist concept wu wei,[31] from the writings on China by François Quesnay[15] (1694–1774). Gournay held that government should allow the laws of nature to govern economic activity, with the state only intervening to protect life, liberty and property. François Quesnay and Anne Robert Jacques Turgot, Baron de l'Aulne took up Gournay's ideas. Quesnay had the ear of the King of France, Louis XV and in 1754 persuaded him to give laissez-faire a try. On September 17, the King abolished all tolls and restraints on the sale and transport of grain. For more than a decade, the experiment appeared successful, but 1768 saw a poor harvest, and the cost of bread rose so high that there was widespread starvation while merchants exported grain to obtain the best profit. In 1770, the Comptroller-General of Finances Joseph Marie Terray revoked the edict allowing free trade in grain.[32]

The doctrine of laissez-faire became an integral part of 19th-century European liberalism.[20] Just as liberals supported freedom of thought in the intellectual sphere, so were they equally prepared to champion the principles of free trade and free competition in the sphere of economics, seeing the state as merely a passive policeman, protecting private property and administering justice, but not interfering with the affairs of its citizens. Businessmen, British industrialists in particular, were quick to associate these principles with their own economic interests.[20] Many of the ideas of the physiocrats spread throughout Europe and were adopted to a greater or lesser extent in Sweden, Tuscany, Spain and in the newly created United States. Adam Smith, author of The Wealth of Nations (1776), met Quesnay and acknowledged his influence.[33]

In Britain, the newspaper The Economist (founded in 1843) became an influential voice for laissez-faire capitalism.[34] Laissez-faire advocates opposed food aid for famines occurring within the British Empire. In 1847, referring to the famine then underway in Ireland, founder of The Economist James Wilson wrote: "It is no man's business to provide for another".[35] More specifically, in An Essay on the Principle of Population, Malthus argued that there was nothing that could be done to avoid famines because he felt he had mathematically proven that population growth tends to exceed growth in food production. However, The Economist campaigned against the Corn Laws that protected landlords in the United Kingdom of Great Britain and Ireland against competition from less expensive foreign imports of cereal products. The Great Famine in Ireland in 1845 led to the repeal of the Corn Laws in 1846. The tariffs on grain which kept the price of bread artificially high were repealed.[36] However, repeal of the Corn Laws came too late to stop the Irish famine, partly because it was done in stages over three years.[37]

A group that became known as the Manchester Liberals, to which Richard Cobden (1804–1865) and John Bright (1811–1889) belonged, were staunch defenders of free trade. After the death of Cobden, the Cobden Club (founded in 1866) continued their work.[38] The breakdown of laissez-faire as practised by the British Empire was partly led by British companies eager for state support of their positions abroad, in particular British oil companies.[39]

In Italy, philosopher Benedetto Croce created the term "liberism" (derived from the Italian term liberismo), a term for the economic doctrine of laissez-faire capitalism; it is synonymous with economic liberalism. He claimed that "Liberalism can prove only a temporary right of private propriety of land and industries."[40] It was popularized in English by Italian political scientist Giovanni Sartori.[41] Sartori specifically imported the term from Italian to distinguish between social liberalism, which is generally considered a political ideology often advocating extensive government intervention in the economy, and those economic liberal theories that propose to virtually eliminate such intervention. In informal usage, liberism overlaps with other concepts such as free trade, neoliberalism, right-libertarianism, the American concept of libertarianism,[42] and the laissez-faire doctrine of the French liberal Doctrinaires. The intention of Croce and of Sartori to attack the right to private property and to free enterprise separating them from the general philosophy of liberalism, that is primarily a theory of natural rights, was always criticised openly by the quoted philosophers and by some of the main representatives of liberalism, such as Luigi Einaudi, Friedrich Hayek,[42][43][44] and Milton Friedman.[45] The Austrian School economist Eugen von Böhm-Bawerk argues that the differences between the economical concept of liberism[46] and the economical consequences of liberalism[47][48] can be summarized by saying that "A market is a law system. Without it, the only possible economy is the street robbery."[49]

United States[edit]

Исследование Фрэнка Бургина Конституционного собрания и последующих десятилетий утверждает, что прямое участие правительства в экономике было задумано отцами-основателями . [50] Причиной этого был экономический и финансовый хаос, от которого страна пострадала в соответствии со Статьями Конфедерации . Цель заключалась в том, чтобы гарантировать, что завоеванная дорогой ценой политическая независимость не была потеряна из-за экономической и финансовой зависимости от держав и князей Европы. Создание сильного центрального правительства, способного продвигать науку, изобретения, промышленность и торговлю, рассматривалось как важнейшее средство содействия общему благосостоянию и сделать экономику Соединенных Штатов достаточно сильной, чтобы они могли определять свою собственную судьбу. Другие рассматривают исследование Бургина, написанное в 1940-х годах и не опубликованное до 1989 года, как чрезмерную интерпретацию фактов, первоначально предназначенную для защиты «Нового курса», а затем для противодействия Рональда Рейгана . экономической политике [51]

Историк Кэтлин Дж. Донохью утверждает, что в XIX веке либерализм в Соединенных Штатах имел отличительные характеристики и что «в центре классической либеральной теории [в Европе] была идея невмешательства . Для подавляющего большинства американских классических либералов однако принцип невмешательства вообще не означал «отсутствие государственного вмешательства». Напротив, они были более чем готовы к тому, чтобы правительство вводило тарифы, субсидии для железных дорог и внутренние улучшения, и все это приносило пользу производителям». Яркие примеры государственного вмешательства в период до Гражданской войны в США включают создание Патентного ведомства в 1802 году; создание Управления стандартных весов и мер в 1830 году; создание Службы береговой службы (позже переименованной в Службу береговой службы США, а затем в Береговую и геодезическую службу США ) в 1807 году и другие меры по улучшению судоходства по рекам и гаваням; различные армейские экспедиции на запад, начиная с Льюиса и Кларка Корпус открытий в 1804 году и продолжавшийся до 1870-х годов, почти всегда под руководством офицера армейского корпуса инженеров-топографов и который предоставлял важную информацию последующим сухопутным пионерам; назначение армейских инженеров для оказания помощи или руководства изысканиями и строительством первых железных дорог и каналов; и учреждение Первого банка Соединенных Штатов и Второго банка Соединенных Штатов, а также различные протекционистские меры (например, тариф 1828 года ). Некоторые из этих предложений встретили серьезное сопротивление и потребовали принятия большого количества законов. Например, Первый национальный банк не добрался бы до стола президента Джорджа Вашингтона, не было соглашения если бы между Александром Гамильтоном и несколькими членами Конгресса от Юга о размещении столицы в округе Колумбия . В отличие от Гамильтона и федералистов были Томас Джефферсон и Джеймс Мэдисон. Оппозиционная политическая партия – Демократические республиканцы .

