Йога Яджнавалкья
Йога Яджнавалкья ( санскрит : योगयाज्ञवल्क्य , Йога-Ягьявалкья ) — классический текст индуистской йоги на санскрите . Текст написан в форме мужско-женского диалога мудреца Яджнавалкьи и Гарги . Текст состоит из 12 глав и содержит 504 стиха.
Из всех дел, состоящих из жертвоприношений, или ритуалов, или контроля над поведением, или безвредности, или щедрости, или изучения Вед; само по себе высшая Дхарма (долг) — увидеть Себя посредством йоги. [1]
Йога Яджнавалкья
Подобно Патанджали » «Йогасутрам , « Йога Яджнавалкья» описывает восемь компонентов йоги; однако у него разные цели. Текст содержит дополнительный материал, которого нет в Йогасутрах , например, концепцию кундалини . Йога Яджнавалкья содержит одно из наиболее полных обсуждений компонентов йоги, таких как Пранаяма , Пратьяхара , Дхьяна и Дхарана .
Текст оказал влияние на развитие и практику традиций йоги в Индии до XII века. [2]
Автор
[ редактировать ]Текст традиционно приписывается Яджнавалкье, почитаемому ведическому мудрецу в индуизме . По оценкам, он жил примерно в 8 веке до нашей эры. [3] и связан с несколькими другими крупными древними текстами на санскрите, а именно Шукла Яджурведа , Шатапатха Брахман , Брихадараньяка Упанишада , Дхармасастра под названием Ягьявалкья Смрити , Вриддха Яджнавалкья и Брихад Яджнавалкья . [4] Он также упоминается в Махабхарате и Пуранах . [5] [6] а также в древних текстах джайнизма, таких как Исибхасияим . [7] Эти упоминания о Яджнавалкье в других текстах, помимо одноименной Йоги Яджнавалкьи , могут относиться к разным мудрецам с таким же именем. [6]
Фактический автор текста «Йога Яджнавалкья», вероятно, был кем-то, кто жил через много столетий после ведического мудреца Яджнавалкьи, и он неизвестен. [8] Ян Уичер, профессор религии в Университете Манитобы , пишет, что автором «Йога Яджнавалкьи» может быть древний Яджнавалкья, но эту Яджнавалкью не следует путать с Яджнавалкьей ведической эпохи, «которая почитается в индуизме за Брихадараньяка Упанишад ». . [9]
Дэвид Уайт, профессор сравнительного религиоведения в Калифорнийском университете , предполагает, что автор – житель Южной Индии 9-12 веков по имени Яджнавалкья – был «автором двух работ, в которых практика из восьми частей сочеталась с учениями о Хатха-йога и философия Веданты»: Йога Яджнавалкья и Йог Яджнавалкья-смрити . [10] С тех пор этот вопрос был прояснен в исследовании двух работ, проведенном в 2017 году. [11]
По мнению Доминика Вуястика – исследователя санскритской литературы, индологии и истории философии и практики йоги, « Йога Яджнавалкья» – это ранний текст по йоге. [12] Было обнаружено множество версий его рукописей, в том числе две рукописи из пальмовых листьев, датированные до X века нашей эры, на санскрите, а еще множество версий было найдено на других региональных языках Индийского субконтинента. [12] Оригинальный текст, вероятно, на много веков старше. Различия между рукописями позволяют предположить, что этот текст составлялся и редактировался несколькими авторами. [12]
Хронология
[ редактировать ]Союз живого существа, Высшего Я и Высшего Я называется Йогой. [13]
Йога — это союз индивидуального «я» ( дживатмы ) с высшим «я» ( параматмой , брахманом ).
Дата создания Йоги Яджнавалкьи неясна. Прахлад Диванджи, индолог и знаток санскрита, утверждает, что текст был составлен между вторым веком до нашей эры и четвертым веком нашей эры, потому что тексты Йога-упанишад и хатха-йоги содержат стихи из Йоги Яджнавалкьи . [16] [17] Диванджи цитирует тексты Тантры, тексты аюрведической традиции и литературу Адвайта Веданты IV века нашей эры, в которых упоминается Йога Яджнавалкья , после чего приходит к выводу, что текст или какая-то версия текста Йога Яджнавалкья должна была существовать к IV веку нашей эры. [18] Однако, добавляет Диванджи, текст, вероятно, был составлен после «Йогасутры » Патанджали , которая, по разным оценкам, была написана где-то между 500 г. до н.э. и 400 г. н.э. [19] [20] Диванджи основывает свое предложение о датировке на том наблюдении, что Йога Яджнавалкья расширяет идеи текста Патанджали, такие как список Ям , который включает пять Патанджали плюс пять дополнительных. [21]
А. Г. Мохан , писатель и учитель йоги, утверждает, что текст, вероятно, был завершен до 4 века нашей эры. [22] Дэвид Уайт, напротив, предполагает, что дата создания была намного позже, между 10 и 12 веками. [23] 13-го века Уайт заявляет, что Даттатрея Йога-шастра признает Яджнавалкью и описывает ее учение как «дополнительное к восьмичастной практике, которой учил Яджнавалкья», что означает, что к тому времени текст уже был установлен и принят. [24] Другие рукописи с религиозными, «нементальными» и «ментальными» текстами йоги в индуистской традиции также относятся к учениям текста, предполагая, что этот текст возник раньше многих других текстов йоги. [25]
Рам Шанкар Бхаттачарья, индолог, датирует пунскую версию рукописи текста примерно 13 или 14 веком нашей эры и отмечает, что эта версия « Йога Яджнавалкья» цитирует стихи из текстов хатха-йоги. [8] Он также указывает, что Гарги упоминается в рукописи как жена Яджнавалкьи. [8] Однако ни один другой текст не подтверждает, что Гарги была женой Яджнавалкьи; скорее, Майтрейи и Катьяяни указаны как две его жены, что приводит к теории о том, что рукопись Пуны представляет собой искаженное и более современное издание оригинального текста. [26] [27]
По словам Доминика Вуястика, две его рукописи – MS Kathmandu NAK 5-696 (сейчас хранится в Непале), MS London BL Or. 3568 (хранится в Британской библиотеке ) — одни из старейших сохранившихся санскритских рукописей, найденных на Индийском субконтиненте. [12] Первый датируется началом 10-го или концом 9-го века, а тот, который был обнаружен в Непале, судя по его колофону, датирован 1024 годом нашей эры. Оригинальный текст, вероятно, намного старше, чем эти рукописные копии с пальмовыми листьями. [12]
Рукописи
[ редактировать ]несколько версий рукописей «Йога Яджнавалкья» . Известно [28] Самая ранняя опубликованная рукопись « Йога Яджнавалкья» была обнаружена в Бенгалии в 1893 году. С тех пор были обнаружены и другие рукописи с другим количеством стихов. Например, текст, опубликованный Диванджи в 1954 году, содержит более 500 стихов. [28] а рукопись, переведенная Кришнамачарьей и Дешикачаром, авторами и учителями книг по йоге, насчитывает 460 стихов. [29]
