Модели Кералы
Модель Кералы относится к практикам, принятым индийским штатом Керала для дальнейшего развития человечества. Он характеризуется результатами, демонстрирующими сильные социальные показатели по сравнению с остальной частью страны, такие как высокий уровень грамотности и ожидаемой продолжительности жизни, значительно улучшенный доступ к здравоохранению, а также низкая детская смертность и рождаемость. Несмотря на более низкий доход на душу населения, штат иногда сравнивают с развитыми странами . [1] Эти достижения, а также факторы, ответственные за такие достижения, считаются характерными результатами модели Кералы. [1] [2] В академической литературе обсуждаются основные факторы, лежащие в основе успеха модели Кералы, такие как усилия по децентрализации, политическая мобилизация бедных слоев населения и активное участие организаций гражданского общества в планировании и реализации политики развития. [3]
Точнее, модель Кералы определяется как:
- Набор высоких показателей материального качества жизни , совпадающих с низкими доходами на душу населения, которые распределены почти по всему населению Кералы.
- Набор программ перераспределения богатства и ресурсов , которые во многом обеспечили высокие материальные показатели качества жизни.
- Высокий уровень политического участия и активности среди простых людей, а также значительное количество преданных своему делу лидеров на всех уровнях. Массовый активизм и преданные своему делу кадры Кералы способны функционировать в рамках большой демократической структуры, которую их активизм послужил укреплению.
История
[ редактировать ]Модель Кералы изначально отличалась от традиционного подхода к развитию, который фокусируется на достижении высоких темпов роста ВВП , однако в 1990 году пакистанский экономист Махбуб уль Хак изменил фокус экономики развития с учета национального дохода на политику, ориентированную на человека. Для подготовки « Доклада о человеческом развитии » (HDR) Хак собрал группу известных экономистов в области развития, в том числе: Пола Стритена , Фрэнсис Стюарт , Густава Раниса , Кейта Гриффина , Судхира Ананда и Мегнада Десаи . [4] [5]
Экономисты отмечают, что, несмотря на низкий уровень доходов, в штате высокий уровень грамотности, здоровые граждане и политически активное население. Исследователи начали глубже вникать в то, что происходит в модели Кералы, поскольку индексы человеческого развития, казалось, показывали уровень жизни, который был сопоставим с жизнью в развитых странах, хотя и на долю дохода. Уровень развития Кералы сопоставим со стандартами многих стран первого мира и в то время считался самым высоким в Индии. [6]
Несмотря на высокие стандарты человеческого развития, модель Кералы занимает низкое место с точки зрения промышленного и экономического развития. Высокий уровень образования в регионе привел к утечке мозгов, поскольку многие граждане мигрируют в другие части мира в поисках работы. Рынок труда в Керале вынуждает многих переезжать в другие места.
Индекс человеческого развития
[ редактировать ]Организация Объединенных Наций разработала Индекс человеческого развития (ИЧР) в 1990 году как составной статистический показатель, используемый для ранжирования стран по уровню «человеческого развития» и разделения развитых (высокий уровень развития), развивающихся (средний уровень развития) и слаборазвитых (низкий уровень развития) стран. ИЧР используется в ежегодных отчетах Программы развития Организации Объединенных Наций о человеческом развитии и состоит из данных об ожидаемой продолжительности жизни, образовании и ВВП на душу населения (как показатель уровня жизни), собранных на национальном уровне с использованием формулы. Этот индекс, который стал одним из наиболее влиятельных и широко используемых индексов для сравнения человеческого развития в разных странах, дал модели Кералы международное признание, поскольку с момента создания ИЧР Керала постоянно имела оценки, сопоставимые с развитыми странами. [7] [8]
По данным Global Data Lab, в 2021 году Керала снова возглавит рейтинг ИЧР среди индийских штатов с показателем 0,782. [9]
Общественное здравоохранение
[ редактировать ]История
[ редактировать ]Улучшение общественного здравоохранения в Керале по сравнению с другими индийскими штатами и странами с аналогичными экономическими условиями основано на долгой истории успешной политики, ориентированной на здравоохранение. [12] [13]
Одной из первых ключевых стратегий, реализованных Кералой, было введение обязательной вакцинации для государственных служащих, заключенных и студентов в 1879 году, еще до того, как Керала стала штатом, когда она состояла из автономных территорий. Более того, усилия миссионеров по созданию больниц и школ в недостаточно обслуживаемых районах расширили доступ к услугам здравоохранения и образования. [12] [14] Хотя классовые и кастовые разделения были жесткими и репрессивными, рост субнационализма в 1890-х годах привел к развитию общей идентичности среди классов и кастовых групп и поддержке общественного благосостояния. Одновременно рост сельского хозяйства и торговли в Керале также стимулировал государственные инвестиции в транспортную инфраструктуру. Таким образом, лидеры Кералы начали увеличивать расходы на здравоохранение, образование и общественный транспорт, проводя прогрессивную социальную политику. К 1950-м годам в Керале была значительно более высокая продолжительность жизни, чем в соседних штатах, а также самый высокий уровень грамотности в Индии. [12] [15]
После того как Керала стала штатом в 1956 году, общественный контроль за школами и медицинскими учреждениями продолжал расти, наряду с повышением грамотности жителей и осознанием необходимости доступа к медицинским услугам. Постепенно здравоохранение и образование стали главными приоритетами, что, по мнению местного исследователя общественного здравоохранения, было уникальным для Кералы. [12] [16] Высокая минимальная заработная плата в штате, расширение дорог, сильные профсоюзы и профсоюзы, земельные реформы и инвестиции в чистую воду, санитарию, жилье, доступ к еде, инфраструктуру общественного здравоохранения и образование - все это способствовало относительному успеху системы общественного здравоохранения Кералы. [12] [17] Фактически, снижение уровня смертности за этот период времени удвоило население штата. [12] [18] а услуги иммунизации, ухода за инфекционными заболеваниями, мероприятия по повышению осведомленности о здоровье, а также дородовые и послеродовые услуги стали более доступными. [12] [17] В 1970-х годах, за десять лет до того, как Индия начала свою национальную программу иммунизации совместно с ВОЗ , Керала запустила программу иммунизации младенцев и беременных женщин. [12] [19] Кроме того, более мелкие частные медицинские учреждения дополняли усилия правительства по расширению доступа к медицинским услугам и предоставляли специализированную медицинскую помощь. [12] [20] В результате ожидаемая продолжительность жизни в Керале продолжала увеличиваться, хотя доходы домохозяйств оставались низкими. [12] [21] Таким образом, концепция «модели Кералы» была придумана исследователями развития в Керале в 1970-х годах, и штат получил международное признание за свои результаты в области здравоохранения, несмотря на относительно низкий доход на душу населения. [12] [22]
