Арти (индуизм)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2023 г. ) |

Арти ( хинди : Аарти , латинизированное : Арти ) или Арати ( санскрит : Аратрика , латинизированное : Аратрика ) [1] [2] — это индуистский ритуал, используемый при поклонении, часть пуджи , в ходе которой свет пламени (подпитываемого камфорой , топленым маслом или маслом) ритуально размахивается в знак поклонения божествам . [3] [4] [5] Арти также относится к песням, восхваляющим божество, когда предлагается свет. У сикхов есть арти- киртан , который включает в себя только пение преданности; Орден Ниханг сикхов также использует свет для арти . [6]
Этимология и происхождение
[ редактировать ]Арти происходит от санскритского слова आरात्रिक ( ārātrika ), что означает нечто, устраняющее ратри , «тьму». [7] [8] В справочнике по языку маратхи говорится, что он также известен как Маханиранджана ( санскрит : महानीराञ्जना ). [9] По словам Стивена Розена, арти означает «перед ночью» или символическое окончание ночи «материального пребывания верующего - теперь он или она находится в свете преданности Бога». [10]
Считается также, что Арти произошел от ведических огненных ритуалов или яджны . [11]

Упражняться
[ редактировать ]Арти варьируется от простых актов поклонения до экстравагантных ритуалов, но почти всегда включает в себя джьоти (пламя или свет). Его совершают до восьми раз в день, в зависимости от многих индуистских традиций и храмов. [10] Он проводится во время большинства индуистских литургий и мероприятий и часто включает в себя кружение дии (лампы) по часовой стрелке перед изображением божества в сопровождении гимнов. [12] [7] Помахав лампой перед божеством, ее подносят преданному, который затем складывает руки чашечками и быстро выключает их над пламенем. Затем преданный поднимает ладони ко лбу в знак самоочищения и связи с божественным. [12]
Дия (лампа) , используемая для арти , изготавливается из латуни или других материалов с хлопковым фитилем, пропитанным камфорой, топленым маслом или маслом. [12] [7] Тарелка арти может содержать другие подношения, такие как цветы, благовония и акшата (рис). [13] В некоторых храмах тарелки не используются, поскольку вместо этого священник непосредственно обращается с лампой во время выполнения искусства .
Цель арти – размахивание светом в духе смирения и благодарности, при котором верующие погружаются в божественную форму бога. Все атрибуты, используемые для искусства, символизируют пять элементов : [10]
- Космос ( акаша ) — як — веер хвоста.
- Ветер ( вайю ) — веер павлина.
- Огонь ( агни ) – лампа или свеча.
- Вода ( джалам ) – вода и носовой платок.
- Земля ( притхви ) – цветы
Арти также можно совершать в святынях на работе или дома. [10]
Значение
[ редактировать ]
Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Арти — это выражение многих аспектов, включая любовь, доброжелательность, благодарность, молитвы или желания, в зависимости от объекта, для которого оно сделано. Например, это может быть форма уважения к старейшинам, молитва к божествам или надежда к домам или транспортным средствам. часто молчат Эмоции и молитвы во время занятий арти , но это определяется человеком, проводящим ритуал или участвующим в празднике. Также считается, что добрую волю и удачу можно привлечь символическими движениями руки над пламенем. [14]
Когда исполняется арти , исполнитель сталкивается с божеством бога (или божественным элементом, например, рекой Ганг) и концентрируется на форме бога, глядя в глаза божеству, чтобы погрузиться в него. Пламя арти освещает различные части божества, чтобы исполнитель и зрители могли лучше видеть форму и концентрироваться на ней. Арти машут кругами по часовой стрелке вокруг божества. После каждого круга (или второго или третьего круга), когда арти достигает низа (положение 6–8 часов), исполнитель машет им назад, оставаясь внизу (положение 4–6 часов), а затем продолжает махать им. это по часовой стрелке. Идея здесь в том, что арти представляет нашу повседневную деятельность, которая вращается вокруг Бога, центра нашей жизни. Взгляд на Бога во время исполнения арти напоминает исполнителю (и участникам арти ) о необходимости держать Бога в центре всех действий и укрепляет понимание того, что рутинные мирские дела имеют второстепенное значение. Это понимание дает верующим силу противостоять неожиданному горю и помогает им смиряться и напоминать о Боге в счастливые моменты.
