Jump to content

Рукмини

Рукмини
Мать Богиня [1] [2] [3]
Богиня удачи [4] [5]
Член Аштабхарьи
Скульптура Рукмини XII-XIII веков.
Другие имена Вайдарбхи, Бхаишми, Рахумай, Дварикешвари, Кришнаатмика, Лахубай, Диндирасура Сангхарни, Ладобай
Деванагари Рукмини
Почитается в Варкари , Харидас
Принадлежность Аштабхарья , Деви , Аватар Лакшми , Вайшнавизм
Обитель Дварака , Пандхарпур
Тексты Вишну-пурана , Бхагавата-пурана , Махабхарата , Харивамша , Рукминиша Виджая , Сканда-пурана
Фестивали Рукмини Аштами, Рукмини Двадаши
Генеалогия
Рожденный
Умер
Родители
Братья и сестры Рукми
Супруга Кришна
Дети
Династия Ядувамша Чандравамша (по браку)

Рукмини ( санскрит : रुक्मिणी , букв. «сияющий», IAST : Рукмини ) — индуистская богиня и первая царица Кришны в Двараке. [6] [7] [8] В вайшнавской традиции она описывается как главная царица Кришны в Двараке , а также как главная из его жен. [9] Наряду с другими членами Аштабхарьи и Радхи она является воплощением богини удачи Лакшми . [10] Богиня считается главной или главной супругой Кришны в различных произведениях литературы. [11] [12] и почитается прежде всего в традициях Варкари и Харидаса , а также в шри-вайшнавизме , где Лакшми - Нараяне . почитаются и поклоняются [13] [14] [15] [16]

Рукмини в основном поклоняются в Махараштре и Южной Индии . Жители Махараштры почитают ее вместе с Витхобой (региональная форма имени Кришна) и называют ее Рахумай. [17] В Южной Индии ей поклоняются вместе с Кришной и другой его главной супругой Сатьябхамой .

Этимология и эпитеты

[ редактировать ]

Имя Рукмини происходит от санскритского слова Рукма , что означает «Сияющий», «Ясный» или «Яркий». [18] Название также может означать «украшенный золотыми украшениями». [19] [18] Другие имена и эпитеты включают:

  • Шри Лакшми , Богиня-Мать Вселенной.
  • Ручиранана – тот, у кого красивое лицо, раскинувшееся, как цветок лотоса.
  • Вайдарбхи – Та, кто из царства Видарбха [20]
  • Бхайшми – дочь Бхишмаки [20]
  • Рахумай – Мать Рукмини [20]
  • Чирьаувана – вечно молодой
  • Прадьюмна Джанани – Мать Прадьюмны
  • Кришнаатмика – Тот, кто является душой Кришны.
  • Дварикешвари — богиня Дварки.
  • Диндирасура Сангхарни — тот, кто убил демона Диндирасуру.

Иконография

[ редактировать ]
Рукмини с шанка, чакрой и гадой в храме Рукмини, Дварака

Согласно « Вайкханасагаме» , Рукмини должна изображаться справа от Кришны, ее изображение золотисто-желтого цвета. Ее волосы полагается завязать в модный узел, а также украсить цветами. Ее правая рука должна свисать вниз, а в левой руке она должна держать лотос. [21] [22] Ее полагается украшать различными украшениями. [23]

Брахман , посланный Рукмини просить Кришну сбежать с ней на ее сваямваре, поэтически описывает принцессу как обладательницу красивых рук, заплетенных локонов и лица, напоминающего луну. [24] В других источниках ее постоянно описывают как красивую. [25]

В южноиндийской иконографической традиции Рукмини, наряду с Сатьябхамой , выступают как главные супруги Кришны. [26]

Рождение

[ редактировать ]

Согласно эпосу «Махабхарата» и другим пураническим писаниям, принцесса Рукмини родилась у Бхишмаки — царя королевства Видарбха — и имела пятерых старших братьев Рукми , Рукмаратху, Рукмахаху, Рукмакешу и Рукманетру. [27] Многие Пураны, такие как Вишну Пурана , Бхагавата Пурана и Падма Пурана, восхваляют ее как воплощение Богини Лакшми , жены Бога Вишну . [28]

Картина XIX века, изображающая Рукмини, сбегающую с Кришной из храма Амбики ( Парвати ).

