Великая мечеть Кайруана
Великая мечеть Кайруана | |
---|---|
![]() Вечерняя панорама мечети | |
Религия | |
Принадлежность | ислам |
Статус | Активный |
Расположение | |
Расположение | Кайруан , Тунис |
Архитектура | |
Стиль | Аглабид , исламский |
Новаторский | 670 |
Минарет (а) | 1 |

Великая мечеть Кайруан ( араб . جامع القيروان الأكبر ), также известная как Мечеть Укбы ( Мечеть Акаба Бин Нафе ), расположена в наследия , внесенном в список Кайруане , Тунис, Всемирного Северная Африка ЮНЕСКО . [1]
Мечеть , основанная арабским генералом Укбой ибн Нафи в 50 году хиджры (670 г. н. э.) при основании города Кайруан, занимает площадь более 9 000 квадратных метров (97 000 квадратных футов). Это одно из старейших мест поклонения в исламском мире и образец для всех более поздних мечетей в Магрибе . [2] Его периметр, составляющий около 405 метров (1329 футов), включает гипостильный молитвенный зал, мощеный мрамором двор и квадратный минарет. Помимо своего духовного престижа, [3] Мечеть Укба – один из шедевров исламской архитектуры , [4] [5] [6] примечателен, среди прочего, первым исламским использованием подковообразной арки .
Обширные работы при Аглабидах два столетия спустя (9 век н. э.) придали мечети ее нынешний вид. [7] Слава мечети Укба и других святых мест Кайруана помогла городу развиваться и расширяться. Университет, состоявший из ученых, преподававших в мечети, был центром образования как исламской мысли, так и светских наук. [8] Его роль в то время можно сравнить с ролью Парижского университета в средние века . [9] С упадком города с середины 11 века центр интеллектуальной мысли переместился в университет Эз-Зитуна в Тунисе . [10]
Расположение и общий вид
[ редактировать ]



Мечеть расположена на северо-востоке медины Кайруана во внутреннем районе Хумат аль-Джами (буквально «район Великой мечети»). [11] Первоначально это место соответствовало сердцу городской структуры города, основанного Укбой ибн Нафи . Однако, учитывая естественное расположение земли, пересекаемой несколькими притоками вади , городское развитие города распространилось на юг. Человеческий фактор, в том числе году вторжение Хилалиана в 449 хиджры (1057 год нашей эры), привел к упадку города и остановке развития. По всем этим причинам мечеть, которая когда-то занимала центр Медины, когда была впервые построена в 670 году, теперь находится в самом восточном квартале, примыкающем к городским стенам.
Здание представляет собой огромный четырехугольник слегка неправильной формы площадью около 9000 м. 2 . С восточной стороны он длиннее (127,60 метра), чем с западной (125,20 метра), а с северной стороны короче (72,70 метра), чем с южной (78 метров). Главный минарет расположен на севере.
Снаружи Великая мечеть Кайруана представляет собой здание, похожее на крепость, с массивными стенами цвета охры толщиной 1,90 метра, состоящими из хорошо обработанных камней с промежуточными рядами бутового камня и обожженного кирпича . [12] Угловые башни высотой 4,25 метра с каждой стороны подкреплены прочными выступающими опорами. Конструктивно, учитывая мягкий грунт, подверженный уплотнению, башни с подпорками добавили устойчивости всей мечети. [13] Несмотря на строгие фасады, ритмичные узоры контрфорсов и высокие крыльца , некоторые из которых увенчаны куполами , придают святилищу ощущение поразительного сдержанного величия. [13] [14]
История
[ редактировать ]Эволюция
[ редактировать ]
При основании Кайруана в 670 году арабский полководец и завоеватель Укба ибн Нафи (сам основатель города) выбрал место для своей мечети в центре города, недалеко от резиденции губернатора. Около 690 г., вскоре после постройки, мечеть была разрушена. [15] во время оккупации Кайруана берберами, первоначально проведенной Кусаилой . Он был перестроен генералом Хасаном Гассанидов ибн ан-Нуманом в 703 году. [16] С постепенным увеличением населения Кайруана и последующим увеличением числа верующих Хишам ибн Абд аль-Малик , омейядский халиф в Дамаске , поручил своему губернатору Бишру ибн Сафвану провести работы по развитию города, которые включали реконструкцию и расширение мечети примерно в 724–728 годах. [17] Во время этого расширения он снес мечеть и перестроил ее, за исключением михраба. Именно под его руководством началось строительство минарета. [18] В 774 году произошла новая реконструкция с изменениями и украшениями. [19] проходил под руководством аббасидского губернатора Язида ибн Хатима . [20]

При правлении династии Аглабидов Кайруан достиг своего апогея, и мечеть извлекла выгоду из этого периода стабильности и процветания. В 836 году эмир Зиядат Аллах I реконструировал мечеть еще раз: [21] именно тогда здание приобрело, по крайней мере, полностью свой нынешний вид. [22] [23] При этом ребристый купол михраба был поднят на скосах . [24] Около 862–863 годов эмир Абу Ибрагим расширил молельню тремя пролетами на севере и добавил купол над арочным портиком , который предшествует молитвенному залу. [25] В 875 году эмир Ибрагим II построил еще три пролета, тем самым уменьшив размер внутреннего двора, который был дополнительно ограничен с трех других сторон добавлением двойных галерей . [26]
Нынешнее состояние мечети можно проследить до периода Аглабидов - ни один элемент не датируется ранее девятого века, кроме михраба - за исключением некоторых частичных реставраций и нескольких более поздних дополнений, сделанных в 1025 году в период Зиридов . [27] 1248 и 1293–1294 годы под властью Хафсидов . [28] 1618 год во времена Мурадид- беков , [29] и в конце девятнадцатого и начале двадцатого века. В 1967 году по всему памятнику были проведены крупные реставрационные работы, которые проводились в течение пяти лет под руководством Национального института археологии и искусства и завершились официальным открытием мечети во время празднования Мавлида 1972 года. [30]
Истории хостов
[ редактировать ]

Спустя несколько столетий после своего основания Великая мечеть Кайруана является предметом многочисленных описаний арабских историков и географов средневековья . Истории касаются главным образом различных этапов строительства и расширения святилища, а также последовательного вклада многих князей во внутреннее убранство (михраб, минбар , потолки и т. д.). Среди авторов, писавших на эту тему и чьи рассказы сохранились [22] являются Аль-Бакри (андалузский географ и историк, умерший в 1094 году и посвятивший достаточно подробное изложение истории мечети в своей книге «Описание Септентриальной Африки »), Ан-Нувайри (историк, умерший в Египте, 1332 год) и Ибн Наги (ученый и историк Кайруана, умер около 1435 г.).
