Васудева
Васудева | |
---|---|
Деванагари | Васудев |
Почитается в | Вайшнавизм |
Тексты | Бхагавата-пурана , Харивамша , Вишну-пурана , Брахма-пурана , Махабхарата |
Генеалогия | |
Родители | Шурасена (отец)Мариша (мать) |
Супруг | Рохини , Деваки и другие жены. |
Дети | Баларама , Кришна , Субхадра и другие дети. |
Династия | Ядава |
Васудева ( санскрит : वसुदेव, IAST : Васудева ), также называемый Анакадундубхи ( анакас и дундубхис оба относятся к барабанам , в честь музыкантов, игравших на этих инструментах во время его рождения), [1] [2] является отцом индуистских божеств Кришны ( Васудева , т.е. «сын Васудевы»), Баларамы и Субхадры . Он был царем Вришни . [3] Сын царя Ядавов Шурасены , он также приходился троюродным братом Нанде , приемному отцу Кришны. [4] [5] [6] Его сестра Кунти была замужем за Панду .
Отчество Васудева (с произношением ā ) — популярное имя Кришны , сына Васудевы и Деваки . «Васудева» — это вриддхи , производное от краткой формы «Васудева», лингвистического прагматика на санскрите, означающего «принадлежность, происхождение». [7] «Васудева» как объект поклонения в индуизме обычно относится к сыну Васудеве (Кришне), а не к его отцу Васудеве.
Семья
[ редактировать ]Васудева родился в семье раджпутского царя Шурасены в королевстве Сурасена Кхандалванша. [8] У Васудевы было много братьев, таких как Девашрава и Девабхага, и 5 сестер, таких как {Шрутакирти, Шрутадева, Шрутасрава, (Притха) Кунти и Раджадхидеви} Шрутадева (Мать экалавьи ) , Кунти (мать Пандавов ), Шруташравы (мать Шишупалы). ) и другие. Согласно «Харивамса-пуране» , Васудева и Нанда , вождь кшатриев Гокулы, были братьями или двоюродными братьями. [9] [10]
Жены и дети
[ редактировать ]Васудева женился на Деваки , а также имел других жен, таких как Паурави Рохини , Мадира, Вайшакхи, Бхадра, Сунама, Сахадева, Шантидева, Шридева, Деваракшита, Врикадеви, Упадеви и Бадарва. Рохини родила нескольких сыновей, а именно Балараму , Сарану и Шатху. [11] [12] Врикадеви родила Авагаху и Нандаку. [13] От Деваки у него было восемь сыновей, шестеро из которых были убиты Камсой , а двое других — Баларама (перенесенный в лоно Рохини) и Кришна . Еще у него была дочь – Субхадра от Рохини. [14] В некоторых версиях «Бхагавата-пураны» Васудева также женился на Сутану, принцессе Каши, и у них родился сын по имени Паундрака . [15]
Потомки
[ редактировать ]Васудева проследил ряд потомков через своих сыновей. У Сараны было много сыновей, таких как Сатьядхрити и Марсти, а у Шаты был сын по имени Сарти. Баларама женился на Ревати и имел двух сыновей – Нишатху и Улмуку, а также дочь – Ватсалу/Шаширекху. У Кришны было восемь главных жен , и он родил от них много детей, таких как Прадьюмна , Самба , Бхану и т. д., и у них тоже было много детей. Дочь Васудевы Субхадра вышла замуж за принца Пандавов Арджуну , и у них родился сын Абхиманью . В конечном итоге именно сын Абхиманью Парикшит взошел на трон Куру после Юдхиштхиры .
Многие из Ядавов покончили жизнь самоубийством во время братоубийства Ядавов . Кришна, Баларама и Васудева позже отдали свои жизни, а Пандавы забрали с собой оставшихся детей Ядавов и женщин в Индрапрастху , где внук Прадьюммы Ваджра был коронован как царь Матхуры , а некоторые другие выжившие также были коронованы как короли разных мест. (См. Маусала Парва ) . Многие мигрировали на юг и были известны как вира балиджа или вир банаджига , создали могущественный класс воинов-торговцев на юге Индии и правили династиями наяка . [16]
Сыновья Васудевы были связаны с бхагаватизмом , который в значительной степени сформировался к I тысячелетию до нашей эры, когда Васудеве (Кришне, сыну Васудевы) поклонялись как высшей высшей реальности. Об этом свидетельствуют тексты и археологические данные. В качестве текстового доказательства в Маханараяне Упанишаде записан следующий стих:
Нараяна дал нам знание , а Васудева дал нам знание. Пусть Вишну вдохновит нас.
