Jump to content

Ишварапранидхана

Ишварапранидхана «преданность Ишваре («Господу»)» [ 1 ] [ 2 ] является одним из пяти ниям (этических правил) в индуизме и йоге . [ 3 ] [ 4 ]

Этимология и значение

[ редактировать ]

Ишварапранидхана – это составное санскритское слово, состоящее из двух слов: ишвара (ईश्वर) и пранидхана (प्रणिधान). Ишвара (иногда пишется Ишвара) буквально означает «владелец или правитель». Более поздняя религиозная литература на санскрите расширила значение этого термина и теперь относится к Богу, Абсолютному Брахману , Истинному Я или Неизменной Реальности. [ 5 ] Пранидхана используется для обозначения ряда чувств, включая «наложение, фиксацию, применение, внимание (уделяемое ему), медитацию, желание, молитву». [ 6 ] В религиозном переводе «Восьмичастной йоги» Патанджали слово «Ишварапранидхана» означает поручение того, что человек делает, Господу, который в других местах « Йога-сутр» определяется как особая личность (пуруша), первый учитель (парамагуру) и свободный от все препятствия и карма. В более светском смысле это означает принятие, обучаемость, расслабляющие ожидания, предприимчивость. [ 7 ]

Обсуждение

[ редактировать ]

Йога-сутры Патанджали

[ редактировать ]

Ишварапранидхана упоминается в «Йога-сутрах» Патанджали следующим образом: [ 3 ]

Санскрит: чистота, удовлетворенность, аскеза, изучение Вед, медитация на Господа и заповеди .
– Йога-сутры II.32

Это означает: « Шаука , Сантоша , Тапас , Свадхьяя и Ишварапранидхана являются Ниямами». Это вторая часть восьмиступенчатой ​​философии йоги Патанджали , называемая ниямами , которая включает в себя добродетельные привычки, поведение и этические нормы («дос»). [ 8 ] [ 9 ] В «Йога-сутрах» Патанджали термин Ишвара используется в 11 стихах: с I.23 по I.29, II.1, II.2, II.32 и II. Патанджали определяет Ишвару (санскрит: Ишвар) в стихе 24 Книги 1 как «особое Я ( пуруша-вишеша )», [ 10 ]

Санскрит: трогают желания последствий страданий, действий и Верховную Личность Бога последствий.
– Йога-сутры I.24

Эта сутра философии йоги добавляет характеристики Ишвары как особого «Я», на которое не влияют (апарамришта, апарамришта ) препятствия/невзгоды (клеша, клеша ), обстоятельства, созданные прошлыми или текущими действиями (карма, карма ), жизнь человека. плоды (випак, випака ) и психологическое состояние человека. диспозиции/намерения (намерение, ашая). [ 11 ] [ 12 ]

Ишварапранидхана указан как пятая нияма Патанджали . В других формах йоги это десятая нияма. [ 13 ] В индуизме Нияма — это «список дел», а Яма — список «не делать», оба являются частью этической теории жизни.

Ишвара как метафизическая концепция

[ редактировать ]

Индуистские учёные спорили и комментировали, кто или что такое Ишвара . Эти комментарии варьируются от определения Ишвары от «личного бога» до «особого я» и «всего, что имеет духовное значение для человека». [ 14 ] [ 15 ] Ян Уичер объясняет, что, хотя краткие стихи Патанджали можно интерпретировать как теистические, так и нетеистические, концепция Ишвары Патанджали в философии йоги действует как «преобразующий катализатор или руководство, помогающее йогину на пути к духовному освобождению». [ 16 ] Демарэ утверждает, что Ишвара — это метафизическая концепция в Йогасутрах. [ 17 ] Ишварапранидхана вкладывает средства, занимая ум этой метафизической концепцией. Йогасутра нигде не упоминает божество, не упоминает никаких практик преданного служения ( бхакти ) и не дает характеристик Ишвары, обычно связанных с божеством. В йога-сутрах это логическая конструкция, утверждает Демарэ. [ 17 ]

В стихах I.27 и I.28 йогасутры связывают Ишвару с концепцией Пранавы (प्रणव, ॐ) и рекомендуют повторять и созерцать ее в одной из частей восьмиступенчатой ​​йоги. [ 18 ] Это рассматривается как средство начать процесс диссоциации от внешнего мира, соединения со своим внутренним миром, сосредоточения и достижения единомыслия в йоге . [ 18 ] [ 19 ]

Уичер утверждает, что концепция Ишвары Патанджали не является ни Богом-творцом, ни универсальным Абсолютом Адвайта Веданта школы индуизма . Уичер также отмечает, что некоторые теистические подшколы индуистской философии Веданты, вдохновленные школой йоги, предпочитают объяснять термин Ишвара как «Высшее Существо, которое правит космосом и отдельными существами». [ 20 ] Однако в «Йога-сутрах» Патанджали и обширной литературе школы йоги индуизма Ишвара не является Верховным правителем, Ишвара не является онтологической концепцией, а скорее абстрактной концепцией, предназначенной для удовлетворения педагогических потребностей людей, принимающих философию йоги. как образ жизни. [ 20 ] [ 21 ]

