Рукмини
Рукмини | |
---|---|
Член Аштабхарьи | |
Другие имена | Вайдарбхи, Бхаишми, Рахумай, Дварикешвари, Кришнаатмика, Лахубай, Диндирасура Сангхарни, Ладобай |
Деванагари | Рукмини |
Почитается в | Варкари , Харидас |
Принадлежность | Аштабхарья , Деви , Аватар Лакшми , Вайшнавизм |
Обитель | Дварака , Пандхарпур |
Тексты | Вишну-пурана , Бхагавата-пурана , Махабхарата , Харивамша , Рукминиша Виджая , Сканда-пурана |
Фестивали | Рукмини Аштами, Рукмини Двадаши |
Генеалогия | |
Рожденный | |
Умер | |
Родители |
|
Братья и сестры | Рукми |
Супруга | Кришна |
Дети |
|
Династия | Ядувамша – Чандравамша (по браку) |
Рукмини ( санскрит : रुक्मिणी , букв. «сияющий», IAST : Рукмини ) — индуистская богиня и первая царица Кришны в Двараке. [6] [7] [8] В вайшнавской традиции она описывается как главная царица Кришны в Двараке , а также как главная из его жен. [9] Наряду с другими членами Аштабхарьи и Радхи она является воплощением богини удачи Лакшми . [10] Богиня считается главной или главной супругой Кришны в различных произведениях литературы. [11] [12] и почитается прежде всего в традициях Варкари и Харидаса , а также в шри-вайшнавизме , где Лакшми - Нараяне . почитаются и поклоняются [13] [14] [15] [16]
Рукмини в основном поклоняются в Махараштре и Южной Индии . Жители Махараштры почитают ее вместе с Витхобой (региональная форма имени Кришна) и называют ее Рахумай. [17] В Южной Индии ей поклоняются вместе с Кришной и другой его главной супругой Сатьябхамой .
Этимология и эпитеты
[ редактировать ]Имя Рукмини происходит от санскритского слова Рукма , что означает «Сияющий», «Ясный» или «Яркий». [18] Название также может означать «украшенный золотыми украшениями». [19] [18] Другие имена и эпитеты включают:
- Шри – Лакшми , Богиня-Мать Вселенной.
- Ручиранана – тот, у кого красивое лицо, раскинувшееся, как цветок лотоса.
- Вайдарбхи – Та, кто из царства Видарбха [20]
- Бхайшми – дочь Бхишмаки [20]
- Рахумай – Мать Рукмини [20]
- Чирьаувана – вечно молодой
- Прадьюмна Джанани – Мать Прадьюмны
- Кришнаатмика – Тот, кто является душой Кришны.
- Дварикешвари — богиня Дварки.
- Диндирасура Сангхарни — тот, кто убил демона Диндирасуру.
