Великая мечеть Сфакса
Великая мечеть Сфакса | |
---|---|
Великая мечеть Сфакса | |
![]() | |
Религия | |
Принадлежность | ислам |
Расположение | |
Расположение | Сфакс , Тунис |
Географические координаты | 34 ° 44'10 "N 10 ° 45'39" E / 34,73611 ° N 10,76083 ° E |
Архитектура | |
Тип | мечеть |
Стиль | Аглабид , Зирид , Исламский |
Дата установления | около 849 |
Технические характеристики | |
Купол (ы) | 2 |
угрожать (а) | 1 |
Высота минарета | примерно 25 м |
Материалы | кирпич, камень, мрамор |
Великая мечеть Сфакса ( араб . الجامع الكبير بصفاقس была самой важной мечетью в старом городе Сфакс ) , Тунис . Первоначально он был построен в середине 9 века под властью династии Аглабидов , вассального государства Аббасидского халифата . Мечеть была городским и религиозным центром города и в более поздние периоды претерпела несколько серьезных изменений. [1] В архитектурном отношении он примечателен минаретом и необычно оформленным восточным фасадом. [1]
Расположение
[ редактировать ]Мечеть расположена в центре древнего города Сфакс и занимает самый его центр, что делало планировку города Сфакса очень похожей на планировку Куфы , одного из первых исламских городов. [2] С момента постройки он был окружен наиболее важными производственными центрами и рынками города и продолжает сохранять свою экономическую ценность по сей день. [3]
История
[ редактировать ]Фундамент
[ редактировать ]Великая мечеть Сфакса не имеет точной даты, но предполагается, что она была построена примерно в то же время, около 849 года нашей эры, но после периода Аглабидов она была значительно изменена. [4] [5] Спонсором его строительства, по общему мнению, был кади Али ибн Аслам аль-Джабаньяни, ученик маликитского ученого Имама Сахнуна . [4] Первоначальная планировка мечети, вероятно, была очень похожа на планировку Великой мечети Кайруана, перестроенной в начале того же века при аглабидском эмире Зиядат Аллахе I. [6] : 25
Зиридский период
[ редактировать ]Ремонт мечети проводился сначала в 980, а затем в 988 году, во время правления Зиридов ( вассалов Фатимидских халифов ). [7] В X веке мечеть уменьшили в размерах, убрав ее западную половину, придав ей гораздо более узкий план и оставив минарет стоящим в углу, а не в середине северной стороны двора, как это было обычно в то время. [6] : 72 [8] : 135 [4] Надписи в мечети фиксируют ремонтные работы как в 988, так и в 1085 году. [1] Жорж Марсе объяснил сокращение площади мечети до 988, а ее косметический ремонт - до 1085. [6] : 72 Первоначальный михраб был заменен новым в стиле Зирида в середине теперь укороченной (южной) стены киблы . [1] В период Зиридов первоначальный минарет Аглабидов, который, вероятно, представлял собой стройную двухэтажную башню, был заключен внутри нового, большего размера минарета, построенного вокруг него в начале 11 века. [4] Необычно украшенный внешний восточный фасад мечети также отнесен к периоду Зиридов многими учеными, в том числе Жоржем Марсе и Люсьеном Гольвеном. [1] [6] : 108
Османский период
[ редактировать ]Мечеть была расширена в 18 веке, в период Бейлика , за счет повторного расширения молитвенного зала на запад, придав ему нынешнюю планировку. Расширение произошло в 1758 и 1774 годах. [1] были архитекторами мечети. В результате этого расширения площадь мечети стала такой же, как и ее предполагаемый первоначальный размер, но двор остался небольшим по сравнению с молитвенным залом. [4] [6] : 72–73 Новый михраб был построен посередине стены киблы расширенного молитвенного зала, а старый михраб Зирида был отгорожен стеной. [1] Архитекторами, ответственными за эту работу, были Хадж Саид аль-Катти, главный каменщик, и художник Тахар аль-Маниф, которого также называют мастером михраба. [9] : 13–14
В 19 веке минарет был отреставрирован Ибн Йемлюлем аль-Бергавати. [7] [ необходимы дополнительные ссылки ]
Французская оккупация
[ редактировать ]Период французской оккупации считался самым мрачным периодом для великой мечети с момента ее основания. Бомбы, сброшенные французским военным флотом во время осады в 1881 году, нанесли значительный ущерб минарету мечети. После того как французским солдатам удалось захватить город, они превратили мечеть в казарму, где солдаты стирают одежду, а чашу мечети использовали для привязывания своих лошадей. [ нужна ссылка ] Во время Второй мировой войны, в 1942 году, на мечеть упали еще две бомбы. Два местных подрядчика, Мохамед Трабелси и Наджар Али Шакер, взяли на себя причиненный ими сопутствующий ущерб. [ нужна ссылка ]
Пост-независимость
[ редактировать ]После обретения Тунисом независимости в различных частях мечети был проведен капитальный ремонт. При этом была снесена терраса, построенная на его восточной стороне, чтобы защитить здание от протечек дождевой воды. [ нужна ссылка ]
Архитектура
[ редактировать ]Мечеть состоит из большого гипостильного молитвенного зала, занимающего большую часть пространства, и гораздо меньшего прямоугольного двора ( сана ) в северо-восточной части мечети.
