Jump to content

Исламская керамика

Чаша размышлений , начало 13 века , Иран . Бруклинский музей .
Основные места, названные в связи с исламской керамикой.

Исламская керамика занимала географическое положение между китайской керамикой и керамикой Византийской империи и Европы. На протяжении большей части периода он добился больших эстетических достижений и влияния, оказав влияние на Византию и Европу. Использование сосудов для питья и еды из золота и серебра, идеальное для Древнего Рима и Персии, а также средневековых христианских обществ, запрещено хадисами . [1] в результате чего керамика и стекло использовались для изготовления посуды мусульманской элитой, поскольку керамика (но реже стекло) также была в Китае, но гораздо реже встречалась в Европе и Византии. Точно так же исламские ограничения сильно препятствовали фигуративной настенной росписи, поощряя архитектурное использование схем декоративных и часто геометрических рисунков , которые являются наиболее отличительной и оригинальной особенностью исламской керамики.

Чашка со стилизованным букетом, 9 век, Ирак. Глиняная керамика, декор полихромным блеском по матовой глазури. Париж, Лувр, OA 7479.

Эпоха исламской керамики началась около 622 года. С 633 года мусульманские армии быстро двинулись в сторону Персии , Византии , Месопотамии , Анатолии , Египта , а затем и Аль-Андалуса . Ранняя история исламской керамики остается несколько неясной и спекулятивной, поскольку сохранилось мало свидетельств. Помимо плиток, которые избежали разрушения благодаря их использованию в архитектурном декоре зданий и мечетей, исчезла значительная часть раннесредневековой керамики.

Мусульманский мир унаследовал значительную гончарную промышленность в Месопотамии, Персии , Египте, Северной Африке ( Африканское Красное Скольжение ), а затем и в других регионах. Действительно, происхождение глазурованной керамики восходит к Египту, где она была впервые представлена ​​в четвертом тысячелетии до нашей эры. Однако в большинстве этих традиций широко использовались фигуративные украшения, которые в исламе были значительно сокращены, хотя и не удалены полностью. Вместо этого исламская керамика развила геометрический и растительный декор до очень высокого уровня и стала чаще использовать декоративные схемы, состоящие из множества плиток, чем любая предыдущая культура.

Раннее Средневековье (622–1200 гг.)

[ редактировать ]
Блюдо с эпиграфическим декором. Куфическая надпись гласит: «Великодушие сначала имеет горький вкус, но в конце оно слаще меда. Доброго здоровья [владельцу]». Терракота, белая шлифовка и подглазурный декор, Нишапур , Хорасан (Иран), XI–XII вв.
Балдоса из керамики лустрада, датированная 862 годом, изготовленная в Месопотамии в период Аббасидов. Украшенный листвой и штриховкой, он входит в группу керамических бальдос с металлическими отблесками, которые украшают верхнюю часть михраба Гран-Мескиты-де-Кайруан в Тунисе.
Керамическая чаша, украшенная накладкой под прозрачной глазурью, Горган , 9 век н.э., раннеисламский период, Национальный музей Ирана.
«Кастрюля», Сирия, X век, неглазурованная керамика, выемчатый декор, Париж, Лувр МАО 279

Особый мусульманский стиль гончарного дела не утвердился до IX века в Ираке (бывшая Месопотамия), Сирии и Персии . В этот период в изделиях в основном использовалась белая оловянная глазурь . Информация о более ранних периодах весьма ограничена. Во многом это связано с отсутствием сохранившихся экземпляров в хорошем состоянии, что также ограничивает интерес к изучению керамики этих периодов. Археологические раскопки, проведенные в Иордании, обнаружили лишь несколько образцов периода Омейядов, в основном неглазурованные сосуды из Хирбат-аль-Мафджара в Палестине. [2] [3] На Востоке данные показывают, что производственный центр был основан в Самарканде при династии Саманидов , которая правила этим регионом и некоторыми частями Персии между 874 и 999 годами нашей эры. Наиболее ценной техникой этого центра является использование каллиграфии в украшении сосудов. . Восточноперсидская керамика IX–XI веков, украшенная только сильно стилизованными надписями, называемая «эпиграфической посудой», описывается как «вероятно, самая изысканная и деликатная из всей персидской керамики». [4]

Китайское влияние

[ редактировать ]

