Керамика типа Лайвардина

Керамика типа Лайвардина возникла в 13 веке после монгольского вторжения в Персию . Его производили на протяжении всего правления Ильханата . Он характеризуется темно-синим цветом и часто имеет геометрические узоры или листву, инкрустированную сусальным золотом. Стиль создан с использованием надглазурной эмали. Наносился первоначальный слой темно-синей глазури, изготовленной из кобальта, а затем еще один слой, часто золотой, на котором расписывались детали. [ 1 ] В основном его производили в Кашане , центре производства керамики и люстры в XII и начале XIII веков. [ 2 ] Этот стиль постоянно использовался для изготовления плитки и декоративных предметов с 1260-х годов до середины 14 века, когда производство значительно упало, что совпало с падением Ильханства в 1335 году. [ 3 ]
Этимология
[ редактировать ]Термин коллекционеров «лайвардина» отсылает к персидскому названию лазурита, драгоценного синего минерала между лазурью и ультрамарином . Термин «лайвардина» является неправильным, поскольку для этой керамики характерно использование синего кобальта, который визуально имитирует лазурит. [ 4 ]
История
[ редактировать ]В 1180-х годах Кашан производил одни из лучших керамических изделий средневекового ислама. Кашан Поттерс усовершенствовал технику глянца, изобрел надглазурную эмаль и совершил прорыв в подглазурной живописи. Производство этих блестящих изделий значительно возросло. В частности, товары Кашана продавались по всей Средней Азии, Ирану, Сирии и Египту. Кашан широко производил эти товары до 13 века, когда опустошение, вызванное гневом монголов, привело к остановке производства почти на 40 лет. [ 1 ]
Монгольские армии обрушились на беспрецедентное насилие и разрушения, заставив Центральную Азию в тупик. Мы можем увидеть эти эффекты, изучая керамические артефакты в коллекциях. [ 5 ]
Люстры Кашана регулярно датируются началом 1220-х годов нашей эры; совпало с монгольским нашествием. Производство в это время останавливается. Затем все начинается снова в 1260-х годах нашей эры. К этому моменту монголы свергли последнего халифа Аббасидов, захватили Багдад и провозгласили себя ильханидскими правителями Ирана. [ 3 ]
После того как монголы Ильханиды установили свою власть, производство керамики возобновилось. Хотя все домонгольские виды керамики продолжали изготавливаться, влияние на стили декора в Иране было заметно. В производстве люстры плитка, судя по всему, стала преобладающей продукцией. Надглазурные эмали Ильханида известны как Лайвардина из-за характерной кобальтово-синей глазури, которую они имеют. Эти изделия лайвардины чаще всего украшены мотивами раскидистой листвы. [ 6 ]
Датированные материалы говорят нам, что монгольская лайвардина производилась во второй половине 13-го века и в 14-м веке во времена династии Ильканидов. Резкое снижение количества и качества изготовления люстр XV века указывает на сокращение этого метода. Корреляция между упадком метода и концом правления Ильханидов в 1335 году нашей эры не является прямой причинно-следственной связью. [ 5 ]
Производство
[ редактировать ]
Фритварка
[ редактировать ]Керамика Лайвардина обычно изготавливалась из материала, известного как керамика или каменная паста. Его получают путем соединения глины с измельченными фрагментами кварца, что приводит к получению более белой, хотя и в зависимости от размера кварца, более грубой и менее пластичной (легко поддающейся формованию) среды. В зависимости от процесса обжига глина и кварц сливаются с глазурью, образуя прочные предметы. [ 7 ]
В трактате Абуль Касима аль-Кашани
[ редактировать ]Абуль Касим аль-Кашани происходил из рода гончаров.
