Кальпа (Веданга)
Часть серии о |
Индуистские писания и тексты |
---|
Связанные индуистские тексты |
Кальпа ( санскрит : कल्प ) означает «правильный, подходящий» и является одной из шести дисциплин Веданги , или вспомогательной науки, связанной с Ведами – писаниями индуизма . [1] Эта область исследований сосредоточена на процедурах и церемониях, связанных с ведической ритуальной практикой. [2] [1]
Основные тексты Кальпа Веданги в индуизме называются Кальпа Сутрами . [3] В сферу действия этих текстов входят ведические ритуалы, обряды перехода, ритуалы, связанные с важными жизненными событиями, такими как рождение, свадьба и смерть в семье, а также личное поведение и надлежащие обязанности в жизни человека. [4] Большинство текстов Кальпасутры на протяжении своей истории подвергались интерполяции, изменениям и, как следствие, искажениям, и Апастамба Кальпасутра, вспомогательный текст Яджурведы, возможно , является наиболее сохранившимся текстом в этом жанре. [5]
Кальпа-сутры также встречаются в других индийских традициях, таких как джайнизм . [6]
Этимология
[ редактировать ]Кальпа — это санскритское слово, которое означает «правильное, подходящее, компетентное, священное наставление», а также относится к одной из шести Веданги . областей изучения [7] В контексте Веданги немецкий индолог Макс Мюллер переводит это слово как «Церемониал». [8]
Это слово широко используется в других контекстах, таких как «космическое время» (один день для Брахмы, 4,32 миллиарда человеческих лет), [9] а также «формальные процедуры» в медицине или других светских контекстах. [7]
История
[ редактировать ]Область исследования кальпы уходит корнями в брахманский слой текстов Вед. [10] однако его тексты более целенаправленные, ясные, краткие и практичные для церемоний. [8] [11] Кальпа-сутры связаны с Карма-кандой, или ритуальными частями Вед, в отличие от Упанишад, которые представляют собой Джнана-канду, или часть знания. [12] [13]
Эта область исследований возникла для удовлетворения потребностей священников, проводивших домашние церемонии, такие как свадьбы и обряды посвящения в имя ребенка, так что ритуалы были эффективными, стандартизированными и казались последовательными в различных событиях. [10] Они также помогли публике и отдельным людям интегрироваться в обычаи и культурные традиции, заявляют Винтерниц и Сарма, «с момента, когда его принимают в утробе матери, до часа его смерти», а также после его кремации. [10]
Тексты
[ редактировать ]Веда | Сутры |
Ригведа | Ашвалаяна-сутра (§), Санкхаяна-сутра (§), Шаунака-сутра (¶) |
Самаведа | Латьяяна-сутра (§), Драхьяяна-сутра (§), Нидана-сутра (§), Пушпа-сутра (§), Анустотра-сутра (§) [15] |
Яджурведа | Манава-сутра (§), Бхарадваджа-сутра (¶), Вадхуна-сутра (¶), Вайкханаса-сутра (¶), Лаугакши-сутра (¶), Майтра-сутра (¶), Катха-сутра (¶), Вараха -сутра (¶) , Апастамба-сутра (§), Баудхаяна-сутра (§) |
Атхарваведа | Кусика-сутра (§) |
¶: сохраняются только кавычки; §: текст сохраняется |
Ритуалы, связанные с древними текстами, бывают двух видов: (1) Шраутасутры , основанные на шрути , и (2) Смартасутры , или правила, основанные на смрити или традиции. Первые версии текста Кальпа-сутр, вероятно, были составлены в VI веке до нашей эры и приписывались известным ведическим мудрецам из уважения к ним в индуистских традициях или для завоевания авторитета. [1] Эти тексты написаны в стиле афористических сутр и, следовательно, представляют собой таксономии или краткие путеводители, а не подробные руководства или справочники для какой-либо церемонии. [11]
Такие ученые, как Монье-Вильямс, классифицировали только Шраутасутры как часть Кальпа Веданги, заявляя, что Смартасутры не имели отношения к Шрауте или ведическим церемониям, а вместо этого фокусировались на домашних событиях, таких как обряды перехода при рождении ребенка, а также на Самаячару или «традиционные обряды». повседневные практики», которые являются частью жизни каждого человека. [16] Однако другие ученые включают и то, и другое. [10] [13]
Стрим Сутры
[ редактировать ]Шраутасутры ( Шраута -сутра) составляют часть корпуса санскритской сутровой литературы . Их темы включают инструкции, касающиеся использования корпуса шрути в ритуалах («кальпа») и правильного выполнения этих ритуалов. Некоторые ранние «Шраутасутры» были составлены в поздний период Брахмана (например, «Баудхьянана» и «Вадхула-сутры»), но основная часть «Шраутасутр» примерно современна корпусу Грхья-сутр домашних сутр, а их язык — поздний ведический санскрит , датируемый серединой первое тысячелетие до нашей эры (обычно до Панини ).
