Праяшчитта
Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Прайашитта ( санскрит : प्रयाश्चित्त ) — санскритское слово, означающее «искупление, покаяние, искупление». [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] В индуизме это термин, связанный с дхармой , и относится к добровольному принятию своих ошибок и проступков, исповеданию, покаянию, средствам покаяния и искупления, позволяющим отменить или уменьшить кармические последствия. [ 4 ] Оно включает в себя искупление преднамеренных и непреднамеренных проступков. Древняя индуистская литература о покаянии, искуплении и искуплении обширна, самые ранние упоминания можно найти в ведической литературе . [ 4 ] [ 5 ] К показательным средствам раскаяния в умышленных и непреднамеренных проступках относятся признание своих проступков, аскеза, пост, паломничество и омовение в священных водах , аскетический образ жизни, яджна (огненное жертвоприношение, хома), молитва, йога, раздача подарков бедным и нуждающимся и другие. . [ 6 ] [ 4 ] [ 7 ]
В тех текстах, в которых обсуждается Праяшчитта, утверждает Роберт Лингат, обсуждаются намерения и мысли, стоящие за неправильным поступком, и считается уместным покаяние, когда «следствие» должно было быть уравновешено, но «причина» была неясна. [ 8 ]
История и смысл
[ редактировать ]Термин Прайашчитта и его вариации, такие как Прайашчитти , встречаются в ведической литературе. [ 9 ] Однако в некоторых случаях, например, в стихах 2.1.2.4 и 5.1.9.3 Тайттирия-самхиты, эти слова просто подразумевают «случайное происшествие или несчастный случай» и связанное с ним чувство раскаяния, и их контекст не имеет ничего общего с «грехом». [ 10 ] В других случаях, например, в «Тайттирия-самхите» 5.3.12.1, слово Прайашчитти появляется в значении искупления греха. [ 10 ] Ошибка или ошибка, упомянутая в древних индуистских текстах, таких как слои Брахмана и Араньяка ведических текстов, а также различные Сутры и Шастры, включают ошибки, связанные с ритуальными процедурами, такими как потухание огня на алтаре или непреднамеренное нарушение приготовления пищи. марихуану или намеренное ненадлежащее поведение, а также любой ряд событий, в которых человек испытывает раскаяние. [ 9 ]
Общее определение Праяшчитты в текстах Шрути дано Шабарой в его комментарии к Мимамсасутре 12.3.16. Он утверждает, что они бывают двух типов. Одна категория Праяшчитты - это те, которые предназначены для исправления всего, что связано с ритуалом и возникает из-за пренебрежения или невнимательности, в то время как другие - это искупление за «не делать то, что следует» или «делать то, что не следует». [ 9 ]
Большинство источников утверждают, что слово Праяшчитта происходит от слов Прая и читта , которые, по утверждению Кейна, означают соответственно «аскетизм» и «решимость». [ 11 ] Однако некоторые индийские ученые, такие как Хемадри, утверждают, что Прайя подразумевает разрушение, а читта подразумевает «объединение» или «соединение того, что было разрушено», восполнение того, что было потеряно. [ 11 ] Третье происхождение этого слова находится в Самавидхана Брахмане, где оно состоит из пра , ая и читта , что переводится как «соблюдение правил после того, как стало известно, что произошло определенное событие». [ 11 ] Однако четвертое определение связывает его с грехом, в котором утверждается, что оно состоит из Праяты и Чита (как в Упачите ), и здесь оно означает «действия, уничтожающие грехи». [ 11 ] Грех ( папа ) или Адхарма (не дхарма) — это любое преступление, проступок, проступок или поведение, несовместимое с Дхармой . [ 12 ] Это слово также используется в индуистских текстах для обозначения действий по искуплению своих ошибок или грехов, таких как прелюбодеяние со стороны женатого человека. [ 13 ] [ 14 ]
В некоторой научной литературе Праяшчитта без диакритических знаков пишется как Праяшчитта или Праяшчитта. [ 15 ] [ 16 ]
Применимость
[ редактировать ]Индуистская литература о Праяшитте обширна и чаще всего встречается в литературе, связанной с Дхармой, а также в эпосах и Пуранах. [ 4 ] [ 5 ] Самые ранние упоминания встречаются в Ведах. [ 4 ] например, в Брахмана слое текста в Самаведе . [ 5 ]