Изучение рукописей показывает, что существуют две совершенно разные работы, которые часто называют « Йогайагьявалкья ». Работу, обсуждаемую на этой странице Википедии, часто называют Йогаджнявалкьягитой в рукописях . Гораздо более старая и совершенно другая работа, в которой не обсуждаются позы йоги, в рукописях называется « Йогияджнявалкьясмрити» или «Сарасамуккая Йогаяджнявалкьи » . [30]
Структура
[ редактировать ]
Текст « Йога Яджнавалкья» (или «Йогаяджнавалкья» ) построен как разговор между мужчиной (Яджнавалкья) и женщиной (Гарги) в присутствии аудитории. [29] Он состоит из двенадцати глав, [28] [31] и в общей сложности содержит 504 стиха. [28]
Текст открывается обсуждением добродетелей и образа жизни йога: 70 стихов в первой главе посвящены в первую очередь Яме, а 19 стихов во второй посвящены Нияме . [13] Позы йоги с дыхательными и очистительными упражнениями описаны в 149 стихах глав с третьей по седьмую, где в тексте утверждается, что эти упражнения йоги помогают йогу овладеть своими чувствами и достичь осознания своего тела. [13]
Обсуждения медитации начинаются в восьмой главе текста, где в 40 стихах обсуждается, как начать и развивать медитативные практики с помощью Ом и резонирующих звуков, за которыми следуют 44 стиха в девятой главе для продвинутой медитации, отражающей ум, Ведана. (чувства) и природа своего Атмана (самости, души). В тексте 23 стиха десятой главы посвящены самадхи (концентрации), чтобы осознать равенство своего Атмана и Брахмана (Универсальной Предельной Реальности, Бога). [13]
В заключительных разделах текста обсуждается необходимость в Гуру (учителе), а также обязанности йогина и то, что делать, когда человек понимает, что допустил ошибку. В последней главе кратко обсуждается кундалини, преимущества йоги и природа спокойствия, удовлетворенности ума и сознания. [13]
Содержание
[ редактировать ]Текст начинается с почтения и введения к Яджнавалкье и Гарги, а затем излагает свою цель: «раскрыть природу йоги». [32] [33] В стихах с 10 по 19 Гарги отмечает, что йогу называют лучшей кармой , и просит Яджнавалкью объяснить ей йогу. [33] Ягьявалкья соглашается, но сначала приписывает свои знания индуистскому богу Брахме , который научил его этому гьяне (знанию) и карме (деяниям). [33]
Знание
[ редактировать ]Ягьявалкья утверждает, что есть два пути к достижению знания. [33] Один путь — это Правритти-карма , на котором человек, движимый желанием и жаждой вознаграждения, формирует свою волю, а затем использует свои знания, чтобы действовать по своей свободной воле. [32] [33] Второй путь — Нивритти-карма , при котором человеком не движет желание и он не жаждет наград, а использует свои знания в своих трудах отстраненно. [33] [32] Путь Правритти-карма является причиной страданий и перерождений, тогда как Нивритти-карма освобождает и практикуется теми, кто хочет положить конец страданиям и перерождению. [32]
Стихи 1.27–40 представляют собой не связанные с йогой комментарии об обязанностях четырех социальных классов – этот раздел отсутствует в рукописях « Йога Яджнавалкья» , содержащих 460 стихов. В комментарии представлены две теории об обязанностях четырех классов с точки зрения ашрама-дхарм студента, домохозяина, отшельника и нищего. [33] . [32] [33]
Согласно переводу Бхаттачарьи, он добавляет, что все четыре варны должны «погасить долги перед мудрецами, людьми и богами», практикуя брахмачарью , производя потомство и совершая карму . [32] [33] Все четыре социальных класса должны стремиться к Нивритти-карме (работе без жажды вознаграждения). [13] [33] Согласно переводу Дешикачара, йога открыта для всех, без ограничений по варне или полу. [34]
В стихах 1.41–49 говорится, что «карма со знанием - это средство к освобождению». [35] Йога является сутью этого знания и имеет восемь компонентов: Яма , Нияма , Асана , Пранаяма , Пратьяхара , Дхарана , Дхьяна и Самадхи . [29]
Ямас: добродетельные ограничения ученика йоги
[ редактировать ]Никогда не причинять страдания другим существам мыслью, словом или делом. Это и есть непричинение вреда.
Всегда говорить то, что есть, и тем самым творить добро для всех живых существ: это практика правдивости.
Отказ от стремления к чужому имуществу в деле, слове и мыслях: это неалчность – так говорят мудрецы, постигшие высшую истину.
« Йога Яджнавалкья» начинает описание практики йоги с утверждения о добродетельном самоограничении, которого должен придерживаться йог или йогиня. [32] Этот список длиннее пяти ям, перечисленных Патанджали в «Йогасутре» . [37] [примечание 1] но похоже на те, которые можно найти в других индуистских текстах, таких как Шандилья Упанишада. [38] и другие тексты йоги древних и средневековых эпох. [39] [40] [41] В стихах 1.50–51 «Йога Яджнавалкья» перечислены следующие десять ям (ограничений): [15] а стихи 1.52–70 объясняют, что означают эти добродетели и почему они необходимы: [32]
- Ахимса (अहिंसा): ненасилие, непричинение вреда действием, словом или мыслью. [42] [43]
- Сатья (истина): правдивость. [42] [44]
- Астея (Астея): не ворую [42]
- Брахмачарья (ब्रह्मचर्य): целомудрие, верность своему партнеру. [44] [45]
- Дайя (दया): доброта, сострадание. [46]
- Арджава (अर्जव): отсутствие лицемерия, искренность. [47]
- Кшама (прощение): прощение. [46]
- Дхрити (धृति): стойкость [48]
- Митахара (मितहार): умеренность в диете. [48]
- Шаука (शौच): чистота, чистота. [48]
В стихе 1.69 утверждается, что в очищенном теле обитает умиротворенный ум, и когда этот ум достигает чистоты, Атмавидья (познание души) становится осуществимой. [49]
Ниямы: добродетельные обряды ученика йоги
[ редактировать ]Глава 2 начинается со списка десяти ниям (Соблюдение, список дел, позитивные обязанности), за которым следует объяснение каждой из них в оставшейся части главы. Этот список снова длиннее, чем список из пяти, найденный в «Йогасутрах» Патанджали . [примечание 2] но подобные тем, которые можно найти в Шандилья и Вараха Упанишадах , [51] Хатха Йога Прадипика , [52] [53] и стихи с 552 по 557 в Книге 3 Тируманхирама Тирумулара , [54] в смысле позитивных обязанностей, желательного поведения и дисциплины. Список десяти ниям таков: [55] [56]
- Тапас : аскеза, настойчивость и настойчивость в достижении своей цели. [57] [58]
- Сантоша : удовлетворенность, принятие других и своих обстоятельств такими, какие они есть, оптимизм в отношении себя. [59]
- Астика : вера в достоинства и недостатки [55]
