Рая йога
В санскритских текстах Раджа-йога ( / ˈ r ɑː dʒ ə ˈ j oʊ ɡ ə / ) была одновременно целью йоги и методом ее достижения. Этот термин также стал современным названием практики йоги. [1] [2] в XIX веке, когда Свами Вивекананда дал свою интерпретацию Йога -сутр Патанджали в своей книге «Раджа-йога» . [3] С тех пор раджа-йогу по-разному называли аштанга-йогой , королевской йогой , королевским союзом , сахаджа маргой и классической йогой . [4]
Этимология и использование
[ редактировать ]Раджа (санскрит: राज) означает «вождь, лучший в своем роде» или «король». [5] Таким образом, раджа-йога означает «главный, лучший из йоги».
Историческое использование термина раджа-йога встречается в других контекстах, совершенно отличных от его современного использования. В древних и средневековых санскритских текстах оно означало высшее состояние практики йоги (достижение самадхи ). [2] хатха - Например, «Хатха-йога-прадипика» утверждает, что йога — это один из способов достижения раджа-йоги.
Раджа-йога обсуждается в Йогататтва-упанишаде . [6] Затем он упоминается в комментарии XVI века к конкретному шагу Йога-сутр Патанджали . [1] Тантрический труд средневековой эпохи «Даттатреяйогашастра» объясняет в 334 шлоках принципы четырех йог: мантра- йоги, хатха-йоги, лайя-йоги и раджа-йоги. [7] Ален Даниэлу утверждает, что раджа-йога была в исторической литературе индуизма одним из пяти известных методов йоги, а остальные четыре — это хатха-йога , мантра-йога , лайя-йога и Шива-йога . [8] Даниэлу переводит это как «Королевский путь к воссоединению Самости с Вселенским Я ( Брахманом )».
Этот термин стал современным ретронимом в 19 веке, когда Свами Вивекананда приравнял раджа-йогу к Йога-сутрам Патанджали. [1] [2] [3] Это значение отличается от значения Хатха-йога-прадипики , текста Натха -сампрадаи . [9]
Метод медитации, которому следовал Сахадж Марг , также называемый «Сердечность», соответствует системе практики Раджа Йоги. Эта система формально применяется на практике с 1945 года под названием Миссия Шри Рам Чандры (SRCM). [4]
Брахма Кумарис , новое религиозное движение, учит форме медитации, которую оно называет «Раджа-йогой», которая не имеет ничего общего ни с заповедями Хатха-йоги, ни с « Йога-сутрами » Патанджали . [1]
Современные интерпретации и литература, в которых обсуждается раджа-йога, Патанджали часто считают Йогасутры своим текстовым источником, но многие из них не принимают ни учения, ни философские основы школы йоги в индуизме. [1] Такое смешение концепций привело к путанице в понимании исторической и современной индийской литературы по йоге. [2] [9]
История
[ редактировать ]В шиваизме
[ редактировать ]Текст Шайва -йоги «Аманаска» , датируемый XII веком нашей эры или ранее, представляет собой диалог между Вамадевой и божеством Шивой . Во второй главе текста упоминается раджа-йога. В нем говорится, что оно названо так потому, что позволяет йогину достичь прославленного царя внутри себя, высшего «я». [10] Раджа-йога провозглашается целью, при которой человек не испытывает ничего, кроме блаженства невозмутимости, естественного состояния спокойствия, безмятежности, мира, внутреннего единения и удовлетворения. [1]
Цель и состояние раджа-йоги являются синонимами различных терминов, таких как Аманаска , Унмани и Сахадж . [11] « Хатха -йога-прадипика» (буквально « Немного света на хатха-йогу» ) утверждает это следующим образом: [12]
Раджа-йога, самадхи, унмани и манонмани. Бессмертие — это суть растворения, пустота — это пустота, высшая обитель. 3 ||
Невнимательный и Адвайта, свободный от зависимости и лишенный цвета. Живое освобождение и присущая ему четвертая односложны. 4 ||
Как теленок в воде, он достигает равенства посредством йоги. Подобным образом единство «я» и ума называется самадхи. 5 ||
Когда старое истощается и разум растворяется Тогда тот же самый вкус называется самадхи || 6 ||
и в равной степени единство двоих: живого существа и Высшего Я. Это называется самадхи, состояние всех решений другого. 7 ||
Раджа-йога , самадхи, унмани, манонмани, амараттва, лайя, татва, шунья , асунья, парама пада,
аманаска, адвайта , нираламба, ниранджана, дживанмукти , сахаджа и турия обозначают одно и то же состояние бытия.
