Манасоласа
Манасолласа , также известная как Абхилашитартха Чинтамани , представляет собой санскритский текст начала XII века, составленный Кальяни Чалукья царем Сомешварой III , который правил в современной Карнатаке. Это энциклопедический труд, охватывающий такие темы, как государственное устройство, управление, этика, экономика, астрономия, астрология, риторика, ветеринарная медицина, садоводство, парфюмерия, еда, архитектура, игры, живопись, поэзия, танец и музыка. Текст является ценным источником социокультурной информации об Индии 11 и 12 веков.
Энциклопедический трактат состоит из пяти подкниг общим количеством 100 глав. Он примечателен обширным обсуждением искусства, особенно музыки и танцев. Он также примечателен тем, что включает главы, посвященные рецептам блюд и фестивалям, многие из которых являются частью современной индийской культуры.
еще один санскритский текст средневековой эпохи с названием «Манасолласа» Также существует , состоящий из гимнов хвалы преданности ( стотра ), и он отличается от энциклопедического трактата.
Номенклатура
[ редактировать ]Рыбу нарезаем кусочками и хорошо моем.
Готовьте вместе с соком малабарского тамаринда.
Хорошо посыпаем пшеничной мукой. Обжарить на разогретом масле до румяного цвета.
Добавьте каменную соль. Посыпьте молотым кардамоном и перцем.
— Воскресенье, 3.15:30–15:31. [1]
Название Манасолласа (मानसोल्लास) представляет собой составное санскритское слово, состоящее из манаса (मनस) или «ум» и улласа (उल्लास) или «радоваться, восхищаться». [2] Это означает «радость, наслаждение или развлечение ума». [3] [4] В качестве альтернативы сложное слово можно разделить на манаса и улласа , что означает «душевное счастье». [5] [6]
Работа разделена на пять подкниг с суффиксом Вимшати (विंशति), что означает «20» и относится к 20 главам подкниги. [7] В современной науке оно обозначается написанием IAST «Манасолласа». [8] и «Манасолласа». [9]
Он также известен как Абхилашитартха Чинтамани ( Абхилашитартха Чинтамани ) (буквально драгоценный камень, исполняющий желания). [10] [3] Этот текстовый заголовок пишется Manasollasa , [8] и есть еще один индийский текст средневековой эпохи с названием «Манасолласа» ( санскрит : मानसोल्लास ), написанный в стиле стотры (поэзия хвалы), связанный с Дакшинамурти , очень отличающийся по объему и приписываемый Ади Шанкаре или Суресваре. [11]
Дата и автор
[ редактировать ]Текст был завершен в 1129 году Сомешварой III. Он стал королем в 1127 году. [10] был частью династии Кальяни Чалукья и третьим королем в этой династии. Год, в котором он взошел на престол, является приблизительным, и некоторые ученые утверждают, что это 1125 год нашей эры. [12] Автор был родом из средневекового региона Декан, состоящего из значительной части современной Карнатаки , Теланганы , западного Андхра-Прадеша и южной Махараштры . [1]
Эпиграфические данные свидетельствуют о том, что династия предоставила многочисленные земельные гранты и финансовые награды на цели шиваизма и монашеской науки. [13] Эти монастыри на Индийском полуострове стали центрами изучения Вед и индуистской философии, такой как школа Ньяя . [13] Сомешвара III составил этот текст в первые годы своего царствования. [8]
Структура
[ редактировать ]Все те болезни слонов, вызванные Ватой и Питтой , в обязательном порядке излечиваются смесью Гудучи , двух видов Парники , двух видов Меды , Дживаки и Ришабхи , двух видов Каколи , Ашвагандхи , Видари и Шатавари , либо в порошке, либо в виде порошка. в виде пасты или отвара.