Смрити индуизма не предлагают последовательной теории праяшчитт. Они различаются между собой в том, применимы ли, когда и какие праяшчитты, и достаточно ли их, если ошибки и грехи были совершены намеренно или непреднамеренно. [ 17 ] [ 18 ] Более того, как утверждает Патрик Оливель , сохранившиеся древние и средневековые рукописи, относящиеся к праяшчиттам, свидетельствуют о серьезном искажении и интерполяциях в их истории. [ 19 ] Например, глава 11 «Манусмрити» начинается с утверждения, что теперь будет обсуждаться покаяние (prāyaścittas), но последующие 43 стиха не имеют ничего общего с покаянием, и Оливель предполагает, что это является свидетельством более поздней вставки замены. [ 20 ]
Древние тексты предполагают, что между учеными Дхармы существовали серьезные споры и разногласия по поводу того, какое покаяние или наказание является подходящим и достаточным за данное преступление. Например, в некоторых текстах самоубийство предлагается в качестве покаяния или смертной казни за преступление инцеста или изнасилования, но в других текстах это рассматривается как несоразмерное наказание. [ 21 ] В этих текстах воровство является тяжким грехом, но предписанные покаяния различаются: в некоторых текстах ставится вопрос, квалифицируется ли еда, съеденная быком без разрешения владельца корма, как грех для владельца этого быка. [ 21 ] Точно так же существуют серьезные разногласия и признание разногласий в текстах о том, когда и какое поведение является неуместным, должно ли последовать покаяние и какое именно. [ 21 ] Точно так же покаяние и искупление сексуальных проступков и прелюбодеяний различаются в разных текстах Дхармы. [ 22 ]
Акцент в индуистских текстах делается на внутреннем исправлении через покаяние, а не на наложении наказания. Это связано с доктриной кармы . [ 23 ] Праяшчитты, то есть покаяние за самоисправление, считаются частью дхармы. Махабхарата ), покаяние ( прайашчиттас , например, утверждает Альф Хилтебейтель не затрагивает человека, , утверждает, что адхарма если он обитает в пространстве, «где Веды, жертвоприношения ( ягья ), истина ( сатья ), сдержанность ( дамах ), ахимса и дхарма. соединены вместе». [ 24 ]
Преступления и грехи несовершеннолетних
[ редактировать ]Праяшчитта в индуистских текстах варьируется в зависимости от возраста и способностей человека. Если несовершеннолетний совершает грех, например, употребляет суру (алкоголь), ему не нужно совершать епитимью. [ 25 ] Вместо этого, утверждает Брихадьяма смрити, аскезу должен совершить опекун несовершеннолетнего, такой как отец, старший брат, член семьи или родственник. [ 25 ] Если несовершеннолетний в возрасте до пяти лет совершает преступление, большинство древних индуистских текстов не считают это преступлением, поскольку дети младше пяти лет считаются неспособными совершить преступление или грех. Никакого покаяния не требуется, но в некоторых текстах утверждается, что это применимо только к незначительным нарушениям. [ 25 ]
Различные тексты смрити различаются по возрастам рекомендациями по покаянию, определению грехов и преступлений несовершеннолетних и возрастным ограничениям, грехам и преступлениям, совершаемым мужчинами старше определенного возраста и женщинами, кто является грешником и жертвой, а также является ли человек больной и немощный. [ 26 ] Намерение греха или преступления также является важным фактором в этих текстах. Требования к епитимье уменьшаются или увеличиваются в зависимости от возраста, обстоятельств и намерений, в зависимости от источника. [ 26 ]
Пратьямнаяс
[ редактировать ]Пратьямная возникла в средневековую эпоху как форма покаяния, соответствующая возрасту, времени и силе грешника. Утверждалось, что они являются своего рода покаянием, которое очищает человека, не причиняя вреда и не причиняя грешнику чрезмерных страданий. [ 27 ]
Упражняться
[ редактировать ]Грех и покаяние
Мужчина или женщина, поднявшие руку, должны совершить тяжелое покаяние.
если она или он нанесет удар, она или он должны совершить очень трудное покаяние,
и если он/она прольет кровь, ему/ей следует совершить как тяжелое, так и лунное покаяние;
Поэтому ни женщина, ни мужчина не должны ни поднимать руку, ни пускать кровь.