Большинство первых противников капитализма laissez-faire в Соединенных Штатах присоединились к американской школе . Эта школа мысли была вдохновлена ​​идеями Гамильтона, который предложил создать спонсируемый государством банк и повысить тарифы в пользу промышленных интересов Севера. После смерти Гамильтона более устойчивое протекционистское влияние в довоенный период исходило от Генри Клея и его Американской системы . В начале XIX века «совершенно очевидно, что ярлык невмешательства неуместен» для применения к отношениям между правительством Соединенных Штатов и промышленностью. [52] В середине 19 века Соединенные Штаты следовали вигской традиции экономического национализма , которая включала усиление государственного контроля, регулирования и макроэкономического развития инфраструктуры. [53] Вступили в силу общественные работы , такие как обеспечение и регулирование транспорта, например, железных дорог. Законы о Тихоокеанской железной дороге обеспечили развитие Первой трансконтинентальной железной дороги . [53] [54] Чтобы помочь оплатить свои военные усилия во время Гражданской войны, правительство Соединенных Штатов ввело свой первый подоходный налог с населения 5 августа 1861 года в рамках Закона о доходах 1861 года (3% всех доходов, превышающих 800 долларов США; отменено в 1872 году).

После Гражданской войны движение к смешанной экономике ускорилось. Протекционизм усилился с появлением тарифа Мак-Кинли 1890 года и тарифа Дингли 1897 года. Государственное регулирование экономики расширилось с принятием Закона о торговле между штатами 1887 года и Антимонопольного закона Шермана . В Прогрессивную эпоху было введено больше контроля над экономикой, о чем свидетельствует Вудро Вильсона администрации программа «Новая свобода» . После Первой мировой войны и Великой депрессии Соединенные Штаты перешли к смешанной экономике, которая сочетала свободное предпринимательство с прогрессивным подоходным налогом и в которую время от времени вмешивалось правительство, чтобы поддержать и защитить американскую промышленность от конкуренции из-за границы. Например, в 1980-е годы правительство стремилось защитить автомобильную промышленность «добровольными» ограничениями на экспорт из Японии. [55]

В 1986 году Пьетро С. Нивола писал: «В целом сравнительная сила доллара по отношению к основным иностранным валютам отражает высокие процентные ставки в США, вызванные огромным дефицитом федерального бюджета. Следовательно, источником большей части нынешнего ухудшения торговли является не общее состояние экономики, а, скорее, сочетание бюджетной и денежно-кредитной политики правительства – то есть проблематичное сочетание смелого снижения налогов, относительно жестких монетарных целей, щедрых военных расходов и лишь скромных сокращений в крупных программах пособий. Проще говоря. «Корни торговой проблемы и возрождающегося протекционизма, который она спровоцировала, носят фундаментально политический и экономический характер». [56]

Более поздним сторонником тотального невмешательства была объективистка Айн Рэнд , которая описала его как «отмену всех без исключения форм государственного вмешательства в производство и торговлю, разделение государства и экономики одинаковым способом и для тех же целей». причины как отделение Церкви от государства». [57] Эта точка зрения обобщена в так называемом железном законе регулирования, который представляет собой теорию, утверждающую, что любое государственное экономическое регулирование в конечном итоге приводит к чистым потерям в социальном благосостоянии. [58] Политическая философия Рэнда подчеркивала права личности (включая права собственности ). [59] и она считала капитализм невмешательства единственной моральной социальной системой, потому что, по ее мнению, это была единственная система, основанная на защите этих прав. [60] Она выступала против этатизма , который, как она понимала, включал в себя теократию , абсолютную монархию , нацизм , фашизм , коммунизм , социализм и диктатуру. [61] Рэнд считал, что естественные права должны обеспечиваться конституционно ограниченным правительством. [62] Хотя ее политические взгляды часто классифицируются как консервативные или либертарианские , для капитализма она предпочитает термин «радикальный». Она работала с консерваторами над политическими проектами, но не соглашалась с ними по таким вопросам, как религия и этика. [63] Она осудила либертарианство , которое она ассоциировала с анархизмом . [64] Она отвергла анархизм как наивную теорию, основанную на субъективизме , которая на практике могла привести только к коллективизму. [65]

Модели [ править ]

Капитализм [ править ]

Тесно родственное название капитализма laissez-faire — это сырой, чистый или неограниченный капитализм, который относится к капитализму, свободному от каких-либо правил. [66] с низким или минимальным [67] правительством и действует почти полностью из корыстных побуждений . Он разделяет аналогичную экономическую концепцию с анархо-капитализмом .

Сторонники капитализма laissez-faire утверждают, что он опирается на конституционно ограниченное правительство, которое безоговорочно запрещает применение силы и принуждения, включая мошенничество. Поэтому экономисты свободного рынка, такие как Милтон Фридман и Томас Соуэлл, утверждают, что в такой системе отношения между компаниями и работниками являются чисто добровольными, и работники, с которыми плохо обращаются, будут искать лучшего обращения в другом месте. Таким образом, большинство компаний будут конкурировать за работников на основе заработной платы, льгот и баланса между работой и личной жизнью точно так же, как они конкурируют друг с другом на рынке на основе относительной стоимости и качества своих товаров. [68] [ нужен неосновной источник ] [69] [ нужен неосновной источник ]

Так называемый «сырой» или «гиперкапитализм» является основным мотивом киберпанка в произведениях-антиутопиях , таких как «Синдикат» . [70] [71]

Социализм [ править ]

