Ядава

Ядава . ( букв. « происшедший от Яду ») [ 1 ] [ 2 ] ) были древним индийским народом , который, как полагали, произошел от Яду , легендарного царя линии Чандравамша .
Сообщество было сформировано из различных кланов : Абхира , Андхака , Вришни и Сатваты, которые поклонялись Кришне . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Они указаны в древнеиндийской литературе как сегменты линии Яду ( Ядувамша ). [ 8 ] существовал ряд общин и королевских династий В разное время на Индийском субконтиненте , которые заявляли о своем происхождении от древних кланов Ядавов и легендарных личностей Ядавов, называя себя таким образом Ядавами. [ 9 ] [ 10 ] Ядавы периода Махабхараты были известны как последователи вайшнавизма которого был Кришна , лидером : по профессии они были гопами (пастушками), но в то же время держали статус кшатриев , участвовавших в битве на Курукшетре. . Нынешние ахиры также являются последователями вайшнавизма . [ 11 ] [ 12 ]
В Махабхарате упоминается, что когда Ядавы (хотя и принадлежали к группе Абхира ) покинули Двараку (Двараку) и Гуджарат после смерти Кришны и отступили на север под предводительством Арджуны , они подверглись нападению и были разбиты. [ 13 ]
Считается , что среди кланов Ядавов, упомянутых в древнеиндийской литературе, Хайхайи произошли от Сахасраджита, старшего сына Яду. [ 14 ] и все другие кланы Ядавов, в том числе Чеди , Видарбхи , Сатваты, Андхаки, Кукуры, Бходжи, Вришни и Сурасены, как полагают, произошли от Крошту или Крошты, младшего сына Яду. [ 15 ]
можно сделать вывод Из разделов вамшанучарита (генеалогии) ряда основных Пуран , что Ядавы распространились по региону Аравалли , Гуджарату , долине Нармада , северному Декану и восточной долине Ганга . [ 16 ] и В Махабхарате Пуранах упоминается, что Яду или Ядавы, конфедерация, состоящая из многочисленных кланов, были правителями региона Матхура . [ 17 ] и были пастухами . [ 18 ] Махабхарата Пауравов также упоминает исход Ядавов из Матхуры в Двараку из-за давления со стороны , правителей Магадхи , и, вероятно, также со стороны Куру . [ 19 ]
Хайхайя
Хайхайи были древней конфедерацией пяти гана (кланов), которые, как считалось, произошли от общего предка Яду. Эти пять кланов — Витихотра, Шарьята, Бходжа, Аванти и Тундикера. Пять кланов Хайхайя называли себя Таладжангхами. [ 15 ] Согласно Пуранам , Хайхая был внуком Сахасраджита, сына Яду. [ 14 ] Каутилья в своей «Артхашастре» упомянул о Хайхаях. [ 20 ] В Пуранах Арджуна Картавирья завоевал Махишмати у Каркотака-нага и сделал его своей столицей. [ 21 ]
Позднее хайхайи стали известны также по имени наиболее доминирующего среди них клана — Витихотры. Согласно Пуранам , Витихотра был правнуком Арджуны Картавирьи и старшим сыном Таладжангхи. [ 15 ] Рипунджая, последний витихотра, правитель Уджайини, был свергнут своим аматией (министром) Пуликой, который посадил на трон своего сына Прадйоту. [ 20 ] [ 22 ] Махаговиндасуттанта Диганикаи ) . упоминает о царе аванти Вессабху (Вишвабху) и его столице Махиссати (Махишмати Вероятно, он был правителем Витихотры. [ 23 ]
Шашабиндус
В Балаканде (70.28) Рамаяны Шашабинды упоминаются наряду с Хайхайями и Таладжангами. [ 24 ] Шашабинду или Шашабиндавы считаются потомками Шашабинду, Чакравартина (универсального правителя). [ 25 ] и сын Читраратхи, праправнук Крошту. [ 24 ]
Чеди
Чеди или Чайдья были древним кланом Ядавов, территория которого была завоевана царем Куру Васу, который таким образом получил свой эпитет Чайдйопаричара (победитель Чайдьев). [ 26 ] или Упаричара (победитель). Согласно Пуранам, Чеди были потомками Чиди, сына Кайшики, внука Видарбхи, потомка Крошты.
