Мама
Мама | |
---|---|
![]() Цветок Ранголи (пукалам) - традиция Онама. | |
Официальное название | Онам, Тирувонам [3] |
Наблюдается | Малаялисы |
Тип | Индуистский религиозный праздник, Праздник урожая. [1] [2] |
Обряды | |
Начинается | Чингам ( симха ) масам, Атхам ( хаста ) накшатрам |
Заканчивается | Чингам ( симха ) масам, Тирувонам ( шравана ) накшатрам |
Дата | многодневный |
Дата 2023 года | 28 – 31 августа |
Частота | Ежегодный |
Связано с | Балипратипада |
Мама ( IPA: [oːɳɐm] ) — ежегодный фестиваль урожая и культуры, связанный с индуизмом , который отмечают в основном жители Кералы . [4] [5] Главное ежегодное событие для кералитов . Это официальный фестиваль штата. [4] [6] и включает в себя целый ряд культурных мероприятий. [7] [8] [4] [9]
Онам чтит память Ваманы (пятого аватара индуистского божества Вишну ) и щедрого, но эгоистичного дайтьи короля Махабали . [10] [11] Согласно индуистским легендам , после того как Индра (царь дэвов ) терпит поражение от Махабали (царя асуров ) , дэвы в конечном итоге ищут убежища у Вишну , который соглашается вернуть Индре власть. Для этого Вишну воплощается в образе жреца-карлика по имени Вамана. Царь Махабали (сам преданный Вишну) проводит ритуальные молитвы , на одной из которых присутствует Вамана, который просит всего лишь три фута (ступени) земли для строительства огненного алтаря . Махабали соглашается, несмотря на то, что мудрец Шукра рассказал ему о божественной природе Ваманы . Вамана растет в размерах и в три шага охватывает всю вселенную и за ее пределами. Три мира возвращаются Индре, а Махабали и асуры изгнаны в преисподнюю ( Паталу ). [12] [13] Однако, видя любовь Махабали к своим подданным, Вамана исполняет единственное желание короля посещать его королевство один раз в год. Это возвращение Махабали на родину ежегодно отмечается в Керале как Онам. [14] [11]
Дата празднования Онама основана на Панчангаме и приходится на 22-ю накшатру Тирувонам месяца Чингам по малаяламскому календарю , который по григорианскому календарю приходится на август – сентябрь. [15] [4]
История

Фестиваль имеет древнее происхождение и неразрывно связан с индуистской мифологией . [16] Литературные и эпиграфические данные свидетельствуют о том, что Онам имеет давний религиозный контекст и историю в Керале и соседних частях Южной Индии: [16]
- Самое раннее известное упоминание слова «Онам» как праздника встречается в «Матураикканчи» — тамильской поэме эпохи Сангама, датируемой III веком нашей эры. В нем упоминается праздник Онам, отмечаемый в честь Маайона (Вишну) в Мадурае, когда в храмовых помещениях проводились игры и поединки, в храмы отправлялись подношения, люди одевались в новую одежду и пировали.
- 8-го века Альварский святой-мистик Наммалвар упоминает о том, кто измерил три мира , что соответствует легенде о Махабали и Вамане. [17]
- Перияжарвара 9-го века В «Патиках и Палладах» описываются празднования Онама и подношения Вишну, упоминаются праздники и общественные мероприятия.
- Надпись XI века в храме Триккакара (Кочи), посвященная Вамане – аватару Вишну – упоминает серию подношений, сделанных приверженцем за два дня до этого и в Тиру Онам.
- Надпись XII века в храме Тирувалла , одном из крупнейших индуистских храмов в Керале, посвященном Вишну, упоминает Онам и утверждает, что храму было сделано пожертвование в качестве подношения фестиваля Онам.
- Удданда Шастри , южноиндийский санскритский поэт, посетивший двор Саморина , написал о празднике под названием Шравана . [18] Предполагается, что этот стих посвящен празднику Онам, поскольку слово Онам (или Тирувонам) представляет собой тамильскую/малаяламскую форму шравана - накшатры, упомянутой в индийской астрономии:
Их шокируют громкие луки и стрелы всех знатных мужей, постоянно соблазняющих их стремление к богатству.
Все мужчины бродят по Керале, чтобы подарить своим любимым чудесную одежду. Отмечается фестиваль Шравана.
Толпы ребят, снова и снова громко играющих на смычках, гудят; Все женщины заставляют своих мужей обеспечивать богатство и удовольствия; Все мужчины ходят туда и сюда, чтобы подарить своим женщинам красивые одежды. Праздник Шравана проходит в Керале .
Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
По словам Курупа, Онам исторически был общинным фестивалем в индуистских храмах, который отмечался в течение многих дней. [16]
Значение
Онам – древний [19] [20] Индуистский фестиваль в Керале, посвященный сбору риса. [10] [21] Значение фестиваля заключается в индийской культуре, из которых наиболее распространены два.
Махабали и Вамана
Согласно индуистской мифологии, Махабали был праправнуком мудреца-брамина по имени Кашьяпа , правнуком демонического диктатора Хираньякашипу и внуком Вишну преданного Прахлады . Это связывает фестиваль с пуранической историей о Прахладе, известном в индуизме Холике , который был сыном Хираньякашипу. Прахлада, несмотря на то, что он родился от демонического отца- асура , который ненавидел Вишну, восстал против преследований людей своим отцом и поклонялся Вишну. Хираньякашипу пытается убить своего сына Прахладу, но его убивает Вишну в его Нарасимхи аватаре , Прахлада спасается. [22]

Внук Прахлады, Махабали, пришёл к власти, победив богов ( Дэвов ) и захватив три мира. Согласно вайшнавизму , побежденные дэвы обратились к Вишну за помощью в битве с Махабали. [10] Вишну отказался присоединиться к богам в насилии против Махабали, потому что Махабали был хорошим правителем и своим преданным. Махабали после своей победы над богами заявил, что он проведет яджну ( хома жертвоприношения/ритуалы ) и выполнит любую просьбу во время яджны . Вишну взял аватар – свой пятый [23] – карликового монаха по имени Вамана и подошел к Махабали. Король предлагал мальчику все – золото, коров, слонов, деревни, еду – все, что он пожелает. Мальчик сказал, что нельзя искать больше, чем нужно, и все, что ему нужно, это «три шага земли». Махабали согласился. [10] [24]
Вамана вырос до огромных размеров и всего за два шага покрыл все, чем правил Махабали. На третьем шаге Махабали предложил Вишну свою голову, и этот поступок Вишну принял как свидетельство преданности Махабали. [10] Вишну даровал ему дар, благодаря которому Махабали мог снова, раз в год, посещать земли и людей, которыми он ранее правил. Этот повторный визит знаменует собой праздник Онам как напоминание о добродетельном правлении и его смирении в выполнении своего обещания перед Вишну. Последний день пребывания Махабали запомнился вегетарианским пиром Онасадья из девяти блюд . [10] [25]
Название Триккакара происходит от слова «Тиру-каал-кара», что означает «место святой стопы». Главным божеством храма Триккакара является Вамана, в меньшем храме сбоку божеством является Шива. Храм Ваманы известен как «Вадаккум Девар», а храм Шивы известен как «Теккум Девар». было установлено несколько вспомогательных божеств В храме Триккакара . [26] В отчете переписи населения 1961 года о фестивале Онам говорится: [26]
Хотя храм Ваманы считается главным храмом элитного уровня, местные жители считают храм Шивы более важным. Они верят, что Шива был «Куладейвам» (семейным божеством) Махабали и что в то время не было храма Ваманы. Дворец Махабали располагался на том месте, где сейчас находится храм Ваманы. После падения Махабали его дворец был разрушен, а позже на этом месте святым Капилой был установлен Вамана.
По словам Нандиты Кришны , более простая форма этой легенды, без Махабали, находится в Ригведе и ведическом тексте Шатапатха Брахман , где солнечное божество описано с силами Вишну. Эта история, вероятно, разрослась с течением времени и отчасти является аллегорической, где Бали — это метафора благодарственного жертвоприношения после щедрого урожая риса во время сезона дождей, а Вишну — это метафора солнца и лета Кералы, которые предшествуют Онаму. [27] По словам Рошена Далала, история Махабали важна для Онама в Керале, но аналогичные легенды Махабали имеют большое значение в регионах Балия и Баван в Уттар-Прадеше, Бхарух в Гуджарате и Махабалешвар в Махараштре. Эта история важна не потому, что правление Махабали закончилось, но она подчеркивает индуистскую веру в циклический характер событий, в то, что ни один человек, ни один правитель и ничто не вечно, кроме добродетелей и самопонимания, которые преодолевают все горести. [28]
Парашурам

Альтернативная история Онама связана с Парашурамой , воплощением Вишну , которому в индуизме приписывают создание Западных Гат и Кералы. [29] Согласно этой легенде, Вишну наблюдал, как цари кшатриев ( воинов) вели постоянную войну друг с другом и становились высокомерными. [29] Он принял аватар Парашурамы, воина-мудреца, в эпоху царя Картавирья Арджуны . Этот царь преследовал и угнетал людей, мудрецов и богов. [29] После убийства своего отца Джамадагни Парашурама поклялся отомстить королю и классу воинов, убивая их во время своего путешествия по миру. Когда все угнетатели были побеждены, он бросил свой топор в океан. Океан отступил из региона, куда опустился топор, образовав землю Кералы. [29] Согласно этой легенде, фестиваль Онам отмечает создание Кералы Парашурамой, отмечая эти дни как новый год. [30]
Легенда и поклонение Парашураме засвидетельствованы в текстах и эпиграфах, датированных примерно II веком нашей эры. [29]
Культурный фестиваль