В середине 1970-х - начале 1990-х годов финансовый кризис заставил правительство сократить расходы на здравоохранение и другие социальные услуги. Сокращение федеральных расходов на здравоохранение также повлияло на бюджет здравоохранения Кералы. [12] [14] В результате качество и возможности государственных медицинских учреждений снизились, а жители протестовали. [12] [23] В конце концов, частные медицинские услуги начали брать верх, чему способствовало отсутствие государственного регулирования. Фактически, к середине 1980-х годов только 23% домохозяйств регулярно пользовались государственными услугами здравоохранения, а с 1986 по 1996 год рост частного сектора значительно превысил рост государственного сектора. [12] [14] [20]
В 1996 году Керала начала децентрализовать государственные учреждения здравоохранения и передать финансовую ответственность органам местного самоуправления, реализовав Народную кампанию за децентрализованное планирование в ответ на общественное недоверие и национальные рекомендации. [12] [13] [19] Например, новые бюджетные ассигнования дали местным органам власти контроль над от 35 до 40% государственного бюджета. Более того, кампания делала упор на улучшение ухода и доступа, независимо от уровня дохода, касты, племени или пола, что отражает цель не только эффективного, но и справедливого охвата. [13] [24] Была создана трехуровневая система самоуправления, состоящая из 900 панчаятов (сел), 152 кварталов и 14 районов. [13] [25] Существующая система здравоохранения возникла в результате поддержки местным самоуправлением строительства субцентров, центров первичной медико-санитарной помощи, которые поддерживают пять-шесть субцентров и обслуживают деревню, и местных медицинских центров. [13] Новая система также позволила органам местного самоуправления создавать комитеты по управлению больницами и закупать необходимое оборудование. [12] [19]
Подарок
[ редактировать ]Основой стандартов здравоохранения штата является общегосударственная инфраструктура центров первичной медико-санитарной помощи. [26] В соответствии с нынешней системой центры и субцентры первичной медико-санитарной помощи были переданы под юрисдикцию органов местного самоуправления, чтобы реагировать на местные потребности в области здравоохранения и более тесно сотрудничать с местными сообществами. [13] [25] В результате улучшились показатели здоровья и доступ к медицинским услугам. [13] [24] В штате насчитывается более 9 491 государственного и частного медицинского учреждения, насчитывающего около 38 000 коек на общую численность населения, в результате чего соотношение численности населения к койкам составляет 879 - одно из самых высоких в стране. [27] [10]
Существует активная, поддерживаемая государством программа питания для беременных и молодых матерей, и около 99% родов происходят в учреждениях/больницах. [28] что привело к детской смертности в 2018 году, составившей 7 на тысячу, [29] по сравнению с 28 в Индии в целом [30] и 18,9 для стран с низким и средним уровнем дохода в целом. [31] Уровень рождаемости на 40 процентов ниже, чем в среднем по стране, и почти на 60 процентов ниже, чем в бедных странах в целом. Уровень рождаемости в Керале составляет 14,1. [32] (на 1000 человек) и снижается. Показатель Индии составляет 17. [33] показатель США составляет 11,4. [34] Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Керале составляет 77 лет по сравнению с 70 годами в Индии. [35] и 84 года в Японии, [36] один из самых высоких в мире. Ожидаемая продолжительность жизни женщин в Керале превышает продолжительность жизни мужчин, как и в развитых странах. [37] Коэффициент материнской смертности в Керале является самым низким в Индии: 53 смертей на 100 000 живорождений. [35]
Согласно Индексу голода штата Индия , в 2009 году Керала была одним из четырех штатов, где голод был лишь умеренным. Индекс голода Кералы составил 17,66 и уступил только Пенджабу, штату с самым низким индексом голода. Общенациональный индекс голода в Индии составил 23,31. [38] Несмотря на то, что в Керале потребление калорий относительно низкое — 2200 килокалорий в день, уровень младенческой смертности и процент населения, страдающего от серьезного недоедания, в Керале намного ниже, чем в других индийских штатах. В начале 2000 года более четверти населения столкнулись с серьезным недоеданием в трех штатах — Орисса, Уттар-Прадеш и Мадхья-Прадеш, хотя средний уровень потребления пищи в них был выше, чем в Керале. Улучшение питания в Керале связано, прежде всего, с улучшением доступа к здравоохранению, а также с большим равенством в распределении продуктов питания среди групп с разными доходами и внутри семей. [3]
Медицинские колледжи | 34 |
Больницы | 1280 |
Общественные центры здоровья [10] | 229 |
Центры первичной медицинской помощи [10] | 933 |
Подцентры | 5380 |
АЮШ Больницы/Диспансеры | 162/1473 |
Всего кроватей | 38004 |
Банки крови | 169 |
Численность больничных коек по районам по состоянию на 2011 г. [39]
Округ | Перепись населения (2011 г.) | Количество кроватей | Коэффициент численности населения |
---|---|---|---|
Алаппужа | 2127789 | 3424 | 621 |
Эрнакулам | 3282388 | 4544 | 722 |
Идукки | 1108974 | 1096 | 1012 |
Каннур | 2523003 | 2990 | 844 |
Касарагод | 1307375 | 1087 | 1203 |
Коллам | 2635375 | 2388 | 1104 |
Коттаям | 1974551 | 2817 | 701 |
Кожикоде | 3086293 | 2820 | 1094 |
Малаппурам | 4112920 | 2503 | 1643 |
Палаккад | 2809934 | 2622 | 1072 |
Патанамтитта | 1197412 | 1948 | 615 |
Тируванантапурам | 3301427 | 4879 | 677 |
Триссур | 3121200 | 3519 | 887 |
Ваянад | 817420 | 1367 | 598 |
Общий | 33406061 | 38004 | 879 |
Индекс здоровья, оценивающий показатели штатов и союзных территорий Индии в секторе здравоохранения, опубликованный в июне 2019 года NITI Ayong, Министерством здравоохранения и благосостояния семьи, правительством Индии и Всемирным банком, ставит Кералу на первое место с общим показателем показатель 74,01. Керала уже достигла целевых показателей ЦУР 2030 по показателям неонатальной смертности, младенческой смертности, смертности детей в возрасте до 5 лет и материнской смертности. [40] [41] [42]