О пристройках и украшениях, сделанных к зданию аглабидским эмиром Абу Ибрагимом, Ибн Наги дает следующее описание:
«Он построил в мечети Кайруана купол, возвышающийся над входом в центральный неф, вместе с двумя колоннадами, обрамляющими его с обеих сторон, и галереи были вымощены им. Затем он сделал михраб. » [22]

Среди западных путешественников, поэтов и писателей, посетивших Кайруан, некоторые оставили о мечети впечатления и свидетельства, иногда окрашенные эмоциями или восхищением. XVIII века Французский врач и натуралист Джон Эндрю Пейссонель, совершавший ознакомительную поездку в 1724 год, во время правления суверена Аль-Хусейна-бея I , подчеркивает репутацию мечети как признанного центра религиозных и светских исследований:
«Великая мечеть посвящена Укбе, где находится знаменитый колледж, где мы будем изучать самые отдаленные уголки этого королевства: обучают чтению и письму арабской грамматики, законов и религии. На содержание учителей взимается большая арендная плата. » [31]
В то же время врач и англиканский священник Томас Шоу (1692–1751), [32] совершая поездку по Тунисскому Регентству и проезжая через Кайруан в 1727 году, описал мечеть так: «которая считается самой красивой и самой священной из берберийских территорий», вспоминая, например: «почти невероятное количество гранитных колонн». [33]
В конце девятнадцатого века французский писатель Ги де Мопассан выражает в своей книге La vie errante («Блуждающая жизнь») свое восхищение величественной архитектурой Великой мечети Кайруана, а также эффектом, создаваемым бесчисленными колоннами: « Неповторимая гармония этого храма состоит в пропорциях и количестве этих тонких валов, поддерживающих здание, наполняющих, населяющих и делающих его таким, какое оно есть, создают его изящество и величие. Их красочное множество создает взору впечатление безграничности». [34] В начале двадцатого века австрийский поэт Райнер Мария Рильке так описывал свое восхищение минаретом:
«Есть ли в исламской архитектуре более красивая, чем эта до сих пор сохранившаяся старая башня, минарет? В истории искусства его трехэтажный минарет считается таким шедевром и образцом среди самых престижных памятников мусульманской архитектуры. » [35]
Архитектура и декор
[ редактировать ]

Экстерьер
[ редактировать ]Корпус
[ редактировать ]Сегодня ограждение Великой мечети Кайруан пронизано девятью воротами (шесть открываются во двор, двое открываются в молитвенный зал, а девятые позволяют получить доступ к максуре ). Некоторые из них, такие как Баб Аль-Ма (ворота вода), расположенные на западном фасаде, предваряются выступающими крыльцами , окруженными контрфорсами и увенчанными ребристыми куполами на основе квадратного лобабата , которые представляют собой перекрытия с тремя сводами . [12] [36] Однако арабские географы и историки средневековья Аль-Мукаддаси и Аль-Бакри сообщили о существовании примерно в десятом и одиннадцатом веках около десяти ворот, названных иначе, чем сегодня. Это отражает тот факт, что, в отличие от остальной части мечети, ограждение претерпело значительные изменения для обеспечения устойчивости здания (добавлено множество контрфорсов). Таким образом, некоторые записи были запечатаны, а другие сохранены. [12]
В тринадцатом веке были открыты новые ворота, самые примечательные ворота Баб Лалла Рихана, датированные 1293 годом, расположены на восточной стене ограды. [12] Монументальный вход, работа правителя Хафсидов Абу Хафса Умара ибн Яхьи (годы правления с 1284 по 1295 год), [37] Выходит на выдающуюся площадь, окруженную древними колоннами, поддерживающими подковообразные арки , и покрытую куполом на косах . [12] Передний фасад крыльца имеет большую подковообразную арку, опирающуюся на две мраморные колонны и увенчанную фризом, украшенным глухой аркадой , увенчанной зазубренными зубцами (в пилообразном расположении). [38] Несмотря на то, что Баб Лалла Рихана была построена в конце тринадцатого века, она хорошо сочетается со всеми зданиями, построенными в основном девятого века. [38]
- Ограждение и ворота мечети Укба
- Стена и крыльцы западного фасада (южная сторона)
- Крупным планом вид на один из входов западного фасада.
- Вид на середину южного фасада
- Ворота Баб Лаллы Риханы (конец тринадцатого века)
- Крупным планом вид на нижнюю часть Баб Лалла Рихана.
- Слепая аркада, украшающая верхнюю часть Баб Лалла Рихана.
Двор
[ редактировать ]

Двор представляет собой обширное пространство трапециевидной формы, внутренние размеры которого составляют примерно 67 на 52 метра. [39] [40] Он окружен со всех четырех сторон портиком с двойными рядами арок, открытыми слегка подковообразными арками, поддерживаемыми колоннами из различного мрамора , гранита или порфира , повторно использованными из римских, раннехристианских или византийских памятников, особенно из Карфагена . [14] Доступ во двор осуществляется через шесть боковых входов девятого и тринадцатого веков.
