Дханурведа
Дханурведа | |
---|---|
Информация | |
Автор | Бхригу или Вишвамитра или Бхарадваджа |
Язык | санскрит |
Период | 1100–800 гг. до н.э. [1] |
Дханурведа (धनुर्वेद) ( перевод: « Наука стрельбы из лука» / «Знание стрельбы из лука» ) — санскритский трактат о военном деле и стрельбе из лука , традиционно считающийся упаведой, прикрепленной к Яджурведе (1100–800 гг. до н. э.) и приписываемый либо Бхригу , либо Вишвамитре , либо Бхарадвадже . [2] Это одна из четырех упавед Вед (наряду с Аюрведой , Гандхарваведой и Стхапатьяведой ). [3]
История
[ редактировать ]Дханурведа , раздел Вед (1700 г. до н.э. – 1100 г. до н.э.), содержит упоминания о боевых искусствах. [4] [5] В Чаранавьюхе, автором которой является Шаунака , упоминаются четыре упаведы (прикладные Веды). [6] К ним относятся стрельба из лука ( дханурведа ) и военные науки ( шастрашастра ), [4] [5] овладение которым было обязанностью ( дхармой ) класса воинов. Цари обычно принадлежали к классу кшатриев (воинов) и, таким образом, служили командующими армией. В рамках своего образования они обычно занимались стрельбой из лука, борьбой, боксом и фехтованием. [7]
Ведические гимны в Ригведе , Яджурведе и Атхарваведе подчеркивают использование лука и стрел. [8] Вторая Веда, Яджурведа, содержит Дханурведу (дханус «лук» и веда «знание»), которая представляла собой древний трактат о науке стрельбы из лука и ее использовании в войне. Некоторые произведения древней литературы относятся к Дханурведе. Вишну -пурана называет ее одной из восемнадцати ветвей знания, а в Махабхарате упоминается, что в ней есть сутры , как и в других Ведах. Шукранити описывает это как «упаведу яджурведы», имеющую пять искусств или практических аспектов.
Дханурведа описывает практику и использование стрельбы из лука, изготовления лука и стрел, военную подготовку и правила ведения боя . В трактате боевые искусства обсуждаются применительно к обучению воинов, возничих, кавалерии, воинов-слонов, пехоты и т. д. Считалось грехом стрелять воину в спину и сражаться более чем с одним воином одновременно. Лук, использовавшийся в ведический период, назывался дануш и подробно описывался в Ведах. Изогнутая форма лука называется вакра в Артха Веде . Тетива называлась jya , и ее натягивали только при необходимости. Стрела называлась ишу , а колчан — ишудхи . [9]
Многие из популярных видов спорта, упомянутых в Ведах и эпосах, берут свое начало в военной подготовке, например, бокс ( мусти-юддха ), борьба ( маладвандва ), гонки на колесницах ( ратхачалан ), верховая езда ( асва-рохана ) и стрельба из лука. ( дханурвидья ). [10]
Другие разрозненные упоминания о боевых искусствах в средневековых текстах включают « Камандакия Нитисара» (ок. 8 века). [11] ред. Манматха Натх Датт, 1896 г.), « Нитивакьямрита» Сомадевы Сури (10 век), « Юктикалпатару Бходжи» ( 11 век) и « Манасолласа» Сомешвары III (12 век).
Агни Пурана
[ редактировать ]Одно из самых ранних сохранившихся руководств по индийским боевым искусствам находится в Агни Пуране (датированной между 8 и 11 веками). [12] Раздел Дханурведы Агни Пураны охватывает главы 248–251, в которых оружие классифицируется на брошенное и неброшенное классы и далее разделяется на подклассы. В нем перечислены тренировки по пяти основным направлениям для разных типов воинов: колесничих, наездников на слонах, всадников, пехоты и борцов.
В работе описаны девять асан (стойок) для борьбы:
- самапада («держать ноги ровно»): стоять в сомкнутых рядах, поставив ноги вместе (248.9)
- вайшакха : стоя прямо, ноги врозь (248.10)
- мандала («диск»): стоя, расставив колени, выстроившись в форме стаи гусей (248.11)
- алидха («вылизанный, отполированный»): сгибание правого колена с отведенной назад левой ногой (248.12).
- пратьялидха : сгибание левого колена с отведением назад правой стопы (248.13)
- джата («начало»): выпрямить правую ногу, поставить перпендикулярно левой, лодыжки на расстоянии пяти пальцев друг от друга (248.14)
- дандаята («вытянутый посох»): держать правое колено согнутым, а левую ногу прямой, или наоборот; называется виката («ужасный»), если две ноги находятся на расстоянии двух ладоней друг от друга (248.16)
- сампута («полушарие») (248.17)
- свастика («благополучие»): держа ноги на расстоянии 16 пальцев и немного приподнимая стопы (248.19)
Далее следует более подробное обсуждение техники стрельбы из лука.