Онам - это «популярный крупный индуистский фестиваль в Керале», - утверждает Кристина Фрост, - но он также отмечается другими общинами «с большим энтузиазмом наряду с индуистами». [31] По словам латино-католического епископа, фестиваль отмечается в BEC (основных церковных общинах) в Тривандруме с местными ритуалами. [32] Селвистер Поннумутан. [33] Эти традиции, по словам Селвистера Поннумутана, начинаются с зажжения Нилавилакку , арати , включающего в себя размахивание цветами ( пушпарати ) над Библией, употребление трапезы Онам вместе с индусами как форму «общения братьев и сестер разных вероисповеданий». ". [33] Значимость этих практик рассматривается BEC в Тривандраме как форма интеграции с индуистами, взаимного уважения и обмена традициями. [33]
Паулин из Св. Варфоломея (1748–1806) в своем « Путешествии в Ост-Индию » описывает Онам как: [26]
Четвертый грандиозный праздник, отмечаемый на Малаяле, называется Онам и проводится всегда в сентябре, в день новолуния (не всегда). Около 10 сентября дождь в Малабаре прекращается. Вся природа кажется словно возрожденной; цветы снова распускаются, и деревья цветут, словом, это время года такое же, как то, которое европейцы называют весной. Таким образом, этот праздник, по-видимому, был учрежден с целью добиться от богов счастливого и плодотворного года. Оно продолжается восемь дней, и за это время индейцы имеют обыкновение украшать свои дома цветами и обмазывать их коровьим навозом; потому что корова, как уже отмечалось, является священным животным, посвященным богине Лакшми, индийской Церере. По этому случаю они также надевают новую одежду, отбрасывают всю старую глиняную посуду и заменяют ее новой. Мужчины, особенно молодые, объединяются в две группы и стреляют друг в друга стрелами. Эти стрелы тупые, но чрезвычайно сильные и выпущены с такой силой, что значительное число стрел обычно получают ранения с обеих сторон. Эти игры имеют большое сходство с Цереалиями и Ювеналиями древних греков и римлян.
Онам и Ислам
Различные направления ислама выразили обеспокоенность по поводу празднования Онама мусульманами .Однако некоторые мусульмане все равно соблюдают Онам, считая его праздники и ритуалы культурной практикой. [34] [35]
Праздники, ритуалы и практики

Онам приходится на месяц Чингам , который является первым месяцем по малаяламскому календарю . Празднования, посвященные Новому году на малаялам, длятся десять дней и завершаются Тирувонамом. Десять дней последовательно известны как Атам, Читира, Чодхи, Вишакам, Анижам, Трикета, Мулам, Пурамам, Утрадам и Тирувонам. Первый и последний день особенно важны в Керале и для малайских общин в других местах. [10]
День Атама отмечается началом празднеств в храме Триккакара Ваманамурти в Кочи . Этот храм Вишну считается центром Онама и обителью Махабали, где поднимается фестивальный флаг. [36] Проводятся красочные парады, изображающие элементы культуры Кералы с помощью платформ и картин. [37]
В другие дни проводятся разнообразные праздники и мероприятия: от гонок на лодках, культурных программ, спортивных соревнований, танцевальных мероприятий, боевых искусств, цветочных ранголи – пуккалам , молитв, покупок, пожертвований времени или еды на благотворительность до времяпрепровождения с семьей за застольями. Мужчины и женщины носят традиционную одежду. Касаву . В этот день особенно носят сари Кералы или сари [38]
Атачамайям
Празднование Онама по всему штату начинается с грандиозного шествия в Трипунитура недалеко от Кочи, называемого Аттачамаям, также называемого Трипунитура Атачамаям . В параде участвуют украшенные марширующие слоны, барабанный бой и другая музыка, формы народного искусства, платформы и ярко одетые люди в масках. [39] В истории Кералы король Коти возглавлял грандиозную военную процессию в полных церемониальных одеждах от своего дворца до храма Триккакара, встречая и приветствуя свой народ. В наше время это мероприятие поддерживается государством. [37] [40]
На платформах парада традиционно представлены сцены из таких эпосов, как Махабхарата и Рамаяна . Кроме того, некоторые платформы включают темы из Библии , а также современные темы, тем самым подчеркивая единство и гармонию. [41]
Исторически путь процессии пролегал от Трипунитуры до храма Ваманамурти в Триккакаре, район Эрнакулам. Храм посвящен Вишну в его аватаре Вамана (карлик). По прибытии в храм участники шествия возносят молитву. [41]
Пуккалам (Цветок Ранголи)

Цветочный Ранголи, известный как Онапуккалам , Атапуккалам или просто Пуккалам , [42] состоит из собранных соцветий с несколькими сортами цветов разных оттенков, сжатых на мелкие кусочки для создания и украшения узоров на полу, особенно у входов и храмовых помещений, например, цветочного коврика. Светильники располагаются посередине или по краям. Это произведение религиозного искусства, обычно коллективная инициатива девушек и женщин, которые выполняют его с тонким прикосновением и личным художественным чувством тона и сочетания. [43] После завершения над ним возводят миниатюрный пандал (зонтик), увешанный маленькими гирляндами. [44] Пуккалам похож на Ранголи , который изготавливается из порошков разных цветов и популярен в Северной Индии.
