Jump to content

Шилпа Шастры

Шилпа Шастра
Храмы
Плотницкие работы
Скульптура
Ювелирные изделия I века до н.э.
Шилпа-шастры — это древние тексты, описывающие дизайн и принципы широкого спектра искусств и ремесел. [1]

Шилпа Шастра ( санскрит : शिल्प शास्त्र śilpa śastra ) буквально означает «Наука Шилпа» (искусство и ремесло). [1] [2] Это древний общий термин для многочисленных индуистских текстов , описывающих искусство, ремесла, а также правила, принципы и стандарты их дизайна. В контексте индуистской храмовой архитектуры и скульптуры Шилпа Шастры представляли собой руководства по скульптуре и индуистской иконографии , предписывающие, среди прочего, пропорции скульптурной фигуры, композицию, принципы, значение, а также правила архитектуры. [3]

Традиционно перечисляются шестьдесят четыре техники такого искусства или ремесел, иногда называемые бахья-кала «внешними или практическими искусствами», включая столярное дело, архитектуру, ювелирное дело, кузнечное дело, актерское мастерство, танцы, музыку, медицину, поэзию и т. д., помимо шестидесяти четыре абхьянтара-кала или «тайные искусства», которые включают в себя в основном «эротические искусства», такие как поцелуи, объятия и т. д. [4]

Хотя Шилпа и Васту-шастры связаны между собой, Шилпа-шастры посвящены искусству и ремеслам, таким как создание статуй, икон, каменных фресок, живопись, столярное дело, гончарное дело, ювелирные изделия, окраска, текстиль и другие. [5] [6] Васту-шастры посвящены строительной архитектуре – строительству домов, фортов, храмов, квартир, планировке деревень и городов и т. д.

Описание

[ редактировать ]

Шилпа (शिल्प) в древнеиндийских текстах относится к любому искусству или ремеслу, а Шастра означает науку. Вместе Шилпа Шастра означает науку об искусстве и ремеслах. В древних санскритских текстах используется термин Шилпин (शिल्पिन्, художник-мужчина). [7] и Шилпини (Шилпини, художница) [8] для художников и ремесленников, а Шилпани относится к произведениям искусства человека. [1]

Шилпани , произведения искусства, созданные человеком, представляют собой имитацию божественных форм; Мастера Шилпа , находящиеся в гармонии с божественными ритмами, создают визуальные интерпретации, несмотря на ограничения человеческой личности.

Значение Шилпы, по мнению Стеллы Крамриш, сложное. Она пишет, что оно состоит из «искусства, мастерства, ремесла, труда, изобретательности, обряда и ритуала, формы и творчества». [1] [10] Диапазон ремесел, охватываемых термином «Шилпа», распространяется на все аспекты культуры и включает в себя скульптора, гончара, парфюмера, колесника, художника, ткача, архитектора, танцора, музыканта, искусство любви и других. . Древние индийские тексты утверждают, что количество искусств неограниченно, в них используется шестьдесят четыре кала (कला, техники). [11] и тридцать две видьи (विद्या, области знаний). [1] [12] Шилпа обсуждается в Агамах, Пуранах и Васту Шастре, где она связана с мифологией Вишвакармы .

В живописи

[ редактировать ]

Шилпа-шастры включают главы, посвященные картинам, как миниатюрным, так и большим. [13] Например, Нарада Шилпа Шастра посвящает живописи главы 66 и 71, а Сарасвати Шилпа Шастра описывает различные виды читры (полного рисования), ардхачитры (рисунков), читрабхасы (общения посредством живописи), варна самскары (подготовки красок). [14]

Другие древние Шилпа Шастры, изображенные на изображениях, включают Вишнудхармоттара Пурана и Читралакшана, первая доступна на санскрите, а единственные сохранившиеся копии второй находятся на тибетском языке (оба изначально были написаны на бересте и были переведены на английский и немецкий языки). [15] В этих санскритских трактатах обсуждаются следующие аспекты картины: размер, пропорции, перспектива зрителя, мудра, эмоции и раса (смысл). Такой подход к индийской живописи, утверждает Изабелла Нарди, делает Шилпа Шастру не только каноническим текстовым источником, но и средством передачи знаний и духовных тем. [16] [17]

