Jump to content

Индуистское искусство

Индуистское искусство
Индуистские произведения искусства и артефакты разных периодов.

Индуистское искусство охватывает художественные традиции и стили, культурно связанные с индуизмом , и имеет долгую историю религиозной связи с индуистскими писаниями, ритуалами и поклонением.

Индуизм с его 1,2 миллиардами последователей является религией около 15-16% населения мира. [1] и, как таковая, возникающая в результате культура полна различных аспектов жизни, на которые влияет искусство. Здесь изучаются 64 традиционных искусства, начиная с классики музыки и заканчивая применением и украшением ювелирных изделий. [2] Поскольку религия и культура неотделимы от индуизма, повторяющиеся символы, такие как боги и их реинкарнации, цветок лотоса , дополнительные конечности и даже традиционные виды искусства, появляются во многих скульптурах, картинах, музыке и танцах.

Самые ранние изображения индуистских божеств (3-2 вв. до н.э.)

[ редактировать ]
Ранние изображения индуистских божеств
Баларама (внизу справа) на империи Маурьев монете , III век до н.э. [3]
Лакшми на монете Панталеона , около 180 г. до н. э. [4]
Монеты Агафокла с изображением индуистских божеств Баларамы - Самкаршаны и Васудевы-Кришны , с греческим письмом и письмом брахми , около 180 г. до н.э. [4]

Считается, что до появления каменной скульптуры существовала более древняя традиция использования глины или дерева для изображения индийских божеств, которые из-за присущей им хрупкости не сохранились. [5]

Остатков таких изображений нет, но косвенное свидетельство имеется в некоторых чеканных монетах Империи Маурьев , а также в чеканке индо-греческого царя Агафокла , выпускавшего монеты с изображением индийских божеств вместе с легенды письмом брами, около 180-190 гг. до н.э. [4] [3] Божеством, изображенным на некоторых монетах с перфорацией III века до нашей эры, теперь обычно считают Балараму с его атрибутами: плуг в поднятой левой руке и пестик в поднятой правой руке. [6] Также среди первых известных иллюстраций индуистских божеств появляются на эллинистических монетах, как свидетельствуют индо-греки на северо-западе Индийского субконтинента, и они обычно идентифицируются как Баларама - Самкаршана и Васудева-Кришна вместе с их атрибутами, особенно Булава Гада и плуг для первых, а Вишну атрибуты Шанкха (грушевидный футляр или раковина) и колесо Сударшана Чакра для вторых. [4] [7] По мнению Бопеараччи, головной убор на самом деле представляет собой искаженное изображение древка с зонтиком в форме полумесяца наверху ( чаттра ), как это видно на более поздних статуях Бодхисаттв в Матхуре . Поэтому считается, что изображения, существовавшие до появления монет, но ныне утерянные, служили моделями для граверов. [7]

Ранние индуистские рельефы
Архитрав Катра, возможно, представляющий брахманов и культ Шива Линга , Матхура, около 100 г. до н. э. [8]
Поклонение Шива-лингаму гандхарвами, II-I века до н.э.

Танцующие девушки на некоторых монетах Агафокла и Панталеона также иногда считаются изображениями Лакшми , супруги Вишну, а также богини изобилия и удачи для буддистов, или Субхадры , сестры Кришны и Баларамы . [7]

Ранние рельефы (I век до н.э.)

[ редактировать ]

К 100 г. до н. э. в искусстве Матхуры рельефы начинают представлять более сложные сцены, определяя, по словам Сони Ри Кинтанилья, эпоху «знакового разнообразия и созревания повествования». Некоторые рельефы, такие как «архитрав Катра», возможно, изображают брахманов и культ Шива Линга . Эти рельефы из Матхуры датируются примерно 100 г. до н.э. [8] Эти примеры повествовательных рельефов, хотя их и осталось немного, столь же изысканны и сложны, как и более известные буддийские повествовательные рельефы Бхархута , Санчи или Амаравати . [9] [10]

Индуистское искусство при кушанах (2-3 века н.э.)

[ редактировать ]
Чатурвьюха Вишну : Васудева и другие члены клана Вришни . [11] Васудева (аватар Вишну ) удачно расположен в центре со своей тяжелой украшенной булавой сбоку и держит раковину, его старший брат Баларама справа от него под змеиным капюшоном, его сын Прадьюмна слева от него (потерянный) и его внук Анируддха. сверху. [11] [12] II век н.э., Музей Матхуры.