Традиционный ритуал возложения пуккалама (цветочного ранголи) начинается в день Атам. Пуккалам в этот день называется Атхапу, и он сравнительно небольшого размера. Размер пуккалама постепенно увеличивается с каждым днем фестиваля Онам. На Атаме будут использоваться только желтые цветы, сделан только один круглый слой, а дизайн останется простым. Статуи или фигурки Махабали и Ваманы в этот день также устанавливаются у входа в каждый дом. [45]
Традиционно в состав Аттхапукаламов входили цветы, эндемичные для Кералы, и Дашапушпам (10 цветов), но в настоящее время используются все разновидности цветов. [46] Земляные курганы, похожие на квадратные пирамиды, изображающие Махабали и Ваману, расположены в засыпанных навозом дворах перед домом вместе с пукаламами и красиво украшены цветами. По всей Керале соревнования в Пукаламе — обычное явление в день Онам. [37]
Музыка и танец
Традиционные танцевальные формы, включая Тируватхиру , Кумматтикали , Пуликали , Тумби Туллал , Онам Кали и другие. Тируватхира Кали — женский танец, исполняемый в кругу вокруг лампы. Кумматтикали – танец с красочными масками. В Триссуре празднества включают процессию, состоящую из слонов в попонах, окруженных танцорами Кумматикали. Танцоры в масках ходят от дома к дому, исполняя красочное Кумматтикали . Онам Кали — это форма танца, в которой игроки располагаются кругами вокруг шеста, дерева или лампы, а затем танцуют и поют песни из Рамаяны и других эпосов. [ нужна ссылка ]

В это время также часто исполняется танец Катхакали , где танцоры изображают персонажей из различных древнеиндийских легенд. [48] Известное место для этого — Валлуванад , который связан с ростом Катхакали. [49] и Черутурути , где Керала Каламандалам находится .
Пуликали : танец тигра.
Пуликали , также известный как Кадувакали, является обычным явлением во время сезона Онам. В этом танце представлены исполнители, раскрашенные как тигры в ярко-желтый, красный и черный цвета, которые танцуют под ритмы таких инструментов, как Ченда и Такил. Это народное искусство в основном исполняется в культурном районе Триссур, и тысячи людей приезжают в город, чтобы стать частью этого искусства. [50]
ритуальные танцы поклонения Тейям . В сезон Онам проводятся [7] Здесь Махабали играет Онатар. Его вариации включают таких персонажей, как Онешваран и Онапоттан . [ нужна ссылка ]
В храме Триккакара каждый день фестиваля демонстрируется одно или несколько из этих мероприятий, включая Катхакали, Тируватхиру, Чакьяр Куту, Оттам Туллал, Патакам, песни Онам и шоу ударных инструментов. [48] [51] Онасадья здесь грандиозна по своим масштабам, и ее посещают более десяти тысяч человек всех религий и вероисповеданий. [52] Празднества включают Пули Кали (танец леопарда в маске) и традиционные танцевальные формы, такие как Кайкотти Кали, которые исполняются в различных функциях. Официальные правительственные торжества начинаются в этот день с яркой иллюминации в Тируванантапураме , Кочи и Кожикоде , а также с фейерверков. [ нужна ссылка ]
Большинство городов Кералы, такие как политические, торговые и культурные столицы Тируванантапурам , Кочи и Триссур , освещены огнями и сказочными фейерверками. Готовятся роскошные пиры Онам Садья. В храме Триккакара проводится мега-праздник, который открыт для публики и на котором присутствуют более двадцати тысяч человек. [53]
Валламкали : гонки на лодках

Валламкали . (гонка лодок-змей) — еще одно событие, которое является синонимом Онама Среди известных гонок - гребные гонки Аранмула Утратадхи и лодочные гонки на приз Неру . Многочисленные гребцы гребут на огромных змееобразных лодках. Мужчины и женщины приезжают издалека и издалека, чтобы посмотреть и поболеть за гонку на лодках-змеях по воде. Это событие особенно заметно на реке Пампа , считающейся священной и эквивалентной реке Ганг в Керале . [10]
Как дань уважения традиционным гонкам на лодках-змеях, аналогичная гонка на лодках-змеях также проводится малаяльской диаспорой в Сингапуре ежегодно во время Онама на озере Джуронг . [54]
Онам Садья