В столярном деле

[ редактировать ]

В первой главе «Шилпа Шастра Манасара» обсуждаются принципы измерения столярных изделий. [18] Версия текста Маямата 9-го века в Тамил Наду и версия Шилпаратны Одиши 16-го века описывают такшака и вардхаки как деревянные Шилпины; Такшака обладает знаниями о породах дерева и практикует искусство резки дерева, в то время как Вардхаки обладает знанием форм древесины и практикует искусство плотничества. [19] Одно из самых ранних упоминаний о столярном искусстве находится в книге 9, главе 112 Ригведы. [20] Плотницкие работы также были важной частью Шилпа Шастры во время строительства индуистского храма . [21]

В металлургии

[ редактировать ]
Железный столб IV века н.э. с чистотой 99,7% в Дели, отражающий связанную с металлом шилпу в древней Индии. [22] Столб был перенесен и переустановлен возле комплекса Кутб примерно 1000 лет спустя. Верхняя часть стойки осталась без каких-либо повреждений ржавчины; нижняя, переустановленная вземная часть имеет следы ржавчины.

Веды, особенно Атхарваведа и Стхапатьяведа, описывают многие виды искусств и ремесел в своих обсуждениях Шилпа Шастры и Янтра Сарвасвы. Ригведа, утверждает Рави, [16] упоминает оборудование, используемое при литье, такое как дхаматри ( купол ), гхарма аранмайя ( тигель ) и бхастри ( вентилятор ). Эти обсуждения ведутся в контексте создания идолов и описывают правила достижения наилучших талмана (пропорций), мудры (позы) и бхавы (выражения). [16] [17]

Санскритские тексты, такие как Шилпаратна [23] и Манасара [24] подробно описать процесс и принципы художественной работы с металлами, особенно с такими сплавами, как панчадхату (пять металлов — цинк, олово, медь, серебро и золото) и аштадхату (восемь металлических сплавов, в которые к панчадхату добавляются железо, свинец и ртуть) . [16] Процесс литья Мадхучиста Видхана (cire perdue или выплавляемый воск) - наиболее обсуждаемый процесс в этих древних шилпа-шастрах с металлами. [16] [25] Кирк предполагает, что эти Шастры распространились из Индии в другие древние культуры Азии. [26]

Хотя существуют эмпирические свидетельства металлургии высокой чистоты и художественных работ с другими металлами, некоторые древние Шилпа Шастры были утеряны. Например, Железный столб V века в Дели , высота которого составляет 23 фута, весит 6 тонн и содержит 99,72% железа без каких-либо признаков ржавчины, является эмпирическим свидетельством состояния металлургического искусства в Индии V века. [16] [22]

Образование Шилпа Шастра в древней Индии

[ редактировать ]
Никаких барьеров

Искусство было достоянием всех классов и полов в древней Индии. [27] В древних текстах Парашары говорится, что всеми ремеслами занимался каждый, независимо от рода занятий. [1] В буддийских Джатаках IV века упоминаются плотники-брахманы, в тексте Баудхаяны описывается [28] строители колесниц, плотники, кирпичники, гончары и мастера по металлу из людей, относящихся к кшатриям, вайшьям и шудрам. Суттавибханга описывает строителей и колесников, рожденных от отцов Шудр и матерей-Брахманов. [1] Среди ювелиров Махараштры были дети, рожденные в семьях скотоводов. В долине Ассам нет какой-либо конкретной общины, которая занималась бы исключительно традиционными ремеслами, такими как обработка бамбука и тростника. Сегодня это делают преимущественно крестьяне, независимо от касты, общины или вероисповедания. [29]