Индуистское искусство начало полностью развиваться с I по II века нашей эры, и до этого времени существует лишь очень мало примеров художественного изображения. [13] Индуистское искусство нашло свое первое вдохновение в буддийском искусстве Матхуры. Три ведийских бога Индра , Брахма и Сурья на самом деле впервые были изображены в буддийской скульптуре в качестве помощников в сценах, посвященных жизни Будды, таких как его рождение, его нисхождение с небес Траястримши или его уединение в пещере Индрасала . [13] Во времена кушанов индуистское искусство постепенно включало в себя обилие оригинальных индуистских стилистических и символических элементов, в отличие от общего баланса и простоты буддийского искусства. Различия проявляются скорее в иконографии, чем в стиле. [14] Обычно считается, что именно в Матхуре, во времена кушанов, брахманические божества получили свою стандартную форму:

«В значительной степени именно в визуальном изображении различных богов и богинь теистического брахманизма художник Матхуры проявил свою изобретательность и изобретательность в своих лучших проявлениях. Наряду с почти всеми основными культовыми иконами Вишну, Шивы, Сурьи, Шакти и Ганапати Ввиду этого, а также разнообразия и множественности созданных тогда религиозных изображений, история Матхуры в течение первых трех лет впервые получила здесь осязаемую форму в индийском искусстве. столетия христианской эры, совпавшие с правлением кушанов, вполне можно назвать революционными в развитии брахманской скульптуры».

- Пран Гопал Пол и Дебджани Пол, в книге « Брахманические образы в кушанском искусстве Матхуры: традиции и инновации». [15]

Некоторые скульптуры этого периода предполагают, что концепция аватаров начала проявляться, когда изображения « Чатур-вьюхи » (четырех эманаций Вишну ). появляются [16] Знаменитая статуя «Чатурвьюха Вишну» в Музее Матхуры представляет собой попытку показать в одной композиции Васудеву (аватара Вишну) вместе с другими членами клана Вришни системы Панчаратры : Самкаршаной , Прадьюмной и Анируддхой , при этом Самба отсутствует, а Васудева является центральное божество, от которого исходят остальные. [11] [12] На обратной стороне рельефа вырезаны ветви дерева кадамба , что символически показывает взаимоотношения между различными божествами. [11] Изображение Вишну стилистически заимствовано из образа богато украшенных бодхисаттв с богатыми украшениями и богато украшенным головным убором. [17]

Индуистское искусство при Гуптах (4-6 века н.э.)

[ редактировать ]
Иконография Вишну
(5 век н.э.)
Терракотовая статуя Вишну Чатурананы («Четырехрукого»), использующая атрибуты Васудевы-Кришны , с добавлением ореола вокруг головы (5 век н.э.). Уттар-Прадеш . [20]
Вишну Вишварупа : Вишну как трехглавый космический творец, показывающий Вишну с человеческой головой в окружении его аватаров (голова льва для Нарасимхи , морда кабана для Варахи ) со множеством существ на его ореоле, символе эманации, возникающие в результате его творческой силы. V век нашей эры, Матхура. [20]

Первое известное творение Гуптов, относящееся к индуистскому искусству в Матхуре, - это колонна с надписью , на которой записана установка двух Шива -лингамов в 380 году нашей эры при Чандрагупте II , преемнике Самудрагупты. [21]

Развитие иконографии Вишну.

[ редактировать ]

До IV века нашей эры поклонение Васудеве-Кришне , по-видимому, было гораздо более важным, чем поклонение Вишну. [20] В период Гуптов начинают появляться статуи, посвященные поклонению Вишну , которые заменяют более ранние статуи, которые теперь приписывают Васудеве-Кришне . [20] Многие статуи Вишну, появившиеся в IV веке нашей эры, такие как Вишну Чатуранана («Четырехрукий»), используют атрибуты и иконографию Васудевы-Кришны, но добавляют ореол , начинающийся с плеч. [20]