Портик на южной стороне двора, рядом с молитвенным залом, включает в себя в середине большую остроконечную подковообразную арку , покоящуюся на древних колоннах из белого прожилкового мрамора с коринфскими капителями . Это крыльцо высотой семь метров увенчано квадратным основанием, на котором покоится полусферический ребристый купол; последняя ребристая с ребрами с острыми краями. Промежуточное пространство, двенадцатиугольный барабан купола, пронизано шестнадцатью небольшими прямоугольными окнами, вставленными в закругленные ниши. [41] Большая центральная арка южного портика с каждой стороны окружена шестью ритмично расположенными подковообразными арками, которые ниспадают на две колонны, поддерживаемые колоннами. [42] В целом пропорции и общая планировка фасада южного портика с его тринадцатью арками, из которых средняя представляет собой своего рода триумфальную арку, увенчанную куполом, образуют ансамбль, обладающий «мощным величием», по словам французский историк и социолог Поль Себаг (1919–2004). [43]
- Дворовая зона и портики
- Вид на двор со стороны фасада молельного зала
- Крыльцо, увенчанное ребристым куполом, возвышается в середине южного портика двора.
- Вид на двор из одной из арочных галерей
- Портик, расположенный на восточной стороне двора.
- Внутренний вид восточного портика двора.
- Внутренний вид западного портика двора.
Детали внутреннего двора
[ редактировать ]Комбинация, образованная двором и окружающими его галереями, занимает огромную территорию, размеры которой составляют около 90 метров в длину и 72 метра в ширину. [44] Северная часть двора вымощена плиткой, а остальная часть пола почти полностью состоит из плит белого мрамора. Рядом с его центром находятся горизонтальные солнечные часы с надписью насхи, выгравированной на мраморе, датируемой 1258 годом хиджры (что соответствует 1843 году), к которым ведет небольшая лестница; оно определяет время молитв. Сборщик дождевой воды или имплювиум , вероятно, работа Мурадид - бея Мохамед-бея аль-Муради (1686–1696), представляет собой изобретательную систему, которая обеспечивает сбор (с помощью слегка наклонной поверхности двора) и последующей фильтрации ливневых вод в центральном бассейне, оборудованном с подковообразными арками, вылепленными из белого мрамора. [44] Освобожденная от примесей вода течет в подземную цистерну, поддерживаемую семиметровыми столбами. Во дворе также есть несколько колодцев, некоторые из которых расположены рядом. Их края, полученные из нижних частей древних пустотелых колонн, [45] поддерживайте канавки для струн назад ведер.
- Детали внутреннего двора
- Горизонтальные солнечные часы, расположенные во дворе.
- Одна из капителей двора, увенчанная небольшими вертикальными солнечными часами.
- Деталь арок и колонн северного портика двора.
- Вид на имплювий, который собирает дождевую воду и питает подземную цистерну.
- Сосредоточьтесь на бассейне для сбора дождевой воды
- Сосредоточьтесь на одном колодце во дворе.
Минарет
[ редактировать ]Минарет, занимающий центр северного фасада комплекса, имеет высоту 31,5 метра и установлен на квадратном основании по 10,7 метра с каждой стороны. [46] Он расположен внутри корпуса и не имеет прямого доступа снаружи. Она состоит из трех сужающихся уровней, последний из которых увенчан небольшим ребристым куполом, построенным, скорее всего, позже остальной части башни. [47] Первый и второй этажи увенчаны закругленными зубцами, пронизанными бойницами для стрел . Минарет служил сторожевой башней, а также призывом верующих к молитве . [47]
Дверь, ведущая на минарет, обрамлена перемычкой и косяками из переработанных резных фризов античного происхождения. [48] Есть каменные блоки римского периода с латинскими надписями. Их использование, вероятно, относится к работе, проделанной при губернаторе Омейядов Бишре ибн Сафване примерно в 725 году нашей эры, и они были повторно использованы у подножия башни. [48] Большая часть минарета датируется временами князей Аглабидов девятого века. Он состоит из правильных слоев тщательно отшлифованного бутового камня, что придает произведению стилистически восхитительную однородность и единство. [49]
Интерьер включает в себя лестницу из 129 ступенек, увенчанную цилиндрическим сводом , ведущую на террасы и первый ярус минарета. Внутренний фасад (или южный фасад) башни пронизан окнами, обеспечивающими освещение и вентиляцию. [50] а остальные три фасада, обращенные на север, восток и запад, пронизаны небольшими отверстиями в виде бойниц. [46] Минарет в его нынешнем виде датируется в основном началом девятого века, примерно 836 годом нашей эры. Это самый старый минарет в мусульманском мире . [51] [52] и это также самый старый в мире минарет, который все еще существует. [53]
Благодаря своему возрасту и своим архитектурным особенностям минарет Великой мечети Кайруан является прообразом для всех минаретов западного исламского мира: он служил образцом как в Северной Африке , так и в Андалусии . [54] Несмотря на массивную форму и строгое убранство, он, тем не менее, представляет собой гармоничную структуру и величественный вид. [50] [55]
- Минарет
- Минарет, вид со двора
- Дверь минарета
- Вид на второй и третий этажи минарета.
- Крупным планом вид на один из римских камней (с латинскими надписями), повторно использованный в основании минарета.