- Шри Шри Равишанкар 2.1.17 [ 28 ]
В Дхармашастрах перечислены многие виды Праяшчитты, или покаяния. К ним относятся:
- Абхишаста (публичное исповедание): человек ходит по домам как нищий, ищет прощения, признается в своем преступлении и просит еды. [ 29 ]
- Анутапа (покаяние): человек ненавидит зло, которое он совершил, напоминает и повторяет себе: «Я больше этого не сделаю». [ 30 ]
- Пранаяма (ограничение дыхания): человек выполняет упражнения по контролю дыхания, аналогичные йоге . [ 31 ]
- Тапас : человек соблюдает аскезу, например, воздерживается от воздержания, носит мокрую одежду, пока она не высохнет на его теле, спит на земле или постится. [ 32 ]
- Хома : огненное жертвоприношение, сопровождаемое мантрами кусманда . [ 33 ]
- Джапа : чтение ведических молитв вслух, вслух или мысленно. [ 34 ]
- Дана : раздача нуждающимся таких подарков, как корова, лошадь, земля, масло, семена кунжута и еда. [ 35 ]
- Упаваса или Вратас : ограничение диеты, например, употребление пресной пищи или ее небольшого количества в качестве напоминания о покаянии, иногда с обетами. [ 36 ]
- Тиртха (паломничество): пешие прогулки к отдаленным местам паломничества или омовение в священных реках. [ 37 ]
Упаваса (ограничение диеты или поста) и Врата (обет) являются наиболее распространенной формой покаяния, предписанной в текстах Дхармы индуизма. [ 7 ]
Паломничества
[ редактировать ]Паломничества (тиртхаятра) к тиртхе , или святому месту, являются разновидностью праяшчитты. Паломничества не занимают видное место в Дхармашастрах, таких как Манусмрити и Яджнавалкья Смрити , но они также встречаются в эпосе Махабхарата и Пуранах . [ 38 ] Большинство Пуран включают большие разделы, посвященные Тиртхе Махатмье, а также туристические путеводители. [ 39 ] особенно Падма-пурана, Сканда-пурана, Ваю-пурана, Курма-пурана, Бхагавата-пурана, Нарада-пурана и Бхавишья-пурана. [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ]
Вишну Дхармасастра утверждает, что тот тип греха, который можно искупить посредством паломничества, называется анупатаками (маленькими грехами), в отличие от махапатак (больших грехов), которые требуют других покаяний. [ 43 ] По словам Кейна, во многих текстах утверждается, что «тиртха-ятра (путешествие в святое место) была популярным способом искупления грехов среди всех классов мужчин и женщин. [ 44 ] В текстах утверждается, что мужчина должен взять с собой жену, отправляясь в паломничество. [ 45 ] Однако некоторые смрити также обращают внимание на тот факт, что выполнение долга домохозяина важнее совершения паломничества, и это происходит только в особых случаях или после того, как человек выплатил свои Три долга (своим родителям, своему учителю и Веды), что ему следует прибегать к паломничествам. [ 46 ]
Тиртха: Священное паломничество
Правильная процедура паломничества обсуждается в смрити с такими вопросами, как, следует ли стричь волосы перед началом паломничества или требуется ли пост во время тиртхи. [ 49 ] Способ передвижения также широко обсуждается относительно того, можно ли получить какую-либо выгоду от путешествия на транспортном средстве. Наиболее широко распространенное мнение, по-видимому, состоит в том, что величайшая аскеза (прайашчитта) связана с пешим путешествием и что использование транспортного средства приемлемо только в том случае, если паломничество невозможно по другим причинам. [ 50 ] Рагхунанды Праяшчитта-таттва утверждает, что человек, ищущий аскезы, должен отказаться от 16 вещей, когда достигнет реки Ганг, включая такое поведение, как восхваление другой тиртхи, нанесение ударов кому-либо, сексуальные развлечения, принятие подарков и раздача использованной одежды в качестве подарков другим. [ 51 ]
Вратас