Другие статуи Вишну изображают его трехголовым (с подразумеваемой четвертой головой сзади), типа Вишну Вайкунтха Чатурмурти или Чатурвьюха («Четыре эманации»), где у Вишну человеческая голова, окруженная мордой кабана. (его аватар Вараха ) и голова льва (его аватар Нарасимха ), два из его самых важных и древних аватаров, лежали на его ореоле. [20] Недавние исследования считают, что эти статуи «Вишну» по-прежнему показывают эманацию Васудевы Кришны как центрального божества в форме человека, а не самого Верховного Бога Вишну. [22] [20]

Еще одним вариантом является Вишну как трехглавый космический творец, Вишну Вишварупа , изображающий Вишну с человеческой головой, снова окруженной мордой кабана и головой льва, но с множеством существ на его ореоле, символе многочисленные творения и эманации, возникшие в результате его творческой силы. [20] Эти скульптуры можно датировать V веком нашей эры. [20]

Регистрация Лакшми

[ редактировать ]

В III-IV веках нашей эры Лакшми , бывшая независимой богиней процветания и удачи, была включена в пантеон вайшнавов как супруга Вишну . [23] Таким образом, она стала индуистской богиней богатства, удачи, процветания и красоты. [24]

Средневековый период (8-16 века)

[ редактировать ]

Индуистское искусство стало широко распространено начиная с периода Средневековья . Это сопровождалось упадком буддизма на Индийском субконтиненте .

Раннее Новое время (16-19 века)

[ редактировать ]

Современный период

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Натья Шастра и многовековые индуистские культурные традиции породили несколько форм искусства. Некоторые из них:

цветочное украшение
Индуистский танец, изображающий богиню Дургу.

64 традиционных искусства

[ редактировать ]
Индуистские танцы как часть ритуала
  • Пение
  • Инструментальная музыка
    • До 20-го века изучение музыки в индуистской культуре было трудной задачей из-за необходимости рождения в гхаране . После интеграции в начале 1920-х годов любой желающий мог изучить классическую музыку хиндустани. Средний ансамбль обычно включает в себя фисгармонию (которая была привезена в Индию жителями Запада), флейту, вину , ситар , сварамандалу и таблу. Многие песни имеют сильные темы, связанные с теологией, такие как любимые игры Бога, восхваление любого Бога, независимо от того, являются ли они в своей первоначальной форме из «троицы» или реинкарнации Бога, даже истории о сотворении земли. Поскольку инструментальная музыка — это исполнительское искусство, она должна следовать строгим правилам, вытекающим из трактата «Натья Шастра». [26]
  • Танцы
  • Рисование
    • Индийское разнообразие – различные виды народной живописи гордятся индийской культурой, отражающей красоту, традиции и наследие Индии. Существует множество типов традиционных картин, таких как Мадхубани , Раджстхани, Батик -Арт, Патачитра, Гонд, Мандала, Племенное искусство Варли , Питора , Бенгальский, Нирмал, Майсур , Танджорские картины и т. д., которые являются выражением любви, всемогущего, красоты, истины. , традиции и искусство каждого региона Индии.
  • Украшения на лоб
  • Ранголи : создание декоративных цветочных и зернистых рисунков на полу.
  • Цветочное оформление дома и храма
  • Персональный уход
  • Мозаика
  • Обустройство спальни
  • Создание музыки с помощью воды
  • Брызги и брызги воды
  • Тайные мантры
  • Изготовление цветочных гирлянд
  • Украшения на голову
  • Одевание
    • Драпировка. Искусство драпировки со временем развивалось. В какой-то момент дхоти носили и мужчины, и женщины, но примерно в 14 веке ситуация изменилась, и женская мода стала более сложной, в результате чего появилось сари. Используемая драпировка определяет вкус, род занятий и социальный статус владельца. Выбранные ткани варьируются от хлопка и синтетических тканей до шелка. Выбор ткани зависит от того, для какого случая пользователь собирается использовать предмет одежды. Драпировка сари встречается в четырех разных семьях: марвари , дравидийском , племенном и ниви. Семейство, которое выбирает владелец, зависит от его личного вкуса. То, как драпируется предмет одежды, многое говорит о его владельце, например, о проявлении творческих способностей, развитии моды и о том, откуда он родом. [27]
  • Декорации костюмов
  • Парфюмерия
  • Изготовление ювелирных изделий
  • Магия и иллюзии
  • Мази для обаяния и мужественности
  • Ловкость рук
  • Навыки приготовления, еды и питья
  • Приготовление напитков и десертов
  • Шитье (пошив и ремонт одежды)
  • Вышивка
  • Игра на Вине и барабане
  • Загадки и стишки
  • Поэзия игры
  • Скороговорки и трудная декламация
  • Литературная декламация
  • Драма и рассказывание историй
    • Драма в своем первоначальном виде исполнялась в основном мужскими труппами и часто была интегрирована со многими другими традиционными формами искусства, такими как поэзия, музыка и рассказывание историй. Поскольку драматургия — это исполнительское искусство, она также следует принципам Натья Шастры . [28]
  • Игры на составление стихов.
  • Палка мебели
  • Эротические устройства и знание сексуальных искусств
  • Изготовление деревянной мебели
  • Архитектура и домостроение
  • Различение обычных и драгоценных камней и металлов
  • Металлообработка
  • Драгоценные камни и добыча полезных ископаемых
  • Садоводство и садоводство
  • Пари с участием животных
  • Обучение попугаев и майн говорить
  • Парикмахерское дело
  • Кодирование сообщений
  • Говорим в коде
  • Знание иностранных языков и диалектов
  • Изготовление цветочных карет.
  • Заклинания, чары и приметы
  • Изготовление простых механических устройств.
  • Тренировка памяти
  • Игра в чтение стихов на слух
  • Расшифровка сообщений
  • Значения слов
  • Словарные исследования
  • Просодия и риторика
  • Олицетворение
  • Искусное одевание
  • Игры в кости
  • Игра акарша (игра в кости на доске)
  • Изготовление кукол и игрушек для детей.
  • Личный этикет и дрессировка животных
  • Знание дхармической войны и победы
  • Физическая культура

