Jump to content

Васудева

Васудева
Васудева несет новорожденного Кришну в дом Нанды в Гокуле через реку Ямуна.
Деванагари Васудев
Почитается в Вайшнавизм
Тексты Бхагавата-пурана , Харивамша , Вишну-пурана , Брахма-пурана , Махабхарата
Генеалогия
Родители Шурасена (отец)Мариша (мать)
Супруг Рохини , Деваки и другие жены.
Дети Баларама , Кришна , Субхадра и другие дети.
Династия Ядава

Васудева переносит младенца Кришну через реку Ямуну. Мастер при дворе Манкота , ок. 1700 . Правительственный музей и художественная галерея, Чандигарх

Васудева ( санскрит : वसुदेव, IAST : Васудева ), также называемый Анакадундубхи ( анакас и дундубхис оба относятся к барабанам , в честь музыкантов, игравших на этих инструментах во время его рождения), [1] [2] является отцом индуистских божеств Кришны ( Васудева , т.е. «сын Васудевы»), Баларамы и Субхадры . Он был царем Вришни . [3] Сын царя Ядавов Шурасены , он также приходился троюродным братом Нанде , приемному отцу Кришны. [4] [5] [6] Его сестра Кунти была замужем за Панду .

Отчество Васудева произношением ā ) — популярное имя Кришны , сына Васудевы и Деваки . «Васудева» — это вриддхи , производное от краткой формы «Васудева», лингвистического прагматика на санскрите, означающего «принадлежность, происхождение». [7] «Васудева» как объект поклонения в индуизме обычно относится к сыну Васудеве (Кришне), а не к его отцу Васудеве.

Васудева родился в семье раджпутского царя Шурасены в королевстве Сурасена Кхандалванша. [8] У Васудевы было много братьев, таких как Девашрава и Девабхага, и 5 сестер, таких как {Шрутакирти, Шрутадева, Шрутасрава, (Притха) Кунти и Раджадхидеви} Шрутадева (Мать экалавьи ) , Кунти (мать Пандавов ), Шруташравы (мать Шишупалы). ) и другие. Согласно «Харивамса-пуране» , Васудева и Нанда , вождь кшатриев Гокулы, были братьями или двоюродными братьями. [9] [10]

Жены и дети

[ редактировать ]

Васудева женился на Деваки , а также имел других жен, таких как Паурави Рохини , Мадира, Вайшакхи, Бхадра, Сунама, Сахадева, Шантидева, Шридева, Деваракшита, Врикадеви, Упадеви и Бадарва. Рохини родила нескольких сыновей, а именно Балараму , Сарану и Шатху. [11] [12] Врикадеви родила Авагаху и Нандаку. [13] От Деваки у него было восемь сыновей, шестеро из которых были убиты Камсой , а двое других — Баларама (перенесенный в лоно Рохини) и Кришна . Еще у него была дочь – Субхадра от Рохини. [14] В некоторых версиях «Бхагавата-пураны» Васудева также женился на Сутану, принцессе Каши, и у них родился сын по имени Паундрака . [15]

Васудева проследил ряд потомков через своих сыновей. У Сараны было много сыновей, таких как Сатьядхрити и Марсти, а у Шаты был сын по имени Сарти. Баларама женился на Ревати и имел двух сыновей – Нишатху и Улмуку, а также дочь – Ватсалу/Шаширекху. У Кришны было восемь главных жен , и он родил от них много детей, таких как Прадьюмна , Самба , Бхану и т. д., и у них тоже было много детей. Дочь Васудевы Субхадра вышла замуж за принца Пандавов Арджуну , и у них родился сын Абхиманью . В конечном итоге именно сын Абхиманью Парикшит взошел на трон Куру после Юдхиштхиры .

