Шилпа Шастры
Шилпа-шастры — это древние тексты, описывающие дизайн и принципы широкого спектра искусств и ремесел. [1] |
Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Шилпа Шастра ( санскрит : शिल्प शास्त्र śilpa śastra ) буквально означает «Наука Шилпа» (искусство и ремесло). [1] [2] Это древний общий термин для многочисленных индуистских текстов , описывающих искусство, ремесла, а также правила, принципы и стандарты их дизайна. В контексте индуистской храмовой архитектуры и скульптуры Шилпа Шастры представляли собой руководства по скульптуре и индуистской иконографии , предписывающие, среди прочего, пропорции скульптурной фигуры, композицию, принципы, значение, а также правила архитектуры. [3]
Традиционно перечисляются шестьдесят четыре техники такого искусства или ремесел, иногда называемые бахья-кала «внешними или практическими искусствами», включая столярное дело, архитектуру, ювелирное дело, кузнечное дело, актерское мастерство, танцы, музыку, медицину, поэзию и т. д., помимо шестидесяти четыре абхьянтара-кала или «тайные искусства», которые включают в себя в основном «эротические искусства», такие как поцелуи, объятия и т. д. [4]
Хотя Шилпа и Васту-шастры связаны между собой, Шилпа-шастры посвящены искусству и ремеслам, таким как создание статуй, икон, каменных фресок, живопись, столярное дело, гончарное дело, ювелирные изделия, окраска, текстиль и другие. [5] [6] Васту-шастры посвящены строительной архитектуре – строительству домов, фортов, храмов, квартир, планировке деревень и городов и т. д.
Описание
[ редактировать ]Шилпа (शिल्प) в древнеиндийских текстах относится к любому искусству или ремеслу, а Шастра означает науку. Вместе Шилпа Шастра означает науку об искусстве и ремеслах. В древних санскритских текстах используется термин Шилпин (शिल्पिन्, художник-мужчина). [7] и Шилпини (Шилпини, художница) [8] для художников и ремесленников, а Шилпани относится к произведениям искусства человека. [1]
Шилпани , произведения искусства, созданные человеком, представляют собой имитацию божественных форм; Мастера Шилпа , находящиеся в гармонии с божественными ритмами, создают визуальные интерпретации, несмотря на ограничения человеческой личности.
— Айтарейя Брахман , 6.5.27 [9]
Значение Шилпы, по мнению Стеллы Крамриш, сложное. Она пишет, что оно состоит из «искусства, мастерства, ремесла, труда, изобретательности, обряда и ритуала, формы и творчества». [1] [10] Диапазон ремесел, охватываемых термином «Шилпа», распространяется на все аспекты культуры и включает в себя скульптора, гончара, парфюмера, колесника, художника, ткача, архитектора, танцора, музыканта, искусство любви и других. . Древние индийские тексты утверждают, что количество искусств неограниченно, в них используется шестьдесят четыре кала (कला, техники). [11] и тридцать две видьи (विद्या, области знаний). [1] [12] Шилпа обсуждается в Агамах, Пуранах и Васту Шастре, где она связана с мифологией Вишвакармы .