Числовой список

[ редактировать ]
  1. гита — искусство пения.
  2. вадья — искусство игры на музыкальных инструментах.
  3. нритйа — искусство танца.
  4. натья — театральное искусство.
  5. алехья — искусство живописи.
  6. вишекаччедья — искусство раскрашивания лица и тела цветными мазями и косметикой.
  7. тандула-кусума-бали-викара — искусство приготовления подношений из риса и цветов.
  8. пушпастарана — искусство изготовления покрывала из цветов для кровати.
  9. дасана-васананга-рага — искусство нанесения препаратов для чистки зубов, одежды и окраски тела.
  10. мани-бхумика-карма — искусство изготовления гирлянд из драгоценных камней.
  11. сайя-рачана — искусство застелить постель.
  12. удака-вадья — искусство игры под музыку в воде.
  13. удака-гхата — искусство разбрызгивания воды на землю.
  14. читра-йога — искусство практического применения смеси цветов.
  15. малья-гратхана-викальпа — искусство изготовления венков или гирлянд.
  16. секхарапида-йоджана — искусство практически надевать корону на голову.
  17. непатья-йога — искусство практичного одевания
  18. карнапатра-бханга — искусство украшения козелка уха.
  19. сугандха-юкти — искусство практического применения ароматических веществ.
  20. бхушана-йоджана — искусство нанесения или закрепления украшений.
  21. аиндра-джала — искусство жонглирования.
  22. каукумара — вид искусства.
  23. хаста-лагава — искусство ловкости рук.
  24. читра-сакапупа-бхакшья-викара-крия — искусство приготовления разнообразных блюд — карри, супов, сладостей
  25. панака-раса-рагасава-йоджана — искусство приготовления вкусных напитков и фруктовых соков
  26. шучи-вая-карма — искусство рукоделия и ткачества.
  27. сутра-крида — искусство игры с нитками.
  28. вина-дамурака-вадья — искусство игры на лютне и небольшом Х-образном барабане.
  29. Прахелика — искусство загадывать и разгадывать загадки.
    1. пратимала — искусство надевать плащ или читать стих за стихом в качестве проверки памяти или навыков.
  30. дурвачака-йога — искусство практики языка, на который другим трудно ответить.
  31. пустака-вачана — искусство чтения книг.
  32. натикахьяйика-даршана — искусство разыгрывания коротких пьес и анекдотов.
  33. кавья-самасья-пурана — искусство разгадывания загадочных стихов.
  34. паттика-ветра-бана-викальпа — искусство изготовления щита, трости и стрел.
  35. тарку-карма — искусство прядения веретеном.
  36. такшана — столярное искусство.
  37. васту-видья — инженерное искусство.
  38. раупйа-ратна-парикша — искусство проверки серебра и драгоценных камней.
  39. дхату-вада — искусство металлургии.
  40. мани-рага-джняна — искусство оценки драгоценностей.
  41. акара джняна — искусство минералогии.
  42. врикшаюр-веда-йога — искусство практики медицины или лечения травами.
  43. меша-куккута-лавака-йуддха-видхи — искусство владения способами борьбы ягнят, петухов и птиц.
  44. шука-сарика-прапалана (пралапана)? — искусство поддержания или ведения разговора между самцами и самками какаду.
  45. утсадана — искусство исцеления или очищения человека благовониями.
  46. кеша-марджана-кауса — искусство расчесывания волос.
  47. акшара-муштика-катхана — искусство говорить пальцами.
  48. млеччита-кутарка-викальпа — искусство выдумывания варварской или иностранной софистики.
  49. деша-бхаша-джняна — искусство владения провинциальными диалектами.
  50. пушпа-сакатика-нирмити-джняна — искусство познания предсказаний небесного голоса или познания приготовления игрушечных тележек по цветам.
  51. янтра-матрика — искусство механики.
  52. дхарана-матрика — искусство использования амулетов.
  53. самвачйа — искусство беседы.
  54. манаси кавья-крия — искусство мысленного сочинения стихов.
  55. крийя-викальпа — искусство создания литературного произведения или медицинского средства.
  56. Чалитака-йога — искусство строительства святынь
  57. абхидхана-коша-чхандо-джняна — искусство использования лексикографии и размеров.
  58. вастра-гопана — искусство сокрытия одежд.
  59. Дьюта-вишеша — искусство познания специфических азартных игр.
  60. акарша-крида — искусство игры в кости или магнит.
  61. балака-криданака — искусство использования детских игрушек.
  62. ванайики видья — искусство поддержания дисциплины.
  63. Ваджайики видья — искусство достижения победы.
  64. ваиталики видья — мастер искусства пробуждения музыкой на рассвете
  65. аааах видья — искусство пробуждения звука от Мани.