Во времена династии Аббасидов гончарное производство набирало обороты, в основном с использованием оловянной глазури, преимущественно в виде непрозрачной белой глазури. Некоторые историки, такие как Артур Лейн, связывают возникновение такой промышленности с влиянием Китая. Свидетельства из мусульманских рукописей, таких как «Ахбар аль-Син ва аль-Хинд» (около 851 г.) и «Книга дорог и провинций» Ибн Курдадбиха (846–885 гг.), позволяют предположить, что торговля с Китаем была прочно налажена. Лейн также сослался на отрывок из работы Мухаммада ибн аль-Хусейна аль-Байхаки (около 1059 г.), где он заявил, что правитель Хорасана Али ибн Иса послал в подарок халифу Харуну ар-Рашиду (786-809), «двадцать предметов китайского императорского фарфора (Чини фагфури), подобных которым никогда раньше не видели при дворе халифа, в дополнение к 2000 других предметов фарфора».

Тарелка с драконом. Персия, 17 век, вдохновленная китайским бело-голубым фарфором 15 века.

По мнению Лейна, влияние китайской керамики развивалось в три основных этапа. Первый контакт с Китаем произошел в 751 году, когда арабы разгромили китайцев в битве при Таласе . Утверждалось, что заключенные в тюрьму китайские гончары и производители бумаги могли научить мусульман гончарному искусству и изготовлению бумаги. В 800-х годах китайская керамика и фарфор достигли Аббасидов. Второй этап пришелся на двенадцатый и тринадцатый века, период, отмеченный упадком гончарной промышленности после падения династии Сельджуков. В этот период также произошло вторжение монголов, которые принесли с собой традиции китайского гончарного дела.

Влияние керамики династии Тан можно увидеть на люстрах , изготовленных месопотамскими гончарами, а также на некоторых ранних белых изделиях, раскопанных в Самарре (на территории современного Ирака ). Керамика этого периода была раскопана в Нишапуре (на территории современного Ирана ) и Самарканде (на территории современного Узбекистана ).

Ранний китайский сине-белый фарфор , около 1335 года, ранняя династия Юань , Цзиндэчжэнь , с использованием ближневосточной формы.

Ко времени монгольского вторжения в Китай была налажена значительная экспортная торговля на запад с исламским миром, а попытки ислама имитировать китайский фарфор в своих собственных корпусах посуды начались в 12 веке. Они были менее успешными, чем корейская керамика , но в конечном итоге смогли составить привлекательную местную конкуренцию китайскому импорту. [5] Китайское производство могло адаптироваться к предпочтениям зарубежных рынков; большего размера Блюда из селадона , чем требовалось китайскому рынку, предпочитались для обслуживания княжеских банкетов на Ближнем Востоке. Считалось, что изделия из селадона обладают способностью обнаруживать яд по потоотделению или разрушению. [6]

Исламский рынок, по-видимому, был особенно важен в первые годы китайского бело-голубого фарфора , который, по-видимому, в основном экспортировался до эпохи Мин. Опять же, большие блюда были экспортным стилем, а густо раскрашенное сине-белое украшение Юаня во многом заимствовано из арабесок и растительных свитков исламского декора, вероятно, в основном заимствовав стиль из образцов металлических изделий, которые также придавали форму некоторым сосудам. Этот стиль орнамента тогда ограничивался синим и белым и не встречается в изделиях, окрашенных в красный и белый цвета, которые тогда предпочитали сами китайцы. сам синий кобальт Используемый был импортирован из Персии, а экспортная торговля фарфором осуществлялась колониями мусульманских купцов в Цюаньчжоу , удобном для расположения огромных гончарных мастерских Цзиндэчжэня , и других портов на юге. [7]

За началом правления династии Мин вскоре последовал указ 1368 года, запрещавший торговлю с зарубежными странами. Это не было полностью успешным, и его пришлось повторить несколько раз, и вручение щедрых императорских дипломатических подарков продолжалось, уделяя особое внимание шелку и фарфору (19 000 штук фарфора в 1383 году), но это серьезно задержало экспортную торговлю. Эта политика была смягчена при следующем императоре после 1403 года, но к тому времени она значительно стимулировала производство керамики, имитирующей китайский стиль, в самом исламском мире, которая к тому времени достигла высокого уровня качества в нескольких странах (достаточно высокого, чтобы обмануть современных европейцев). во многих случаях). [8]