ученичество

Ученики присоединялись и обучались у мастеров. Лучшие были приняты и признаны членами различных художественных гильдий. [1] Обучение начиналось с детства и включало изучение дхармы , культуры, чтения, письма, математики, геометрии, цветов, инструментов, а также коммерческих тайн – это называлось Традицией. [1] [30]

Гильдии

Шилпины сформировали шрени (гильдии) в древней Индии. Каждая гильдия сформировала свои собственные законы и кодекс поведения, один из которых древние индуистские и буддийские короли Индии соблюдали по традиции. В некоторых случаях король устанавливал законы гильдий; [31] в некоторых случаях последнее слово оставалось за казначеем короля и выступал в качестве судьи различных гильдий королевства. [32] В эти гильдии в I тысячелетии до нашей эры входили все, кто практиковал это искусство, независимо от касты или вероисповедания художника. [33] Доход каждой гильдии складывался из гонораров, уплачиваемых новыми членами, присоединяющимися к гильдии, от штрафов за нарушение кодекса поведения, установленного гильдией, а также от сборов за инструменты, используемые для этого искусства. Гильдии также занимались благотворительностью и дарили коллективные произведения искусства своими членами храмам и другим общественным работам. [33] Во время фестивалей и общественных праздников каждая гильдия представляла свои представления и павильоны с флагами и эмблемами.

Искусство духовно

Творческая работа и художники получили санкцию таинства в древнеиндийской культуре, утверждает Стелла Крамриш. [30] Художник выражает духовность и святость в своем искусстве. Эта вера продолжает проявляться в современной Индии в форме ритуалов, где во время осеннего праздника (Дашахра) мастера в некоторых частях Индии поклоняются своим инструментам с помощью благовоний, цветов и неочищенного риса.

«Брихат-самхита» в стихах 57.10-11 описывает практику плотников, возносящих молитвы и просящих прощения у дерева, прежде чем срубить его на дрова. Топор, которым рубили дерево, натирали медом и маслом, чтобы минимизировать вред дереву, которое считалось живым существом. Ремесло рассматривалось как применение сущности Пуруши (Универсальных принципов) к частям природы с целью превратить ее в произведение искусства. [34] [35]

Трактаты по Шилпа Шастрам

[ редактировать ]

Некоторые известные рукописи, связанные с Шилпа Шастрами, включают: [36] [37]