Исторические тексты по художественным практикам

[ редактировать ]
  • Натья Шастра
    • Натья Шастра — ведущий путеводитель по индуистскому исполнительскому искусству. Он основан на Натья Веде, которая больше не существует, и состоит примерно из 37 глав и 6000 шлок . [29]

Города, посвященные производству искусства

[ редактировать ]
  • Рагураджпур
    • Этот город посвящен исключительно производству произведений искусства, движимых божественными силами индуизма, и эти произведения искусства создаются традиционным способом. Город расположен в Восточной Индии (Орисса), и в какой-то момент этому городу грозило полное разрушение из-за британского правления. [ нужна ссылка ] . В это время религия и власть королей были свергнуты, и поэтому не было никаких причин для существования города, главная цель которого - поставлять традиционное искусство. После того, как произошел этот кризис, город начал опираться исключительно на сельское хозяйство, пока человек по имени Джакнатх Мопатра не возглавил учебный центр читракаров. Эта революция снова положила начало производству традиционных произведений искусства в 1950-х годах, и поскольку производимые произведения известны во всем мире. [30]

Общие символы

[ редактировать ]
  • Дополнительные конечности. Дополнительные конечности можно увидеть на многих индуистских божествах на картинах и скульптурах. Дополнительные конечности показывают, на какую силу способен бог благодаря своей способности выполнять множество задач одновременно. Например, богиня Сарасвати всегда имеет минимум четыре руки. Две руки будут играть на вине, символизируя настройку ее знаний, четки в другой руке и Священное Писание в другой; оба эти предмета используются для обозначения ее преданности своей духовности. Поскольку она богиня обучения и искусства, мы видим, что она очень способна и очень сильна в своей области знаний. [31]
  • Цветок лотоса. Цветок лотоса — еще один распространенный предмет, постоянно встречающийся в искусстве. Цветок лотоса символизирует чистоту, красоту, процветание, плодородие и трансцендентность. [32] Причина, по которой цветок проявляет эти качества, связана с процессом, который проходит цветок лотоса, прежде чем расцвести. Цветок вырастает из грязи и покоится на поверхности воды, в которой он растет, показывая, какие трудности ему приходится пережить, чтобы достичь максимальной красоты. Имя многих божеств основано на санскритском слове, обозначающем лотос, например Лакшими. [33]

