Jump to content

Керамика типа Лайвардина

Альбарелле, Иран, вторая половина XIII-XIV веков, Метрополитен-музей.

Керамика типа Лайвардина возникла в 13 веке после монгольского вторжения в Персию . Его производили на протяжении всего правления Ильханата . Он характеризуется темно-синим цветом и часто имеет геометрические узоры или листву, инкрустированную сусальным золотом. Стиль создан с использованием надглазурной эмали. Наносился первоначальный слой темно-синей глазури, изготовленной из кобальта, а затем еще один слой, часто золотой, на котором расписывались детали. [ 1 ] В основном его производили в Кашане , центре производства керамики и люстры в XII и начале XIII веков. [ 2 ] Этот стиль постоянно использовался для изготовления плитки и декоративных предметов с 1260-х годов до середины 14 века, когда производство значительно упало, что совпало с падением Ильханства в 1335 году. [ 3 ]

Этимология

[ редактировать ]

Термин коллекционеров «лайвардина» отсылает к персидскому названию лазурита, драгоценного синего минерала между лазурью и ультрамарином . Термин «лайвардина» является неправильным, поскольку для этой керамики характерно использование синего кобальта, который визуально имитирует лазурит. [ 4 ]

В 1180-х годах Кашан производил одни из лучших керамических изделий средневекового ислама. Кашан Поттерс усовершенствовал технику глянца, изобрел надглазурную эмаль и совершил прорыв в подглазурной живописи. Производство этих блестящих изделий значительно возросло. В частности, товары Кашана продавались по всей Средней Азии, Ирану, Сирии и Египту. Кашан широко производил эти товары до 13 века, когда опустошение, вызванное гневом монголов, привело к остановке производства почти на 40 лет. [ 1 ]

Монгольские армии обрушились на беспрецедентное насилие и разрушения, заставив Центральную Азию в тупик. Мы можем увидеть эти эффекты, изучая керамические артефакты в коллекциях. [ 5 ]

Люстры Кашана регулярно датируются началом 1220-х годов нашей эры; совпало с монгольским нашествием. Производство в это время останавливается. Затем все начинается снова в 1260-х годах нашей эры. К этому моменту монголы свергли последнего халифа Аббасидов, захватили Багдад и провозгласили себя ильханидскими правителями Ирана. [ 3 ]

После того как монголы Ильханиды установили свою власть, производство керамики возобновилось. Хотя все домонгольские виды керамики продолжали изготавливаться, влияние на стили декора в Иране было заметно. В производстве люстры плитка, судя по всему, стала преобладающей продукцией. Надглазурные эмали Ильханида известны как Лайвардина из-за характерной кобальтово-синей глазури, которую они имеют. Эти изделия лайвардины чаще всего украшены мотивами раскидистой листвы. [ 6 ]

Датированные материалы говорят нам, что монгольская лайвардина производилась во второй половине 13-го века и в 14-м веке во времена династии Ильканидов. Резкое снижение количества и качества изготовления люстр XV века указывает на сокращение этого метода. Корреляция между упадком метода и концом правления Ильханидов в 1335 году нашей эры не является прямой причинно-следственной связью. [ 5 ]

Производство

[ редактировать ]
Плитка в форме звезды, вторая половина XIII-XIV веков, Метрополитен-музей.

Фритварка

[ редактировать ]

Керамика Лайвардина обычно изготавливалась из материала, известного как керамика или каменная паста. Его получают путем соединения глины с измельченными фрагментами кварца, что приводит к получению более белой, хотя и в зависимости от размера кварца, более грубой и менее пластичной (легко поддающейся формованию) среды. В зависимости от процесса обжига глина и кварц сливаются с глазурью, образуя прочные предметы. [ 7 ]

В трактате Абуль Касима аль-Кашани

[ редактировать ]

Абуль Касим аль-Кашани происходил из рода гончаров.

Большинство знаний о производстве изделий Ладжвардина взято из известного трактата о керамике Абу'л Касима аль-Кашани 1301 года. Касим происходил из рода гончаров и дал отчет о создании гончарного дела как в своем прошлом, так и в настоящем, что совпало с Расцвет производства посуды лайвардина. [ 5 ]

Ученые полагаются на Касима, чтобы понять, как производить посуду, глазурь и методы обжига. [ 6 ] Известно, что через Касима смешивали темно-синюю подглазурную глазурь, характерную для посуды лайвардина. К измельченному стеклу и водной глазури нужно было «Добавить десять дирхамов Сулеймани лайварда» (то есть кобальта). Чтобы замешать бирюзовую глазурь лайвардина, «на каждого человека молотой банки добавляют десять дирхамов молотой жареной меди». [ 2 ] Эксперты уже давно интерпретировали использование Касимом слов «лайвард» или «сулеймани» в трактате как ссылку на кобальт и что Касам использует «лайвард» для обозначения внешнего вида камня ляпис-лазури, а не для того, чтобы он использовался как часть глазури. [ 1 ] [ 3 ]

Использование лазурита

[ редактировать ]

Хотя специалисты в целом сходятся во мнении, что кобальт – это материал, используемый для получения синего цвета глазури. Филипп Коломбан при анализе одного иранского кувшина тринадцатого века показал наличие лазурита, используемого в глазури. [ 4 ] [ 8 ]

Место производства

Кашан обычно считается центром производства этого типа керамики.

Описание

[ редактировать ]
Чаша типа Лайвардина с радиальной композицией, 13-14 века, Музей восточного искусства в Турине.