- Стена и окна южного фасада минарета
- Вид на минарет ночью
Советы
[ редактировать ]
Мечеть имеет несколько куполов, самый большой из которых находится над михрабом и входом в молитвенный зал со двора. В основе купола михраба лежит восьмиугольный барабан со слегка вогнутыми сторонами, приподнятый на квадратном основании, украшенный на каждой из трех своих южных, восточных и западных граней пятью плоскодонными нишами, увенчанными пятью полукруглыми арками. [24] [56] нишу посередине прорезает лопастной глазок, заключенный в круглую рамку. Этот купол, строительство которого восходит к первой половине девятого века (около 836 года), является одним из старейших и самых замечательных куполов в западном исламском мире. [57]
Интерьер
[ редактировать ]Молитвенный зал
[ редактировать ]Молитвенный зал расположен на южной стороне двора; и доступ к нему осуществляется через 17 резных деревянных дверей. Портик с двойным рядом арок предшествует просторному молитвенному залу, имеющему форму прямоугольника шириной 70,6 метра и глубиной 37,5 метра. [58]

Гипостильный зал разделен на 17 нефов по восемь пролетов, центральный неф шире, а также пролет вдоль стены киблы . [59] Они пересекаются под прямым углом перед михрабом, это устройство, получившее название «Т-образная форма», которое также встречается в двух иракских мечетях в Самарре (около 847 г.), было принято во многих мечетях Северной Африки и Андалузии, где оно стало особенностью. [60]
Центральный неф, своего рода триумфальная аллея, ведущая к михрабу. [61] значительно выше и шире остальных шестнадцати нефов молитвенного зала. Он окаймлен с каждой стороны двойным рядом арок, опирающихся на две колонны и увенчан резным гипсовым декором, состоящим из цветочных и геометрических узоров . [62]
Освещенный люстрами , в которых применены бесчисленные стеклянные светильники, [63] неф открывается в южный портик двора монументальной деревянной дверью с изящной резьбой, изготовленной в 1828 году во времена правления Хусейнидов . [64] Эта роскошная дверь с четырьмя створками , богато украшенными геометрическими мотивами, тиснеными по нижней части листвы и переплетающимися звездами, украшена у типана стилизованной вазой, из которой выходят извилистые стебли и листья. [65] Остальные двери молитвенного зала, некоторые из которых датируются временем Хафсидов , [66] отличаются своим декором, который состоит в основном из геометрических узоров (шестиугольных, восьмиугольных, прямоугольных узоров и т. д.). [58]
- Молитвенный зал
- Вид на галерею перед молитвенным залом.
- Одна из семнадцати резных деревянных дверей молитвенного зала.
- Крупным планом вид на верхнюю часть главной двери молитвенного зала
- Вид на центральный неф молитвенного зала
- Вид на два второстепенных нефа молитвенного зала.
- Вид на михраб, расположенный посередине стены киблы молитвенного зала
Колонны и потолок
[ редактировать ]
В молитвенном зале 414 колонн из мрамора , гранита или порфира. [67] (среди более чем 500 колонн во всей мечети), [68] взяты из древних мест страны, таких как Сбейтла , Карфаген , Гадруметум и Чемту , [58] поддерживайте подковообразные арки . Легенда гласит , что они не могли сосчитать их, не ослепнув. [69] Капители , опирающиеся на стволы колонн, имеют самые разнообразные формы и стили ( коринфские , ионические , композитные и т. д.). [58] Некоторые капители были вырезаны для мечети, но другие взяты из римских или византийских построек (со второго по шестой век) и использовались повторно. По мнению немецкого археолога Кристиана Эверта, особое расположение повторно используемых колонн и капителей, окружающих михраб, подчиняется четко определенной программе и символически рисует план Купола Скалы . [70] Стержни колонн вырезаны из мрамора разных цветов и разного фона. Те, что в белом мраморе, родом из Италии , [58] некоторые шахты, расположенные в районе михраба, выполнены из красного порфира, привезенного из Египта . [71] а те, что сделаны из зеленоватого или розового мрамора, добываются в карьерах Шемту , на северо-западе нынешнего Туниса . [58] Хотя валы имеют разную высоту, колонны хитроумно расположены так, чтобы гармонично поддерживать упавшие арки. Перепад высот компенсируется разработкой переменных оснований, капителей и перекладин ; некоторые из этих перекладин выполнены из кедрового дерева . [58] Деревянные стержни, которые обычно опускаются к основанию фрамуги , соединяют колонны вместе и сохраняют расстояние между арками, тем самым повышая устойчивость всех конструкций, поддерживающих потолок молитвенного зала. [72]

Покрытие молитвенного зала состоит из расписных потолков, украшенных растительными мотивами, и двух куполов: один приподнят в начале центрального нефа, а другой – перед михрабом . Последний, полусферическая шляпка которого прорезана 24 вогнутыми бороздками, расходящимися по вершине, [73] В основе - ребристая раковина в форме рогов и барабан, пронизанный восемью круглыми окнами, которые вставлены между шестнадцатью нишами, сгруппированными по две. [56] [74] Ниши покрыты резными каменными панелями, тонко украшенными характерными геометрическими, растительными и растительными узорами декоративного репертуара Аглабидов : ракушками, остроконечными арками, розетками, виноградными листьями и т. д. [56] С внешней стороны купол михраба опирается на восьмиугольный барабан со слегка вогнутыми сторонами, приподнятый на квадратном основании, украшенный на каждой из трех своих южных, пасхальных и западных граней пятью плоскодонными нишами, увенчанными пятью полукруглыми нишами. арки, [24] [56] нишу посередине прорезает лопастной глазок, заключенный в круглую рамку.

Расписные потолки представляют собой уникальный ансамбль из досок, балок и кронштейнов , иллюстрирующий почти тысячелетнюю историю росписи по дереву в Тунисе. Деревянные кронштейны предлагают широкий выбор стилей и декора в форме вороны или кузнечика с крыльями или фиксированными, для них характерна обстановка, сочетающая в себе цветочную роспись или резьбу, с бороздками. Самые старые доски относятся к периоду Аглабидов (девятый век) и украшены завитками и розетками на красном фоне, состоят из квадратов с вогнутыми сторонами, в которые вписаны четырехлепестковые цветы зеленого и синего цветов, выполненные династией Зиридов. (одиннадцатый век) характеризуются надписями черным куфическим письмом с золотой каймой, а стойки букв заканчиваются лопастными цветочками, все на коричневом фоне, украшенном простыми цветочными узорами.
