Ишварапранидхана
Часть серии о |
индуизм |
---|
Ишварапранидхана «преданность Ишваре («Господу»)» [ 1 ] [ 2 ] является одним из пяти ниям (этических правил) в индуизме и йоге . [ 3 ] [ 4 ]
Этимология и значение
[ редактировать ]Ишварапранидхана – это составное санскритское слово, состоящее из двух слов: ишвара (ईश्वर) и пранидхана (प्रणिधान). Ишвара (иногда пишется Ишвара) буквально означает «владелец или правитель». Более поздняя религиозная литература на санскрите расширила значение этого термина и теперь относится к Богу, Абсолютному Брахману , Истинному Я или Неизменной Реальности. [ 5 ] Пранидхана используется для обозначения ряда чувств, включая «наложение, фиксацию, применение, внимание (уделяемое ему), медитацию, желание, молитву». [ 6 ] В религиозном переводе «Восьмичастной йоги» Патанджали слово «Ишварапранидхана» означает поручение того, что человек делает, Господу, который в других местах « Йога-сутр» определяется как особая личность (пуруша), первый учитель (парамагуру) и свободный от все препятствия и карма. В более светском смысле это означает принятие, обучаемость, расслабляющие ожидания, предприимчивость. [ 7 ]
Обсуждение
[ редактировать ]Йога-сутры Патанджали
[ редактировать ]Ишварапранидхана упоминается в «Йога-сутрах» Патанджали следующим образом: [ 3 ]
Санскрит: чистота, удовлетворенность, аскеза, изучение Вед, медитация на Господа и заповеди .
– Йога-сутры II.32
Это означает: « Шаука , Сантоша , Тапас , Свадхьяя и Ишварапранидхана являются Ниямами». Это вторая часть восьмиступенчатой философии йоги Патанджали , называемая ниямами , которая включает в себя добродетельные привычки, поведение и этические нормы («дос»). [ 8 ] [ 9 ] В «Йога-сутрах» Патанджали термин Ишвара используется в 11 стихах: с I.23 по I.29, II.1, II.2, II.32 и II. Патанджали определяет Ишвару (санскрит: Ишвар) в стихе 24 Книги 1 как «особое Я ( пуруша-вишеша )», [ 10 ]
Санскрит: трогают желания последствий страданий, действий и Верховную Личность Бога последствий.
– Йога-сутры I.24
Эта сутра философии йоги добавляет характеристики Ишвары как особого «Я», на которое не влияют (апарамришта, апарамришта ) препятствия/невзгоды (клеша, клеша ), обстоятельства, созданные прошлыми или текущими действиями (карма, карма ), жизнь человека. плоды (випак, випака ) и психологическое состояние человека. диспозиции/намерения (намерение, ашая). [ 11 ] [ 12 ]
Ишварапранидхана указан как пятая нияма Патанджали . В других формах йоги это десятая нияма. [ 13 ] В индуизме Нияма — это «список дел», а Яма — список «не делать», оба являются частью этической теории жизни.
Ишвара как метафизическая концепция
[ редактировать ]Индуистские учёные спорили и комментировали, кто или что такое Ишвара . Эти комментарии варьируются от определения Ишвары от «личного бога» до «особого я» и «всего, что имеет духовное значение для человека». [ 14 ] [ 15 ] Ян Уичер объясняет, что, хотя краткие стихи Патанджали можно интерпретировать как теистические, так и нетеистические, концепция Ишвары Патанджали в философии йоги действует как «преобразующий катализатор или руководство, помогающее йогину на пути к духовному освобождению». [ 16 ] Демарэ утверждает, что Ишвара — это метафизическая концепция в Йогасутрах. [ 17 ] Ишварапранидхана вкладывает средства, занимая ум этой метафизической концепцией. Йогасутра нигде не упоминает божество, не упоминает никаких практик преданного служения ( бхакти ) и не дает характеристик Ишвары, обычно связанных с божеством. В йога-сутрах это логическая конструкция, утверждает Демарэ. [ 17 ]
В стихах I.27 и I.28 йогасутры связывают Ишвару с концепцией Пранавы (प्रणव, ॐ) и рекомендуют повторять и созерцать ее в одной из частей восьмиступенчатой йоги. [ 18 ] Это рассматривается как средство начать процесс диссоциации от внешнего мира, соединения со своим внутренним миром, сосредоточения и достижения единомыслия в йоге . [ 18 ] [ 19 ]
Уичер утверждает, что концепция Ишвары Патанджали не является ни Богом-творцом, ни универсальным Абсолютом Адвайта Веданта школы индуизма . Уичер также отмечает, что некоторые теистические подшколы индуистской философии Веданты, вдохновленные школой йоги, предпочитают объяснять термин Ишвара как «Высшее Существо, которое правит космосом и отдельными существами». [ 20 ] Однако в «Йога-сутрах» Патанджали и обширной литературе школы йоги индуизма Ишвара не является Верховным правителем, Ишвара не является онтологической концепцией, а скорее абстрактной концепцией, предназначенной для удовлетворения педагогических потребностей людей, принимающих философию йоги. как образ жизни. [ 20 ] [ 21 ]
Ишвара как божество
[ редактировать ]Ишварапранидхана интерпретируется как созерцание божества в некоторых школах индуизма. Циммер в своей книге по индийской философии 1951 года отметил, что подшколы бхакти и их тексты, такие как Бхагавад-гита, относятся к Ишваре как к Божественному Господу или божеству конкретной подшколы бхакти. [ 22 ] Современные сектантские движения подчеркивают Ишвару как Верховного Господа; например, движение Харе Кришна считает Кришну Господом, [ 23 ] Движения Арья Самадж и брахмоизм , находящиеся под влиянием христианских и исламских движений в Индии, концептуализируют Ишвару как монотеистического всемогущего Бога. [ 24 ] В традиционных теистических школах индуизма, таких как Вишиштадвайта Веданта Рамануджи и Двайта Веданта Мадхвы, Ишвара идентифицируется как Вишну/Нараяна, что отличается от Пракрити (материального мира) и Пуруши (души, духа). Во всех этих подшколах Ишварапранидхана – это созерцание соответствующего божества.