Хотя принцип невмешательства обычно ассоциируется с капитализмом , существует аналогичная экономическая теория и система невмешательства , связанная с социализмом, называемая левым принципом невмешательства . [72] [73] или анархизм свободного рынка , также известный как антикапитализм свободного рынка и социализм свободного рынка, чтобы отличить его от невмешательства . капитализма [74] [75] [76] Одним из первых примеров этого является мутуализм , разработанный Пьером-Жозефом Прудоном в 18 веке, из которого возник индивидуалистический анархизм . Бенджамин Такер — один из выдающихся американских анархистов-индивидуалистов , принявший систему невмешательства, которую он назвал анархическим социализмом, в противовес государственному социализму . [77] [78] Эта традиция недавно была связана с современными учеными, такими как Кевин Карсон , [79] [80] Родерик Т. Лонг, [81] [82] Чарльз В. Джонсон, [83] Брэд Спенглер, [84] Шелдон Ричман, [85] [86] [87] Крис Мэтью Скиабарра [88] и Гэри Чартье , [89] которые подчеркивают ценность радикально свободных рынков, называемых свободными рынками , чтобы отличить их от общей концепции, которая, по мнению этих левых либертарианцев, пронизана капиталистическими и государственническими привилегиями. [90] Их называют левыми рыночными анархистами. [91] или рыночно-ориентированные левые либертарианцы, [87] сторонники этого подхода решительно подтверждают классические либеральные идеи собственности на себя и свободного рынка , утверждая при этом, что, доведенные до логического завершения, эти идеи поддерживают антикапиталистические , антикорпоративистские , антииерархические и прорабочие позиции в экономике; антиимпериализм во внешней политике; и совершенно радикальные взгляды на такие культурные вопросы, как пол, сексуальность и раса. [92] [93] Критики принципа невмешательства в его общепринятом понимании утверждают, что настоящая система невмешательства была бы антикапиталистической и социалистической. [94] [95]

Кевин Карсон описывает свою политику как «находящуюся на внешней границе как либертарианства свободного рынка, так и социализма ». [96] а также резко критиковал интеллектуальную собственность. [97] Карсон определил работы Бенджамина Такера, Томаса Ходжскина , Ральфа Борсоди , Пола Гудмана , Льюиса Мамфорда , Элинор Остром , Питера Кропоткина и Ивана Иллича как источники вдохновения для своего подхода к политике и экономике. [98] В дополнение к четырем большим монополиям анархиста-индивидуалиста Бенджамина Такера (земля, деньги, тарифы и патенты), он утверждает, что государство также передало богатство богатым, субсидируя организационную централизацию в форме субсидий на транспорт и связь. Карсон считает, что Такер упустил из виду этот вопрос, поскольку Такер сосредоточил внимание на отдельных рыночных операциях, тогда как он также уделяет внимание организационным вопросам. Таким образом, основное внимание в его последних работах уделяется децентрализованному производству, а также неформальной экономике и экономике домохозяйств. [99] Теоретические разделы « Исследований по мутуалистической политической экономии» Карсона также представлены как попытка интегрировать маржиналистскую критику в трудовую теорию стоимости . [100]

В ответ на заявления о том, что он неправильно использует термин «капитализм», Карсон говорит, что намеренно решает возродить то, что, по его словам, является старым определением этого термина, чтобы «доказать свою точку зрения». Он утверждает, что «термин «капитализм», как он первоначально использовался, относился не к свободному рынку, а к типу этатистской классовой системы, в которой капиталисты контролировали государство, а государство вмешивалось в рынок от их имени». [101] Карсон считает, что «капитализм, возникший как новое классовое общество непосредственно из старого классового общества средневековья , был основан на акте грабежа, столь же массовом, как и ранние феодальные завоевания земель. вмешательство государства для защиты своей системы привилегий, без которой ее выживание невообразимо». [102] Карсон утверждает, что в настоящей системе невмешательства возможность извлекать прибыль из труда и капитала будет незначительной. [103] Карсон придумал уничижительный термин «вульгарное либертарианство» — фразу, которая описывает использование риторики свободного рынка в защиту корпоративного капитализма и экономического неравенства . По мнению Карсона, этот термин происходит от фразы «вульгарная политическая экономия», которую Карл Маркс описал как экономический порядок, который «намеренно становится все более апологетическим и предпринимает энергичные попытки уничтожить идеи, содержащие противоречия [существующие в экономической жизни]». . [104]

Гэри Чартье предлагает понимание прав собственности как условных, но жестко ограниченных социальных стратегий, отражающих важность многочисленных, перекрывающихся обоснований раздельной собственности и принципов естественного права практической разумности, защищая надежную, но не абсолютную защиту этих прав в определенном смысле. аналогично тому, который использовал Дэвид Юм . [105] Эта точка зрения отличается как от локковских , так и от нелокианских взглядов, которые выводят права собственности из идеи собственности на себя, а также от консеквенциалистских подходов, которые могут разрешать широко распространенное специальное вмешательство в собственность групп и отдельных лиц. [106] Шартье использует эту теорию, чтобы обосновать ясную формулировку естественно-правовой основы точки зрения о том, что солидарное перераспределение богатства отдельными людьми часто морально необходимо, но как реакция отдельных лиц и низовых сетей на конкретные обстоятельства, а не как управляемая государством мера. попытаться достичь определенной схемы распределения. [107] Он выдвигает подробные аргументы в пользу демократии на рабочем месте, основанной на таких принципах естественного права, как субсидиарность , [108] защищая его как морально желательный и вероятный результат устранения несправедливости, а не как нечто, что должно быть предписано государством. [109]

Шартье обсудил подходы естественного права к земельной реформе и оккупации фабрик рабочими. [110] Он возражает на основании естественного права против защиты интеллектуальной собственности, опираясь на свою теорию прав собственности в более общем плане. [111] и развивает общую теорию бойкотов, основанную на естественном праве . [112] Он утверждал, что сторонники подлинно свободных рынков должны открыто отвергать капитализм и идентифицировать себя с глобальным антикапиталистическим движением, подчеркивая при этом, что злоупотребления, на которые указывает антикапиталистическое движение, являются результатом терпимого насилия со стороны государства и гарантированных государством привилегий, а не добровольного сотрудничества и обмен. По мнению Шартье, «для [сторонников свободного рынка] имеет смысл называть то, против чего они выступают, «капитализмом». Это привлекает внимание к радикальным корням движения за свободу, подчеркивает ценность понимания общества как альтернативы государству, подчеркивает тот факт, что сторонники свободы возражают как неагрессивным, так и агрессивным ограничениям свободы, гарантирует, что защитники свободы не будут его не путают с людьми, которые используют рыночную риторику для поддержки несправедливого статус-кво, и выражают солидарность между защитниками свободных рынков и рабочими, а также с обычными людьми во всем мире, которые используют «капитализм» как сокращенное обозначение мира. -система, которая ограничивает их свободу и тормозит их жизнь». [102] [113]

Критика [ править ]

