Керамика на Индийском субконтиненте



Керамика на Индийском субконтиненте имеет древнюю историю и является одним из самых осязаемых и знаковых элементов индийского искусства . Свидетельства существования керамики были найдены в ранних поселениях Лахурадевы , а затем и в цивилизации долины Инда . Сегодня это культурное искусство, которое по-прежнему широко практикуется на субконтиненте . До недавнего времени вся индийская керамика была глиняной , в том числе терракотовой .
Ранняя поливная керамика использовалась для изготовления бус, печатей, браслетов в период неолита, но на керамике эти глазури применялись очень редко. [1] Индуистские традиции исторически не поощряли использование глиняной посуды для еды, в то время как большие кувшины матки для хранения воды или других вещей составляют большую часть традиционной индийской керамики, а также такие предметы, как лампы. Небольшие простые чашки кулхар , а также масляные лампы, которые являются одноразовыми после однократного использования, остаются обычным явлением. Сегодня гончарное дело как вид искусства процветает в Индии. Этой тенденции способствовали различные платформы, в том числе гончарные рынки и онлайн-бутики гончарных изделий.
В этой статье рассматриваются керамические сосуды, в основном из древних индийских культур, известных из археологии. На субконтиненте также было много фигуративной скульптуры, декоративной черепицы и керамической черепицы , а производство терракотовых фигурок было широко распространено в разных регионах и периодах. В частности, в Бенгалии нехватка камня породила обширную традицию архитектурной скульптуры храмов и мечетей из терракоты и резного кирпича. Фигуры примерно в натуральную величину, украшающие гопурамы в Южной Индии, обычно окрашены в терракоту. Традиционная керамика на субконтиненте обычно изготавливается специализированными гончарными сообществами кумхар ( санскрит : кумбхакара ).
Согласно прогнозам , в 2018 году стоимость керамики всех типов, произведенной в Республике Индия, в 2022 году достигнет 7,5 миллиардов евро. [2] В 2022 году годовое производство керамической посуды в Индии оценивается в 40 000 тонн. [3]
Мезолитическая керамика
[ редактировать ]Мезолит , также называемый средним каменным веком , представляет собой промежуточную культурную стадию между палеолитом (старым каменным веком), когда существовали колотые каменные орудия, и неолитом (новый каменный век), с полированными каменными орудиями. Мезолитические охотники-собиратели обладали большей эффективностью, чем палеолитические, и имели возможность использовать более разнообразный спектр источников пищи животного и растительного происхождения. [4]
Керамика в стиле тиснения шнуром принадлежит к «мезолитической» керамической традиции, которая развивалась среди Виндхья охотников-собирателей в период мезолита . [5] [6] Этот керамический стиль также встречается в поздней фазе протонеолита в близлежащих регионах. [7] Этот ранний тип керамики, найденный на стоянках Лахурадева и Чопанимамандо , в настоящее время является старейшей известной гончарной традицией в Южной Азии, датируемой 7000-6000 годами до нашей эры. [8] [9] [10] [11]
Неолитические культуры
[ редактировать ]Неолит , также называемый новым каменным веком, является «заключительной стадией культурной эволюции или технологического развития среди доисторических людей. Он характеризовался каменными орудиями, сформированными путем полировки или шлифования, зависимостью от одомашненных растений или животных, поселением в постоянных деревнях и появлением такие ремесла, как гончарное дело и ткачество». [12]
Культура Ахар-Банас (3000–1500 гг. До н.э.) в Раджастхане.
[ редактировать ]Культура Ахар-Банас — это эпохи энеолита археологическая культура на берегах реки Ахар в юго-восточном штате Раджастхан в Индии . [13] продолжительностью от ок. 3000–1500 гг. до н.э., современный и прилегающий к цивилизации долины Инда . Народ Ахар-Банас, расположенный вдоль рек Банас и Берах , а также реки Ахар , разрабатывал медные руды хребта Аравалли для изготовления топоров и других артефактов. Они были устойчивы на ряде культур, включая пшеницу и ячмень. Мотивы дизайна печатей, как правило, довольно просты и имеют множество параллелей с различными памятниками цивилизации Инда .
Культура Амри-Нал (6000–1300 гг. До н.э.) в Синде и Белуджистане.
[ редактировать ]Культура Амри-Нал : [14] Двойные типовые памятники, датированные 4-м и 3-м тысячелетиями до нашей эры, - это Амри в Синде и Нал в Белуджистане в Пакистане.
В Амри также есть нехараппские фазы в период с 6000 г. до н.э. по 4000 г. до н.э., а также более поздние хараппские фазы до 1300 г. до н.э.
Культура Бхиррана (7570–1900 гг. До н.э.) вдоль палео Сарасвати в Харьяне, Пенджабе и Раджастане.
[ редактировать ]Культура Бхиррана , вероятно, является старейшим памятником дохараппского неолита, датируемым 7570–6200 годами до нашей эры. [15] Репертуар керамики очень богат, и диагностические изделия этого периода включали изделия из глиняной аппликации, резные (глубокие и светлые), коричневые/шоколадные изделия, изделия коричневого цвета, бихромные изделия (росписи на внешней стороне черными и белыми пигментами). ), Черно-красная посуда и простые красные изделия. [16]
Культура Кунал (4000 г. до н.э.) в Харьяне, Раджастане, Пенджабе, Синде, Хайбер-Пахтунхве.