Видарбхи
Согласно Пуранам, Видарбхи или Вайдарбхи были потомками Видарбхи, сына Джьямаги, потомка Крошту. [ 15 ] Самым известным царем Видарбхи был Бхишмака , отец Рукмина и Рукмини . [ 27 ] В Матсья-пуране и Ваю-пуране Вайдарбхи описываются как жители Декана ( Дакшинапатха васинах ). [ 28 ]
Сатваты
Согласно «Айтарейя-брахману» (VIII.14), сатваты были южным народом, находившимся в подчинении у бходжей. [ 29 ] В «Сатапатха-брахмане» (XIII.5.4.21) упоминается, что Бхарата захватил жертвенного коня Сатватов. [ 30 ] Панини в своей «Аштадхьяи» упоминает сатватов также как принадлежащих к кшатриям готрам , имеющим сангха (племенная олигархия). форму правления [ 31 ] но в «Манусмрити» (X.23) сатваты отнесены к категории вратья-вайшьев . [ 32 ]
Согласно традиции, найденной в «Харивамсе» (95.5242-8), Сатвата был потомком царя Ядавы Мадху , а сын Сатваты Бхима был современником Рамы . Бхима вернул город Матхуру у Икшваку после смерти Рамы и его братьев. Андхака, сын Бхимы Сатваты, был современником Куши , сына Рамы. Он сменил своего отца на троне Матхуры. [ 33 ]
, Андхаки Вришни , Кукуры , Бходжи и Шурасены произошли от Сатваты. Считается, что [ 34 ] потомок Крошту . [ 15 ] Эти кланы были также известны как кланы Сатвата.
Андхаки
Согласно Аштадхьяи (IV.1.114) Панини , Андхаки принадлежали к кшатрийской готре , имевшей сангху (племенную олигархическую) форму правления. [ 31 ] В Дрона Парве (141.15) Махабхараты андхаки были отнесены к категории вратьев (отступников от ортодоксальности). [ 19 ] Согласно Пуранам, Андхаки были потомками Бхаджамана, сына Андхаки и внука Сатваты. [ 15 ]
Согласно Махабхарате , союзную армию Андхаков, Бходжей, Кукуров и Вришни в войне на Курукшетре возглавлял Критаварма , сын Хридики, Андхака. [ 34 ] Но в том же тексте он также упоминается как Бходжа Мриттикавати. [ 29 ]
Бходжи
Согласно «Айтарейя-брахману» (VIII.14), бходжи были южным народом, чьи князья держали сатватов в подчинении. Вишну -пурана (IV.13.1-61) упоминает бходжи как ветвь сатват. [ 29 ] Согласно этому тексту, бходжи Мриттикавати были потомками Махабходжи, сына Сатваты. [ 35 ] Однако, согласно ряду других пуранических текстов, Бходжи были потомками Бабхру, внука Сатваты. [ 15 ] В Ади Парве Махабхараты ( 85.3533 ) и в отрывке из Матсья Пураны (34.30) бходжи упоминаются как млеччи . Другой отрывок Матсья Пураны (44.69) описывает их как благочестивых и исполнителей религиозных обрядов. [ 29 ]
Кукурас
Каутилья в своей «Артхашастре» (XI.1.5) описывает Кукуров как клан, имеющий форму правления сангха (племенная олигархия), лидер которой использует титул раджи ( раджашабдопадживинах ). [ 36 ] Согласно «Бхагавата-пуране» , Кукуры занимали территорию вокруг Двараки . ) принадлежал правитель Ядавов Уграсена В Ваю-пуране упоминается, что к этому клану ( Кукуродбхава . [ 37 ] Согласно Пуранам, у Ахуки, Кукуры, было два сына от принцессы Каши , Уграсена и Девака. У Уграсены было девять сыновей и пять дочерей, Камса старшим из которых был . У Деваки было четыре сына и семь дочерей, Деваки была одной из них. Камса узурпировал трон Матхуры после заключения Уграсены в тюрьму. Но позже он был убит Кришной , сыном Деваки, который вновь посадил на трон Уграсену. [ 38 ]