Радхакришнан и Мур заявляют, что эти вариации концепции Ишвары согласуются с индуистским представлением о «личном Боге», где «идеалы или проявление высших ценностей личности человека ценятся». [ 25 ] Ишварапранидхана , или созерцание Ишвары как божества полезно, предполагает Зенер, потому что оно помогает человеку стать более похожим на Ишвару. Рипе и др. [ 26 ] заявить, что литература школы йоги в индуизме не определяет явно и не подразумевает ни одного бога-творца; скорее, это оставляет человеку свободу и выбор концептуализации Ишвары любым значимым образом, который он или она пожелает, либо в форме «бога по своему выбору», либо «бесформенного Брахмана (Абсолютная Реальность, Универсальный Принцип, истинное особое Я)». [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Потребность и цель Ишвары, какова бы ни была его абстракция как «особого вида Я» или «личного божества», не является самоцелью, скорее, это средство «совершенствования практики концентрации» в своем путешествии по миру. восемь ступеней философии йоги. [ 30 ] [ 26 ]
Ишвара как чистое сознание
[ редактировать ]Ларсон предполагает, что Ишвару в Ишварапранидхане можно понять через ее хронологические корни. Школа йоги в индуизме возникла на основе санкхья школы индуизма . В нетеистической/атеистической школе санкхьи Пуруша является центральной метафизической концепцией и рассматривается как «чистое сознание». Кроме того, школа санкхья описывает Пурушу как существующую в «множестве чистого сознания» в своей эпистемологической теории (а не для удовлетворения потребностей своей онтологической теории). [ 31 ] [ 32 ] В «Йога-сутрах» Патанджали определяет Ишвару как «особого Пурушу» в стихе I.24, обладающего определенными характеристиками. Тогда Ишвару можно понимать как одно из множества «чистых сознаний» с характеристиками, определенными Патанджали в стихе I.24. [ 31 ] [ 33 ]
Ишвара как духовный, но не религиозный
[ редактировать ]Ван Несс и другие. [ 34 ] предполагает, что концепции Ишвары, Ишвара-пранидханы и других частей йоги можно прагматически понимать как «духовные, но не религиозные». [ 35 ] [ 36 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Н. Таммерс (2009), Преподавание йоги на всю жизнь, ISBN 978-0736070164 , страницы 16–17.
- ^ Ишвара + пранидхана, Ишвара. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine и пранидхана. Архивировано 16 апреля 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Агаше, К.С. (1904). Патанджалайогасутрани . Пуна: Анандашрам. Мистер. 102.
- ^ Дональд Мойер, Асана, Yoga Journal, том 84, январь/февраль 1989 г., стр. 36
- ^ Извара ईश्वर, Санскритский словарь английского языка Монье Уильямса, Кельнский цифровой санскритский лексикон, Германия
- ^ Монье-Вильямс, Монье. «Санскритско-английский словарь» . Санскритско-английский словарь Монье Уильямса . Проверено 8 апреля 2015 г.
- ^ Патанджали. «Патанджалайогашастра» . ДС 1.24.
{{cite web}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Н. Туммерс (2009), Преподавание йоги на всю жизнь , ISBN 978-0736070164 , страницы 13–16.
- ^ Ю Савай (1987), Природа веры в традиции Шанкаран Веданты , Numen, Vol. 34, Фаск. 1 (июнь 1987 г.), стр. 18–44.
- ^ Агаше, К.С. (1904). Патанджалайогасутрани . Пуна: Анандашрам. стр. 25.