[ редактировать ]Культура Кунал находится в районе Хисар штата Харьяна в Индии и имеет отличительные особенности, то есть местную керамику и домашний стиль. Клад , представляющий собой горшок, содержащий сусальное золото, серебряные украшения и бусы из полудрагоценных камней, указывает на контакт и торговлю с хараппской культурой. [14] Самая ранняя фаза датируется 4000 г. до н.э., она старше раннехараппской стоянки Рехман-Дери , датируемой 3300 г. до н.э. [17]
Самым ранним памятником этой культуры является Кунал (4000 г. до н.э.). [17] в Харьяне, который старше Рехмана Дери (3300 г. до н. э.). [18] Типовой памятник , первый раскопанный памятник этого типа культуры – Кот-Диджи. [19] Рехман Дери, который считался старейшим образцом этой культуры, теперь является вторым старейшим примером этой культуры после того, как Кунал был раскопан и оказался старше Рехман Дери, с такими же более старыми культурными артефактами, чем Рехман Дери. [17]
Кот-Диджи и Амри близки друг другу в Синде, они раньше развили местную культуру, имевшую общие элементы, позже соприкоснулись с хараппской культурой и полностью развились в хараппскую культуру. Самые ранние образцы артефактов, принадлежащих этой культуре, были найдены в Рехман-Дхери, однако более поздние раскопки обнаружили самый старый образец этой культуры в Кунале. Это культурные предки места в Хараппе . Эти места имеют дохараппский культурный уровень коренных народов, отличный от культуры Хараппы: это Банавали (уровень I), Кот-Диджи (уровень 3А), Амри (уровень II). У Рехмана Дери также есть фаза до Кот-Диджи (RHD1 3300–28 до н.э.), которая не является частью культуры IVC. В Кот-Диджи есть две более поздние фазы, которые продолжаются и параллельно с фазой зрелой Хараппы (RHDII и RHDII 2500–2100 гг. До н.э.). Найденные здесь укрепленные города датируются следующим образом. [19] [17] [20] [21] [22]
- Кунал (5000/4000 до н.э.–), [17] в районе Хисар штата Харьяна в Индии - это самое раннее место, найденное со слоями фазы I, датируемыми 5000 г. до н.э. [23] и 4000 г. до н.э., [17] Культура этого места является более древней родословной дохараппского городища Рехман-Дхери, датируемого 3300 годом до нашей эры. Пуговичная печать была обнаружена в Кунале во время раскопок Археологической службы Индии в 1998-99 годах . Печать похожа на образцы Рехмана Дери. На одной стороне было изображение двух оленей, а на другой — геометрический узор. Аналогичный экземпляр из Рехман-Дери датируется ок. 4000 г. до н. э. , что делает место Кунала более древним предком Рехмана Дери. [17] Вторая фаза Кунала соответствует постнеолитической ) фазе культуры Хакры (также называемой ранней хараппской фазой, около 3300-2800 гг. до н.э. или около 5000-2800 гг. до н.э. . [24]
- Как Диджи (3300 г. до н.э.), [18] это типовой сайт , расположенный в провинции Синд в Пакистане.
- Амри (3600–3300 гг. до н.э.) также имеет нехараппские фазы в период с 6000 г. до н.э. по 4000 г. до н.э., а также более поздние хараппские фазы до 1300 г. до н.э.
- Развлечения (3500 г. до н.э. – 2500 г. до н.э.), [22] на северо-западе Раджастана в Индии, на реке Гаггар .
- Рехман Дери , 3300 г. до н. э., [18] недалеко от Дера Исмаил Хана и недалеко от долины реки Жоб в провинции Хайбер-Пахтунхва в Пакистане.
Культура Мехргарх (7000–2500/2000 до н.э.) в Белуджистане.
[ редактировать ]В первом периоде Мехргарха нет керамики, но свидетельства существования керамики начинаются с периода II. В период III находки становятся гораздо более многочисленными, поскольку гончарный круг , и они демонстрируют более сложные узоры, а также животные мотивы. появляется [25] Характерные женские фигурки появляются начиная с периода IV, а находки демонстрируют более замысловатый дизайн и изысканность. Узоры листьев пипалы используются в украшениях периода VI. [26] Некоторые сложные методы обжига использовались в периоды VI и VII, а в кургане MR1 была обнаружена территория, отведенная для гончарной промышленности. Однако к периоду VIII качество и сложность конструкций, похоже, пострадали из-за массового производства и растущего интереса к бронзовым и медным сосудам. [27] [25]
Культура Соти-Сисвал (4600–3200 гг. До н.э.) вдоль Палео Сарасвати в Харьяне и северо-западном Раджастане.
[ редактировать ]Соти - Сисвал — это место поселения доиндудской цивилизации, датируемое 4600 годом до нашей эры. Культура Соти может возникнуть уже в 4600 г. до н.э., а самый ранний слой Сисвала А датируется 3800–3200 гг. До н.э. и эквивалентен среднему и верхнему слоям Соти. Культура Соти значительно предшествует культуре Сисвал, и ее следует рассматривать как более раннюю традицию. [22]
Культура Соти-Сисвал названа в честь этих двух памятников, расположенных на расстоянии 70 км друг от друга. Сообщается о 165 стоянках этой культуры. Есть также большое сходство между керамикой Соти-Сисвал и Кот-Диджи . Культурная зона Кот-Диджи расположена к северо-западу от района Соти-Сисвал. [28] Типовые места: Сисвал в районе Хисар в Харьяне и Соти в Раджастхане вдоль рек Гаггар - Чаутанг (отождествляемых с палео Сарасвати - Дришадвати в ведических текстах ) в Ганга - Ямуна доабе , при этом по крайней мере 165 мест Соти-Сисвал идентифицируются с этой культурой, включая навабанов. , 2 участка площадью более 20 га. [14] Керамика Соти-Сисвал встречается даже на юге, в районе культуры Ахар-Банас на юго-востоке Раджастана.
Культура Рангпур (3000–800 гг. До н.э.) в Гуджарате.
[ редактировать ]Культура Рангпур , расположенная недалеко от Ваналы на полуострове Саураштра в Гуджарате , находится на оконечности между заливами Кхамбхат и Кач , она принадлежит периоду цивилизации долины Инда и находится к северо-западу от более крупного участка Лотал . [29] Раскопки троп проводились Археологической службой Индии (ASI) в 1931 году под руководством MSVats (чаны мадхо сварупа). Позже Гурье (1939 г.), Дикшит (1947 г.) и С.Р.Ррао (1953–56 гг.) провели раскопки на этом месте в рамках проектов ASI. [30] SRRao классифицировал отложения на четыре периода с тремя подпериодами в хараппской культуре, период II с более ранним периодом, микролит и средний палеолит (участки реки) с наконечниками, скребками и лезвиями яшмы. Даты, предоставленные SRRao:
- Период I – Микролиты , не связанные с керамикой: 3000 г. до н.э.
- Период II – Хараппа: 2000–1500 гг. до н.э.
- Период II B – Поздний Харапп: 1500–1100 гг. до н. э.
- Период II C – Переходная фаза Хараппы: 1100–1000 гг. до н.э.
- Период III – Блестящая красная посуда. Период: 1000–800 гг. до н.э. [30]
Культура пересекается с цивилизацией долины Инда.