Подобно тому, как соль, растворенная в воде, становится с ней единой, так и союз Атмана и Манаса (ума) называется самадхи.
Когда дыхание утомляется, а ум становится Пралияте (неподвижным, вновь поглощенным), они сливаются в союз, называемый самадхи.
Это равенство, это единство двух, живого «я» и абсолютного «я», когда вся санкальпа (желание, тяга) заканчивается, называется самадхи.- Хатх Йога Прадипика, 4.3–4.7, [12]
Как разновидность йоги
[ редактировать ]В некоторых средневековых индийских текстах по йоге раджа-йога упоминается как один из многих видов йоги. [13] Например, «Сарванга йога прадипика» 17-го века, комментарий Сундардаса к Брадж-бхашье, учит трем тетрадам йоги. Первая группа — это Бхакти-йога , Мантра-йога, Лайя-йога и Чарча-йога; вторая — Хатха-йога , Раджа-йога, Лакша-йога и Аштанга-йога ; третья — это санкхья -йога, гьяна-йога , брахма-йога и адвайта-йога. Из двенадцати Сундардаса утверждает, что Раджайога — лучшая йога. [13]
Как система йоги Патанджали
[ редактировать ]Одно из значений раджа-йоги — это современный ретроним, введенный Свами Вивеканандой, когда он приравнял раджа-йогу к « Йога-сутрам» Патанджали . [2] [1] [3] После его распространения в первой половине I тысячелетия н. э. многие индийские ученые рассмотрели его, а затем опубликовали к нему свои бхашьи (примечания и комментарии). Вместе они образуют канон, называемый Патанджалайогашастра («Трактат о йоге Патанджали»). [14] [15]
По словам Акселя Майклса, « Йога-сутры» построены на фрагментах текстов и традиций древней Индии. [16] По мнению Фейерштейна, « Йога-сутры» представляют собой сочетание двух различных традиций, а именно «йоги восьми ступеней» (аштанга-йога) и йоги действия ( крия-йога ). [17] Часть крийя йоги содержится в главе 1, главе 2, стихах 1–27, главе 3, кроме стиха 54, и главе 4. [17] «Йога восьми ступеней» описана в главах 2, стихах 28–55, а также в главах 3, стихах 3 и 54. [17]
Ларсон отмечает, что существуют многочисленные параллели в древних школах мысли Санкхья , Йога и Абхидхарма , особенно со 2-го века до нашей эры до 1-го века нашей эры. [18] «Йога-сутры» Патанджали могут представлять собой синтез этих трех традиций. Из школы индуизма санкхья «Йога-сутры» переняли «рефлексивное различение» ( адхьявасая ) пракрити и пуруши (дуализма), его метафизический рационализм и три эпистемических метода для получения надежного знания. [18] буддизма Абхидхармы Ларсон предполагает, что, исходя из идеи ниродхасамадхи , «Йога-сутры» исходят из стремления к измененному состоянию сознания. Однако, в отличие от буддизма, который считает, что не существует ни «я», ни души, йога, как и санкхья, является физикалистской и реалистической, веря в то, что у каждого человека есть «я» и душа. [18] Третья концепция, которую «Йога-сутры» синтезируют в свою философию, — это древние аскетические традиции изоляции, медитации и самоанализа, а также идеи йоги из индийских текстов I тысячелетия до нашей эры, таких как Катха-упанишада , Шветашватара-упанишада и Майтри-упанишада . [18]
Исламский период
[ редактировать ]В начале XI века персидский учёный Аль Бируни посетил Индию, прожил среди индусов 16 лет и с их помощью перевёл несколько значительных санскритских произведений на арабский и персидский языки. Одним из них была «Йогасутра» Патанджали. [19] [20] [21] Наряду с в целом точными переводами, текст Аль Бируни имеет существенные отличия от рукописей Йогасутры, обнаруженных в Индии в XIX веке. Записи Аль Бируни помогли современным ученым установить, что рукопись Йогасутры Патанджали существовала в Индии во многих версиях, каждая из которых содержала множество комментариев индуистских ученых. Некоторые из этих версий и комментариев либо утеряны, либо не обнаружены. [19] В переводе Аль Бируни сохранены многие основные темы философии йоги в индуизме; однако некоторые сутры и аналитические комментарии были переформулированы, что сделало их более совместимыми с исламской монотеистической теологией. [19] [22] Версия Йога-сутр Аль Бируни достигла Персии и Аравийского полуострова примерно к 1050 году нашей эры.