Иконография
[ редактировать ]Согласно « Вайкханасагаме» , Рукмини должна изображаться справа от Кришны, ее изображение золотисто-желтого цвета. Ее волосы полагается завязать в модный узел, а также украсить цветами. Ее правая рука должна свисать вниз, а в левой руке она должна держать лотос. [21] [22] Ее полагается украшать различными украшениями. [23]
Брахман , посланный Рукмини просить Кришну сбежать с ней на ее сваямваре, поэтически описывает принцессу как обладательницу красивых рук, заплетенных локонов и лица, напоминающего луну. [24] В других источниках ее постоянно описывают как красивую. [25]
В южноиндийской иконографической традиции Рукмини, наряду с Сатьябхамой , выступают как главные супруги Кришны. [26]
Легенда
[ редактировать ]Рождение
[ редактировать ]Согласно эпосу «Махабхарата» и другим пураническим писаниям, принцесса Рукмини родилась у Бхишмаки — царя королевства Видарбха — и имела пятерых старших братьев Рукми , Рукмаратху, Рукмахаху, Рукмакешу и Рукманетру. [27] Многие Пураны, такие как Вишну Пурана , Бхагавата Пурана и Падма Пурана, восхваляют ее как воплощение Богини Лакшми , жены Бога Вишну . [28]
Свадьба
[ редактировать ]В «Бхагавата-пуране» повествуется, что Рукмини однажды услышала о Кришне и его героических поступках, таких как убийство царя-тирана Камсы и противостояние злому царю Джарасандхе . Она влюбилась в него и захотела выйти за него замуж. Эпизод о Рукмини Кальянам и преданности Рукмини своему желанному мужу рассказан мудрецом Шукой царю Парикшиту . [27]
Родители Рукмини обрадовались и дали свое разрешение, но Рукми, который был союзником Джарасандхи, категорически воспротивился этому. Вместо этого он предложил ей выйти замуж за его друга Шишупалу — наследного принца королевства Чеди и двоюродного брата Кришны. [28] [29] [а] Бхишмака согласился, и расстроенная Рукмини немедленно послала за доверенным брахманом и попросила его передать послание Кришне. [28] В послании она писала Кришне о своей любви и просила его похитить ее, когда она посетила храм богини Амбики ( Парвати перед свадьбой ). Кришна, получив сообщение в Двараке , велел посланнику сообщить Рукмини, что он получил ее письмо и придет, чтобы сделать ее своей женой. Затем Кришна немедленно отправился в Видарбху вместе со Баларамой . своим старшим братом [29] [30]
Тем временем в столице Видарбхи , Кундине , Бхишмака готовился к свадьбе Рукмини. Рукмини забеспокоилась, наблюдая за войском царей, задаваясь вопросом, не добрался ли отправленный ею брамин благополучно или нет, и поможет ли Всемогущий ей в ее усилиях. Ее лицо побледнело, а мысли стали тревожными, поскольку она сторонилась остального мира. Ее горе из-за того, что Кришна еще не прибыл, чтобы жениться на ней, было настолько огромным, что она отказывалась есть, петь своему попугаю или играть на лире. [24] Прибыл Шишупала вместе со своими союзниками, включая Джарасандху. Кришна и Баларама также прибыли, и Бхишмака приветствовал их. Во дворце Рукмини потеряла всякую надежду, но появился гонец и сообщил, что Кришна принял ее просьбу. На следующий день она пошла в храм, чтобы вознести молитвы Амбике. Направляясь к месту свадьбы, она увидела Кришну, и вскоре он увлек ее в свою колесницу за собой . Все силы Джарасандхи быстро начали их преследовать, но Баларама и его армия отбили их. [31] Рукми погнался за Кришной и Рукмини. [32] Он вызвал Кришну на бой, но первый легко одолел его. Рукмини умоляла Кришну сохранить жизнь ее брату, и тот согласился. Однако в знак наказания он сбрил Рукми волосы и усы и отпустил его на свободу. Кришна и Рукмини достигли Двараки, где их встретили с большой пышностью и церемониями, после чего состоялась свадьба.