В «Бхагавата-пуране» повествуется, что Рукмини однажды услышала о Кришне и его героических поступках, таких как убийство царя-тирана Камсы и противостояние злому царю Джарасандхе . Она влюбилась в него и захотела выйти за него замуж. Эпизод о Рукмини Кальянам и преданности Рукмини своему желанному мужу рассказан мудрецом Шукой царю Парикшиту . [27]

Родители Рукмини обрадовались и дали свое разрешение, но Рукми, который был союзником Джарасандхи, категорически воспротивился этому. Вместо этого он предложил ей выйти замуж за его друга Шишупалу — наследного принца королевства Чеди и двоюродного брата Кришны. [28] [29] [а] Бхишмака согласился, и расстроенная Рукмини немедленно послала за доверенным брахманом и попросила его передать послание Кришне. [28] В послании она писала Кришне о своей любви и просила его похитить ее, когда она посетила храм богини Амбики ( Парвати перед свадьбой ). Кришна, получив сообщение в Двараке , велел посланнику сообщить Рукмини, что он получил ее письмо и придет, чтобы сделать ее своей женой. Затем Кришна немедленно отправился в Видарбху вместе со Баларамой . своим старшим братом [29] [30]

Тем временем в столице Видарбхи , Кундине , Бхишмака готовился к свадьбе Рукмини. Рукмини забеспокоилась, наблюдая за войском царей, задаваясь вопросом, не добрался ли отправленный ею брамин благополучно или нет, и поможет ли Всемогущий ей в ее усилиях. Ее лицо побледнело, а мысли стали тревожными, поскольку она сторонилась остального мира. Ее горе из-за того, что Кришна еще не прибыл, чтобы жениться на ней, было настолько огромным, что она отказывалась есть, петь своему попугаю или играть на лире. [24] Прибыл Шишупала вместе со своими союзниками, включая Джарасандху. Кришна и Баларама также прибыли, и Бхишмака приветствовал их. Во дворце Рукмини потеряла всякую надежду, но появился гонец и сообщил, что Кришна принял ее просьбу. На следующий день она пошла в храм, чтобы вознести молитвы Амбике. Направляясь к месту свадьбы, она увидела Кришну, и вскоре он увлек ее в свою колесницу за собой . Все силы Джарасандхи быстро начали их преследовать, но Баларама и его армия отбили их. [31] Рукми погнался за Кришной и Рукмини. [32] Он вызвал Кришну на бой, но первый легко одолел его. Рукмини умоляла Кришну сохранить жизнь ее брату, и тот согласился. Однако в знак наказания он сбрил Рукми волосы и усы и отпустил его на свободу. Кришна и Рукмини достигли Двараки, где их встретили с большой пышностью и церемониями, после чего состоялась свадьба.

Возраст вступления в брак

[ редактировать ]

Согласно «Харивамсе» , которая является дополнением к «Махабхарате» (Вишну Парва, глава 59, стих 35), Рукмини было 16 лет, когда она вышла замуж за Кришну. [33] Это также подтверждается Брахма Вайварта Пураной (Кришна Джанма Кханда, глава 105, стихи 9–14), где говорится, что она достигла половой зрелости и была пригодна для замужества. [34] Точно так же в «Бхагавата-пуране» (Дасама Скандха, глава 53, стих 51) она описывается как девушка на стадии юности или юности. [35] [36]

Уловка Кришны

[ редактировать ]

В «Бхагавата-пуране» описан эпизод из рассказа мудреца Шуки , когда еще незамужняя Рукмини берет украшенную драгоценностями метелку и начинает обмахивать своего будущего мужа Кришну, одетого в дорогой пояс и великолепное ожерелье. Несмотря на то, что он доволен, Кришна указывает на тот факт, что принцессу желали многие красивые и энергичные монархи, и заявляет, что он не был им равным, и что он также почти потерял свое царство, спасая ее. Он отмечает, что она не была дальновидной, выбрав его своим женихом, и что теперь вместо этого она должна выбрать такого же кшатрия, как она. Сердце Рукмини содрогнулось, ее красные ногти царапали пол, а из глаз, украшенных коллирием, текли слезы. Она упала на пол, ее волосы были растрепаны. Кришна быстро поднял ее на ноги и уверил, что он просто пошутил, как это делают домохозяева со своими возлюбленными. Ее страх быть покинутой уходит из нее, принцесса восхваляет его, восхваляя его славу и обращаясь к нему как к своей. атман , ее самоощущение. Кришна хвалит ее целеустремленную преданность ему. [37]