The Economist выразил признательность правительству Кералы за проведение политики паллиативной помощи (это единственный индийский штат, где такая политика) и финансирование программ ухода на уровне местного сообщества. Керала стала пионером всеобщего здравоохранения благодаря обширным услугам общественного здравоохранения. [43] [44] Ханс Рослинг также подчеркнул это, когда сказал, что Керала соответствует США по здоровью, но не по экономике, и привел пример Вашингтона, округ Колумбия , который намного богаче, но менее здоров по сравнению с Кералой. [45] [46]
Ключевые показатели развития здравоохранения – Керала и Индия
Показатели здоровья | Керала | Индия |
---|---|---|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (мужчины) [35] | 74.39 | 69.51 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (женщины) [35] | 79.98 | 72.09 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (в среднем) [35] | 77.28 | 70.77 |
Рождаемость (на 1000 населения) | 14.1 [32] | 17.64 [33] |
Смертность (на 1000 населения) | 7.47 [32] | 7.26 [33] |
Уровень младенческой смертности (на 1000 населения) | 7 [29] | 28 [30] |
Смертность детей младше 5 лет (на 1000 живорождений) [28] | 10 | 36 |
Коэффициент материнской смертности (на тысячу живорожденных) [35] | 53.49 | 178.35 |
Индикаторы | 2020 | 2019 |
---|---|---|
Дети в возрасте 9–11 месяцев Привиты (%) | 92 | |
Уровень заболеваемости туберкулезом на 1 00 000 населения | 75 | 71 |
Заболеваемость ВИЧ на 1000 неинфицированного населения | 0.02 | 0.03 |
Уровень самоубийств (на 1 00 000 населения) | 24.30 | |
Смертность в результате дорожно-транспортных происшествий на 1 00 000 населения | 12.42 | |
Институциональные роды из общего числа зарегистрированных родов (%) | 99.90 | 74 |
Ежемесячные наличные расходы на здравоохранение на душу населения (%) | 17 | |
Врачи, медсестры и акушерки на 10 000 населения | 115 | 112 |
Образование
[ редактировать ]Палликкудам , школьная модель, основанная буддистами, была распространена в регионе Малабар , Королевстве Кочин и Королевстве Траванкор . Эта модель позже была усвоена христианскими миссионерами и проложила путь к образовательной революции в Керале, сделав образование доступным для всех, независимо от касты или религии. Христианские миссионеры познакомили Кералу с западными методами образования. Такие общины, как Ижавас, Наирс и далиты, руководствовались монашескими орденами (так называемыми ашрамами ) и индуистскими святыми и социальными реформаторами, такими как Шри Нараяна Гуру , Шри Чаттампи Свамикал и Айянкали , которые призывали их заниматься самообразованием, открывая свои собственные школы. В результате появились многочисленные школы и колледжи Шри Нараяны, школы Общества служения Наир . Учения этих святых также дали возможность бедным и отсталым классам организоваться и отстаивать свои права. Правительство Кералы ввело систему школ с поддержкой , чтобы помочь школам покрыть текущие расходы, такие как заработная плата за управление этими школами. [ нужна ссылка ]
Керала была известным центром ведического обучения, где родился один из самых влиятельных индуистских философов Ади Шанкарачарья . Ведическое учение намбудири — это неизменная традиция, которая сохраняется до сих пор и уникальна своей ортодоксальностью, неизвестной другим индийским общинам. Однако в феодальной Керале, хотя только намбудири получали образование в области Вед , другие касты, а также женщины были открыты для получения образования в области санскрита , математики и астрономии , в отличие от других частей Индии. [ нужна ссылка ] Тирунавая была центром ведического знания в период раннего средневековья. Поннани в Керале был глобальным центром исламского образования в средневековый период.
Высшие касты, такие как наиры , тамильские брамины , амбалаваси , христиане святого Фомы , а также низшие касты, такие как ижавы, имели богатую историю изучения санскрита. Фактически, многие аюрведические врачи (такие как Итти Ачудан ) были выходцами из низшей касты эжава и мусульманской общины (например, отец известного Маппила Паатту поэта Мойинкутти Вайдьяр ). Вайдьяратнам П.С. Уорриер был выдающимся аюрведическим врачом. Такого уровня обучения представителей низших каст не было в других частях Индии. Кроме того, в Керале располагалась известная школа Кералы , которая впервые разработала принципы математики и логики и укрепила статус Кералы как места обучения. [ нужна ссылка ]
Преобладание образования не ограничивалось только мужчинами. В доколониальной Керале женщины, особенно принадлежащие к матрилинейной касте Наир , получали образование в области санскрита и других наук, а также Каларипаятту — боевого искусства. Это было уникально для Кералы, но этому способствовало неотъемлемое равенство, проявленное обществом Кералы к женщинам и мужчинам. [ нужна ссылка ] поскольку общество Кералы было в основном матрилинейным, в отличие от жесткого патриархата в других частях Индии, который привел к потере прав женщин. [ нужна ссылка ]
Правители княжеского государства Траванкор также были в авангарде распространения образования. Школа для девочек была основана Махараджей в 1859 году, что стало беспрецедентным шагом на Индийском субконтиненте. В колониальные времена Керала мало проявляла сопротивления британскому владычеству . Однако у них были массовые протесты по социальным причинам, таким как права « неприкасаемых » и образование для всех. Народный протест с требованием привлечь к ответственности государственных чиновников является жизненно важной частью жизни в Керале. [47]
В следующей таблице показан уровень грамотности в Керале с 1951 по 2011 год, измеряемый каждое десятилетие: [48]
Год | Грамотность | Мужской | Женский | Трансгендер/Небинарный |
---|---|---|---|---|
1951 | 47.18 | 58.35 | 36.43 | |
1961 | 55.08 | 64.89 | 45.56 | |
1971 | 69.75 | 77.13 | 62.53 | |
1981 | 78.85 | 84.56 | 73.36 | |
1991 | 89.81 | 93.62 | 86.17 | |
2001 | 90.92 | 94.20 | 87.86 | |
2011 | 94.59 | 97.10 | 92.12 | 84.61 [49] |
Управление миссии по распространению грамотности штата Керала (KSLMA) разработало «программы непрерывного образования для трансгендеров » ( Samanwaya ) для обучения трансгендеров в Керале, которые подвергаются остракизму со стороны своей семьи и общества и «вынуждены выходить из дома, поскольку их преследуют в школах». , колледжах и в обществе». [50] [51] Департамент социальной справедливости штата Керала предлагает различные программы социального обеспечения для трансгендеров, таких как Ятнам. [52] который предоставляет финансовую помощь студентам-трансгендерам, готовящимся к конкурсным экзаменам, Варнам для программ дистанционного обучения, существуют также другие программы финансовой помощи для общежитий. [53] и т. д. [54] [55] [56] Хотя эта политика положительно помогает некоторым трансгендерам, они по-прежнему сталкиваются с непропорционально большим количеством дискриминации в своей повседневной жизни, что затрудняет оказание значимого воздействия этой политике на трансгендерное сообщество. [57] [58] [59] [60]
Пол