Онам (праздник) – еще одна обязательная часть садья Онама. [44] и почти каждый кералит либо устраивает такой праздник, либо посещает его. Онасадья отражает дух сезона и традиционно готовится из сезонных овощей, таких как батат, огурец, ясень и так далее. [55] Застолье подается на листьях подорожника и состоит из девяти блюд, но может включать в себя более двух десятков блюд, включая (но не ограничиваясь): [56] Чипсы (особенно банановые ), Шаркаравератти (жареные кусочки банана, покрытые неочищенным пальмовым сахаром), [57] [58] Паппадам , различные овощи и супы, такие как Инджипули (также называемый ПулиИнджи), Торан , Межуккупуратти , Каалан , Олан , Авиал , Самбхар , Дал, подаются вместе с небольшим количеством топленого масла , Эришери, Молосьям, Расам , Пулисери (также называемый Велута). карри), Кичади (не путать с Кичди ) и Пачади (его сладкий вариант), Мору ( пахта или творог, смешанный с водой), соленые огурцы, сладкие и кислые, и кокосовое чатни. Застолье завершается серией десертов под названием Пайасам (сладкое блюдо из молока, сахара, неочищенного пальмового сахара и других традиционных индийских деликатесов), которые едят либо в чистом виде, либо в смеси со спелым небольшим подорожником. Карри подаются с рисом, обычно с пропаренным рисом «Керала Матта», который предпочитают в Керале. [57]
В отелях и храмах количество карри и блюд может доходить до 30. Важность праздника для культуры празднования Онама в Керале отражена в знаменитой малаяламской пословице « Каанам Виттум Онам Уннанам », что означает «Нужно обедать Онам даже продавая свое имущество, если это необходимо». [44] Онасадья в стиле Траванкора известна как самая дисциплинированная и традиционная. [57]
Племя куричцев из Парамбиккулама празднует Онам как праздник поедания молодых зерен. Незадолго до Онама они отправляются на общественную охоту, и добытые во время охоты дичи раздаются участникам и съедаются на семейных застольях. Праздники проводятся в Утрадаме и Тирувонаме. В их пир также входят рыба и мясо. [26]
Празднование Пост-Онам
Обычно большая часть празднования Онама заканчивается Тирувонамом. Однако два дня после Тирувонама также отмечаются как Третий и Четвертый Онам. Третий Онам, называемый Аввиттом, знаменует собой подготовку к возвращению царя Махабали на небеса. Главный ритуал дня — взять статую Онатаппана, которая ставилась в центре каждого Пуккалама в течение последних 10 дней, и погрузить ее в близлежащие реки или море. После этого ритуала Пуккалам будет очищен и убран. [59]
Другие обычаи

По случаю Онама, называемого Онаккоди , люди покупают и носят новую одежду . [60]
Во время Онама кералитские индуисты устанавливают в своем доме изображение Триккакара Аппана или Онаттхаппана (Вишну в образе Ваманы). [61] точно так же, как индуисты устанавливают изображения или мурти Господа Ганеши на фестивале Ганеша Чатуртхи в другом месте.
Во время этого праздника в индуистских храмах Кералы зажигается множество ламп. [62] Перед храмами воздвигнуто пальмировое дерево, окруженное деревянной балюстрадой и покрытое сухими листьями пальмиры. [62] Его зажигают факелом и сжигают дотла в знак того, что король Махабали отправился в Паталу в качестве жертвоприношения. [62]
Качели – еще одна неотъемлемая часть Онама, особенно в сельской местности. Молодые мужчины и женщины, одетые в свои лучшие наряды, поют песни Онаппаатт , или Онам, и раскачивают друг друга на качелях, сброшенных с высоких ветвей. [ нужна ссылка ]
Сезон Онам часто ассоциируется с творчеством, поскольку ткачи и гончары используют избыточное производство, чтобы удовлетворить растущий спрос на свою продукцию в течение сезона, особенно в регионах Северной Кералы Каннур и Касаргод . Ярмарки ручных ткацких станков в наши дни являются неотъемлемой частью духа праздника Онам. [7]
В некоторых частях Кералы люди предаются различным играм и танцам во время и после Тирувонама. Они известны как Онаккаликал . К ним относятся такие соревнования, как бега быков ( Мамадимацарам ), Урияди , соревнования по поеданию еды, соревнования Пукалам и т. д. в особый месяц.