Большинство знаний о производстве изделий Ладжвардина взято из известного трактата о керамике Абу'л Касима аль-Кашани 1301 года. Касим происходил из рода гончаров и дал отчет о создании гончарного дела как в своем прошлом, так и в настоящем, что совпало с Расцвет производства посуды лайвардина. [ 5 ]
Ученые полагаются на Касима, чтобы понять, как производить посуду, глазурь и методы обжига. [ 6 ] Известно, что через Касима смешивали темно-синюю подглазурную глазурь, характерную для посуды лайвардина. К измельченному стеклу и водной глазури нужно было «Добавить десять дирхамов Сулеймани лайварда» (то есть кобальта). Чтобы замешать бирюзовую глазурь лайвардина, «на каждого человека молотой банки добавляют десять дирхамов молотой жареной меди». [ 2 ] Эксперты уже давно интерпретировали использование Касимом слов «лайвард» или «сулеймани» в трактате как ссылку на кобальт и что Касам использует «лайвард» для обозначения внешнего вида камня ляпис-лазури, а не для того, чтобы он использовался как часть глазури. [ 1 ] [ 3 ]
Использование лазурита
[ редактировать ]Хотя специалисты в целом сходятся во мнении, что кобальт – это материал, используемый для получения синего цвета глазури. Филипп Коломбан при анализе одного иранского кувшина тринадцатого века показал наличие лазурита, используемого в глазури. [ 4 ] [ 8 ]
Место производства
Кашан обычно считается центром производства этого типа керамики.
Описание
[ редактировать ]Цвета
[ редактировать ]Монгольское завоевание Ирана привело к исчезновению иллюстрированных сцен
Керамика Минаи (также известная как полукольцо) уступает место более плотным и менее фигурным композициям.
Лайвардинские изделия обычно характеризуются темно-синей или бирюзовой подглазурью, однако встречаются и образцы керамики белого или более зеленого оттенка. [ 9 ] Второй слой глазури, добавляющий абстрактный декор, часто бывает белого, красного и черного цвета, с инкрустацией кусочками сусального золота. [ 10 ] [ 11 ]
Украшение
[ редактировать ]
Декор лайвардинской керамики почти исключительно бесфигуративен. [ 12 ] После вторжения монгулов узоры стали более геометрическими и узорчатыми. [ 13 ] Влияние монголов также вызвало появление некоторых китайских мотивов, которые обычно встречаются в керамике Лайвардина, например, фениксов и завитков, а также таких растений, как лотосы, хризантемы и пионы. [ 9 ] [ 13 ] Считается, что это влияние исходило не непосредственно от китайской керамики, а от рисунков на ткани.
По словам Сустиэля, около трети фигурных изделий типа лайвардина представляют собой композиции радиального типа. [ 15 ]
Использование в архитектуре
[ редактировать ]Большинство образцов сосудов Лайвардины были изготовлены для декоративного использования. [ 13 ] Существует много примеров плитки Лайвардина, и ее часто использовали для облицовки фасадов зданий. Плитка считается наиболее хорошо сохранившимся примером дизайнерского стиля. [ 9 ]
Керамика типа Ладжвардина использовалась около 1334 года для покрытия мавзолея Кутама ибн Аббаса в некрополе Шах-и-Зинда близ Самарканда . [ 16 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Плитка, Иран, 1301–1353 гг. Посуда отлита и украшена сусальной позолотой и красной глазурью поверх синей. Институт искусств Чикаго
-
Чаша, конец 13 – начало 14 века, Иран. каменная паста; надглазурная роспись и позолота. Метрополитен-музей
-
Плитка с надписного фриза, начало XIV века, Иран, Кашан. каменная паста; лепная, надглазурная роспись, позолота. Метрополитен-музей
-
Три плитки с глазурью «Лайвардина», вторая половина XIII–XIV веков, Иран. каменная паста; лепка, роспись надглазурная, позолота. Метрополитен-музей
-
Фрагмент звездчатой плитки, вторая половина XIII века, Иран. каменная паста; лепка, роспись надглазурная, сусальное золочение. Метрополитен-музей
-
Крестообразная плитка, вторая половина XIII – начало XIV века, Иран. каменная паста; роспись надглазурная, сусальное золочение. Метрополитен-музей
-
Чаша с излучающими панелями. Конец 13 – начало 14 века. Каменная паста с пигментом и позолотой по глазури. Художественная галерея Йельского университета
-
Бутылка ок. 1300. Каменная паста с пигментом и позолотой по глазури. Художественная галерея Йельского университета
-
Фрагмент плитки, вторая половина XIII века, Иран. Композитный корпус; лепка, надглазурная роспись, позолота. Метрополитен-музей
-
Плитка в форме креста со свитками и птицами c. 1250 – ок. 1299. Рейксмузеум .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Уотсон, Оливер (2020). Керамика Ирана: исламская керамика из коллекции Сарихани . Нью-Хейвен. п. 402. ИСБН 978-0-300-25428-0 .