[ редактировать ]Керала имеет самый высокий балл по индексу гендерного развития в Индии, о чем свидетельствуют относительно высокий уровень грамотности, соотношение полов и средний возраст вступления в брак для женщин, а также низкие уровни рождаемости и детской смертности по сравнению с остальной частью страны. [61] [62] [63] [64] Фактически, женщины в Керале сыграли решающую роль в повышении уровня грамотности в штате: мобилизация образованных, безработных женщин составила две трети учителей-добровольцев, участвовавших в кампании по ликвидации неграмотности в 1990 году. [64] Разрыв в грамотности между мужчинами и женщинами в Индии самый низкий в Керале: уровень грамотности среди женщин всего на 5% ниже, чем среди мужчин. [48] Более того, по состоянию на 2021 год ожидаемая продолжительность жизни женщин в Керале составит 79,98 года по сравнению с 72,09 года в Индии в целом. [35] Уровень младенческой смертности в Керале составляет 7 на 1000 живорождений. [29] по сравнению с 28 в Индии. [30] Еще одним показателем гендерного равенства и здоровья женщин является уровень материнской смертности , который составляет 53,59 на 100 000 живорождений в Керале и 178,35 в остальной части Индии. [35]
Исторически считается, что женщины в Керале обладали большей автономией по сравнению с другими индийскими штатами, что часто объясняется ее матрилинейной структурой, которая в конечном итоге превратилась в патрилинейную систему в 20 веке. [65] [66] [67] [64] [68] Матрилинейность, при которой собственность наследовалась коллективно по женской линии, в основном практиковалась индуистской кастой Наир, а также некоторыми другими индусами высшей касты, такими как ижавы, и даже некоторыми мусульманами, которые в других частях Индии придерживаются исключительно патриархального образа жизни. [64] [68] Однако христианские законы о наследовании в начале 20 века в Керале были строго ограничительными в отношении женщин. Например, незамужние дочери могли претендовать только на от четверти до трети доли каждого сына в отцовском имуществе или на 5000 рупий, в зависимости от того, что меньше, если отец умер, не составив завещания. Во всех остальных случаях наследство дочерей ограничивалось приданым. Эти законы были оспорены, когда Мэри Рой , сирийская христианка , не получившая приданого, подала в суд на своего брата, чтобы получить равный доступ к их наследству. В конечном итоге она выиграла дело, и это решение было признано знаковым в вопросе преемственности женщин. Начиная с 1920-х годов индуистская матриархальная система раздроблена, особенно после того, как в 1925 году был принят Закон о регулировании Траванкора-Наяра, инициированный британцами и положивший начало переходу к строго патриархальному устройству. [64] К 1970-м годам матрилинейная система практически исчезла, семейная организация Кералы стала исключительно патрилинейной, а права женщин на собственность были существенно ограничены. [68]
Хотя женщины в Керале высокообразованы, недавние исследования привлекли внимание к «гендерному парадоксу» в Керале, в котором, несмотря на грамотность и образование женщин в Керале, они по-прежнему подвергаются угнетению со стороны патриархата в такой же или даже большей степени, чем другие индийские женщины. государства. [62] [65] Ученые утверждают, что социальные и культурные нормы продолжают ограничивать свободы женщин и поддерживать их подчинение мужчинам как дома, так и на рынке труда. Высокий уровень женской безработицы, дискриминация на рынке труда, а также повышенный уровень женских самоубийств и гендерного насилия — все это индикаторы «гендерного парадокса» в Керале. [62] [64] Кроме того, сохранение давней традиции выдачи приданого независимо от касты, класса и религии, а также тот факт, что женщины в Керале выполняют примерно в двадцать раз больше работы по дому, чем мужчины, позволяют предположить ограниченную автономию и угнетение, которым продолжают подвергаться женщины Кералы. лицо. [64] [69] Более того, экономическое участие и вовлеченность женщин в Керале снижается, а поденные рабочие-мужчины получают почти вдвое больше, чем женщины. [70] Тем не менее, согласно научной литературе, анализирующей гендерно-чувствительную политику, некоторые меры политики, такие как Национальная схема гарантий занятости в сельской местности имени Махатмы Ганди (MGNREGS) и микропредприятия Кудумбашри, способствуют развитию женского предпринимательства, стимулируют расширение экономических прав и возможностей женщин и уменьшают гендерное неравенство в Керале. [71]
Государственная политика
[ редактировать ]В 1957 году Керала избрала коммунистическое правительство во главе с ЭМС Намбутирипадом и приняла революционный Постановление о земельной реформе . Земельная реформа была проведена последующим правительством, которое отменило аренду , что принесло пользу 1,5 миллионам бедных домохозяйств. Это достижение стало результатом десятилетий борьбы крестьянских ассоциаций Кералы. В 1967 году, во время своего второго срока на посту главного министра , EMS снова настаивал на реформе. Инициатива земельной реформы отменила аренду и эксплуатацию землевладельцев , эффективное государственное распределение продуктов питания , которое обеспечивает субсидированный рис домохозяйствам с низкими доходами, защитные законы для сельскохозяйственных рабочих, пенсии для сельскохозяйственных рабочих-пенсионеров, а также высокий уровень занятости в правительстве для членов бывших низших каст. сообщества. [ нужна ссылка ]
Индия является многонациональным штатом, в котором расположены провинциальные штаты с различной политикой, и место Кералы в этой федералистской системе можно увидеть путем анализа типа ее режима . Две коалиции, включающие общеиндийские партии, попеременно находились у власти в Керале, что мало чем отличается от соседнего южноиндийского штата Андхра-Прадеш . В Керале сильное присутствие левых движений, что способствовало изменениям в традиционной феодально-кастовой системе в Индии. Демократизация государства привела к значительному увеличению компонентов благосостояния и привела к крупным социальным преобразованиям с начала 20 века. [72]
Керала и Тамил Наду управляется тамильскими националистическими партиями. имеют сопоставимый рост социального развития, хотя и в гораздо большей степени, чем Керала, однако Тамил Наду уже более полувека [73] Для сравнения, Западная Бенгалия считается даже более сильной с точки зрения левого движения и государственной политики по сравнению с Кералой, но при этом занимает гораздо более низкое место по неравенству в сельской местности, городских районах, зарегистрированных кастах и зарегистрированных племенах . Кроме того, в Керале практически нет потребительских расходов на душу населения и уровня грамотности между мусульманами и индуистами, в то время как Тамил Наду, Западная Бенгалия и страна в целом имеют относительно высокий уровень неравенства между двумя преобладающими религиозными группами. [73]