В надписи Гаутами Балашри в пещере Нашик упоминается, что ее сын Гаутамипутра Сатакарни завоевал Кукурас. Джунагадха включает кукуров в Наскальная надпись Рудрадамана I список завоеванных им народов. [ 37 ]
Вришни

Вришни упоминаются в ряде ведических текстов, в том числе в « Тайттирия-самхите» (III.2.9.3), «Тайттирия-брахмане» (III.10.9.15), « Сатапатха-брахмане» (III.1.1.4) и « Джайминия-упанишад-брахмане». . (I.6.1). [ 17 ] В «Тайттирия-самхите» и «Джайминия-упанишад-брахмане» упоминается учитель Гобала, принадлежащий к этому клану. [ 39 ]
Хотя Панини в своей «Аштадхьяи» (IV.1.114) включает вришни в список кланов кшатрийских готр , имеющих сангху (племенную олигархическую) форму правления, [ 31 ] но в Дрона Парве (141.15) Махабхараты Вришни , как и Андхаки, были отнесены к категории Вратьев (апсотатов). В Шанти Парве (81.25) Махабхараты Кукуры , Бходжи, Андхаки и Вришни вместе называются сангхой , а Васудева Кришна - Сангхамукхьей (сеньором сангхи ). [ 19 ] Согласно Пуранам, Вришни был одним из четырех сыновей Сатваты. [ 15 ] У Вришни было три (или четыре) сына: Анамитра (или Сумитра), Юдхаджит и Девамидхуша. Шура был сыном Девамидхуши. Его сын Васудева был отцом Баларамы и Кришны. [ 34 ]
Согласно «Харивамсе» (II.4.37-41), вришни поклонялись богине Эканамше , которая в другом месте того же текста (II.2.12) описывается как дочь Нандагопы . [ 40 ] Надпись колодца Мора , найденная в деревне недалеко от Матхуры и датированная первыми десятилетиями нашей эры, свидетельствует об установке изображений пяти Вришни вир (героев) в каменном святилище человеком по имени Тоша. Эти пять героев Вришни были отождествлены с Самкаршаной , Васудевой , Прадьюмной , Анируддхой и Самбой в отрывке из Вайю Пураны (97.1-2). [ 41 ]

Уникальная серебряная монета Вришни была обнаружена в Хошиарпуре , Пенджаб . Эта монета в настоящее время хранится в Британском музее Лондоне в . [ 42 ] , было обнаружено также некоторое количество медных монет, глиняных печатей и печатей, выпущенных Вришни Позднее в Сунете, близ Лудхианы . [ 43 ]
Шайнейи
Считается, что Шайнеи произошли от Шини, сына Анамитры, сына Вришни. В Махабхарате и Пуранах самым известным Шайнейой был Ююдхана , сын Сатьяки и внук Шини. Он был современником Кришны. Согласно Пуранам, Асанга и Югандхара были его сыном и внуком соответственно. [ 34 ]
Акрура и Шьямантака
В ряде Пуран упоминается Акрура , Вришни, как правитель Двараки. [ 44 ] Его имя встречается в Нирукте (2.2) как обладателя драгоценности. [ 45 ] В Пуранах Акрура упоминается как сын Швапхалки, который был правнуком Вришни. [ 34 ] и Гандини. В «Махабхарате» , « Бхагавата-пуране» и « Брахма-пуране » он упоминается как хранитель Шьямантаки , самой известной драгоценности Ядавов. [ 45 ] [ 46 ] Согласно Пуранам, у Акруры было два сына: Девавант и Упадева. [ 34 ]
Братоубийственная война и ее последствия
Согласно Маусала Парве (7.185-253) Махабхараты , через несколько лет после Курукшетрской войны кланы Андхака-Вришни Ядава Двараки были уничтожены из-за братоубийственной войны. [ 47 ] И Баларама , и Кришна умерли вскоре после этой войны. Позже сын Критавармы стал правителем Мриттикавати, а внук Ююдханы стал правителем территории у реки Сарасвати . Остальные уцелевшие Ядавы укрылись в Индрапрастхе . Ваджра, правнук Кришны, был назначен их царем. [ 48 ]
