Jump to content

Дханурведа

Дханурведа
Информация
Автор Бхригу или Вишвамитра или Бхарадваджа
Язык санскрит
Период 1100–800 гг. до н.э. [1]

Дханурведа (धनुर्वेद) ( перевод: « Наука стрельбы из лука» / «Знание стрельбы из лука» ) — санскритский трактат о военном деле и стрельбе из лука , традиционно считающийся упаведой, прикрепленной к Яджурведе (1100–800 гг. до н. э.) и приписываемый либо Бхригу , либо Вишвамитре , либо Бхарадвадже . [2] Это одна из четырех упавед Вед (наряду с Аюрведой , Гандхарваведой и Стхапатьяведой ). [3]

Дханурведа , раздел Вед (1700 г. до н.э. – 1100 г. до н.э.), содержит упоминания о боевых искусствах. [4] [5] В Чаранавьюхе, автором которой является Шаунака , упоминаются четыре упаведы (прикладные Веды). [6] К ним относятся стрельба из лука ( дханурведа ) и военные науки ( шастрашастра ), [4] [5] овладение которым было обязанностью ( дхармой ) класса воинов. Цари обычно принадлежали к классу кшатриев (воинов) и, таким образом, служили командующими армией. В рамках своего образования они обычно занимались стрельбой из лука, борьбой, боксом и фехтованием. [7]

Ведические гимны в Ригведе , Яджурведе и Атхарваведе подчеркивают использование лука и стрел. [8] Вторая Веда, Яджурведа, содержит Дханурведу (дханус «лук» и веда «знание»), которая представляла собой древний трактат о науке стрельбы из лука и ее использовании в войне. Некоторые произведения древней литературы относятся к Дханурведе. Вишну -пурана называет ее одной из восемнадцати ветвей знания, а в Махабхарате упоминается, что в ней есть сутры , как и в других Ведах. Шукранити описывает это как «упаведу яджурведы», имеющую пять искусств или практических аспектов.

Дханурведа описывает практику и использование стрельбы из лука, изготовления лука и стрел, военную подготовку и правила ведения боя . В трактате боевые искусства обсуждаются применительно к обучению воинов, возничих, кавалерии, воинов-слонов, пехоты и т. д. Считалось грехом стрелять воину в спину и сражаться более чем с одним воином одновременно. Лук, использовавшийся в ведический период, назывался дануш и подробно описывался в Ведах. Изогнутая форма лука называется вакра в Артха Веде . Тетива называлась jya , и ее натягивали только при необходимости. Стрела называлась ишу , а колчан — ишудхи . [9]

Многие из популярных видов спорта, упомянутых в Ведах и эпосах, берут свое начало в военной подготовке, например, бокс ( мусти-юддха ), борьба ( маладвандва ), гонки на колесницах ( ратхачалан ), верховая езда ( асва-рохана ) и стрельба из лука. ( дханурвидья ). [10]

Другие разрозненные упоминания о боевых искусствах в средневековых текстах включают « Камандакия Нитисара» (ок. 8 века). [11] ред. Манматха Натх Датт, 1896 г.), « Нитивакьямрита» Сомадевы Сури (10 век), « Юктикалпатару Бходжи» ( 11 век) и « Манасолласа» Сомешвары III (12 век).

Агни Пурана

[ редактировать ]

Одно из самых ранних сохранившихся руководств по индийским боевым искусствам находится в Агни Пуране (датированной между 8 и 11 веками). [12] Раздел Дханурведы Агни Пураны охватывает главы 248–251, в которых оружие классифицируется на брошенное и неброшенное классы и далее разделяется на подклассы. В нем перечислены тренировки по пяти основным направлениям для разных типов воинов: колесничих, наездников на слонах, всадников, пехоты и борцов.

В работе описаны девять асан (стойок) для борьбы:

  • самапада («держать ноги ровно»): стоять в сомкнутых рядах, поставив ноги вместе (248.9)
  • вайшакха : стоя прямо, ноги врозь (248.10)
  • мандала («диск»): стоя, расставив колени, выстроившись в форме стаи гусей (248.11)
  • алидха («вылизанный, отполированный»): сгибание правого колена с отведенной назад левой ногой (248.12).
  • пратьялидха : сгибание левого колена с отведением назад правой стопы (248.13)
  • джата («начало»): выпрямить правую ногу, поставить перпендикулярно левой, лодыжки на расстоянии пяти пальцев друг от друга (248.14)
  • дандаята («вытянутый посох»): держать правое колено согнутым, а левую ногу прямой, или наоборот; называется виката («ужасный»), если две ноги находятся на расстоянии двух ладоней друг от друга (248.16)
  • сампута («полушарие») (248.17)
  • свастика («благополучие»): держа ноги на расстоянии 16 пальцев и немного приподнимая стопы (248.19)

Далее следует более подробное обсуждение техники стрельбы из лука.