- Дана : щедрость, благотворительность, делиться с другими. [60]
- Ишварапуджана : поклонение Ишваре (Брахману, Вишну , Рудре , Богу/Высшему Существу, Истинному Я) [55]
- Сиддханта шравана : слушание Вед и Упанишад, текстов о добродетелях и принципах. [48] [61]
- Хри : застенчивость, скромность, раскаяние и принятие своего прошлого, смирение. [52] [62]
- Мати : вера в себя и свои обязанности, размышление над примирением противоречивых идей. [55] [63]
- Джапа : постоянное чтение Вед, повторение мантр или священных звуков, заданных поэтическими размерами, со звуком или беззвучно в уме. [55] [64]
- Вратам : обеты и обещания сосредоточиться и достичь соответствующих целей, поставленных перед собой в Дхарме , Артхе , Каме и Мокше . [55]
Ричард Розен, преподаватель йоги и пишущий редактор журнала Yoga Journal , утверждает, что первые две главы излагают моральные основы учения йоги и более подробны, чем многие другие тексты по йоге в индийских традициях. [29]
Асаны: позы йоги
[ редактировать ]
|
Глава 3 короткая и начинается со списка из восьми асан (поз), за которыми следует описание каждой из них. [11] Асаны . бывают двух типов: один набор предназначен для медитативного созерцания, а другой — для очищения тела Говорят, что оба они важны на пути йоги. [66] Различные асаны фокусируются на разных группах органов. [67] Из восьми асан в тексте обсуждаются по две вариации Свастикасаны и Мукта Ширшасаны в стихах 3.3–5 и 3.13–14 соответственно, с утверждением, что каждая асана помогает очистить тело, когда они практикуются с Ямой и Ниямой. [66] [68]
Очищающие асаны — это те, которые при кратковременной практике помогают организму предотвратить или исправить внутренний дисбаланс и привести в тонус внутренние органы; в то время как медитативные асаны — это те позы, сидя или стоя, которые можно сохранять устойчиво и комфортно в течение длительных периодов времени. [66] В обоих случаях правильная осанка достигается, когда можно сочетать расслабленную устойчивость с упражнениями по глубокому дыханию. Такие удобные и устойчивые асаны необходимы для очищения Нади ( астральных трубок, которых около семидесяти двух тысяч, проходящих по всему человеческому телу) на Пранаямы . этапе йоги [66] Эту точку зрения разделяют и другие тексты по йоге, например, в стихе 5.2 « Гхеранда-самхиты» . [69] Падмасана ( поза лотоса ) используется как для очищения, так и для медитативного созерцания. [70]
Теория человеческого тела и внутреннего огня
[ редактировать ]В главе 4 Гарги спрашивает о природе Нади , человеческого тела и о том, как в нем функционируют жизненные потоки. Яджнавалкья начинает свой ответ с утверждения, что рост каждого взрослого человека примерно в 96 раз превышает ширину его или ее Ангулы (большого пальца). [65] [71]
Прана (дыхание , жизненный воздух) тела рассеивается внутри и снаружи тела. Первая цель йоги — осознать и контролировать этот жизненный воздух, чтобы быть равным или ниже внутреннего огня внутри своего тела. [72] [73] Этот внутренний огонь находится в средней части тела, и он называет его Набхи ( центром) и Чакрой . [72] Это жилище Дживы , и жизненный воздух питает ее снизу, пока человек жив. [72] Прямо над этой Набхи находится кундалини, которая обычно находится в состоянии покоя. Йога пробуждает ее, принося ей жизненный воздух и тепло. [72] [71]
В стихах 4.26–35 говорится, что человеческое тело имеет четырнадцать нади (астральных трубок, которых около семидесяти двух тысяч, проходящих по всему человеческому телу), из которых три являются основными. Сушумна (санскрит: सुषुम्णा) является наиболее важной, поскольку она простирается вдоль всего спинного мозга и достигает головы, поддерживая все тело. [74] Вишну — это божество, чья сила приводит в движение Сушумну согласно стиху 4.31. [74] По обеим сторонам Сушумны расположены сосуды Ида и Пингала , первый из которых связан с Луной, а второй — с Солнцем. Эти три управляют тремя Гунами (силами, лежащими в основе врожденного характера) существа: Сушумна управляет Саттвой (добротой), Пингала управляет Раджасом (действием), а Ида управляет Тамасом (разрушительным действием). [74] Эти первичные сосуды связаны с многочисленными каналами внутри человеческого тела, которые пронизывают все тело и питают его. [74] [71]
Согласно стихам 4.47–65, когда человек вдыхает или выдыхает, Нади наполняются жизненным воздухом. [75] Существует десять типов жизненных потоков, соответствующих различным стадиям дыхания, и они называются Прана , Апана , Самана , Удана , Вьяна , Нага , Курма , Крикара , Девадатта и Дхананджайя . [75] Они по-разному влияют на Нади , и то, как функционирует тело и каков баланс органов внутри тела, зависит от пищи, которую человек принимает, и от того, насколько хорошо вдох и выдох способны доставлять жизненный воздух к различным частям тела. [75] [71]
Тело взаимодействует с природой, выводит жидкости и отходы через девять отверстий. [75] [71] Цель пранаямы (контроля дыхания) — очистить каналы и напитать внутреннее тело жизненным воздухом. [75] Это приносит пользу йогу и йогини в предотвращении и лечении болезней, а также в подготовке ума к медитации. [76]
Контроль дыхания и медитация для самоочищения
[ редактировать ]
В главах 5 и 6 обсуждаются средства очищения тела и ума. [77] Первые десять стихов главы 5 суммируют и вновь заявляют о необходимости всегда практиковать добродетельное самоограничение (Яма), соблюдение правил (Нияма), [78] избегать гнева на кого-либо или что-либо, честно следовать Дхарме, уважать Гуру (учителя) и учиться у него, а также преследовать правильные жизненные цели, не жаждя вознаграждения за свои действия. [79] [примечание 3]
Место для йоги
[ редактировать ]Уединенные места — лучшие места для занятий йогой. [78] Матха (хижина) в лесу идеальна, но любое укромное место , где нет отвлекающих факторов, сильного ветра или яркого солнечного света, является хорошим местом для йоги. [79] Желательно либо подушку из травы куша , либо твердую землю с подстилкой из оленьей шкуры. [78] Йоге можно научиться с помощью учителя за три-четыре месяца, если практиковать ее шесть раз в день. Если частая практика невозможна, йогой можно овладеть в течение трех-четырех лет. [79]
Овладение дыханием
[ редактировать ]В тексте наибольшее количество стихов посвящено обсуждению дыхания и дыхательных упражнений. [29]
Сущность контроля дыхания — это союз Праны и Апаны .