Ваджра упоминается как правнук Кришны в Вишну-пуране . Согласно разделу этого текста (IV.15.34-42), он был сыном Анируддхи и Субхадры. [ 49 ] Но согласно тому или иному разделу (V.32.6-7), он был сыном Анируддхи и Уши, дочери Баны и внучки Бали . [ 50 ] Баху (или Пратибаху) был его сыном, а Сучару — его внуком. [ 49 ] В другом месте этого текста (V.38.34) он упоминается как назначенный царем Матхуры вместо Индрапрастхи. [ 51 ]
Повествование о братоубийственной войне Ядава также встречается в двух рассказах Джатаки палийского буддийского канона : Гхата Джатака и Самкичча Джатака . Согласно « Гхата Джатаке» , Васудева, Баладева и восемь других братьев Андхака-Венху (вероятно, искаженная форма Андхака-Венхи , палийский эквивалент санскритского Андхака-Вришни) захватили Дваравати и убили ее царя Камсу. Позже эти братья подрались между собой, и все, кроме Васудевы и Баладевы, погибли. Вскоре после этого умерли Васудева и Баладева. В Самкичча Джатаке упоминается, что Андхака-Венху убили друг друга. [ 52 ] Каутилья также в своей «Артхашастре» (I.6.10) упоминает об уничтожении рода Вришни из-за их безрассудства. [ 53 ]
Система родства Ядава
По мнению современного историка Ромилы Тапар , система родства Ядавов демонстрирует следы матрилинейной структуры, которая обнаруживается в упоминаниях об их кросскузенных браках. Это особенно запрещено в индоарийской системе родства. [ 54 ] В Вишну-пуране упоминается, что Кришна женился на Рукмини, принцессе Видарбхи. Его сын Прадьюмна женился на Рукмавати, дочери Рукми , брата Рукмини. Сын Прадьюмны Анируддха женился на Рочане, внучке Рукми. [ 49 ]
Шурасены и Кришна
В буддийских и джайнских текстах перечисляются 16 могущественных государств ( шодаша махаджанапада ), которые процветали в начале VI века до нашей эры. Шурасена была одним из таких состояний, упомянутых в Ангуттара-никае , буддийском тексте. Столицей Шурасена была Матхура, также известная как Мадура. [ 55 ] Мегасфен (ок. 350–290 до н.э.) упоминает, что Сурасены (Шурасены), жившие в районе Матхуры, поклонялись Гераклу , под которым он, возможно, имел в виду Васудеву Кришну , индийского бога, наиболее похожего на Геракла. Поклонение Васудеве Кришне, по-видимому, зародилось в регионе Матхура. [ 56 ]
Существует ряд традиций относительно происхождения Шурасен. Согласно традиции, найденной в Линга Пуране (I.68.19), Шурасены были потомками Шурасены, сына Арджуны Картавирьи. Согласно другой традиции, встречающейся в Рамаяне (VII.62.6) и Вишну-пуране (IV.4.46), Шурасены были потомками Шурасены, сына Шатругны , брата Рамы. [ 33 ] Согласно «Девибхагавата-пуране» (IV.1.2), Шурасена был отцом Васудевы, отца Кришны. [ 57 ] Александр Каннингем в своей «Древней географии Индии» утверждает, что из-за Шурасены, его деда, Кришна и его потомки были известны как Шурасены. [ 58 ] Бхаса в своей «Балачарите» упоминает, что матерью Камсы была Шурасена ( Шаурасенимата ). [ 59 ]
Религиозные места