На протяжении многих лет ряд экономистов выступали с критикой экономики невмешательства . Адам Смит признает некоторую моральную двусмысленность в отношении системы капитализма. [114] У Смита были опасения относительно некоторых аспектов каждого из основных типов характера, созданных современным капиталистическим обществом, а именно землевладельцев, рабочих и капиталистов. [114] Смит утверждал, что «роль землевладельцев в экономическом процессе пассивна. Их способность получать доход исключительно от владения землей делает их ленивыми и неумелыми, и поэтому они, как правило, неспособны даже позаботиться о своих собственных». экономические интересы» [114] и что «[т] рост населения должен увеличить спрос на продукты питания, что должно увеличить арендную плату, что должно быть экономически выгодным для землевладельцев». По мнению Смита, землевладельцы должны поддерживать политику, которая способствует росту богатства наций, но они часто не поддерживают эту политику, способствующую экономическому росту, из-за своего собственного ленивого невежества и интеллектуальной вялости. [114] Смит ясно заявил, что, по его мнению, без морали и законов общество потерпит неудачу. С этой точки зрения кажется сомнительным, что Смит поддерживал чистый стиль капитализма Laissez-Faire, а идеи, которые он поддерживает в «Богатстве народов», во многом зависят от моральной философии из его предыдущей работы « Теория морального чувства» . [115]

Многие философы писали о системах, созданных обществом для управления своими цивилизациями. Томас Гоббс использовал концепцию « естественного состояния », то есть времени до появления какого-либо правительства или законов, в качестве отправной точки для рассмотрения этого вопроса. В это время жизнь будет « войной всех против всех ». Далее: «В таких условиях нет места трудолюбию, потому что плоды его неопределенны... постоянный страх и опасность насильственной смерти, а жизнь человека одинокая, бедная, отвратительная, жестокая и короткая». [116]

Независимо от предпочтительных политических предпочтений, все общества требуют наличия общих моральных ценностей в качестве предварительного условия для построения законов, защищающих людей друг от друга. Адам Смит написал «Богатство народов» в эпоху Просвещения, в период, когда преобладала позиция: «Все можно познать». По сути, европейские мыслители, вдохновленные Исааком Ньютоном и другими, приступили к «нахождению законов» всего сущего, что существует «естественный закон», лежащий в основе всех аспектов жизни. Они верили, что их можно обнаружить и что все во Вселенной можно рационально демистифицировать и каталогизировать, включая человеческие взаимодействия. [117]

Критики и аболиционисты рынка, такие как Дэвид МакНелли, придерживаясь марксистской традиции, утверждают, что логика рынка по своей сути приводит к несправедливым результатам и ведет к неравному обмену, утверждая, что моральные намерения и моральная философия Смита, поддерживающие равный обмен, были подорваны практикой свободного рынка, которую он считал. отстаивал. По мнению МакНелли, развитие рыночной экономики включало принуждение, эксплуатацию и насилие, которые моральная философия Смита не могла одобрять. [118]

Британский экономист Джон Мейнард Кейнс осуждал экономическую политику невмешательства . несколько раз [119] В «Конце невмешательства» (1926), одной из самых известных его критических статей, Кейнс утверждает, что доктрины невмешательства в некоторой степени зависят от неправильных дедуктивных рассуждений, и ставит вопрос о том, является ли рыночное решение или государственное вмешательство Что лучше, следует определять в каждом конкретном случае. [120]

Экономист австрийской школы заявил , Фридрих Хайек что свободно конкурентная банковская отрасль , придерживающаяся принципа невмешательства, имеет тенденцию быть эндогенно дестабилизирующей и проциклической, утверждая, что необходимость контроля со стороны центрального банка неизбежна. [121]

Карла Поланьи саморегулирующиеся В своей книге «Великая трансформация» рынки критикуются как аберрациональные, неестественные явления, ведущие к социальному разрушению. [122] [123]

В современной экономике понятие laissez-faire обычно имеет плохой оттенок, который намекает на предполагаемую потребность в сдержанности из-за социальных потребностей и гарантий, на которые не могут адекватно реагировать компании, имеющие только мотив получения прибыли.

Роберт Каттнер утверждает, что «более столетия народная борьба в демократических странах использовала национальное государство для сдерживания грубого капитализма. Власть избирателей уравновешивала власть капитала. Но по мере того, как национальные барьеры рушились во имя более свободной торговли, так же как и способность правительств управлять капитализмом в интересах широкой общественности. Таким образом, настоящая проблема заключается не в «торговле», а в демократическом управлении». [124]

Говорят, что основные проблемы сырого капитализма заключаются в пренебрежении качеством, долговечностью , устойчивостью , уважением к окружающей среде и людям, а также в отсутствии морали . [125] С этой более критической точки зрения компании, естественно, могут стремиться максимизировать прибыль за счет интересов работников и более широких социальных интересов. [126]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Гаспар, Туфик. Политическая экономия Ливана 1948–2002: пределы невмешательства . Бостон: Брилл, 2004. ISBN   978-90-04-13259-7 [ нужна страница ]
  2. ^ Эллен Джуди Уилсон; Питер Ханнс Рейл (1 августа 2004 г.). Энциклопедия Просвещения . Издательство информационной базы. п. 241. ИСБН  978-0-8160-5335-3 . Архивировано из оригинала 23 июля 2023 года . Проверено 21 июля 2012 г.
  3. ^ Ротбард, Мюррей (1995). Австрийский взгляд на историю экономической мысли . Издательство Эдварда Элгара. п. 371. ИСБН  0-945466-48-Х .
  4. ^ Гаффни, Мейсон. «Налогооблагаемый излишек земли: его измерение, охрана и сбор» . Архивировано из оригинала 10 мая 2015 года . Проверено 9 декабря 2014 г.
  5. ^ Набор кратких справочных справочников, «Базовые знания и современные технологии» (переработанный) Эдварда Х. Личфилда , доктора философии.
  6. ^ «Laissez-faire». Архивировано 27 сентября 2015 г. в Wayback Machine , Business Dictionary .
  7. ^ Эдвард Х. Личфилд . «Набор кратких справочных материалов, базовые знания и современные технологии» (переработанная редакция).
  8. ^ «Адам Смит» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 12 апреля 2020 года . Проверено 12 апреля 2020 г.
  9. ^ "Journal Oeconomique". Архивировано 30 апреля 2020 г. в Wayback Machine . Статья министра финансов Франции 1751 года.
  10. ^ М. д'Аржансон, «Письмо о диссертации маркиза де Беллони о торговле», апрель 1751 г., Journal Oeconomique, стр. 111. Архивировано 26 октября 2022 г. в Wayback Machine . См. А. Онкен, Die Maxime Allez do и . Пропусти, их Урспрунг, их Верден , 1866 г.
  11. ^ Цитируется в книге Дж. М. Кейнса, 1926 г., «Конец невмешательства». Аргенсона» «Мемуары были опубликованы только в 1858 г. под ред. Джаннет, Том V, с. 362. См. А. Онкен ( Die Maxime Пусть это произойдет и пусть это пройдет, ihr Ursprung, ihr Werden , 1866).
  12. ^ Оригинальный несколько дословный перевод с использованием французского Викисловаря, заархивировано 5 июня 2019 г. в Wayback Machine .
  13. ^ Багдианц Маккейб, Ина (2008). Ориентализм во Франции раннего Нового времени: евразийская торговая экзотика и старый режим . Издательство Берг. стр. 271–272. ISBN  978-1-84520-374-0 .
  14. ^ «Британская энциклопедия» . Британская энциклопедия, Inc., 31 мая 2023 г. Архивировано из оригинала 22 мая 2015 г. Проверено 23 июня 2022 г.
  15. ^ Jump up to: а б Кларк, Джей-Джей (1997). Восточное Просвещение: встреча азиатской и западной мысли . Рутледж. п. 50. ISBN  978-0-415-13376-0 .
  16. Согласно Ж. Тюрго «Eloge de Vincent de Gournay» , Mercure , август 1759 г. (перепечатка в Oeuvres of Turgot , т. 1, стр. 288. Архивировано 12 ноября 2022 г. в Wayback Machine .
  17. Гурне приписывают фразу Жаку Тюрго («Eloge a Gournay», Mercure 1759), маркизу де Мирабо ( «Philosophie agricole» , 1763 и «Ephémérides du Citoyen» , 1767), графу д'Альбону («Историческая история М. Кенэ», Nouvelles Ephémérides Économiques , май 1775, стр. 136–137) и DuPont de Nemours (Введение в Oeuvres de Jacques Turgot , 1808–11, Vol. I, стр. 257, 259, Daire ed.) и другие.
  18. ^ «Пока мы снова позволяем природе идти своим чередом, мы не должны бояться ничего подобного», П. С. де Буагильбер, 1707, Диссертация о природе богатства, денег и дани .
  19. ^ DuPont de Nemours, op cit , стр. 258. Онкен ( op.cit ) и Кейнс ( op.cit .) также приписывают маркизу д'Аржансону фразу « Pour gouverner mieux, il faudrait gouverner moins » («Чтобы управлять лучше, нужно меньше управлять»), возможно, это источник знаменитого девиза «Лучше то правительство, которое меньше всего управляет», популярного в американских кругах, приписываемого по-разному Томасу Пейну , Томасу Джефферсону и Генри Торо .
  20. ^ Jump up to: а б с д Хорошо, Сидни. Laissez Faire и государство всеобщего благосостояния . США: Издательство Мичиганского университета, 1964. Печать.
  21. ^ Макгрегор, Экономическая мысль и политика (Лондон, 1949), стр. 54–67.
  22. ^ Уотли Принципы торговли переизданы в трудах Бенджамина Франклина, том 2 , с. 401. Архивировано 12 ноября 2022 г. в Wayback Machine .
  23. ^ Правосудие, Часть IV этики (1892 г.). п. 44.
  24. ^ Jump up to: а б Рой К. Смит, Адам Смит и истоки американского предпринимательства: как отцы-основатели обратились к трудам великого экономиста и создали американскую экономику , Macmillan, 2004, ISBN   0-312-32576-2 , стр. 13–14.
  25. ^ Эбботт П. Ашер; и др. (1931). «Экономическая история – упадок принципа невмешательства». Американский экономический обзор . 22 (1, дополнение): 3–10.
  26. ^ Андрес Маррокен, Невидимая рука: Богатство Адама Смита , The Minerva Group, Inc., 2002, ISBN   1-4102-0288-7 , с. 123.
  27. ^ Джон Итвелл, Невидимая рука , WW Norton & Company, 1989, стр. Предисловие, x1.
  28. ^ Математический век: 30 величайших проблем за последние 100 лет (2006) Пьерджорджио Одифредди, Артуро Сангалли, Фриман Дж. Дайсон, с. 122 . Издательство Принстонского университета. 22 октября 2006 г. ISBN.  978-0-691-12805-4 . Проверено 30 июля 2013 г.
  29. ^ Роджерс, Вятт М. (2000). «1: Экономические силы в современном капитализме» . Капитализм третьего тысячелетия: конвергенция экономических, энергетических и экологических сил . Электронная книга ABC-Clio. Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Greenwood. п. 38. ISBN  978-1-56720-360-8 . Проверено 30 декабря 2016 г.
  30. ^ Такер, Бенджамин (1926). Индивидуальная свобода: отрывки из произведений Бенджамина Р. Такера . Нью-Йорк: Авангард Пресс. стр. 1–19. [ ISBN отсутствует ]