Часто исламское производство имитировало не новейшие китайские стили, а стили позднего Юаня и раннего Мин. [9] В свою очередь, китайские гончары в начале 16 века начали производить некоторые предметы в явно исламском стиле, в том числе беспорядочные надписи на арабском языке. Судя по всему, они были созданы для растущего мусульманского рынка Китая и, вероятно, для тех придворных, которые хотели не отставать от флирта императора Чжэндэ (годы правления 1505–1521) с исламом. [10]

Исламские инновации

[ редактировать ]

Между восьмым и восемнадцатым веками в исламском искусстве преобладало использование глазурованной керамики , обычно принимавшей форму сложной керамики . [11] Оловянная глазурь для производства глазурованной керамики была одной из первых новых технологий, разработанных исламскими гончарами. Роберт Б. Мейсон, однако, отмечает, что петрографический анализ выявил, что некоторые керамические изделия с «оловянной глазурью» содержат кварты и полевой шпат для достижения непрозрачности. [12] Первые исламские непрозрачные глазури можно найти в виде посуды, окрашенной в синий цвет, в Басре , датируемой примерно 8 веком. Еще одним значительным вкладом стало развитие керамических изделий , зародившихся в Ираке 9-го века. [13] Это была стекловидная или полустекловидная керамическая посуда тонкой текстуры, изготовленная преимущественно из неогнеупорной шамотной глины. [14] Другие центры инновационного гончарного дела в исламском мире включали Фустат (с 975 по 1075 год), Дамаск (с 1100 по 1600 год) и Тебриз (с 1470 по 1550 год). [15]

чаша IX века Люстровая из Ирака.

Люстровая посуда производилась в Месопотамии в 9 веке; вскоре эта техника стала популярной в Персии и Сирии . [16] Позднее люстровая посуда производилась в Египте во времена халифата Фатимидов в X-XII веках. Хотя некоторое производство люстры продолжалось на Ближнем Востоке , оно распространилось в Европу — сначала в латино-мавританской посуде Аль -Андалуса , особенно в Малаге , а затем в Валенсии , а затем в Италии, где она использовалась для украшения майолики .

Всадник и всадница, Плитка, 19 век, Тегеран , Музей изящных искусств Лиона.
Настенная плитка с декором из сухих веревок.

Еще одним нововведением был альбарелло , разновидность из майолики, глиняного кувшина первоначально предназначенного для хранения аптекарских мазей и сухих лекарств. Развитие этого типа аптечных банок берет свое начало на исламском Ближнем Востоке. Самые ранние итальянские образцы, привезенные в Италию из Испании, были произведены во Флоренции в 15 веке.

Фриттовая посуда относится к типу керамики, который впервые был разработан на Ближнем Востоке, где производство датируется концом первого - вторым тысячелетием нашей эры. Фритта была важным ингредиентом. Рецепт «посуды», датируемой ок. В написанном в 1300 году нашей эры Абу'л Касиме сообщается, что соотношение кварца, «фритты» и белой глины составляет 10:1:1. [17] Этот тип керамики также называют «керамогранитом» и «фаянсом», среди других названий. [18] Корпус «протокерамики» девятого века из Багдада содержит в своей ткани «реликтовые фрагменты стекла». [19] Стекло представляет собой щелочно-известково-свинцово-кремнеземное стекло, и при обжиге или охлаждении пасты волластонита и диопсида . внутри осколков стекла образовывались кристаллы [20] Отсутствие «включений измельченной керамики » позволяет предположить, что эти фрагменты образовались не из глазури. [21] Причиной их добавления было бы действие флюса и, таким образом, «ускорение стеклования при относительно низкой температуре обжига и, таким образом, увеличение твердости и плотности [керамического] тела». [21]

Средний (1200–1400)

[ редактировать ]
Альбарелло с орнаментом в виде геральдической лилии, начало XIV века, Сирия, Лувр.