Доски, расписанные в период Хафсидов (тринадцатый век), представляют собой цветочный декор, состоящий из бело-синих арок, переплетенных с лопастными зелеными. Последние, датированные семнадцатым и восемнадцатым веками (в основном датируемые временем Мурадид -беев ), отличаются эпиграфическим декором, состоящим из длинных черных и красных текстов на оливково-зеленом фоне, по сравнению с написанными с 1618 по 1619 год, во времена правления Мурад I-бей (1613–1631), а те, что относятся к восемнадцатому веку, имеют надписи белым шрифтом насхи на оранжевом фоне. [75]
Михраб и Минбар
[ редактировать ]
Михраб имам , указывающий на Киблу (направление на Мекку ), перед которым стоит во время молитвы, расположен посередине южной стены молитвенного зала. Его образует ниша в форме печи , обрамленная двумя мраморными колоннами и увенчанная расписным деревянным полукуполом. Ниша михраба имеет длину два метра, высоту 4,5 метра и глубину 1,6 метра. [76]
Михраб мечети, декор которого является замечательным свидетельством мусульманского искусства первых веков ислама, отличается гармоничной композицией и качеством орнаментов. Считающийся старейшим образцом вогнутого михраба , в своем нынешнем состоянии он датируется 862–863 годами нашей эры. [77]


В верхней части его окружают 139 люстровых плиток (с металлическим блеском), каждая площадью 21,1 сантиметра, расположенных по диагонали в виде шахматной доски. Разделенные на две группы, они датируются началом второй половины девятого века, но доподлинно не установлено, были ли они изготовлены в Багдаде или в Кайруане багдадским ремесленником. специалисты. Эти плитки, украшенные в основном цветочно-растительными мотивами (стилизованные цветы, пальмовые листья и асимметричные листья на нижней штриховке и в клетку), относятся к двум сериям: одна полихромная, характеризующаяся большим богатством тонов от светло-золотого до светло-темного или охристо-желтого. , а от кирпично-красного до коричневого лака, другой монохромный — красивый блеск, переходящий от дымчатого золота к зеленому золоту. Покрытие вокруг них украшено голубыми растительными мотивами XVIII или первой половины XIX века. Подковообразная арка михраба, свая и сломанная вверху, опирается на две колонны из красного мрамора с желтыми прожилками, увенчанные капителями в византийском стиле, несущими две перекладины с резными цветочными узорами, каждая из которых украшена Куфическая надпись рельефная.

Стена михраба покрыта 28 панелями из белого мрамора с резьбой и перфорацией, которые имеют большое разнообразие растительных и геометрических узоров, включая стилизованный виноградный лист, цветок и ракушку. За ажурным намеком скрывается древнейшая ниша, на которой было сформулировано несколько предположений. Если обратиться к истории Аль-Бакри, андалузского историка и географа одиннадцатого века, то именно михраб совершил Укба ибн Нафи, основатель Кайруана, тогда как Люсьен Гольвин разделяет мнение, что это не михраб. старый михраб, но вряд ли начатое строительство, которое может служить опорой мраморных панелей и восходит либо к работам Зиадет Аллаха I (817–838), либо к работам Абул Ибрагима примерно в 862–863 годах. [78] Над мраморной облицовкой нишу михраба венчает полукуполообразный свод из гнутой древесины манцинеля . Покрытая толстым слоем полностью окрашенной вогнутости арки украшена переплетающимися завитками, обволакивающими стилизованные пятилопастные листья винограда, трехлопастные цветочки и острые гроздья, все желтого цвета на темно-синем фоне. [75]
Минбар . , расположенный справа от михраба, используется имамом во время пятничных или праздничных проповедей и представляет собой кафедру в форме лестницы с верхним сиденьем, к которой ведут одиннадцать ступенек, длиной от 3,93 метра до высоты 3,31 метра . Датированный девятым веком (около 862 г.) и возведенный во времена правления шестого аглабидского правителя Абула Ибрагима (856–863 гг.), он выполнен из тикового дерева, импортированного из Индии. [79] Среди всех кафедр мусульманского мира это, безусловно, самый старый образец минбара, сохранившийся до наших дней. [80] Изготовленный, вероятно, краснодеревщиками Кайруана (некоторые исследователи отсылают также к Багдаду), он представляет собой совокупность более 300 тонко вырезанных деревянных изделий с исключительным орнаментальным богатством (растительные и геометрические узоры относятся к моделям Омейядов и Аббасидов), среди которых около 90 прямоугольных панно с множеством резных сосновых шишек , виноградных листьев, тонких и гибких стеблей, ланцетных плодов и различных геометрических фигур (квадраты, ромбы, звезды и т. д.). Верхний край рампы минбара украшен богатым и изящным растительным декором, состоящим из попеременно расположенных листовых свитков, каждый из которых содержит распростертый виноградный лист и гроздь винограда. В начале двадцатого века минбар подвергся кропотливой реставрации. Хотя он существует уже более одиннадцати веков, все панели, за исключением девяти, являются оригинальными и находятся в хорошей сохранности, тонкость исполнения минбара делает его великим шедевром исламской резьбы по дереву, отсылающим к Павлу. Себаг. [81] Этот старый стул девятого века до сих пор стоит на своем первоначальном месте, рядом с михрабом.