Интересно, что политические радикалы, участвовавшие в первых движениях за социальную интеграцию в Керале, были политически консервативными. Тем не менее, социальная дискриминация по признаку касты в начале 20 века способствовала культурному восстанию и политической мобилизации депрессивных каст. Именно успех этих движений позволил создать левые движения, повышающие социальный статус низших классов в целом. [74]
Пробелы в модели Кералы
[ редактировать ]Керала имеет стабильно высокий уровень развития по сравнению с остальной частью страны. В штате самый высокий показатель потребительских расходов на душу населения, и этот уровень постепенно растет с 1993 года. [73] В настоящее время в Керале начался режим высоких темпов роста, обусловленный главным образом сферой услуг и строительством. Тенденция в оценках коэффициента численности бедных (HCR) и коэффициента Джини по всей Индии и по штатам показывает, что Керала сократила свой HCR на 10,3% в период с 1988 по 1993 год, а затем снова еще на 12,2% за 11 лет, продолжавшихся до 2004–2005 годов. Для сравнения, штат Химачал-Прадеш , который не получил выгоды от того же бума в Персидском заливе, что и Керала, сократил постреформенную сельскую бедность до более низкого уровня HCR в 10,9% в 2004–2005 годах. Более того, хотя в сельской местности Кералы в 1993–1994 годах по сравнению с предыдущими годами наблюдалось незначительное снижение коэффициента Джини, в 2004–2005 годах наблюдается скачок до 38,3% – самый высокий показатель по сравнению с показателями по всей Индии и всем другим штатам. Городской коэффициент Джини для Кералы в 2004–2005 годах составлял 41%, уступая только Чхаттисгарху. Сравнение зарегистрированных племен, каст и религий также показывает растущее неравенство в доходах, что отражается, среди прочего, в росте числа самоубийств, насилия в семье, деятельности банд и алкоголизма. [75]
Даже государственное обеспечение равного доступа к здравоохранению и образованию, которые являются основой модели Кералы, в целом снизилось. Доля государственных расходов на образование в общих государственных расходах снизилась с 29,28% в 1982–83 годах до 23,17% в 1992–93 годах и 17,97% в 2005–06 годах. [74] Что касается образования, размер расходов на образование в 6%, которому следовала Керала в 1960-х и 70-х годах, снизился до чуть более 4% в 1980-х годах и ниже этого уровня в 11 из 16 лет постреформенного режима. Если в дореформенный период (с 1980 по 1991 год) снижение государственных расходов на образование снижалось на 0,97% в год, то в пореформенный период наблюдалось еще более резкое снижение - на 2,13% в год. Что касается государственных расходов на здравоохранение и благосостояние семьи, то здесь также произошло столь же резкое падение расходов: с 11,67% государственного внутреннего продукта (SDP) в 1983–84 годах до 9,94% в 1989–90 годах и до 6,36% в 2005 году. –06. Пособия по социальному обеспечению в процентах от СДП также значительно снизились: хотя в дореформенный период они увеличивались на 1,83%, в период реформ они упали до 0,15%. При нынешнем неолиберальном режиме произошла ускоренная коммерциализация секторов образования и здравоохранения, что изменило акционерную базу модели Кералы в целом. [73] Например, доля учащихся в частных школах без посторонней помощи выросла с 2,5% от общего числа учащихся в 5,9 миллиона человек в 1990–91 годах до 7,4% в 2005–2006 годах. Это сочетается с тем, что за тот же период в государственные школы поступило 7,5% учащихся, и только те, у кого есть средства для оплаты высокой платы за обучение, могут посещать эти частные школы без посторонней помощи. [75]
Сектор морского рыболовства в Керале является примером того, насколько неравенство все еще существует, несмотря на то, что в модели Кералы упор делается на равенство . Хотя рыба и рыболовство занимают очень важное место в штате Керала в целом, рыболовные сообщества Кералы не получили выгоды от общих усилий штата по улучшению качества жизни и увеличения стоимости продукции в этом секторе. Данные за 1965–1975 годы указывают на одиннадцатикратное увеличение стоимости продукции с 68,5 миллиона рупий до 741,4 миллиона рупий в текущих ценах. [76] Однако значительное замедление темпов роста стоимости продукции наблюдается в период с 1975 по 1985 год, когда уровень вырос с 741,4 миллиона рупий до всего лишь 906,4 миллиона рупий в результате снижения уловов рыбы и цен. В то время как чистый государственный внутренний продукт увеличился примерно на 18% за то же десятилетие, продукция рыбного сектора по сравнению с этим снизилась на 20%. Это можно увидеть в увеличении на 29% разрыва между внутренним продуктом штата на душу населения и продуктом на одного рыбака в период с 1975–76 по 1984–85 годы. [76] Бедность также широко распространена в сообществах морского рыболовства, которые часто расположены на географических окраинах суши и зависят исключительно от моря как источника средств к существованию. Эти и другие общины, расположенные на окраинах государственных границ, остались позади экономического и социально-культурного прогресса, свидетелями которого стали многие остальные части штата. Низкое качество жизни и неудовлетворительные условия жизни в общинах морского рыболовства можно объяснить именно скоплением целых групп людей на узкой полосе вдоль береговой линии Кералы: всего 222 рыбацкие деревни вдоль 590-километровой береговой линии штата — ни одной. шириной более полукилометра. [75] Плотность населения в морских рыбацких деревнях в 1981 году составляла около 2113 человек на квадратный километр по сравнению с показателем по штату в 655 человек на квадратный километр. Базовые удобства, такие как электрическое освещение, доступ к проточной воде, туалеты и т. д., также находятся на гораздо более низком уровне в этих рыбацких деревнях по сравнению с государством в целом. Отсутствие элементарных удобств и гигиены привело к быстрому распространению заразных заболеваний в этих районах, которые характеризуются высоким уровнем респираторных и кожных инфекций, диарейных расстройств и инфекций, вызванных анкилостомами, и это лишь некоторые из них. по всей Керале Хотя в 1991 году уровень младенческой смертности составлял 17 на 1000 живорождений, в общинах, занимающихся морским рыболовством, соответствующий показатель составляет 85 на 1000 рождений. Существует также явная гендерная предвзятость, о чем свидетельствует соотношение полов 972 женщины и 1000 мужчин в этих общинах по сравнению с соотношением женщин и мужчин по всей Керале 1084:1000. Таким образом, сообщества морского рыболовства явно представляют собой особое сообщество, которое столкнулось с ограниченными возможностями, в то время как в штате Керала в целом наблюдается прогресс. [76]
Мнения