К этому периоду возникла отличительная исламская традиция декорирования настенных плиток, которая продолжала развиваться вместе с керамикой сосудов, что уникально для исламского искусства . По сообщению Ибн Наджи (около 1016 г.), халиф, помимо плиток, послал «человека из Багдада » в Кайруан для изготовления блестящих изразцов для михраба Великой мечети (до сих пор хорошо сохранившихся). Жорж Марсе предположил, что иракские гончары действительно приезжали в Кайруан. Приезд этого багдадского гончара, должно быть, привел к созданию в Кайруане дополнительного центра по производству керамики, но пока не получено никакой информации, подтверждающей или опровергающей это предположение. [22]

События, приведшие к краху правления Фатимидов в 1171 году, привели к перемещению керамического производства в новые центры посредством процессов, аналогичных описанным выше в отношении Ирака . В результате Персия стала центром возрождения под властью Сельджуков (1038–1327). Это не случайно, поскольку сельджуки распространили свое господство на Персию, Ирак, Сирию и Палестину , а также на Анатолию и мусульманскую Малую Азию . Все они в течение некоторого времени были центрами древней керамики.

Чаша с охотниками, персидская керамика XII–XIII веков.

Сельджуки принесли новое и свежее вдохновение в мусульманский мир, привлекая художников, ремесленников и гончаров со всех регионов, включая Египет. Помимо продолжения производства аналогичной (хотя и более изысканной) керамики из олова и блестящей глазури, сельджукам (в Персии) приписывают введение нового типа, иногда известного как «фаянс». Он изготовлен из твердой белой фриттовой пасты, покрытой прозрачной щелочной глазурью.

Кувшин с головой животного, Иран, Зенджанский район, Геррусский округ, XII–XIII века, гравированный декор глиняной керамики под цветной прозрачной глазурью, Лувр.

Испано-мавританская посуда появилась в Аль-Андалусе в 13 веке, вероятно, после того, как гончары спаслись от нестабильности после падения Фатимидов. Благодаря ему производство люстры появилось в Европе и с самого начала широко экспортировалось элите христианских королевств. Первым центром была Малага , производившая изделия в традиционном исламском стиле, но с 13-го века мусульманские гончары мигрировали в отвоеванный христианский город Валенсию , отдаленные пригороды которого, такие как Манисес и Патерна, стали наиболее важными центрами, производя продукцию в основном для христианских рынков в стили все больше подвержены влиянию европейского декора, хотя и сохраняют особый характер. Гончары в основном все еще были мусульманами или мориско . [23]

В редкой рукописи из Кашана, составленной Абулкасимом в 1301 году, имеется полное описание того, как осуществлялось производство фаянса. Фритта изготавливалась из десяти частей кварцевого порошка , одной части глины и одной части глазурной смеси. Добавление большего количества глины облегчило метание фаянса на колесе и позволило улучшить качество работы, поскольку в противном случае материал имел низкую пластичность. [24] Сама глазурь «состоит из примерно равной смеси молотого кварца и золы пустынных растений, которая содержит очень высокую долю щелочных солей. Они действуют как флюс и заставляют кварц стекловаться при приемлемой температуре. Только эти двое дадут прозрачную глазурь». [25] Лейн сравнил этот материал с французским паштетом, который использовался гончарами еще в восемнадцатом веке. Этот материал корпуса и новая глазурь предоставили гончару больше возможностей в обращении и манипулировании. Это позволяет гончару улучшить качество и внешний вид сосуда, включая более изысканные декоративные узоры и узоры. Результатом стало значительное разнообразие изделий, таких как чаши разных размеров и форм, кувшины, курильницы, лампы, подсвечники, подносы, изразцы и так далее. Эти преимущества также позволили лучше контролировать резные украшения, использование которых сельджуки усовершенствовали и расширили в двенадцатом веке. [26]

Формованное плоское блюдо, Ирак, девятый век, более свободная галерея из Вашингтона.

Одним из примеров фриттовых изделий является керамика Лайвардина , которая производилась при Иханидах и узнаваема по часто темно-синим подглазурям и узорчатым украшениям. [27]

Резное украшение керамики, сграффито , является старой традицией, используемой в исламской керамике девятого века; Это техника гравировки, основанная на прорезании рисунка острым инструментом через белую пластину, чтобы обнажить красный фаянсовый корпус. Затем сосуд покрывают глазурью.

Сельджуки также разработали так называемые силуэтные изделия, отличающиеся черным фоном. Они изготавливаются по технологии, заключающейся в покрытии белого корпуса посуды толстой черной накладкой , из которой затем вырезается украшение. Позже наносится слой бесцветной или цветной, обычно синей или зеленой, прозрачной глазури. По мнению Лейна, эта техника в более простой форме использовалась в Самарканде между девятым и десятым веками. Тогда метод заключался в смешивании цветов с толстой непрозрачной глиной.