Максура
[ редактировать ]
Максура , расположенная рядом с минбаром, представляет собой забор, ограничивающий частную ограду, которая позволяет государю и его высокопоставленным чиновникам следовать за торжественной пятничной молитвой , не смешиваясь с верующими. Жемчужина искусства работы с деревом, созданная во время правления зиридского принца Аль-Муизза ибн Бадиса и датируемая первой половиной одиннадцатого века, считается старейшей из сохранившихся до сих пор в исламском мире. Это забор из кедрового дерева с тонкой резьбой и резьбой с трех сторон с различными геометрическими мотивами высотой 2,8 метра, длиной восемь метров и шириной шесть метров. [82] Его главным украшением является фриз, венчающий каллиграфию, увенчанную линией заостренных ажурных зубцов , с надписью витиеватого куфического характера, вырезанной на фоне переплетения растений. Тщательно выполненный рельефно, он представляет собой одну из самых красивых эпиграфических полос исламского искусства. [82]
Рядом расположена библиотека, куда можно попасть через дверь, косяки и перемычка которой вырезаны из мрамора и украшены фризом с цветочным орнаментом. Окно библиотеки отличается элегантной обстановкой с двумя колоннами по бокам проема, который представляет собой подковообразную арку, увенчанную шестью глухими арками и увенчанную рядом пилообразных уступов. [83]
Произведения искусства
[ редактировать ]Мечеть Укба, одно из немногих религиозных сооружений ислама, сохранила почти все свои архитектурные и декоративные элементы и благодаря богатству своего репертуара является настоящим музеем исламского декоративного искусства и архитектуры. Большинство работ, на которых основана репутация мечети, до сих пор сохраняются на месте, а некоторые из них пополнили коллекции Раккады Национального музея исламского искусства ; Раккада расположена примерно в десяти километрах к юго-западу от Кайруана.
Из библиотеки мечети хранится большая коллекция каллиграфических свитков и рукописей , самая старая из которых датируется второй половиной девятого века. Эта ценная коллекция, наблюдаемая с конца девятнадцатого века французскими востоковедами Октавом Удасом и Рене Бассе, которые упоминают в своем отчете о своей научной миссии в Тунисе, опубликованном в Журнале африканской переписки в 1882 году, согласно описи, составленной во время Хафсиды ( ок. 1293–1294 ) — несколько Коранов и книг по фикху , которые касаются главным образом маликитского фикха и его источников. Это старейший из сохранившихся фондов юридической литературы Малики. [84]

Среди лучших произведений этой серии наиболее выделяются страницы Синего Корана , выставленные в настоящее время в Национальном музее исламского искусства Раккады, из знаменитого Корана второй половины четвертого века хиджры (десятого века). из которых хранится в Тунисе, а остальные разбросаны по музеям и частным коллекциям по всему миру. , отличающиеся куфическим характером, Суры написаны золотом на пергаменте, окрашенном индиго , их отличает компактный рисунок без знаков гласных. Начало каждой суры обозначено полосой, состоящей из стилизованной золотой листвы, усеянной красными и синими точками, а стихи разделены серебряными розетками. Другие свитки и каллиграфические Кораны, такие как Коран Хадины, скопированные и иллюстрированные каллиграфом Али ибн Ахмадом аль-Варраком для гувернантки зиридского принца Аль-Муиза ибн Бадиса примерно в 1020 году нашей эры, также находились в библиотека перед передачей в музей Раккады. Этот сборник является уникальным источником для изучения истории и эволюции каллиграфии средневековых рукописей Магриба, охватывающей период с девятого по одиннадцатый век.
Другие произведения искусства, такие как световые короны (круглые люстры), выполненные из литой бронзы , датируемые периодом Фатимидов - Зиридов (примерно десятый — начало одиннадцатого века), первоначально принадлежали к убранству мечети. Эти поликанделоны, ныне разбросанные по различным музеям Туниса, включая Раккаду, состоят из трех цепей, поддерживающих перфорированную латунную пластину, имеющую центральное круглое кольцо, вокруг которого расходятся 18 равноудаленных столбов, соединенных множеством подковообразных арок и оборудованных для каждого из двух расширяющихся ориентиров. Каждая из трех цепочек, соединенных подвесным кольцом, прикреплена к пластине миндалевидным навершием. Короны света отмечены византийским влиянием, в которое кайруанский ремесленник привнес особенности исламского декоративного репертуара (геометрические и цветочные мотивы). [85]
Роль в мусульманской цивилизации
[ редактировать ]Во времена своего величайшего расцвета, между девятым и одиннадцатым веками нашей эры, Кайруан был одним из величайших центров исламской цивилизации, и его репутация как очага науки охватывала весь Магриб . В этот период Великая мечеть Кайруана была одновременно местом молитвы и центром преподавания исламских наук под руководством Малики. Его роль можно предположительно сравнить с ролью Парижского университета в Средние века . [86]
Помимо исследований по углублению религиозной мысли и юриспруденции Малики , в мечети также проводились различные курсы по светским предметам, таким как математика, астрономия , медицина и ботаника . Передачу знаний гарантировали выдающиеся ученые и богословы, среди которых были Сахнун ибн Саид и Асад ибн аль-Фурат , выдающиеся юристы, которые внесли большой вклад в распространение мысли Малики, Исхак ибн Имран и Ибн аль-Джаззар в медицине, Абу Сахл аль-Кайруани и Абд аль-Моним аль-Кинди по математике . Таким образом, мечеть, штаб-квартира престижного университета с большой библиотекой, содержащей большое количество научных и богословских трудов, была самым замечательным интеллектуальным и культурным центром Северной Африки в девятом, десятом и одиннадцатом веках. [87]
35 ° 40'53 "N 10 ° 06'14" E / 35,68139 ° N 10,10389 ° E
См. также
[ редактировать ]- Список старейших мечетей
- История средневековых арабских и западноевропейских куполов
- Минар (Фирузабад)
- Мавританская мечеть, Капуртала
Ссылки
[ редактировать ]- ^ || Геотунис 2009 :: Кайруан ||
- ^ Великая мечеть Кайруана (discoverislamicart.org). Архивировано 7 апреля 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ «Великая мечеть Кайруана – Кайруан, Тунис» . Архивировано из оригинала 15 августа 2019 г. Проверено 24 августа 2009 г.