- ^ Jump up to: а б Карбони, Стефано (1993). Персидская плитка . Метрополитен-музей. п. 3.
- ^ Jump up to: а б с Уотсон, Оливер (2020). Керамика Ирана: исламская керамика из коллекции Сарихани . Нью-Хейвен. п. 347. ИСБН 978-0-30025428-0 .
- ^ Jump up to: а б Коломбан, Филипп (июнь 2003 г.). «Лазурит как неожиданный синий пигмент в иранской керамике Лайвардина: лазурит в иранской керамике Лайвардина» . Журнал рамановской спектроскопии . 34 (6): 422. doi : 10.1002/jrs.1014 .
- ^ Jump up to: а б с Уотсон, Оливер (2004). Керамика из исламских стран . Лондон: Темза и Гудзон, совместно с коллекцией аль-Сабах, Дар аль-Атар аль-Исламия, Национальный музей Кувейта. п. 28. ISBN 0-500-97629-5 . OCLC 53392499 .
- ^ Jump up to: а б Уотсон, Оливер (2004). Керамика из исламских стран . Лондон: Темза и Гудзон, совместно с коллекцией аль-Сабах, Дар аль-Атар аль-Исламия, Национальный музей Кувейта. стр. 31, 32. ISBN. 0-500-97629-5 . OCLC 53392499 .
- ^ Уотсон, Оливер (2004). Керамика из исламских стран . Лондон: Темза и Гудзон, совместно с коллекцией аль-Сабах, Дар аль-Атар аль-Исламия, Национальный музей Кувейта. п. 25. ISBN 0-500-97629-5 . OCLC 53392499 .
- ^ Маршруты лазурита, ляйвардины и обмен между искусством стекла, керамики и книг.
- ^ Jump up to: а б с Уотсон, Оливер (2004). Керамика из исламских стран . Лондон: Темза и Гудзон, совместно с коллекцией аль-Сабах, Дар аль-Атар аль-Исламия, Национальный музей Кувейта. п. 377. ИСБН 0-500-97629-5 . OCLC 53392499 .
- ^ Лейн, Артур (1957). Поздняя исламская керамика: Персия, Сирия, Египет, Турция . Университетское издательство Глазго. п. 7.
- ^ СУСТИЛЬ Жан. - Исламская керамика. Фрибур, книжная касса, 1985 г .;
- ^ ИЛ-ХАНИДЫ iv. Керамика
- ^ Jump up to: а б с Коллекция и коллекция К.Л. Дэвида (2001). Искусство из мира ислама в коллекции Давида . Кьельд фон Фольсах, фонд и коллекция CL Дэвида ([Исправленное и расширенное] изд.). Копенгаген: Коллекция Дэвида. п. 127. ИСБН 87-88464-21-0 . ОСЛК 48900291 .
- ^ Лейн, Артур (1957). Поздняя исламская керамика: Персия, Сирия, Египет, Турция . Университетское издательство Глазго. стр. 5, 9.
- ^ Сустьель, Жан (1985). Исламская керамика: путеводитель знатока . Чарльз Кифер, Анри Пьер Фурест. Фрибур (Швейцария): Книжная касса. ISBN 2-8264-0002-9 . OCLC 29289111 .
- ^ Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove