Jump to content

Рая йога

(Перенаправлено из Раджа Йоги )

В санскритских текстах Раджа-йога ( / ˈ r ɑː ə ˈ j ɡ ə / ) была одновременно целью йоги и методом ее достижения. Этот термин также стал современным названием практики йоги. [1] [2] в XIX веке, когда Свами Вивекананда дал свою интерпретацию Йога -сутр Патанджали в своей книге «Раджа-йога» . [3] С тех пор раджа-йогу по-разному называли аштанга-йогой , королевской йогой , королевским союзом , сахаджа маргой и классической йогой . [4]

Этимология и использование

[ редактировать ]

Раджа (санскрит: राज) означает «вождь, лучший в своем роде» или «король». [5] Таким образом, раджа-йога означает «главный, лучший из йоги».

Историческое использование термина раджа-йога встречается в других контекстах, совершенно отличных от его современного использования. В древних и средневековых санскритских текстах оно означало высшее состояние практики йоги (достижение самадхи ). [2] хатха - Например, «Хатха-йога-прадипика» утверждает, что йога — это один из способов достижения раджа-йоги.

Раджа-йога обсуждается в Йогататтва-упанишаде . [6] Затем он упоминается в комментарии XVI века к конкретному шагу Йога-сутр Патанджали . [1] Тантрический труд средневековой эпохи «Даттатреяйогашастра» объясняет в 334 шлоках принципы четырех йог: мантра- йоги, хатха-йоги, лайя-йоги и раджа-йоги. [7] Ален Даниэлу утверждает, что раджа-йога была в исторической литературе индуизма одним из пяти известных методов йоги, а остальные четыре — это хатха-йога , мантра-йога , лайя-йога и Шива-йога . [8] Даниэлу переводит это как «Королевский путь к воссоединению Самости с Вселенским Я ( Брахманом )».

Этот термин стал современным ретронимом в 19 веке, когда Свами Вивекананда приравнял раджа-йогу к Йога-сутрам Патанджали. [1] [2] [3] Это значение отличается от значения Хатха-йога-прадипики , текста Натха -сампрадаи . [9]

Метод медитации, которому следовал Сахадж Марг , также называемый «Сердечность», соответствует системе практики Раджа Йоги. Эта система формально применяется на практике с 1945 года под названием Миссия Шри Рам Чандры (SRCM). [4]

Брахма Кумарис , новое религиозное движение, учит форме медитации, которую оно называет «Раджа-йогой», которая не имеет ничего общего ни с заповедями Хатха-йоги, ни с « Йога-сутрами » Патанджали . [1]

Современные интерпретации и литература, в которых обсуждается раджа-йога, Патанджали часто считают Йогасутры своим текстовым источником, но многие из них не принимают ни учения, ни философские основы школы йоги в индуизме. [1] Такое смешение концепций привело к путанице в понимании исторической и современной индийской литературы по йоге. [2] [9]

Свами Вивекананда приравнивал раджа-йогу к Йога-сутрам Патанджали . [3]

В шиваизме

[ редактировать ]

Текст Шайва -йоги «Аманаска» , датируемый XII веком нашей эры или ранее, представляет собой диалог между Вамадевой и божеством Шивой . Во второй главе текста упоминается раджа-йога. В нем говорится, что оно названо так потому, что позволяет йогину достичь прославленного царя внутри себя, высшего «я». [10] Раджа-йога провозглашается целью, при которой человек не испытывает ничего, кроме блаженства невозмутимости, естественного состояния спокойствия, безмятежности, мира, внутреннего единения и удовлетворения. [1]

Цель и состояние раджа-йоги являются синонимами различных терминов, таких как Аманаска , Унмани и Сахадж . [11] « Хатха -йога-прадипика» (буквально « Немного света на хатха-йогу» ) утверждает это следующим образом: [12]

Раджа-йога, самадхи, унмани и манонмани. Бессмертие — это суть растворения, пустота — это пустота, высшая обитель. 3 ||
Невнимательный и Адвайта, свободный от зависимости и лишенный цвета. Живое освобождение и присущая ему четвертая односложны. 4 ||
Как теленок в воде, он достигает равенства посредством йоги. Подобным образом единство «я» и ума называется самадхи. 5 ||
Когда старое истощается и разум растворяется Тогда тот же самый вкус называется самадхи || 6 ||
и в равной степени единство двоих: живого существа и Высшего Я. Это называется самадхи, состояние всех решений другого. 7 ||