— Манасолсала 2.649-650 [14]
« Манасолласа » — энциклопедический трактат, написанный в стиле поэтических стихов. [3] [8]
Он состоит из пяти подразделов и в общей сложности содержит 100 глав. Пять Виншати (подкниги из 20 книг) — это Раджьяпраптикарана , Раджьясья Стхаирьякарана , Бхартур Упабхогакарана , Прамода карана и Крида вимшати. [8] [15] Каждая глава посвящена определенной теме: завоеванию королевства, его управлению, экономике, инфраструктуре, архитектуре, медицине и т. д. [16] кухня, украшения, парфюмерия и любовные игры, [17] спорт, ювелирные изделия, живопись, музыка и танцы. [3] [8] [18] Большая часть текста посвящена музыке и музыкальным инструментам, ей посвящено 2500 стихов. [8]
Количество шлок в этой работе следующее:
Двадцатькнига [15] ( Вимшати ) | Главы ( Адхьяя ) | Стихи ( Шлока ) |
---|---|---|
I. Раджьяпраптикарана | 20 | 308 |
II. Раджьясья Стхаирьякарана | 20 | 1300 |
III. Бхартур Упабхогакарана | 20 | 1820 |
IV. Прамода карана | 20 | 3219 |
V. Крида вимшати | 20 | 1375 [19] |
Содержание
[ редактировать ]Царство и качества царя: Раджьяпраптикарана.
[ редактировать ]Подкнига «Раджьяпраптикарана» описывает качества короля и министров, их обязанности и моральные характеристики, которые позволяют королю управлять стабильным и процветающим королевством. [15] [20]
В главе утверждается, что король должен быть правдивым, избегать гнева, быть добродетельным и подавать пример. [20] Король, министры и граждане должны, как говорится в первом подразделе «Манасолласа» , воздерживаться от причинения вреда другим, практиковать сдержанность и щедрость, верить в богов, кормить и поддерживать бедных и беспомощных и быть дружелюбными. [21] Царь, согласно тексту, должен почтить своих предков и всех гостей. [15]
Управление, экономика и политическая стабильность: Раджьясья Стхаирьякарана
[ редактировать ]Вторая подкнига Раджьясья Стхаирьякарана Вимшати посвящена управлению и экономическим вопросам, призванным помочь королю сохранить королевство. [21] [22] В нем описываются министры и их квалификация, содержание, оснащение и обучение армии с сенапати (генералом), который будет командовать армией, священниками и астрологами в качестве советников короля, казначейством и методами налогообложения. [21]
Дж. Дункан М. Дерретт , профессор восточного права, утверждает, что в главе 2.8 текста обсуждаются три типа конституций, и рекомендует королю делегировать большие обязанности своим министрам - система, которая подразумевала, что королевством фактически управляют через министров. [23] «Манасолласа » отводит значительную роль астрологу в совете советников короля, который предскажет благоприятное время для ответа на нападение, которое, как утверждает Хартмут Шарфе, профессор индоевропейских исследований, оказалось катастрофическим во время иностранного мусульманского вторжения в Индию. Полуостров Декан. [24]
Делегированная форма управления в существующих или приобретенных провинциях рекомендуется текстом с оговоркой, что провинцией должен управлять человек, родившийся в ней. Однако все министры, находящиеся в непосредственной близости от короля, должны быть рождены в давно сложившемся государстве. [25] Король, говорится в тексте, должен остерегаться и действовать против бюрократов и чиновников, которые мучают его подданных. [26] Текст предостерегает, что король должен предотвращать злоупотребления в отношении своих подданных со стороны чиновников, грабителей, врагов, фаворитов короля и собственной жадности. [12]
В этой подкниге также описаны виды шулки (налогообложения). [27] В четвертой главе объясняется налог, взимаемый в порту въезда с товаров, прибывающих на границу. [28]
Вторая подкнига включает главы, посвященные ветеринарному уходу за животными, такими как лошади и слоны, которые служили в армии. Описаны многие ветеринарные недуги, от лихорадки до травм и расстройств желудка, а правильное питание, уход за животными, а также рецепты лекарств изложены, например, в стихах главы 2.6. [14] В текст включены названия более 40 трав, используемых в рецептах ветеринарной помощи. [14]
Еда и развлечения: Бхартур Упабхогакарана.