  • Маяшастра (печать изображений, украшение стен)
  • Бимбамана (живопись)
  • Шукра-Нити (пратима - изготовление мурти или виграхи, дизайн иконок)
  • Супрабхедагама
  • Вишну Дхармоттара Пурана (литература, музыка, театр, танец, живопись, скульптура, иконография, архитектура)
  • Агамы (есть главы, посвященные другим шилпа-шастрам)
  • Агни Пурана (иконография)
  • Брахманда-пурана (в основном архитектура, некоторые разделы по искусству)
  • Vastu vidya
  • Пратима лакшана видханам
  • Гаргеям
  • Манасара (много глав о литье, лепке, резьбе, полировке и изготовлении декоративно-прикладного искусства)
  • Атриум
  • Пратима мана лакшанам (включает главы о ремонте сломанных идолов и произведений искусства)
  • Тен тала ньягродха пари мандала
  • Самбудхабхасита пратима лакшана виварана нама
  • Маяматам (строительство – архитектура, транспортные средства и т. д.)
  • Брихат Самхита
  • Шилпа ратнам (в книге Пурвабхаги 46 глав, посвященных искусству и строительству домов/городов, в Уттарабхаге 35 глав, посвященных скульптуре, иконам и смежным темам меньшего масштаба)
  • Юкти калпатару (различные искусства, включая ювелирные изделия)
  • Шилпа кала даршанам
  • Самаранга Сутрадхара
  • Вишва карма пракашам
  • Matsya purana
  • Гаруда Пурана
  • Кашьяпа Шилпашастра
  • Бхавишья-пурана (в основном архитектура, некоторые разделы по искусству)
  • Аланкара Шастра
  • Артха шастра (общие ремесла, такие как изготовление окон и дверей, а также коммунальные услуги)
  • Читра кальпа (украшения)
  • Читра Кармашастра
  • Майя Шилпашастра (на тамильском языке)
  • Вишвакарма шилпа (искусство на колоннах, обработка дерева)
  • Агастья (прикладное искусство из дерева)
  • Мандана Шилпа Шастра (дия, поделки, связанные с лампами)
  • Ратна шастра (жемчуг, нитки, ювелирные поделки)
  • Ратна парикша (украшения)
  • Ратна самграха (ювелирные изделия)
  • Лагху ратна парикша (ювелирные изделия, гранильные изделия)
  • Манимахатмья (гранильный)
  • Агастимата (гранильные поделки)
  • Анангаранга (эротическое искусство)
  • Камасутра (художественная деятельность)
  • Рати Рахасья (эротическое искусство)
  • Кандарпа чудамани (эротическое искусство)
  • Натья шастра (театр, танец, музыка, фрагменты живописи и скульптуры)
  • Нрттаратнавали (поделки для моды и публичных выступлений)
  • Сангита ратна кара (поделки для моды, танцев и публичных выступлений)
  • Налапака (еда, посуда и кулинарные поделки)
  • Пака дарпана (еда, посуда и кулинарные поделки)
  • Пака виджняна (еда, посуда и кулинарные поделки)
  • Пакарнава (еда, посуда и кулинарные поделки)
  • Куттаниматам (текстильное искусство)
  • Кадамбари Банабхатты (главы о текстильном искусстве и ремеслах)
  • Самайматрка (текстильное искусство)
  • Янтра Коша (музыкальные инструменты, обзор на бенгальском языке)
  • Сангита ратна кара (музыкальные поделки)
  • Шилпа-ратна-коша (архитектура, скульптура)
  • Чилаппатикаарам (тамильская классика музыки и танцев II века, разделы о музыкальных инструментах)
  • Манасолласа (прикладное искусство, связанное с музыкальными инструментами, кулинарией, текстилем, декорированием)
  • Вастувидья (скульптура, иконы, живопись и мелкое декоративно-прикладное искусство)
  • Упавана винода (санскритский трактат об искусстве арбори-садоводства, дизайне садовых домиков, аспектах ремесел, связанных с комнатными растениями)
  • Вастусутра Упанишад (старейший известный санскритский текст Шилпа Шастры, 6 глав, посвящен созданию изображений и описывает, как искусство изображения является средством передачи эмоций и духовной свободы).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Стелла Крамриш (1958), Традиции индийских мастеров , Журнал американского фольклора, Том. 71, № 281, Традиционная Индия: структура и изменения (июль – сентябрь 1958 г.), стр. 224–230.
  2. ^ Синха, А. (1998), Дизайн поселений в Ваасту Шастрах, Журнал культурной географии, 17 (2), стр. 27-41.
  3. ^ О Шилпа-шастрах как основе иконографических стандартов см.: Хопкинс, Томас Дж. (1971). Индуистская религиозная традиция. Бельмонт, Калифорния: Издательство Dickenson Publishing Company, стр. 113.
  4. ^ Монье-Вильямс, Монье, с Эрнстом Леманном, Карлом Капеллером и другими учеными (1986). Санскритско-английский словарь: этимологически и филологически составленный с особым упором на родственные индоевропейские языки (ред. Ред.). Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 1073.