Возраст вступления в брак
[ редактировать ]Согласно «Харивамсе» , которая является дополнением к «Махабхарате» (Вишну Парва, глава 59, стих 35), Рукмини было 16 лет, когда она вышла замуж за Кришну. [33] Это также подтверждается Брахма Вайварта Пураной (Кришна Джанма Кханда, глава 105, стихи 9–14), где говорится, что она достигла половой зрелости и была пригодна для замужества. [34] Точно так же в «Бхагавата-пуране» (Дасама Скандха, глава 53, стих 51) она описывается как девушка на стадии юности или юности. [35] [36]
Уловка Кришны
[ редактировать ]В «Бхагавата-пуране» описан эпизод из рассказа мудреца Шуки , когда еще незамужняя Рукмини берет украшенную драгоценностями метелку и начинает обмахивать своего будущего мужа Кришну, одетого в дорогой пояс и великолепное ожерелье. Несмотря на то, что он доволен, Кришна указывает на тот факт, что принцессу желали многие красивые и энергичные монархи, и заявляет, что он не был им равным, и что он также почти потерял свое царство, спасая ее. Он отмечает, что она не была дальновидной, выбрав его своим женихом, и что теперь вместо этого она должна выбрать такого же кшатрия, как она. Сердце Рукмини содрогнулось, ее красные ногти царапали пол, а из глаз, украшенных коллирием, текли слезы. Она упала на пол, ее волосы были растрепаны. Кришна быстро поднял ее на ноги и уверил, что он просто пошутил, как это делают домохозяева со своими возлюбленными. Ее страх быть покинутой уходит из нее, принцесса восхваляет его, восхваляя его славу и обращаясь к нему как к своей. атман , ее самоощущение. Кришна хвалит ее целеустремленную преданность ему. [37]
Дети
[ редактировать ]В «Бхагавата-пуране» говорится, что у Рукмини и Кришны было десять сыновей — Прадьюмна , Чарудешна, Судешна, Чарудеха, Сучару, Чаругупта, Бхадрачару, Чаручандра, Вичару и Чару. [28] [38] В Харивамше сыновьями Рукмини являются Прадьюмна, Чарудешна, Чаручандра, Чаругарбха, Судангстра, Друма, Сушена, Чаругупта, Чарувинда и Чхаруваху. Другой список можно найти в Анушасана Парве Махабхараты , где Прадьюмна, Чарудешна, Сучару, Чарувеса , Ясодхана, Чарушравас, Чаруясас и Шамбху являются сыновьями Рукмини. [28] [39] В этих писаниях также упоминается, что у Рукмини была дочь по имени Чарумати. [40]
Семейная жизнь
[ редактировать ]Хотя Кришна женился на многих других женщинах, Рукмини оставалась его главной супругой и царицей Двараки. Когда она захотела ребенка, Кришна прилетел на Кайлас на своей горе Гаруда и выразил желание своей жены Шиве . Послушав, Шива благословил Рукмини стать носителем нового воплощения Камадевы , которого он ранее принес в жертву своим третьим глазом. Так родился Прадьюмна . [41] Во многих писаниях упоминается, что Рукмини и другие жены Кришны жили как сестры.
Сказка о весах
[ редактировать ]Согласно сказке Одиши , божественный мудрец Нарада однажды прибыл в Двараку и попросил дать ему Кришну в качестве милостыни. Восемь цариц Кришны попросили его взять что-нибудь еще, и Нарада попросил их дать богатство, равное весу Кришны. большого масштабного сооружения ( Тулабхарамы Они организовали возведение ). Сатьябхама положила на весы все свои монеты, драгоценные камни и украшения, но они не сдвинулись с места. Другие жены отдавали свои драгоценности, но это было бесполезно. Наконец пришла Рукмини, положила единственный лист Туласи на весы и произнесла, что это символизирует ее любовь к Кришне. Тогда чаша весов уравновесилась. Хотя эта история отсутствует в основных писаниях, касающихся жизни Кришны, ее часто повторяют, чтобы продемонстрировать ценность любви Рукмини над материальным богатством Сатьябхамы. Единственные известные версии этой истории взяты из «Падма-пураны» и «Деви-Бхагвата-пураны» , где Сатьябхаме удается обычно взвешивать Кришну золотыми предметами. [42]