Раздел завершается перечислением названий действий или «поступков», возможных с использованием различного оружия, в том числе 32 позиций, которые следует выполнять с мечом и щитом ( khaḍgacarmavidhau ); [13] 11 приемов использования веревки в бою, 5 «действий при работе с веревкой», списки «действий», относящиеся к шакраму ( боевому колышку), копью, томаре (железной дубине), гаде (булаве) , топор, молот, бхиндипала или лагуда , ваджра , кинжал, рогатка и дубинка или дубинка. Короткий отрывок ближе к концу затрагивает более серьезные проблемы ведения войны и объясняет различные способы использования боевых слонов и людей. Текст завершается описанием того, как правильно отправить на войну хорошо обученного бойца. [14]

Сохранившиеся тексты

[ редактировать ]

Сохранившийся дханурведический текст относительно поздний: он находится в Агни Пуране (главы 249–252), датируемом не ранее восьмого века. Это . отредактированная версия более ранних руководств, содержащая методы и инструкции для королей, готовящихся к войне и обучающих своих солдат В его состав входят 5 учебных дивизий — воины на колесницах , слонах, кавалерия , пехота и борцы; и пять видов оружия — метательное с помощью машин (стрелы и метательные снаряды), брошенное вручную (копье), брошенное руками и удерживаемое ( петля ), постоянно удерживаемое в руках (меч) и сами руки. В тексте говорится, что браминам и кшатриям разрешено преподавать боевые искусства, а представители других каст могут быть солдатами. [15]

Другая дошедшая до нас Дханурведа-самхита, написанная Брихатом Сарнгадхарой ​​Паддхати (изд. 1888 г.), датируется серединой 14 века. [16]

Аушанаса Дханурведа Санкаланам датируется концом 16 века и составлена ​​под патронажем Акбара . [17] 17-го века Дханурведа-самхита приписывается Васиштхе .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Флуд, Гэвин (1996). Введение в индуизм . стр. 37-39 . ISBN  0521438780 .
  2. ^ Джонсон, WJ (1 января 2009 г.). «Дханурведа» . Словарь индуизма . Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/acref/9780198610250.001.0001 . ISBN  9780198610250 . Проверено 24 декабря 2020 г.
  3. ^ «Упаведа» . Оксфордский справочник . Издательство Оксфордского университета . Проверено 24 декабря 2020 г.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Филип Б. Заррилли; Питер Халтон. Психофизическая актерская игра: межкультурный подход по Станиславскому . Рутледж. п. 66.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дениз Куш; Кэтрин А. Робинсон; Майкл Йорк. Энциклопедия индуизма . Психологическая пресса. п. 182.
  6. ^ Монье-Вильямс 2006 , с. 207. [1] По состоянию на 5 апреля 2007 г.
  7. ^ Жанин Обуайе (1965). Повседневная жизнь в Древней Индии . Франция: Феникс Пресс. стр. 58 . ISBN  1-84212-591-5 .
  8. ^ С луком победим коров, с луком выиграем состязание и жестокие сражения с луком. Лук портит удовольствие врагу; с луком покорим все уголки мира. - Дрюс, Робертс (1993). Конец бронзового века: изменения в военном деле и катастрофа ок. 1200 г. до н.э. , стр. 125. Издательство Принстонского университета.
  9. ^ Риг Веда/Мандала 6/Гимн 75/5
  10. ^ Временная диаграмма истории Индии . Роберт Фредерик Лтд. 2005. ISBN  0-7554-5162-7 .
  11. ^ Манматха Нат Датт (1869). Камандакия Нитисара или «Элементы государственного устройства» на английском языке . Калькутта, Манматха Нат Датт . Проверено 24 июня 2014 г. - из Интернет-архива.
  12. ^ Заррилли, Филипп Б. (1992). «Исцелить и/или нанести вред: жизненно важные точки (марммам/вармам) в двух южноиндийских боевых традициях, часть I: Сосредоточьтесь на Калариппаятту Кералы» . Журнал азиатских боевых искусств . 1 (1).
  13. ^ (1.) бхрантам (2.) удбхрантам (3.) авиддхам (4.) аплутам (5.) виплутам (6.) сритам (7.) сампатам (8.) самудишанча (9.-10.) шйенапатаматхакулам ( 251.1) (11.) уддхутам (12.) авадхутанча (13.) савйам (14.) дакшинам эва ча (15.-16.) аналакшита-виспхотау (17.-18.) каралендрамамахасакхау (251.2) (19.-20.) викарала-нипатау ча (21.-22.) вибхишана-бхайанакау (23–24.) самагрардха (25.) тритиямшапада (26.-28.) падардхавариджах (25.3) (29.) пратьялидхам (30.) атхалидхам (31.) варахам (32.) лулитан татха (251.4ab)
  14. ^ Пармешварананд, Свами (2001). Энциклопедический словарь Пуран – Свами Пармешварананд . Саруп и сыновья. п. 467. ИСБН  9788176252263 . Проверено 27 сентября 2015 г.
  15. ^ Грин, Томас А. (2001). Боевые искусства мира: AQ . АВС-КЛИО . стр. 173–174. ISBN  978-1-57607-150-2 . Проверено 24 декабря 2020 г.
  16. ^ «Васиштхас Дханурведа Самхита: (Текст с английским переводом)» . Библиотека Университета Гоа . Проверено 8 мая 2014 г.
  17. ^ Витасе, Х. «Дханурведа: знание лука» . богенлёве . Проверено 24 июня 2014 г.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5ff0355f5364ee64161a4f0b5681cdc2__1698254580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5f/c2/5ff0355f5364ee64161a4f0b5681cdc2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dhanurveda - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)