Помимо вождеств и джагиров , им были предоставлены питамы (места) в силу их религиозных полномочий. Например, было четырнадцать мест ( питхамов среди Варангала ), согласно санаду, предоставленному в 1425 году (Шака Самват) Шри Пратапой Рудрой, Махараджем Варангала, Шри Кондиаху Гуру в качестве главы четырнадцати мест. Впоследствии, когда Бхагьянагар был основан султаном Абдуллой Кутуб Шахи в 1560 году нашей эры, права [ ВОЗ? ] были признаны и признаны, а имя Манугал было заменено именем Голконда. [ 60 ] Согласно хартии, выданной султаном Абдуллой из династии Кутб-Шахи в 1071 году по хиджре , Кондия построил форт для султана, используя свою харизму в разгадке тайны этого места, а также обнаружил для него золотые монеты, захороненные под землей. Взамен султан дал ему Хартию, наделяющую Кондию правами и привилегиями, причитающимися главе четырнадцати мест, а также двенадцати классов и двух классов Кондии, хотя и был последователем, но был главой Питамов . Возможно, в это время они находились под влиянием, хотя и были включены в эту категорию. [ 61 ]
См. также
- Веды
- Бхараты (ведическое племя)
- Чистый (ведическое племя)
- Джанапада
- Ригведические реки
- Ригведический санскрит
- Лунная династия
- Солнечная династия
- Историческая ведическая религия
- Династии Турвасу Друхью и Ану
- Список древних индоарийских народов и племен
- История индуизма
- Список индийских монархов
- Цивилизация долины Инда
- Очертание древней Индии
- Керамика на Индийском субконтиненте
Ссылки
- ^ Уильямс, Монье (2005) [1899]. Санскритско-английский словарь: этимологически и филологически составленный с особым упором на родственные индоевропейские языки . Дели: Мотилал Банрсидасс. п. 851. ИСБН 978-81-208-3105-6 .
- ^ Франклин К. Саутворт считает, что слово Ядава , возможно, дравидийское , что означает «пастух», поскольку оно не имеет известной индоевропейской этимологии (Саутворт, Франклин К. (1995). Реконструкция социального контекста по языку: индоарийская и дравидийская предыстория , в Джордже Эрдёси (ред.) Индоарийцы древней Южной Азии: язык, материальная культура и этническая принадлежность , Индийская филология и исследования Южной Азии, Том I, Берлин: Вальтер де Грюйтер и компания, ISBN 978-3-11-014447-5 , с. 266н.
- ^ Гадкари, Джаянт (1996). Общество и религия: от Ругведы до Пуран . Популярные публикации. ISBN 978-81-7154-743-2 .
- ^ КП, Джаясвал. Индуистское государство. Конституционная история Индии в индуистские времена . Дом Делийского университета. п. 141.
Во времена Перипла (ок. 80 г. н.э.) та самая область, которую Птолемей Ларике назвал Абирией. Похоже, что Абхиры Гуджурата были Растриками Ашоки и Ядавами Махабхараты.
- ^ Рой, Сарат Чандра (24 января 1974 г.). Человек в Индии Том 54 . АК Бозе. п. 40.
В «Харивамсе» царство Ядавов, называемое Анаратта, описывается как населенное преимущественно абхирасами (Абхира-прайа-манушьям).
- ^ Бхаттачарья, Сунил Кумар (24 октября 1978 г.). Культ Кришны . Ассоциированное издательство. п. 182.
Окружающие территории вокруг Матхуры в основном состоят из Абхирасов (Абхира-прайя). Позже говорится, что все расы Анхдаков, Вриснисов и т. д. принадлежали к этой расе Яду. Если это так, то очевидно, что Кришна принадлежал к расе, в которую входила раса Абхираса.