В живописи
[ редактировать ]Шилпа-шастры включают главы, посвященные картинам, как миниатюрным, так и большим. [13] Например, Нарада Шилпа Шастра посвящает живописи главы 66 и 71, а Сарасвати Шилпа Шастра описывает различные виды читры (полного рисования), ардхачитры (рисунков), читрабхасы (общения посредством живописи), варна самскары (подготовки красок). [14]
Другие древние Шилпа Шастры, изображенные на изображениях, включают Вишнудхармоттара Пурана и Читралакшана, первая доступна на санскрите, а единственные сохранившиеся копии второй находятся на тибетском языке (оба изначально были написаны на бересте и были переведены на английский и немецкий языки). [15] В этих санскритских трактатах обсуждаются следующие аспекты картины: размер, пропорции, перспектива зрителя, мудра, эмоции и раса (смысл). Такой подход к индийской живописи, утверждает Изабелла Нарди, делает Шилпа Шастру не только каноническим текстовым источником, но и средством передачи знаний и духовных тем. [16] [17]
В столярном деле
[ редактировать ]В первой главе «Шилпа Шастра Манасара» обсуждаются принципы измерения столярных изделий. [18] Версия текста Маямата 9-го века в Тамил Наду и версия Шилпаратны Одиши 16-го века описывают такшака и вардхаки как деревянные Шилпины; Такшака обладает знаниями о породах дерева и практикует искусство резки дерева, в то время как Вардхаки обладает знанием форм древесины и практикует искусство плотничества. [19] Одно из самых ранних упоминаний о столярном искусстве находится в книге 9, главе 112 Ригведы. [20] Плотницкие работы также были важной частью Шилпа Шастры во время строительства индуистского храма . [21]
В металлургии
[ редактировать ]Веды, особенно Атхарваведа и Стхапатьяведа, описывают многие виды искусств и ремесел в своих обсуждениях Шилпа Шастры и Янтра Сарвасвы. Ригведа, утверждает Рави, [16] упоминает оборудование, используемое при литье, такое как дхаматри ( купол ), гхарма аранмайя ( тигель ) и бхастри ( вентилятор ). Эти обсуждения ведутся в контексте создания идолов и описывают правила достижения наилучших талмана (пропорций), мудры (позы) и бхавы (выражения). [16] [17]
Санскритские тексты, такие как Шилпаратна [23] и Манасара [24] подробно описать процесс и принципы художественной работы с металлами, особенно с такими сплавами, как панчадхату (пять металлов — цинк, олово, медь, серебро и золото) и аштадхату (восемь металлических сплавов, в которые к панчадхату добавляются железо, свинец и ртуть) . [16] Процесс литья Мадхучиста Видхана (cire perdue или выплавляемый воск) - наиболее обсуждаемый процесс в этих древних шилпа-шастрах с металлами. [16] [25] Кирк предполагает, что эти Шастры распространились из Индии в другие древние культуры Азии. [26]
Хотя существуют эмпирические свидетельства металлургии высокой чистоты и художественных работ с другими металлами, некоторые древние Шилпа Шастры были утеряны. Например, Железный столб V века в Дели , высота которого составляет 23 фута, весит 6 тонн и содержит 99,72% железа без каких-либо признаков ржавчины, является эмпирическим свидетельством состояния металлургического искусства в Индии V века. [16] [22]
Образование Шилпа Шастра в древней Индии
[ редактировать ]- Никаких барьеров
Искусство было достоянием всех классов и полов в древней Индии. [27] В древних текстах Парашары говорится, что всеми ремеслами занимался каждый, независимо от рода занятий. [1] В буддийских Джатаках IV века упоминаются плотники-брахманы, в тексте Баудхаяны описывается [28] строители колесниц, плотники, кирпичники, гончары и мастера по металлу из людей, относящихся к кшатриям, вайшьям и шудрам. Суттавибханга описывает строителей и колесников, рожденных от отцов Шудр и матерей-Брахманов. [1] Среди ювелиров Махараштры были дети, рожденные в семьях скотоводов. В долине Ассам нет какой-либо конкретной общины, которая занималась бы исключительно традиционными ремеслами, такими как обработка бамбука и тростника. Сегодня это делают преимущественно крестьяне, независимо от касты, общины или вероисповедания. [29]
- ученичество
Ученики присоединялись и обучались у мастеров. Лучшие были приняты и признаны членами различных художественных гильдий. [1] Обучение начиналось с детства и включало изучение дхармы , культуры, чтения, письма, математики, геометрии, цветов, инструментов, а также коммерческих тайн – это называлось Традицией. [1] [30]
- Гильдии
Шилпины сформировали шрени (гильдии) в древней Индии. Каждая гильдия сформировала свои собственные законы и кодекс поведения, один из которых древние индуистские и буддийские короли Индии соблюдали по традиции. В некоторых случаях король устанавливал законы гильдий; [31] в некоторых случаях последнее слово оставалось за казначеем короля и выступал в качестве судьи различных гильдий королевства. [32] В эти гильдии в I тысячелетии до нашей эры входили все, кто практиковал это искусство, независимо от касты или вероисповедания художника. [33] Доход каждой гильдии складывался из гонораров, уплачиваемых новыми членами, присоединяющимися к гильдии, от штрафов за нарушение кодекса поведения, установленного гильдией, а также от сборов за инструменты, используемые для этого искусства. Гильдии также занимались благотворительностью и дарили коллективные произведения искусства своими членами храмам и другим общественным работам. [33] Во время фестивалей и общественных праздников каждая гильдия представляла свои представления и павильоны с флагами и эмблемами.