В индийской исторической хронологии , ознаменовавшейся приходом ислама в Индию в двенадцатом веке, дальнейшее развитие и литература по философии йоги в индуизме пришли в упадок. [23] К шестнадцатому веку философия йоги Патанджали почти исчезла. [24] Йогу сохранили садху (аскеты, санньяси ) Индии. Некоторые элементы индуистской йоги были переняты суфийской сектой мусульман в Индии. [25] [26] Мусульмане-суфии иногда перенимали и защищали традицию йоги индуистов во время исламского правления в Индии, а иногда помогали преследованию и насилию против этих индуистов. [27] Император Великих Моголов Акбар , известный своей синкретической терпимостью, увлекался философией йоги в индуизме и покровительствовал ей. [28]
Сравнение с буддизмом
[ редактировать ]Ученый йоги Стивен Коуп выделяет следующие сходства между раджа-йогой и буддизмом . Он отмечает, что эти две философии не одно и то же, но поразительно похожи, поскольку прошли долгий период взаимообмена примерно до 500 г. н.э. [29]
Аспекты [29] | Рая йога [29] | буддизм [29] |
---|---|---|
Основные проблемы | Духкха (страдание) Не видеть реальность ясно | |
Способ решения проблемы 1: Воспитывать умелое поведение | Ямас (ограничения), Ниямы (обряды) | Сила (этические практики) |
Способ решения проблемы 2: Культивируйте концентрированные состояния | Медитация (концентрация), Дхьяна (медитация) | Самадхи |
Способ решения проблемы 3: Используйте состояния, чтобы исследовать себя | Он не встает (т.е. дхарана, дхьяна, самадхи) | Випассана , другие практики понимания |
Взгляд на обычную реальность | 4 ошибочных убеждения — постоянство, — реальность тела, — что страдание — это счастье, — это тело/разум — это истинное Я | 3 знака существования , скрыто ошибкой: — аничча (непостоянство) — анатта (без себя) - страдание |
Конец страданиям | Кайвалья (освобождение) | Нирвана («развязывание»). конструкций) |
Общие концепции | ниродха (прекращение) клеша (недуг) карма (действие) самвега (срочно) праджня (интуитивная мудрость) самскара (бессознательный образ действий) майтра / метта (любящая доброта) | |
Общие подходы | Прямое исследование реальности (не метафизика ) использование самообучения, самостоятельности, самоосвобождения |
См. также
[ редактировать ]- Читтабхуми
- Karma yoga
- Кундалини йога
- Синсин-тоицу-до , японская йога.
- Телема
- Йога (философия)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Джейсон Берч (2013), Раджайога: Реинкарнации короля всех йог, Международный журнал индуистских исследований , том 17, выпуск 3, страницы 401–444
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мэллинсон-1 2011г .
- ^ Перейти обратно: а б с д Свами Вивекананда, Раджа Йога . ISBN 978-1500746940
- ^ Перейти обратно: а б «Крупнейший в мире центр медитации появится в Хайдарабаде» . 24 января 2020 г.
- ^ Санскритско-английский словарь Раджи Монье-Вильямса, Кельнский цифровой санскритский лексикон, Германия
- ^ Айянгар, Т. Р. Шриниваса (1938). Йога-упанишады . Адьярская библиотека. п. 301.
- ^ Антонио Ригопулос (1998), Даттатрея: Бессмертный гуру, йогин и Аватара, State University of New York Press, 1998; ISBN 978-0791436967 , стр. 62.
- ^ Ален Даниэлу (1991), Йога: освоение секретов материи и Вселенной, ISBN 978-0892813018 , главы 1–12.
- ^ Перейти обратно: а б Мэллинсон-2 2011г .
- ^ Джейсон Берч (2013), Аманаска: король всех йог, доктор философии. Диссертация, Оксфордский университет
- ^ Джеральд Джеймс Ларсон и Карл Х. Поттер (2011), Энциклопедия индийской философии: Йога: индийская философия медитации, Том XII, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120833494 , страницы 364, 366.
- ^ Перейти обратно: а б Санскрит и английский: Хатх Йога Прадипика , Панчам Сингх (переводчик), OCLC 897482 , стр. 154-155;
Современный перевод (английский): Г.В. Бриггс (2009), Горакхнатх и канпхата-йоги, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120805644 , стр. 343 - ^ Перейти обратно: а б Джейсон Берч (2013), Раджайога: Реинкарнации короля всех йог, Международный журнал индуистских исследований , том 17, выпуск 3, страницы 415-416
- ^ Маас 2006 .