- ^ Обсуждая пуранические отчеты, Хем Чандра Райчаудхури использовал термин « кланы Ядава» для обозначения Андхаков, Вришни и Кукура (Райчаудхури, Хемчандра (1972). Политическая история Древней Индии , Калькутта: Калькуттский университет, стр. 447fn3) . Но Рамакришна Гопал Бхандаркар использовал термин ядава» «племена для обозначения сатватов, андхаков и вришни (Bhandarkar, RG (1995). Vaisnavism, Saivism and Minor Religious Systems , Delhi: Asian Educational Service, ISBN 978-81-206-0122-2 , с. 11).
- ^ Тапар, Ромила (1978, переиздание 1996 г.). Социальная история Древней Индии: некоторые интерпретации , Нью-Дели: Восток Лонгман, ISBN 978-81-250-0808-8 , с. 223.
- ^ Форлонг, Джон Г. Р. (2008). Энциклопедия религий . Том. III: Н – З. Нью-Йорк: Cosimo Classics. п. 504. ИСБН 978-1-60520-488-8 .
- ^ Косамби, Д.Д. (1988). Культура и цивилизация Древней Индии в историческом очерке , Нью-Дели: Издательство Vikas, ISBN 978-0-7069-4200-2 , с. 116.
- ^ Шаши, Шьям Сингх (1994). Энциклопедия индийских племен: Племенной мир в переходный период . Публикации Анмола, 1994. с. 76. ИСБН 9788170418368 .
Ядавы периода Махабхараты были известны как последователи вайшнавизма, лидером которого был Кришна: по профессии они были гопами (пастухами), но в то же время имели статус кшатриев, участвовавших в битве на Курукшетре. . Нынешние ахиры также являются последователями вайшнавизма.
- ^ Вайдья, Чинтаман Винаяк (2001). Эпическая Индия, или Индия, описанная в Махабхарате и Рамаяне . Азиатские образовательные службы, 2001. с. 423. ИСБН 9788120615649 .
Тот факт, что Ядавы вели пастырский образ жизни, ясно подтверждается тем фактом, что сестра Кришны Субхадра, когда ее забрал Арджуна, описывается как одетая в одежду гопи или женщины-пастушки. Объяснить этот факт невозможно, если не поверить в то, что все племя привыкло носить эту одежду. Свобода, с которой она и другие женщины-ядава передвигались по холму Райватака во время празднества по этому случаю, также показывает, что их социальные отношения были более свободными и беспрепятственными, чем у других кшатриев. В Махабхарате говорится, что Кришна снова, когда он перешел на сторону Арджуны, в качестве баланса отдал Дурьодхане армию гопа. Гопы не могли быть никем иным, как самими Ядавами.
- ^ Рой, Сарат Чандра (Рай Бахадур) (1974). Мужчина в Индии . АК Бозе.
- ^ Jump up to: а б Паргитер, Ф. Е. (1972) [1922]. Древняя индийская историческая традиция , Дели: Мотилал Банарсидасс, с. 87.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Паргитер, Ф. Е. (1972) [1922]. Древняя индийская историческая традиция , Дели: Мотилал Банарсидасс, стр. 102–4.
- ^ Тапар, Ромила (1978, переиздание 1996 г.). Социальная история Древней Индии: некоторые интерпретации , Нью-Дели: Восток Лонгман, ISBN 978-81-250-0808-8 , стр. 216–7.
- ^ Jump up to: а б Сиркар, округ Колумбия (2008). Исследования религиозной жизни древней и средневековой Индии . Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 16. ISBN 978-81-208-2790-5 .
- ^ Далал, Roshen (18 апреля 2014 г.). Индуизм: Алфавитный справочник . Пингвин Великобритания. ISBN 978-81-8475-277-9 .
- ^ Jump up to: а б с Райчаудхури, Хемчандра (1972). Политическая история Древней Индии , Калькутта: Калькуттский университет, стр. 127–8.
- ^ Jump up to: а б Райчаудхури, Хемчандра (1972). Политическая история Древней Индии , Калькутта: Калькуттский университет, стр. 130–1.