нарайанайа видмахе васудевайа дхимахи танно вишнух пракодайат
Мы стремимся познать Нараяну, мы медитируем на Васудеву, и Вишну дарует нам мудрость.
В этом стихе утверждается, что Нараяна, Васудева (Кришна) и Вишну являются синонимами. [18] Автор и век, в котором была составлена вышеупомянутая Маханараяна-упанишада, неизвестны. Относительная хронология текста, основанная на его поэтическом стихе и текстовом стиле, была предложена Пармешваранандом к тому же периоду составления, что и Катха , Иша , Мундака и Шветашватара Упанишады , но до Майтри , Прашны и Мандукья Упанишад . [19] Фейерштейн относит относительную хронологию состава Маханараяны к хронологии Мундаки и Прашна Упанишад . [20] Эти оценки относительной хронологии датируют текст второй половиной I тысячелетия до нашей эры. [19] [21] Шринивасан предполагает более позднюю дату составления Маханараяны Упанишады, примерно после 300 г. до н. э. и, вероятно, примерно в столетиях начала нашей эры. [22]
Другие свидетельства взяты из археологических надписей, где Бхагаван эпиграфически документировано, что жил примерно в 100 г. до н.э., например, в надписях на столбе Гелиодора . Индо -греческий посол из Таксилы по имени Гелиодор той эпохи посетил двор царя Шунга и обратился к себе как к Бхагавате на этой колонне - эпитет, который ученые считают свидетельством поклонения Васудеве, прочно укоренившимся в 1-м тысячелетии до нашей эры. [23] Популярная короткая молитва для поклонения Васудеве — Двадашаакшар .
Кашьяпа воплотился как Васудева.
[ редактировать ]Говорят, что мудрец Кашьяпа воплотился как Васудева, отец Кришны, из-за проклятия божеств Варуны или Брахмы .
Говорят, что однажды мудрец совершил яджну (ритуальное жертвоприношение) в своей обители . Кашьяпа обратился за помощью к богу Варуне с предложением молока и топленого масла . Варуна одолжил мудрецу божественную корову, которая могла принести ему необходимые подношения. Завершив жертвоприношение, Кашьяпа задержал возвращение коровы божеству. Варуна проклял мудреца и его жену Адити родиться на земле как Васудева и Деваки, родители Вишну в его аватаре Кришны. [24]
В других версиях утверждается, что Кашьяпа украл божественную корову у Варуны для совершения ритуального жертвоприношения. Божество попросило Брахму вмешаться. За кражу коровы Брахма проклял Кашьяпу родиться на земле пастухом. Поскольку его жены, Адити и Сураса, помогли ему спрятать коров в его обители, они также родились на земле, как и две его жены, Деваки и Рохини . [25] [26]
См. также
[ редактировать ]Часть серии о |
индуизм |
---|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гарг, Ганга Рам (1992). Энциклопедия индуистского мира . Концептуальное издательство. п. 408. ИСБН 978-81-7022-375-7 .
- ^ Доктор философии, Лаванья Вемсани (2016). Кришна в истории, мысли и культуре: Энциклопедия индуистского Господа многих имен: Энциклопедия индуистского Бога многих имен . АВС-КЛИО. п. 297. ИСБН 978-1-61069-211-3 .
- ^ Уильямс, Джоанна Готфрид (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . БРИЛЛ. п. 129. ИСБН 978-90-04-06498-0 .
- ^ Гопал Чоудхари (2014). Величайший фарс истории . Издательство Партридж. п. 119. ИСБН 978-1-4828-1925-0 .
- ^ Санги, Ашвин (2012). Ключ Кришны . Ченнаи: Вестленд. п. Ключ7. ISBN 978-93-81626-68-9 . Проверено 9 июня 2016 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Лок Нат Сони (2000). Скот и палка: этнографический профиль раутов Чхаттисгарха . Антропологическое исследование Индии, Правительство Индии, Министерство туризма и культуры, Департамент культуры, Дели: Антропологическое исследование Индии, Правительство Индии, Министерство туризма и культуры, Департамент культуры, 2000 г. Оригинал из Мичиганского университета. п. 16. ISBN 978-81-85579-57-3 .
- ^ Фортсон (2004 : 116f)
- ^ Аппадорай, А. (1936). Экономическое состояние в Южной Индии Том. 1 .