Многие из Ядавов покончили жизнь самоубийством во время братоубийства Ядавов . Кришна, Баларама и Васудева позже отдали свои жизни, а Пандавы забрали с собой оставшихся детей Ядавов и женщин в Индрапрастху , где внук Прадьюммы Ваджра был коронован как царь Матхуры , а некоторые другие выжившие также были коронованы как короли разных мест. (См. Маусала Парва ) . Многие мигрировали на юг и были известны как вира балиджа или вир банаджига , создали могущественный класс воинов-торговцев на юге Индии и правили династиями наяка . [16]

Васудева несет младенца Кришну через Ямуну . Около I века н. э., храм Гаташрам Нараян. Музей Матхуры

Сыновья Васудевы были связаны с бхагаватизмом , который в значительной степени сформировался к I тысячелетию до нашей эры, когда Васудеве (Кришне, сыну Васудевы) поклонялись как высшей высшей реальности. Об этом свидетельствуют тексты и археологические данные. В качестве текстового доказательства в Маханараяне Упанишаде записан следующий стих:

Нараяна дал нам знание , а Васудева дал нам знание. Пусть Вишну вдохновит нас.

нарайанайа видмахе васудевайа дхимахи танно вишнух пракодайат

Мы стремимся познать Нараяну, мы медитируем на Васудеву, и Вишну дарует нам мудрость.

- Маханараяна Упанишада, глава 7. [17] [18]
Кришна и Баларама встречаются со своими родителями (картина Раджи Рави Вармы )

В этом стихе утверждается, что Нараяна, Васудева (Кришна) и Вишну являются синонимами. [18] Автор и век, в котором была составлена ​​вышеупомянутая Маханараяна-упанишада, неизвестны. Относительная хронология текста, основанная на его поэтическом стихе и текстовом стиле, была предложена Пармешваранандом к тому же периоду составления, что и Катха , Иша , Мундака и Шветашватара Упанишады , но до Майтри , Прашны и Мандукья Упанишад . [19] Фейерштейн относит относительную хронологию состава Маханараяны к хронологии Мундаки и Прашна Упанишад . [20] Эти оценки относительной хронологии датируют текст второй половиной I тысячелетия до нашей эры. [19] [21] Шринивасан предполагает более позднюю дату составления Маханараяны Упанишады, примерно после 300 г. до н. э. и, вероятно, примерно в столетиях начала нашей эры. [22]

Другие свидетельства взяты из археологических надписей, где Бхагаван эпиграфически документировано, что жил примерно в 100 г. до н.э., например, в надписях на столбе Гелиодора . Индо -греческий посол из Таксилы по имени Гелиодор той эпохи посетил двор царя Шунга и обратился к себе как к Бхагавате на этой колонне - эпитет, который ученые считают свидетельством поклонения Васудеве, прочно укоренившимся в 1-м тысячелетии до нашей эры. [23] Популярная короткая молитва для поклонения Васудеве — Двадашаакшар .

Кашьяпа воплотился как Васудева.

[ редактировать ]

Говорят, что мудрец Кашьяпа воплотился как Васудева, отец Кришны, из-за проклятия божеств Варуны или Брахмы .

Говорят, что однажды мудрец совершил яджну (ритуальное жертвоприношение) в своей обители . Кашьяпа обратился за помощью к богу Варуне с предложением молока и топленого масла . Варуна одолжил мудрецу божественную корову, которая могла принести ему необходимые подношения. Завершив жертвоприношение, Кашьяпа задержал возвращение коровы божеству. Варуна проклял мудреца и его жену Адити родиться на земле как Васудева и Деваки, родители Вишну в его аватаре Кришны. [24]