В «Бхагавата-пуране» говорится, что у Рукмини и Кришны было десять сыновей — Прадьюмна , Чарудешна, Судешна, Чарудеха, Сучару, Чаругупта, Бхадрачару, Чаручандра, Вичару и Чару. [28] [38] В Харивамше сыновьями Рукмини являются Прадьюмна, Чарудешна, Чаручандра, Чаругарбха, Судангстра, Друма, Сушена, Чаругупта, Чарувинда и Чхаруваху. Другой список можно найти в Анушасана Парве Махабхараты , где Прадьюмна, Чарудешна, Сучару, Чарувеса , Ясодхана, Чарушравас, Чаруясас и Шамбху являются сыновьями Рукмини. [28] [39] В этих писаниях также упоминается, что у Рукмини была дочь по имени Чарумати. [40]

Семейная жизнь

[ редактировать ]
Статуя Витталы Рахумаи, Теннангур

Хотя Кришна женился на многих других женщинах, Рукмини оставалась его главной супругой и царицей Двараки. Когда она захотела ребенка, Кришна прилетел на Кайлас на своей горе Гаруда и выразил желание своей жены Шиве . Послушав, Шива благословил Рукмини стать носителем нового воплощения Камадевы , которого он ранее принес в жертву своим третьим глазом. Так родился Прадьюмна . [41] Во многих писаниях упоминается, что Рукмини и другие жены Кришны жили как сестры.

Сказка о весах

[ редактировать ]

Согласно сказке Одиши , божественный мудрец Нарада однажды прибыл в Двараку и попросил дать ему Кришну в качестве милостыни. Восемь цариц Кришны попросили его взять что-нибудь еще, и Нарада попросил их дать богатство, равное весу Кришны. большого масштабного сооружения ( Тулабхарамы Они организовали возведение ). Сатьябхама положила на весы все свои монеты, драгоценные камни и украшения, но они не сдвинулись с места. Другие жены отдавали свои драгоценности, но это было бесполезно. Наконец пришла Рукмини, положила единственный лист Туласи на весы и произнесла, что это символизирует ее любовь к Кришне. Тогда чаша весов уравновесилась. Хотя эта история отсутствует в основных писаниях, касающихся жизни Кришны, ее часто повторяют, чтобы продемонстрировать ценность любви Рукмини над материальным богатством Сатьябхамы. Единственные известные версии этой истории взяты из «Падма-пураны» и «Деви-Бхагвата-пураны» , где Сатьябхаме удается обычно взвешивать Кришну золотыми предметами. [42]

Встреча с Судамой

[ редактировать ]

В «Бхагавата-пуране» рассказывается еще один известный случай из семейной жизни Рукмини. Когда друг детства Кришны, Судама , посетил Двараку, Рукмини приветствовала Судаму и накормила его едой. Она и Кришна обмахивали его, пока он отдыхал после долгого путешествия. Этот тип преданности является характеристикой Рукмини, ее преобладающим атрибутом. [43]

Проклятие Дурвасы

[ редактировать ]

Согласно «Сканда-пуране» , знаменитый вспыльчивый мудрец Дурваса встретил Кришну и Рукмини, когда был в паломничестве. Дурваса попросил запрячь пару в его колесницу, пока он держал поводья. В процессе движения колесницы Рукмини утомилась и попросила у Кришны воды. источник реки Ганга Кришна ударился ногой о землю, в результате чего появился . Видя, как она утоляет жажду, не спрашивая его разрешения, разъяренный Дурваса проклял ее, чтобы она разлучилась со своим возлюбленным Кришной. Рукмини встревожилась и заплакала. Чтобы успокоить ее, Кришна благословил ее даром: если его преданные увидят только его, а не ее, они получат только половину заслуг. [44] [45]

Несмотря на это утешение, Рукмини расстроилась из-за разлуки с супругом и потеряла сознание. Морской бог и мудрец Нарада прибыли, чтобы утешить ее. Нарада сообщил ей, что ее муж - проявление Вишну - сам является Высшим Существом , он риторически задавался вопросом, как она могла рассчитывать составить его компанию в эксклюзивном саду. Море подтвердило слова божественного мудреца, пообещав ей, что как спутница Вишну она всегда сохранит свое постоянство в его существе. Богиня Бхагиратхи , олицетворение Ганги, создала на этом месте богатый лес, усыпанный фруктами и цветами, который быстро стал посещаться жителями Двараки. Дурваса мстительно сжег лес своей силой. Рукмини впала в депрессию и подумывала о самоубийстве. Кришна прибыл и остановил ее. Ей было стыдно и она злилась на себя, хотя муж заверял ее в своей преданности. Раскаявшийся Дурваса умолял Кришну воссоединиться с Рукмини, и божество согласилось, благословив мудреца добродетелью, а также приветствуя реку Гангу, которая затем стала освободительницей печали. [46] [47]