[ редактировать ]Манасолласа , которые , содержит рецепты вегетарианской и невегетарианской кухни по словам Мэри Эллен Снодграсс , редактора Энциклопедии истории кухни предшествовали истории написания кулинарных книг в Европе. , на столетие [31] Хотя этот текст не является первой среди индийских книг, описывающих ферментированные продукты, он содержит целый ряд блюд, основанных на ферментации зерновых и муки. [29] [32] Среди мясных блюд в тексте не упоминается мясо коровы, лошади, слона, попугая, павлина или яйца. В нем описаны кухни, основанные, среди прочего, на свинине, оленине, козлятине и рыбе. [33]
В тексте утверждается, что пресная вода — это Амрита (нектар) в кухне и Виша (яд) в противном случае. [34] Сомешвара III рекомендует для ежедневного употребления пресную воду из дождей (осенью), родников (летом), рек и озер (зимой), предварительно профильтрованную чистой тканью. В тексте рекомендуется прокипятить воду перед употреблением и употребить ее так же через день. [34] Для питья, если кипячение невозможно, в тексте рекомендуется альтернативный метод очистки, основанный на Трифале , с последующим добавлением кусочка манго, паталы или цветка чампаки или порошка камфоры для вкуса и удовольствия. [34] В тексте упоминается свежая кокосовая вода и напиток под названием панакам . [35]
Искусство приготовления вина описано в Манасолласе из винограда и сахарного тростника, причем необычные источники основаны на приготовлении Талимадьи (пальмы), Нарикеласавы (кокоса) и Кхаджурасавы (фиников). [36]
короля В него вошли рецепты любимых сладостей . Помимо сладостей на молочной основе, он включает рецепты жареных сладостей, таких как голаму (пончик из пшеничной муки), сладость на основе рисовой муки, похожая на современные пантуа и ледикени , и гхарика (жареные лепешки из черной нутовой муки). [37]
Радость и восторг: Прамода карана.
[ редактировать ]Четвертая часть книги «Манасолласа» посвящена таким развлечениям, как музыка, танцы, песни и спортивные состязания. Текст посвящен танцам и музыке в отдельных главах, посвящая этим двум темам гораздо больше стихов, чем первым двум подкнигам вместе взятым. [8] [38] Это может отражать важность исполнительского искусства в Индии XII века, поскольку сын Сомешвары III и преемник престола король Джагадекамалла II также написал знаменитый трактат « Сангита-чудамани» , буквально «жемчужина музыки». [39]
В тексте описаны виды песен и музыки, инструментов и танцев, а также случаи их исполнения. [41] Трипади пелась на свадьбах, а , как говорится в главе 4.16, исполнялась во время сезона сбора урожая и шелушения, Шатпади исполнялась рассказчиками народных историй, Дхавала такие фестивали, как Холи, отмечались Мангала и Каккари . песнями и музыкой в жанрах [42] Чарья , утверждается в тексте, были песнями медитации. [41] В тексте утверждается, что Гана (गान) является формой «популярной музыки», а Гит не является ни быстрой, ни медленной, но содержит как высокие, так и низкие ноты, где слова и музыкальный размер одинаково важны, чтобы их предпочитали духовные учителя. [41]
Риторика обсуждается в главе 4.17 «Манасолласы» . [43] В главе 4.18 текст посвящает танцу более 450 стихов и описывает типы танцевальных форм, музыкальные инструменты, используемые в танцевальных представлениях, а также случаи, когда танцы праздновались. [44] В тексте рассматриваются шесть типов исполнителей, их характеристики и роли — Ната (актер), Нартака (танцор), Нартаки (танцовщица), Ваиталика (бард), Чарана (странствующий артист) и Коллатика (акробат). [44] Их движения тела (6 Анга , 8 Упанга и 6 Пратьянга ) объясняются их значением. Это обсуждение похоже на обсуждение в Натья Шастре , санскритском тексте, составленном примерно в I веке до нашей эры. [45] Далее в тексте представлены 21 Стхана и 26 Чари танцевальной традиции. [45]
Обсуждение танцевальных движений разбито на шесть категорий — миметические ( натья ), изящные ( ласья ), энергичные ( тандава ), акробатические ( висама ), нелепые ( виката ) и изящные ( лагху ). [40]