- ^ Паргитер, FE (1972) [1922]. Древняя индийская историческая традиция , Дели: Мотилал Банарсидасс, стр.266.
- ^ Райзада, Аджит (1992). Уджайини (на хинди), Бхопал: Управление археологии и музеев правительства Мадхья-Прадеша, стр.21.
- ^ Бхаттачарья, ПК (1977). Историческая география Мадхья-Прадеша по ранним записям . Дели: Мотилал Банарсидасс. стр. 118–9. ISBN 978-81-208-3394-4 . LCCN 78900527 . ОСЛК 3864981 .
- ^ Jump up to: а б Уилсон, Гораций Хейман (1868). Фитцедворд Холл (ред.). Вишну-пурана: система индуистской мифологии и традиции . Том. IV. Лондон: Трюбнер и Ко, стр. 61, 61n.
- ^ Паргитер, FE (1972) [1922]. Древняя индийская историческая традиция , Дели: Мотилал Банарсидасс, стр.261.
- ^ Паргитер, FE (1972) [1922]. Древняя индийская историческая традиция , Дели: Мотилал Банарсидасс, стр.118.
- ^ Доусон, Джон (1984) [1879]. Классический словарь индуистской мифологии, религии, географии, истории . Калькутта: Rupa & Co. 54.
- ^ Райчаудхури, Хемчандра (1972). Политическая история Древней Индии , Калькутта: Калькуттский университет, стр.83.
- ^ Jump up to: а б с д Закон, Британская Колумбия (1973). Племена в Древней Индии , Восточная серия Бхандаркара № 4, Пуна: Институт восточных исследований Бхандаркара, стр. 366–73.
- ^ Паргитер, FE (1972) [1922]. Древняя индийская историческая традиция , Дели: Мотилал Банарсидасс, с. 65.
- ^ Jump up to: а б с Тапар, Ромила (1978, переиздание 1996 г.). Социальная история Древней Индии: некоторые интерпретации , Нью-Дели: Восток Лонгман, ISBN 978-81-250-0808-8 , стр. 303–4.
- ^ Бюлер, Г. (2004). Законы Ману . Дели: Публикации Cosmo. п. 279. ИСБН 978-81-7755-876-0 .
- ^ Jump up to: а б Паргитер, Ф. Е. (1972) [1922]. Древняя индийская историческая традиция , Дели: Мотилал Банарсидасс, стр. 170–1, 171fn2.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Паргитер, Ф. Е. (1972) [1922]. Древняя индийская историческая традиция , Дели: Мотилал Банарсидасс, стр. 105–107.
- ^ Уилсон, Гораций Хейман (тр.) (1840). Вишну Пурана . Лондон: Джон Мюррей. п. 424.
- ^ Рангараджан, Л.Н. (ред. и тр.) (1992). Арташастра , Нью-Дели: Пингвин, ISBN 978-0-14-044603-6 , с. 822.
- ^ Jump up to: а б Закон, Британская Колумбия (1973). Племена в Древней Индии , Восточная серия Бхандаркара № 4, Пуна: Институт восточных исследований Бхандаркара, с. 389.
- ^ Гарг, Ганга Рам, изд. (1992). Энциклопедия индуистского мира . Том. Я, А-Адж. Нью-Дели: Концептуальное издательство. п. 21. ISBN 978-81-7022-374-0 .
- ^ Сиркар, округ Колумбия (2008). Исследования религиозной жизни древней и средневековой Индии . Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 29,29сн4. ISBN 978-81-208-2790-5 .
- ^ Бхаттачарджи, Сукумари (2000). Индийская теогония: Брахма, Вишну и Шива , Нью-Дели: Пингвин, ISBN 978-0-14-029570-2 , с. 173.
- ^ Шринивасан, Дорис Мет (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . Нью-Йорк: Брилл. п. 211. ИСБН 978-90-04-10758-8 .
- ^ Лахири, Бела (1974). Коренные штаты Северной Индии (около 200 г. до н.э. – 320 г. н.э.), Калькутта: Калькуттский университет, стр. 242–3.