См. также

[ редактировать ]
  • Составить
  • Альпана
  • Балийское искусство
  • Искусство Чампа
  • Джняна Виграхам
  • Искусство Мадхубани
  • Ранголи
  • Танджорская живопись
    1. ^ «Глобальный религиозный ландшафт – индуизм» . Отчет о размере и распределении основных религиозных групп мира по состоянию на 2010 год . Фундамент скамьи . Проверено 31 марта 2013 г.
    2. ^ «Сердце индуизма: санскрит и санскрити (культура)». 2004, 30 марта 2009 г. < http://hinduism.iskcon.com/lifestyle/801.htm. Архивировано 29 июля 2010 г. в Wayback Machine >.
    3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бопеараччи, Осмунд. Ахемениды и Маурии: появление монет и пластических искусств в Индии .
    4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Нилис, Джейсон (2010). Ранние буддийские сети передачи и торговли: мобильность и обмен внутри и за пределами северо-западных границ Южной Азии . БРИЛЛ. стр. 102–103. ISBN  978-90-04-18159-5 .
    5. ^ «Народное искусство олицетворяет более древнюю пластическую традицию из глины и дерева, которая теперь была воплощена в камне, как видно из массивных статуй Якши, которые также имеют исключительную ценность как модели последующих божественных изображений и человеческих фигур». в Агравала, Васудева Шарана (1965). Индийское искусство: история индийского искусства с древнейших времен до третьего века нашей эры . Притхиви Пракашан. п. 84.
    6. ^ «Нумизматы предпринимали различные попытки идентифицировать человеческие фигуры, обладающие различными атрибутами, появляющимися в императорской серии монет с перфорацией, датированных III веком до нашей эры. В недавней статье Вилфрида Пипера было предложено всестороннее исследование этих монет с Божества вайшнавов, скорее всего, бог, держащий плуг в поднятой левой руке и пестик в поднятой правой руке, без сомнения, Баларама». в Бопеараччи, Осмунд. Ахемениды и Маурии: появление монет и пластических искусств в Индии .
    7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Осмунд Бопеараччи , 2016, Появление изображений Вишну и Шивы в Индии: нумизматические и скульптурные свидетельства
    8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н.э. – 100 г. н.э. БРИЛЛ. стр. 47–49, рис. 29 и 30. ISBN.  9789004155374 .
    9. ^ Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре, ок. 150 г. до н.э. – 100 г. н.э. БРИЛЛ. п. 42. ИСБН  9789047419303 .
    10. ^ Кумар, Радж (2003). Очерки индийского искусства и архитектуры . Издательство Дискавери. стр. 50–51. ISBN  9788171417155 .
    11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Пол, Пран Гопал; Пол, Дебжани (1989). «Брахманические образы в кушанском искусстве Матхуры: традиции и инновации». Восток и Запад . 39 (1/4): 132–136, для фотографии стр.138. ISSN   0012-8376 . JSTOR   29756891 .
    12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шринивасан, Дорис (1979). «Ранние вайшнавские образы: Чатурвьюха и варианты форм». Архив азиатского искусства . 32 : 39–40. ISSN   0066-6637 . JSTOR   20111096 .
    13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пол, Пран Гопал; Пол, Дебжани (1989). «Брахманические образы в кушанском искусстве Матхуры: традиции и инновации». Восток и Запад . 39 (1/4): 125. ISSN   0012-8376 . JSTOR   29756891 .
    14. ^ Честь, Хью; Флеминг, Джон (2005). Всемирная история искусства . Издательство Лоуренса Кинга. п. 244. ИСБН  978-1-85669-451-3 .
    15. ^ Пол, Пран Гопал; Пол, Дебжани (1989). «Брахманические образы в кушанском искусстве Матхуры: традиции и инновации». Восток и Запад . 39 (1/4): 111–143. ISSN   0012-8376 . JSTOR   29756891 .
    16. ^ Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. п. 439. ИСБН  978-81-317-1677-9 .
    17. ^ Баутце-Пикрон, Клодин (2013). «Забытый аспект иконографии Вишну и других богов и богинь» . Журнал Индийского общества восточных искусств . XXXVIII–XXIX: 81–92.