Встреча с Судамой
[ редактировать ]В «Бхагавата-пуране» рассказывается еще один известный случай из семейной жизни Рукмини. Когда друг детства Кришны, Судама , посетил Двараку, Рукмини приветствовала Судаму и накормила его едой. Она и Кришна обмахивали его, пока он отдыхал после долгого путешествия. Этот тип преданности является характеристикой Рукмини, ее преобладающим атрибутом. [43]
Проклятие Дурвасы
[ редактировать ]Согласно «Сканда-пуране» , знаменитый вспыльчивый мудрец Дурваса встретил Кришну и Рукмини, когда был в паломничестве. Дурваса попросил запрячь пару в его колесницу, пока он держал поводья. В процессе движения колесницы Рукмини утомилась и попросила у Кришны воды. источник реки Ганга Кришна ударился ногой о землю, в результате чего появился . Видя, как она утоляет жажду, не спрашивая его разрешения, разъяренный Дурваса проклял ее, чтобы она разлучилась со своим возлюбленным Кришной. Рукмини встревожилась и заплакала. Чтобы успокоить ее, Кришна благословил ее даром: если его преданные увидят только его, а не ее, они получат только половину заслуг. [44] [45]
Несмотря на это утешение, Рукмини расстроилась из-за разлуки с супругом и потеряла сознание. Морской бог и мудрец Нарада прибыли, чтобы утешить ее. Нарада сообщил ей, что ее муж - проявление Вишну - сам является Высшим Существом , он риторически задавался вопросом, как она могла рассчитывать составить его компанию в эксклюзивном саду. Море подтвердило слова божественного мудреца, пообещав ей, что как спутница Вишну она всегда сохранит свое постоянство в его существе. Богиня Бхагиратхи , олицетворение Ганги, создала на этом месте богатый лес, усыпанный фруктами и цветами, который быстро стал посещаться жителями Двараки. Дурваса мстительно сжег лес своей силой. Рукмини впала в депрессию и подумывала о самоубийстве. Кришна прибыл и остановил ее. Ей было стыдно и она злилась на себя, хотя муж заверял ее в своей преданности. Раскаявшийся Дурваса умолял Кришну воссоединиться с Рукмини, и божество согласилось, благословив мудреца добродетелью, а также приветствуя реку Гангу, которая затем стала освободительницей печали. [46] [47]
Смерть
[ редактировать ]После исчезновения Кришны после резни Яду в Маусала Парве Рукмини вместе с Джамбавати совершила самосожжение на погребальном костре. [48] [49]
Литература
[ редактировать ]Рукмини в первую очередь появляется в литературе, которую можно отнести к эпическим «Махабхарате» и « Пуранам» , а также иногда фигурирует в региональных вайшнавских текстах.
« Брихад-Бхагаватамрита» выражает следующие восхищения Рукмини, отождествляя ее с Лакшми и Кришной как Верховным Богом, источником всех аватаров. В нем говорится, что она принимает частичные аватары , чтобы сопровождать аватары Кришны, такие как Вамана , и служит Кришне как его «совершенно совершенная божественная супруга». [50]
« Нарада-пурана» учит преданного тому, как поклоняться Кришне, отдавая предпочтение роли Рукмини в его преданности. Рукмини поклоняются Кришне с левой стороны; она приравнивается к Раджасу . [51]
« Сканда-пурана» описывает процесс поклонения богине вместе с Кришной. Говорят, что преданный обретает исполнение желаний, мужское потомство и физическую красоту, доставляя удовольствие Рукмини. [52]
Поклонение и влияние
[ редактировать ]Поклонение Рукмини как супруге Кришны предшествует его общению с другими его супругами, включая Радху . По данным DC Sircar , скульптура из Пахарпура в северной Бенгалии, относящаяся к шестому или седьмому веку, представляет Кришну и его супругу, которая, по его мнению, скорее всего, Рукмини. Историк считает ее отождествление с Радхой маловероятным из-за того, что «у нас нет несомненных упоминаний о Радхе в подлинных эпиграфических или литературных записях раннего времени». [53]