- ^ «Кайруан – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО» . Архивировано из оригинала 23 августа 2022 г. Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Кайруан 499» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 26 октября 2012 г. Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ Великая мечеть (kairouan-cci2009.nat.tn) [ мертвая ссылка ] [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ (на французском языке) Мхамед Хассин Фантар, От Карфагена до Кайруана: 2000 лет искусства и истории Туниса . ред. Французское агентство художественных действий, Париж, 1982 год, п. 23
- ^ Уилфрид Кнапп и Невилл Барбур , Северо-Западная Африка: политический и экономический обзор, Издания Oxford University Press, Оксфорд, 1977 г., страница 404
- ^ Анри Саладен, Тунис и Кайруан, Издания Анри Лоран, Париж, 1908 год, стр. 118
- ^ Махмуд Абд аль-Мавла, Зайтунский университет и тунисское общество, Издания Maison Tiers-Monde, Тунис, 1984 г., стр. 33
- ^ Керру, Мохамед (10 сентября 1998 г.). «Кварталы и пригороды медины Кайруана. От слов к способам пространственного определения» . Бытие. Общественные науки и история . 33 (1): 49–76. doi : 10.3406/genes.1998.1539 – через www.persee.fr.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Мечеть Окба ибн Нафи в Кайруа – ограда и подъезды» . islamickairouan.net . Архивировано из оригинала 18 августа 2011 года.
- ^ Перейти обратно: а б Неджи Джеллул, соч. цит. , с. 8
- ^ Перейти обратно: а б (на французском языке) Анри Саладин, Тунис и Кайруан , колл. Знаменитые города искусства, изд. Анри Лоран, Париж, 1908 г., с. 120
- ^ Амеде Гиро, История Туниса: арабские военные экспедиции 7-го века. и IX и век , изд. SAPI, Тунис, 1937, с. 48
- ^ Джек Финеган, Археология мировых религий , том. III, изд. Издательство Принстонского университета, Принстон, 1965, с. 522
- ^ Пол Себаг, Великая мечеть Кайруана , изд. Робер Дельпир , Париж, 1963, с. 25
- ^ Джайт, Хишем (10 сентября 1973 г.). «Арабская Африка в VIII веке (86-184 гг./705-800 гг.)» . Анналы . 28 (3): 601–621. дои : 10.3406/ahess.1973.293371 . S2CID 162217635 – через www.persee.fr.
- ^ Средиземноморская археология , № 1–2, 1965, с. 163
- ^ Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутера, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (2010). «В1.ф Великая мечеть». Ифрикия: тринадцать веков искусства и архитектуры Туниса . Исламское искусство в Средиземноморье (2-е изд.). Музей без границ и Министерство культуры, Тунис. ISBN 9783902782199 .
- ^ Разия Гровер Мечети , с. 52 года, Новая Голландия, 2007 г. ISBN 1-84537-692-7 , ISBN 978-1-84537-692-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Голвин, Люсьен (10 сентября 1968 г.). «Некоторые размышления о великой мечети Кайруана в период Аглабидов» . Обзор мусульманских миров и Средиземноморья . 5 (1): 69–77. doi : 10.3406/remmm.1968.982 – через www.persee.fr.
- ^ Александр Пападопуло, Ислам и мусульманское искусство , изд. Гарри Н. Абрамс, Нью-Йорк, 1979, с. 507
- ^ Перейти обратно: а б с «Соха Гаафар и Марва Мурад, «Великая мечеть Кайруана, ключевое звено в истории архитектуры», Le Progrès Egypt , 29 октября 2005 г., стр. 3» (PDF) (на французском языке). [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Пол Себаг, соч. цит. , с. 40
- ^ Жорж Марсе, Архитектура: Тунис, Алжир, Марокко, Испания, Сицилия , том. Я, изд. Пикард, Париж, 1927, с. 12
- ^ Неджи Джеллул, соч. цит. , с. 32
- ^ Пол Себаг, соч. цит. , с. 53
- ^ Пол Себаг, соч. цит. , с. 59
- ^ «Жак Верите, Сохранение Великой мечети Кайруана , изд. ЮНЕСКО, Париж, 1981» (PDF) (на французском языке). (1,40 МБ)
- ^ «Махмуд Буали, «Почти три столетия назад, в высшей степени просвещенный туризм», La Presse de Tunisie , дата неизвестна» .
- ^ «Краткая биография Томаса Шоу (Общество англистов высшего образования)» . Архивировано из оригинала 13 августа 2010 года.
- ^ (на французском языке) Кайруан не был запретным городом (Столица исламской культуры, 2009 г.) [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Мохамед Бергауи, Туризм и путешествия в Тунисе: годы регентства , изд. Симпакт, Тунис, 1996, с. 231
- ^ (на французском языке) Влияние Кайруана на искусство и литературу (Столица исламской культуры, 2009 г.) [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Неджи Джеллул, соч. цит. , с. 9
- ^ «Фрагмент дерева, украшенный аркатурами периода Хафсидов (Кантара)» . Архивировано из оригинала 8 октября 2011 года.
- ^ Перейти обратно: а б Неджи Джеллул, соч. цит. , с. 10
- ^ Пол Себаг, соч. цит. , с. 85
- ^ Харрисон, Питер (10 сентября 2004 г.). Замки Бога: укрепленные религиозные постройки мира . Бойделл Пресс. ISBN 9781843830665 – через Google Книги.
- ^ (на французском языке) Анри Саладин, Тунис и Кайруан , с. 122
- ^ «Мечеть Окба ибн Нафи в Кайруа – Купол Баху» . islamickairouan.net . Архивировано из оригинала 18 августа 2011 года.
- ^ Пол Себаг, соч. цит. , с. 102
- ^ Перейти обратно: а б «Мечеть Окба ибн Нафи в Кайруа – Внутренний двор и минарет» . islamickairouan.net . Архивировано из оригинала 30 июля 2013 года.
- ^ Пол Себаг, соч. цит. , с. 90
- ^ Перейти обратно: а б Пол Себаг, соч. цит. , с. 97
- ^ Перейти обратно: а б Неджи Джеллул, соч. цит. , с. 15
- ^ Перейти обратно: а б Неджи Джеллул, соч. цит. , с. 13
- ^ Неджи Джеллул, соч. цит. , с. 14
- ^ Перейти обратно: а б «Минарет Великой мечети Кайруан (Кантара)» . Архивировано из оригинала 7 июля 2010 года.