[ редактировать ]Активист британских зеленых Ричард Даутвейт взял интервью у человека, который помнит, как однажды сказал, что «в некоторых обществах очень высокий уровень – практически уровень Первого мира – индивидуального и общественного здоровья и благосостояния достигается всего за шестидесятую часть номинального ВВП США на душу населения». как пример». [77] : 310–312 Ричард Даутвейт утверждает, что Керала «гораздо более устойчива, чем где-либо в Европе или Северной Америке». [78] Необычную социально-экономическую и демографическую ситуацию в Керале резюмировал писатель и защитник окружающей среды Билл МакКиббен : [79]
Керала, штат в Индии, представляет собой причудливую аномалию среди развивающихся стран, место, которое дает реальную надежду на будущее третьего мира. Хотя Керала не намного больше Мэриленда, ее население такое же большое, как в Калифорнии, а годовой доход на душу населения составляет менее 3000 долларов. Но уровень детской смертности здесь очень низок, уровень грамотности – один из самых высоких на Земле, а уровень рождаемости ниже американского и падает быстрее. Жители Кералы живут почти так же долго, как американцы или европейцы. Хотя Керала в основном представляет собой страну, покрытую рисовыми равнинами, статистически она выделяется как гора Эверест социального развития; действительно нет такого места. [79]
Керала продолжает лидировать среди регионов с низкими доходами по сравнению с остальной частью Индии. Недавняя критика модели Кералы предполагает, что Керала теряет свое лидерство внутри Индии. К.К. Джордж приводит цифры, показывающие, что Пенджаб тратит больше на душу населения на образование и что и Раджастхан , и Пенджаб тратят больше на душу населения на здравоохранение, чем Керала. Он также сравнивает Кералу с Махараштрой , Харьяной , Мадхья-Прадешем , Нагалендом , Раджастаном и Уттар-Прадешем в плане пенсионных выплат малоимущим . Эти недостатки не следует упускать из виду, но они остаются незначительными по сравнению с продолжающейся общей способностью Кералы обеспечивать высокое материальное качество жизни своего народа, как показывают индикаторы. В обзоре Ооммена и Анандараджа на уровне округа (1996) 9 из 14 округов Кералы вошли в число 12 лучших во всей Индии по совокупности показателей грамотности , продолжительности жизни и ряда экономических переменных. Самый низкий район Кералы Малаппурам занял 31-е место в списке из 372 округов. [80]
Пакет либерализации и структурной перестройки Фонда и Банка представляет собой философию, которая утверждает, что трудящиеся массы должны идти на жертвы сегодня ради предоставления стимулов капиталистам для более высокого роста, от которого те же самые рабочие выиграют позже. Этот эффект « просачивания вниз » подчеркивает средства, усиливающие меры со стороны предложения, необходимые для успеха модели Кералы. Таким образом, существует аргумент, что Керала сама по себе не является самодостаточной, а является частью более крупного региона, обладающего этой характеристикой. Таким образом, наблюдаемые «реформы» являются скорее отражением структурных изменений, произошедших в индийской экономике , которые увеличили стимулы со стороны предложения для капиталистов. Это привело к повышению степени эксплуатации трудящихся за счет сокращения их так называемой социальной заработной платы и нарушения внутреннего баланса производственной структуры, что следует принимать во внимание, рассматривая модель Кералы как достойный пример. для другого третьего мира государства. [81]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Параил, Говиндан (2000). «Введение: является ли опыт развития Кералы образцом?» . В Говиндан Параил (ред.). Керала: Опыт развития: размышления об устойчивости и воспроизводимости . Лондон: Зед Букс. ISBN 1-85649-727-5 . Проверено 16 января 2011 г.
- ^ Франке, Ричард В.; Барбара Х. Чейсин (1999). «Является ли модель Кералы устойчивой? Уроки прошлого, перспективы на будущее» . В М. А. Ооммене (ред.). Переосмысление развития: опыт развития Кералы, том I. Нью-Дели: Институт социальных наук. ISBN 81-7022-764-Х . Проверено 16 января 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Баник, Дэн (2011). «Бедность, неравенство и демократия: рост и голод в Индии» . Журнал демократии . 22 (3): 90–104. дои : 10.1353/jod.2011.0049 . ISSN 1086-3214 . S2CID 153698245 .
- ^ «Модель и развитие Кералы» . Дон.com. Архивировано из оригинала 13 апреля 2010 года . Проверено 17 июля 2010 г.
- ^ «К.Н. Радж скончался» . Оман Трибьюн. Архивировано из оригинала 15 июля 2011 года . Проверено 17 июля 2010 г.
- ^ Параил, Говиндан (декабрь 1996 г.). «Модель Кералы» развития: развитие и устойчивость в странах третьего мира» . Ежеквартальный журнал «Третий мир» . 17 (5): 941–958. дои : 10.1080/01436599615191 . ISSN 0143-6597 . ПМИД 12321040 .
- ^ «Индекс человеческого развития вырос на 21 процент; Керала возглавила чарт» . CNBC . 21 октября 2011 г.
- ^ «ИЧР в Индии вырос на 21%: Керала лидирует» . Первый пост. 21 октября 2011 г.
- ^ «Субнациональный ИЧР – Субнациональный ИЧР – Лаборатория глобальных данных» . globaldatalab.org . Проверено 13 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Больницы в деревне» . pib.gov.in. Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ «Государственный медицинский колледж Тируванантапурама» . tmc.kerala.gov.in . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Мадор, Эми; Розенберг, Джули; Драйсбах, Тристан; Вайнтрауб, Ребекка (2018). «Положительный выброс: результаты здравоохранения в Керале, Индия, с течением времени» . www.globalhealthdelivery.org . Проверено 1 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Керала, Индия: Децентрализованное управление и участие сообщества укрепляют первичную медико-санитарную помощь» . ПХПИ . 18 сентября 2015 г. Проверено 1 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Катти, В. Р. (1 марта 2000 г.). «Исторический анализ развития медицинских учреждений в штате Керала, Индия» . Политика и планирование здравоохранения . 15 (1): 103–109. дои : 10.1093/heapol/15.1.103 . ПМИД 10731241 .
- ^ Сингх, Прерна (2015), «Как субнационализм способствует социальному развитию» , «Как солидарность работает на благосостояние », Кембридж: Cambridge University Press, стр. 112–147, doi : 10.1017/cbo9781107707177.004 , ISBN 9781107707177 , получено 1 мая 2022 г.
- ^ Боллини, П.; Венкатешваран, К.; Сурешкумар, К. (2004). «Паллиативная помощь в Керале, Индия: модель для стран с ограниченными ресурсами» . Онкологические исследования и лечение . 27 (2): 138–142. дои : 10.1159/000076902 . ISSN 2296-5270 . ПМИД 15138345 . S2CID 3018086 .
- ^ Перейти обратно: а б Совет., Керала (Индия). Бюро экономических исследований. Керала (Индия). Бюро экономики и статистики. Керала (Индия). Государственное планирование. Керала; экономический обзор . [Напечатано в правительстве. Нажимать]. OCLC 1779459 .