В четвертой подкниге также описываются такие виды спорта, как рыбалка, [1] собачьи (борзые) бега, [46] скачки, скачки на слонах, а также стрельба из лука, борьба и легкая атлетика. [47] [48] В тексте описываются некоторые уникальные командные виды спорта, такие как разновидность индийского поло, в которой участвуют две команды по восемь человек в каждой. [49]
Игры, искусство и досуг: Крида вимшати
[ редактировать ]В последней части книги обсуждается отдых посредством садоводства и искусства создания садов. [50] живопись, парфюмерия, архитектура, а также дрессировка и разведение лошадей, слонов, лавакки (разновидность перепелов ) и других диких животных. Глава посвящена королевскому спорту — охоте на оленей или другой дичи. [51] Здесь, помимо охоты с собаками, соколиной охоты и рыбной ловли, рассмотрено 35 способов охоты на оленя. [52]
Дизайн сада , утверждается в тексте, должен включать в себя камни и возвышения на вершинах, ухоженные растениями и деревьями различных сортов, искусственные пруды и текущие ручьи. [50] В нем описывается расположение, почвы, семена, расстояние между видами растений и деревьев, способы приготовления навоза, правильное удобрение и уход за садом, какие растения и деревья лучше сажать в первую очередь, когда сажать другие, полив, знаки. о переливе и недоливе, сорняках, средствах защиты сада и других деталях. [50] Описаны как общественные парки, так и лесные сады, в главе «Вана-крида» для парка рекомендовано около 40 видов деревьев . [43] [50]
Другие виды искусства и досуга, описанные в пятой подкниге, включают такие виды деятельности, как изготовление гирлянд и парфюмерия , где цветы располагаются узорами приятных цветов, которые радуют чувства. [53] В тексте перечислены виды ароматной древесины, например сандал , и их качества. [54] В тексте искусство живописи описывается как три вида — Виддха (изобразительное), Авиддха (набросок, набросок) и Бхава (повествование). [55] [43] В тексте приведен рецепт изготовления различных видов красок, [56] а также мелки для рисования, а затем рекомендует этапы создания рисунка. [57]
В тексте XII века описываются украшения и макияж женщин, в том числе нанесенные на веки, ресницы, щеки и предплечья, упоминаются стили и цвета тилака на лбу. [43] [58] В украшениях примечательны украшения для волос и серьги. [43] [58]
Наследие
[ редактировать ]«Манасолласу » называют важным источником по социокультурной истории средневековой Индии. [27] особенно по истории еды, напитков и кухонь [59] и спорта. [60] Мандакранта Бозе, профессор исследований Южной Азии, описывает этот текст как представляющий большой интерес, поскольку это самый ранний известный текст с подробностями о танцевальных жанрах в Индии. [61] Команда, состоящая из Бруно Неттля , профессора музыки и антропологии, назвала «Манасолласу» огромным трактатом с большими разделами, посвященными музыке, танцам и другим исполнительским искусствам. [62]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Налини Садхале и Ю.Л. Нене (2005), О рыбе в Манасолласе (ок. 1131 г. н. э.), Агроистория Азии , Том. 9, № 3, страницы 177–199.
- ^ Солласа , Санскритско-английский словарь, Кельнский университет, Германия (2012)
- ^ Перейти обратно: а б с д Датта 1988 , с. 1165.
- ^ МакХью 2012 , с. 118.
- ^ Налини Садхале и Ю.Л. Нене (2010), Бхудхаракрида (Королевское наслаждение на кургане удовольствий) в Манасолласе, Азиатская агроистория, Том. 14, № 4, стр. 319–335.
- ^ Ullasa , Санскритско-английский словарь, Кельнский университет, Германия (2012)
- ^ viMzati , Санскритско-английский словарь, Кельнский университет, Германия (2012)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Баннеры 1989 , с. 238.
- ^ МакХью 2012 , стр. 154–155.
- ^ Перейти обратно: а б Кинкейд и Парасаниса 1918 , стр. 32–33.
- ^ Дакшинамурти Стотра , Дакшинамурти Стотра Махадева Шастри (1895), см. раздел «Предисловие».
- ^ Перейти обратно: а б Шарфе 1989 , с. 24.
- ^ Перейти обратно: а б Редди, 2014 , стр. 99–101.
- ^ Перейти обратно: а б с Налини Садхале и Ю.Л. Нене (2004), О слонах в Манасолласе – 2. Болезни и лечение, Агроистория Азии, Том. 8, № 2, страницы 115–127.
- ^ Перейти обратно: а б с д Удгаонкар 1986 , стр. 25.
- ^ Джоши и Хеббали 2004 .