[ редактировать ]Эти культуры развивались отдельно от IVC. Все эти культуры имеют различные культурные особенности, такие как артефакты, дизайн и узоры керамики, которые отличаются от типичных трех фаз IVC. Эти культуры в некоторой степени совпадают с цивилизацией долины Инда. Это либо участки старше IVC в основной зоне IVC и вокруг нее, где также были обнаружены культурные фазы IVC; или территории, одновременные с IVC, обычно расположенные по периферии основной зоны IVC, которые демонстрируют отчетливые культурные характеристики с некоторым культурным совпадением с IVC. Некоторые из них имели культурные контакты и торговали с IVC, следовательно, керамика, найденная на этих участках, имеет некоторое культурное совпадение с IVC. Во многих случаях, когда эти стоянки находились в пределах основной зоны ИВК, в верхних слоях кургана обнаруживалась керамика, принадлежащая культуре ИВК. Эти культуры обычно классифицируются по следующим трем направлениям:
- Отдельные более древние культуры до периода IVC : они предшествуют IVC и возникли в период до раннехараппской фазы, хотя в некоторых случаях они могут перекрываться с раннехараппской фазой.
- Современник IVC с ярко выраженными культурными особенностями : имеет торговые и культурные связи с IVC, расположенные внутри и вокруг основной зоны территории IVC.
- Подтипы трех фаз IVC : эти культурные фазы классифицируются как часть IVC, но имеют различные характеристики. Их классифицируют как подтипы трех фаз IVC, расширяя сферу IVC с точки зрения географического диапазона, временного интервала и разнообразия характеристик артефактов. Например, некоторые из них можно было бы классифицировать как подтип раннехараппской фазы, расширив номенклатуру этой фазы до «протохараппской фазы» или «предхараппской фазы» путем расширения временного интервала этой фазы. В зависимости от современного периода некоторые из этих культур также классифицируются как подтипы зрело-хараппской или позднехараппской фазы.
Культурами, которые были современниками «ранней хараппской фазы» (3200–2600 гг. до н.э.), были культуры Ахар-Банас, Амри-Нал, Дамб-Садат, Кот-Диджи и Соти-Сисвал. Хараппа является типичным местом этой фазы IVC, ранняя фаза которой также датируется 3500 г. до н.э. Объектами ИВК на этом этапе были деревенские общины, занимавшиеся земледелием и одомашниванием животных, а также специализированными ремеслами. Позднее он превратился в урбанизированную зрелую хараппскую фазу . Культуры, которые были современниками «Зрелой Хараппской фазы» (2600-1900 гг. до н.э.), - это культуры Бара, Кунал и Рангпур. [14] некоторые из них предшествовали культуре IVC (раннехараппской).
Цивилизация долины Инда (3300–1300 гг. до н.э.)
[ редактировать ]Цивилизация долины Инда имеет древнюю традицию изготовления керамики. Хотя происхождение керамики в Индии можно отнести к гораздо более раннему периоду мезолита, с грубой керамикой ручной работы - чашами, кувшинами, сосудами - различных цветов, таких как красный, оранжевый, коричневый, черный и кремовый. Во времена цивилизации долины Инда есть доказательства того, что керамика изготавливалась двумя способами: вручную и на круге. [31]
Ранняя Хараппская фаза (3300–1900 гг. до н. э.)
[ редактировать ]Культура Дамб-Садат (3500 г. до н.э.) в иранском и пакистанском Белуджистане.
[ редактировать ]Культура Дамб-Садат : на основании найденной здесь керамики она классифицируется как отдельная археологическая культура/субкультура цивилизации долины Инда. [14] [32]
Как Диджи (3300 г. до н. э.) и Синд.
[ редактировать ]В роли Диджи : [14] Местонахождение в Синде датируется 3300 годом до нашей эры. [33]
Фаза зрелой Хараппы (1900–1300 гг. До н.э.)
[ редактировать ]
Типовое место — Хараппа . Эта фаза была обнаружена во многих других местах, все из которых ранее имели гораздо более древние культурные фазы коренных народов, примеры этих мест включают Биррану, Рахигархи , Кунал, Сисвал в Харьяне в Индии; Соти в Раджастане в Индии; Мехргарх и Амри в Пакистане.
Поздняя Хараппская фаза (1900–1300 гг. до н. э.)
[ редактировать ]На этом этапе процветала культура кладбищ H в Пенджабе и Джукаре, а также культура Джангара в Синде. Культура Рангпура в Гуджарате, Индия, также была современницей этой фазы IVC, которая имела особые культурные особенности и торговала с культурами IVC.
Культура Бара (2000 г. до н.э.) в предгорьях Шивалика в Пенджабе, Харьяне и Западном Уттар-Прадеше.
[ редактировать ]Просто культура : [14] Датируемая 2000 годом до нашей эры в Доабе между Ямуна и Сатледж реками возле хребтов Шивалик в нижних Гималаях, эта культурная территория соответствует современным Пенджабу , Харьяне и Западному Уттар-Прадешу в Северной Индии . [34]
Кладбище H культуры (1900–1300 гг. до н.э.)
[ редактировать ]
Культура кладбища H была культурной региональной формой бронзового века в регионе Пенджаб и северо-западной Индии, примерно с 1900 г. до н.э. примерно до 1300 г. до н.э., поздней фазы цивилизации Хараппы (долины Инда) (наряду с культурой Джукар в Синде и Рангпуре). культура Гуджарата), а также была связана с ранними этапами индоарийских миграций . Он был назван в честь кладбища, найденного в «зоне H» в Хараппе . [35] [36] [37] По мнению Кенойера, культура Кладбища H «может отражать только изменение фокуса организации поселений по сравнению с тем, что было характерно для более ранней Хараппской фазы, а не культурную неоднородность, упадок городов, вторжение инопланетян или оставление мест, — все это имело предлагалось в прошлом». [38]
Культура Джукара и Джангара (1900–1300 гг. До н.э.)
[ редактировать ]Фаза Джукара была культурой позднего бронзового века , существовавшей в нижней части долины Инда , то есть Синде , во 2-м тысячелетии до нашей эры. Названный в честь археологического памятника Джукар в Синде, он представлял собой региональную форму позднехараппской культуры , последовавшую за зрелой городской фазой цивилизации. [39]
За фазой Джукара последовала фаза Джангар . [39] Это негородская культура, характеризующаяся «грубой керамикой ручной работы» и «стоянками населения, которое было кочевым и в основном скотоводческим», и датируется примерно концом второго тысячелетия до нашей эры и началом первого тысячелетия до нашей эры. [40] В Синде рост городов возобновился примерно после 500 г. до н.э. [41]
- Банка с четырьмя козерогами , возможно, из долины Кветта , 2800–2500 гг. до н.э.