  31. ^ Кристиан Герлах , Ву-Вэй в Европе. Исследование евразийской экономической мысли. Архивировано 3 августа 2020 г. в Wayback Machine , Лондонская школа экономики - март 2005 г., с. 3 «распространение у-вэй , развивавшееся одновременно с внутриевропейским принципом невмешательства , ливанской моделью». п. 8 «Таким образом, у-вэй следует признать инструментом laissez-faire китайской политической экономии» с. 10 «Практика у-вэй эржи . Следовательно, именно этот вариант максимы невмешательства является основой «моральной философии» физиократии. Работа Приддата ясно показала, что у-вэй полной экономики должна считаться центральным элементом физиократии "с. 11 «что у-вэй переводится на французский язык как невмешательство ».
  32. ^ Уилл и Ариэль Дюрант, Руссо и революция , стр. 71–77, Саймон и Шустер, 1967, ISBN   0-671-63058-X .
  33. ^ Уилл и Ариэль Дюрант, Руссо и революция , с. 76, Саймон и Шустер, 1967 г., ISBN   0-671-63058-X .
  34. ^ Скотт Гордон (1955). «Лондонский экономист и прилив невмешательства». Журнал политической экономии . 63 (6): 461–488. дои : 10.1086/257722 . S2CID   154921783 .
  35. ^ Кормак О Града (1995). «Раздел: Идеология и рельеф в главе 2». Великий ирландский голод . Издательство Кембриджского университета . ISBN  978-0-521-55787-0 .
  36. ^ Джордж Миллер. О справедливости и эффективности . Политическая пресса, 2000. ISBN   978-1-86134-221-8 стр. 344
  37. ^ Кристин Кинили. Смертельный голод: Великий голод в Ирландии . Плутон Пресс, 1997. ISBN   978-0-7453-1074-9 . п. 59.
  38. ^ Антония Таддеи (1999). «Лондонские клубы в конце девятнадцатого века» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 17 декабря 2008 г. Проверено 30 декабря 2008 г.
  39. ^ Джонс, Дж. Гарет (1977). «Британское правительство и нефтяные компании 1912–1924: поиск нефтяной политики». Исторический журнал . 2 (3): 647–672. дои : 10.1017/s0018246x00011286 . JSTOR   2638433 . S2CID   161977401 .
  40. ^ (Кроче-Эйнауди, 1988, стр. 139)
  41. ^ Джованни Сартори. Возвращение к теории демократии (1987). Чатем, Нью-Джерси . Чатем Хаус. ISBN   0-934540-49-7 .
  42. ^ Jump up to: а б Пьетро Морони (25 апреля 2015 г.). «Две стороны неолиберальной медали – журнал Pandora» . Журнал Пандора . Архивировано из оригинала 22 июня 2018 года . Проверено 22 октября 2018 г.
  43. ^ Кроче и Эйнауди: сравнение либерализма и записи о либерализме (на итальянском языке) в Энциклопедии Treccani
  44. ^ Дарио Антисери. Политический либерализм и экономический либерализм . Маленький кран.
  45. ^ Ф. Хайек (1997). Либерализм . Идея. п. 62. Это также предполагает отказ от различия между политическим либерализмом и экономическим либерализмом (разработанного, в частности, Кроче как различие между либерализмом и либерализмом). Для английской традиции эти два понятия неразделимы. Фактически фундаментальный принцип, согласно которому принудительное вмешательство государственной власти должно ограничиваться принуждением к соблюдению общих правил простого поведения, лишает правительство права направлять и контролировать экономическую деятельность отдельных лиц.
  46. ^ Сторонники существования либеральной доктрины приписывают ее Адаму Смиту и его эссе «Богатство народов », где он пару раз использовал термин «либеральная политика» для обозначения беспошлинной торговли. Смит не одобрял отсутствие государственного регулирования, более того, он заявлял: « Люди одной профессии редко встречаются вместе, даже если ради досуга и развлечения, без того, чтобы разговор не приводил к заговору против обывателя или к каким-либо целесообразным поднять цены » .
  47. ^ Во французском языке говорят о libéralisme politique и libéralisme économique (последний также называется laissez-faire , букв. « пусть будет »), в испанском — о социальном либерализме и об экономическом либерализме . В английском языке говорится о свободной торговле , но также используется термин «либерализм» для обозначения экономического либерализма.
  48. ^ Карло, Сконьямиглио Пазини. «Либерализм и либерализм в споре между Кроче и Эйнауди» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 декабря 2016 года . Проверено 22 октября 2018 г.
  49. ^ Бем-Баверк (1999). Власть или экономический закон? . Руббеттино. п. 67.
  50. ^ Бургин, Фрэнк (1989). Великий вызов: миф о невмешательстве в раннюю республику . Джорджа Бразиллера Inc. Нью-Йорк: ISBN  978-0-06-097296-7 . [ нужна страница ]
  51. ^ Бургин, Франк (1 июня 1989 г.). «Великий вызов: миф о невмешательстве в раннюю республику» . Kirkusreviews.com. Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 года . Проверено 30 июля 2013 г.
  52. ^ Принс, Карл Э.; Тейлор, Сет (1982). «Дэниел Вебстер, Boston Associates и роль правительства США в процессе индустриализации, 1815–1830». Журнал ранней республики . 2 (3): 283–299. дои : 10.2307/3122975 . JSTOR   3122975 .
  53. ^ Jump up to: а б Гуэльзо, Аллен К. (1999). Авраам Линкольн: Президент-Искупитель . Гранд-Рапидс: паб WB Eerdmans. компании ISBN  978-0-8028-3872-8 . [ нужна страница ]
  54. ^ «От моря до сияющего моря: герои и злодеи первой трансконтинентальной железной дороги» . Объективный стандарт . 10.05.2019. Архивировано из оригинала 29 апреля 2021 г. Проверено 29 апреля 2021 г.
  55. ^ Роберт В. Крэндалл (1987). «Последствия торговой защиты США для автомобилей и стали» (PDF) . Документы Брукингса по экономической деятельности . 1987 (1): 271–288. дои : 10.2307/2534518 . JSTOR   2534518 . Архивировано (PDF) из оригинала 01 октября 2019 г. Проверено 24 сентября 2019 г.
  56. ^ Пьетро С. Нивола (1986). «Новый протекционизм: торговая политика США в исторической перспективе». Политология ежеквартально . 101 (4): 577–600. дои : 10.2307/2150795 . JSTOR   2150795 .
  57. ^ Рэнд, Айн- капитализм: неизвестный идеал, гл. 7, Новая американская библиотека, Signet, 1967.
  58. ^ Армстронг, Дж. Скотт; Грин, Кестен К. (01 октября 2013 г.). «Последствия политики корпоративной социальной ответственности и безответственности». Журнал бизнес-исследований . Стратегическое мышление в маркетинге. 66 (10): 1922–1927. CiteSeerX   10.1.1.663.508 . дои : 10.1016/j.jbusres.2013.02.014 . S2CID   145059055 .