- ^ МакХью 2012 , стр. 118, 131–133.
- ^ Шригондекар 1961 , стр. vi.
- ^ Шригондекар 1961 , с. 309.
- ^ Перейти обратно: а б М. Н. Джоши (1985). «Социальный характер Сомешвары III» . Журнал Университета Карнатаки: Гуманитарные науки . 29 : 125–126.
- ^ Перейти обратно: а б с Кэмпбелл 1896 , с. 221.
- ^ Удгаонкар 1986 , стр. 25–26.
- ^ Дерретт 1976 , с. 439 со сноской 31а.
- ^ Шарфе 1989 , с. 24, 118 со сноской 723.
- ^ Шарфе 1989 , с. 136 со сносками.
- ^ Шарфе 1989 , с. 158 со сносками.
- ^ Перейти обратно: а б Дэниел Р. Вульф (1998). Глобальная энциклопедия исторических произведений: AJ . Рутледж. стр. 851–852. ISBN 978-0-8153-1514-8 .
- ^ Мандагадде Рама Джойс (1984). Правовая и конституционная история Индии: Древняя правовая, судебная и конституционная система . Издательство универсального права. п. 271. ИСБН 978-81-7534-206-4 .
- ^ Перейти обратно: а б КТ Ачая (2003). История нашей еды . Ориент Блэксван. п. 85. ИСБН 978-81-7371-293-7 .
- ^ Эдвард Фарнворт (2008). Справочник по ферментированным функциональным продуктам, 2-е издание . Рутледж. стр. 15–16. ISBN 978-1-4200-5328-9 .
- ^ Снодграсс 2004 , с. 452.
- ^ Джьоти Пракаш Таманг; Касипати Кайласапати (2010). Ферментированные продукты и напитки мира . ЦРК Пресс. п. 16. ISBN 978-1-4200-9496-1 .
- ^ Интерес 1980 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б с Интерес 1980 , с. 6.
- ^ Камат 1980 , стр. 6–7.
- ^ Интерес 1980 , с. 14.
- ^ Крондл, Майкл (2011). Сладкое изобретение: история десерта . Чикаго Ревью Пресс. стр. 41–42. ISBN 9781556529542 .
- ^ Чопра 1992 , с. 97.
- ^ Эмми Те Нидженхейс (1974). Индийская музыка: история и структура . БРИЛЛ. стр. 5–6. ISBN 90-04-03978-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Бозе 1991 , стр. 46–47, 141–142.
- ^ Перейти обратно: а б с Ниенхейс 1992 , с. 67.
- ^ Нидженхейс 1992 , стр. 67, 563 со сносками 295–301.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шригондекар, 1961 год .
- ^ Перейти обратно: а б Бозе 1991 , с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б Бозе 1991 , стр. 45–46.
- ^ Налини Садхале и Ю.Л. Нене (2010), Сарамеявинода в Манасолласе: Собаки для отдыха и охоты, Агроистория Азии , Том. 14, № 3, стр. 273–283.
- ^ Камат 1980 , стр. 72–75.
- ^ КР Сундарараджан; Битика Мукерджи (2003). Индуистская духовность: постклассическая и современная . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 425.ISBN 978-81-208-1937-5 .
- ^ Камат 1980 , стр. 81–82.
- ^ Перейти обратно: а б с д Налини Садхале и Ю.Л. Нене (2010), Бхудхаракрида в Манасолласе, Агроистория Азии , Том. 14, нет. 4, страницы 319–335.
- ^ Гир 2008 , с. 20.
- ^ Тапар 1998 , с. 41.
- ^ МакХью 2012 , с. 151–155.
- ^ МакХью 2012 , с. 189–190.
- ^ Шиваприянанда (1999). «Южноиндийские рисунки и зарисовки: некоторые примеры из Майсура». Исследования Южной Азии . 15 (1): 1–13. дои : 10.1080/02666030.1999.9628561 .
- ^ Дубе, РК (1991). «Золотой порошок: его приготовление» . Золотой бюллетень . 24 (3). Спрингер Наука: 95–102. дои : 10.1007/bf03214717 .
- ^ Изабелла Нарди (2007). Теория читрасутр в индийской живописи: критическая переоценка их использования и интерпретации . Рутледж. стр. 123–. ISBN 978-1-134-16524-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Камат 1980 , с. 27–28, 53–56.