Раджа-йога , самадхи, унмани, манонмани, амараттва, лайя, татва, шунья , асунья, парама пада,
аманаска, адвайта , нираламба, ниранджана, дживанмукти , сахаджа и турия обозначают одно и то же состояние бытия.
Подобно тому, как соль, растворенная в воде, становится с ней единой, так и союз Атмана и Манаса (ума) называется самадхи.
Когда дыхание утомляется, а ум становится Пралияте (неподвижным, вновь поглощенным), они сливаются в союз, называемый самадхи.
Это равенство, это единство двух, живого «я» и абсолютного «я», когда вся санкальпа (желание, тяга) заканчивается, называется самадхи.

- Хатх Йога Прадипика, 4.3–4.7, [12]

Как разновидность йоги

[ редактировать ]

В некоторых средневековых индийских текстах по йоге раджа-йога упоминается как один из многих видов йоги. [13] Например, «Сарванга йога прадипика» 17-го века, комментарий Сундардаса к Брадж-бхашье, учит трем тетрадам йоги. Первая группа — это Бхакти-йога , Мантра-йога, Лайя-йога и Чарча-йога; вторая — Хатха-йога , Раджа-йога, Лакша-йога и Аштанга-йога ; третья — это санкхья -йога, гьяна-йога , брахма-йога и адвайта-йога. Из двенадцати Сундардаса утверждает, что Раджайога — лучшая йога. [13]

Как система йоги Патанджали

[ редактировать ]
Статуя Патанджали (традиционная форма, обозначающая Кундалини или воплощение Шеши )

Одно из значений раджа-йоги — это современный ретроним, введенный Свами Вивеканандой, когда он приравнял раджа-йогу к « Йога-сутрам» Патанджали . [2] [1] [3] После его распространения в первой половине I тысячелетия н. э. многие индийские ученые рассмотрели его, а затем опубликовали к нему свои бхашьи (примечания и комментарии). Вместе они образуют канон, называемый Патанджалайогашастра («Трактат о йоге Патанджали»). [14] [15]

По словам Акселя Майклса, « Йога-сутры» построены на фрагментах текстов и традиций древней Индии. [16] По мнению Фейерштейна, « Йога-сутры» представляют собой сочетание двух различных традиций, а именно «йоги восьми ступеней» (аштанга-йога) и йоги действия ( крия-йога ). [17] Часть крийя йоги содержится в главе 1, главе 2, стихах 1–27, главе 3, кроме стиха 54, и главе 4. [17] «Йога восьми ступеней» описана в главах 2, стихах 28–55, а также в главах 3, стихах 3 и 54. [17]

Ларсон отмечает, что существуют многочисленные параллели в древних школах мысли Санкхья , Йога и Абхидхарма , особенно со 2-го века до нашей эры до 1-го века нашей эры. [18] «Йога-сутры» Патанджали могут представлять собой синтез этих трех традиций. Из школы индуизма санкхья «Йога-сутры» переняли «рефлексивное различение» ( адхьявасая ) пракрити и пуруши (дуализма), его метафизический рационализм и три эпистемических метода для получения надежного знания. [18] буддизма Абхидхармы Ларсон предполагает, что, исходя из идеи ниродхасамадхи , «Йога-сутры» исходят из стремления к измененному состоянию сознания. Однако, в отличие от буддизма, который считает, что не существует ни «я», ни души, йога, как и санкхья, является физикалистской и реалистической, веря в то, что у каждого человека есть «я» и душа. [18] Третья концепция, которую «Йога-сутры» синтезируют в свою философию, — это древние аскетические традиции изоляции, медитации и самоанализа, а также идеи йоги из индийских текстов I тысячелетия до нашей эры, таких как Катха-упанишада , Шветашватара-упанишада и Майтри-упанишада . [18]

Исламский период

[ редактировать ]