[ редактировать ]Концепция вратас восходит к Ригведе и относится к добровольным ограничениям в еде и поведении, иногда с помощью обета. [ 52 ] Врата . может быть мотивирована многими факторами, один из которых может быть искупительным (прайашчитта) [ 52 ] Врата также может быть добровольным обетом, не связанным с покаянием, или частью практики брахмачарьи ( ученика) или грихастхи (домохозяина), которую они считают обязательной до или во время определенной духовной или религиозной практики. [ 53 ] Утсавы, или религиозные праздники, имеют некоторые общие элементы с вратами. Они могут содержать элементы, которые часто трудно отличить от практики врат. [ 53 ]
В текстах Дхармасастры врата обсуждаются как средство достижения праяшчитты. [ 54 ] Многие праяшчитта-враты в этих текстах предполагают, что это включает кормление «брахманов, слепых, бедных и беспомощных», а также другие акты благотворительности. [ 55 ] Однако Врата может состоять из множества различных видов деятельности. Другие примеры деятельности Враты включают пост, сжигание ароматических палочек, молитвы перед божеством, медитацию и тому подобные действия. [ 55 ] Смрити очень подробно рассматривают тему врат, обсуждая даже детали, касающиеся того, какие цветы следует использовать во время поклонения. [ 56 ]
Мужчины и женщины, как утверждают Дхармашастры и Пураны, могут искупить свои грехи с помощью врат. [ 57 ] Что касается праяшчитты, Враты являются вторым наиболее обсуждаемым методом в Пуранах после Тиртхи. [ 58 ]
Шантис
[ редактировать ]Шанти — это обряды, которые человек предпринимает, чтобы примириться или создать мир со страхами, сомнениями, предзнаменованиями или предзнаменованиями. [ 59 ] К ним относятся тревога будущей матери, звуки, образы или сны, которые человек считает неудачными, и другие. [ 59 ] В некоторых текстах, таких как Каушикасутра, говорится, что некоторые обряды Шанти также являются формой праяшчитты. [ 60 ] В Атхарваведе есть разделы, посвящённые таким обрядам и ритуалам. [ 61 ]
Покаяние
[ редактировать ]Тексты индуистской Дхармы, такие как Манусмрити, утверждают, что Анутапа , или покаяние, является важной формой праяшчитты. [ 62 ] Признание несправедливого поступка считается шагом к внутреннему преобразованию и началу очищения от последствий безнравственности. [ 63 ] В текстах рекомендуется, чтобы раскаяние и покаяние сопровождались аскетизмом и размышлением, а также учиться обретению гьяны (знаний) для искупления и возвращения к дхармической жизни. [ 63 ] Термин Анутапа (буквально «следующий за жаром») связан с Паскатапа (буквально «печаль, сожаление»). [ 62 ]
Процедуры покаяния
[ редактировать ]Лаугакшигриха запрещает все процедуры аскезы, в то время как другие, такие как Шанкха и Маданапариджата, также содержат подробные правила прохождения процедур прайашчитты». [ 64 ] Некоторые конкретные процедуры, которые должен пройти грешник, включают: стрижку ногтей, бритье головы, омовение глиной, коровьим навозом и святой водой, питье топленого масла и заявление о совершении покаяния, указанного собранием образованных мужчин- браминов . и все это за день до начала его покаяния. На следующий день он должен совершить омовение, совершить шраддху и хому, раздать дары браминам и накормить их. Также во время праяшчитты грешник должен соблюдать определенные правила в отношении еды и других вопросов. [ 65 ] Сюда входит то, что грешник воздерживается от приема пищи в чужом доме, от полового акта, от разговоров в неподходящее время и от всего, что может вызвать у него чувство силы или половой страсти. Традиционно, совершая аскезу, грешник начинает с мантры, которая переводится как «О! Огонь, повелитель враты! Я совершу врату». Точно так же, когда человек завершает свое покаяние, он читает мантру, которая переводится: «О! Огонь, повелитель врат! Я совершил врату, у меня были силы сделать это, пусть это будет благоприятно для меня!» [ 66 ] Есть также особые добродетели, которые следует практиковать во время покаяния, например честность. Они известны как ямы. [ 64 ]