Рукмини Аштами
[ редактировать ]Рукмини Аштами – это день рождения Рукмини, главной жены Кришны. Индуисты-вайшнавы поклоняются Рукмини как воплощению богини Лакшми. Ее день рождения в основном отмечают женщины, которые почитают ее, ее мужа и сына. Это день поста. Замужние женщины видят, что почитание Рукмини – это способ обеспечить супружеское счастье, и также просят ее помочь найти подходящего супруга для своих незамужних дочерей. Рукмини Аштами отмечается в восьмой день убывающей луны индуистского лунного месяца Пауша (декабрь-январь по календарю нашей эры). Рукмини отмечен специальными пуджами и ритуалами во всех храмах, посвященных Кришне, особенно в тех частях Индии, которые особенно связаны с ним, таких как Матхура и Вриндаван. [54]
Почитание по всей Индии
[ редактировать ]Рукмини в основном поклоняются в западных и южных штатах Индии, таких как Гуджарат , Махараштра , Карнатака , Гоа , Андхра-Прадеш , Телангана , Тамил Наду и Керала . Считается, что царство Рукмини, Видарбха, расположено на территории современной Махараштры. Наряду с Витобой (региональной формой Кришны) Рукмини почитают как «Ракхумай» в регионе Пандхарпур . [55] [31] Ей также поклоняются как главной богине в храмах Дивья Десам, как храм Пандава Тутар Перумал , храм Партхасаратхи ; в Ченнаи таких где Кришна является главным божеством. Ей также поклоняются вместе со своей женой Сатьябхамой в таких храмах, как Дивья Десам в Тируккавалампади , храм Венугопаласвами, Карветинагарам и храм Раджагопаласвами, Маннаргуди .
Народ Мишми в Аруначал-Прадеше верит, что Рукмини принадлежала к их племени. Спектакли и танцы в «Рукмини Харан» являются обычным явлением. Существует легенда, что Кришна попросил людей Мишми подстричься в качестве наказания за то, что они не позволили ему жениться на Рукмини. В связи с этим народ иду-мишми еще называют «чуликата» (чули-волосы, ката-стричь). [56]
В 1480 году святой-вайшнав Вадираджа Тиртха (1480–1600) написал знаменитый труд «Рукминиша Виджая», прославляющий Рукмини и Кришну в 1241 стихе, состоящем из 19 глав. [57]
Храмы
[ редактировать ]- Храм Рукмини Деви , Дварака
- Храм Тирумалы Кришны , Тирупати
- Храм Витоба , Пандхарпур
- Храм Пандава Тоотар Перумал , Канчипурам [Дивья Десам]
- Храм Кантаев , Бангладеш [58]
- Храм Шри Кришнана , Сингапур
- Храм Теннангур Шри Ракхумай Самета Пандуранга, Тируваннамалай [59]
- Шри Виттал Рахумай Мандир, Дахисар [60]
- Храм Шри Виттал Рукмини, Танджавур [61]
- Храм Шри Рукмини Пандуранги Свами, Мачилипатнам [62]
- Виджая Виттала Мандхира, Хампи [63]
- Храмы ИСККОН – ИСККОН Каунданьяпур, [64] ИСККОН Лос-Анджелес, [65] ИСККОН Амравати, [66] ИСККОН Дварка [67]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Шишупала также был вассалом и близким соратником Джарасандхи и, следовательно, союзником Рукми.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бабурао Патель (1966). Розарий и лампа .
О, Сладкая Рухмай, Божественная Мать человечества!
- ^ РД Ранаде (1994). Тукарам . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9781438416878 .
«Его отец — Пандуранг, а мать — Ракхумай.
- ^ Сунита Деспанде (2007). Исламский финансовый менеджмент, Том 1 Литература на маратхи . Издательство «Глобал Вижн». ISBN 9788182202214 .
Рахумай-Мать Рукмини
- ^ А.Ч. Бхакти Веданта Свами (1968). Бхагавад-гита как она есть «Свадьба Кришны и Рукмини» .
Жители Двараки очень обрадовались, увидев Кришну, Господа всего богатства, объединившегося с Рукмини, богиней процветания.