- Искусство духовно
Творческая работа и художники получили санкцию таинства в древнеиндийской культуре, утверждает Стелла Крамриш. [30] Художник выражает духовность и святость в своем искусстве. Эта вера продолжает проявляться в современной Индии в форме ритуалов, где во время осеннего праздника (Дашахра) мастера в некоторых частях Индии поклоняются своим инструментам с помощью благовоний, цветов и неочищенного риса.
«Брихат-самхита» в стихах 57.10-11 описывает практику плотников, возносящих молитвы и просящих прощения у дерева, прежде чем срубить его на дрова. Топор, которым рубили дерево, натирали медом и маслом, чтобы минимизировать вред дереву, которое считалось живым существом. Ремесло рассматривалось как применение сущности Пуруши (Универсальных принципов) к частям природы с целью превратить ее в произведение искусства. [34] [35]
Трактаты по Шилпа Шастрам
[ редактировать ]Некоторые известные рукописи, связанные с Шилпа Шастрами, включают: [36] [37]
- Маяшастра (печать изображений, украшение стен)
- Бимбамана (живопись)
- Шукра-Нити (пратима - изготовление мурти или виграхи, дизайн иконок)
- Супрабхедагама
- Вишну Дхармоттара Пурана (литература, музыка, театр, танец, живопись, скульптура, иконография, архитектура)
- Агамы (есть главы, посвященные другим шилпа-шастрам)
- Агни Пурана (иконография)
- Брахманда-пурана (в основном архитектура, некоторые разделы по искусству)
- Vastu vidya
- Пратима лакшана видханам
- Гаргеям
- Манасара (много глав о литье, лепке, резьбе, полировке и изготовлении декоративно-прикладного искусства)
- Атриум
- Пратима мана лакшанам (включает главы о ремонте сломанных идолов и произведений искусства)
- Тен тала ньягродха пари мандала
- Самбудхабхасита пратима лакшана виварана нама
- Маяматам (строительство – архитектура, транспортные средства и т. д.)