Молитвенный зал
[ редактировать ]Молитвенный зал состоит из 9 нефов или проходов, перпендикулярных стене киблы (южной стене), разделенных рядами арок, поддерживаемых повторно использованными древними колоннами (как это было в оригинальной структуре Аглабидов). [6] : 73 Первоначально зал, вероятно, был покрыт плоским деревянным потолком, но с тех пор его заменили каменными сводами . [6] : 73 Пять восточных нефов были частью старой мечети эпохи Зирида, а четыре западных нефа являются частью более позднего расширения мечети. В восточной части длина каждого нефа составляет 6 пролетов (т.е. длина 6 арок). В западной части гипостильные нефы проходят по всей длине мечети, за исключением слегка усеченного угла, где проходит нынешняя улица. [6] : 73 Центральный михраб мечети, построенный в XVIII веке, рифленый внутри или рифленый и украшен куфическими арабскими надписями. Над михрабом находится памятная надпись поэта Али аль-Гураба. [1] Бывший михраб Зирид, расположенный дальше на востоке, был вновь открыт после того, как он был окружен стеной в течение многих лет. Небольшое оригинальное украшение, которое здесь сохранилось, позволяет предположить, что это, вероятно, было похоже на михраб, найденный в Великой мечети Махдии . [1]
-
Внутри молитвенного зала
-
Сводчатый потолок молитвенного зала
-
Центральный михраб мечети (18 век)
-
Бывший михраб мечети эпохи Зирида ( 10-12 века).
Двор
[ редактировать ]
Двор со всех четырех сторон окружен аркадной галереей, также перекрытой паховыми сводами. С южной стороны находится своего рода « притвор », ведущий в молитвенный зал шириной в пять пролетов. Его центральный пролет слегка выступает во двор и перекрыт куполом. В отличие от более старых куполов Аглабидов, купол не опирается на восьмиугольный барабан . [6] : 73 К опорам, поддерживающим этот купол, примыкают колонны, а обращенная во двор западная опора (справа, если смотреть в сторону молельного зала) частично перекрыта высокой мраморной доской, вырезанной в форме арки с куфическими надписями. Эта доска служила своеобразным наружным михрабом для совершающих молитвы во дворе, наподобие аназы . [6] : 73 Его относят к периоду Фатимидов (10 век) на основании стиля куфического письма. [9] : 29 Деревянные двери, ведущие из притвора в молитвенный зал, были изготовлены мастером-плотником по имени Ахмед Шаабуни. Они богато украшены геометрическими и растительными мотивами и изначально расписаны красками. [1]
Минарет
[ редактировать ]Минарет, толстая кубовидная башня, построенная в период Зиридов вокруг первоначального минарета Аглабидов, возвышается из угла двора, недалеко от середины северного края мечети. Первоначальный минарет также имел квадратное основание, но его сторона составляла всего 4,2 метра, а высота могла достигать 20 метров. [4] Нынешний минарет сильно отличается от современных минаретов периода Фатимидов-Зиридов, и его форма напоминает минарет Великой мечети Кайруана 9-го века. [6] : 109 Его высота составляет около 25 метров. [9] : 41 Как и последний, он состоит из трех ярусов. Первый ярус, самый большой, имеет высоту в три этажа и пронизан дверью на первом этаже и окном на каждом этаже выше. Окна имеют микстилинейную форму (смесь прямых и изогнутых линий). Верх шахты увенчан несколькими горизонтальными полосами декора: карнизом из треугольных зубцов , фризом из утопленных кругов, изящным фризом с куфическими надписями и вверху линией декоративных пронизанных зубцов . Зубцы напоминают подобную форму украшения, найденную в мечети Ибн Тулуна и в мечетях Фатимидов в Каире . [6] : 109 [1] Это украшение повторяется и на втором ярусе минарета, возвышающемся на один этаж. Последний ярус на вершине представляет собой тонкую конструкцию, похожую на фонарь, открытую с четырех сторон, с соединенными колоннами по углам и увенчанную куполом. [6] : 109
-
Вид на минарет со двора
-
Деталь оформления первого яруса минарета.