- ^ тело., Керала (Индия). Госплан, выдача. Экономическое обозрение... OCLC 5974255 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с Томас, М. Бенсон. Децентрализация и вмешательство в сектор здравоохранения: критическое исследование опыта местного самоуправления в Керале . OCLC 908377268 .
- ^ Перейти обратно: а б Комиссия., Индия. Планирование (2008). Отчет о развитии штата Керала . Академический фонд. ISBN 978-81-7188-594-7 . OCLC 154667906 .
- ^ Совет., Керала (Индия). Государственное планирование. Экономический обзор, Керала . Совет государственного планирования, Керала. OCLC 966447651 .
- ^ Центр исследований развития, Организация Объединенных Наций (1975 год). Бедность, безработица и политика развития: тематическое исследование избранных вопросов применительно к Керале . Объединенные Нации. OCLC 875483852 .
- ^ «Денежные переводы в Кералу: влияние на экономику» . Институт Ближнего Востока . Проверено 1 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эламон, Джой; Франке, Ричард В.; Экбал, Б. (октябрь 2004 г.). «Децентрализация служб здравоохранения: Народная кампания Кералы» . Международный журнал здравоохранения . 34 (4): 681–708. doi : 10.2190/4l9m-8k7n-g6ac-wehn . ISSN 0020-7314 . ПМИД 15560430 . S2CID 29112205 .
- ^ Перейти обратно: а б Варатараджан, Д. (1 января 2004 г.). «Оценка работы центров первичной медико-санитарной помощи при децентрализованном правительстве в Керале, Индия» . Политика и планирование здравоохранения . 19 (1): 41–51. дои : 10.1093/heapol/czh005 . ISSN 1460-2237 . ПМИД 14679284 .
- ^ «МИССИЯ И ВИДЕНИЕ – dhs» . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Государственный профиль здравоохранения, Национальное управление здравоохранения, правительство Индии (январь 2021 г.). «Профиль здравоохранения штата – Керала, Национальное управление здравоохранения, правительство Индии» (PDF) . pmjay.gov.in/ .
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с ПАРТНЕРСТВО В ДЕСЯТИЛЕТИИ ДЕЙСТВИЙ, ИНДЕКС ЦУР ИНДИЯ И ПАНЕЛИ НА 2020–2021 ГГ. (4 марта 2021 г.). «ИНДЕКС ЦУР ИНДИИ И ПАНЕЛЬ 2020–2021 — ПАРТНЕРСТВО В ДЕСЯТИЛЕТИИ ДЕЙСТВИЙ, НИТИ АЙОГ 2021» (PDF) . www.niti.gov.in.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с «Резервный банк Индии — Публикации» . m.rbi.org.in. Проверено 13 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Уровень смертности младенцев (на 1000 живорождений) - Индия | Данные» . data.worldbank.org . Проверено 13 сентября 2021 г.
- ^ «Уровень смертности новорожденных (на 1000 живорождений) – низкие и средние доходы | Данные» . data.worldbank.org . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Отчет за 2018 г., Правительство Кералы, Ежегодная статистика естественного движения населения (2019 г.). «ЕЖЕГОДНЫЙ ОТЧЕТ О СТАТИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2018 ГОД, Отдел статистики естественного движения населения, Департамент экономики и статистики, Тируванантапурам, Керала, 2019» (PDF) . www.ecostat.kerala.gov.in . Архивировано из оригинала (PDF) 2 ноября 2021 года . Проверено 17 октября 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с «Уровень смертности, общий (на 1000 человек) — Индия | Данные» . data.worldbank.org . Проверено 13 сентября 2021 г.
- ^ «Рождаемость, общий (на 1000 человек) — США | Данные» . data.worldbank.org . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «GBD India Compare | IHME Viz Hub» . vizhub.healthdata.org . Проверено 13 сентября 2021 г.
- ^ «Страны с самой высокой продолжительностью жизни 2019» . Статистика . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ «Керала: тематическое исследование» . Билл МакКиббен.
- ^ «Индекс голода в штатах Индии: сравнение голода в разных штатах» (PDF) . 2008. Архивировано из оригинала (PDF) 14 февраля 2009 года.
- ^ Правительство Кералы, Краткий обзор здравоохранения, 2018 г. (2018 г.). «Краткий обзор здоровья, 2018 г. – Министерство здравоохранения правительства Кералы» (PDF) . dhs.kerala.gov.in/ .
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Отчет о рангах штатов и союзных территорий, июнь 2019 г., Healthy States Progressive India (июнь 2019 г.). «Здоровые штаты, прогрессивная Индия - Отчет о рангах штатов и союзных территорий, июнь 2019 г.» (PDF) . Social.niti.gov.in/ .
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Керала: модель сообщества (страница № 24)» (PDF) . Экономист . Проверено 25 июля 2010 г.
- ^ « The Economist приветствует модель Кералы» . Новый Индийский экспресс. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 25 июля 2010 г.
- ^ «Всеобщее здравоохранение: доступная мечта» . Хранитель . 6 января 2015 г.
- ^ Капур, Акаш (1 сентября 1998 г.). «Бедный, но процветающий» . Атлантика .
- ^ Рослинг, Ганс. «Стенограмма «Подъем Азии – как и когда» » . www.ted.com .
- ^ «Загадка Кералы» . 9 октября 2007 г.
- ^ «Как почти все в Керале научились читать» . Христианский научный монитор . 2005.
- ^ Перейти обратно: а б "Образование" . Правительство Кералы. Архивировано из оригинала 26 июля 2010 года . Проверено 17 июля 2010 г.
- ^ «Трансгендер/Другие – перепись 2011 года в Индии» . www.census2011.co.in . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ «Программа непрерывного образования для трансгендеров» . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ «18 трансгендеров окончили среднюю школу по программе Samanwaya в Керале» . ОнМанорама . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ «Социальная справедливость, Керала» . sjd.kerala.gov.in . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ «Социальная справедливость, Керала» . sjd.kerala.gov.in . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ «Социальная справедливость, Керала» . sjd.kerala.gov.in . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ «Социальная справедливость, Керала» . sjd.kerala.gov.in . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ «Социальная справедливость, Керала» . sjd.kerala.gov.in . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ «Правительство Кералы потерпело неудачу в реализации трансгендерной политики: отчет Amicus curiae» . Индия сегодня . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ Аджит, Айшвария (9 октября 2022 г.). «Медленно, но верно: как трансгендерная политика Кералы помогла транс-сообществу» . Государственная политика Индии . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ Р., доктор Пурнима (2022). «Сквозь трещины гендерного мира: критический анализ трансгендерной политики Кералы» . Журнал политики и общества . 14 (2). ISSN 0976-0210 .