- Брихат Самхита
- Шилпа ратнам (в книге Пурвабхаги 46 глав, посвященных искусству и строительству домов/городов, в Уттарабхаге 35 глав, посвященных скульптуре, иконам и смежным темам меньшего масштаба)
- Юкти калпатару (различные искусства, включая ювелирные изделия)
- Шилпа кала даршанам
- Самаранга Сутрадхара
- Вишва карма пракашам
- Matsya purana
- Гаруда Пурана
- Кашьяпа Шилпашастра
- Бхавишья-пурана (в основном архитектура, некоторые разделы по искусству)
- Аланкара Шастра
- Артха шастра (общие ремесла, такие как изготовление окон и дверей, а также коммунальные услуги)
- Читра кальпа (украшения)
- Читра Кармашастра
- Майя Шилпашастра (на тамильском языке)
- Вишвакарма шилпа (искусство на колоннах, обработка дерева)
- Агастья (прикладное искусство из дерева)
- Мандана Шилпа Шастра (дия, поделки, связанные с лампами)
- Ратна шастра (жемчуг, нитки, ювелирные поделки)
- Ратна парикша (украшения)
- Ратна самграха (ювелирные изделия)
- Лагху ратна парикша (ювелирные изделия, гранильные изделия)
- Манимахатмья (гранильный)
- Агастимата (гранильные поделки)
- Анангаранга (эротическое искусство)
- Камасутра (художественная деятельность)
- Рати Рахасья (эротическое искусство)
- Кандарпа чудамани (эротическое искусство)
- Натья шастра (театр, танец, музыка, фрагменты живописи и скульптуры)
- Нрттаратнавали (поделки для моды и публичных выступлений)
- Сангита ратна кара (поделки для моды, танцев и публичных выступлений)
- Налапака (еда, посуда и кулинарные поделки)
- Пака дарпана (еда, посуда и кулинарные поделки)
- Пака виджняна (еда, посуда и кулинарные поделки)
- Пакарнава (еда, посуда и кулинарные поделки)
- Куттаниматам (текстильное искусство)
- Кадамбари Банабхатты (главы о текстильном искусстве и ремеслах)
- Самайматрка (текстильное искусство)
- Янтра Коша (музыкальные инструменты, обзор на бенгальском языке)
- Сангита ратна кара (музыкальные поделки)
- Шилпа-ратна-коша (архитектура, скульптура)
- Чилаппатикаарам (тамильская классика музыки и танцев II века, разделы о музыкальных инструментах)
- Манасолласа (прикладное искусство, связанное с музыкальными инструментами, кулинарией, текстилем, декорированием)
- Вастувидья (скульптура, иконы, живопись и мелкое декоративно-прикладное искусство)
- Упавана винода (санскритский трактат об искусстве арбори-садоводства, дизайне садовых домиков, аспектах ремесел, связанных с комнатными растениями)
- Вастусутра Упанишад (старейший известный санскритский текст Шилпа Шастры, 6 глав, посвящен созданию изображений и описывает, как искусство изображения является средством передачи эмоций и духовной свободы).
См. также
[ редактировать ]- Художественные каноны пропорций тела # Классическая Индия - Критерии, используемые в формальном изобразительном искусстве.
- Индуистская иконография - знаковые символы, имеющие духовное значение в индуизме.
- Индуистский храм - место поклонения в индуизме.
- Мурти - идол, символ, статуя или икона в индуистской религии.
- Таламана - Традиционная система индийской иконометрии.
- Васту шастра - Тексты Индии по архитектуре и дизайну.
- Вишвакарма – индуистский архитектор богов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Стелла Крамриш (1958), Традиции индийских мастеров , Журнал американского фольклора, Том. 71, № 281, Традиционная Индия: структура и изменения (июль – сентябрь 1958 г.), стр. 224–230.
- ^ Синха, А. (1998), Дизайн поселений в Ваасту Шастрах, Журнал культурной географии, 17 (2), стр. 27-41.
- ^ О Шилпа-шастрах как основе иконографических стандартов см.: Хопкинс, Томас Дж. (1971). Индуистская религиозная традиция. Бельмонт, Калифорния: Издательство Dickenson Publishing Company, стр. 113.
- ^ Монье-Вильямс, Монье, с Эрнстом Леманном, Карлом Капеллером и другими учеными (1986). Санскритско-английский словарь: этимологически и филологически составленный с особым упором на родственные индоевропейские языки (ред. Ред.). Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 1073.
- ^ Мисра, Р.Н. (2011), Силписы в Древней Индии: за пределами их приписываемого локуса в древнем обществе, Социолог, Том. 39, № 7/8, стр. 43-54
- ^ М. Чандра (1973), Костюмы, текстиль, косметика и прически в древней и средневековой Индии, Дели, ОСЛК 251930242
- ^ Санскритский словарь английского языка Śilpin , Кельнский университет, Германия
- ^ Санскритский словарь английского языка Śilpini , Кельнский университет, Германия
- ^ Мэри-Энн Милфорд-Луцкер, Пересечения: городское и деревенское искусство в Индии, Art Journal, Vol. 58, № 3 (Осень, 1999), стр. 22-30.