—Йога Яджнавалкья 6.1 [81]
Яджнавалкья посвящает значительный объем текста объяснению искусства овладения каждой стадией дыхания, то есть вдохом, выдохом и остановкой между ними. [82] Каждая стадия обсуждается с точки зрения ее характера, скорости, продолжительности, глубины отдельно и относительно другой стадии дыхания, регулируя их по желанию во время асан, предназначенных для очищения тела или ума. [83] Чтобы сохранить время для каждого этапа, не отвлекаясь, он рекомендует тихо повторять отмеренные по времени мантры или звуковые ритмы, чтобы помочь измерить каждый этап и, таким образом, установить прогресс во время йоги. [83] [84] Упомянутые мантры для внутреннего измерения времени включают Пранаву ( Ом ), Гаятри с Вьяхритис или Гаятри с Ширасом . [84] [примечание 4]
В тексте классифицируются три уровня регуляции дыхания, а именно Пурака (पूरक, удовлетворяющий), Кумбхака (कुम्भक, заметный) и Речака (रेचक, очищающий). [83] Упражнение Пурака самое короткое и насчитывает двенадцать мгновений ( матр , музыкальных тактов); Кумбхака самая высокая и средняя и длится двадцать четыре мгновения, а Речака длится тридцать шесть мгновений. [86] Затем текст описывает различные комбинации Пураки , Кумбхаки и Речаки в различных асанах с целью активизации Нади и очищения тела, утверждая, что при освоении Прана, Апана, Самана, Удана, Вьяна и другие жизненные потоки помогают обрести выносливость, спокойствие, размеренная скорость, вознесение и внутреннее исцеление. [83] В тексте говорится, что упражнения Пранаямы обладают терапевтической силой. Яджнавалкья описывает Санмукхи мудру , Кевака кумбхаку и Сахита кумбхаку в главе 6, утверждая, что лучшие упражнения — это те, которые заставляют человека чувствовать легкость в теле и расслабление ума. [83] [87]
Медитация
[ редактировать ]В главе 7 обсуждается пятая ступень йоги, Пратьяхара , которая, как сказано, имеет пять форм. [88] На этом этапе фокус внимания смещается от внешних стимулов, получаемых органами чувств, к различным уровням внутреннего осознания. [89] Представлена теория Мармы (суставов) и перечислены 18 жизненно важных точек внутри тела, которые можно использовать в качестве фокусов на начальных этапах медитативных упражнений. [89] [90]
Стихи 1–10 главы 8 подробно описывают практику Дхараны или медитации, направленную на тренировку ума в осознании себя. Пять элементов во вселенной соответствуют пяти функциональным системам тела, и эти системы — боги, обитающие в человеческом теле. Следующий уровень медитации — зафиксировать неотвлекаемое внимание на этих пяти, одновременно выполняя дыхательные упражнения, освоенные на предыдущем этапе. [91]
К пяти божествам обращаются путем пения пяти букв или слогов ( биджамантра , которые являются звуками чакр ) : лам ( लं ), вам ( वं ), рам ( रं ), йам ( यं ) и хам ( हं ). станьте единым целым с Парамешварой (Богом). [92] В стихах 8.11–15 говорится, что йогину следует практиковать медитацию на этих соответствующих системах тела как на божествах с помощью мантры Ом, поскольку это ведет к растворению и реализации Брахмана-Пуруши. [92] После того, как мастерство достигается с помощью представления пяти божеств внутри своего тела, в тексте упоминается, что йогин преодолевает три доши (दोष, недостатки). [93] Глава заканчивается напоминанием изучающему йогу не забывать о повседневных обязанностях и работе, о добродетельном самоограничении (яма) и добродетельном соблюдении правил (нияма) по мере того, как он достигает мастерства на этом уровне йоги. [91] [93]
В главе 9 обсуждается Дхьяна часть йоги . Дхьяна может привести к свободе или рабству, в зависимости от того, как и на чем человек концентрируется. [94] Свобода приходит от осознания единства индивидуального «я» с универсальным «я». Ниргуна ) (неквалифицированный, без атрибутов [94] Форма медитации лучше всего подходит для тех, кто освоил жизненные потоки, а также все асаны с внутренним осознанием марманов (жизненных точек) и нади (кровеносных сосудов). [95] Эти йогины и йогини могут абстрагироваться, чувствовать Высшее Я внутри и должны медитировать на «Я — Брахман, который всепроникающ, всеохватывающ, всеощущающ и полон блаженства». [95] [96]
Рефлексивная медитация – это прямое ощущение ( ведана ) самого себя посредством ума. Оно бывает квалифицированным ( Сагуна ) или неквалифицированным ( Ниргуна ). Квалифицированной медитации пять, из которых три — лучшие. Неквалифицированные бывают только одного вида.
—Йога Яджнавалкья 9.1–3. [92]
Медитация Сагуна , квалифицированная и обладающая качествами, [94] предназначен для тех, кому нужен конкретный символ, такой как Мурти , или средство визуализации. [96] [94] Им следует подумать о том, что их лотосное сердце имеет восемь лепестков, а высшее «Я» визуализируется как Васудева, Нараяна или Пурушоттама. [95] Медитация должна сосредоточиться на собственной идентичности с этим образом нетленного высшего «Я». Это путь к состоянию Вайшванары , или квалифицированной Дхьяны . [96]
В тексте предлагаются варианты медитации Сагуна , такие как восприятие союза золотого диска с четырехликим золотым Пурушей, представление блестящего внутреннего «я» внутри себя и затем единения с ним, а также другие варианты. [95] В стихах 9.43–44 утверждается, что внутреннее «я», независимо от того, медитируете ли на него как на Ниргуну или Сагуну , является одним и тем же. [96]
Концентрация
[ редактировать ]Концентрация ( самадхи ) — это состояние равенства как индивидуального «я», так и высшего «я». Его также можно определить как пребывание внутреннего «я» в Брахмане. [...] В концентрации индивидуальное «я» и высшее «я» становятся одним целым.
—Йога Яджнавалкья 10.1–5. [97]
В главе 10 говорится, что практика медитации совершенствует способность человека концентрироваться, при этом объект, на котором он концентрируется, становится объектом привязанности, единства, и человек чувствует свою идентичность с ним. [98] [99] Стихи 10.6–15 предполагают, что человек должен сосредоточиться на себе как на высшем «Я», единстве с Брахманом во всем, и этот процесс привязанности своего индивидуального «я» к высшему «Я» ведет к единству и освобождению. [97] [99]
Стихи 10.19–23 советуют тем, кто ищет освобождения в жизни или после смерти, заняться йогой и достичь стадии самадхи, на которой человек фиксирует свой ум на высшем «я». [97] Это рекомендуется людям в преклонном возрасте и искателям внутреннего освобождения и покоя. [99] Ягьявалкья предлагает Гарги медитировать на свое «я» посредством йоги и таким образом достичь нирваны . [97] [100]
Дхарма йогина, Аштанга-йога.