- ^ Ханда, Девендра (2006). Скульптуры из Харьяны: иконография и стиль . Шимла: Индийский институт перспективных исследований. п. 86. ИСБН 978-81-7305-307-8 .
- ^ Паргитер, FE (1972) [1922]. Древняя индийская историческая традиция , Дели: Мотилал Банарсидасс, с. 280.
- ^ Jump up to: а б Саруп, Лакшман (1998) [1920–1927]. Нигханту и Нирукта: Шри Яшкачарьи. Древнейший индийский трактат по этимологии, филологии и семантике, часть II . Перепечатка. Дели: Мотилал Банарсидасс. стр. 23, 23сн1. ISBN 978-81-208-1381-6 .
- ^ Доусон, Джон (1984) [1879]. Классический словарь индуистской мифологии, религии, географии, истории . Калькутта: Rupa & Co. 10.
- ^ Салливан, Брюс М. (1999). Провидец Пятой Веды: Кришна Двайпаяна Вьяса в Махабхарате . Мотилал. п. 103. ИСБН 9788120816763 .
- ^ Паргитер, FE (1972) [1922]. Древняя индийская историческая традиция , Дели: Мотилал Банарсидасс, с. 284.
- ^ Jump up to: а б с Уилсон, Гораций Хейман (тр.) (1840). Вишну Пурана . Лондон: Джон Мюррей. п. 440.
- ^ Уилсон, Гораций Хейман (тр.) (1840). Вишну Пурана . Лондон: Джон Мюррей. п. 591.
- ^ Уилсон, Гораций Хейман (тр.) (1840). Вишну Пурана . Лондон: Джон Мюррей. п. 615.
- ^ Салливан, Брюс М. (1990). Кришна Двайпаяна Вьяса и Махабхарата: новая интерпретация . Нью-Йорк: Э. Дж. Брилл. стр. 103–4. ISBN 978-90-04-08898-6 .
- ^ Рангараджан, Л.Н. (ред. и тр.) (1992). Арташастра , Нью-Дели: Пингвин, ISBN 978-0-14-044603-6 , с. 144.
- ^ Тапар, Ромила (1978, переиздание 1996 г.). Социальная история Древней Индии: некоторые интерпретации , Нью-Дели: Восток Лонгман, ISBN 978-81-250-0808-8 , стр. 231, 236.
- ^ Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Дели: Pearson Education. стр. 260, 264. ISBN. 978-81-317-1677-9 .
- ^ Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Дели: Pearson Education. п. 436. ИСБН 978-81-317-1677-9 .
- ^ Свами Виджнянананда (2008) [1921]. Шримад Деви Бхагаватам . Том. И. БиблиоБазар, ООО. п. 334. ИСБН 978-1-4375-3059-9 .
- ^ Каннингем, Александр (1871). Древняя география Индии . Лондон: Trübner & Co. 374.
- ^ Сиркар, округ Колумбия (2008). Исследования религиозной жизни древней и средневековой Индии . Дели: Мотилал Банарсидасс. стр. 29, 29сн4. ISBN 978-81-208-2790-5 .
- ^ Дж. Н. Сингх (1992). на протяжении веков, от древнего периода до наших дней . Шарада Паб. Дом. п. 181. ИСБН 978-81-85616-03-2 .
- ^ MSA Рао (1 мая 1979 г.). Социальные движения и социальная трансформация: исследование движений двух отсталых классов в Индии . Макмиллан. стр. 128–129. ISBN 9780333902554 . Проверено 1 июня 2011 г.
Дальнейшее чтение
- Сингх, врач общей практики (1994). Ранняя индийская историческая традиция и археология: Пуранические царства и династии с генеалогиями, относительной хронологией и датой войны Махабхараты , Дели: DK Printworld, ISBN 978-81-246-0005-4 .
- Ядав, Дж. Н. Сингх (1992). Ядавы на протяжении веков (от древнего периода до наших дней) (в 2 томах), Дели: Издательство Шарада, ISBN 978-81-85616-03-2 .