Кураванцы Траванкора используют Онам как день благодарения духам своих предков. В день Утрадама они предлагают духам ликер, рисовые лепешки, плющенный и подсушенный рис, благовония, камфору и т. д. Ритуал заканчивается просьбой к духам удовлетвориться их подношениями и заверить, что следующая попытка будет лучше. Затем звучит призыв защитить верующих и отогнать злых духов из их местности. Этот ритуал среди местных жителей известен как калаям ваиккал . Подобное подношение совершается во время сбора урожая Макарам , известного как Учара . [26]
За пределами Индии
Онам также празднуется мировой малаяльской диаспорой. Торжества заметны в Малайзии , Швейцарии , США , Объединенных Арабских Эмиратах , Сингапуре , Великобритании , Новой Зеландии , Австралии , [54] [63] [64] и Франция (особенно Париж и Марсель ).
См. также
- Онаталлу - Выступает в Керале во время Онама.
- Валлам Кали - традиционные гонки на лодках, проводимые во время Онама.
Ссылки
- ^ Энн Моррилл (2009). День Благодарения и другие праздники урожая . Издательство информационной базы. стр. 46, 49–50. ISBN 978-1-4381-2797-2 .
- ^ Чопра, Прабха (1988). Энциклопедия Индии . п. 285.
Онам – Самый важный праздник Кералы; проводится в Чингаме (август – сентябрь)
- ↑ Правительство Кералы. Архивировано 8 февраля 2021 г. в Wayback Machine , официальные праздники, 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Куш, Дениз; Робинсон, Кэтрин; Йорк, Майкл (2012). Энциклопедия индуизма . Рутледж. стр. 573–574. ISBN 978-1-135-18979-2 .
- ↑ Махабали звонит. Архивировано 22 августа 2023 г. в Wayback Machine , The Hindu, Нити Саркар (5 сентября 2014 г.).
- ^ Али, Субхашини (31 августа 2020 г.). «Несмотря на попытки Сангха представить его как «индуистский» фестиваль, история Онама преобладает в Керале» . Проволока . Архивировано из оригинала 12 августа 2021 года . Проверено 12 августа 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д М. Назир (10 августа 2010 г.). «Непреходящие знания и дух Онама» . Индус . Архивировано из оригинала 22 августа 2023 года . Проверено 26 сентября 2013 г.
- ^ Питер Дж. Клаус; Сара Даймонд; Маргарет Энн Миллс (2003). Южноазиатский фольклор: Энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис. п. 454. ИСБН 978-0-415-93919-5 .
- ^ Больница, Клиффорд Г. (1984). Праведный демон Онам: прославленный Аби Студи на острове Керала, Бали . Ванкувер: Университетские люди (малайцы) Великобритании без Columbia Press . ISBN 978-0-7748-0187-4 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Дж. Гордон Мелтон (2011). Религиозные праздники: энциклопедия праздников, фестивалей, торжественных мероприятий и духовных поминовений . АВС-КЛИО. п. 659. ИСБН 978-1-59884-206-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ритти А. Лукозе (2009). Дети либерализации: гендер, молодежь и потребительская гражданственность в условиях глобализации Индии . Издательство Университета Дьюка. стр. 164, 182–183, контекст: 179–183. ISBN 978-0-8223-9124-1 . Архивировано из оригинала 22 августа 2023 года . Проверено 31 декабря 2019 г.
- ^ www.wisdomlib.org (28 января 2019 г.). «История Ваманы» . www.wisdomlib.org . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Коул, Оуэн; Канит, вице-президент Хермант (25 июня 2010 г.). Индуизм – Введение . Джон Мюррей Пресс. п. 30. ISBN 978-1-4441-3100-0 .
- ^ «Онам: легенда государственного фестиваля Кералы» . 21 августа 2012 года. Архивировано из оригинала 17 августа 2022 года . Проверено 17 августа 2022 г.
- ^ «Фестиваль Онам - Онам в Индии, Onamfestival.org» . www.onamfestival.org . Архивировано из оригинала 22 августа 2023 года . Проверено 22 августа 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с А. М. Куруп (1977). «Социология Онама». Индийский антрополог . 7 (2): 95–110. JSTOR 41919319 .