  5. ^ Мисра, Р.Н. (2011), Силписы в Древней Индии: за пределами их приписываемого локуса в древнем обществе, Социолог, Том. 39, № 7/8, стр. 43-54
  6. ^ М. Чандра (1973), Костюмы, текстиль, косметика и прически в древней и средневековой Индии, Дели, ОСЛК   251930242
  7. ^ Санскритский словарь английского языка Śilpin , Кельнский университет, Германия
  8. ^ Санскритский словарь английского языка Śilpini , Кельнский университет, Германия
  9. ^ Мэри-Энн Милфорд-Луцкер, Пересечения: городское и деревенское искусство в Индии, Art Journal, Vol. 58, № 3 (Осень, 1999), стр. 22-30.
  10. ^ Стелла Крамриш (1958), Традиции индийского мастера , Журнал американского фольклора, Том. 71, № 281 (июль - сентябрь 1958 г.), стр. 224-230.
  11. ^ Ватсияяна, Камасутра I.3, Джаямангала
  12. ^ Ватсияяна, Камасутра, Книга I, Глава 3.
  13. ^ Изабелла Нарди (2006), Теория цитрасутр в индийской живописи, Routledge, ISBN   978-0415391955 , страницы 180-187.
  14. ^ С. Дабхаде, Техника настенной росписи в Древней Индии в Google Книгах , страницы 7–12.
  15. ^ Изабелла Нарди (2006), Теория цитрасутр в индийской живописи, Routledge, ISBN   978-0415391955
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Б. Рави (2003), Развитие литья по выплавляемым моделям - древние и современные подходы, Национальная конференция по литью по выплавляемым моделям, Центральный научно-исследовательский институт машиностроения, Дургапур, ИИТ Бомбей
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Изабелла Нарди (2009), Переоценка роли текста в индийском искусстве - к шастрическому анализу образа Шри Натхджи в миниатюрной живописи Натхдвары, South Asia Research, июль, том. 29, нет. 2, стр. 99-126.
  18. ^ Рам Раз , Генри Харкнесс (1834), Очерк индуистской архитектуры в Google Книгах , страницы 3–6 (сноска на странице 4)
  19. ^ Наоки Идено (2007), Обязанности и способности ремесленников в Шилпа-шастрах, Журнал индийских и буддийских исследований, 55 (2), страницы 788-784
  20. ^ Р. Вьяс (1992), Природа индийской культуры, Книги Южной Азии, ISBN   978-8170223887 , страницы 20–21.
  21. ^ К. Пердон Кларк (1883), Некоторые заметки о внутренней архитектуре Индии, Журнал Общества искусств , Vol. 31, № 1594 (8 ИЮНЯ), стр. 731-756.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Р. Баласубраманиам (1998), Декоративная колокольная капитель железной колонны Дели, JOM, 50 (3): 40-47, два : 10.1007/s11837-998-0378-3
  23. ^ Ханс Лош, Источники Шилпаратны Шри Кумары, Анал. Бхандаркар Восток. Рез., Том. 31, стр. 152-164
  24. ^ Хотя Манасара, иногда называемый Манава сара, содержит обширные дискуссии по архитектуре, рекомендациям по планированию древних деревень и городов, в нем также есть раздел, посвященный произведениям искусства из металла; См.: Кенигсбергер (1952), Новые города в Индии, Обзор городского планирования, 23(2): 95-99; Ачарья (1933), Манасара об архитектуре и скульптуре, Мансара, серия 1–4, Oxford University Press - версия была переиздана в 1995 году как ISBN   978-8186142721
  25. ^ Пупул Джаякар (1984), Литье металла из Кералы, Ежеквартальный журнал Индийского международного центра, Vol. 11, № 4, ДИЗАЙН: ТРАДИЦИИ И ПЕРЕМЕНЫ (декабрь 1984 г.), стр. 63-68.
  26. ^ Кирк, В. (1975), Роль Индии в распространении ранних культур , Geographical Journal, Vol. 141, № 1, 19-34
  27. ^ Стелла Крамриш, Индуистский храм, Том 1, ISBN   978-81-208-0222-3
  28. ^ Баудаяна, XXV.13.22.
  29. ^ «Культура бамбука и тростника в Ассаме | IGNCA» . Архивировано из оригинала 29 августа 2021 г.
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стелла Крамриш, Индуистский храм, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-81-208-0222-3
  31. ^ Манусмрити VIII.41
  32. ^ Нигродха Джатака VI.427
  33. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стелла Крамриш (1958), Традиции индийских мастеров , Журнал американского фольклора, Том. 71, № 281, Традиционная Индия: структура и изменения (июль – сентябрь 1958 г.), стр. 228.
  34. ^ Стелла Крамриш, Индуистский храм, Том 1 и 2, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-81-208-0222-3
  35. ^ Хизер Элгуд (2000), Индуизм и религиозное искусство, ISBN   978-0304707393 , Bloomsbury Academic, стр. 121–125.
  36. ^ Ачарья ПК (1946), Энциклопедия индуистской архитектуры , Oxford University Press
  37. ^ Библиография литературы Васту Шастры, 1834-2009 CCA