- ^ aparAmRSTa. Архивировано 29 января 2015 г. в Wayback Machine , клеза, карма, випака и ашая . Архивировано 17 августа 2017 г. в Wayback Machine ; Санскритско-английский словарь, Кельнский университет, Германия
- ^ Ллойд Пфлюгер (2008), Чистота личности и сила в Йогасутре, в теории и практике йоги (редактор: Кнут Якобсен), Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120832329 , страницы 31–45.
- ↑ Журнал «Практика капитуляции йоги» (28 августа 2007 г.)
- ^ Ллойд Пфлюгер (2008), Чистота личности и сила в Йогасутре, в теории и практике йоги (редактор: Кнут Якобсен), Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120832329 , страницы 38-39.
- ^ Харихарананда Аранья (2007), Парабхактисутра, Апоризмы о возвышенной преданности (переводчик: Чаттерджи), в «Божественных гимнах с высшими афоризмами преданности», Kapil Math Press, Калькутта, страницы 55-93; Харихарананда Аранья (2007), Вечно освобожденный принцип Ишвары и Пуруши, в «Божественных гимнах с высшими афоризмами преданности», Kapil Math Press, Калькутта, страницы 126-129
- ^ Ян Уичер (1999), Целостность йога-даршана: пересмотр классической йоги, State University of New York Press, ISBN 978-0791438152 , стр. 86.
- ^ Jump up to: а б Мишель Мари Демаре (2008), Изменение сознания: разум, сознание и идентичность в Йога-сутре Патанджали, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120833364 , стр. 131.
- ^ Jump up to: а б Мишель Мари Демаре (2008), Изменение сознания: разум, сознание и идентичность в Йога-сутре Патанджали, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120833364 , страницы 132-136.
- ^ См. Йогасутру I.28 и I.29; Агаше, К.С. (1904). Патанджалайогасутрани . Пуна: Анандашрам. Мистер. 33.
- ^ Jump up to: а б Ян Уичер, «Целостность йога-даршана», издательство Государственного университета Нью-Йорка, ISBN 978-0791438152 , страницы 82–86.
- ^ Кнут Якобсен (2008), Теория и практика йоги: «Очерки в честь Джеральда Джеймса Ларсона, Мотилала Банарсидасса, ISBN 978-8120832329 , стр. 77.
- ^ Циммер (1951), Философия Индии, перепечатано Routledge в 2008 г., ISBN 978-0415462327 , страницы 242-243, 309-311.
- ^ Карел Вернер (1997), Популярный словарь индуизма, Routledge, ISBN 978-0700710492 , стр. 54.
- ^ Рк Прути (2004), Арья Самадж и индийская цивилизация, ISBN 978-8171417803 , страницы 5–6, 48–49.
- ^ Радхакришнан и Мур (1967, перепечатано в 1989 г.), Справочник по индийской философии, Princeton University Press, ISBN 978-0691019581 , страницы 37–39, 401–403, 498–503.
- ^ Jump up to: а б Мирча Элиаде (2009), Йога: бессмертие и свобода, Princeton University Press, ISBN 978-0691142036 , страницы 73–76.
- ^ Дейл Рип (1961, перепечатано в 1996 г.), Натуралистическая традиция в индийской мысли, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120812932 , страницы 177-184, 208-215.
- ^ RC Zaehner (1975), Наш дикий бог: извращенное использование восточной мысли, ISBN 978-0836206111 , страницы 69-72.
- ^ RC Zaehner (1966), Индуизм, Oxford University Press, издание 1980 г.: страницы 126–129, перепечатано в 1983 г. как ISBN 978-0198880127
- ^ Вудс (1914, перепечатано в 2003 г.), Система йоги Патанджали , издательство Гарвардского университета, страницы 48-59, 190.
- ^ Jump up to: а б Ян Уичер, «Целостность йога-даршана», издательство Государственного университета Нью-Йорка, ISBN 978-0791438152 , страницы 80–81.
- ^ Н. Айер (2008), Теория и практика йоги: «Очерки в честь Джеральда Джеймса Ларсона (редактор: Кнут Якобсен), Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120832329 , страницы 103-104.
- ^ Ллойд Пфлюгер (2008), Чистота личности и сила в Йогасутре, в теории и практике йоги (редактор: Кнут Якобсен), Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120832329 , страницы 32–39.
- ^ Б. Прадхан (2014), Йога: оригинальные концепции и история. Когнитивная терапия, основанная на йоге и осознанности, Springer, Швейцария, ISBN 978-3-319-09104-4 , страницы 3–36.
- ^ Питер Х. Ван Несс (1999), Йога как духовная, но не религиозная: прагматическая перспектива , Американский журнал теологии и философии, Vol. 20, № 1 (январь 1999 г.), стр. 15–30.
- ^ Фриц Аллхофф (2011), Йога - философия для всех: изгиб разума и тела, Уайли-Блэквелл, ISBN 978-0470658802 , предисловие Джона Френда и глава 3