Существуют два вида Праяшчитты: один, который совершается открыто, пракаш, и другой, который совершается тайно, рахасья. Многие смрити содержат правила совершения тайных праяшчитт. Одна из причин, по которой человек совершает тайную праяшчитту, заключается в том, что никто, кроме него самого, не знает о совершенном им грехе. Существует общее правило, согласно которому тайные аскезы предназначены для тех, кто освятил Ведические огни, кто дисциплинирован, стар или образован, а открытые аскезы предназначены для других людей. Говорят даже, что женщины и шудры могут совершать тайные аскезы, потому что они тоже могут дарить дары и пранаямы . [ 66 ]
В то время как некоторые смрити предписывают совершение аскезы немедленно по мере необходимости, некоторые другие налагают ограничения по времени (например, Прайашчиттаттатва говорит, что аскеза не должна начинаться 8-го или 14-го титхи месяца). Если кто-то находится в трауре, он также может подождать с совершением покаяния, пока период траура не истечет. [ 67 ]
Перекрытие с Вьявахарой
[ редактировать ]Праяшчитта — один из трёх разделов, традиционно составляющих Дхармашастры , два других — ачара и вьявахара . [ 8 ] [ 68 ]
Вьявахара технически относится к процессу, процедуре и отправлению правосудия. [ 8 ] В случае признания виновным некоторые грехи и преступления предусматривали покаяние, в то время как другие заслуживали наказания ( данда ). Например, умышленное убийство предусматривало смертную казнь. [ 69 ] Это наказание считается как в юридическом смысле, так и как часть раздела праяшчитты. Такое сочетание покаяния с юридической процедурой, по-видимому, делает праяшчитту более эффективной, поскольку покаяние, заканчивающееся смертью, может привести к полному искуплению умышленных грехов. [ 70 ] Некоторые тексты устанавливают временную шкалу, согласно которой праяшчитта увеличивается по мере того, как дольше преступление или грех остается неисправленным. [ 71 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Праяшчитта. Архивировано 10 мая 2017 г. в Wayback Machine , Санскритско-английский словарь, Кельнский университет, Германия.
- ^ Роберт Лингат 1973 , стр. 98–99.
- ^ Патрик Оливель 2006 , стр. 195–198 со сносками.
- ^ Jump up to: а б с д и Джеймс Дж. Лохтефельд (2001). Иллюстрированная энциклопедия индуизма, том 2 . Издательская группа Розен. п. 526. ИСБН 978-0-8239-3180-4 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 г. Проверено 2 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Роберт Лингат 1973 , с. 55.
- ^ Мужчина 1953 , стр. 41–63.
- ^ Jump up to: а б Людо Роше 2008 , с. 283.
- ^ Jump up to: а б с Роберт Лингат 1973 , стр. 54–56.
- ^ Jump up to: а б с Мужской, 1953 , стр. 57–61.
- ^ Jump up to: а б Мужской 1953 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б с д Мужской, 1953 , стр. 59–61.
- ^ Диана Л. Эк (2013). Банарас: Город Света . Кнопф. п. 421. ИСБН 978-0-307-83295-5 .
- ^ Кейн (1953) , с. 60, «обозначает действие или обряд... направленный на уничтожение греха».
- ^ Кейн, П.В. История Дхармашастр Том. 4 р. 38, 58
- ^ Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. п. 406. ИСБН 978-0-8239-3179-8 .
- ^ Мариам Доссаль; Руби Мэлони (1999). Государственное вмешательство и народный ответ: Западная Индия в девятнадцатом веке . Популярный Пракашан. п. 140. ИСБН 978-81-7154-855-2 .
- ^ Мужчина 1953 , стр. 61–63.
- ^ Роберт Лингат 1973 , стр. 200–201.
- ^ Патрик Оливель 2005 , стр. 338 примечания 11.1–2, 353–354, 356–382.
- ^ Патрик Оливель 2005 , с. 338 примечания 11.1–2.
- ^ Jump up to: а б с Патрик Оливель 2006 , стр. 178–180.
- ^ Патрик Оливель 2006 , стр. 195–197 со сносками.
- ^ Оливель, П. (2011). «Покаяние и наказание: маркировка тела в уголовном праве и социальной идеологии Древней Индии» . Журнал индуистских исследований . 4 (1). Издательство Оксфордского университета: 23–41. дои : 10.1093/jhs/hir011 .
- ^ Патрик Оливель 2006 , с. 237.
- ^ Jump up to: а б с Мужской, 1953 , стр. 78–80.
- ^ Jump up to: а б Мужской, 1953 , стр. 78–82.
- ^ Мужчина (1953) , с. 126
- ^ Патрик Оливель 1999 , с. 165.
- ^ Мужчина 1953 , с. 41.
- ^ Мужчина 1953 , стр. 41–42.
- ^ Мужчина 1953 , с. 42.
- ^ Мужчина 1953 , стр. 42–43.
- ^ Мужчина 1953 , с. 43.
- ^ Мужчина 1953 , стр. 44–51.