- ^ Стелла Крамриш (1958), Традиции индийского мастера , Журнал американского фольклора, Том. 71, № 281 (июль - сентябрь 1958 г.), стр. 224-230.
- ^ Ватсияяна, Камасутра I.3, Джаямангала
- ^ Ватсияяна, Камасутра, Книга I, Глава 3.
- ^ Изабелла Нарди (2006), Теория цитрасутр в индийской живописи, Routledge, ISBN 978-0415391955 , страницы 180-187.
- ^ С. Дабхаде, Техника настенной росписи в Древней Индии в Google Книгах , страницы 7–12.
- ^ Изабелла Нарди (2006), Теория цитрасутр в индийской живописи, Routledge, ISBN 978-0415391955
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Б. Рави (2003), Развитие литья по выплавляемым моделям - древние и современные подходы, Национальная конференция по литью по выплавляемым моделям, Центральный научно-исследовательский институт машиностроения, Дургапур, ИИТ Бомбей
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Изабелла Нарди (2009), Переоценка роли текста в индийском искусстве - к шастрическому анализу образа Шри Натхджи в миниатюрной живописи Натхдвары, South Asia Research, июль, том. 29, нет. 2, стр. 99-126.
- ^ Рам Раз , Генри Харкнесс (1834), Очерк индуистской архитектуры в Google Книгах , страницы 3–6 (сноска на странице 4)
- ^ Наоки Идено (2007), Обязанности и способности ремесленников в Шилпа-шастрах, Журнал индийских и буддийских исследований, 55 (2), страницы 788-784
- ^ Р. Вьяс (1992), Природа индийской культуры, Книги Южной Азии, ISBN 978-8170223887 , страницы 20–21.
- ^ К. Пердон Кларк (1883), Некоторые заметки о внутренней архитектуре Индии, Журнал Общества искусств , Vol. 31, № 1594 (8 ИЮНЯ), стр. 731-756.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Р. Баласубраманиам (1998), Декоративная колокольная капитель железной колонны Дели, JOM, 50 (3): 40-47, два : 10.1007/s11837-998-0378-3
- ^ Ханс Лош, Источники Шилпаратны Шри Кумары, Анал. Бхандаркар Восток. Рез., Том. 31, стр. 152-164
- ^ Хотя Манасара, иногда называемый Манава сара, содержит обширные дискуссии по архитектуре, рекомендациям по планированию древних деревень и городов, в нем также есть раздел, посвященный произведениям искусства из металла; См.: Кенигсбергер (1952), Новые города в Индии, Обзор городского планирования, 23(2): 95-99; Ачарья (1933), Манасара об архитектуре и скульптуре, Мансара, серия 1–4, Oxford University Press - версия была переиздана в 1995 году как ISBN 978-8186142721
- ^ Пупул Джаякар (1984), Литье металла из Кералы, Ежеквартальный журнал Индийского международного центра, Vol. 11, № 4, ДИЗАЙН: ТРАДИЦИИ И ПЕРЕМЕНЫ (декабрь 1984 г.), стр. 63-68.
- ^ Кирк, В. (1975), Роль Индии в распространении ранних культур , Geographical Journal, Vol. 141, № 1, 19-34
- ^ Стелла Крамриш, Индуистский храм, Том 1, ISBN 978-81-208-0222-3
- ^ Баудаяна, XXV.13.22.