Шульба Сутры
[ редактировать ]Шулбасутра Шулва (или -сутры ) посвящена математической методологии построения геометрии алтаря для ведических ритуалов. [18] Санскритское слово «Шульба» означает шнур, и эти тексты представляют собой «правила шнура». [19] Они обеспечивают, утверждает Ким Плофкер , то, что в современной математической терминологии можно было бы назвать «преобразованиями плоских фигур, сохраняющими площадь», кратко описывая геометрические формулы и константы. [19] На протяжении всей истории сохранились пять текстов Шульба-сутр , из которых самым старым из сохранившихся, вероятно, является Баудхаяна Шульба-сутра (800–500 гг. до н.э.), а текст Катьяяны может быть хронологически самым молодым (~ 300 г. до н. э.). [20]
Грихьясутры
[ редактировать ]«Домашние сутры» Грихьясутры представляют собой категорию санскритских текстов, предписывающих ведические ритуалы, в основном относящиеся к обрядам посвящения, таким как ритуалы свадьбы , празднования рождения , наречения имени и достижения совершеннолетия (полового созревания). [21] [22] Их язык — поздний ведический санскрит , и они датируются примерно 500 г. до н.э., современниками Шраутасутр. Они названы в честь ведических шакх .
Ведические ритуалы жертвоприношения на свадьбе
К западу от (священного) огня ставится камень (для измельчения кукурузы и приправ), а к северо-востоку — кувшин с водой. Жених предлагает жертвоприношение, стоя, глядя на запад и держа невесту за руки, пока она сидит и смотрит на восток. Если он желает только сыновей, он сжимает ее большие пальцы и говорит: «Я сжимаю твои руки ради счастья»; одни пальцы, если он желает только дочерей; волосатая сторона руки вместе с большими пальцами, если пожелают оба (сыновья и дочери). Затем, проводя ее вправо три раза вокруг огня и вокруг кувшина с водой, он говорит тихим голосом:
«Я — он, ты — она, ты — она, я — он,
Я небо, ты земля; Я Саман , ты Риг .
Давайте поженимся, давайте иметь потомство,
объединены любовью, хорошо расположены друг к другу,
давайте жить сто лет».
- Ашвалаяна Кальпа сутра, Книга 1.7, перевод Монье Монье-Вильямса [23] [24]
Дхармасутры
[ редактировать ]Дхармасутры — это тексты , посвященные обычаям, ритуалам, обязанностям и закону. Они включают четыре сохранившихся письменных произведения древнеиндийской традиции на тему дхармы или правил поведения, признанных сообществом. В отличие от более поздних дхармашастр , дхармасутры написаны в прозе. Считается, что самой старой дхармасутрой была дхармасутра Апастамбы , за ней следовали дхармасутры Гаутамы , Баудхаяны и ранняя версия Васиштхи . Трудно определить точные даты этих текстов, но для древнейших дхармасутр предполагаются даты между 500 и 300 годами до нашей эры. [ нужна ссылка ]
Веда | Шраутасутра [25] | Сульбасутра [25] | Грихьясутра [25] | Дхармасутра [25] |
---|---|---|---|---|
Ригведа | Шраутасутра Ашвалаяны [26] Санкхайана Шраутасутра | Ашвалаяна-Грихьясутра [26] Кауситаки-Грихьясутра (Башкала шаха) Шанкхайана-Грихьясутра [1] | Васиштха Дхармасутра | |
Еда на вынос | Латьяяна Шраутасутра Драхьяяна Шраутасутра Джайминия Шраутасутра | Гобхила-Грихьясутра Кхадира-Грихьясутра (Драхьяяна-Грихьясутра) Джайминия-Грихьясутра Каутума-Грихьясутра | Гаутама Дхармасутра | |
Кришна Яджурведа | Баудхаяна Шраутасутра Вадхула Шраутасутра Манава Шраутасутра Бхарадвая Шраутасутра Апастамба Шраутасутра Шраутасутра Хираньякеши Вараха Шраутасутра Вайкханас Шраутасутра | Баудхаяна Шулбасутра Манава Шулбасутра Апастамба Шулбасутра | Баудхайана-Грихьясутра Хираньякеши-Грихьясутра (Сатьясадха-Грихьясутра) [2] Манава-Грихьясутра Бхарадваджа-Грихьясутра Апастамба-Грихьясутра Агнивесья-Затмение Вайкханаса-Грихьясутра Катхака-Грихьясутра (Лаугакси-Грихьясутра) Вараха-Грихьясутра Вадхула-Грихьясутра Капистхала-Катха Грихьясутра (неопубликовано) | Баудхаяна Дхармасутра Апастамба Дхармасутра Харита Дхармасутра Хираньякеши Дхармасутра Вайкханаса Дхармасутра Вишну Дхармасутра |
Шукла Яджурведа | Катьяяна Шраутасутра | Катьяяна Шулбасутра | Параскара-Грихьясутра Катьяяна-Грихьясутра | Шанкха-Ликхита Дхармасутра |
Атхарваведа | Вайтана Шраутасутра | Каушика Грихьясутра | Аушанаса Дхармасутра |
См. также
[ редактировать ]- Кальпа Сутра , священные писания джайнизма.