- ^ Камат 1980 , стр. 1–9.
- ^ Джозеф С. Альтер (1992). Тело борца: идентичность и идеология в Северной Индии . Издательство Калифорнийского университета. п. 16. ISBN 978-0-520-91217-5 .
- ^ Бозе 1991 , стр. 45, 216.
- ^ Бруно Неттл; и др. (1998). Энциклопедия мировой музыки Garland: Южная Азия: Индийский субконтинент . Рутледж. п. 24. ISBN 978-0-8240-4946-1 .
Библиография
[ редактировать ]- Банерджи, Суреш Чандра (1989). Спутник санскритской литературы: охватывающий период более трех тысяч лет, содержащий краткие отчеты об авторах, произведениях, персонажах, технических терминах, географических названиях, мифах, легендах и нескольких приложениях . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0063-2 .
- Бозе, Мандакранта (1991). Движение и мимесис: идея танца в санскритской традиции . Клювер Академик, Нидерланды. ISBN 978-0-7923-1325-0 .
- Кэмпбелл, Джеймс (1896). Справочник президентства Бомбея, том 1, часть 2 . Центральная правительственная пресса, президентство Бомбея, Британская Индия.
- Чопра, Пран Натх (1992). Энциклопедия Индии: Карнатака . Рима Паб.
- Датта, Амареш (1988). Энциклопедия индийской литературы . Сахитья Академия. ISBN 978-81-260-1194-0 .
- Дерретт, Дж. Дункан М. (1976). Очерки классического и современного индуистского права . БРИЛЛ Академик. ISBN 90-04-04475-2 .
- Гир, Александра ван дер (16 октября 2008 г.). Животные в камне: индийские млекопитающие, созданные сквозь время . БРИЛЛ. ISBN 978-90-474-4356-8 .
- Джоши; Хеббали (2004). Манасолласа и Аюрведа . Издательство Шарада. ISBN 978-81-85616-97-1 .
- Камат, Джьотсна К. (1980). Общественная жизнь в средневековой Карнатаке . Публикации Абхинава. ISBN 978-0-8364-0554-5 .
- Макхью, Джеймс (2012). Сандал и падаль: запах в индийской религии и культуре . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-991632-0 .
- Кинкейд, Чарльз; Парасаниша, Даттатрая (1918). История народа маратхов . Издательство Оксфордского университета.
- Нидженхейс, Эмми те (1992). Сангиташиромани: Средневековый справочник по индийской музыке . БРИЛЛ. ISBN 90-04-09498-9 .
- Редди, Прабхавати К. (2014). Индуистское паломничество: меняющиеся модели мировоззрения Шришайлама в Южной Индии . Рутледж. ISBN 978-1-317-80631-8 .
- Шарфе, Хартмут (1989). Справочник по востоковедению: Индия . Блестящий. ISBN 90-04-09060-6 .
- Шригондекар, ГК (1961). Манасолласа царя Сомешвары (Том 3) (на санскрите). Восточный институт, Барода.
- Снодграсс, Мэри Эллен (2004). Энциклопедия истории кухни . Рутледж. ISBN 1-135-45571-6 .
- Тапар, Ромеш (1998). Семинар . Р. Тапур.
- Удгаонкар, ПБ (1986). Политические институты и управление . Мотилал Банарсидасс Publ. ISBN 978-81-208-2087-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дубе, РК (1990). «Аспекты порошковой технологии в древней и средневековой Индии». Порошковая металлургия . 33 (2): 119–125. Бибкод : 1990PowM...33..119D . дои : 10.1179/pom.1990.33.2.119 . (Представлены процессы производства порошков, упомянутые в Манасолласе)
- Вальтер Кауфманн (1965), Раса, Рага-Мала и времена выступлений в североиндийских рагах , этномузыкология (представляет музыкальные теории в Натьяшастре и Манасолласе)
- Элиза Б. Барнетт (1970), Специальная библиография: Художественная музыка Индии , Этномузыкология
- Скан первого тома (1925 г.) печатного издания Шригондекара Манасолласа , Университет Кентукки (на санскрите, первые 4 вимшати) с английским введением.