В начале XI века персидский учёный Аль Бируни посетил Индию, прожил среди индусов 16 лет и с их помощью перевёл несколько значительных санскритских произведений на арабский и персидский языки. Одним из них была «Йогасутра» Патанджали. [19] [20] [21] Наряду с в целом точными переводами, текст Аль Бируни имеет существенные отличия от рукописей Йогасутры, обнаруженных в Индии в XIX веке. Записи Аль Бируни помогли современным ученым установить, что рукопись Йогасутры Патанджали существовала в Индии во многих версиях, каждая из которых содержала множество комментариев индуистских ученых. Некоторые из этих версий и комментариев либо утеряны, либо не обнаружены. [19] В переводе Аль Бируни сохранены многие основные темы философии йоги в индуизме; однако некоторые сутры и аналитические комментарии были переформулированы, что сделало их более совместимыми с исламской монотеистической теологией. [19] [22] Версия Йога-сутр Аль Бируни достигла Персии и Аравийского полуострова примерно к 1050 году нашей эры.

В индийской исторической хронологии , ознаменовавшейся приходом ислама в Индию в двенадцатом веке, дальнейшее развитие и литература по философии йоги в индуизме пришли в упадок. [23] К шестнадцатому веку философия йоги Патанджали почти исчезла. [24] Йогу сохранили садху (аскеты, санньяси ) Индии. Некоторые элементы индуистской йоги были переняты суфийской сектой мусульман в Индии. [25] [26] Мусульмане-суфии иногда перенимали и защищали традицию йоги индуистов во время исламского правления в Индии, а иногда помогали преследованию и насилию против этих индуистов. [27] Император Великих Моголов Акбар , известный своей синкретической терпимостью, увлекался философией йоги в индуизме и покровительствовал ей. [28]

Сравнение с буддизмом

[ редактировать ]

Ученый йоги Стивен Коуп выделяет следующие сходства между раджа-йогой и буддизмом . Он отмечает, что эти две философии не одно и то же, но поразительно похожи, поскольку прошли долгий период взаимообмена примерно до 500 г. н.э. [29]

Аспекты [29] Рая йога [29] буддизм [29]
Основные проблемы Духкха (страдание)
Не видеть реальность ясно
Способ решения проблемы 1:
Воспитывать умелое поведение
Ямас (ограничения),
Ниямы (обряды)
Сила (этические практики)
Способ решения проблемы 2:
Культивируйте концентрированные состояния
Медитация (концентрация),
Дхьяна (медитация)
Самадхи
Способ решения проблемы 3:
Используйте состояния, чтобы исследовать себя
Он не встает
(т.е. дхарана, дхьяна, самадхи)
Випассана ,
другие практики понимания
Взгляд на обычную реальность 4 ошибочных убеждения
— постоянство,
— реальность тела,
— что страдание — это счастье,
— это тело/разум — это истинное Я
3 знака существования ,
скрыто ошибкой:
аничча (непостоянство)
анатта (без себя)
- страдание
Конец страданиям Кайвалья (освобождение) Нирвана («развязывание»).
конструкций)
Общие концепции ниродха (прекращение)
клеша (недуг)
карма (действие)
самвега (срочно)
праджня (интуитивная мудрость)
самскара (бессознательный образ действий)
майтра / метта (любящая доброта)
Общие подходы Прямое исследование реальности (не метафизика )
использование самообучения, самостоятельности, самоосвобождения