-
Деталь украшения верхушки минарета.
Восточный фасад
[ редактировать ]Исключительный восточный внешний фасад мечети украшен рядом декоративных ниш или углублений в форме подковообразных арок над дверями и окнами. Некоторые из них содержат арабские надписи. Этот фасад может принадлежать оригинальной мечети 9-го века, но его уникальный и необычный внешний вид может датировать его более поздним периодом. [4] Многие ученые относят это к периоду Зиридов, в том числе Люсьен Гольвен и Жорж Марсе. [1] [6] : 108 Помимо общей композиции, еще одной необычной особенностью является повторное использование византийской мраморной панели с христианскими мотивами, вмонтированной в стену над одним из окон. На панели вырезано изображение двух обращенных друг к другу павлинов (частично стертое резцом неизвестной даты) на фоне лиственных мотивов и с греческой надписью вверху. Неполная надпись, по-видимому, была частью обращения к Богу, Христу или Деве Марии . [9] : 36–38 Такое включение христианского произведения искусства с фигурными мотивами так четко в мечеть трудно объяснить, но, возможно, это было возможно из-за терпимости Фатимидов к неортодоксальным выражениям или из-за существования местных покровителей византийского происхождения, которые решили повторно использовать эту панель. . Поскольку в надписи больше не упоминается христианский деятель, которому она была посвящена, она могла быть совместима с общим религиозным посланием мечети. [9] : 36–39
-
Внешний восточный фасад мечети
-
Табличка с надписью в одной из утопленных арок.
-
Еще одна надпись на фасаде
-
Византийское мраморное панно восточного фасада.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутера, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (2010). «VIII. 1. f Большая мечеть». Ифрикия: тринадцать веков искусства и архитектуры Туниса . Исламское искусство в Средиземноморье (2-е изд.). Музей без границ и Министерство культуры, Тунис. ISBN 9783902782199 .
- ^ Медина Сфакса. ЮНЕСКО . Проверено 2 августа 2017 г.
- ^ «Великая мечеть Сфакса » . История Сфакса (на арабском языке) . Проверено 16 февраля 2018 г. .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700–1800 гг . Издательство Йельского университета. стр. 37–38. ISBN 9780300218701 .
- ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Архитектура; IV в. 750 – ок. 900; Г. Тунис». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла.
- ^ Перейти обратно: а б Пекташ, Кадир (2009). «Большая мечеть Сфакса» . Энциклопедия ислама (на турецком языке). Том. 36. Стамбул: Турецкий фонд Диянет. стр. 286–287.
- ^ Мазо, Сибилла (2011). «Архитектура Аглабидов». В Хаттштайне, Маркус; Делиус, Питер (ред.). Ислам: искусство и архитектура . хфулльманн. стр. 132–139. ISBN 9783848003808 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Марсэ, Жорж; Голвин, Люсьен (1960). Великая мечеть Сфакса (на французском языке). Типография Ла Рапид.