- ^ «Культура бамбука и тростника в Ассаме | IGNCA» . Архивировано из оригинала 29 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стелла Крамриш, Индуистский храм, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0222-3
- ^ Манусмрити VIII.41
- ^ Нигродха Джатака VI.427
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стелла Крамриш (1958), Традиции индийских мастеров , Журнал американского фольклора, Том. 71, № 281, Традиционная Индия: структура и изменения (июль – сентябрь 1958 г.), стр. 228.
- ^ Стелла Крамриш, Индуистский храм, Том 1 и 2, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0222-3
- ^ Хизер Элгуд (2000), Индуизм и религиозное искусство, ISBN 978-0304707393 , Bloomsbury Academic, стр. 121–125.
- ^ Ачарья ПК (1946), Энциклопедия индуистской архитектуры , Oxford University Press
- ^ Библиография литературы Васту Шастры, 1834-2009 CCA
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Изабелла Нарди (2006), Теория цитрасутр в индийской живописи, Рутледж, ISBN 978-0415391955
- Ален Даниэлу , Добродетель, успех, удовольствие и освобождение: четыре цели жизни, ISBN 0-89281-218-4 - Глава «Тридцать две науки» о Шилпа Шастре.
- С. Дабхаде, Техника настенной росписи в Древней Индии в Google Книгах
- П.К. Ачарья, Индийская архитектура согласно Манасара Шилпа Шастре , Все 6 томов, Лондон (1927).
- Доктор Гнанананда, «Шри Кашьяпа Шилпа шастрам (Уттарардха) - 1998, Публикация Академии Карнатака Шилпакала, «Шри Кашьяпа Шилпа шастрам (Пурвардха) Том - 1, 2004 г., Том -2, 2006 г. - Публикация Академии Карнатака Шилпакала.
- П. Н. Бозе, Принципы индийской Шилпа Шастры с текстом Маяматы , Oxford University Press
- Д. Н. Шукла (1967), Шилпа Шастра , Вастуванмайя Пракашан, Лакхнау
- Пиллаи, ГК (1948). Путь силписа: или индуистский подход к искусству и науке. Аллахабад: Индийская пресса, ОСЛК 4483067
- В.С. Агарвала, Наследие индийского искусства , Бомбей (1964)
- Доктор Г. Гнанананда, «Шри Брахмея читракарма шастра (5 томов), санскрити Сахитья Пратиштхана, публикации, Бангалор. Переведено на каннада и опубликовано в 5 томах, источник информации по вайшнавской Шилпа Шастре. № 1300 страниц.
- Т. Фино (1896), Индийские гранильщики , (на французском языке)
- Доктор Гнанананда, «Парампарика Шилпа: Ненне-Наале (2011 г. – 3-я публикация)», санскрити Сахитья Пратистхана, публикации, Бангалор. Эта книга представляет собой исследование традиционных скульптур и храмовой архитектуры.
- Доктор Гнанананда, «Аалая Даршана - Книга 12, описывающая мистицизм и символизм, присущие Дравидийскому храму. (2013, 2019) - Публикация Академии Карнатака Шилпакала.
- Васту-Шилпа Коша, Энциклопедия архитектуры индуистских храмов и Васту / С.К.Рамачандара Рао, Дели, Devine Books, (восточная серия Лала Мурари Лал Чхария) ISBN 978-93-81218-51-8 (набор)
- Хопкинс, Томас Дж. (1971). Индуистская религиозная традиция . Бельмонт, Калифорния: Издательская компания Dickenson.
- Амита Синха, Дизайн поселений в Ваасту Шастрах , Журнал культурной географии, Том. 17, 1998.
- Доктор Гнанананда, «Шилпаадарш, том-1 (1999)», «Шилпаадарш, том-2 (2002)», опубликовано Университетом Хампи.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Айтарейя Брахманам из Ригведы , английский перевод Мартина Хауга. Аллахабад: Судхиндра Натх Васу, 1922.
- Манасара (английский перевод) Прасанны Кумара Ачарьи, 1933 г. (включая глоссарий)
СМИ, связанные с Шилпа Шастрами, на Викискладе?