- ^ Ларсон, с. 21–22.
- ^ Майклс 2004 , с. 267.
- ^ Перейти обратно: а б с Фейерштейн 1978 , с. 108.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ларсон, стр. 43-45.
- ^ Перейти обратно: а б с С. Пайнс и Т. Гельблюм (переводчики с арабского на английский, 1966), Аль-Бируни (переводчик с санскрита на арабский, ~ 1035 г. н. э.) и Патанджали, Патанджали Аль-Бируни арабская версия Йогасутры , Бюллетень Школы Востока и Африки. Исследования , Том. 29, № 2 (1966), стр. 302–325.
- ^ Белый 2014 .
- ^ Хельмут Риттер, аль-Бируни перевод Йога-сутры Патанджали , Oriens, Vol. 9, No. 2 (31 декабря 1956 г.), страницы 165–200 (на немецком языке)
- ^ Филипп Маас (2013), Краткая историография классической философии йоги, в «Периодизации и историографии индийской философии» (редактор: Эли Франко), Коллекция де Нобили, Институт исследований Южной Азии, Тибета и буддизма при Венском университете, ISBN 978-3900271435 , страницы 53-90, ОСЛК 858797956
- ^ Белый 2014 , стр. 6–9.
- ^ Белый 2014 , стр. 6–16.
- ^ Бонни Г. Смит и др. (2012), Перекрестки и культуры, Том I: К 1450 году: История народов мира, Макмиллан, ISBN 978-0312442132 , стр. 428.
- ^ Жан Филлиоза (1991), Религия, Философия, Йога: Подборка статей, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120807181 , страницы 215-230, 293-303.
- ^ Джамал Малик (2008), Ислам в Южной Азии: Краткая история, Brill Academic, ISBN 978-9004168596 , страницы 185-186.
- ^ Дэвид Уайт (2014), Йога -сутра Патанджали - биография , Princeton University Press, ISBN 978-1-4008-5005-1 , страницы 146-152.
- ^ Перейти обратно: а б с д Коуп, Стивен (2006). Мудрость йоги: Путеводитель искателя к необычной жизни . Нью-Йорк: Bantam Books. стр. 276-278 . ISBN 978-0-553-38054-5 . OCLC 64098584 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Йога-сутры Патанджали.
- Маас, Филипп А. (2006), Самадхипада: первая глава Патанджалайогашастры, впервые подвергнутая критической редакции , Ахен: Шейкер, ISBN 3-8322-4987-7
- Уайт, Дэвид Гордон (2014), Йога-сутра Патанджали: биография , Princeton University Press
- Вуд, Эрнест (1951). Практическая йога, древняя и современная, являющаяся новым, независимым переводом афоризмов йоги Патанджали . Райдер и компания.
- Трактаты по йоге
- Ален Даниэлу (1991), Йога: освоение тайн материи и Вселенной , ISBN 978-0892813018 , Приложение D: Основные санскритские трактаты по йоге.
- История
- Уайт, Дэвид Гордон (2011), Йога, Краткая история идеи (Глава 1 «Йога на практике») (PDF) , Princeton University Press
- Философия и практика
- Фейерштейн, Георг (1978), Справочник по йоге (голландский перевод; английское название «Учебник йоги» , Анк-Гермес)
- Ларсон, Джеральд Джеймс (1998), Классическая санкхья: интерпретация ее истории и значения , Лондон: Мотилал Банарасидасс, ISBN 81-208-0503-8
- Ларсон, Джеральд Джеймс (2008), Энциклопедия индийской философии: Йога: индийская философия медитации , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-3349-4
- Мэле, Грегор (2007), Аштанга-йога: практика и философия , Библиотека Нового Мира
- Мэллинсон-1, Джеймс (2011), «Хатха-йога», Энциклопедия индуизма Брилла, том 3 , BRILL
{{citation}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - Мэллинсон-2, Джеймс (2011), «Натх Сампрадая», Энциклопедия индуизма Брилла, том 3 , BRILL
{{citation}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - Майклс, Аксель (2004). Индуизм: прошлое и настоящее . Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-08952-3 .
- Уичер, Ян (1998), Целостность йога-даршана: пересмотр классической йоги , SUNY Press
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Упражнения йоги Тайский журнал физиологических наук (сравнивает раджа-йогу с другими йогами)