После исчезновения Кришны после резни Яду в Маусала Парве Рукмини вместе с Джамбавати совершила самосожжение на погребальном костре. [48] [49]

Литература

[ редактировать ]

Рукмини в первую очередь появляется в литературе, которую можно отнести к эпическим «Махабхарате» и « Пуранам» , а также иногда фигурирует в региональных вайшнавских текстах.

« Брихад-Бхагаватамрита» выражает следующие восхищения Рукмини, отождествляя ее с Лакшми и Кришной как Верховным Богом, источником всех аватаров. В нем говорится, что она принимает частичные аватары , чтобы сопровождать аватары Кришны, такие как Вамана , и служит Кришне как его «совершенно совершенная божественная супруга». [50]

« Нарада-пурана» учит преданного тому, как поклоняться Кришне, отдавая предпочтение роли Рукмини в его преданности. Рукмини поклоняются Кришне с левой стороны; она приравнивается к Раджасу . [51]

« Сканда-пурана» описывает процесс поклонения богине вместе с Кришной. Говорят, что преданный обретает исполнение желаний, мужское потомство и физическую красоту, доставляя удовольствие Рукмини. [52]

Поклонение и влияние

[ редактировать ]
Витоба (слева) со своей супругой Рахумай в храме Сион Виттал, Мумбаи.

Поклонение Рукмини как супруге Кришны предшествует его общению с другими его супругами, включая Радху . По данным DC Sircar , скульптура из Пахарпура в северной Бенгалии, относящаяся к шестому или седьмому веку, представляет Кришну и его супругу, которая, по его мнению, скорее всего, Рукмини. Историк считает ее отождествление с Радхой маловероятным из-за того, что «у нас нет несомненных упоминаний о Радхе в подлинных эпиграфических или литературных записях раннего времени». [53]

Рукмини Аштами

[ редактировать ]

Рукмини Аштами – это день рождения Рукмини, главной жены Кришны. Индуисты-вайшнавы поклоняются Рукмини как воплощению богини Лакшми. Ее день рождения в основном отмечают женщины, которые почитают ее, ее мужа и сына. Это день поста. Замужние женщины видят, что почитание Рукмини – это способ обеспечить супружеское счастье, и также просят ее помочь найти подходящего супруга для своих незамужних дочерей. Рукмини Аштами отмечается в восьмой день убывающей луны индуистского лунного месяца Пауша (декабрь-январь по календарю нашей эры). Рукмини отмечен специальными пуджами и ритуалами во всех храмах, посвященных Кришне, особенно в тех частях Индии, которые особенно связаны с ним, таких как Матхура и Вриндаван. [54]

Почитание по всей Индии

[ редактировать ]
Кришна с Рукмини во время фестиваля Васантотсавам в храме Тирумала Венкатешвара

Рукмини в основном поклоняются в западных и южных штатах Индии, таких как Гуджарат , Махараштра , Карнатака , Гоа , Андхра-Прадеш , Телангана , Тамил Наду и Керала . Считается, что царство Рукмини, Видарбха, расположено на территории современной Махараштры. Наряду с Витобой (региональной формой Кришны) Рукмини почитают как «Ракхумай» в регионе Пандхарпур . [55] [31] Ей также поклоняются как главной богине в храмах Дивья Десам, как храм Пандава Тутар Перумал , храм Партхасаратхи ; в Ченнаи таких где Кришна является главным божеством. Ей также поклоняются вместе со своей женой Сатьябхамой в таких храмах, как Дивья Десам в Тируккавалампади , храм Венугопаласвами, Карветинагарам и храм Раджагопаласвами, Маннаргуди .