  59. ^ Пейкофф 1991 , стр. 350–352.
  60. ^ Gotthelf 2000 , стр. 91–92; Пейкофф 1991 , стр. 379–380.
  61. ^ Пейкофф 1991 , стр. 369.
  62. ^ Пейкофф 1991 , с. 367.
  63. ^ Бернс 2009 , стр. 174–177, 209, 230–231; Ден Уйл и Расмуссен 1986 , стр. 225–226; Доэрти 2007 , стр. 189–190; Бранден 1986 , с. 252.
  64. ^ Sciabarra 1995 , стр. 266–267; Бернс 2009 , стр. 268–269.
  65. ^ Sciabarra 1995 , стр. 280–281; Пейкофф 1991 , стр. 371–372; Меррилл 1991 , с. 139.
  66. ^ Нолан, Питер (2008). Капитализм и свобода: противоречивый характер глобализации . Гимн Пресс. ISBN  978-1-84331-282-6 . Проверено 9 февраля 2017 г.
  67. ^ Орчард, Лайонел; Стреттон, Хью (2016). Общественные блага, общественное предприятие, общественный выбор: теоретические основы современной атаки на правительство . Спрингер. ISBN  978-1-349-23505-6 . Проверено 9 февраля 2017 г.
  68. ^ Милтон Фридман о профсоюзах - Свобода выбора , 22 февраля 2011 г., заархивировано из оригинала 11 декабря 2021 г. , получено 29 апреля 2021 г.
  69. ^ «Экономика против «потребностей», доктор Томас Соуэлл» . www.creators.com . 11 июня 2013 г. Архивировано из оригинала 29 апреля 2021 г. Проверено 29 апреля 2021 г.
  70. ^ Пэрис, Джеффри (1 июля 2005 г.). «Переосмысление конца современности». Социальная философия сегодня . 21 : 173–189. дои : 10.5840/socphiltoday20052120 .
  71. ^ Килгор, Кристофер Д. (2017). «Плохие сети: от вируса к раку в посткиберпанковском повествовании». Журнал современной литературы . 40 (2): 165–183. doi : 10.2979/jmodelite.40.2.10 . JSTOR   10.2979/jmodelite.40.2.10 . S2CID   157670471 .
  72. ^ Ник Мэнли. «Краткое введение в левую экономическую теорию Laissez Faire: Часть первая». Архивировано 18 августа 2021 г. в Wayback Machine .
  73. ^ Ник Мэйли. «Краткое введение в левую экономическую теорию Laissez Faire: Часть вторая». Архивировано 16 мая 2021 г. в Wayback Machine.
  74. ^ Чартье, Гэри; Джонсон, Чарльз В. (2011). Рынки, а не капитализм: индивидуалистический анархизм против боссов, неравенства, корпоративной власти и структурной бедности . Бруклин, Нью-Йорк: Малые композиции / Autonomedia
  75. ^ «Он знакомит с открывающим глаза подходом к радикальной социальной мысли, укорененной в равной степени в либертарианском социализме и рыночном анархизме». Чартье, Гэри; Джонсон, Чарльз В. (2011). Рынки, а не капитализм: индивидуалистический анархизм против боссов, неравенства, корпоративной власти и структурной бедности . Бруклин, Нью-Йорк: Второстепенные композиции/Autonomedia. п. задняя крышка.
  76. ^ «Но всегда существовало рыночно-ориентированное направление либертарианского социализма, которое подчеркивало добровольное сотрудничество между производителями. А рынки, если их правильно понимать, всегда были связаны с сотрудничеством. Как комментатор в блоге Hit&Run журнала Reason, отмечая ссылку Джесси Уокера Каждая сделка — это совместный акт». В ответ на статью Келли он сказал: « Доброе слово реабилитировано». Архивировано 10 марта 2016 г. в Wayback Machine Кевином Карсоном на веб-сайте Центра общества без гражданства.
  77. ^ Такер, Бенджамин. «Государственный социализм и анархизм». Архивировано 11 марта 2019 г. в Wayback Machine .
  78. ^ Браун, Сьюзен Лав. 1997. «Свободный рынок как спасение от правительства». В значениях рынка: свободный рынок в западной культуре . Издательство Берг. п. 107.
  79. ^ Карсон, Кевин А. (2008). Теория организации: либертарианская перспектива . Чарльстон, Южная Каролина: BookSurge.
  80. ^ Карсон, Кевин А. (2010). Промышленная революция в доморощении: манифест с низкими накладными расходами . Чарльстон, Южная Каролина: BookSurge.
  81. ^ Лонг, Родерик Т. (2000). Разум и ценность: Аристотель против Рэнда . Вашингтон, округ Колумбия: Центр объективистов
  82. ^ Лонг, Родерик Т. (2008). « Интервью с Родериком Лонгом , заархивировано 27 марта 2020 г. в Wayback Machine »
  83. ^ Джонсон, Чарльз В. (2008). « Свобода, равенство, солидарность: на пути к диалектическому анархизму . Архивировано 26 июня 2022 г. в Wayback Machine ». Анархизм/минархизм: является ли правительство частью свободной страны? В книге Лонг, Родерик Т. и Мэчан, Тибор Олдершот: Эшгейт, стр. 155–188.
  84. Спенглер, Брэд (15 сентября 2006 г.). « Рыночный анархизм как стигмергический социализм. Архивировано 10 мая 2011 года на archive.today .
  85. Ричман, Шелдон (23 июня 2010 г.). « Почему левый либертарианец? Архивировано 3 января 2020 г. в Wayback Machine » The Freeman . Фонд экономического образования.
  86. Ричман, Шелдон (18 декабря 2009 г.). « Пролетарии всего мира объединяются ради свободного рынка» . Архивировано 22 июля 2014 года в Wayback Machine . Фонд экономического образования.
  87. ^ Jump up to: а б Шелдон Ричман (3 февраля 2011 г.). « Левые либертарианцы: антикапитализм свободного рынка, неизвестный идеал. Архивировано 9 мая 2012 года в Wayback Machine ». Американский консерватор . Проверено 5 марта 2012 г.
  88. ^ Скиабарра, Крис Мэтью (2000). Полная свобода: на пути к диалектическому либертарианству . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета.
  89. ^ Чартье, Гэри (2009). Экономическая справедливость и естественное право . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  90. ^ Гиллис, Уильям (2011). «Свободный рынок». В Шартье, Гэри и Джонсон, Чарльз. Рынки, а не капитализм . Бруклин, Нью-Йорк: Второстепенные композиции/Autonomedia. стр. 19–20.
  91. ^ Чартье, Гэри; Джонсон, Чарльз В. (2011). Рынки, а не капитализм: индивидуалистический анархизм против боссов, неравенства, корпоративной власти и структурной бедности . Бруклин, Нью-Йорк: Второстепенные композиции/Autonomedia. стр. 1–16.
  92. ^ Гэри Чартье и Чарльз В. Джонсон (редакторы). Рынки, а не капитализм: индивидуалистический анархизм против боссов, неравенства, корпоративной власти и структурной бедности . Минорные композиции; 1-е издание (5 ноября 2011 г.)