Ишвара как божество

[ редактировать ]

Ишварапранидхана интерпретируется как созерцание божества в некоторых школах индуизма. Циммер в своей книге по индийской философии 1951 года отметил, что подшколы бхакти и их тексты, такие как Бхагавад-гита, относятся к Ишваре как к Божественному Господу или божеству конкретной подшколы бхакти. [ 22 ] Современные сектантские движения подчеркивают Ишвару как Верховного Господа; например, движение Харе Кришна считает Кришну Господом, [ 23 ] Движения Арья Самадж и брахмоизм , находящиеся под влиянием христианских и исламских движений в Индии, концептуализируют Ишвару как монотеистического всемогущего Бога. [ 24 ] В традиционных теистических школах индуизма, таких как Вишиштадвайта Веданта Рамануджи и Двайта Веданта Мадхвы, Ишвара идентифицируется как Вишну/Нараяна, что отличается от Пракрити (материального мира) и Пуруши (души, духа). Во всех этих подшколах Ишварапранидхана – это созерцание соответствующего божества.

Радхакришнан и Мур заявляют, что эти вариации концепции Ишвары согласуются с индуистским представлением о «личном Боге», где «идеалы или проявление высших ценностей личности человека ценятся». [ 25 ] Ишварапранидхана , или созерцание Ишвары как божества полезно, предполагает Зенер, потому что оно помогает человеку стать более похожим на Ишвару. Рипе и др. [ 26 ] заявить, что литература школы йоги в индуизме не определяет явно и не подразумевает ни одного бога-творца; скорее, это оставляет человеку свободу и выбор концептуализации Ишвары любым значимым образом, который он или она пожелает, либо в форме «бога по своему выбору», либо «бесформенного Брахмана (Абсолютная Реальность, Универсальный Принцип, истинное особое Я)». [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Потребность и цель Ишвары, какова бы ни была его абстракция как «особого вида Я» или «личного божества», не является самоцелью, скорее, это средство «совершенствования практики концентрации» в своем путешествии по миру. восемь ступеней философии йоги. [ 30 ] [ 26 ]

Ишвара как чистое сознание

[ редактировать ]

Ларсон предполагает, что Ишвару в Ишварапранидхане можно понять через ее хронологические корни. Школа йоги в индуизме возникла на основе санкхья школы индуизма . В нетеистической/атеистической школе санкхьи Пуруша является центральной метафизической концепцией и рассматривается как «чистое сознание». Кроме того, школа санкхья описывает Пурушу как существующую в «множестве чистого сознания» в своей эпистемологической теории (а не для удовлетворения потребностей своей онтологической теории). [ 31 ] [ 32 ] В «Йога-сутрах» Патанджали определяет Ишвару как «особого Пурушу» в стихе I.24, обладающего определенными характеристиками. Тогда Ишвару можно понимать как одно из множества «чистых сознаний» с характеристиками, определенными Патанджали в стихе I.24. [ 31 ] [ 33 ]

Ишвара как духовный, но не религиозный

[ редактировать ]