Позднее / пост-средневековье (1400 г. и далее)

[ редактировать ]
Керамические подсвечники Изник, Османская Турция

Влияние синего и белого фарфора династий Юань и Мин очевидно во многих керамических изделиях, изготовленных мусульманскими гончарами. Изникская керамика из окрестностей Изника в Анатолии поддерживалась османским двором и производила лучшие османские изделия из керамики и плиточных панелей, используя тот же словарь смелых и элегантных цветочных узоров, заимствованных из китайского декора. Был разработан характерный яркий красный цвет. Изникская посуда оказала большое влияние на европейское декоративное искусство: например, на итальянскую майолику . Керамика была произведена еще в 15 веке нашей эры, и ей предшествовала милетская посуда из того же региона. [28] Его лучший период длился до конца 16 века. Состоит из корпуса, шликера и глазури, причем тело и глазурь представляют собой «кварц-фритту». [29] «Фритты» в обоих случаях «необычны тем, что содержат оксид свинца, а также соду »; оксид свинца поможет снизить коэффициент теплового расширения керамики. [30] Микроскопический анализ показывает, что материал, названный «фриттой», представляет собой «интерстициальное стекло», которое служит для соединения частиц кварца. [31] Майкл С. Тайт утверждает, что это стекло было добавлено в виде фритты и что промежуточное стекло образовалось при обжиге. [32]

Изник ​​блюдо

В 15 веке произошел лучший период испано-мавританской посуды Валенсии, производившейся преимущественно мусульманскими гончарами в христианском королевстве, хотя южная промышленность, сосредоточенная в Малаге, прекратила свое существование к середине века. Персидская керамика при династии Сефевидов (с 1502 г.) также находилась под сильным влиянием китайского бело-голубого фарфора, который в значительной степени заменил его в придворных кругах; прекрасные персидские произведения XVI века очень редки. [33]

Контурное блюдо из марли, украшенное большим составным цветком, Изник, Османская Турция, около 1550–1560 гг., Лионский музей изящных искусств.

Исламские части Юго-Восточной Азии , современные Индонезия и Малайзия , были экспортными рынками, которые были близки для китайцев, а затем и для японцев, которым помогали европейские торговые компании, особенно Голландская Ост-Индская компания . Буддийские страны региона также экспортировали. Для них были разработаны специальные виды посуды, такие как китайская посуда Краак и посуда Сватоу , в основном изготавливавшие большую посуду для общей подачи к столу. В условиях такой конкуренции местные товары были немногочисленны и просты.

Средневековый исламский мир в целом так и не смог разработать фарфор , но имел жадный аппетит к его импорту. Восточноазиатский фарфор, сначала китайский, а затем японский экспортный фарфор в 17 веке, в 18 веке к нему присоединились изделия из Европы, в частности, венский фарфор , который специализировался на восточном рынке, а во второй половине века отправлялся как около 120 000 штук в год в Османскую империю , множество маленьких чашек и блюдец для турецкого кофе . [34] Менее масштабные фабрики исламского мира не могли конкурировать со сложным импортом, поступающим как с востока, так и с запада, и местное производство стало ремесленным делом, повторяющим теперь уже традиционные образцы.

Изучение исламской керамики

[ редактировать ]

Артур Лейн выпустил две книги, которые внесли существенный вклад в понимание истории и достоинств мусульманской керамики. Первая книга была посвящена изучению ранней керамики от периода Аббасидов до времен Сельджуков , с описанием различных событий, сыгравших значительную роль в взлете и падении отдельных стилей. В своей второй работе Лейн использовал тот же риторический стиль, что и в первой книге, на этот раз уделив внимание более поздним периодам, от монголов до Изника девятнадцатого века и персидской керамики.