  93. ^ Гэри Чартье присоединился к Кевину Карсону, Чарльзу В. Джонсону и другим (перекликаясь с высказываниями Бенджамина Такера , Лисандера Спунера и Томаса Ходжскина ) в утверждении, что - из-за его наследия, освободительных целей и потенциала - радикальный рыночный анархизм должен рассматриваться его сторонниками и другими как часть социалистической традиции и что рыночные анархисты могут и должны называть себя социалистами. См. Гэри Чартье, «Защитники свободных рынков должны противостоять капитализму», «Антикапитализм свободного рынка?» сессия, ежегодная конференция Ассоциации образования частных предприятий (Дворец Цезаря, Лас-Вегас, Невада, 13 апреля 2010 г.); Гэри Чартье, «Защитники свободных рынков должны принять «антикапитализм»». Архивировано 29 сентября 2019 г. в Wayback Machine ; Гэри Чартье, Социалистические цели, рыночные средства: пять эссе, заархивированные 28 марта 2019 г. в Wayback Machine . СП. Такер, «Социализм».
  94. ^ Ник Мэнли, «Краткое введение в левую экономическую теорию Laissez Faire: Часть первая». Архивировано 18 августа 2021 г. в Wayback Machine .
  95. ^ Ник Мэнли, «Краткое введение в левую экономическую теорию Laissez Faire: Часть вторая». Архивировано 16 мая 2021 г. в Wayback Machine .
  96. ^ «Введение - Кевин Карсон» . Архивировано 29 марта 2019 г. в Wayback Machine .
  97. ^ Карсон, Кевин. «Интеллектуальная собственность – либертарианская критика» . c4ss.org. Архивировано из оригинала 11 сентября 2012 года . Проверено 23 мая 2009 г.
  98. ^ Кевин А. Карсон, Введение. Архивировано 16 октября 2012 г. в Wayback Machine , Искусство возможного .
  99. ^ Карсон, Кевин. «Промышленная политика: новое вино в старых бутылках» . c4ss.org. Архивировано из оригинала 11 сентября 2012 года . Проверено 26 мая 2009 г.
  100. Кевин Карсон, «Исследования в области мутуалистической политической экономии» , архивировано 15 апреля 2011 г. в Wayback Machine chs. 1–3.
  101. ^ Карсон, Ответы Кевина А. Карсона. Архивировано 17 августа 2014 г. в Wayback Machine . Журнал либертарианских исследований, том 20, № 1 (зима 2006 г.): 97–136 [116–117].
  102. ^ Jump up to: а б Ричман, Шелдон, левые либертарианцы. Архивировано 14 августа 2011 г. в Wayback Machine , The American Conservative (март 2011 г.).
  103. ^ Дин, Брайан (зима 2002 г.). «Руководство блефа по революционной экономике» . Бездельник . Архивировано из оригинала 27 апреля 2009 года . Проверено 24 мая 2009 г.
  104. ^ Маркс, Теории прибавочной стоимости, III, с. 501.
  105. ^ См. Гэри Чартье, Анархия и правовой порядок: закон и политика для общества без гражданства (Нью-Йорк: Cambridge UP 2013) 44–156.
  106. ^ См. Гэри Чартье, «Естественный закон и неагрессия», Acta Juridica Hungarica 51.2 (июнь 2010 г.): 79–96 и, более раннюю версию, Justice 32–46.
  107. ^ См. Правосудие 47–68.
  108. ^ Правосудие 89–120.
  109. ^ См. Гэри Чартье, «Пиратские конституции и демократия на рабочем месте», Ежегодник права и этики 18 (2010): 449–467.
  110. ^ Правосудие 123–154.
  111. ^ См. Гэри Чартье, «Интеллектуальная собственность и естественное право», Австралийский журнал юридической философии 36 (2011): 58–88.
  112. ^ См. Правосудие 176–182.
  113. ^ «Защитники свободных рынков должны принять «антикапитализм». Архивировано 23 октября 2021 г. в Wayback Machine .
  114. ^ Jump up to: а б с д Спенсер Дж. Пэк. Капитализм как моральная система: критика свободной рыночной экономики Адамом Смитом. Великобритания: Эдвард Элгар, 2010. Печать.
  115. ^ Макфи, Алабама (1959). «Моральные чувства Адама Смита как основа богатства его народов». Оксфордские экономические документы . 11 (3): 209–228. doi : 10.1093/oxfordjournals.oep.a040824 .
  116. ^ Гоббс, Томас (1909–14). О человеке, являющемся первой частью Левиафана . Кольер и сын.
  117. ^ «Просвещение» . History.com . 2009. Архивировано из оригинала 07 февраля 2021 г. Проверено 29 апреля 2021 г.
  118. ^ МакНелли, Дэвид (1993). Против рынка: политическая экономия, рыночный социализм и марксистская критика . Версо. ISBN  978-0-86091-606-2 .
  119. ^ Досталер, Жиль, Кейнс и его битвы (Edward Elgar Publishing, 2007), стр. 91.
  120. ^ Досталер 2007, с. 91; Барнетт, Винсент, Джон Мейнард Кейнс (Routledge, 2013), с. 143.
  121. ^ Уайт, Лоуренс Х. (1999). «Почему Хайек не поддерживал Laissez Faire в банковском деле?» (PDF) . История политической экономии . 31 (4): 753–769. дои : 10.1215/00182702-31-4-753 . Архивировано (PDF) из оригинала 1 апреля 2013 года . Проверено 11 апреля 2013 г.
  122. ^ Поланьи, Карл (1944). Великая трансформация . Фаррар и Райнхарт.
  123. ^ Макклоски, Дейдра (1997). «Полани был прав и не прав» (PDF) . Восточный экономический журнал . Архивировано (PDF) из оригинала 07 августа 2021 г. Проверено 26 июля 2021 г.
  124. ^ Каттнер, Роберт (19 декабря 2001 г.). «Глобализация и ее критики» . Американский проспект. Архивировано из оригинала 13 сентября 2018 года . Проверено 17 марта 2019 г.
  125. ^ Керхове, Гилберт Ван (2012). Токсичный капитализм: оргия потребительства и отходов: мы последнее поколение на Земле? . АвторДом. ISBN  978-1-4772-1906-5 . Проверено 9 февраля 2017 г.
  126. ^ «Критика сырого капитализма со стороны Мюнтеферинга находит отклик» . Файнэншл Таймс . Архивировано из оригинала 10 декабря 2022 г. Проверено 9 февраля 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]

Источники [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Послушайте эту статью ( 1 минута )
Duration: 51 seconds.
Разговорная иконка Википедии
Этот аудиофайл был создан на основе редакции этой статьи от 27 июня 2008 г. ( 27 июня 2008 г. ) и не отражает последующие изменения.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 89c14bf019e9f892f565eba5dcb1376e__1717975740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/89/6e/89c14bf019e9f892f565eba5dcb1376e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Laissez-faire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)