Раздел завершается перечислением названий действий или «поступков», возможных с использованием различного оружия, в том числе 32 позиций, которые следует выполнять с мечом и щитом ( khaḍgacarmavidhau ); [13] 11 приемов использования веревки в бою, 5 «действий при работе с веревкой», списки «действий», относящиеся к шакраму ( боевому колышку), копью, томаре (железной дубине), гаде (булаве) , топор, молот, бхиндипала или лагуда , ваджра , кинжал, рогатка и дубинка или дубинка. Короткий отрывок ближе к концу затрагивает более серьезные проблемы ведения войны и объясняет различные способы использования боевых слонов и людей. Текст завершается описанием того, как правильно отправить на войну хорошо обученного бойца. [14]
Сохранившиеся тексты
[ редактировать ]Сохранившийся дханурведический текст относительно поздний: он находится в Агни Пуране (главы 249–252), датируемом не ранее восьмого века. Это . отредактированная версия более ранних руководств, содержащая методы и инструкции для королей, готовящихся к войне и обучающих своих солдат В его состав входят 5 учебных дивизий — воины на колесницах , слонах, кавалерия , пехота и борцы; и пять видов оружия — метательное с помощью машин (стрелы и метательные снаряды), брошенное вручную (копье), брошенное руками и удерживаемое ( петля ), постоянно удерживаемое в руках (меч) и сами руки. В тексте говорится, что браминам и кшатриям разрешено преподавать боевые искусства, а представители других каст могут быть солдатами. [15]
Другая дошедшая до нас Дханурведа-самхита, написанная Брихатом Сарнгадхарой Паддхати (изд. 1888 г.), датируется серединой 14 века. [16]
Аушанаса Дханурведа Санкаланам датируется концом 16 века и составлена под патронажем Акбара . [17] 17-го века Дханурведа-самхита приписывается Васиштхе .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Флуд, Гэвин (1996). Введение в индуизм . стр. 37-39 . ISBN 0521438780 .
- ^ Джонсон, WJ (1 января 2009 г.). «Дханурведа» . Словарь индуизма . Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/acref/9780198610250.001.0001 . ISBN 9780198610250 . Проверено 24 декабря 2020 г.
- ^ «Упаведа» . Оксфордский справочник . Издательство Оксфордского университета . Проверено 24 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Филип Б. Заррилли; Питер Халтон. Психофизическая актерская игра: межкультурный подход по Станиславскому . Рутледж. п. 66.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дениз Куш; Кэтрин А. Робинсон; Майкл Йорк. Энциклопедия индуизма . Психологическая пресса. п. 182.
- ^ Монье-Вильямс 2006 , с. 207. [1] По состоянию на 5 апреля 2007 г.
- ^ Жанин Обуайе (1965). Повседневная жизнь в Древней Индии . Франция: Феникс Пресс. стр. 58 . ISBN 1-84212-591-5 .
- ^ С луком победим коров, с луком выиграем состязание и жестокие сражения с луком. Лук портит удовольствие врагу; с луком покорим все уголки мира. - Дрюс, Робертс (1993). Конец бронзового века: изменения в военном деле и катастрофа ок. 1200 г. до н.э. , стр. 125. Издательство Принстонского университета.
- ^ Риг Веда/Мандала 6/Гимн 75/5
- ^ Временная диаграмма истории Индии . Роберт Фредерик Лтд. 2005. ISBN 0-7554-5162-7 .
- ^ Манматха Нат Датт (1869). Камандакия Нитисара или «Элементы государственного устройства» на английском языке . Калькутта, Манматха Нат Датт . Проверено 24 июня 2014 г. - из Интернет-архива.
- ^ Заррилли, Филипп Б. (1992). «Исцелить и/или нанести вред: жизненно важные точки (марммам/вармам) в двух южноиндийских боевых традициях, часть I: Сосредоточьтесь на Калариппаятту Кералы» . Журнал азиатских боевых искусств . 1 (1).
- ^ (1.) бхрантам (2.) удбхрантам (3.) авиддхам (4.) аплутам (5.) виплутам (6.) сритам (7.) сампатам (8.) самудишанча (9.-10.) шйенапатаматхакулам ( 251.1) (11.) уддхутам (12.) авадхутанча (13.) савйам (14.) дакшинам эва ча (15.-16.) аналакшита-виспхотау (17.-18.) каралендрамамахасакхау (251.2) (19.-20.) викарала-нипатау ча (21.-22.) вибхишана-бхайанакау (23–24.) самагрардха (25.) тритиямшапада (26.-28.) падардхавариджах (25.3) (29.) пратьялидхам (30.) атхалидхам (31.) варахам (32.) лулитан татха (251.4ab)
- ^ Пармешварананд, Свами (2001). Энциклопедический словарь Пуран – Свами Пармешварананд . Саруп и сыновья. п. 467. ИСБН 9788176252263 . Проверено 27 сентября 2015 г.
- ^ Грин, Томас А. (2001). Боевые искусства мира: AQ . АВС-КЛИО . стр. 173–174. ISBN 978-1-57607-150-2 . Проверено 24 декабря 2020 г.
- ^ «Васиштхас Дханурведа Самхита: (Текст с английским переводом)» . Библиотека Университета Гоа . Проверено 8 мая 2014 г.
- ^ Витасе, Х. «Дханурведа: знание лука» . богенлёве . Проверено 24 июня 2014 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Монье-Вильямс, Монье , изд. (2006) [первоначально опубликовано в Лондоне издательством WH Allen and Co. в 1851 году], Словарь английского и санскрита (переиздание), Спрингфилд, Вирджиния: Nataraj Books, ISBN 978-1-881338-58-1 , OCLC 1020546789