Народ Мишми в Аруначал-Прадеше верит, что Рукмини принадлежала к их племени. Спектакли и танцы в «Рукмини Харан» являются обычным явлением. Существует легенда, что Кришна попросил людей Мишми подстричься в качестве наказания за то, что они не позволили ему жениться на Рукмини. В связи с этим народ иду-мишми еще называют «чуликата» (чули-волосы, ката-стричь). [56]

В 1480 году святой-вайшнав Вадираджа Тиртха (1480–1600) написал знаменитый труд «Рукминиша Виджая», прославляющий Рукмини и Кришну в 1241 стихе, состоящем из 19 глав. [57]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Шишупала также был вассалом и близким соратником Джарасандхи и, следовательно, союзником Рукми.
  1. ^ Бабурао Патель (1966). Розарий и лампа . О, Сладкая Рухмай, Божественная Мать человечества!
  2. ^ РД Ранаде (1994). Тукарам . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  9781438416878 . «Его отец — Пандуранг, а мать — Ракхумай.
  3. ^ Сунита Деспанде (2007). Исламский финансовый менеджмент, Том 1 Литература на маратхи . Издательство «Глобал Вижн». ISBN  9788182202214 . Рахумай-Мать Рукмини
  4. ^ А.Ч. Бхакти Веданта Свами (1968). Бхагавад-гита как она есть «Свадьба Кришны и Рукмини» . Жители Двараки очень обрадовались, увидев Кришну, Господа всего богатства, объединившегося с Рукмини, богиней процветания.
  5. ^ Кришна Двайпаяна Вьясадева (2002). Поражение и свадьба SummumBonum Шримад Бхагаватам Рукми (PDF) . О царь, все жители Двараки очень обрадовались, увидев Кришну, Повелителя всего богатства, сочетавшегося браком с Рукмини, богиней процветания.
  6. ^ Бальфур, Эдвард (1885). Циклопедия Индии, Восточной и Южной Азии: коммерческие, промышленные и научные, продукты минерального, растительного и животного царств, полезные искусства и изделия . Б. Куоритч. п. 454.
  7. ^ Выберите образцы театра индусов . Парбери, Аллен. 1835. с. 83. Брак был заключен в Двараку, и Рукмини осталась главной из жен Кришны.
  8. ^ Митчелл, Джон Мюррей (1885). Индуизм в прошлом и настоящем: с отчетом о недавних индуистских реформаторах и кратком сравнении индуизма и христианства . Общество религиозных трактатов. п. 117. У него было восемь главных жен; царица всех, Рукмини, была обручена с другим, но в день ее свадьбы Кришна увез ее на колеснице и сделал своей женой.
  9. ^ «Рукмини, Рукмини: 13 определений» . www.wisdomlib.org . 24 июня 2012 года . Проверено 6 августа 2022 г.
  10. ^ Даса, Гопипаранадхана (1 января 2002 г.). Шри Брихад-Бхагаватамрита: Том первый . Книжный фонд Бхактиведанты. стр. Стих 74. ISBN.  978-91-7149-784-0 .
  11. ^ Намбияр, Кунджан (12 июня 2014 г.). Кришна Чаритам . Издательство Джайко. 12.16. ISBN  978-81-8495-574-3 . А его главная супруга Рукмини обмахивала гостя
  12. ^ Бхандаркар, Рамкришна Гопал (1987). Вайшнавизм, шиваизм и малые религиозные системы . Азиатские образовательные услуги. п. 21. ISBN  978-81-206-0122-2 . выразил желание иметь такого же хорошего сына, как Рукмини, его главная супруга.
  13. ^ Шарма, Махеш Б. (18 мая 2006 г.). Мудрость веков: отрывки из индуистских писаний . АвторДом. п. 20. ISBN  978-1-4670-7917-4 . Главная супруга Господа, Шри Рукмини.
  14. ^ Книги 8–12: Кришна, дух восторга . Издательство Вигнесвара. 1976. с. 740. Рукмини: главная супруга Кришны.
  15. ^ Госвами, Санатана (2002). «Шри Брихад Бхагаватамрита Шрилы Санатаны Госвами»: перевод с оригинального санскрита, с кратким изложением комментариев автора «Диг-даршини» . Интернет-архив. Лос-Анджелес: Книжный фонд Бхактиведанты. п. 240. ИСБН  978-0-89213-348-2 .