- Банка, найденная в Наушахро , 2700–1800 гг. до н.э.
- Банка для хранения, период зрелой Хараппы, Чанхударо , ок. 2700–2000 гг. до н.э.
- Цивилизация долины Инда, Харапп, Южный Пакистан, ок. 2600–2450 до н.э.
Ведический период (1500–500 гг. До н.э.) на Северо-Индийском субконтиненте.
[ редактировать ]
Вместе с могильной культурой Гандхары и культурой охряной керамики , кладбищенская культура H рассматривается некоторыми учеными как фактор формирования ведической цивилизации . [42]
Вильгельм Рау (1972) исследовал ссылки на керамику в ведических текстах, таких как Черная Яджур Веда и Тайттирия Самхита . Согласно его исследованию, ведическая керамика, например, изготавливается вручную и не раскрашивается. По мнению Кузьминой (1983), ведическая керамика, соответствующая описанию Рау, не встречается в Малой и Средней Азии , хотя керамика андроновской культуры в некоторых отношениях сходна. [43]
Культура керамики цвета охры (2000–1500 гг. До н.э.) в Восточном Пенджабе, Западном УП и Раджастане.
[ редактировать ]Культура керамики цвета охры (OCP) — это , возникшая во 2-м тысячелетии до нашей эры бронзового века культура Индо-Гангской равнины и простирающаяся от восточного Пенджаба до северо-восточного Раджастана и западного Уттар-Прадеша . [44] Его считают кандидатом на ассоциацию с ранней индоарийской или ведической культурой . Ранние образцы характерной керамики, найденные недалеко от Джодхпура, Раджастхан , датируются 3-м тысячелетием (этот Джодхпур расположен в округе Джайпур , и его не следует путать с городом Джодхпур ). Несколько объектов культуры процветают вдоль берегов реки Сахиби и ее притоков, таких как река Кришнавати и река Соти, все они берут начало в хребте Аравалли и текут с юга на северо-восток в направлении Ямуны, а затем исчезают в районе Махендрагарх в Харьяне . [45]
Культура достигла равнины Ганга в начале 2-го тысячелетия. Недавно Археологическая служба Индии обнаружила медные топоры и несколько керамических изделий при раскопках в районе Сахаранпур в Уттар-Прадеше. Культура цветной керамики цвета охры потенциально может быть названа полноценной цивилизацией (например, североиндийской цивилизацией охры), как и харрапанская цивилизация, но ее называют только культурой, ожидающей дальнейших открытий. [46]
Культура медных кладов (2800–1500 гг. До н.э.) в Дели и Уттар-Прадеше
[ редактировать ]Культура медных кладов встречается в северной части Индии в основном в виде больших и малых кладов и, как полагают, датируется концом 2-го тысячелетия до нашей эры, хотя очень немногие из них происходят в результате контролируемых и датируемых раскопок. Клады доаба связаны с так называемой керамикой цвета охры (OCP), которая, по-видимому, тесно связана с позднехараппской (или постурбанской) фазой. Эти артефакты-клады являются основным проявлением археологии Индии в эпоху металлов, многие из которых хранятся в «музее Канья Гурукул » в Нареле и Харьяне . [47]
Гандхарская могильная культура (1500–500 гг. До н.э.) в Афганистане и северо-западном Пакистане.
[ редактировать ]
Гандхарская могильная культура , также называемая культурой Свата , возникла ок. 1600 г. до н.э., расцвет ок. 1500–500 гг. до н.э. в Гандхаре , которая находится на территории современного Пакистана и Афганистана . Это может быть связано с ранними индоарийскими носителями, а также с индоарийскими миграциями на Индийский субконтинент . [42] пришедшие из Бактрио-Маргианской области . По мнению Кочхара, индоарийская культура слилась с коренными элементами остатков цивилизации долины Инда ( OCP , Кладбище H ) и дала начало Ведической цивилизации . [42]
Культура черной и красной посуды (1450–1200 гг. До н.э.) на северном и центральном Индийском субконтиненте.
[ редактировать ]Культура черной и красной посуды позднего бронзового века и раннего железного века (BRW) — археологическая культура северного и центрального Индийского субконтинента , связанная с ведической цивилизацией . На равнине Западного Ганга (западный Уттар-Прадеш ) он датируется ок. 1450-1200 гг. до н.э., на смену ему пришла культура расписной серой посуды ; тогда как на равнине Центральной и Восточной Ганги (восточный Уттар-Прадеш, Бихар и Бенгалия ) и Центральной Индии ( Мадхья-Прадеш ) BRW появляется в тот же период, но продолжается дольше, до ок. 700–500 гг. до н. э., когда на смену пришла культура Северной чернополированной посуды . [48] На равнине Западного Ганга BRW предшествовала культура керамики цвета охры . Для участков BRW характерно натуральное сельское хозяйство (выращивание риса, ячменя и бобовых), а также некоторые украшения из ракушек, меди, сердолика и терракоты . [49] В некоторых местах, особенно в восточном Пенджабе и Гуджарате , керамика BRW связана с керамикой позднего Хараппа , и, по мнению некоторых ученых, таких как Трибхуан Н. Рой, BRW, возможно, напрямую повлиял на культуры окрашенной серой посуды и северной черной полированной посуды . [50]
Расписная серая посуда (1200–600 гг. До н.э.) в Западном Уттар-Прадеше, Харьяне, Восточном Пенджабе.
[ редактировать ]Культура расписной серой посуды (PWG) — это железного века культура западной Гангской равнины и долины Гаггар-Хакра , существовавшая примерно с 1200 г. до н.э. по 600 г. до н.э. [51] [52] [53] что, вероятно, соответствует среднему и позднему ведическому периоду , т. е. царству Куру - Панчала , первому крупному государству в Южной Азии после упадка цивилизации долины Инда . [54] [55] Это преемник культуры черной и красной посуды (BRW) в этом регионе и современник продолжения культуры BRW на восточной равнине Ганга и в Центральной Индии. [48]
Северная черная полированная посуда (700–200 гг. До н.э.) в Северной Индии.