- ^ Ахмад Фикри, Исламское искусство Туниса: Великая мечеть Кайруана , том. II, изд. Анри Лоран, Париж, 1934, с. 114
- ^ Дэвидсон, Линда Кей; Гитлиц, Дэвид Мартин (10 сентября 2002 г.). Паломничество: От Ганга до Грейсленда: Энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 9781576070048 – через Google Книги.
- ^ Майкл Грант, «Рассвет средневековья» , изд. Вайденфельд и Николсон, Лондон, 1981, с. 81
- ^ «Минарет Великой мечети Кайруан (Кантара)» . Архивировано из оригинала 11 мая 2013 года.
- ^ «Мечеть Окба ибн Нафи в Кайруа – Минарет» . islamickairouan.net . Архивировано из оригинала 18 августа 2011 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Мечеть Окба ибн Нафи в Кайруа – Купол Михраба» . islamickairouan.net . 27 января 2022 г. Архивировано из оригинала 30 июля 2013 г.
- ^ Жорж Марсе, Купол и потолки Великой мечети Кайруана , изд. Турнье, Париж, 1925, с. 11
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Мечеть Окба ибн Нафи в Кайруа – Молитвенная комната» . islamickairouan.net . 27 января 2022 г. Архивировано из оригинала 18 августа 2011 г.
- ^ «Презентация Великой мечети Кайруан (Кантара)» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года.
- ^ Жорж Марсе, Архитектура: Тунис, Алжир, Марокко, Испания, Сицилия , том. я, с. 140
- ^ Неджи Джеллул, соч. цит. , с. 34
- ^ Неджи Джеллул, соч. цит. , с. 33
- ^ Анри Саладин, Тунис и Кайруан , с. 124
- ^ Жорж Марсе, Архитектура: Тунис, Алжир, Марокко, Испания, Сицилия , том. II, с. 897
- ^ Неджи Джеллул, соч. цит. , с. 28
- ^ (на французском языке) Памятники Кайруана (Strabon.org). Архивировано 20 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Обзор географии , том. 8, изд. Шарль Делагрейв, Париж, 1989, с. 396
- ^ Centre italien d'études du haut Moyen Âge, Идеологии и практики повторного использования в раннем средневековье: 16–21 апреля 1998 г. Том 2 , изд. В La Sede del Centro, Сполете, 1999, с. 815
- ^ Кольцо, Труди; Салкин, Роберт М.; Бода, Шэрон Ла; Уотсон, Ноэль; Шеллингер, Пауль (10 сентября 1994 г.). Международный словарь исторических мест: Ближний Восток и Африка . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781884964039 – через Google Книги.
- ^ Кристиан Эверт и Йенс-Петер Виссак, Исследование мечети Альмохадов , изд. Филипп фон Заберн, Майнц, 1980, стр. 15–20 (рис. 20).
- ^ Actualité des Religions , № 12–22, 2000, стр. 64
- ^ Неджи Джеллул, соч. цит. , с. 35
- ^ Неджи Джеллул, соч. цит. , с. 42
- ^ «Презентация Великой мечети Кайруана (ArchNet)» . Архивировано из оригинала 20 ноября 2010 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Мечеть Окба ибн Нафи в Кайруа – Потолки» . islamickairouan.net . Архивировано из оригинала 2 февраля 2014 года.
- ^ «Михраб Великой мечети Кайруана (Кантары)» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года.
- ^ Буркхардт, Титус (10 сентября 2009 г.). Искусство ислама: язык и значение . World Wisdom, Inc. ISBN 9781933316659 – через Google Книги.
- ^ Lucien Golvin, « Le mihrab de Kairouan », Kunst des Orients, vol. V, 1969, pp. 1–38
- ^ «Минбар Великой мечети Кайруан (Кантара)» . Архивировано из оригинала 27 июля 2011 года.
- ^ Мохаммад Аднан Бахит, История человечества , Routledge, 2000, стр. 345
- ^ Пол Себаг, соч. цит. , с. 105
- ^ Перейти обратно: а б «Максура Великой мечети Кайруана (Кантара)» . Архивировано из оригинала 8 октября 2011 г. Проверено 29 августа 2010 г.
- ^ Неджи Джеллул, соч. цит. , с. 57
- ^ Вайс, Бернард Г. (10 сентября 2002 г.). Исследования по теории исламского права . БРИЛЛ. ISBN 9004120661 – через Google Книги.
- ^ «Круглая люстра - Откройте для себя исламское искусство - Виртуальный музей» . islamicart.museumwnf.org .
- ^ Анри Саладин, Тунис и Кайруан , с. 118
- ^ «Нурдин Лаугу, «Роль библиотек мечетей в истории», Аль-Джамиа, том 45, № 1, страницы 103 и 105, 2007 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 июля 2011 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Неджи Джеллул, 2000. Кайруан, Великая мечеть . Контрастные издания.
- Пол Себаг, 1965 год. Великая мечеть Кайруана . Нью-Йорк Макмиллан.
- Джон Д. Хоаг, 1987. Исламская архитектура . Риццоли.
- Джонатан М. Блум, 2002. Раннее исламское искусство и архитектура . Эшгейт.
- GT Rivoira, 2009, Мусульманская архитектура. Его истоки и развитие . АСЛАН ПР.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Заведения VII века в Африке
- Мечети VIII века
- Мечети в Тунисе
- Аркады (архитектура)
- Кайруан
- Заведения VII века в халифате Омейядов
- Большие мечети
- 670 заведений
- Религиозные здания и сооружения, построенные в 670-х годах.
- 703 заведения
- Религиозные здания и сооружения, построенные в 700-х годах.
- Мечети VII века
- Аглабидская архитектура