- ^ Мужчина 1953 , стр. 51–52.
- ^ Мужчина 1953 , стр. 52–54.
- ^ Мужчина 1953 , стр. 55–56.
- ^ Мужчина (1953) , с. 561
- ^ Ариэль Глюклих (2008). Шаги Вишну: индуистская культура в исторической перспективе: индуистская культура в исторической перспективе . Издательство Оксфордского университета. п. 146. ИСБН 978-0-19-971825-2 . Архивировано из оригинала 28 марта 2024 г. Проверено 5 октября 2016 г.
Цитата: Самые ранние рекламные работы, ориентированные на туристов той эпохи, назывались махатмьями [в Пуранах].
- ^ Мужчина 1953 , стр. 559–560.
- ^ Джин Холм; Джон Боукер (1998). Священное место . Академик Блумсбери. п. 68. ИСБН 978-0-8264-5303-7 .
- ^ Роше, Людо (1986). Пураны Издательство Отто Харрасовица. ISBN 978-3447025225 .
- ^ Мужчина 1953 , с. 106.
- ^ Мужчина 1953 , стр. 567–569.
- ^ Мужчина 1953 , с. 571.
- ^ Мужчина (1953) , стр. 570–571
- ^ Кришан Шарма; Анил Кишор Синха; Биджон Гопал Банерджи (2009). Антропологические аспекты паломничества . Северный книжный центр. стр. 3–5. ISBN 978-81-89091-09-5 . Архивировано из оригинала 28 марта 2024 г. Проверено 5 октября 2016 г.
- ^ Джеффри Уоринг Мо (1997). Паломники на индуистской Святой Земле: Священные святыни индийских Гималаев . Книга сессий Trust. п. 7. ISBN 978-1-85072-190-1 . Архивировано из оригинала 28 марта 2024 г. Проверено 5 октября 2016 г.
- ^ Мужчина 1953 , с. 573.
- ^ Мужчина 1953 , стр. 576–577.
- ^ Мужчина 1953 , с. 578.
- ^ Jump up to: а б Мужской 1958 , стр. 28–29.
- ^ Jump up to: а б Мужской 1958 , стр. 26–29.
- ^ Мужчина 1958 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б Мужской 1958 , стр. 38–41.
- ^ Мужчина 1953 , стр. 37–39, 57.
- ^ Мужчина 1958 , стр. 51, 57.
- ^ Мужчина 1958 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б Мужской, 1962 , стр. 734–736.
- ^ Мужчина 1962 , стр. 735–736.
- ^ Человек 1962 , стр. 739–740.
- ^ Jump up to: а б Гай Бек (2000). Амитай Эциони (ред.). Покаяние: сравнительная перспектива . Издательство Rowman & Littlefield. стр. 85–86. ISBN 978-0-585-08074-1 .
- ^ Jump up to: а б Гутторм Флёйстад (2013). Этика или моральная философия . Спрингер Наука. стр. 44–45. ISBN 978-94-007-6895-6 .
- ^ Jump up to: а б Мале (1953) , с. 121
- ^ Мужчина (1953) , с. 124
- ^ Jump up to: а б Мале (1953) , с. 125
- ^ Мужчина (1953) , с. 119
- ^ Людо Роше 2008 , с. 107.
- ^ Мужчина (1953) , стр. 72–73
- ^ Мужчина (1953) , с. 63
- ^ Человек (1953) , с. 75
Библиография
[ редактировать ]- Кейн, П.В. (1953). История Дхармашастры: древнее и средневековое религиозное и гражданское право в Индии . Том. 4.
- Кейн, П.В. (1958). История Дхармашастры: древнее и средневековое религиозное и гражданское право в Индии . Том. 5, часть 1.
- Кейн, П.В. (1962). История Дхармашастры: древнее и средневековое религиозное и гражданское право в Индии . Том. 5, часть 2.
- Роберт Лингат (1973). Классический закон Индии . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-01898-3 .
- Патрик Оливель (1999). Дхармасутры: своды законов древней Индии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-283882-7 .
- Патрик Оливель (2005). Судебный кодекс Ману . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-517146-4 .
- Патрик Оливель (2006). Между империями: Общество в Индии с 300 г. до н.э. по 400 г. н.э. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-977507-1 .
- Людо Роше (2008). Гэвин Флуд (ред.). Блэквеллский спутник индуизма . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-0-470-99868-7 .