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Джейсон Берч (2013), Раджайога: Реинкарнации короля всех йог, Международный журнал индуистских исследований , том 17, выпуск 3, страницы 401–444
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Мэллинсон-1 2011г .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Свами Вивекананда, Раджа Йога . ISBN   978-1500746940
  4. ^ Перейти обратно: а б «Крупнейший в мире центр медитации появится в Хайдарабаде» . 24 января 2020 г.
  5. ^ Санскритско-английский словарь Раджи Монье-Вильямса, Кельнский цифровой санскритский лексикон, Германия
  6. ^ Айянгар, Т. Р. Шриниваса (1938). Йога-упанишады . Адьярская библиотека. п. 301.
  7. ^ Антонио Ригопулос (1998), Даттатрея: Бессмертный гуру, йогин и Аватара, State University of New York Press, 1998; ISBN   978-0791436967 , стр. 62.
  8. ^ Ален Даниэлу (1991), Йога: освоение секретов материи и Вселенной, ISBN   978-0892813018 , главы 1–12.
  9. ^ Перейти обратно: а б Мэллинсон-2 2011г .
  10. ^ Джейсон Берч (2013), Аманаска: король всех йог, доктор философии. Диссертация, Оксфордский университет
  11. ^ Джеральд Джеймс Ларсон и Карл Х. Поттер (2011), Энциклопедия индийской философии: Йога: индийская философия медитации, Том XII, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120833494 , страницы 364, 366.
  12. ^ Перейти обратно: а б Санскрит и английский: Хатх Йога Прадипика , Панчам Сингх (переводчик), OCLC   897482 , стр. 154-155;
    Современный перевод (английский): Г.В. Бриггс (2009), Горакхнатх и канпхата-йоги, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120805644 , стр. 343
  13. ^ Перейти обратно: а б Джейсон Берч (2013), Раджайога: Реинкарнации короля всех йог, Международный журнал индуистских исследований , том 17, выпуск 3, страницы 415-416
  14. ^ Маас 2006 .
  15. ^ Ларсон, с. 21–22.
  16. ^ Майклс 2004 , с. 267.
  17. ^ Перейти обратно: а б с Фейерштейн 1978 , с. 108.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д Ларсон, стр. 43-45.
  19. ^ Перейти обратно: а б с С. Пайнс и Т. Гельблюм (переводчики с арабского на английский, 1966), Аль-Бируни (переводчик с санскрита на арабский, ~ 1035 г. н. э.) и Патанджали, Патанджали Аль-Бируни арабская версия Йогасутры , Бюллетень Школы Востока и Африки. Исследования , Том. 29, № 2 (1966), стр. 302–325.
  20. ^ Белый 2014 .
  21. ^ Хельмут Риттер, аль-Бируни перевод Йога-сутры Патанджали , Oriens, Vol. 9, No. 2 (31 декабря 1956 г.), страницы 165–200 (на немецком языке)
  22. ^ Филипп Маас (2013), Краткая историография классической философии йоги, в «Периодизации и историографии индийской философии» (редактор: Эли Франко), Коллекция де Нобили, Институт исследований Южной Азии, Тибета и буддизма при Венском университете, ISBN   978-3900271435 , страницы 53-90, ОСЛК   858797956
  23. ^ Белый 2014 , стр. 6–9.
  24. ^ Белый 2014 , стр. 6–16.
  25. ^ Бонни Г. Смит и др. (2012), Перекрестки и культуры, Том I: К 1450 году: История народов мира, Макмиллан, ISBN   978-0312442132 , стр. 428.
  26. ^ Жан Филлиоза (1991), Религия, Философия, Йога: Подборка статей, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120807181 , страницы 215-230, 293-303.
  27. ^ Джамал Малик (2008), Ислам в Южной Азии: Краткая история, Brill Academic, ISBN   978-9004168596 , страницы 185-186.
  28. ^ Дэвид Уайт (2014), Йога -сутра Патанджали - биография , Princeton University Press, ISBN   978-1-4008-5005-1 , страницы 146-152.
  29. ^ Перейти обратно: а б с д Коуп, Стивен (2006). Мудрость йоги: Путеводитель искателя к необычной жизни . Нью-Йорк: Bantam Books. стр. 276-278 . ISBN  978-0-553-38054-5 . OCLC   64098584 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Йога-сутры Патанджали.
  • Маас, Филипп А. (2006), Самадхипада: первая глава Патанджалайогашастры, впервые подвергнутая критической редакции , Ахен: Шейкер, ISBN  3-8322-4987-7
  • Уайт, Дэвид Гордон (2014), Йога-сутра Патанджали: биография , Princeton University Press
  • Вуд, Эрнест (1951). Практическая йога, древняя и современная, являющаяся новым, независимым переводом афоризмов йоги Патанджали . Райдер и компания.
Трактаты по йоге
  • Ален Даниэлу (1991), Йога: освоение тайн материи и Вселенной , ISBN   978-0892813018 , Приложение D: Основные санскритские трактаты по йоге.
История
Философия и практика
[ редактировать ]
  • Упражнения йоги Тайский журнал физиологических наук (сравнивает раджа-йогу с другими йогами)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2b209e350618c39d619d0c8f40dff8bd__1711453380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/bd/2b209e350618c39d619d0c8f40dff8bd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rāja yoga - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)