- Мимамса
- Ортопраксия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Джеймс Лохтефельд (2002), «Кальпа» в Иллюстрированной энциклопедии индуизма, Vol. 1: AM, Rosen Publishing, ISBN 0-8239-2287-1 , с. 339.
- ^ Плофкер 2009 , с. 313.
- ^ Морис Винтерниц 1963 , с. 252.
- ^ Венди Донигер (1999). Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстера . Мерриам-Вебстер. стр. 629 . ISBN 978-0-87779-044-0 .
- ^ Патрик Оливель (1999). Дхармасутры: своды законов древней Индии . Издательство Оксфордского университета. стр. xxv-xxviii со сносками. ISBN 978-0-19-160604-5 .
- ^ Мориц Винтерниц (1988). История индийской литературы: буддийская литература и джайнская литература . Мотилал Банарсидасс (перепечатка). стр. 412–413, 444–446. ISBN 978-81-208-0265-0 .
- ^ Jump up to: а б Монье Монье-Вильямс (1923). Санскритско-английский словарь . Издательство Оксфордского университета. стр. 212–213.
- ^ Jump up to: а б Фридрих Макс Мюллер (1860). История древней санскритской литературы . Уильямс и Норгейт. стр. 169–170 .
- ^ Джеймс Лохтефельд (2002), «Кальпа» в Иллюстрированной энциклопедии индуизма, Vol. 1: AM, Rosen Publishing, ISBN 0-8239-2287-1 , стр. 338
- ^ Jump up to: а б с д Мориц Винтерниц; В. Шриниваса Сарма (1996). История индийской литературы . Мотилал Банарсидасс. стр. 252–262. ISBN 978-81-208-0264-3 .
- ^ Jump up to: а б Брайан К. Смит (1998). Размышления о сходстве, ритуале и религии . Мотилал Банарсидасс. стр. 120–137 со сносками. ISBN 978-81-208-1532-2 .
- ^ Кирет Джоши (1991). Веды и индийская культура: вводное эссе . Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 97–98. ISBN 978-81-208-0889-8 .
- ^ Jump up to: а б Барбара А. Холдредж (2012). Веда и Тора: выходя за рамки текстуальности Священного Писания . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 71–72. ISBN 978-1-4384-0695-4 .
- ^ Макс Мюллер, История древней санскритской литературы , Oxford University Press, страницы 198-199.
- ^ Макс Мюллер, История древней санскритской литературы , Oxford University Press, стр. 210
- ^ Монье Монье-Вильямс (1876 г.). Индийская мудрость . WH Аллен и компания. стр. 195–198 .
- ^ Плофкер 2009 , с. 18 с примечанием 13.
- ^ Прадип Кумар Сенгупта (2010). История науки и философия науки . Пирсон. стр. 79–80. ISBN 978-81-317-1930-5 .
- ^ Jump up to: а б Плофкер 2009 , с. 17.
- ^ Плофкер 2009 , стр. 17–18.
- ^ Герман Ольденберг, пер., Макс Мюллер, изд. Священные книги Востока Том. XXIX, «Грихья-сутры, правила ведических домашних церемоний» , часть 1, Оксфорд, The Clarendon press 1886 г.
- ^ Герман Ольденберг, пер., Макс Мюллер, пер. Священные книги Востока Том. XXX, «Грихья-сутры, правила ведических домашних церемоний» , часть 2, Оксфорд, The Clarendon press 1892 г.
- ^ Монье Монье-Вильямс (1876 г.). Индийская мудрость . WH Аллен и компания. п. 199 .
- ^ Субодх Капур (2002). Энциклопедия ведической философии Космо. стр. 100-1 2114–2115. ISBN 978-81-7755-290-4 .
- ^ Jump up to: а б с д Кочар, Раджеш Ведические люди: их история и география , Orient Longman, Нью-Дели, 2000, ISBN 81-250-1080-7 , стр.18.
- ^ Jump up to: а б Каталог книг на санскрите, пали и пракрите в Британском музее (1876 г.), с. 9 . Комментарии Гаргьи ( вритти ) основаны на более длинных бхашьях Девасвамина (11 век). Б. К. Шастри, обзор. Архивировано 14 марта 2016 г. в Wayback Machine К. П. Айтала (ред.), Асвалаяна Грихья Сутра Бхашьям Девасвамина , 1983.
Библиография
[ редактировать ]- Плофкер, Ким (2009). Математика в Индии . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-12067-6 .
- Морис Винтерниц (1963). История индийской литературы, Том 1 . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0056-4 .