Помимо мирской деятельности, арти также представляет самого себя - таким образом, арти означает, что человек находится на периферии по отношению к божеству или божественности. Это снизит эго и поможет оставаться скромным, несмотря на высокий социальный и экономический статус. Третье общепринятое понимание ритуала заключается в том, что арти служит напоминанием о необходимости сохранять бдительность, чтобы силы материальных удовольствий и желаний не смогли одолеть человека. Подобно тому, как зажженный фитиль дает свет и отгоняет тьму, так и бдительность человека может удержать влияние материального мира. [10]
Арти не ограничивается только богом. Арти можно применять не только ко всем формам жизни, но и к неодушевленным предметам, которые способствуют развитию культуры. Примером этого является то, что исполнитель арти размахивает арти всем преданным, когда арти подходит к концу, что означает, что в каждом есть часть бога, которую исполнитель уважает и перед которой кланяется. Также распространенной практикой является выполнение арти над неодушевленными предметами, такими как транспортные средства, электроника и т. д., по крайней мере, когда индус начинает его использовать, просто как жест проявления уважения и молитвы, чтобы этот объект помог человеку преуспеть в работе, которую он будет использовать. для. Это похоже на ритуал нанесения благоприятных красных знаков с использованием канку ( кумкум ) и риса.
Песни
[ редактировать ]
В индуизме существует давняя традиция песен арти , называемых просто арти , которые исполняются в качестве сопровождения ритуала арти . В первую очередь он превозносит достоинства божества, которому предлагается ритуал, и у некоторых сект есть свои собственные версии обычных песен арти , которые часто поются хором в различных храмах во время вечерних и утренних артов. Иногда они содержат также фрагменты информации о жизни божества.
Наиболее часто поется арти , посвященное всем божествам, называемое Ом Джай Джагдиш Харе , известное как «универсальное арти ». Другие арти также используются для других божеств, таких как Ом Джай Шив омкара, Ом Джай Лакшми мата, Ом Джай Амбе Гаури, Ом Джай Адья Шакти, Ом Джай Сарасвати Мата, Ом Джай Ганге Мата, Ом Джай Тулси Мата и Ом Джай Сурья Бхагваан. . В Ганеше поклонении арти « Сукхакарта Дукхарта в Махараштре популярно ».
В Сваминараян Мандирах Джей Садгуру Свами — это арти , которое поют. В большинстве храмов Индии арти совершается не реже двух раз в день, после церемониальной пуджи , в то время, когда собирается наибольшее количество преданных.
В Пуштимарг Хавелис арти исполняется единственным мухияджи «Хавели Сангит» ( киртан (священником) во время пения ). Преданные только наблюдают за тем, как совершается искусство , и не могут принимать в нем существенного участия. Во время бхаджанов или утсавов (празднеств), отмечаемых дома, поется «Джай Джай Шри Ямуна», а преданные исполняют арти . Говорят, что Сандхья арти проводится для того, чтобы проверить, ли Господь Шринатджи не пострадал во время игры на улице, потому что оно проводится после захода солнца.
Гаудия-вайшнавизм
[ редактировать ]В гаудия-вайшнавизме арти относится ко всему ритуалу пуджи , в котором подношение лампы является лишь одной частью. ( шанкху , дуют в Чтобы начать арти раковину) , затем божеству предлагается нечетное количество ароматических палочек. Затем предлагается лампа, а затем ее раздают преданным. Затем раковину наполняют водой и предлагают; Затем воду наливают в разбрызгиватель и окропляют преданных. Затем предлагаются ткань и цветы, и цветы раздаются преданным. Затем божество обмахивают венчиком камара, а в жарких странах — веером в виде павлина.