- ^ «Тамильская цифровая библиотека» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 24 августа 2023 года . Проверено 24 августа 2023 г.
- ^ Раджендран, Четтиартходи. «Ученый поэт из соседней земли: взгляды Удданды Шастрина на Кералу» . Краковские индологические исследования . Архивировано из оригинала 22 августа 2023 года . Проверено 13 августа 2021 г.
- ^ Редакторы Британской энциклопедии (1974). Новая Британская энциклопедия . Британская энциклопедия. п. 534. ИСБН 978-0-85229-290-7 . , Цитата: «Онам, индуистский фестиваль в штате Керала, Индия».
- ^ Чейз, Элейн; Бантебья-Кёмухендо, Грейс (2015). Бедность и стыд: глобальный опыт . Издательство Оксфордского университета. п. 312. ИСБН 978-0-19-968672-8 . , Цитата: «Онам (индуистский праздник)»
- ^ Кэролайн Оселла; Филиппо Оселла (2006). Мужчины и мужественность в Южной Индии . Гимн Пресс. п. 174. ИСБН 978-1-84331-232-1 . , Цитата: «Специальное издание Онама (индуистского фестиваля) 2000 года...»
- ^ Дж. Гордон Мелтон (2011). Религиозные праздники: энциклопедия праздников, фестивалей, торжественных мероприятий и духовных поминовений . АВС-КЛИО. стр. 400–402. ISBN 978-1-59884-206-7 .
- ^ Майкл Д. Куган (1998). Иллюстрированный путеводитель по мировым религиям . Издательство Оксфордского университета. п. 152 . ISBN 978-0-19-521997-5 .
- ^ Нандита Киршна (2009). Книга Вишну . Книги о пингвинах. стр. 58–59. ISBN 978-81-8475-865-8 .
- ^ Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 74.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и «Серия монографий, Фестиваль Онам в Керале, часть VII-B, том I - 23277 1961 CNA.pdf» (PDF) . Лингвистический обзор Индии . 1961. Архивировано (PDF) из оригинала 30 августа 2020 года . Проверено 30 августа 2020 г.
- ^ Нандита Кришна (2009). Книга Вишну . Книги о пингвинах. стр. 58–61. ISBN 978-81-8475-865-8 .
- ^ Рошен Далал (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги о пингвинах. стр. 229–230. ISBN 978-0-14-341421-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Нандита Кришна (2009). Книга Вишну . Книги о пингвинах. стр. 65–69. ISBN 978-81-8475-865-8 .
- ^ Нандита Кришна (2009). Книга Вишну . Книги о пингвинах. стр. 67–68. ISBN 978-81-8475-865-8 .
- ^ Кристин Мангала Фрост (2017). Человеческая икона: сравнительное исследование индуистских и православных верований . James Clarke Company Limited, Кембридж, Великобритания. п. 46. ИСБН 978-0-227-90612-5 . Архивировано из оригинала 22 августа 2023 года . Проверено 31 декабря 2019 г.
- ^ «Епископ Селвистер Поннумутан [католическая иерархия]» . www.catholic-hierarchy.org . Архивировано из оригинала 24 октября 2020 года . Проверено 31 августа 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Селвистер Поннумутан (1996). Духовность основных церковных общин в социально-религиозном контексте Тривандрама/Кералы, Индия . Григориан Пресс. стр. 210–212. ISBN 978-88-7652-721-0 .
- ^ Шрея Бисвас (12 сентября 2016 г.). «Мусульманин малаяли празднует Онам после того, как проповедник назвал праздник «харамом» » . Индия сегодня . Архивировано из оригинала 23 января 2017 года . Проверено 2 марта 2017 г.
- ^ Махабали звонит. Архивировано 2 октября 2021 г. в Wayback Machine , The Hindu, Нити Саркар (5 сентября 2014 г.).
- ^ «Миф, мистика и традиции Онама» . Индус . Кочи, Индия. 21 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 1 октября 2021 года . Проверено 18 сентября 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с ПТИ (14 августа 2010 г.). « Праздник Атачамайам в Трипунитуре» . Индус . Архивировано из оригинала 2 февраля 2014 года . Проверено 17 сентября 2013 г.
- ^ «Скажи это золотом и кремовым» . Индус . Кочи, Индия. 14 сентября 2016 г. Архивировано из оригинала 22 августа 2023 г. . Проверено 14 сентября 2016 г.
- ^ Трипунитура Атачамаям. Архивировано 3 марта 2017 года в Wayback Machine , Керала Туризм, правительство Кералы.