[ редактировать ]Гарги в главе 11 спрашивает Яджнавалкью, нужно ли йогину в состоянии самадхи выполнять ведические обязанности. Он отвечает: «Нет, любому, кто находится в состоянии йоги, не нужно выполнять ведические обязанности», потому что это состояние является целью. [102] Однако любой, кто выходит из состояния Самадхи, должен выполнять Дхармические обязанности, поскольку «ни одно живое существо не может выжить, не совершая никаких действий». [103] Все обязанности следует выполнять до конца жизни, когда «я» соединится с высшим «Я». [104] Затем Гарги просит Ягнавалкью обобщить аштангу — восемь компонентов йоги . [105] [106]
Теория Кундалини
[ редактировать ]В первых 47 стихах главы 12 Яджнавалкья разъясняет Сиддха-йогу и Кундалини. Цель этих йогических упражнений, согласно стихам 12.1–4, — достичь «внутреннего огня» с помощью Праны (жизненной силы, энергии дыхания); их следует выполнять три раза в день в течение десяти дней. [105] Контролируя жизненный воздух посредством йоги, йогин осознает такие признаки прогресса, как расслабленное состояние тела, проявление божественного звука или нада внутри. [105] В стихах 12.10–14 говорится, что огонь Кундалини расположен в пупке, и на него следует медитировать с помощью дыхательных упражнений. Это разогревает Кундалини, пробуждая ее, и тепло разливается по всему телу, и на этом этапе йогин должен сделать вдох выше пупка. [105]
В цитадели Брахмана (сердца) обитает индивидуальное «я» (Атман), которое есть не что иное, как заблуждающийся Брахман.
Йога Ягнавалкья объясняет, что вдыхаемый теплый воздух поступает в Брахмарандхру через пупок, что помогает в лечении болезней. Когда горячий воздух удерживается в сердце, это стадия, когда он входит в Сахасрара-чакру , тысячелепестковый лотос, который затем проявляется в перевернутой форме. [108] Когда жизненный воздух удерживается в обители Брахмана (Атмана), которым является сердце, согласно стихам 12.15–22, пылает огонь, расположенный в области Сушумны , что находится между бровями. [108] Эти упражнения, стимулирующие сердце жизненным воздухом и огнем, приводят к восприятию света внутри и снаружи. На этом этапе следует созерцать мысленным взором огнеподобную сияющую луну во лбу и медитировать на внутреннее «я» в Читте (уме). [108]
Одной из отличительных особенностей Йоги Яджнавалкьи является то, что кундалини чаще всего описывается как блокировка, которая не позволяет пране войти в сушумну и подняться. Это была основная текстовая основа учения о кундалини Т. Кришнамачарьи, которого часто называют «отцом современной йоги». [109]
В стихах 12.23–31 говорится, что лингашарира , тонкое невидимое тело, блестит в центральной части тела, в сердце или на лбу. Эта сияющая Шакти (сила, энергия, могущество), как переводит Бхаттачарья, осознается познавшим Брахмана посредством своего концентрированного видения. [107] Атман воспринимается, когда ум, расположенный в пространстве между бровями, становится свободным от всех отвлекающих факторов и деятельности. [107] В этом состоянии йогин осознает себя внутри, а также в мудрецах, в сиддхах и других. [107] Если растворения ума в пространстве между бровями не происходит, йогину следует представить себе абсолютное блаженство, либо полную луну во рту. [107] Это помогает уму растворить отвлечения и активность, помогая ему пребывать в Вишнупаде или Акаше (небе), и приближает йогина к мокше или освобождению. Это этап, на котором начинает проявляться чувство освобождения и блаженства, цель практики йоги. [107] [13]
Брахман – начало всего, это все, что существует и все то, во что оно растворится обратно, и Веды учат, что этот Брахман пребывает в сердце человека. [107] Оно, как переводит Бхаттачарья, «тоньше тонкого, больше великого» и воспринимается с очищением ума и интеллекта, достижимым с помощью дыхательных упражнений, священных звуковых упражнений и йоги. [107] [13]
Эпилог
[ редактировать ]После полного изложения всех принципов йоги Ягнавалкья уходит в укромное место, чтобы продолжить медитативное созерцание, а Гарги покидает свой мир, удаляется в лесной обитель и ищет прибежища в практике йоги. [107]
Переводы
[ редактировать ]Известны два английских перевода полного текста: один — Десикачара , другой — Мохана. [110] [111] а Бхаттачарья опубликовал сокращенное изложение двенадцати глав. [112]
Часть серии о |
Индуистские писания и тексты |
---|
![]() |
Связанные индуистские тексты |
Согласно переводу Дешикачара: «В 1960-х годах были доступны только две [санскритские] версии этого ценного текста [Бомбейское отделение Королевского азиатского общества (BBRAS) и издания в Тривандраме], и обе были неполными или неточными. Он [Кришнамачарья] взял муки написания всей рукописи». [113] Дешикачар далее заявляет во введении: «Как бы много стихов этого двенадцатиглавного текста не было в обеих версиях… Он [Кришнамачарья] даже исправил те рукописи, которые были неполными». [110] В «Сердце йоги » Дешикачар указывает: «Существует одно критическое издание « Йога Ягьявалкья», написанное Шри Прабхадом [ sic ] К. Диванджи [издание BBRAS]». [14]
Согласно английскому переводу А. Г. Мохана : «Однако сравнительное чтение показывает, что издание Десикачара представляет собой точное воспроизведение публикации Тривандрума 1938 года. Единственные внесенные изменения заключаются в заполнении незначительного количества пропущенных слов – около 60 слов из 6000 - в основном в очевидных контекстах. В существующих стихах нет существенных исправлений. Публикация Диванджи более полная и свободная от ошибок, она содержит многочисленные сноски, сравнивающие различные версии текста из шестнадцати рукописей и пяти печатных изданий (включая публикацию Тривандрама). ... В публикации Тривандрума, предложенной Десикачаром, отсутствуют 39 1/2 стихов, которые появляются в публикации Диванджи». [111]
Значение
[ редактировать ]По словам Дэвида Уайта, Йога Яджнавалкья Патанджали имела более важное значение на практике, чем Йогасутры до XII века. Среди текстов по асанам и медитации он доминировал на сцене индийской йоги. [114] Наряду с такими текстами, как «Йога Васиштха» , главами индуистского эпоса « Махабхарата» и литературой, связанной с такими традициями, как Хатха-йога , Пашупата-йога и Тантрическая йога , « Йога Яджнавалкья» исторически оказала влияние на индийские духовные традиции. [115]
Вторичные тексты на санскрите IX–XII веков включают идеи Йоги Яджнавалкьи в свои собственные традиции. [115] К ним относятся бхашья (комментарий) Лакшмидхары и рукописи школ Веданты, таких как Адвайта Веданта, в которых обсуждаются и включаются философия и практики йоги, важные для их традиций. [115]
Присутствие Гарги в Йога Яджнавалкье важно в историческом смысле, поскольку оно поощряет йогу среди женщин. По словам Диванджи, текст включает в себя некоторые стихи, связанные с йогой, адресованные исключительно женщинам, например, стихи 1.21–40, 2.8–9 и 6.11–20. [116]
Этот текст оказал влияние на многие более поздние тексты йоги, такие как « Хатха-йога-прадипика» и «Йога-упанишады», такие как «Йога-кундалини-упанишада» и «Йогататтва-упанишада» , поскольку в них часто на него ссылаются. [117] [118]
Йога Яджнавалкья против Йогасутры Патанджали
[ редактировать ]По словам Ричарда Розена, философские предпосылки Яджнавалкьи и Патанджали различны. [119] Патанджали принимает предпосылку дуализма и определяет йогу как прекращение умственной деятельности, связанной с сенсорным взаимодействием с природой, ведущее к Кайвалье (одиночеству) себя и состоянию самосознания. [119] Яджнавалкья принимает предпосылку Адвайта Веданты о недвойственности , «существенном единстве себя и природы», и определяет йогу как путь к интенсивной взаимосвязи между Дживой и Параматманом , где реализуется союз «я» и высшего «я». [119]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Четыре из пяти ям, перечисленных Патанджали в «Йогасутре», находятся в списке десяти ям в «Йога Яджнавалкье» . Обычными четырьмя являются: Ахимса (ненасилие), Сатья (правдивость), Астея (никогда не отнимайте чужое имущество) и Брахмачарья (целомудрие, верность). Единственное, что не является общим для обоих текстов, — это Апариграха (нестяжательство).