  16. ^ Мердок, Джон (1904). Религиозные секты индусов . Христианское литературное общество Индии. п. 21.
  17. ^ Брайант, Эдвин Фрэнсис (2007). Кришна: Справочник . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-803400-1 .
  18. ^ Jump up to: а б Монье-Вильямс, Монье (1872). Санскритско-английский словарь . Кларендон. п. 847.
  19. ^ Чандра, Суреш (1998). Энциклопедия индуистских богов и богинь . Саруп и сыновья. ISBN  978-81-7625-039-9 .
  20. ^ Jump up to: а б с Луи-Фредерик (1977). Энциклопедия азиатских цивилизаций: NR . Л. Фредерик. п. 492. ИСБН  978-2-85893-050-0 .
  21. ^ Рао, Т. А. Гопинатха (6 апреля 2020 г.). Элементы индуистской иконографии: Том I - Часть I. Совет директоров – Книги по запросу. п. 203. ИСБН  978-3-8460-4767-5 .
  22. ^ Журнал Исследовательского общества Бихара . Бихарское исследовательское общество. 1968. с. 238.
  23. ^ Рао, Т. А. Гопинатха (6 апреля 2020 г.). Элементы индуистской иконографии: Том I - Часть I. Совет директоров – Книги по запросу. п. 204. ИСБН  978-3-8460-4766-8 .
  24. ^ Jump up to: а б Айяр, П.В. Джагадиса (1982). Южноиндийские святыни: с иллюстрациями . Азиатские образовательные услуги. п. 33. ISBN  978-81-206-0151-2 .
  25. ^ Отчеты . Канцелярия суперинтенданта государственной печати. 1879. с. 3.
  26. ^ Шульман, Дэвид Дин (14 июля 2014 г.). Мифы тамильского храма: жертвоприношение и божественный брак в южноиндийской шиваитской традиции . Издательство Принстонского университета. п. 283. ИСБН  978-1-4008-5692-3 .
  27. ^ Jump up to: а б Айяр, П.В. Джагадиса (1982). Южноиндийские святыни: с иллюстрациями . Азиатские образовательные услуги. п. 29. ISBN  978-81-206-0151-2 .
  28. ^ Jump up to: а б с д и Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь со специальными ссылками на эпическую и пураническую литературу . Робартс – Университет Торонто. Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 657. ИСБН  9780842608220 .
  29. ^ Jump up to: а б «ГЛАВА ПЯТЬДЕСЯТ ВТОРАЯ» . vedabase.io . Проверено 14 июня 2021 г.
  30. ^ Айяр, П.В. Джагадиса (1982). Южноиндийские святыни: с иллюстрациями . Азиатские образовательные услуги. п. 32. ISBN  978-81-206-0151-2 .
  31. ^ Jump up to: а б Паттанаик, Девдатт (1 июля 2018 г.). Шьям: иллюстрированный пересказ Бхагаваты . Penguin Random House India Private Limited. ISBN  978-93-5305-100-6 .
  32. ^ Справочник президента Бомбея: Катхиавар (текст, являющийся общественным достоянием) . Том. VIII. Напечатано в правительственной центральной прессе, Бомбей. 1884. стр. 380–381.
  33. ^ Харивамша Пурана (Дополнение к Махабхарате) . Гита Пресс. 2014. с. 1169.
  34. ^ Брахма Вайварта Пурана . Публикации Чаукамбы. 2003. с. 648.
  35. ^ Шримад Бхагавата Пурана (непальский) . Гита Пресс. 1955. с. 4492.
  36. ^ Шримад Бхагаватам . Книжный фонд Бхактиведанты. 1970. с. 4491.
  37. ^ «Глава 10(58)» . Бхагавата Пурана 3 . Penguin Random House India Private Limited. 21 января 2019 г. ISBN  978-93-5305-380-2 .
  38. ^ Синха, Пурненду Нараяна (1950). Исследование Бхагавата Пураны: или эзотерический индуизм . Александрийская библиотека. ISBN  978-1-4655-2506-2 .
  39. ^ «Махабхарата, Книга 13: Анусасана Парва: Анусасаника Парва: Раздел XIV» . Sacred-texts.com . Проверено 18 июня 2021 г.
  40. ^ Далал, Рошен (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. ISBN  978-0-14-341421-6 .