- ^ Кришна Двайпаяна Вьясадева (2002). Поражение и свадьба SummumBonum Шримад Бхагаватам Рукми (PDF) .
О царь, все жители Двараки очень обрадовались, увидев Кришну, Повелителя всего богатства, сочетавшегося браком с Рукмини, богиней процветания.
- ^ Бальфур, Эдвард (1885). Циклопедия Индии, Восточной и Южной Азии: коммерческие, промышленные и научные, продукты минерального, растительного и животного царств, полезные искусства и изделия . Б. Куоритч. п. 454.
- ^ Выберите образцы театра индусов . Парбери, Аллен. 1835. с. 83.
Брак был заключен в Двараку, и Рукмини осталась главной из жен Кришны.
- ^ Митчелл, Джон Мюррей (1885). Индуизм в прошлом и настоящем: с отчетом о недавних индуистских реформаторах и кратком сравнении индуизма и христианства . Общество религиозных трактатов. п. 117.
У него было восемь главных жен; царица всех, Рукмини, была обручена с другим, но в день ее свадьбы Кришна увез ее на колеснице и сделал своей женой.
- ^ «Рукмини, Рукмини: 13 определений» . www.wisdomlib.org . 24 июня 2012 года . Проверено 6 августа 2022 г.
- ^ Даса, Гопипаранадхана (1 января 2002 г.). Шри Брихад-Бхагаватамрита: Том первый . Книжный фонд Бхактиведанты. стр. Стих 74. ISBN. 978-91-7149-784-0 .
- ^ Намбияр, Кунджан (12 июня 2014 г.). Кришна Чаритам . Издательство Джайко. 12.16. ISBN 978-81-8495-574-3 .
А его главная супруга Рукмини обмахивала гостя
- ^ Бхандаркар, Рамкришна Гопал (1987). Вайшнавизм, шиваизм и малые религиозные системы . Азиатские образовательные услуги. п. 21. ISBN 978-81-206-0122-2 .
выразил желание иметь такого же хорошего сына, как Рукмини, его главная супруга.
- ^ Шарма, Махеш Б. (18 мая 2006 г.). Мудрость веков: отрывки из индуистских писаний . АвторДом. п. 20. ISBN 978-1-4670-7917-4 .
Главная супруга Господа, Шри Рукмини.
- ^ Книги 8–12: Кришна, дух восторга . Издательство Вигнесвара. 1976. с. 740.
Рукмини: главная супруга Кришны.
- ^ Госвами, Санатана (2002). «Шри Брихад Бхагаватамрита Шрилы Санатаны Госвами»: перевод с оригинального санскрита, с кратким изложением комментариев автора «Диг-даршини» . Интернет-архив. Лос-Анджелес: Книжный фонд Бхактиведанты. п. 240. ИСБН 978-0-89213-348-2 .
- ^ Мердок, Джон (1904). Религиозные секты индусов . Христианское литературное общество Индии. п. 21.
- ^ Брайант, Эдвин Фрэнсис (2007). Кришна: Справочник . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-803400-1 .
- ^ Jump up to: а б Монье-Вильямс, Монье (1872). Санскритско-английский словарь . Кларендон. п. 847.
- ^ Чандра, Суреш (1998). Энциклопедия индуистских богов и богинь . Саруп и сыновья. ISBN 978-81-7625-039-9 .
- ^ Jump up to: а б с Луи-Фредерик (1977). Энциклопедия азиатских цивилизаций: NR . Л. Фредерик. п. 492. ИСБН 978-2-85893-050-0 .
- ^ Рао, Т. А. Гопинатха (6 апреля 2020 г.). Элементы индуистской иконографии: Том I - Часть I. Совет директоров – Книги по запросу. п. 203. ИСБН 978-3-8460-4767-5 .
- ^ Журнал Исследовательского общества Бихара . Бихарское исследовательское общество. 1968. с. 238.