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Изабелла Нарди (2006), Теория цитрасутр в индийской живописи, Рутледж, ISBN   978-0415391955
  • Ален Даниэлу , Добродетель, успех, удовольствие и освобождение: четыре цели жизни, ISBN   0-89281-218-4 - Глава «Тридцать две науки» о Шилпа Шастре.
  • С. Дабхаде, Техника настенной росписи в Древней Индии в Google Книгах
  • П.К. Ачарья, Индийская архитектура согласно Манасара Шилпа Шастре , Все 6 томов, Лондон (1927).
  • Доктор Гнанананда, «Шри Кашьяпа Шилпа шастрам (Уттарардха) - 1998, Публикация Академии Карнатака Шилпакала, «Шри Кашьяпа Шилпа шастрам (Пурвардха) Том - 1, 2004 г., Том -2, 2006 г. - Публикация Академии Карнатака Шилпакала.
  • П. Н. Бозе, Принципы индийской Шилпа Шастры с текстом Маяматы , Oxford University Press
  • Д. Н. Шукла (1967), Шилпа Шастра , Вастуванмайя Пракашан, Лакхнау
  • Пиллаи, ГК (1948). Путь силписа: или индуистский подход к искусству и науке. Аллахабад: Индийская пресса, ОСЛК   4483067
  • В.С. Агарвала, Наследие индийского искусства , Бомбей (1964)
  • Доктор Г. Гнанананда, «Шри Брахмея читракарма шастра (5 томов), санскрити Сахитья Пратиштхана, публикации, Бангалор. Переведено на каннада и опубликовано в 5 томах, источник информации по вайшнавской Шилпа Шастре. № 1300 страниц.
  • Т. Фино (1896), Индийские гранильщики , (на французском языке)
  • Доктор Гнанананда, «Парампарика Шилпа: Ненне-Наале (2011 г. – 3-я публикация)», санскрити Сахитья Пратистхана, публикации, Бангалор. Эта книга представляет собой исследование традиционных скульптур и храмовой архитектуры.
  • Доктор Гнанананда, «Аалая Даршана - Книга 12, описывающая мистицизм и символизм, присущие Дравидийскому храму. (2013, 2019) - Публикация Академии Карнатака Шилпакала.
  • Васту-Шилпа Коша, Энциклопедия архитектуры индуистских храмов и Васту / С.К.Рамачандара Рао, Дели, Devine Books, (восточная серия Лала Мурари Лал Чхария) ISBN   978-93-81218-51-8 (набор)
  • Хопкинс, Томас Дж. (1971). Индуистская религиозная традиция . Бельмонт, Калифорния: Издательская компания Dickenson.
  • Амита Синха, Дизайн поселений в Ваасту Шастрах , Журнал культурной географии, Том. 17, 1998.
  • Доктор Гнанананда, «Шилпаадарш, том-1 (1999)», «Шилпаадарш, том-2 (2002)», опубликовано Университетом Хампи.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e4242c0089a43b4dc257b4fab69202bf__1696487520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/bf/e4242c0089a43b4dc257b4fab69202bf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shilpa Shastras - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)