- ↑ Все пять Ниям, перечисленные Патанджали в «Йогасутре», встречаются в «Йога Яджнавалкье» , но с Шаукой , указанной в списке Ям последнего. Обычными четырьмя Ниямами являются: Тапас, Сантоша, Ишварапранидхана и Свадхьяя (переформулированная как Сиддханта Шравана в Йоге Яджнавалкье ). [50]
- ^ В стихах 5.7–10 говорится, что йог должен жить жизнью действия, чтобы преследовать правильные жизненные цели ( дхарма , артха , кама , мокша ) с чувством отстраненности и не жаждать пхала (плодов, то есть наград) своих. действие. [79] Эта тема отражает нишкама-карму, встречающуюся в других индуистских текстах, таких как Бхагавад-гита , где жизнь действий рассматривается либо как движимая привязанностью и жаждой вознаграждений без учета дхармы, либо как жизнь, движимая тем, что правильно и этически (дхарма). без жажды наград; традиционные тексты предлагают следовать последнему варианту – также называемому нишкама кармой , то есть движимым правильным поступком без жажды вознаграждения. [80]
- ^ Семь вьяхрити, используемых в качестве префиксов к Гаятри, - это Бху, Бхува, Свах, Маха, Джана, Тапах и Сатьям; Ширасы являются суффиксами Гаятри, состоящими из апо, джйоти, раса, амритам, Брахмы, Бху, Бхувы и Свы. Мантра сочетает в себе Вьяхрити и Ширас с Ом . [84] [85]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Яджнавалкья Смрити Яджнавалкья, Глава 1, стих VIII, Священные книги индусов, Том XXI, Перевод RBS Чандра Видьярнава, страница 15
- ^ Уайт 2014 , стр. 49–52, 114–15.
- ^ Бен-Ами Шарфштейн (1998). Сравнительная история мировой философии: от Упанишад до Канта . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 56–57. ISBN 978-0-7914-3683-7 .
- ^ Я Фишер (1984), Яджнавалкья в традициях Шрути Вед, Acta Orientalia , Том 45, страницы 55–87
- ^ Белый 2014 , стр. xiii, xvi.
- ^ Jump up to: а б Вишванатх Нараян Мандлик, Вьявахара Маюкха, в оригинале, с английским переводом в Google Книгах , страницы lvi, xlviii–lix
- ^ Хаджиме Накамура (1968), Яджнавалкья и другие мыслители Упанишад джайнской традиции, Бюллетень библиотеки Адьяра, том 31–32, страницы 214–228
- ^ Jump up to: а б с Ларсон и Бхаттачарья 2008 , стр. 476–477.
- ^ Ян Уичер (1999), Целостность йога-даршана: пересмотр классической йоги, State University of New York Press, ISBN 978-0791438152 , страницы 27, 315–316 с примечаниями.
- ↑ White 2014 , стр. xiii–xvi, 49.
- ^ Jump up to: а б Вуястик, Доминик (2017). «Тексты йоги, приписываемые Ягьявалкье, и их замечания об осанке» . Азиатская литература и перевод . 4 (1): 159–186. дои : 10.18573/j.2017.10192 .
- ^ Jump up to: а б с д и Доминик Вуястик. «Тексты йоги, приписываемые Яджнавалкье, и их замечания об осанке». Азиатская литература и перевод . 4 (1). Издательство Кардиффского университета: 159–164. дои : 10.18573/issn.2051-5863 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я ॥ Йогаягьянавалкья Санскритский текст Йоги Яджнавалкьи, Архив санскритских документов (2009 г.)
- ^ Jump up to: а б Дешикачар и Кришнамачарья 1995 , с. 231.
- ^ Jump up to: а б с Ларсон и Бхаттачарья 2008 , с. 478.
- ^ Дешикачар и Кришнамачарья 1995 , стр. 230.
- ^ ПК Диванджи 1954 , стр. 105, 118.
- ^ ПК Диванджи 1954 , стр. 15–17.
- ^ Мишель Демарэ (2008), Изменение сознания: разум, сознание и идентичность в Йога-сутре Патанджали, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120833364 , страницы 16–17.
- ^ Маас, Филипп А. (2006). Самадхипада: первая глава Патанджалайогашастры, впервые подвергнутая критической редакции . Ахен: Шейкер. ISBN 978-3832249878 .
- ^ ПК Диванджи 1954 , стр. 21–22.
- ^ Мохан 2010 , с. 64.
- ^ Белый 2014 , с. 49.
- ^ Уайт 2014 , стр. 114–115.
- ^ Уайт 2014 , стр. 49–52, 114–115.
- ^ ПК Диванджи 1954 , стр. 24–26.
- ^ Карен Печилис (2004), Изящный гуру: индуистские женщины-гуру в Индии и США, Oxford University Press, ISBN 978-0-19-514537-3 , страницы 11–15.
- ^ Jump up to: а б с д ПК Диванджи 1954 , стр. 1–29.
- ^ Jump up to: а б с д и Ричард Розен (2001), Обзор Йогаджнявалкья Самхиты, автор TKV Desikachar, Yoga Journal , выпуск март/апрель, страницы 147–149
- ^ Вуястик, Доминик (2017). «Тексты йоги, приписываемые Ягьявалкье, и их замечания об осанке» . Азиатская литература и перевод . 4 (1): 159–186. дои : 10.18573/j.2017.10192 .
- ^ Ларсон и Бхаттачарья 2008 , стр. 476–487.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж ॥ Это первая глава Йоги Яджнавалкьи. Санскритский текст Йоги Яджнавалкьи, Архив санскритских документов (2009 г.)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Ларсон и Бхаттачарья 2008 , с. 477.
- ^ Дешикачар и Кришнамачарья 1995 , стр. 230–231.
- ^ Ларсон и Бхаттачарья 2008 , стр. 477–478.