[ редактировать ]
Северная черная полированная посуда (сокращенно NBPW или NBP ) — это городская железного века культура Индийского субконтинента , существовавшая ок. 700–200 гг. до н. э., пришедший на смену культуре расписной серой посуды и культуре черно-красной посуды . Он развился примерно в 700 г. до н.э., в поздний ведический период , и достиг своего пика с ок. 500–300 гг. до н. э., что совпало с возникновением 16 великих государств или махаджанапад в Северной Индии и последующим возникновением Империи Маурьев . [примечание 1]
Современник ведического периода.
[ редактировать ]Красная полированная посуда Гуджарата (300 г. до н.э. – 1000 г. н.э.) в Гуджарате, Западной и Северной Индии
[ редактировать ]Красная полированная посуда (RPW) в больших количествах встречается в Гуджарате , особенно в регионе Катхиавар . [57] Обычно он состоит из домашних форм, таких как кастрюли, и датируется 300 г. до н.э. и длился до 1000 г. н.э.
Но этот тип посуды широко распространен и в других местах Индии. Его можно найти в Бароде , Тимберве (Сурат), Ваднагаре , Вале, Прабхасе, Сутрападе , Бхандарии и во многих других местах. Использование этой керамики продолжалось на протяжении многих столетий.
Вначале ученые рассматривали эту керамику как диагностический маркер «индо-римской торговли», указывающий на возможность влияния Римской империи . Также этот тип керамики был идентифицирован на стоянках, граничащих с Персидским заливом , поэтому он стал значимым для исследования торговли в Индийском океане.
Красная полированная посуда была впервые обнаружена в 1953 году Б. Суббарао. [58] По его словам, «высокая степень отделки позволила считать его импортным изделием или, по крайней мере, имитацией римско -самской посуды ». [59]
Но в 1966 году С.Р. Рао в своем отчете об Амрели отверг возможность римского влияния. Он настаивал на местном происхождении, поскольку ни одна из форм не имела форм римского прототипа. [60] Он представил широкий спектр типов сосудов, состоящих из глины, подходящих под это определение. Вместо этого он ссылался на сходство сосудов Черной посуды с полированной поверхностью [Черная полированная посуда] из того же памятника, отмеченное в слоях после первого появления RPW. [61]
По мнению Хайдрун Шенк, керамика, определяемая как RPW, состоит из двух совершенно разных функциональных групп. Таким образом, предмет нуждается в более точной классификации и датировке.
Одна группа принадлежит к развитию местной керамики в регионе вокруг Гуджарата — в основном это домашние сосуды, такие как кастрюли. Основная территория этой группы — западная Индия, но она также распространена и в других местах западного побережья Индийского океана.
Другая группа — это очень специализированные типы «разбрызгивателей» и «изливных» емкостей для воды, которые часто используются вместе. Эта особая группа широко распространена в восточном регионе Индийского океана, на всем Южно-Азиатском субконтиненте и в Юго-Восточной Азии с множеством различных тканей. Эта группа представляет собой более позднее развитие, продолжающееся вплоть до Средневековья.
В частности, в Тиссамахараме , в Южной провинции Шри-Ланки , обнаружена хорошая стратиграфия.
Ранняя красная полированная посуда часто ассоциируется с Северная чернополированная посуда (НБП) восходит к III веку до нашей эры. [61]
Красная полированная посуда также была найдена в Кушане (39-375 гг. н.э.), Гупте (4-начале 6-го века н.э.) и в период Вардхана ( династия Пушьябхути , начало 6-7 веков н.э.) в Северной Индии , одним из таких примеров является Харш Ка. Тила в Харьяне. [62] [63]
Культура малва (1600 г. до н.э. - 1300 г. н.э.) в Мадхья-Прадеше и северной Махараштре.
[ редактировать ]
Культура малва — это эпохи энеолита археологическая культура , которая существовала в регионе малва в Центральной Индии и в некоторых частях Махараштры на полуострове Декан . В основном это датируется ок. 1600 – ок. 1300 г. до н. э., [64] но калиброванные радиоуглеродные даты позволяют предположить, что начало этой культуры могло произойти уже ок. 2000-1750 гг. до н.э. [65] Уникальная особенность культуры малва в том, что они не используют гончарный круг, а весь процесс выполняется вручную. [66]
Культура Джорве (1000–700 гг. До н.э.) в Махараштре.
[ редактировать ]Культура Джорве была эпохи энеолита археологической культурой , которая существовала на больших территориях того, что сейчас является штатом Махараштра в Западной Индии , а также простиралась на север до региона малва в Мадхья-Прадеше . Он назван в честь участка Йорве . типового Ранняя фаза культуры датируется ок. 1400–1000 гг. До н.э., а поздняя фаза датируется ок. 1000-700 гг. до н.э. [67]
Керамика и культуры классического века (ок. 500 г. до н.э. – 1000 г. н.э.)
[ редактировать ]Культура Ранг-Махал (1-7 века н.э.) на палео Сарасвати в Харьяне, Восточном Пенджабе и Северо-Западном Раджастане.
[ редактировать ]Культура Ранг Махал , постведическая культура , [68] представляет собой коллекцию из более чем 124 памятников, разбросанных по Шриганганагар , Суратгарх , Сикар , Алвар и Джунджхуну районам вдоль палеоканала реки Гаггар-Хакра ( реки Сарасвати - Дришадвати ), датируемых Кушаном (1-3 н.э.) и Гуптой (4-7 н.э.). ) периода, назван в честь первого археологического териса , раскопанного шведскими учеными в деревне Ранг Махал, которая известна терракотой раннего периода гуптов, раскопанной в древнем терисе в деревне. [69] [70] Культура Ранг Махал славится красиво расписанными вазами на красной поверхности с цветочными, животными, птицами и геометрическими узорами, окрашенными в черный цвет. [71] [72]
- Керамика с повествовательными панелями, 100 г. до н.э., Западная Бенгалия.
- Ваза со сценами процессии, около 100 г. до н.э., Западная Бенгалия.
- Блюдо с надписью, ок. 1 век до н.э. – 1 век нашей эры, Западная Бенгалия.
Средневековая керамика и культуры (ок. 13–18 веков)
[ редактировать ]Фаза глазурованной керамики началась в 13 веке нашей эры, когда тюркские правители поощряли гончаров из Персии, Центральной Азии и других стран переселяться на территорию современной Северной Индии. Глазурованная керамика персидских моделей с индийским орнаментом, относящаяся к периоду Султаната, была найдена в Гуджарате и Махараштре.