- ^ «И Онам здесь, официально» . Индус . Кочи, Индия. 14 сентября 2016 года. Архивировано из оригинала 4 сентября 2016 года . Проверено 14 сентября 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Атачамайям: фестиваль поколений. Архивировано 3 сентября 2019 года в Wayback Machine , Атачамайам, муниципалитет Триппунитура (2015).
- ^ Энн Моррилл (2009). День Благодарения и другие праздники урожая . Издательство информационной базы. стр. 49–50. ISBN 978-1-4381-2797-2 .
- ^ Стивен П. Хайлер (1994). Нарисованные молитвы: женское искусство в деревенской Индии . Сент-Мартинс Пресс. п. 191. ИСБН 978-0-8478-1809-9 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Команда MetroPlus (15 сентября 2013 г.). «Ощущение Онама» . Индус . Архивировано из оригинала 17 сентября 2013 года . Проверено 17 сентября 2013 г.
- ^ «Онам Пукалам: узнайте все о его значении и ознакомьтесь с некоторыми изображениями Тирувонам пуколама» . www.timesnownews.com . 31 августа 2020 года. Архивировано из оригинала 31 августа 2020 года . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ « Атхаппукалам теряет традиционный воодушевление» . Индус . 1 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 22 августа 2023 г. . Проверено 17 сентября 2013 г.
- ^ Д. Аппукуттан Наир (1993). Катхакали, Искусство немирского . Публикации Марга. п. 47. ИСБН 978-81-85026-22-0 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Тирувонам праздновали с энтузиазмом» . Индус . 11 сентября 2011 года. Архивировано из оригинала 26 сентября 2013 года . Проверено 17 сентября 2013 г.
- ^ Вину Васудеван (9 мая 2013 г.). «Величественные образы» . Индус . Архивировано из оригинала 22 сентября 2013 года . Проверено 17 сентября 2013 г.
- ^ «Пандемия Covid мешает празднованию Онама; Триссур пропустит Пуликали» . Архивировано из оригинала 30 октября 2020 года . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ «Ритуальный обед в честь Онама в Триккакаре» . Индус . 24 августа 2010 года. Архивировано из оригинала 5 октября 2013 года . Проверено 17 сентября 2013 г.
- ^ «Великолепием отмечено празднование Онама в храме Триккаккара» . Индус . 11 сентября 2011 года. Архивировано из оригинала 26 сентября 2013 года . Проверено 17 сентября 2013 г.
- ^ «Храм Триккакара готовится к Онаму» . Индус . Ченнаи, Индия. 24 августа 2013 года. Архивировано из оригинала 19 октября 2013 года . Проверено 18 сентября 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Онам празднуется в Споре» . Новости Asia One. 7 сентября 2012 года. Архивировано из оригинала 23 декабря 2016 года . Проверено 30 декабря 2012 г.
- ^ «Фестиваль Онам» . Архивировано из оригинала 25 июля 2018 года . Проверено 24 июля 2018 г.
- ^ «Керала готовится к 26 блюдам Онам садья» . 4 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 15 апреля 2023 г. . Проверено 4 сентября 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Н. Сатьендран (10 августа 2010 г.). «Онам на листе» . Индус . Архивировано из оригинала 22 августа 2023 года . Проверено 14 сентября 2016 г.
- ^ «Рецепт Саркара варатти» . Чина Чатти. 11 апреля 2013 г. Архивировано из оригинала 22 августа 2023 г. Проверено 30 октября 2015 г.
- ^ «Когда начинается празднование Онама, вот как в течение 10 дней празднуется ежегодный фестиваль урожая в Керале» . 11 сентября 2019 года. Архивировано из оригинала 22 августа 2023 года . Проверено 3 сентября 2020 г. .
- ^ «Outlook India: лучший интернет-журнал Индии, последние новости, истории» . Архивировано из оригинала 22 августа 2023 года . Проверено 19 августа 2020 г.
- ^ «Цветы, пуккалам и Онам» . Индус . 13 сентября 2013 года. Архивировано из оригинала 20 сентября 2013 года . Проверено 17 сентября 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Генеалогия южноиндийских божеств Бартоломеус Цигенбальг, Дэниел Джиярадж. п. 179
- ^ «Празднование Онама в Дубае будет иметь традиционный колорит» . Халидж Таймс. 15 августа 2015 года. Архивировано из оригинала 27 октября 2015 года . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ Швета Патак (10 сентября 2011 г.). «Кералиты в ОАЭ празднуют Онам» . Новости Персидского залива. Архивировано из оригинала 15 сентября 2016 года . Проверено 30 декабря 2012 г.
Внешние ссылки
СМИ, связанные с Онамом , на Викискладе?