- ^ Рао, Т. А. Гопинатха (6 апреля 2020 г.). Элементы индуистской иконографии: Том I - Часть I. Совет директоров – Книги по запросу. п. 204. ИСБН 978-3-8460-4766-8 .
- ^ Jump up to: а б Айяр, П.В. Джагадиса (1982). Южноиндийские святыни: с иллюстрациями . Азиатские образовательные услуги. п. 33. ISBN 978-81-206-0151-2 .
- ^ Отчеты . Канцелярия суперинтенданта государственной печати. 1879. с. 3.
- ^ Шульман, Дэвид Дин (14 июля 2014 г.). Мифы тамильского храма: жертвоприношение и божественный брак в южноиндийской шиваитской традиции . Издательство Принстонского университета. п. 283. ИСБН 978-1-4008-5692-3 .
- ^ Jump up to: а б Айяр, П.В. Джагадиса (1982). Южноиндийские святыни: с иллюстрациями . Азиатские образовательные услуги. п. 29. ISBN 978-81-206-0151-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь со специальными ссылками на эпическую и пураническую литературу . Робартс – Университет Торонто. Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 657. ИСБН 9780842608220 .
- ^ Jump up to: а б «ГЛАВА ПЯТЬДЕСЯТ ВТОРАЯ» . vedabase.io . Проверено 14 июня 2021 г.
- ^ Айяр, П.В. Джагадиса (1982). Южноиндийские святыни: с иллюстрациями . Азиатские образовательные услуги. п. 32. ISBN 978-81-206-0151-2 .
- ^ Jump up to: а б Паттанаик, Девдатт (1 июля 2018 г.). Шьям: иллюстрированный пересказ Бхагаваты . Penguin Random House India Private Limited. ISBN 978-93-5305-100-6 .
- ^ Справочник президента Бомбея: Катхиавар (текст, являющийся общественным достоянием) . Том. VIII. Напечатано в правительственной центральной прессе, Бомбей. 1884. стр. 380–381.
- ^ Харивамша Пурана (Дополнение к Махабхарате) . Гита Пресс. 2014. с. 1169.
- ^ Брахма Вайварта Пурана . Публикации Чаукамбы. 2003. с. 648.
- ^ Шримад Бхагавата Пурана (непальский) . Гита Пресс. 1955. с. 4492.
- ^ Шримад Бхагаватам . Книжный фонд Бхактиведанты. 1970. с. 4491.
- ^ «Глава 10(58)» . Бхагавата Пурана 3 . Penguin Random House India Private Limited. 21 января 2019 г. ISBN 978-93-5305-380-2 .
- ^ Синха, Пурненду Нараяна (1950). Исследование Бхагавата Пураны: или эзотерический индуизм . Александрийская библиотека. ISBN 978-1-4655-2506-2 .
- ^ «Махабхарата, Книга 13: Анусасана Парва: Анусасаника Парва: Раздел XIV» . Sacred-texts.com . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ Далал, Рошен (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. ISBN 978-0-14-341421-6 .
- ^ Мани, Веттам (1 января 2015 г.). Пураническая энциклопедия: всеобъемлющий труд с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Мотилал Банарсидасс. п. 594. ИСБН 978-81-208-0597-2 .
- ^ Обзор Калькутты . Университет Калькутты. 1905. с. 231.
- ^ Мани 1975 , с. 437.
- ^ Тагор, Г.В. (1950). Сканда Пурана .
- ^ «Дурваса проклинает Рукмини [Глава 2]» . сайт мудростиlib.org . 16 апреля 2021 г. Проверено 10 июля 2022 г.
- ^ Тагор, Г.В. Сканда Пурана . стр. Глава 3, стихи 6–84.
- ^ «Облегчение Рукмини [Глава 3]» . сайт мудростиlib.org . 16 апреля 2021 г. Проверено 10 июля 2022 г.