Современная голубая керамика Джайпура широко признана традиционным ремеслом Джайпура . [73]
Стили
[ редактировать ]
Со временем простой индийский стиль лепки из глины претерпел эволюцию. Из этого простого стиля возник ряд различных стилей. Некоторые из наиболее популярных форм керамики включают неглазурованную керамику, глазурованную керамику, терракоту и папье-маше. [74]
Неглазурованная керамика
[ редактировать ]Неглазурованная керамика , старейшая форма гончарного дела, практикуемая в Индии, бывает трех типов. Во-первых, это тонкая, как бумага, керамика, керамика бисквитного цвета, украшенная резными узорами. Далее идет техника скраффито , горшок матка полируется и раскрашивается красными и белыми накладками, а также замысловатыми узорами. Третий — полированная керамика , этот тип керамики прочный, с глубокой резьбой и стилизованными узорами арабесок . [74]
Глазурованная керамика
[ редактировать ]Ранняя поливная керамика использовалась для изготовления бус, печатей, браслетов в период неолита, но на керамике эти глазури применялись очень редко. [1] [75] Эти глазурованные бусы и браслеты преимущественно выполнены в светло-голубом и зеленом цветах, также известны белые, красные, темно-синие и черные глазурованные бусины. [76] [77]
Глазурованная керамика стала более заметной в 12 веке нашей эры. Этот тип керамики часто имеет белый фон и синие и зеленые узоры. Глазурованная керамика практикуется только в некоторых частях страны. [74]
Терракотовая скульптура
[ редактировать ]Терракота — это термин, используемый для обозначения неглазурованной глиняной посуды и керамических скульптур, выполненных из нее. В индийской скульптуре с самого раннего периода широко использовалась терракота (каменная и металлическая скульптура была довольно редкой), а в более сложных областях к I веку до нашей эры в значительной степени отказались от моделирования в пользу использования форм. Это позволяет изготавливать относительно большие фигуры, почти в натуральную величину, особенно в период Гуптов (319–543 гг. Н. Э.) и в последующие столетия. Несколько энергичных местных народных традиций терракотовой народной скульптуры остаются активными и сегодня, например, лошади Банкура . [78] Часто во время фестивалей женщины готовят глиняные фигурки, чтобы умилостивить своих богов и богинь. В Моэле божества создаются из глины на плоской поверхности. Затем их обжигают и раскрашивают в яркие цвета. В других частях Индии этот стиль используется для изготовления фигурок вроде лошадей со всадниками, иногда вотивных подношений . [74]
Одноразовая керамическая посуда
[ редактировать ]
Кулхар — чашка без ручки это традиционная керамическая с Индийского субконтинента , которая обычно не украшена и не покрыта глазурью и предназначена для одноразового использования. [79]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ После недавних раскопок в Готихве в Непале археолог Джованни Верарди на основании радиоуглеродного датирования говорит, что прото-NBPW датируется как минимум 900 годом до нашей эры. Раскопки в Индии в Айодхье, Джуафардихе возле Наланды и Колхуа возле Вайсали показывают еще более ранние радиоуглеродные датировки — около 1200 г. до н.э. На основании этого историк Карлос Арамайо предлагает следующую хронологию: Прото-NBPW (1200–800 до н.э.); Ранний NBPW (800–300 до н. э.); и поздний НБПВ (300–100 до н.э.). [56] [ ненадежный источник? ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ямахана, Кёко; Уэсуги, Акинори. «Исследование фаянсовых предметов на равнинах Гаггар в городской и постгородской периоды Инда» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Индийская керамическая промышленность – статус-кво и перспективы на 2022 год». Мессе Мюнхен Индия
- ^ «Внутренний спрос на керамическую посуду стремительно растет: ремесло из глины» . Таймс оф Индия . 8 февраля 2022 г.
- ↑ Мезолит , britannica.co, по состоянию на 12 июля 2021 г.
- ^ Д. Петралья, Майкл (26 марта 2007 г.). Эволюция и история человеческих популяций в Южной Азии (изд. 2007 г.). Спрингер. п. 407. ИСБН 9781402055614 . Проверено 26 марта 2007 г.
- ^ Бюллетень Исследовательского института Деканского колледжа, том 49, доктор А. М. Гатаж, страницы 303-304
- ^ Сингх 2008 , с. 76 .
- ^ Питер Беллвуд; Иммануэль Несс (10 ноября 2014 г.). Глобальная предыстория миграции людей . Джон Уайли и сыновья. п. 250. ИСБН 9781118970591 .
- ^ Гвен Роббинс Шуг; Субхаш Р. Валимбе (13 апреля 2016 г.). Спутник Южной Азии в прошлом . Джон Уайли и сыновья. п. 350. ИСБН 9781119055471 .
- ^ Баркер, Грэм; Гушер, Кэндис (2015). Кембриджская всемирная история: Том 2, Мир с сельским хозяйством, 12 000 г. до н.э. – 500 г. н.э. Издательство Кембриджского университета. п. 470. ИСБН 9781316297780 .
- ^ Кэхилл, Майкл А. (2012). Открытый заново рай: корни цивилизации . Интерактивные публикации. п. 104. ИСБН 9781921869488 .
- ^ Неолит , britannica.com, по состоянию на 1 июля 2021 г.
- ^ Худжа, Рима (июль 2000 г.). «Культура ахар: краткое введение» . Сериндиан: Индийская археология и наследие в Интернете (1). Архивировано из оригинала 18 августа 2000 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хараппская цивилизация: ее субкультуры , Daily Pioneer, 10 мая 2018 г.
- ^ Р. П. Мина, Древняя индийская история для экзамена на государственную службу .
- ^ «Раскопки Бхиррана | АСИ Нагпур» . excnagasi.in . Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Археологическая служба Индии (2004 г.). «Раскопки в Кунале, Харьяна» (PDF) . Обзор индийской археологии 1998–99 : 11–12. Архивировано из оригинала (PDF) 8 мая 2012 года . Проверено 13 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с ЮНЕСКО Культурный ландшафт системы Карез
- ^ Jump up to: а б Чарльз Кейт Мейзелс, Ранние цивилизации Старого Света: формирующие истории Египта, Леванта, Месопотамии, Индии и Китая. Рутледж, 2003 г. ISBN 1134837305
- ^ Хайэм, Чарльз (1 января 2009 г.). Энциклопедия древних азиатских цивилизаций . Издательство информационной базы. стр. 9–. ISBN 978-1-4381-0996-1 .
- ^ Зигфрид Дж. де Лаэт, Ахмад Хасан Дани, ред. История человечества: от третьего тысячелетия до седьмого века до нашей эры ЮНЕСКО, 1996 г. ISBN 9231028111 стр.674
- ^ Jump up to: а б с Гардж, Теджас (2010). «Керамическая сборка Соти-Сисвал: переоценка» . Древняя Азия . 2:15 . дои : 10.5334/aa.10203 .
- ^ Харьяна Газатир , Департамент доходов Харьяны, Capter-V.
- ↑ Скоро музей на дохараппском месте , The Tribune, 23 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Шариф, М; Тапар, БК (1999). «Производящие продукты питания сообщества в Пакистане и Северной Индии» . В Вадиме Михайловиче Массоне (ред.). История цивилизаций Средней Азии . Мотилал Банарсидасс. стр. 128–137. ISBN 978-81-208-1407-3 . Проверено 7 сентября 2011 г.
- ^ Упиндер Сингх (1 сентября 2008 г.). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. стр. 103–105. ISBN 978-81-317-1120-0 . Проверено 8 сентября 2011 г.
- ^ Мейзелс, Чарльз Кейт. Ранние цивилизации Старого Света . Рутледж. стр. 190–193.
- ^ Аско Парпола, Корни индуизма: ранние арийцы и цивилизация Инда. Издательство Оксфордского университета, 2015 г. ISBN 0190226919 стр. 18
- ^ Сингх 2008 , с. 214 .
- ^ Jump up to: а б «Археологическая служба Индии» . Asi.nic.in. Архивировано из оригинала 29 июня 2011 года . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ «Гончарное дело» . Cultureindia.net . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ Белуджистан (Пакистан) (1907 г.). Серия справочников округа Белуджистан . напечатано в издательстве Бомбейского образовательного общества. стр. 56–58.
- ^ Поссель, Грегори Л. (2004). Цивилизация Инда: современный взгляд , Нью-Дели: Vistaar Publications, ISBN 81-7829-291-2 , стр. 72-4.
- ^ Арундати Банерджи (1994), Раннее индийское терракотовое искусство, около 2000–300 гг. До н.э., северная и западная Индия , паб «Харман». Хаус, 1994, ISBN 978-81-85151-81-6 ,
... 2000 г. до н.э. Культура Бара: Пенджаб, Харьяна и Западный Уттар-Прадеш ... В постхараппском контексте Бара считается отдельной культурой, которая доминирует на всем водоразделе Сатледж-Ямуна ... Кувшины, сосуды для воды надрезаны на плече и рустованы внизу. Типичные классические хараппские формы, такие как перфорированный кувшин, кувшин S-образной формы, высокое блюдо на подставке с барабаном, кубок, мензурка и чашка с ручкой, исчезают... традиция Бара на севере кажется, по крайней мере, параллельной традиции Хараппы. вдоль реки Сатледж... раннюю фазу обычно относят к периоду более раннему, чем классическая хараппская фаза...
- ^ М. Рафик Могол (1990). «Бюллетень музея Лахора, не для печати» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 июня 2015 г. Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ Кенойер 1991a .
- ^ Шаффер 1992 .
- ^ Кенойер 1991b , с. 56.
- ^ Jump up to: а б Лангер, Уильям Л., изд. (1972). Энциклопедия всемирной истории (5-е изд.). Бостон, Массачусетс: Компания Houghton Mifflin. стр. 17 . ISBN 0-395-13592-3 .
- ^ Ф. Р. Олчин (редактор), Археология ранней исторической Южной Азии: появление городов и государств (Cambridge University Press, 1995), стр.36
- ^ Дж. М. Кенойер (2006), «Культуры и общества индуистской традиции. В исторических корнях» в «Становлении арийца» , Р. Тапар (ред.), стр. 21–49. Нью-Дели, Национальный книжный фонд.
- ^ Jump up to: а б с Кочхар 2000 , стр. 185–186.
- ^ Эдвин Брайант (2001). В поисках истоков ведической культуры: дебаты об индоарийской миграции . Издательство Оксфордского университета. стр. 211–212. ISBN 0-19-513777-9 .
- ^ Сингх 2008 , с. 216 .
- ^ Культурные контуры Индии: Том поздравлений доктора Сатьи Пракаша , Виджай Шанкар Шривастава, 1981. ISBN 0391023586
- ^ Али, Мохаммед (28 февраля 2017 г.). «Медные топоры указывают на историю древней культуры» . Thehindu.com . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ Пол Юл (1985). «ХХ.8» . Металлообработка Индии бронзового века . Мюнхен: Находки доисторической бронзы. ISBN 3-406-30440-0 .
- ^ Jump up to: а б Франклин Саутворт (2005). Лингвистическая археология Южной Азии . Рутледж. п. 177. ИСБН 9781134317776 .
- ^ Сингх 2008 , с. 220 .
- ^ Шаффер, Джим (1993). «Реурбанизация: восточный Пенджаб и за его пределами. В городской форме и значении». В Х. Сподек ; Д.М. Шринивасан (ред.). Южная Азия: формирование городов от доисторических до доколониальных времен . п. 57.
- ^ «Индская цивилизация» . Архивировано из оригинала 8 сентября 2006 г. Проверено 6 сентября 2005 г.
- ^ Дуглас К. Адамс (январь 1997 г.). Энциклопедия индоевропейской культуры . Тейлор и Фрэнсис. стр. 310–. ISBN 978-1-884964-98-5 .
- ^ Кайлаш Чанд Джайн (1972). Мальва на протяжении веков, с древнейших времен до 1305 года нашей эры . Мотилал Банарсидасс. стр. 96–. ISBN 978-81-208-0824-9 .
- ^ Джеффри Сэмюэл, (2010) Истоки йоги и тантры: индийские религии до тринадцатого века , Cambridge University Press, стр. 45–51.
- ^ Майкл Витцель (1989), Прослеживание ведических диалектов в диалектах в индоарийской литературе, изд. Кайя , Париж, 97–265.
- ^ «Yahoo! Группы» . Группы.yahoo.com . Архивировано из оригинала 18 апреля 2001 года . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ Патель, А. и С.В. Раджеш (2007) Красная полированная посуда (RPW) в Гуджарате, Западная Индия - археологическая перспектива . Прагдхара 17 (2006–07): 89–111
- ^ Суббарао 1953 , с. 32.
- ^ Санкалия, Суббарао и Део 1958 , стр. 46–47.
- ^ Рао 1966 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б Хайдрун Шенк (2015). «Роль керамики в морской торговле Индийского океана в ранний исторический период» . В Силе Трипати (ред.). Морские контакты прошлого – расшифровка связей между сообществами . Нью-Дели: Мир Delta Book. стр. 143–181 – через academia.edu.
- ^ Памятники и достопримечательности в Харьяне, Археологическая служба Индии, стр. 23-25.
- ^ «Суровая Ка Тила, Курукшетра» . www.nativeplanet.com . Проверено 15 августа 2020 г.
- ^ ПК Басант (2012), Город и страна в ранней Индии: исследование малва , стр.85
- ^ Сингх 2008 , с. 227 .
- ^ «Раскопки редкой индийской керамики» . Перспективный путешественник . Проверено 20 июня 2020 г.
- ^ Сингх 2008 , с. 232 .
- ^ Урмила Сант (1997). Терракотовое искусство Раджастхана: от дохараппских и хараппских времен до периода Гуптов . п. 59. ИСБН 9788173051159 .
- ^ «Музей Золотого юбилея Ганги» . Биканер . Архивировано из оригинала 20 августа 2012 г.
- ^ Ханна Рид (1959). Ранг Махал: Шведская археологическая экспедиция в Индию, 1952–1954 гг . п. 42.
- ^ Чедарамбатту Маргабандху (1991). Индийское археологическое наследие: Шри К.В. Саундара Раджан Festschrift . п. 233.
- ^ Вирендра, Н. Мисра (2007). Раджастан: доисторические и ранние исторические основы . Арийские книги International. п. 62. ИСБН 9788173053214 .
- ^ Субодх Капур (2002). «Голубая керамика Джайпура». Индийская энциклопедия . Публикации Космо. п. 935. ИСБН 978-81-7755-257-7 . Проверено 23 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Индийская керамика» . Lifestyle.iloveindia.com . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ Кенойер, Джонатан Марк (2021), Канунго, Алок Кумар; Дюсюбье, Лор (ред.), «Технология глазурованного стеатита и фаянса в Хараппе, Пакистан (> 3700–1900 гг. До н.э.): технологические и экспериментальные исследования производства и вариаций» , Древнее стекло Южной Азии: археология, этнография и глобальные связи , Сингапур : Springer, стр. 39–100, номер документа : 10.1007/978-981-16-3656-1_3 , ISBN. 978-981-16-3656-1 , получено 18 октября 2023 г.
- ^ Прогулка с единорогом: социальная организация и материальная культура в древней Южной Азии, Искусство хараппских микрошариков, стр. 327-342, Юридический университет Рэндалла, Висконсин-Мэдисон (2018).
- ^ Древнее стекло Южной Азии: археология, этнография и глобальные связи, стр. 39–153, Алок Кумар Канунго и Лора Дюссюбье (2021).
- ^ CA Гэлвин и др. «Терракота.», раздел 5, Grove Art Online . Оксфордское искусство онлайн. Oxford University Press, по состоянию на 23 июля 2015 г., требуется подписка.
- ^ Джаслин Дхамиджа (1970), Индийское народное искусство и ремесла , Национальный книжный фонд, Индия, 1992.
Простой глиняный кулхар, который изготавливается тысячами как недорогой контейнер для творога, сладостей, чая или воды и после однократного использования выброшенный, имеет ту же форму, что и те, что раскопаны в долине Инда или...
- Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. ISBN 9788131711200 .
- Кенойер, Джонатан Марк (1991a), «Традиция долины Инда в Пакистане и Западной Индии», Journal of World Prehistory , 5 (4): 1–64, doi : 10.1007/BF00978474 , S2CID 41175522
- Кенойер, Джонатан Марк (1991b), «Городской процесс в индуистской традиции: предварительная модель из Хараппы», в Медоу, Р.Х. (ред.), Раскопки Хараппы 1986–1990: междисциплинарный подход к урбанизму третьего тысячелетия , Мэдисон, Висконсин: Prehistory Press, стр. 29–60.
- Кочхар, Раджеш (2000), Ведические люди: их история и география , Sangam Books
- Шаффер, Джим Г. (1992), «Традиции долины Инда, Белуджистана и Гильменда: от неолита до бронзового века», в Эрихе, RW (ред.), Хронологии в археологии Старого Света (второе изд.), Чикаго: Чикагский университет Пресса, стр. I: 441–464, II: 425–446.
Другие источники
[ редактировать ]- Жарриж, Жан-Франсуа: 1985, Преемственность и изменения на равнине Северная Качи в начале 2-го тысячелетия до нашей эры, в Дж. Шотсмансе и М. Таддеи (ред.). Археология Южной Азии, Неаполь, 1983. Instituto Universatirio Orientale.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бхагат, С.С. 1999. Гончарная мастерская Индии . Нью-Дели: Всеиндийское общество изящных искусств и ремесел.
- Лал, Анупа, Анурадха Равиндранат, Шейлан Паркер и Гурчаран Сингх. 1998. Керамика и наследие Сардара Гурчарана Сингха . Нью-Дели: Делийский трест голубой керамики.
- Перриман, Джейн. 2000. Традиционная керамика Индии . Лондон: A. & C. Black.
- Рау, Вильгельм. 1972. Керамика и глиняная посуда в ведической Индии, Майнц: Издательство d. акад. Знать. и лит. - 71 стр. (Трактаты из класса гуманитарных и социальных наук / Академия наук и литературы в Майнце; 1972,10)
- Сатьявади, Судха. 1994. Протоисторическая керамика цивилизации долины Инда : исследование нарисованных мотивов.
- Шах, Хаку. 1985. Форма и многие формы материнской глины: современная индийская керамика и терракота: выставка и каталог. Нью-Дели: Национальный музей ремесел, Управление комиссара по развитию ремесел, правительство. Индии.
- Сингх, Гурчаран. 1979. Гончарное дело в Индии . Нью-Дели: Викас.
- Б.Б. Лал (1953). Исследования ранней и средневековой индийской керамики: некоторые стеклянные и стеклоподобные артефакты из Беллари, Колхапура, Маски, Насика и Махешвара .