Jump to content

Голубая керамика Джайпура

(Перенаправлено из Голубой керамики Джайпура )

Примеры в музее

Голубая керамика широко признана традиционным ремеслом Джайпура среднеазиатского происхождения. [ 1 ] Название «синяя керамика» происходит от привлекательного кобальтово- синего красителя, используемого для окраски керамики. Это один из многих евразийских типов сине-белой керамики , родственный по форме и украшению исламской керамике и, в более отдаленной перспективе, китайской керамике .

Голубая керамика Джайпура находилась под сильным влиянием персидского керамического стиля, но в ней появились свои собственные рисунки и мотивы. Вдохновленная природой, керамика обильно украшена животными, птицами и цветами с оттенком персидского геометрического дизайна в композициях. [ 2 ] Некоторые из этих керамических изделий полупрозрачны и в основном украшены арабесками птиц и других животных Великих Моголов, а также мотивами - дизайн, запрещенный в персидском искусстве исламского происхождения.

Джайпурская синяя керамика, изготовленная из керамического фриттового материала, похожего на египетский фаянс , покрыта глазурью и обожжена при слабом обжиге. Глина не используется: «тесто» для гончарных изделий готовится путем смешивания кварцевого порошка камня, стеклянной пудры, мултани митти ( фуллеровой земли ), буры , камеди и воды. [ 1 ] Другой источник называет в качестве ингредиентов порошок Катира Гонд (кава) и сааджи ( бикарбонат соды ). [ 3 ] Как и керамику, его обжигают только один раз. Самым большим преимуществом является то, что синяя керамика не трескается, а также непроницаема, гигиенична и пригодна для ежедневного использования. Синяя керамика красиво декорируется кистью при вращении горшка. [ 4 ] Таким образом, он имеет большое утилитарное и эстетическое значение.

Обжиг при очень низкой температуре делает их хрупкими. Ассортимент предметов преимущественно декоративный, например , пепельницы , вазы , подставки , небольшие миски и коробочки для безделушек . Цветовая палитра ограничена синим, полученным из оксида кобальта , зеленым из оксида меди и белым, хотя иногда включаются и другие нетрадиционные цвета, такие как желтый и коричневый. [ 5 ] В число производимой продукции входят тарелки, вазы для цветов, мыльницы, сурахи (небольшой кувшин), подносы, подставки, вазы для фруктов, дверные ручки и глазурованная плитка с расписанным вручную цветочным орнаментом. Иногда также изготавливаются дизайнерские изделия для демонстрации. Ремесло встречается в основном в Джайпуре, а также в Санганере, Махалане и Неоте. [ 6 ]

Декоративный Дхолак из голубой керамики, Джайпур
Дизайнерская ваза синей керамики, Джайпур
Выставка голубой керамики, Джайпурская школа искусств, музей Альберт-холла
Ваза знаменитого раджи Рани (короля-короля) школы Джайпура, музей Альберт-холла

Использование голубой глазури на керамике — это импортированная техника, впервые разработанная монгольскими мастерами , которые объединили китайскую технологию глазурования с персидским декоративным искусством. Эта техника распространилась на восток, в Индию, во время ранних тюркских завоеваний в 14 веке. Во времена своего зарождения его использовали для изготовления изразцов для украшения мечетей , гробниц и дворцов в Центральной Азии . Позже, после завоевания и прибытия в Индию, Моголы начали использовать их в Индии. Постепенно техника голубой глазури вышла за рамки архитектурного аксессуара индийских гончаров. [ 7 ] Оттуда техника отправилась на равнины Дели и в 17 веке попала в Джайпур. [ 7 ]

В других отчетах об этом ремесле говорится, что синяя керамика пришла в Джайпур в начале 19 века при правителе Саваи Рам Сингхе II (1835–1880). [ 1 ] Король Джайпура отправил местных ремесленников в Дели для обучения этому ремеслу. Некоторые образцы более старых керамических изделий можно увидеть во дворце Рамбах , где фонтаны выложены синей плиткой. Савай Рам Сингх во время своего правления (1835–1880) самоотверженно продвигал искусство в штате Джайпур. Легенда гласит, что, впечатленный искусством голубой керамики, он привез художников из Дели в Джайпур. Однако голубая керамика Джайпура привнесла оригинальные инновации и освоила это искусство настолько, что, как утверждалось, оно превзошло керамику Дели. Еще в 1916 году «Журнал индийского искусства» записал, что джайпурская посуда была усовершенствованием керамики Дели. [ 8 ] Его преемник Савай Мадхо Сингх в 1883 году покровительствовал выставке промышленного искусства и ремесел, на которой были представлены лучшие изделия из синей керамики, а также другие виды декоративно-прикладного искусства. [ 9 ] Ценные вещи выставки были выставлены в музее, как пространство на выставке. Многие ремесленники прошли обучение в школе искусств, открытой Саваи Рам Сингхом, и тогдашний директор школы Опендронат Сен, который особенно работал над популяризацией синей керамики, также был рад увидеть ее на выставке. [ 10 ] Джайпурская школа создала искусство синей керамики с помощью рисунков, заимствованных из индийской жизни, таких как индийские животные, индуистские божества, индийские человеческие фигуры, особенности индийских дворцов и т. д.