- ^ «Семь месяцев спустя трансгендерная политика Кералы на бумаге все еще толще, чем на самом деле» . «Минута новостей» . 13 июня 2016 г. Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ Кумар, Б. Прадип (1 декабря 2020 г.). «Переводится ли гендерный статус на экономическое участие женщин? Определенные данные из Кералы» (PDF) . Международный экономический журнал Шанлакса . 1 (9). Рочестер, Нью-Йорк: 50–56. doi : 10.34293/ Economics.v9i1.3546 . S2CID 229368586 . ССНН 3785204 .
- ^ Перейти обратно: а б с Митра, Апарна; Сингх, Пуджа (декабрь 2007 г.). «Развитие человеческого капитала и расширение прав и возможностей женщин: парадокс Кералы» . Ежеквартальный журнал социальных наук . 88 (5): 1227–1242. дои : 10.1111/j.1540-6237.2007.00500.x . ISSN 0038-4941 .
- ^ Партибан, д-р Шахана А.М., д-р А. Сивакумар и г-н В. (25 июня 2021 г.). ВОЗМОЖНОСТИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ: ГИБКОСТЬ И АДАПТАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ В СОВРЕМЕННОМ КЛИМАТЕ Том I (Социальные науки и ИКТ) . Публикация Лулу. ISBN 978-1-300-39724-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Чако, Элизабет (2003). «Брак, развитие и положение женщин в Керале, Индия» . Гендер и развитие . 11 (2): 52–59. дои : 10.1080/741954317 . ISSN 1355-2074 . JSTOR 4030640 . S2CID 71356583 .
- ^ Перейти обратно: а б Хоберг, Ингунн (2020). Мужчины: недостающий фактор в ЦУР 5? Исследование гендерного равенства в Керале с упором на отношение мужчин к женщинам (МА). Столичный университет Осло.
- ^ Эрвер, Моника (2003). Вызов гендерному парадоксу: коллективное участие женщин в трансформации политики Кералы . Кафедра исследований мира и развития Гетеборгского университета. OCLC 61115319 .
- ^ Джеффри, Робин (2016). Политика, женщины и благополучие: как Керала стала «образцом» . Пэлгрейв Макмиллан Лимитед. ISBN 978-1-349-12252-3 . OCLC 1083463758 .
- ^ Перейти обратно: а б с Гровер, Шалини (4 мая 2015 г.). «Женщины, гендер и повседневная социальная трансформация в Индии» . Гендер и развитие . 23 (2): 387–390. дои : 10.1080/13552074.2015.1053296 . ISSN 1355-2074 . S2CID 141504763 .
- ^ Симистер, Джон (апрель 2011 г.). «Оценка «модели Кералы»: образование необходимо, но недостаточно» . Журнал развития Южной Азии . 6 (1): 1–24. дои : 10.1177/097317411100600101 . ISSN 0973-1741 . S2CID 153551223 .
- ^ Прадип Кумар, Б (1 декабря 2020 г.). «Переводится ли гендерный статус на экономическое участие женщин? Определенные данные из Кералы» . Международный экономический журнал Шанлакса . 9 (1): 50–56. doi : 10.34293/ Economics.v9i1.3546 . ISSN 2582-0192 . S2CID 229368586 .
- ^ Али, Хайфа М.; Джордж, Лейанна С. (30 сентября 2019 г.). «Качественный анализ влияния Кудумбашри и MGNREGA на жизнь женщин, принадлежащих к прибрежному сообществу в Керале» . Журнал семейной медицины и первичной медицинской помощи . 8 (9): 2832–2836. дои : 10.4103/jfmpc.jfmpc_581_19 . ISSN 2249-4863 . ПМК 6820395 . ПМИД 31681651 .
- ^ Чатукулам, Джос; Тарамангалам, Джозеф (январь 2021 г.). «Модель Кералы во времена COVID19: переосмысление государства, общества и демократии» . Мировое развитие . 137 : 105207. doi : 10.1016/j.worlddev.2020.105207 . ISSN 0305-750X . ПМЦ 7510531 . ПМИД 32989341 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Оомен, ТК (2009). «Политика развития и природа общества: понимание модели Кералы» . Экономический и политический еженедельник . 44 (13): 25–31. ISSN 0012-9976 . JSTOR 40278657 .
- ^ Перейти обратно: а б Верон, Рене (1 апреля 2001 г.). «Новая» модель Кералы: уроки устойчивого развития» . Мировое развитие . 29 (4): 601–617. дои : 10.1016/S0305-750X(00)00119-4 . ISSN 0305-750X .
- ^ Перейти обратно: а б с Ооммен, Массачусетс (2008). «Реформы и модель Кералы» . Экономический и политический еженедельник . 43 (2): 22–25. ISSN 0012-9976 . JSTOR 40276897 .
- ^ Перейти обратно: а б с Куриен, Джон (1995). «Модель Кералы: ее центральная тенденция и выбросы» . Социолог . 23 (1/3): 70–90. дои : 10.2307/3517892 . ISSN 0970-0293 . JSTOR 3517892 .
- ^ Даутвейт Р. (1999). Иллюзия роста: как экономический рост обогатил немногих, обнищал многих и поставил под угрозу планету . Издатели Нового общества. стр. 310–312. ISBN 0-86571-396-0 . Проверено 11 ноября 2007 г.
- ^ Хейнберг Р. (2004). Powerdown: варианты и действия для постуглеродного мира . Издатели Нового общества. п. 105. ИСБН 0-86571-510-6 . Проверено 11 ноября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б ( МакКиббен 1999 ).
- ^ Франке, Ричард; Часин, Барбара (август 1999 г.). Параил, Говиндан (ред.). «Является ли модель Кералы устойчивой? Уроки прошлого: перспективы на будущее» (PDF) . montclair.edu . Модель развития Кералы: перспективы развития и устойчивости: Лондон: Zed Press. Архивировано из оригинала 24 августа 1999 года . Проверено 22 февраля 2022 г.
- ^ Патнаик, Прабхат (1995). «Международный контекст и «модель Кералы» » . Социолог . 23 (1/3): 37–49. дои : 10.2307/3517890 . ISSN 0970-0293 . JSTOR 3517890 .
- Чандран, вице-президент (2018 г.). Ежегодник Матрубхуми Плюс - 2019 (изд. Малаялам). Кожикоде: П.В. Чандран, управляющий редактор Mathrubhumi Printing & Publishing Company Limited, Кожикоде.
- Маккиббен, Билл (октябрь 1999 г.). «Керала, Индия» . Путешественник National Geographic . Архивировано из оригинала 13 апреля 2002 года.