- ^ Мохан 2010 , стр. 85–89.
- ^ Агаше, К.С. (1904). Патанджалайогасутрани . Пуна: Анандашрам. Мистер. 102.
- ^ К. Н. Айяр (1914), Тридцать малых упанишад, Kessinger Publishing, ISBN 978-1164026419 , глава 22, страницы 173–176.
- ^ Сватмарама; Панчам Сингх (1997). Хатха-йога прадипика (5-е изд.). Забытые книги. п. 14. ISBN 9781605066370 .
Тогда законы Ямы — это ненасилие, правдивость, воровство, Брахма, обаяние, терпение, милосердие, честность, умеренность, чистота, чайва и десять Ям.
- ^ Лоренцен, Дэвид (1972). Капалики и Каламукхи . Издательство Калифорнийского университета. стр. 186–190 . ISBN 978-0520018426 .
- ^ Субрамуния (2003). Слияние с Шивой: современная метафизика индуизма . Публикации Гималайской академии. п. 155. ИСБН 9780945497998 . Проверено 6 апреля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Джеймс Лохтефельд, «Яма (2)», Иллюстрированная энциклопедия индуизма, Том. 2: N – Z, Rosen Publishing. ISBN 9780823931798 , стр. 777.
- ^ Джон Эли (2000), Йога-Яджнавалкья, Ганеша, ISBN 978-8185988153 , стр. 41.
- ^ Jump up to: а б Арти Дханд (2002), Дхарма этики, этика дхармы: исследование идеалов индуизма, Журнал религиозной этики, 30 (3), страницы 347–372.
- ^ Яджнавалкья говорит Гарги в стихе 1.55, что тот, кто совокупляется (मैथुन) только со своим сексуальным партнером и всегда со своим сексуальным партнером, является брахмачари; видеть . योगयाज्ञवल्क्य १-५५॥ Санскритский текст Йоги Яджнавалкьи, Архив санскритских документов (2009 г.)
- ^ Jump up to: а б Стюарт Совацкий (1998), Слова души: время, духовность Востока/Запада и психотерапевтический нарратив, Государственный университет Нью-Йорка, ISBN 978-0791439494 , стр. 21.
- ^ Дж. Синха, Индийская психология , с. 142, в Google Книгах , Том 2, Мотилал Банарсидас, OCLC 1211693 , стр. 142
- ^ Jump up to: а б с д Микель Берли (2000). Хатха-йога: ее контекст, теория и практика . Мотилал Банарсидасс. стр. 190–191. ISBN 978-81-208-1706-7 .
- ^ ॥ Йогаягынавалкья 1-69. Санскритский текст Йоги Яджнавалкьи, Архив санскритских документов (2009 г.)
- ^ ॥ Йогаягьявалкья ॥ Санскритский текст Йоги Яджнавалкьи, Архив санскритских документов (2009), страницы 6–7.
- ^ С.В. Бхарти (2001), Йога-сутры Патанджали: с изложением Вьясы, Мотилал Банарсидас, ISBN 978-8120818255 , Приложение I, страницы 680–691.
- ^ Jump up to: а б Микель Берли (2000), Хатха-йога: ее контекст, теория и практика, Мотилал Банарсидас, ISBN 978-8120817067 , страницы 190–191.
- ^ Оригинал:
Аскетизм, довольство, вера, милосердие и поклонение Богу.
Слушать слова принципов и приносить жертвы застенчивым
Десять правил были провозглашены знатоками писаний йоги.
См.: Хатха Йога Прадипика ; Примечание: автор этого бесплатного онлайн-источника дважды включает тапас в список ниям; другие указывают предпоследнее слово второй строки выше как जपो или Джапа. - ^ Источник Шайва Сиддханты Тирумулар, Гималайская Академия, Гавайи
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ларсон и Бхаттачарья 2008 , стр. 478–479.
- ^ ॥ Это вторая глава Йоги-Ягьявалкьи. Санскритский текст Йоги Яджнавалкьи , Архив санскритских документов (2009 г.)
- ^ Кельбер, Вашингтон (1976). «Тапас», Рождение и духовное возрождение в Ведах, История религий, 15 (4), 343–386.
- ^ С.А. Бхагват (2008), Йога и устойчивое развитие. Журнал йоги, осень/зима 2008 г., 7 (1): 1–14.
- ^ Н. Таммерс (2009), Преподавание йоги на всю жизнь, ISBN 978-0736070164 , страницы 16–17.
- ^ Уильям Оуэн Коул (1991), Моральные проблемы в шести религиях, Хайнеманн, ISBN 978-0435302993 , страницы 104–105.
- ^ Х. Н. Синха (1904). Брахмавадин, том 9, номер 1 . Брахмавадин Пресс. п. 31.
- ^ Шри Монье Уильямса Санскритско-английский словарь
- ^ Монье Уильямс, Санскритско-английский словарь: этимологически и филологически организованный, मति, Oxford University Press, страницы 740–741
- ^ HS Наср, Знание и священное, SUNY Press, ISBN 978-0791401774 , страницы 321–322.
- ^ Jump up to: а б Ларсон и Бхаттачарья 2008 , с. 479.
- ^ Jump up to: а б с д ॥ Это третья глава Йоги-Ягьявалкьи. Санскритский текст Йоги Яджнавалкьи , Архив санскритских документов (2009 г.)
- ^ Джон Эли (2000), Йога-Яджнавалкья, Ганеша, ISBN 978-8185988153 , страницы 50, 53–54.
- ^ Джон Эли (2000), Йога-Яджнавалкья, Ганеша, ISBN 978-8185988153 , страницы 27, 50–54.
- ^ RSC Васу (1917, переиздание 1996), Гхеранда Самхита, Мунширам Манохарлал, ISBN 978-8121507349 , стр. 38.
- ^ Мэле 2011 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б с д и ॥ Четвертая глава Йоги-Ягьявалкьи. Санскритский текст Йоги Яджнавалкьи , Архив санскритских документов (2009 г.)
- ^ Jump up to: а б с д Ларсон и Бхаттачарья 2008 , с. 480.
- ^ Мэле 2011 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б с д Ларсон и Бхаттачарья 2008 , стр. 480–481.
- ^ Jump up to: а б с д и Ларсон и Бхаттачарья 2008 , с. 481.
- ^ Мэле 2011 , стр. 82–84.
- ^ Ларсон и Бхаттачарья 2008 , стр. 481–483.
- ^ Jump up to: а б с Ларсон и Бхаттачарья 2008 , стр. 481–482.
- ^ Jump up to: а б с д ॥ Это пятая глава «Йога-Ягьявалкьи». Санскритский текст Йоги Яджнавалкьи , Архив санскритских документов (2009 г.)
- ^ Кеннон М. Шелдон; Тодд Б. Кашдан; Майкл Ф. Стегер (2010). Разработка позитивной психологии . Издательство Оксфордского университета. стр. 432–433. ISBN 978-0-19-970626-6 .
- ^ Ларсон и Бхаттачарья 2008 , с. 482.