Ван Несс и другие. [ 34 ] предполагает, что концепции Ишвары, Ишвара-пранидханы и других частей йоги можно прагматически понимать как «духовные, но не религиозные». [ 35 ] [ 36 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Н. Таммерс (2009), Преподавание йоги на всю жизнь, ISBN   978-0736070164 , страницы 16–17.
  2. ^ Ишвара + пранидхана, Ишвара. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine и пранидхана. Архивировано 16 апреля 2016 г. в Wayback Machine.
  3. ^ Jump up to: а б Агаше, К.С. (1904). Патанджалайогасутрани . Пуна: Анандашрам. Мистер. 102.
  4. ^ Дональд Мойер, Асана, Yoga Journal, том 84, январь/февраль 1989 г., стр. 36
  5. ^ Извара ईश्वर, Санскритский словарь английского языка Монье Уильямса, Кельнский цифровой санскритский лексикон, Германия
  6. ^ Монье-Вильямс, Монье. «Санскритско-английский словарь» . Санскритско-английский словарь Монье Уильямса . Проверено 8 апреля 2015 г.
  7. ^ Патанджали. «Патанджалайогашастра» . ДС 1.24. {{cite web}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  8. ^ Н. Туммерс (2009), Преподавание йоги на всю жизнь , ISBN   978-0736070164 , страницы 13–16.
  9. ^ Ю Савай (1987), Природа веры в традиции Шанкаран Веданты , Numen, Vol. 34, Фаск. 1 (июнь 1987 г.), стр. 18–44.
  10. ^ Агаше, К.С. (1904). Патанджалайогасутрани . Пуна: Анандашрам. стр. 25.
  11. ^ aparAmRSTa. Архивировано 29 января 2015 г. в Wayback Machine , клеза, карма, випака и ашая . Архивировано 17 августа 2017 г. в Wayback Machine ; Санскритско-английский словарь, Кельнский университет, Германия
  12. ^ Ллойд Пфлюгер (2008), Чистота личности и сила в Йогасутре, в теории и практике йоги (редактор: Кнут Якобсен), Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120832329 , страницы 31–45.
  13. Журнал «Практика капитуляции йоги» (28 августа 2007 г.)
  14. ^ Ллойд Пфлюгер (2008), Чистота личности и сила в Йогасутре, в теории и практике йоги (редактор: Кнут Якобсен), Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120832329 , страницы 38-39.
  15. ^ Харихарананда Аранья (2007), Парабхактисутра, Апоризмы о возвышенной преданности (переводчик: Чаттерджи), в «Божественных гимнах с высшими афоризмами преданности», Kapil Math Press, Калькутта, страницы 55-93; Харихарананда Аранья (2007), Вечно освобожденный принцип Ишвары и Пуруши, в «Божественных гимнах с высшими афоризмами преданности», Kapil Math Press, Калькутта, страницы 126-129
  16. ^ Ян Уичер (1999), Целостность йога-даршана: пересмотр классической йоги, State University of New York Press, ISBN   978-0791438152 , стр. 86.
  17. ^ Jump up to: а б Мишель Мари Демаре (2008), Изменение сознания: разум, сознание и идентичность в Йога-сутре Патанджали, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120833364 , стр. 131.
  18. ^ Jump up to: а б Мишель Мари Демаре (2008), Изменение сознания: разум, сознание и идентичность в Йога-сутре Патанджали, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120833364 , страницы 132-136.
  19. ^ См. Йогасутру I.28 и I.29; Агаше, К.С. (1904). Патанджалайогасутрани . Пуна: Анандашрам. Мистер. 33.
  20. ^ Jump up to: а б Ян Уичер, «Целостность йога-даршана», издательство Государственного университета Нью-Йорка, ISBN   978-0791438152 , страницы 82–86.
  21. ^ Кнут Якобсен (2008), Теория и практика йоги: «Очерки в честь Джеральда Джеймса Ларсона, Мотилала Банарсидасса, ISBN   978-8120832329 , стр. 77.
  22. ^ Циммер (1951), Философия Индии, перепечатано Routledge в 2008 г., ISBN   978-0415462327 , страницы 242-243, 309-311.
  23. ^ Карел Вернер (1997), Популярный словарь индуизма, Routledge, ISBN   978-0700710492 , стр. 54.
  24. ^ Рк Прути (2004), Арья Самадж и индийская цивилизация, ISBN   978-8171417803 , страницы 5–6, 48–49.
  25. ^ Радхакришнан и Мур (1967, перепечатано в 1989 г.), Справочник по индийской философии, Princeton University Press, ISBN   978-0691019581 , страницы 37–39, 401–403, 498–503.
  26. ^ Jump up to: а б Мирча Элиаде (2009), Йога: бессмертие и свобода, Princeton University Press, ISBN   978-0691142036 , страницы 73–76.
  27. ^ Дейл Рип (1961, перепечатано в 1996 г.), Натуралистическая традиция в индийской мысли, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120812932 , страницы 177-184, 208-215.
  28. ^ RC Zaehner (1975), Наш дикий бог: извращенное использование восточной мысли, ISBN   978-0836206111 , страницы 69-72.
  29. ^ RC Zaehner (1966), Индуизм, Oxford University Press, издание 1980 г.: страницы 126–129, перепечатано в 1983 г. как ISBN   978-0198880127
  30. ^ Вудс (1914, перепечатано в 2003 г.), Система йоги Патанджали , издательство Гарвардского университета, страницы 48-59, 190.
  31. ^ Jump up to: а б Ян Уичер, «Целостность йога-даршана», издательство Государственного университета Нью-Йорка, ISBN   978-0791438152 , страницы 80–81.
  32. ^ Н. Айер (2008), Теория и практика йоги: «Очерки в честь Джеральда Джеймса Ларсона (редактор: Кнут Якобсен), Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120832329 , страницы 103-104.
  33. ^ Ллойд Пфлюгер (2008), Чистота личности и сила в Йогасутре, в теории и практике йоги (редактор: Кнут Якобсен), Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120832329 , страницы 32–39.
  34. ^ Б. Прадхан (2014), Йога: оригинальные концепции и история. Когнитивная терапия, основанная на йоге и осознанности, Springer, Швейцария, ISBN   978-3-319-09104-4 , страницы 3–36.
  35. ^ Питер Х. Ван Несс (1999), Йога как духовная, но не религиозная: прагматическая перспектива , Американский журнал теологии и философии, Vol. 20, № 1 (январь 1999 г.), стр. 15–30.
  36. ^ Фриц Аллхофф (2011), Йога - философия для всех: изгиб разума и тела, Уайли-Блэквелл, ISBN   978-0470658802 , предисловие Джона Френда и глава 3
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b99203aeef67529a84f974713c30126b__1712221680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/6b/b99203aeef67529a84f974713c30126b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ishvarapranidhana - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)