  41. ^ Мани, Веттам (1 января 2015 г.). Пураническая энциклопедия: всеобъемлющий труд с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Мотилал Банарсидасс. п. 594. ИСБН  978-81-208-0597-2 .
  42. ^ Обзор Калькутты . Университет Калькутты. 1905. с. 231.
  43. ^ Мани 1975 , с. 437.
  44. ^ Тагор, Г.В. (1950). Сканда Пурана .
  45. ^ «Дурваса проклинает Рукмини [Глава 2]» . сайт мудростиlib.org . 16 апреля 2021 г. Проверено 10 июля 2022 г.
  46. ^ Тагор, Г.В. Сканда Пурана . стр. Глава 3, стихи 6–84.
  47. ^ «Облегчение Рукмини [Глава 3]» . сайт мудростиlib.org . 16 апреля 2021 г. Проверено 10 июля 2022 г.
  48. ^ Дио Махабхарате. « Рукмини, принцесса Гандхары, Шайвья, Хаймавати и царица Джамвабати поднялись на погребальный костер ».
  49. ^ Виджаякумар, Лакшми (1 января 2004 г.). «Альтруистическое самоубийство в Индии» . Архивы исследований самоубийств . 8 (1): 73–80. дои : 10.1080/13811110490243804 . ISSN   1381-1118 . ПМИД   16006390 . S2CID   41567060 .
  50. ^ Госвами, Санатана (2002). «Шри Брихад Бхагаватамрита Шрилы Санатаны Госвами»: перевод с оригинального санскрита, с кратким изложением комментариев автора «Диг-даршини» . Интернет-архив. Лос-Анджелес: Книжный фонд Бхактиведанты. стр. 240–241. ISBN  978-0-89213-348-2 .
  51. ^ Шастри, Дж.Л.; Тагаре, Г.В. (1 января 2004 г.). Нарада-Пурана, часть 3: Древние индийские традиции и мифология, том 17 . Мотилал Банарсидасс. п. 1142. ИСБН  978-81-208-3884-0 .
  52. ^ «Важность поклонения Рукмини [Глава 22]» . www.wisdomlib.org . 16 апреля 2021 г. Проверено 6 августа 2022 г.
  53. ^ Сиркар, Динесчандра (1971). Исследования религиозной жизни древней и средневековой Индии Динесчандры Сиркара (1971) . п. 51.
  54. ^ Мелтон, Дж. Гордон (13 сентября 2011 г.). Религиозные праздники: Энциклопедия праздников, фестивалей, торжественных мероприятий и духовных поминовений [2 тома]: Энциклопедия праздников, фестивалей, торжественных обрядов и духовных поминовений . АВС-КЛИО. п. 755. ИСБН  978-1-59884-206-7 .
  55. ^ Пиллаи, С. Девадас (1997). Индийская социология через Гурье, словарь . Популярный Пракашан. ISBN  978-81-7154-807-1 .
  56. ^ Ройчоудхури, Адрия (29 марта 2018 г.). «Проверка фактов: Рукмини приехала из Аруначал-Прадеша? Вот что мы знаем» . Индийский экспресс . Проверено 26 ноября 2020 г.
  57. ^ Вьясанакере Прабханджаначарья (1996). Рукминишавиджайах: махакавьям . Айтарейя Пракашанам Вьясанакере. п. 7.
  58. ^ «кантаев» .
  59. ^ «Шри-ракумаи-самета-пандуранга-храм» . Храм Шри Рахумайи Самета Пандуранга в Тируваннамалае .
  60. ^ «Храм Шри Виттал Рахумай» . Официальный сайт Шри Виттал Рахумай Мандир Дахисар .
  61. ^ «Храм Шри Виттал Рукмини Пандуранга, Кумбаконам» . Templetownkumbakonam.com . 7 декабря 2018 г.
  62. ^ «ПЛАВНОЙ ХРАМ ПАНДУРАНГА» . www.machilipatnam.com . 7 сентября 2020 г.
  63. ^ «Храм Виттала, Хампи – архитектурное чудо» . www.karnataka.com . 17 января 2015 г.
  64. ^ Каунданьяпур (Храм Говардхана)» .center.iskcondesiretree.com « ИСККОН , 16 ноября 2011 г.
  65. ^ «ИСККОН Лос-Анджелеса – Новая Дварака Дхама» . center.iskcon.org .
  66. ^ «ИСККОН Амравати – Храм Шри Шри Рукмини Дваркадхиш» . centers.iskcon.org .
  67. ^ «Храм Шри Шри Рукмини Дваркадхиш» . Официальный сайт храма Шри Шри Рукмини Дваркадхиш .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fc66cda0eb75b3e9ecb30fcb145556c9__1721582940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fc/c9/fc66cda0eb75b3e9ecb30fcb145556c9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rukmini - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)