- ^ Ларсон и Бхаттачарья 2008 , стр. 482–483.
- ^ Jump up to: а б с д и ॥ Шестая глава Йоги-Ягьявалкьи. Санскритский текст Йоги Яджнавалкьи, Архив санскритских документов (2009 г.)
- ^ Jump up to: а б с Бхикшу 1894 , с. 59.
- ^ Ларсон и Бхаттачарья 2008 , стр. 570–571.
- ^ Бхикшу 1894 , с. 56.
- ^ Мохан 2013 , стр. ix–x.
- ^ Мохан 2013 , стр. x – xi.
- ^ Jump up to: а б ॥ Это седьмая глава Йоги-Ягьявалкьи. Санскритский текст Йоги Яджнавалкьи, Архив санскритских документов (2009 г.)
- ^ Мохан 2013 , с. х.
- ^ Jump up to: а б ॥ Это восьмая глава «Йога-Ягьявалкьи». Санскритский текст Йоги Яджнавалкьи, Архив санскритских документов (2009 г.)
- ^ Jump up to: а б с Ларсон и Бхаттачарья 2008 , с. 485.
- ^ Jump up to: а б Мохан 2013 , с. xi.
- ^ Jump up to: а б с д Мохан 2013 , стр. 92–101.
- ^ Jump up to: а б с д Ларсон и Бхаттачарья 2008 , стр. 485–486.
- ^ Jump up to: а б с д ॥ Это девятая глава «Йога-Ягьявалкьи». Санскритский текст Йоги Яджнавалкьи, Архив санскритских документов (2009 г.)
- ^ Jump up to: а б с д Ларсон и Бхаттачарья 2008 , с. 487.
- ^ Мохан 2013 , с. xii.
- ^ Jump up to: а б с ॥ Это десятая глава «Йога-Ягьявалкьи». Санскритский текст Йоги Яджнавалкьи, Архив санскритских документов (2009 г.)
- ^ Мохан 2013 , стр. 101–106.
- ^ Мохан 2013 , стр. 113–122.
- ^ Мохан 2013 , стр. xii, 107–112.
- ^ Мохан 2013 , стр. xii–iii, стр. 107–112.
- ^ Ларсон и Бхаттачарья 2008 , стр. 487–88.
- ^ Jump up to: а б с д Ларсон и Бхаттачарья 2008 , с. 488.
- ^ Мохан 2013 , с. xiii.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ларсон и Бхаттачарья 2008 , с. 489.
- ^ Jump up to: а б с Ларсон и Бхаттачарья 2008 , стр. 488–89.
- ^ Аткинсон 2022 , стр. 10–30.
- ^ Jump up to: а б Десикачар 2000 , с. XIX.
- ^ Jump up to: а б Мохан 2013 , с. iii.
- ^ Ларсон и Бхаттачарья 2008 , стр. 476–489.
- ^ Десикачар 2000 , с. задняя крышка.
- ^ Уайт 2014 , стр. xvi–xvii, 33–34.
- ^ Jump up to: а б с Уайт 2014 , стр. xvi–xvii, 50–52.
- ^ ПК Диванджи 1954 , с. 10.
- ^ Мохан 2010 , с. 127.
- ^ ПК Диванджи 1954 , стр. 12–14.
- ^ Jump up to: а б с Ричард Розен (2001), Обзор «Йогаяджнавалкья Самхиты», автор TKV Desikachar, Yoga Journal в Google Books , выпуск март/апрель, стр. 149
Библиография
[ редактировать ]- Аткинсон, Саймон (2022). Кришнамачарья о Кундалини: истоки и логичность его позиции . Бристоль: Равноденствие. ISBN 9781800501522 . Проверено 10 апреля 2022 г.
- Бхарати, Свами Веда (2009). Йога-сутры Патанджали . Дели, Индия: Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-8120820692 .
- Бхикшу, Виджняна (1894 г.). Английский перевод с санскритского текста Йогасара-Санграхи . Перевод Джа, Ганганатхи. Бомбейское теософское издательство. п. 59 .
- Десикачар, ТКВ; Кришнамачарья, Т. (1995), Сердце йоги: развитие личной практики , Рочестер: Inner Traditions International, ISBN 978-0-89281-764-1
- Дешикачар, TKV, переводчик (2000), Йогаягьявалкья Самхита: Йога-трактат Яджнавалкьи , Ченнаи, Индия: Кришнамачарья Йога Мандирам, ISBN 978-81-87847-09-0
{{citation}}
:|first=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ПК Диванджи (1954). «Брихад-йог Яджнавалкья-смрити и Йога Яджнавалкья». Летопись Бхандаркарского института восточных исследований . 34 (1/4): 1–29. JSTOR 41784838 .
- Диванджи, Прахлад (1953). Кейн, П.В. (ред.). Йога-ягьявалкья . Журнал Бомбейского отделения Королевского азиатского общества 28. Бомбей, Индия: Бомбейское отделение Королевского азиатского общества.
- Диванджи, Прахлад (1954). Йога Яджнавалкья: Трактат о йоге, преподанный Йогом Яджнавалкьей . Монография Общества BBRA № 3 (переиздана из журнала Бомбейского отделения Королевского азиатского общества, т. 28 и 29) (на санскрите). Бомбей, Индия: Бомбейское отделение Королевского азиатского общества. ОСЛК 29307570 .
- Кришнамачарья, Тирумалай (1938). Йога Макаранда или Йога Сарам (Часть 1) (на каннада). Перевод CMV Кришнамачарьи (издание на тамильском языке). Мадурай, Индия: CMV Press.
- Ларсон, Джеральд Джеймс; Бхаттачарья, Рам Шанкар (2008). Энциклопедия индийской философии: Йога: индийская философия медитации . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-3349-4 .
- Мэле, Грегор (2011). Аштанга-йога: практика и философия . Новая Всемирная библиотека. ISBN 978-1-57731-986-3 .
- Мохан, А.Г., переводчик (2000). Йога-Ягьявалкья . Ченнаи, Индия: Ganesh & Co. ISBN 978-81-85988-15-3 .
{{cite book}}
:|first=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Мохан, АГ (2010). Кришнамачарья: его жизнь и учение . Бостон: Шамбала. ISBN 978-1-59030-800-4 .
- Мохан, А.Г., переводчик (2013). Йога Яджнавалкья (2-е изд.). Здоровье Йога. ISBN 978-9810716486 .
{{cite book}}
:|first=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Шастри, К. Самбашива, изд. (1938). Йогаяджнавалкья . Тривандрам, санскритская серия, № CXXXIV. Тривандрам, Индия: Правительственная пресса.
- Уайт, Дэвид Гордон (2014). «Йога-сутра Патанджали»: биография . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691143774 .
- Вуястик, Доминик. (2017). «Тексты йоги, приписываемые Ягьявалкье, и их замечания об осанке». В азиатской литературе и переводе, 4 (1), 159–186. дои: https://dx.doi.org/10.18573/j.2017.10192 (открытый доступ)