Монгольское завоевание Ирана привело к исчезновению иллюстрированных сцен

Керамика Минаи (также известная как полукольцо) уступает место более плотным и менее фигурным композициям.

Лайвардинские изделия обычно характеризуются темно-синей или бирюзовой подглазурью, однако встречаются и образцы керамики белого или более зеленого оттенка. [ 9 ] Второй слой глазури, добавляющий абстрактный декор, часто бывает белого, красного и черного цвета, с инкрустацией кусочками сусального золота. [ 10 ] [ 11 ]

Украшение

[ редактировать ]
Круглое блюдо из рыбы, конец 13 века - начало 14 века, Лувр.

Декор лайвардинской керамики почти исключительно бесфигуративен. [ 12 ] После вторжения монгулов узоры стали более геометрическими и узорчатыми. [ 13 ] Влияние монголов также вызвало появление некоторых китайских мотивов, которые обычно встречаются в керамике Лайвардина, например, фениксов и завитков, а также таких растений, как лотосы, хризантемы и пионы. [ 9 ] [ 13 ] Считается, что это влияние исходило не непосредственно от китайской керамики, а от рисунков на ткани.

[ 14 ]

По словам Сустиэля, около трети фигурных изделий типа лайвардина представляют собой композиции радиального типа. [ 15 ]

Использование в архитектуре

[ редактировать ]

Большинство образцов сосудов Лайвардины были изготовлены для декоративного использования. [ 13 ] Существует много примеров плитки Лайвардина, и ее часто использовали для облицовки фасадов зданий. Плитка считается наиболее хорошо сохранившимся примером дизайнерского стиля. [ 9 ]

Керамика типа Ладжвардина использовалась около 1334 года для покрытия мавзолея Кутама ибн Аббаса в некрополе Шах-и-Зинда близ Самарканда . [ 16 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Уотсон, Оливер (2020). Керамика Ирана: исламская керамика из коллекции Сарихани . Нью-Хейвен. п. 402. ИСБН  978-0-300-25428-0 .
  2. ^ Jump up to: а б Карбони, Стефано (1993). Персидская плитка . Метрополитен-музей. п. 3.
  3. ^ Jump up to: а б с Уотсон, Оливер (2020). Керамика Ирана: исламская керамика из коллекции Сарихани . Нью-Хейвен. п. 347. ИСБН  978-0-30025428-0 .
  4. ^ Jump up to: а б Коломбан, Филипп (июнь 2003 г.). «Лазурит как неожиданный синий пигмент в иранской керамике Лайвардина: лазурит в иранской керамике Лайвардина» . Журнал рамановской спектроскопии . 34 (6): 422. doi : 10.1002/jrs.1014 .
  5. ^ Jump up to: а б с Уотсон, Оливер (2004). Керамика из исламских стран . Лондон: Темза и Гудзон, совместно с коллекцией аль-Сабах, Дар аль-Атар аль-Исламия, Национальный музей Кувейта. п. 28. ISBN  0-500-97629-5 . OCLC   53392499 .
  6. ^ Jump up to: а б Уотсон, Оливер (2004). Керамика из исламских стран . Лондон: Темза и Гудзон, совместно с коллекцией аль-Сабах, Дар аль-Атар аль-Исламия, Национальный музей Кувейта. стр. 31, 32. ISBN.  0-500-97629-5 . OCLC   53392499 .
  7. ^ Уотсон, Оливер (2004). Керамика из исламских стран . Лондон: Темза и Гудзон, совместно с коллекцией аль-Сабах, Дар аль-Атар аль-Исламия, Национальный музей Кувейта. п. 25. ISBN  0-500-97629-5 . OCLC   53392499 .
  8. ^ Маршруты лазурита, ляйвардины и обмен между искусством стекла, керамики и книг.
  9. ^ Jump up to: а б с Уотсон, Оливер (2004). Керамика из исламских стран . Лондон: Темза и Гудзон, совместно с коллекцией аль-Сабах, Дар аль-Атар аль-Исламия, Национальный музей Кувейта. п. 377. ИСБН  0-500-97629-5 . OCLC   53392499 .
  10. ^ Лейн, Артур (1957). Поздняя исламская керамика: Персия, Сирия, Египет, Турция . Университетское издательство Глазго. п. 7.
  11. ^ СУСТИЛЬ Жан. - Исламская керамика. Фрибур, книжная касса, 1985 г .;
  12. ^ ИЛ-ХАНИДЫ iv. Керамика
  13. ^ Jump up to: а б с Коллекция и коллекция К.Л. Дэвида (2001). Искусство из мира ислама в коллекции Давида . Кьельд фон Фольсах, фонд и коллекция CL Дэвида ([Исправленное и расширенное] изд.). Копенгаген: Коллекция Дэвида. п. 127. ИСБН  87-88464-21-0 . ОСЛК   48900291 .
  14. ^ Лейн, Артур (1957). Поздняя исламская керамика: Персия, Сирия, Египет, Турция . Университетское издательство Глазго. стр. 5, 9.
  15. ^ Сустьель, Жан (1985). Исламская керамика: путеводитель знатока . Чарльз Кифер, Анри Пьер Фурест. Фрибур (Швейцария): Книжная касса. ISBN  2-8264-0002-9 . OCLC   29289111 .
  16. ^ Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 321fee247c09a067e684a2a943c1f3a2__1676611200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/32/a2/321fee247c09a067e684a2a943c1f3a2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lajvardina-type ceramics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)