Коллекция голубой керамики, школа Джайпура, музей Альберт-холла
Синяя керамическая фляга паломника с животными в музее Альберт-холла
Ваза с изображением дизайна индийского дворца в музее Альберт-холла.
Богиня Сарасвати на фляге паломника, музей Альберт-Холла
Божество Хануман на фляге, музей Альберт-Холла
Лорд Ганеша на фляге, Музей Альберт-Холла
Фляга Нарсимхи, Музей Альберт-Холла

Однако к 1950-м годам синяя керамика практически исчезла из Джайпура, когда она была вновь представлена ​​усилиями монументалиста и художника Крипала Сингха Шехавата . [ 11 ] при поддержке таких покровителей, как Камладеви Чаттопадхайя и Раджмата Гаятри Деви . [ 1 ] Сегодня изготовление синей керамики — это отрасль, которая обеспечивает средства к существованию многим жителям Джайпура. Голубая керамика Джайпура, несмотря на новые инновации в сосудах и дизайне, сохранила традиционный синий цвет и придерживается традиционных мотивов, что делает ее мгновенно узнаваемой. Фонтаны внутри бара «Поло» и люкса «Махарани» в дворцовом комплексе Рамбах являются примерами высочайшего мастерства Джайпурской голубой керамики и свидетельствуют о поддержке королевского покровительства этому искусству. [ 2 ]

Современные изделия из синей керамики, Джайпур

Изготовление синей керамики — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из многих этапов. Обжиг при очень низкой температуре делает этот процесс хрупким, чреватым рисками и требующим практики, терпения и опыта. Отсутствие глины отличает синюю керамику от традиционной керамики. Материалы, используемые для изготовления синей керамики, — это порошок кварцевого камня, измельченное стекло, бура , камедь и Мултани митти ( фуллерова земля ). Из них замешивают тесто, перемешивая и добавляя воду. Тесто для лепки раскатывают и расплющивают в «чапати» (блины) толщиной 4–5 миллиметров и помещают в формы со смесью гальки и золы. За формами, изготовленными из парижского гипса (POP), ухаживают с осторожностью, чтобы их можно было многократно использовать. Форму переворачивают, вынимают и оставляют изделие сушиться на 1–2 суток. После очистки и придания формы керамике поверхность полируется наждачной бумагой. Этот шаг разглаживает изделие и подготавливает его к покраске. После нанесения на него мотивов и нанесения последнего слоя глазури полностью высушенное изделие готово к отправке в печь.

Перед глазурованием эскиз синей керамики рисуется и раскрашивается.
Окрашенная в синий цвет керамика готова к обжигу в печи.

Ремесленники традиционно возносили молитвы перед установкой печи. Некоторые художники и сегодня продолжают молиться об успешной обжиге глиняных изделий. Подготовка печи к обжигу керамики – процесс деликатный, и любая оплошность может привести к появлению трещин на изделии. Изделия хранятся в печи для сушки. В течение примерно 4–5 часов происходит обжиг деталей с тщательной осторожностью, чтобы поддерживать равномерную температуру и предотвращать появление трещин. Прежде чем вынуть изделия, ремесленники ждут полного остывания печи. Прежде чем продукты можно будет вывезти, может пройти 2–3 дня. Готовая продукция подвергается легкой очистке перед выставкой или упаковкой. [ 12 ]

Возрождение

[ редактировать ]

Синяя керамика Джайпура значительно изменилась с точки зрения материалов, стилей и форм. Используемое сырье и процессы производства с годами изменились. Раньше глазурованное покрытие, используемое при изготовлении керамики, содержало свинец, но растущая осведомленность о вредном воздействии привела к производству без свинца. Во многих местах вместо традиционных дровяных или угольных печей используются дизельные печи. Даже дизайны и мотивы отходят от классического репертуара, чтобы удовлетворить современные чувства и требования рынка. Возрождением искусства голубой керамики Джайпура во многом обязан художник Крипал Сингх Шехават . Видя падающий интерес к искусству и плачевное состояние художников, он поставил своей задачей возрождение искусства. Он заручился поддержкой Махарани Гаятри Деви из Джайпура и других, чтобы дать толчок умирающему искусству голубой керамики Джайпура.

В Джайпуре появилось множество мастерских по производству синей керамики и учебных школ. Крипал Кумбх, гончарная мастерская, основанная Крипалом Сингхом Шехаватом, все еще работает. Основанное в 1995 году Агентство сельского нефермерского развития (РУДА) стремится продвигать ремесленников Раджастана на глобальном уровне, а также вносит свой вклад в продвижение голубой керамики Джайпура. [ 13 ] Лила Бордия, получившая образование в области керамики в США, расширила искусство синей керамики до бус, ожерелий, подвесок и других украшений. В ее инвентарь также входили такие предметы, как плитка, сантехника и т. д., которые завоевали популярность у декораторов интерьеров. [ 14 ] Было высказано предположение, что для возрождения и продвижения искусства синей керамики необходимы постоянные усилия по обучению художников использованию стандартизированных инструментов, диверсификации производства полезных товаров, выходя за рамки декоративных, а также по оказанию помощи и созданию возможностей для маркетинга. [ 15 ]

Известный учебный центр в Джайпуре - Савай Рам Сингх Шилп Кала Мандир. [ 2 ] но многие художники также проводят в своих мастерских короткие программы обучения, чтобы сохранить наследие голубой керамики Джайпура.

  1. ^ Jump up to: а б с д Субодх Капур (2002). «Голубая керамика Джайпура». Индийская энциклопедия . Публикации Космо. п. 935. ИСБН  978-81-7755-257-7 . Проверено 23 апреля 2012 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Такнет, ДК (июль 2016 г.). Джайпур: жемчужина Индии . ИнтегралДМС. ISBN  9781942322054 .
  3. ^ «Процессы, сертифицированные Craftmark: синяя керамика» . Всеиндийская ассоциация благосостояния ремесленников и ремесленников. Архивировано из оригинала 23 июля 2015 года.
  4. ^ «Голубая керамика – Раджастхан Индастриз» . Проверено 23 ноября 2022 г.
  5. ^ Музей, Аланкар (2011). Встреча с традициями: исследование Раджастана через музей Аланкар, Джавахар Кала Кендра . Джавахар Кала Кендра.
  6. ^ «Голубая керамика - Раджастхан Индастайрс» . Проверено 23 ноября 2022 г.
  7. ^ Jump up to: а б Субодх Капур. «6». Заявление по делу о голубой керамике Джайпура в Раджастане (PDF) . Правительство Индии. п. 25. Архивировано из оригинала (PDF) 10 декабря 2017 года . Проверено 9 декабря 2017 г.
  8. ^ Заметки о джайпурской керамике. Журнал индийского искусства, 1886–1916; Лондон Том. 17, вып. 129–136, (октябрь 1916 г.): 27–34.
  9. ^ Тиллотсон, Г. (2004). Джайпурская выставка 1883 года. Журнал Королевского азиатского общества , 14 (2), 111–126.
  10. ^ Тиллотсон, Г. (2004). Джайпурская выставка 1883 года. Журнал Королевского азиатского общества , 14 (2), 111–126.
  11. ^ «Голубая керамика» (PDF) . Всеиндийская ассоциация благосостояния ремесленников и ремесленников. Архивировано из оригинала (PDF) 1 августа 2015 года.
  12. ^ Шубханги (4 марта 2016 г.). «Процесс изготовления» . Д'Источник . Проверено 23 ноября 2022 г.
  13. ^ «Раскрась меня ярко-синим» . Декан Вестник . 20 февраля 2016 г. Проверено 23 ноября 2022 г.
  14. ^ Гупта, Анил К. (2002). «Историческое и художественное исследование голубой керамики Джайпура» . Interceram: Международный обзор керамики . 51 (6): 400–403. ISSN   0020-5214 . S2CID   190196201 .
  15. ^ «Голубая керамика Биджо Джозефа Пуракала - Issuu» . issuu.com . 18 июня 2017 года . Получено 23 ноября 2022 года .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5e8e8f021598fa38584b5043986e2397__1717965420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5e/97/5e8e8f021598fa38584b5043986e2397.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Blue pottery of Jaipur - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)