- ^ Лок Натх Сони, Скот и палка: этнографический профиль раутов Чхаттисгарха. Антропологическое обследование Индии, Правительство. Индии, Министерство туризма и культуры, Департамент культуры (2000 г.).
- ^ Сони, Лок Нат (2000). Скот и палка: этнографический профиль раутов Чхаттисгарха . Антропологическое исследование Индии, Правительство Индии, Министерство туризма и культуры, Департамент культуры. п. 13. ISBN 978-81-85579-57-3 .
- ^ «Шатха, Шатха, Сатха, Сатха, Шатха: 19 определений» . 3 августа 2014 г.
- ^ «Шарана, Сарана, Сарана, Сарана, Сарана, Сарана, Сарана, Сарана, Сарана, Сарана, Сарана, Сарана, Сарана, Сарана, Сарана, Сарана: 25 определений» . 12 апреля 2009 г.
- ^ «Врикадеви, Врикадеви: 2 определения» . 18 февраля 2017 г.
- ^ «История предыдущего рождения Шишупалы и сыновей Васудевы [Глава XV]» . 30 августа 2014 г.
- ↑ Бхагавата Пурана Скандха X Глава 66, Издательство Мотилал Бансаридасс Книга 4 Приложение (66A), страницы 1884–1885, Дополнительные стихи в Бхагавата Пуране Виджая-дхваджи, Глава 69
- ^ Аппадорай, А. (1936). Экономическое состояние в Южной Индии Том. 1 .
- ^ Хаттангади 1999 , с. , 7 ॥ Адхайя.
- ^ Jump up to: а б С.М. Шринивашари (1994), Вайшнавизм: его философия, теология и религиозная дисциплина, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120810983 , страницы 132-134, 212-218.
- ^ Jump up to: а б Пармешварананд 2000 , стр. 458–459.
- ^ Фейерштейн 1989 , стр. 119–120.
- ^ Оливель 1998 , стр. 11–14.
- ^ Шринивасан 1997 , стр. 112, 120.
- ^ Джон Ирвин (1973-1975), Столпы Ашокана: переоценка доказательств, Журнал Burlington. т. 115, стр. 706-720; т. 116, стр. 712–727 ; т. 117, стр. 631–643; т. 118, стр. 734–753; ОСЛК 83369960
- ^ Вемсани, Лаванья (2021). Женские путешествия Махабхараты: индуистские женщины в истории, текстах и практике . Спрингер Природа. п. 231. ИСБН 978-3-030-73165-6 .
- ^ Мани, Веттам (1 января 2015 г.). Пураническая энциклопедия: всеобъемлющий труд с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Мотилал Банарсидасс. п. 397. ИСБН 978-81-208-0597-2 .
- ^ Пресиадо-Солис, Бенджамин; Пресиадо-Солис, Бенджамин (1984). Цикл Кришны в Пуранах: темы и мотивы героической саги . Издательство Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-0-89581-226-1 .
Ссылки
[ редактировать ]- Фортсон, Бенджамин В. IV (2004). Индоевропейский язык и культура . Издательство Блэквелл. ISBN 1-4051-0316-7 .
- Фейерштейн, Джордж (1989). Йога: технология экстаза . Тарчер. ISBN 978-0-87477-525-9 .
- Хаттангади, Сандер (1999). «Маханараяна Упанишад» (PDF) (на санскрите) . Проверено 23 января 2016 г.
- Оливель, Патрик (2011), Аскеты и брамины: исследования идеологий и институтов , Anthem Press , ISBN 978-0-85728-432-7
- Оливель, Патрик (1998), Упанишады , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-283576-5
- Пармешварананд, С. (2000). Энциклопедический словарь Упанишад . Саруп и сыновья. ISBN 978-81-7625-148-8 .
- Гастингс, Джеймс Родни (1908). Энциклопедия религии и этики, т.4: Бехистун (продолжение) — Буньяну, с. 540 . Джон А. Селби, изд. Эдинбург: Kessinger Publishing, LLC (перепечатка 1990 г.). п. 476. ИСБН 978-0-7661-3673-1 .
- Шринивасан, Дорис (1997). Множество голов, рук и глаз . БРИЛЛ Академик. ISBN 978-90-04-10758-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Р.Г. Бхандаркар : «Васудева Панини» 4.3.98. Журнал Королевского азиатского общества , 1910 год.