    18. ^ Пол, Пран Гопал; Пол, Дебжани (1989). «Брахманические образы в кушанском искусстве Матхуры: традиции и инновации». Восток и Запад . 39 (1/4): 128. ISSN   0012-8376 . JSTOR   29756891 .
    19. ^ Розенфилд, Джон М. (1967). Династические искусства кушанов . Издательство Калифорнийского университета. п. 93.
    20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Краткое содержание на английском языке см. на стр. 80. Шмидт, Шарлотта (1997). Лес Вайкунтха гупта Матхуры: Вишну или Кришна? . стр. 60–88.
    21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Коллекции-Виртуальный музей изображений и звуков» . vmis.in. ​Американский институт индийских исследований.
    22. ^ «Поскольку они датируются периодом, когда секта Панчаратра была наиболее влиятельной, эти два изображения, вероятно, лучше всего идентифицировать как Чатурвьюха (или Четырехвьюха) Вишну. Центральное лицо - это лицо самой высшей, самой трансцендентной вьюхи, или эманации Вишну, Последующие, менее абстрактные вьюхи, в форме льва и кабана, появляются по обе стороны, при этом еще одна вьюха подразумевается сзади. Положения голов льва и кабана различаются в этих двух частях, что указывает на то, что. возникли разногласия по поводу того, как зрителю следует читать такую ​​икону». «Бруклинский музей» . www.brooklynmuseum.org .
    23. ^ «Примерно к III/IV векам нашей эры Шри Лакшми была поглощена пантеоном вайшнавов как супруга Вишну» в Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. п. 438. ИСБН  978-81-317-1677-9 .
    24. ^ Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. стр. 385–386 . ISBN  978-0-8239-3179-8 . Проверено 15 октября 2016 г. ; Цитата: «[Богиня] Лакшми ассоциируется с богатством, удачей и процветанием и считается воплощением всего этого».
    25. ^ Агравал, Ашвини (1989). Взлет и падение императорских Гуптов . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 98. ИСБН  978-81-208-0592-7 .
    26. ^ Доктор Бек, Гай. «Индуистская музыка сейчас и в будущем». Индуизм сегодня, октябрь/ноябрь/декабрь 2007 г., 28–31. < https://www.hinduismtoday.com/magazine/october-november-december-2007/2007-10-the-magic-of-hindu-music/ >
    27. ^ Буланже, Шанталь. «Замечательное индийское искусство драпировки». Индуизм сегодня. Октябрь/ноябрь/декабрь 2008 г., стр. 60–62. < https://www.hinduismtoday.com/magazine/june-1998/1998-06-that-sa-wrap/ >
    28. ^ «Танец и драма». Сердце индуизма. 2004, 12 марта 2009 г. < http://hinduism.iskcon.com/lifestyle/803.htm >
    29. ^ «Натья Шастра: Энциклопедия II». 29 апреля 2009 г. < http://www.experiencefestival.com/a/Natya_Shastra_-_Text_and_title/id/1793036 >
    30. ^ Доктор Моханти, член парламента «Жизнь, живопись, поклонение искусству». Индуизм сегодня. Июль/август/сентябрь 2007 г. 54–59. < https://www.hinduismtoday.com/magazine/july-august-september-2007/2007-07-living-painting-worshiping-art/ >
    31. ^ Стивен Кнапп. «Саравасти, богиня обучения». 20 марта 2009 г. < http://www.stephen-knapp.com/sarasvati_goddess_of_learning.htm >
    32. ^ Анил К. Гоэл, Лакхнау. «Любимый цветок Бога». Индуизм сегодня. 1999. 15 апреля 2009 г. < https://www.hinduismtoday.com/magazine/july-1999/1999-07-god-s-favorite-flower/ >.
    33. ^ Религиозные факты «Лотос-индуистские символы». 2007. 15 апреля 2009 г. < http://www.religionfacts.com/hinduism/symbols/lotus.htm >.
    Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
    Arc.Ask3.Ru
    Номер скриншота №: e0b4725e027b7e4f71651d9439c34dc6__1714564140
    URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e0/c6/e0b4725e027b7e4f71651d9439c34dc6.html
    Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
    Hindu art - Wikipedia
    Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)