- ^ Дио Махабхарате. « Рукмини, принцесса Гандхары, Шайвья, Хаймавати и царица Джамвабати поднялись на погребальный костер ».
- ^ Виджаякумар, Лакшми (1 января 2004 г.). «Альтруистическое самоубийство в Индии» . Архивы исследований самоубийств . 8 (1): 73–80. дои : 10.1080/13811110490243804 . ISSN 1381-1118 . ПМИД 16006390 . S2CID 41567060 .
- ^ Госвами, Санатана (2002). «Шри Брихад Бхагаватамрита Шрилы Санатаны Госвами»: перевод с оригинального санскрита, с кратким изложением комментариев автора «Диг-даршини» . Интернет-архив. Лос-Анджелес: Книжный фонд Бхактиведанты. стр. 240–241. ISBN 978-0-89213-348-2 .
- ^ Шастри, Дж.Л.; Тагаре, Г.В. (1 января 2004 г.). Нарада-Пурана, часть 3: Древние индийские традиции и мифология, том 17 . Мотилал Банарсидасс. п. 1142. ИСБН 978-81-208-3884-0 .
- ^ «Важность поклонения Рукмини [Глава 22]» . www.wisdomlib.org . 16 апреля 2021 г. Проверено 6 августа 2022 г.
- ^ Сиркар, Динесчандра (1971). Исследования религиозной жизни древней и средневековой Индии Динесчандры Сиркара (1971) . п. 51.
- ^ Мелтон, Дж. Гордон (13 сентября 2011 г.). Религиозные праздники: Энциклопедия праздников, фестивалей, торжественных мероприятий и духовных поминовений [2 тома]: Энциклопедия праздников, фестивалей, торжественных обрядов и духовных поминовений . АВС-КЛИО. п. 755. ИСБН 978-1-59884-206-7 .
- ^ Пиллаи, С. Девадас (1997). Индийская социология через Гурье, словарь . Популярный Пракашан. ISBN 978-81-7154-807-1 .
- ^ Ройчоудхури, Адрия (29 марта 2018 г.). «Проверка фактов: Рукмини приехала из Аруначал-Прадеша? Вот что мы знаем» . Индийский экспресс . Проверено 26 ноября 2020 г.
- ^ Вьясанакере Прабханджаначарья (1996). Рукминишавиджайах: махакавьям . Айтарейя Пракашанам Вьясанакере. п. 7.
- ^ «кантаев» .
- ^ «Шри-ракумаи-самета-пандуранга-храм» . Храм Шри Рахумайи Самета Пандуранга в Тируваннамалае .
- ^ «Храм Шри Виттал Рахумай» . Официальный сайт Шри Виттал Рахумай Мандир Дахисар .
- ^ «Храм Шри Виттал Рукмини Пандуранга, Кумбаконам» . Templetownkumbakonam.com . 7 декабря 2018 г.
- ^ «ПЛАВНОЙ ХРАМ ПАНДУРАНГА» . www.machilipatnam.com . 7 сентября 2020 г.
- ^ «Храм Виттала, Хампи – архитектурное чудо» . www.karnataka.com . 17 января 2015 г.
- ^ Каунданьяпур (Храм Говардхана)» .center.iskcondesiretree.com « ИСККОН , 16 ноября 2011 г.
- ^ «ИСККОН Лос-Анджелеса – Новая Дварака Дхама» . center.iskcon.org .
- ^ «ИСККОН Амравати – Храм Шри Шри Рукмини Дваркадхиш» . centers.iskcon.org .
- ^ «Храм Шри Шри Рукмини Дваркадхиш» . Официальный сайт храма Шри Шри Рукмини Дваркадхиш .
Библиография
[ редактировать ]- Раджачудамани Дикшита; Английское введение, П. П. Субраманья Шастри (1920). Рукмини Кальянам (санскрит) . Шри Вани Вилас Пресс, Шрирангам.