В других версиях утверждается, что Кашьяпа украл божественную корову у Варуны для совершения ритуального жертвоприношения. Божество попросило Брахму вмешаться. За кражу коровы Брахма проклял Кашьяпу родиться на земле пастухом. Поскольку его жены, Адити и Сураса, помогли ему спрятать коров в его обители, они также родились на земле, как и две его жены, Деваки и Рохини . [25] [26]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Гарг, Ганга Рам (1992). Энциклопедия индуистского мира . Концептуальное издательство. п. 408. ИСБН  978-81-7022-375-7 .
  2. ^ Доктор философии, Лаванья Вемсани (2016). Кришна в истории, мысли и культуре: Энциклопедия индуистского Господа многих имен: Энциклопедия индуистского Бога многих имен . АВС-КЛИО. п. 297. ИСБН  978-1-61069-211-3 .
  3. ^ Уильямс, Джоанна Готфрид (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . БРИЛЛ. п. 129. ИСБН  978-90-04-06498-0 .
  4. ^ Гопал Чоудхари (2014). Величайший фарс истории . Издательство Партридж. п. 119. ИСБН  978-1-4828-1925-0 .
  5. ^ Санги, Ашвин (2012). Ключ Кришны . Ченнаи: Вестленд. п. Ключ7. ISBN  978-93-81626-68-9 . Проверено 9 июня 2016 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  6. ^ Лок Нат Сони (2000). Скот и палка: этнографический профиль раутов Чхаттисгарха . Антропологическое исследование Индии, Правительство Индии, Министерство туризма и культуры, Департамент культуры, Дели: Антропологическое исследование Индии, Правительство Индии, Министерство туризма и культуры, Департамент культуры, 2000 г. Оригинал из Мичиганского университета. п. 16. ISBN  978-81-85579-57-3 .
  7. ^ Фортсон (2004 : 116f)
  8. ^ Аппадорай, А. (1936). Экономическое состояние в Южной Индии Том. 1 .
  9. ^ Лок Натх Сони, Скот и палка: этнографический профиль раутов Чхаттисгарха. Антропологическое обследование Индии, Правительство. Индии, Министерство туризма и культуры, Департамент культуры (2000 г.).
  10. ^ Сони, Лок Нат (2000). Скот и палка: этнографический профиль раутов Чхаттисгарха . Антропологическое исследование Индии, Правительство Индии, Министерство туризма и культуры, Департамент культуры. п. 13. ISBN  978-81-85579-57-3 .
  11. ^ «Шатха, Шатха, Сатха, Сатха, Шатха: 19 определений» . 3 августа 2014 г.
  12. ^ «Шарана, Сарана, Сарана, Сарана, Сарана, Сарана, Сарана, Сарана, Сарана, Сарана, Сарана, Сарана, Сарана, Сарана, Сарана, Сарана: 25 определений» . 12 апреля 2009 г.
  13. ^ «Врикадеви, Врикадеви: 2 определения» . 18 февраля 2017 г.
  14. ^ «История предыдущего рождения Шишупалы и сыновей Васудевы [Глава XV]» . 30 августа 2014 г.
  15. Бхагавата Пурана Скандха X Глава 66, Издательство Мотилал Бансаридасс Книга 4 Приложение (66A), страницы 1884–1885, Дополнительные стихи в Бхагавата Пуране Виджая-дхваджи, Глава 69
  16. ^ Аппадорай, А. (1936). Экономическое состояние в Южной Индии Том. 1 .
  17. ^ Хаттангади 1999 , с. , 7 ॥ Адхайя.
  18. ^ Jump up to: а б С.М. Шринивашари (1994), Вайшнавизм: его философия, теология и религиозная дисциплина, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120810983 , страницы 132-134, 212-218.
  19. ^ Jump up to: а б Пармешварананд 2000 , стр. 458–459.
  20. ^ Фейерштейн 1989 , стр. 119–120.
  21. ^ Оливель 1998 , стр. 11–14.
  22. ^ Шринивасан 1997 , стр. 112, 120.
  23. ^ Джон Ирвин (1973-1975), Столпы Ашокана: переоценка доказательств, Журнал Burlington. т. 115, стр. 706-720; т. 116, стр. 712–727 ; т. 117, стр. 631–643; т. 118, стр. 734–753; ОСЛК   83369960
  24. ^ Вемсани, Лаванья (2021). Женские путешествия Махабхараты: индуистские женщины в истории, текстах и ​​практике . Спрингер Природа. п. 231. ИСБН  978-3-030-73165-6 .
  25. ^ Мани, Веттам (1 января 2015 г.). Пураническая энциклопедия: всеобъемлющий труд с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Мотилал Банарсидасс. п. 397. ИСБН  978-81-208-0597-2 .
  26. ^ Пресиадо-Солис, Бенджамин; Пресиадо-Солис, Бенджамин (1984). Цикл Кришны в Пуранах: темы и мотивы героической саги . Издательство Мотилал Банарсидасс. ISBN  978-0-89581-226-1 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Р.Г. Бхандаркар : «Васудева Панини» 4.3.98. Журнал Королевского азиатского общества , 1910 год.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 401137ab58fe36ebfc2ba271af091c1e__1721894400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/40/1e/401137ab58fe36ebfc2ba271af091c1e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vasudeva - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)