Джняна Виграхам
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( январь 2020 г. ) |

Джняна Виграхам — это статуя индуистского социального реформатора Нараяны Гуру , оформленная в своеобразном стиле . На санскрите слово Джняна означает знание, а Виграхам — общий термин для обозначения статуи (или воплощения). Имя Джняна Виграхам означает воплощение знания . Первая такая статуя была вырезана из дерева и изображала лицо Нараяны Гуру.
Общая иконография включает в себя элементы эстетического дизайна, слова почтения на санскрите и символическое изображение инициативы духовной реформы Гуру, концепции человеческого равенства и знания ( ариву ). Эстетические элементы дизайна Джняна Виграхама соответствуют древней восточной философской и религиозной иконографии и резьбе, обычно встречающейся в индуизме , буддизме и джайнизме .
Первый Джняна Виграхам
[ редактировать ]Первый Джняна Виграхам был спроектирован и заказан частным коллекционером произведений искусства и исследователем философии и учения Нараяны Гуру. В первую очередь он был задуман как законодатель моды для улучшения качества статуй Нараяны Гуру, хранившихся в домах и в небольших, похожих на часовни местах почтения и поклонения, называемых «Гуру Мандирамс». Эти святыни разбросаны по всей Керале , юго-западной части Индии, где Нараяна Гуру родился и жил в период с 1856 по 1928 год.
Джняна Виграхам был вылеплен из дерева скульптором Мани Местхири из Тируванантапурама , Керала, в 2006-2007 годах. Работа ознаменовала период, посвященный полутора столетиям со дня рождения Гуру, а также 75-летию ежегодного паломничества в Шивагири , место упокоения Нараяны Гуру.
Элементы дизайна
[ редактировать ]Конструкция Джняна Виграхама включает в себя три части его конструкции — анатомическую статую, пьедестал и сияющую доску ( Прабха ).
Анатомическая статуя
[ редактировать ]Основная анатомическая статуя лишена каких-либо декоративных элементов. Это реалистичная фигура Нараяны-Гуру, предположительно среднего возраста, в сидячей позе и с руками в «дхармачакра-мудре», жесте учения, обычно интерпретируемом как вращение колеса праведности. Руки держатся на уровне сердца, большие и указательные пальцы образуют круги, символизирующие учение Нараяны-Гуру. Ноги помещены в «ваджрасану», иконографическую позу йоги (также называемую «падмасаной»), символизирующую то, что Нараяна Гуру овладел различными практиками йоги и одобрил раджа-йогу , которая является йогой медитации и также включает в себя хатха-йогу .
Пьедестал
[ редактировать ]Постамент имеет три лицевые панели с рельефной резьбой. На центральной панели изображены раковина и лотос, традиционные восточные символы дхармы. Одна из боковых панелей иллюстрирует историческое освящение лингама в 1888 году в Арувипураме; действие Нараяны Гуру, нарушившее многовековую традицию подобных духовных практик, которая была прерогативой ортодоксальных священников тех дней. На третьей панели изображены пресловутые слепцы и слон восточной поговорки , представленные Нараяной Гуру в стихе 44 философского великого труда гуру и писании Атмопадеша Сатакам (сто стихов самообучения).
Доска сияния
[ редактировать ]Сияющая доска, образующая фон и ореол статуи, включает в себя декоративные элементы и символику. Общая структура фона демонстрирует сходство с Сарнатхом Буддой . В нижней части доски изображены рельефные изображения двух слонов, обращенных наружу и в приветственной позе, что означает открытость Нараяны Гуру взглядам и убеждениям других религий и философий. На сияющей доске также есть рельефные изображения порхающих птиц, представляющие слова гуру в стихе 8 священного писания Атмопадеша Сатакам. Шесть порхающих птиц символизируют пять чувств и шестое чувство философской интуиции , как их визуализировали дизайнеры в знак почтения к гуру. Рельефные изображения птиц переплетаются с лианами и цветами, что означает рост и плодотворность мудрости.
Слова почтения
[ редактировать ]Джняна Виграхам включает в себя цитату из санскритского стиха из древнеиндийского писания Бхагавата Пураны, посвященного почтению Нараяны Гуру, следующим образом:
эке твахила-кармани
санньясиопашам гатах
гьянино гьяна-ягьена
йаджанти гьяна-виграхам
Перевод: В поисках духовного знания некоторые люди отказываются от всей материальной деятельности и, обретя таким образом мир, приносят в жертву философские исследования ради поклонения Тебе, воплощению знания.
Ссылки
[ редактировать ]- Жизнь и учение Нараяны Гуру – Натараджа Гуру
- Золотой век скульптуры в Шри-Ланке – Ульрих фон Шредер
- Видение Будды — Том Ловенштейн
- Атмопадеша Сатакам – Шри Нараяна Гуру
- Бхагавата-пурана (стих 10.40.6)
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Джняной Виграхамом, на Викискладе?
- Статья о Джнана Виграхам в 2007 году в индуистской газете.