Вслед за работами Лейна появились многочисленные исследования. Наиболее полные работы, отражающие общую точку зрения, — это работы Р. Л. Хобсона , Эрнста Дж. Грубе , Ричарда Эттингхаузена и, в последнее время, Алана Кейгер-Смита и Гезы Фебервари . Дополнительный вклад внесли те, кто специализируются на временной или региональной истории мусульманской керамики, такие как Жорж Марке в его работе по Северной Африке, Оливер Уотсон по Персии и Дж. Р. Халлетт по керамике Аббасидов.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Хадисические тексты против золотых и серебряных сосудов.
  2. ^ Барамки, округ Колумбия, «Гончарня из Хирбет-эль-Мефьера», Ежеквартальный журнал Департамента древностей Палестины (QDAP 1942), том. 10, стр.65-103
  3. ^ Зауэр, Дж. А., «Керамика Омейядов из памятников Восточной Иордании2, Иордания , Том 4, 1975, стр. 25-32.
  4. ^ Искусство, с. 223. см. №№. 278-290
  5. ^ Вайнкер, Ч. 5, стр. 134, 140–141 особенно
  6. ^ Вайнкер, 136-137.
  7. ^ Вайнкер, 137-140.
  8. ^ Вайнкер, 140–142.
  9. ^ Вайнкер, 140-141.
  10. ^ Вайнкер, 142–143.
  11. ^ Мейсон (1995) стр.1
  12. ^ Мейсон, Роберт Б.; Килл, Эдвард Дж. (1991). «Аббасидские глазурованные изделия из Сирафа и связь с Басрой: петрографический анализ» . Иран . 29 : 51–66. дои : 10.2307/4299848 . JSTOR   4299848 .
  13. ^ Мейсон (1995) стр.5
  14. ^ Стандартная терминология керамической посуды и сопутствующих товаров. Стандарт ASTM C242.
  15. ^ Мейсон (1995) стр.7
  16. ^ Десять тысяч лет гончарного дела , Эммануэль Купер, University of Pennsylvania Press, 4-е изд., 2000 г., ISBN   0-8122-3554-1 , стр. 86–88.
  17. ^ А. К. Бернстед, 2003, Ранняя исламская керамика: материалы и методы , Лондон: Archetype Publications Ltd., 25; Р.Б. Мейсон и М.С. Тайт 1994, Начало исламской технологии каменной пасты, Археометрия 36.1: 77.
  18. ^ Мейсон и Тайт 1994, 77.
  19. ^ Мейсон и Тите 1994, 79-80.
  20. ^ Мейсон и Тайт 1994, 80.
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мейсон и Тайт 1994, 87.
  22. ^ Маркэ Г., Фаянс с металлическими отражениями великой мечети Кайруан , Париж, 1928, стр. 10-11.
  23. ^ Кайгер-Смит, Алан , Глянцевая керамика: техника, традиции и инновации в исламе и западном мире , главы 6 и 7 (Фабер и Фабер, 1985) ISBN   0-571-13507-2
  24. ^ У. Дж. Аллан, История так называемого египетского фаянса в исламской Персии [1]
  25. ^ Уотсон, О., Персидская блестящая посуда , Лондон, 1985, стр. 32. Цитируется в Фебервари Геса (2000), указ., цит., стр. 96.
  26. ^ Лейн, А. (1947) Ранняя исламская керамика , Фабер и Фабер, Лондон
  27. ^ Уотсон, Оливер (2004). Керамика из исламских стран . Лондон: Темза и Гудзон, совместно с коллекцией аль-Сабах, Дар аль-Атар аль-Исламия, Национальный музей Кувейта. п. 57. ИСБН  0-500-97629-5 . OCLC   53392499 .
  28. ^ MS Tite 1989, Керамика Изника: исследование методов производства, Археометрия 31.2: 115.
  29. ^ Тите 1989, 120.
  30. ^ Тите 1989, 129.
  31. ^ Тите 1989, 120, 123.
  32. ^ Тите 1989, 121.
  33. ^ Джонс и Митчелл, с. 262, нет. 395
  34. ^ Бэтти, Дэвид , изд., Краткая энциклопедия фарфора Sotheby's , стр. 96, 1990, Конран Осьминог. ISBN   1850292515
  • «Искусство»: Джонс, Далу и Мичелл, Джордж (ред.); Искусство ислама , Совет искусств Великобритании , 1976, ISBN   0-7287-0081-6
  • Мейсон, Роберт Б. (1995). «Новый взгляд на старые горшки: результаты недавних междисциплинарных исследований глазурованной керамики исламского мира». Мукарнас: Ежегодник исламского искусства и архитектуры . XII . Академическое издательство «Брилл». ISBN  90-04-10314-7 .
  • Вайнкер, С.Дж., Китайская керамика и фарфор , 1991, British Museum Press, 9780714114705.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 136752d0747d7c625d8fcdc646cddacd__1714157880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/13/cd/136752d0747d7c625d8fcdc646cddacd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Islamic pottery - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)