Дурга Пуджа
[ редактировать ]Во время бенгальского фестиваля Дурга -пуджи ритуальные барабанщики – даки, с кожаными струнами несущие большие дхаки арти , демонстрируют свое мастерство во время ритуальных танцевальных поклонений, называемых или танцем Дхунучи . [15]
сикхизм
[ редактировать ]В сикхизме читаемый Гаган Май Таал — это вид искусства, первым гуру , Гуру Нанаком. [16] либо в 1506 г. [17] или 1508 [18] [19] в храме Джаганнатхи в Пури , во время своего Удааси (путешествия) на восток Индийского субконтинента . [17] [18] Сикхи Амритсара поют Арти-киртан , который включает в себя несколько шабадов Гуру Нанака , Равидаса и других Бхагатов и Гуру. По их мнению, это искусство божественной мудрости в образе Гуру Грантха Сахиба сикхизма – вечного Гуру и главного писания . Это считается эквивалентом преклонения колен перед Гуру Грантх Сахибом . В этом арти не используются ритуальные предметы, а вместо этого поется после ежедневного чтения Рехраас Сахиб и Ардас в Хармандир Сахиб в Амритсаре и в большинстве гурдваров по всему миру.
Исключением является орден Ниханг , члены которого сначала читают Аарту (молитвы, производные от бани в Дасам Грантх и Сарблох Грантх – священных писаниях второстепенной и третичной важности в вере) и, как и в индуистской практике, используют дийю , цветы, раковины, колокольчики, благовония во время ритуала. [6] Эту форму сикхского арти также читают в Патна Сахиб и Хазур Сахиб .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Вудхед, Линда; Партридж, Кристофер; Каванами, Хироко (13 января 2016 г.). Религии в современном мире: традиции и трансформации . Рутледж. п. 68. ИСБН 978-1-317-43960-8 .
- ^ Монье-Уильямс, сэр Монье (2004). Брахманизм и индуизм: или религиозная мысль и жизнь в Азии . Космо. п. 94. ИСБН 978-81-7755-873-9 .
- ^ админ (19 мая 2021 г.). «Аарти । Почему мы делаем Арти?» . Простой индуизм . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ Майклс, Аксель (2004). Индуизм: прошлое и настоящее . Издательство Принстонского университета. п. 232. ИСБН 978-0-691-08952-2 .
- ^ Флад, Гэвин Д. (13 июля 1996 г.). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета. п. 209. ИСБН 978-0-521-43878-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Аарти» . 25 августа 2023 г. Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джеймс Лохтефельд, Иллюстрированная энциклопедия индуизма, ISBN 0-8239-2287-1 , стр. 51
- ^ Санскритский словарь Монье Уильямса; Цитата: АрАтрика н. свет (или сосуд, содержащий его), которым машут ночью перед иконой; Н. этой церемонии.
- ^ «Страница: Конкани Висвакош Том 1.PDF/191 — Wikisource» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Розен, Стивен (2006). Основополагающий индуизм . Издательство Прагер. п. 196. ISBN 0-275-99006-0
- ^ «– BAPS Шри Сваминараян Мандир, Лондон» . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хоули, Джон Страттон (2006). Жизнь индуизма . Издательство Калифорнийского университета. стр. 39–40.
- ^ Акшата: (санскрит) «Несломленный». Немолотый, сырой рис, часто смешанный с куркумой, предлагается как священное вещество во время пуджи или в качестве благословения для отдельных лиц на свадьбах и других церемониях. Это самая лучшая еда — лучшее подношение, которое преданный может преподнести Богу или жена своему мужу.
- ^ « Правила и значение Аарти» . Индия сегодня . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ Гупта, Шобна (2002). Танцы Индии . Нью-Дели: Har-Anand Publications Pvt Ltd., с. 71. ИСБН 9788124108666 .
- ^ http://www.livehindustan.com/news/tayaarinews/tayaarinews/article1-story-67-67-199585.html Гуру Нанак Дев и путь, продвигаемый им
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Обзор Ориссы, ФЕВРАЛЬ МАРТ 2012 ГОДА…» Электронный журнал — Правительство Ориссы . Обзор Ориссы.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б "Дом" . 13 ноября 2013 г.
- ^ «Документ без названия» . sikh-heritage.co.uk . Проверено 1 апреля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Аарти , на Викискладе?